Проводит выборы в свою пользу
Последние недели ленты новостей заполнены Белоруссией, судом Михаила Ефремова, отравлением Навального и другими острыми темами. Безусловно, темы общественно значимые и важные. Однако на этом фоне тихо-тихо приближается Единый день голосования 13 сентября, о котором как будто все позабыли. А ведь это центральное политическое событие текущего периода!
Значимость этих выборов нельзя переоценить. Очевидно, что российские власти будут обкатывать на них технологии, которые затем будут усовершенствованы и применены на всех дальнейших выборах, в том числе — на выборах Госдумы-2021.
Кремль, похоже, заинтересован в том, чтобы голосование 13 сентября прошло без ажиотажа, с невысокой явкой, когда сторонники оппозиции останутся дома, а результат будет традиционно сделан в пользу партии власти и ее сателлитов за счет мобилизации ядерного электората власти и применения административного ресурса (плюс, конечно, при помощи «новинки» — многодневного голосования, призванного максимально затруднить контроль за выборами со стороны общественности). Характерно, что если на голосование по поправкам в Конституцию приглашали из каждого утюга, то про региональные выборы практически нет информации.
Если властям удастся провести выборы 13 сентября без «шума и пыли», добившись приемлемого для себя результата, то в Кремле сделают однозначный вывод о том, что ничего кардинально менять не нужно. Что ставка на подобные выборы и манипуляции с голосами вкупе с точечными репрессиями в отношении оппозиционеров работает, поэтому можно и дальше продолжать в том же духе. Это будет очень плохой для России вариант.
Поэтому всем гражданам, которые хотят политических и социально-экономических перемен нужно осознать всю значимость грядущих выборов. Тем более, как и в 2018 году после пенсионной реформы, сейчас в народе накопилось колоссальное раздражение — от коронавирусных экспериментов, от сидения на карантине и связанного с ним падения доходов, которое не было в должном объеме компенсировано властями, до агрессивного навязывания лукавых поправок в Конституцию. Да плюс к тому, уже два месяца вся страна наблюдает протесты в Хабаровске, а теперь и в Белоруссии.
Все это с большой долей вероятности может привести к масштабному протестному голосованию 13 сентября, которое спутает все планы администрации президента. Видимо, именно из-за этого власти так нервничают, нагло снимают с выборов своих основных конкурентов — кандидатов от команды КПРФ и лево-патриотических сил, а также стараются всеми способами «сушить» явку избирателей.
Однако, даже несмотря на такие ухищрения, несмотря на отказ в регистрации кандидатов в губернаторы от КПРФ и лево-патриотических сил сразу в 5 (!) регионах, несмотря на скандалы со снятием кандидатов-коммунистов на городских и местных выборах в Ульяновске, Красноярском крае и на других территориях — прогнозы и сигналы из регионов приходят для Кремля очень тревожные.
По многим социологическим исследованиям, вполне возможен второй тур на выборах губернатора в Иркутской области, где после грубого «выдавливания» со своего поста Сергея Левченко баллотируется ставленник власти, врио главы региона Игорь Кобзев. Похожая ситуация ожидается в Пензенской области, Краснодарском крае, Костромской области.
Большие проблемы прогнозируются для ставленников Кремля на выборах губернатора Архангельской области. Также проблемными для провластных кандидатов будут губернаторские выборы в Пермском крае, Ростовской области и, безусловно, выборы в региональные и городские парламенты в большинстве регионов, где они проводятся.
В этой ситуации особенно важно, чтобы каждый избиратель пришел на голосование, а также поучаствовал в наблюдении за выборами. Тогда появляется серьезный шанс «опрокинуть» кандидатов от власти во многих регионах. И это очень важно! Надо понимать, что существенное поражение партии власти может вынудить кремлевскую администрацию отвергнуть тактику «выжженного политического поля» и проводить будущие выборы в более конкурентной и свободной обстановке, что пойдет на благо нашей стране.
Ну а если 13 сентября власти пойдут на грубые нарушения и подтасовки, то это может всколыхнуть волну протестных акций, что также дает шанс на позитивные перемены в России, так как на этих протестах могут соединиться самые разные оппозиционные силы, которым придется договариваться между собой.
В любом случае, игнорировать грядущие выборы никак нельзя. Успех оппозиции даст шанс на улучшение российского политического климата. И, наоборот, победа партии власти окончательно «заморозит» ситуацию, что, в итоге, приведет Россию к деградации и серьезным потрясениям с непредсказуемым итогом. Так что 13 сентября ждем всех на избирательных участках.
Приведено в качестве иллюстрации. Источник – бесплатный фотобанк
Немного лирического отступления
До единого дня голосования, который пройдет 8 сентября, осталось менее трех недель. В канун этого важного события в общественной и политической жизни страны мы решили напомнить нашим читателям, почему важно исполнить свой гражданский долг – сходить на избирательный участок и принять участие в выборах.
Предстоящий день выборов станет логическим завершением хода избирательных кампаний разного уровня в различных регионах России. В четырех регионах пройдут дополнительные выборы депутатов в Государственную Думу Российской Федерации: Новгородская, Свердловская, Орловская области и Хабаровский край, в 16 регионах будут проводятся выборы высших должностных лиц: Астраханская, Сахалинская, Курганская, Липецкая, Курская, Челябинская, Оренбургская, Мурманская, Волгоградская, Вологодская области; Забайкальский и Ставропольский края; республики Башкортостан, Калмыкия, а также ряд региональных кампаний.
Очевидные причины, почему это важно
Первой и самой важной причиной осуществить свое волеизъявление является одно из главных конституционных прав граждан право избирать и быть избранным, данное всем россиянам. Именно посредством свободных и открытых выборов в Российской Федерации реализуются демократические принципы устройства власти и государства. Использование этого права дает возможность участвовать в процессе управления государством и непосредственно влиять на формирование органов власти.
Вторая причина кроется в том, что именно от участия или неучастия граждан в выборах зависит дальнейшая жизнь региона, субъекта и целой страны. Выбирать, доверяя и с полной ответственностью – вот принцип, которым должен руководствоваться каждый гражданин, решая вопрос о своем участии в избирательном процессе. Возможность выбора дается гражданам не так часто – раз в год или в несколько лет – и потому ее нужно использовать с полным чувством ответственности и сопричастности, чтобы сделать свой посильный вклад в процессе определения пути, по которому пойдет регион или государство в целом в последующий после избирательного цикла период.
Третья причина – участие в выборах является прямым фактом проявления настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, демонстрирует реальную озабоченность гражданина судьбой своего города или региона. Гражданин, использующий свое право по назначению по справедливости может быть достоин уважения, ведь в первую очередь именно участие в избирательном процессе становится условием здорового развития гражданского общества.
Четвертая причина – наибольшая явка избирателей на выборах является залогом честных выборов. Чем больше людей проявят свою сопричастность и осознанную политическую позицию и выразят свое мнение, тем честнее будут выборы. Именно всеобщее неравнодушие позволит свести на нет распространенное мнение о том, что выбор ничего не значит, ведь чем больше избирателей примут участие в выборах, тем меньше будет возможностей у недобросовестных участников процесса осуществлять попытки нарушения законодательства и влияния на ход голосования. Максимальная явка избирателей значительно снижает вероятность подделки и подтасовки результатов голосования. Во время прошлых выборов в некоторых регионах России благодаря установленным на избирательных участках камерам, были зафиксированы вбросы в урны пачек бюллетеней. Эти бюллетени – голоса тех, кто выборы проигнорировал. Только при условии всеобщей электоральной активности можно обеспечит наивысшую чистоту и прозрачность института демократии в России.
Пятая причина напрямую связана с развитием избирательного процесса и законодательства, потому как все последние нововведения направлены на создание условий для того, чтобы каждый избиратель, вне зависимости от своего местонахождения мог реализовать свое законное право. Для этого успешно реализуется механизм «мобильный избиратель», позволяющий сэкономив время, подать заявление о своем желании голосовать по месту фактического нахождения в день голосования. Это может занять не более 5 минут!
Вам ВЫБИРАТЬ!
На муниципальных и региональных выборах 13 сентября будет вновь использована система «Умное голосование» (УГ), разработанная в 2019 году Алексеем Навальным для поддержки наиболее сильных оппозиционных кандидатов. В регионах уже началась борьба за включение в списки УГ, хотя некоторые политики его критикуют, а один из кандидатов даже подал на господина Навального в суд за включение его фамилии в список УГ. Руководство оппозиционных партий не ждет от УГ особых результатов, но эксперт допускает, что госпитализация господина Навального может повысить эффективность системы.
Как сообщили “Ъ” в региональных штабах Алексея Навального, проект «Умное голосование» будет задействован 13 сентября на региональных и муниципальных выборах и на довыборах в Госдуму в тех регионах, где есть действующие штабы. Система дает зарегистрировавшимся в ней избирателям рекомендации о голосовании за наиболее сильных кандидатов — не единороссов.
Координаторы штабов утверждают, что популярность УГ, как и количество зарегистрированных на его сайте пользователей, возрастает.
Это мнение разделяют некоторые кандидаты от парламентской оппозиции. Так, в Чувашии на УГ надеются оппоненты врио главы республики, справоросса Олега Николаева от КПРФ и ЛДПР: по их мнению, УГ повышает протестную активность и увеличивает вероятность назначения второго тура и победы в нем оппозиции. При этом коммунист Александр Андреев сказал “Ъ”, что на муниципальном уровне КПРФ будет в основном продвигать своих кандидатов, а воспользоваться УГ предложит своим сторонникам лишь в тех округах, где нет ее выдвиженцев. А кандидат от ЛДПР Константин Степанов выразил мнение, что в списки УГ должны войти либерал-демократы, потому что среди них «как минимум нет ни одного ранее судимого кандидата».
Координатор курганского штаба Алексея Навального Алексей Шварц сказал “Ъ”, что у партий большой спрос на поддержку УГ: «Мне пишут разные кандидаты с просьбами включить в список “Умного голосования”. Я им говорю — иди на округ и работай, становись популярным среди избирателей. Я-то тут причем». Обратная ситуация в соседней Челябинской области, где кандидат в депутаты областного заксобрания от ЛДПР Константин Киреев в начале августа подал в Люблинский райсуд Москвы иск к Алексею Навальному с требованием удалить свое имя из списка УГ и взыскать с оппозиционера 1 млн руб. Истец считает, что в 2019 году УГ не позволило ему выиграть выборы в райсовет Челябинска, а в этом году может помешать на выборах в заксобрание. Оппоненты партийца раздавали людям листовки с информацией о его включении в список УГ, что, по его мнению, «значительно снизило его рейтинг» и привело к проигрышу. Глава челябинского штаба Алексея Навального Алексей Барабошкин, напротив, уверен, что господин Киреев «получил большую часть голосов именно благодаря “Умному голосованию”».
Иногда кандидаты идут на соглашение и уступают друг другу. Так, зарегистрированный на выборах в гордуму Краснодара общественный активист Виталий Солонченко решил сняться в пользу кандидата от КПРФ. «Продолжая свою избирательную кампанию, я буду оттягивать голоса у моего соперника, самого пассионарного коммуниста Кубани Александра Сафронова. Следуя принципам “умного голосования”, я принял решение снять свою кандидатуру»,— написал он в своем Telegram-канале.
В руководстве оппозиционных партий говорят, что не рассчитывают на УГ.
Помощник лидера КПРФ Геннадия Зюганова Александр Ющенко сказал “Ъ”, что коммунисты надеются на поддержку «разумных избирателей», которые будут голосовать за программу партии. «Что касается господина Навального: мы заинтересованы в поддержке любых людей, которые поддерживают нашу программу, а не превращают выборы в самолюбование»,— добавил коммунист. Заместитель руководителя центрального аппарата ЛДПР Сергей Каргинов отметил, что «партия всегда рассчитывала на свои силы и не обращалась к Навальному или другим технологиям», а если ее кандидатов и включали в списки УГ, то не по их просьбе. Председатель «Яблока» Николай Рыбаков признался, что партия будет благодарна за любую помощь, но «переоценивать в масштабах страны влияние “Умного голосования” на результаты выборов не стоит». «Саму тактику я считаю ошибочной, потому что людей нужно поддерживать исходя из их идей и ценностей, а не из их шансов на победу»,— подчеркнул политик.
Политолог Алексей Швайгерт считает, что УГ не является значимым за пределами столиц и отчасти Екатеринбурга и Новосибирска, где «традиционно есть значительное количество избирателей, разделяющих демократические ценности рассерженных горожан, которые являются аудиторией “Умного голосования”». По мнению политолога Дмитрия Абзалова, УГ может оказаться эффективным в городах с активными штабами — в Новосибирске, Томске и Чебоксарах, но это сработает, «только если есть договоренность с местными оппозиционными группами». При этом госпитализация Алексея Навального может стать «драйвером роста протестного голосования при правильном позиционировании штабов», допускает эксперт.
Кира Дюрягина, корреспондентская сеть “Ъ”
Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) проводятся в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта РФ является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица, а если срок его полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, — день голосования на указанных выборах.
В случае досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ выборы проводятся с учетом сроков назначения выборов в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ очередного созыва — в день голосования на указанных выборах.
Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность.
Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта РФ.
Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и отрешенный от этой должности президентом РФ, в течение двух лет не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации.
Гражданин России, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия президента России может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица, если они назначены в связи с досрочным прекращением полномочий на основании отставки по собственному желанию.
Президент России по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.
Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ.
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.
Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв подписи не допускается.
Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.
Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Предвыборная агитация проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Правом голосовать на выборах обладают граждане России, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Также подача заявлений о включении в список избирателей на другом участке возможна в рамках механизма “мобильный избиратель”.
Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.
О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.
Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке.
Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения.
Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.
Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.
На выборах высшего должностного лица субъекта РФ избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта РФ, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей.
Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место передается следующему по числу полученных голосов кандидату. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.
Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, автономного округа, входящего в состав области, может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта, автономного округа, входящего в состав области, избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо соответственно депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области. Порядок избрания устанавливается местным законодательством.
При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников