Проведенная оптимизация несомненно оказала пользу

Почему хитрая? Во-первых, она прокрадывается в текст незаметно и выкуриваться из него не желает. Во-вторых, серьезные правила, объясняющие эту ошибку, отсутствуют. В-третьих, авторы чаще всего ее вообще не замечают, и приходится им доказывать, что тут ошибка. А единственное внятное объяснение: «так не говорят и не пишут» совершено не работает. Потому что вот этот конкретный автор как раз так говорит и пишет. Короче, эта коварная и хитрая зараза называется “ошибка лексической сочетаемости”.

Что такое лексическая сочетаемость

Текст, как вы догадываетесь, состоит из предложений, а они из слов. Но это часто не разрозненные слова, а словосочетания. Например, мы пишем: «утро» и дальше глагол «наступило» или «прошло». Между существительным «утро» и глаголам «наступило» и «прошло» есть лексическая связь, они сочетаются друг с другом. А вот словосочетание «утро закончилось» звучит хуже, но тут тоже нет ошибки сочетаемости, просто отражение какого-то нюанса в восприятии ситуации или неопытность автора. Собственно сочетаемых друг с другом слов в русском языке много и выбор большой. Но авторы все равно умудряются ошибаться. Причем многие ошибки лексической сочетаемости принимают характер устойчивых речевых штампов.

Что с чем не сочетается

Лексическая несочетаемость – это соединение двух слов, которые соединять в тексте нельзя, потому что объект, который выражен существительным, не может совершать действие, выраженное глаголом.

Чаще всего эта ошибка возникает, когда пишущий путает части двух устойчивых выражений. Один из самых распространенных случаев – словосочетание «играет значение». Это ошибка, так не говорят. «Имеет значение», но «играет роль». Еще примеры.

  • «Предпринять меры» — ошибка. Правильно: «принять меры», но «предпринять шаги».
  • «Быть в поле внимания» — ошибка. Правильно: «быть в центре внимания», но «быть в поле зрения».
  • «Поднять тост» — ошибка, тост – это речь, его нельзя поднять. Правильно: «произнести тост», но «поднять бокал».
  • «Улучшить уровень жизни» — ошибка. Уровень не может быть плохим или хорошим, он может быть низким или высоким. Поэтому правильно: «повысить уровень жизни».
  • «Оказать заботу» — ошибка. Правильно: «проявить заботу», но «оказать услугу».

И таких словосочетаний масса, все их перечислить невозможно. Но, думаю, вы уже поняли суть ошибки. Теперь о причине.

Взято с Яндекс-картинок

Причина ошибки лексической сочетаемости

Лексическая сочетаемость связана с семантикой слов, то есть с их значением. И ошибки случаются не только из-за банальной путаницы (Ну, с кем не бывает!), но и из-за незнания значения слов и терминов или смутного понимания их смысла. Иногда автор употребляет иностранные термины, не вникая в их значения, как в случае с «тостом».

А бывает и в совершенно родных словосочетаниях делается подобная ошибка. Например, выражение «скоропостижный отъезд» довольно часто встречается. А здесь ошибка, в русском языке слово «скоропостижный» употребляется только в одном смысле – «конец» или «смерть». А отъезд может быть скоропалительным.

Или выражение «повысить кругозор». Это как? Задумаемся над смыслом высказывания. Кругозор – это обзор вокруг себя. Как его можно повысить? Взлететь? Кругозор можно только расширить, даже увеличить его нельзя.

Вот еще часто встречающееся у начинающих авторов выражение «облокотиться спиной». Это как? Опять-таки автор не задумался о смысле, о том, что можно облокотиться на стол, поставив на него локти. А спиной можно только опереться.

Химера – классический пример несочетаемости. Вот таких химер в тексте нужно избегать.

Встречаются ошибки лексической сочетаемости, связанные с речевыми традициями языка. Например, можно «причинить горе», но нельзя «причинить радость», можно «потерпеть поражение», но нельзя «потерпеть победу».

Продолжать разбор примеров можно было бы долго. Но я на этом остановлюсь.

Как избежать ошибок лексической сочетаемости?

Вот в этом еще одна хитрость. Выучить все коварные словосочетания – это не выход. Главное условие победы над этой коварной ошибкой – хорошее чувство языка и культура речи. Когда человек вдумывается в то, как он говорит, то и в письменной речи ошибок будет меньше.

И здесь не надо возмущаться и восклицать: «Все так говорят!». Если вы пишете и делаете это публично, то эти тексты должны соответствовать нормам и правилам русского языка.

Сегодня, на мой взгляд, получилось излишне нравоучительно. Но реально надоело объяснять, что так не говорят, а в ответ слышать: «Почему?»

До понедельника, друзья мои. И нас с вами снова ждет практикум, причем очень интересный.

Источник

ВАРИАНТ 4

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.
Арахис, бармен, безумолчный, блокировать, газопровод, кровото-чить, искра, квартал, кремень, лифты, красивее, (среди) повестей, сироты, облегчить, опошлить, пломбировать, подключен, разогнутый, танцовщик, умерший.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразователь-ных норм.
1) В нашем доме завсегда рады гостям.
2) Мама каждый день приготавливает для нас обед.
3) Он подскользнулся и сломал ногу.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Трактор, бухгалтер, выговор, вызов, доктор, инженер, ректор, ярус, мастер, вексель.
2. Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения)
Эри, коллега, сирота, табель, плащ-палатка, пони, крупье, торнадо, цунами, МВФ, какаду.
3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму роди-тельного, дательного, творительного и предложного падежей).
Двести двадцать один, семьсот девяносто три, девятьсот шестьдесят четыре.
4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматиче-ских норм, и исправьте предложения.
1) Те, кто прикладывают много усилий, всегда добиваются своего.
2) Мы не смогли выполнить задание по независимым от нас причи-нам.
3) Новая формулировка закона была сходна прежней.
4) Наш завод оказался более передовым.
5) Директор фабрики подчеркнул о важности этого вопроса.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Объясните значения слов-паронимов.
Будний – будничный, невежа – невежда, логический – логичный, теневой – тенистый, фактичный – фактический.
2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Со-ставьте с ними предложения.
Унификация, мультимедиа, паритет, прогресс, дендрарий.
3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.
Привести к общему знаменателю, ящик Пандоры, душа не на месте, кровь с молоком.
4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.
1) Проведенная оптимизация, несомненно, оказала пользу.
2) Скрепя сердцем мы согласились.
3) Мое терпение исчерпано.
5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
1) Я связался по телефону с коллегой по работе.
2) Кошки ревниво охраняют свою территорию.
3) Началась очередная предвыборная компания.
4) В коллективе сложилась сложная ситуация.
5) Инцидент имел место благодаря халатности главного инженера.
6) На третьем курсе нам предоставилась возможность пройти практику на предприятиях.
7) Сегодня очень холодно, поэтому советуем одеть шапки.
8) Хозяин офиса пристально следит за чистотой.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова: книжную или разговорную. Если слово имеет книжную окраску, то укажите, в каких функциональных стилях оно может использоваться.
Чаровница, запрос, зеница, орать, фикция, метод, налогоплательщик, шоумен, рейтинг, генеральша, пролонгировать, темнить, обвесить, законодательство, тезис, морда.
2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.
В мае 1997 года Всемирной Организацией Здравоохранения в Женеве была сформирована Рабочая Группа по болезни Паркинсона. Целью создания этой организации было привлечение внимания правительств и организаций здравоохранения всех стран мира к социальным проблемам, развитию образовательных программ, как для врачей-специалистов, так и для больных болезнью Паркинсона. На сегодняшний день в мире насчитывается около 7 миллионов больных этим заболеванием. У каждого десятого пациента диагноз ставится до достижения 50-летнего возраста. Это огромная армия больных, которые требуют пожизненного лечения у врача и, что особенно важно, социальной адаптации и социальной поддержки. К сожалению, сегодня это заболевание вылечить невозможно. Но за последние 30-40 лет сделаны семимильные шаги в понимании биохимических изменений, происходящих при болезни Паркинсона.

Читайте также:  Полевая мышь вред и польза и вред

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).
1) Величайшие истины – самые простые (Л. Н. Толстой).
2) Нужна ли России «суверенная» демократия?

Источник

ВАРИАНТ 4

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.
Арахис, бармен, безумолчный, блокировать, газопровод, кровото-чить, искра, квартал, кремень, лифты, красивее, (среди) повестей, сироты, облегчить, опошлить, пломбировать, подключен, разогнутый, танцовщик, умерший.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразователь-ных норм.
1) В нашем доме завсегда рады гостям.
2) Мама каждый день приготавливает для нас обед.
3) Он подскользнулся и сломал ногу.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Трактор, бухгалтер, выговор, вызов, доктор, инженер, ректор, ярус, мастер, вексель.
2. Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения)
Эри, коллега, сирота, табель, плащ-палатка, пони, крупье, торнадо, цунами, МВФ, какаду.
3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму роди-тельного, дательного, творительного и предложного падежей).
Двести двадцать один, семьсот девяносто три, девятьсот шестьдесят четыре.
4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматиче-ских норм, и исправьте предложения.
1) Те, кто прикладывают много усилий, всегда добиваются своего.
2) Мы не смогли выполнить задание по независимым от нас причи-нам.
3) Новая формулировка закона была сходна прежней.
4) Наш завод оказался более передовым.
5) Директор фабрики подчеркнул о важности этого вопроса.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Объясните значения слов-паронимов.
Будний – будничный, невежа – невежда, логический – логичный, теневой – тенистый, фактичный – фактический.
2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Со-ставьте с ними предложения.
Унификация, мультимедиа, паритет, прогресс, дендрарий.
3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.
Привести к общему знаменателю, ящик Пандоры, душа не на месте, кровь с молоком.
4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.
1) Проведенная оптимизация, несомненно, оказала пользу.
2) Скрепя сердцем мы согласились.
3) Мое терпение исчерпано.
5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
1) Я связался по телефону с коллегой по работе.
2) Кошки ревниво охраняют свою территорию.
3) Началась очередная предвыборная компания.
4) В коллективе сложилась сложная ситуация.
5) Инцидент имел место благодаря халатности главного инженера.
6) На третьем курсе нам предоставилась возможность пройти практику на предприятиях.
7) Сегодня очень холодно, поэтому советуем одеть шапки.
8) Хозяин офиса пристально следит за чистотой.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова: книжную или разговорную. Если слово имеет книжную окраску, то укажите, в каких функциональных стилях оно может использоваться.
Чаровница, запрос, зеница, орать, фикция, метод, налогоплательщик, шоумен, рейтинг, генеральша, пролонгировать, темнить, обвесить, законодательство, тезис, морда.
2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.
В мае 1997 года Всемирной Организацией Здравоохранения в Женеве была сформирована Рабочая Группа по болезни Паркинсона. Целью создания этой организации было привлечение внимания правительств и организаций здравоохранения всех стран мира к социальным проблемам, развитию образовательных программ, как для врачей-специалистов, так и для больных болезнью Паркинсона. На сегодняшний день в мире насчитывается около 7 миллионов больных этим заболеванием. У каждого десятого пациента диагноз ставится до достижения 50-летнего возраста. Это огромная армия больных, которые требуют пожизненного лечения у врача и, что особенно важно, социальной адаптации и социальной поддержки. К сожалению, сегодня это заболевание вылечить невозможно. Но за последние 30-40 лет сделаны семимильные шаги в понимании биохимических изменений, происходящих при болезни Паркинсона.

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).
1) Величайшие истины – самые простые (Л. Н. Толстой).
2) Нужна ли России «суверенная» демократия?

Источник

1) Сунув руки в карманы, мы бродили с ней по останкам тропы туда и обратно.

2) Наш магазин предлагает бесплатный кредит.

3) Феноменальная предсказательница предскажет судьбу.

4) Весь день у туристов было праздное настроение.

5) Ситуация осложнилась тем, что ни люди, ни заводчане не знали, что происходит.

6) В связи с резким упадком доллара у нашей фирмы появились проблемы.

7) К днищу аппарата приварено отверстие.

8) Гантели будут выдаваться по одной на лицо.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова: книжную или разговорную. Если слово имеет книжную окраску, то укажите, в каких функциональных стилях оно может использоваться.

Конечность, военщина,деяние, иноземец, пиарить, сертификат, завраться, диапазон, метод, затевать, милосердие, квартиросъемщик, функция, генеральша, экзистенциальный.

Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) характеризуется тревогой, которая носит генерализованный и стойкий характер, не ограничиваясь при этом какими-либо определенными ситуациями. Ведущими проявлениями ГТР являются отмечающиеся не менее 6 месяцев внутреннее напряжение, повышенная озабоченность, различные опасения и неоправданное беспокойство. Пациенты описывают развитие болезни как постепенное. Спонтанные ремиссии редки. ГТР является одним из самых распространенных психических расстройств пограничного уровня пациента. Некоторые ключевые признаки ГТР могут передаваться генетически. Согласно психоаналитическим теориям, истоки тревоги лежат в глубинных конфликтах, связанных с опытом детского возраста. Цель данного исследования – изучение психосоматических аспектов проявлений ГТР и оценка эффективности препарата из группы небензодиазепиновых транкивлизаторов – адаптола при этой патологии.

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

1) Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего (Л. Н. Толстой).

2) Должна ли молодежь участвовать в социальной и политической жизни страны?

ВАРИАНТ 4

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Арахис, бармен, безумолчный, блокировать, газопровод, кровоточить, искра, квартал, кремень, лифты, красивее, (среди) повестей, сироты, облегчить, опошлить, пломбировать, подключен, разогнутый, танцовщик, умерший.

Читайте также:  Апельсины для беременных польза и вред

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) В нашем доме завсегда рады гостям.

2) Мама каждый день приготавливает для нас обед.

3) Он подскользнулся и сломал ногу.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Трактор, бухгалтер, выговор, вызов, доктор, инженер, ректор, ярус, мастер, вексель.

Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения)

Эри, коллега, сирота, табель, плащ-палатка, пони, крупье, торнадо, цунами, МВФ, какаду.

Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Двести двадцать один, семьсот девяносто три, девятьсот шестьдесят четыре.

Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм, и исправьте предложения.

1) Те, кто прикладывают много усилий, всегда добиваются своего.

2) Мы не смогли выполнить задание по независимым от нас причинам.

3) Новая формулировка закона была сходна прежней.

4) Наш завод оказался более передовым.

5) Директор фабрики подчеркнул о важности этого вопроса.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Объясните значения слов-паронимов.

Будний – будничный,невежа – невежда, логический – логичный, теневой – тенистый, фактичный – фактический.

Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Унификация, мультимедиа, паритет, прогресс, дендрарий.

Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Привести к общему знаменателю, ящик Пандоры, душа не на месте, кровь с молоком.

Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Проведенная оптимизация, несомненно, оказала пользу.

2) Скрепя сердцем мы согласились.

3) Мое терпение исчерпано.

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) Я связался по телефону с коллегой по работе.

2) Кошки ревниво охраняют свою территорию.

3) Началась очередная предвыборная компания.

4) В коллективе сложилась сложная ситуация.

5) Инцидент имел место благодаря халатности главного инженера.

6) На третьем курсе нам предоставилась возможность пройти практику на предприятиях.

7) Сегодня очень холодно, поэтому советуем одеть шапки.

8) Хозяин офиса пристально следит за чистотой.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова: книжную или разговорную. Если слово имеет книжную окраску, то укажите, в каких функциональных стилях оно может использоваться.

Чаровница, запрос, зеница, орать, фикция, метод, налогоплательщик, шоумен, рейтинг, генеральша, пролонгировать, темнить, обвесить, законодательство, тезис, морда.

Источник

Что значит «самоконтроль» и зачем он нужен?

Под самоконтролем понимают анализ некоторых параметров в домашних условиях: самостоятельное определение уровня сахара в крови и моче, кетоновых тел (ацетона) в моче, измерение веса и артериального давления.

Ценность результатов, полученных при самоконтроле в домашних условиях, гораздо выше, поскольку они отражают ваше состояние в условиях реальной жизни.

Результаты измерений уровня глюкозы в крови, проведенных в поликлинике или стационаре, также как измерение в этих условиях артериального давления, могут оказаться не соответствующим действительности. Во-первых, вы находитесь в совсем в иных, непривычных условиях, а во-вторых, эти измерения единичны и имеют лишь диагностическую ценность.

Невозможно корректировать дозы инсулина для лучшего управления диабетом на основании одного результата, полученного когда-то в прошлом.

Проведение самоконтроля позволит вам:

  • Определить, достигли ли вы целей лечения сахарного диабета.
  • Оценить эффективность подобранного лечения.
  • Cамостоятельно или при помощи врача произвести своевременную коррекцию доз инсулина, внести изменения в рацион питания и физическую активность.
  • Оценить, как сделанные изменения влияют на управление сахарным диабетом.
  • Стать активным участником лечебного процесса, понимать, что с вами происходит и управлять ситуацией.

Дневник самоконтроля

Все показатели, полученные при самоконтроле, а также информацию, касающуюся вашего рациона питания, физической активности и получаемой терапии, необходимо заносить в Дневник Самоконтроля и показывать врачу при каждом посещении.

Существуют программы, позволяющие считывать показания с вашего глюкометра в компьютер или смартфон, добавлять туда другую информацию, и таким образом вести электронный дневник.

Дневник служит основой для коррекции лечения, проводимой как самостоятельно, так и после обсуждения с врачом. Помните, что для врача важно знать, что происходит с вами дома, в реальной жизни. Поэтому обязательно приносите Дневник самоконтроля с собой на каждый визит, чтобы вместе с врачом принимать осознанные решения и эффективно управлять диабетом!

Удобный дневник самоконтроля можно найти по ссылке.

Самоконтроль уровня глюкозы в крови

Основной целью управления сахарным диабетом является достижение целевых показателей уровня глюкозы в крови и гликированного гемоглобина (отражает «средний» уровень глюкозы в крови за 2-3 месяца), чтобы не допустить развития осложнений сахарного диабета.

Индивидуальную цель лечения (гликированный гемоглобин и уровень глюкозы натощак и после еды) вы подбираете вместе с вашим врачом, она будет зависеть от нескольких условий: длительности заболевания и наличия осложнений, возраста и сопутствующих заболеваний и так далее.

В большинстве случаев оптимальной целью является уровень гликированного гемоглобина < 7%. Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо, чтобы уровень глюкозы в крови при самоконтроле не превышал соответствующие значения.

Как интерпретировать результаты:

  • HbA1c < 6,5% — значит глюкоза натощак или перед едой < 6,5 ммоль/л, а через 2 часа после еды — < 8,0 ммоль/л.

  • HbA1c < 7,0% — значит глюкоза натощак или перед едой < 7,0 ммоль/л, а через 2 часа после еды — < 9,0 ммоль/л.
  • HbA1c < 7,5% — значит глюкоза натощак или перед едой < 7,5 ммоль/л, а через 2 часа после еды — < 10,0 ммоль/л.
  • HbA1c < 8,0% — значит глюкоза натощак или перед едой < 8,0 ммоль/л, а через 2 часа после еды — < 11,0 ммоль/л.

Для самоконтроля уровня глюкозы в крови можно использовать тест-полоски, вставляемые в портативные приборы — глюкометры. Использование глюкометра не требует специального обучения. Необходимо внимательно прочитать инструкцию.

Глюкометры могут отличаются между собой:

  • методом проведения теста (электро- и фотохимические);
  • скоростью определения уровня глюкозы (от 5 до 45 секунд);
  • наличием или отсутствием специального кода, который необходимо ввести для использования тест-полосок;
  • объемом памяти полученных результатов;
  • дополнительными функциями.

Необходимо включить прибор, ввести код тест-полосок (при необходимости), вставить тест-полоску и нанести на нее маленькую каплю крови, полученной из пальца (тест-полоска с капиллярным устройством сама всосет кровь из капли).

Преимущества:

  • быстрота получения результата,
  • высокая точность (допустимая погрешность, 10-20%, не оказывает значимого влияния на оценку результата),
  • возможность носить с собой,
  • удобные дополнительные функции (память, звуковой сигнал для слабовидящих пациентов, возможность загрузки результатов в компьютер или смартфон и т.д.).

Недостатки:

  • более высокая стоимость тест-полосок и расходы на приобретение самого прибора.

Выбирайте прибор, который вы сможете себе позволить «содержать», поскольку основные расходы — это не стоимость прибора, а приобретение тест-полосок.

Помните, что глюкометры регулярно необходимо калибровать (проверять их точность при помощи раствора глюкозы с известной концентрацией, который прилагается к прибору, или в лабораториях/фирмах, предлагающих такие услуги), а также вовремя менять батарейки.

Помните, что нельзя использовать тест-полоски:

  • подвергшиеся воздействию высоких или низких температур,
  • с истекшим сроком годности,
  • хранившиеся в открытой упаковке.

Техника взятия капли крови

Для взятия крови удобнее всего пользоваться специальными устройствами (поставляются в комплекте к прибору или приобретаются отдельно), в которые вставляются иглы (ланцеты), позволяющие сделать прокол кожи менее болезненным. Ланцеты необходимо менять, чтобы предотвратить травматизацию тканей тупыми иглами и инфицирование.

Перед проколом пальца необходимо вымыть руки теплой водой (кроме гигиены, это обеспечит приток крови) и насухо вытереть их. Обрабатывать кожу спиртом или иными растворами не нужно — это может исказить результат.

Прокол следует делать на боковой поверхности концевой фаланги пальца. В боковых поверхностях проходят кровеносные сосуды, а в подушечках — нервные волокна. Проколы в подушечках дают меньшее количество крови, более болезненны и хуже заживают. Лучше не прокалывать большие и указательные пальцы, так как они чаще используются для различной деятельности (письмо и т.п.)

Читайте также:  Пищевые волокна польза для организма человека

После прокола надо поднести палец с каплей крови к тест-полоске и капнуть на нее или дать возможность капиллярной полоске засосать кровь. Если по какой-то причине руки вымыть не удалось, тогда первую каплю крови стереть и для анализа использовать вторую. Теперь надо подождать несколько секунд — и результат готов.

После этого занесите результат в Дневник самоконтроля.

Как часто необходимо проводить самоконтроль
уровня глюкозы в крови?

Частота проведения самоконтроля зависит от множества факторов: режима терапии, образа жизни и др. Это абсолютно индивидуальная схема, которая разрабатывается совместно с врачом.

Общие правила по провидению самоконтроля

Если вы находитесь на терапии инсулином в режиме многократных инъекций, тогда проводить самоконтроль уровня глюкозы в крови необходимо ежедневно минимум 4 раза в день — перед основными приемами пищи и перед сном, а также периодически через 2 часа после еды, и несколько раз в месяц в 2-4 часа ночи.

Дополнительные измерения потребуются в следующих ситуациях:

  • Занятия спортом
  • Путешествия
  • Сопутствующие заболевания
  • Симптомы гипогликемии
  • Перед началом вождения автомобиля

Регулярное измерение уровня глюкозы в крови позволяет обученному пациенту самостоятельно (на основе рекомендаций врача) изменять дозы инсулина и/или корректировать свое питание и физическую активность, добиваясь целевых значений уровня глюкозы крови, позволяющих предотвратить в будущем развитие осложнений.

Вместе с тем, иногда данных самоконтроля уровня глюкозы в крови бывает недостаточно для понимания причин плохого гликемического контроля. В этой ситуации может помочь установка системы непрерывного мониторирования глюкозы в крови (CGMS).

Самоконтроль уровня глюкозы в моче

Нужно ли определять уровень глюкозы в моче? Между уровнем глюкозы в моче и уровнем глюкозы в крови существует четкая взаимосвязь. Глюкоза в моче появляется тогда, когда ее уровень в крови превышает 8-10 ммоль/л (этот уровень называется «почечный порог»).

По уровню глюкозы в моче невозможно подобрать инсулина. В случае регулярного самоконтроля уровня глюкозы в крови глюкоза в моче не несет никакой дополнительной информации и ее определять не нужно.

Самоконтроль уровня кетоновых тел

Появление кетоновых тел может свидетельствовать о развитии серьезного осложнения — диабетического кетоацидоза.

Кетоновые тела в моче определяют при помощи тест-полосок, которые могут быть похожи на те, которые обычно используют для проведения самоконтроля сахара в крови. Тест-полоску опускают в емкость с мочой и спустя некоторое время сравнивают с цветной шкалой, показывающий уровень кетоновых тел.

Большинство эндокринологов считают, что определять уровень кетоновых тел целесообразно:

  • при уровне сахара крови выше 13 ммоль/л,
  • при наличии симптомов диабетическогtо кетоацидоза (особенно тошноте, рвоте, болях в животе),
  • если есть сопутствующее заболевание (например, грипп или ОРВИ).

Обязательно обсудите с вашим врачом как и когда именно вам следует определять уровень кетоновых тел.

Самоконтроль артериального давления

Сахарный диабет 2 типа часто сочетается с повышением артериального давления, что приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и развитию поражения почек.

Самоконтроль артериального давления позволит:

  • оценить эффективность назначенной терапии,
  • произвести своевременную коррекцию терапии,
  • оценить эффективность проведенных изменений терапии.

Целевые показатели лечения артериальной гипертензии при сахарном диабете 2 типа:

  • Систолическое — 120-130 мм рт.ст.
  • Диастолическое — 70-80 мм рт.ст.

Производите измерение артериального давления сидя, проведя в состоянии покоя как минимум 10 минут. Рука должна быть согнута в локте и лежать горизонтально.

Несколько практических советов:

  • Приобретите тонометр: он может быть механический и электронный (полу- и автоматический). Если вы планируете измерять себе давление самостоятельно, то удобнее пользоваться электронным тонометром.
  • Выберите «худшую» руку. Уровень артериального давления может отличаться на правой и левой руках на 10-15 мм рт.ст. Измерьте артериальное давление на обеих руках, а в дальнейшем производите измерения на руке, на которой были получены более высокие цифры артериального давления.
  • Манжетку необходимо накладывать не туго, чтобы между ней и рукой оставалось пространство для 1 пальца. Существуют манжетки 2-х диаметров — для пациентов со средней и большой окружностью руки. Производите накачивание воздуха в манжетку рукой, противоположной той, на которую наложена манжетка.
  • Не забывайте регулярно калибровать тонометр в сервисной мастерской (это следует делать минимум 1 раз в год), а также менять в электронном тонометре батарейки.
  • Измерять артериальное давления следует ежедневно в разное время, и записывать результаты в Дневник самоконтроля. Там же должны быть данные о препаратах, которые вы получаете для контроля артериального давления.

Самоконтроль веса

У большинства людей с сахарным диабетом 2 типа есть избыточный вес или ожирение. Узнать, есть ли у вас избыточный вес или ожирение, вы можете, воспользовавшись формулой для вычисления индекса массы тела (ИМТ).

ИМТ = вес человека разделить на рост в метрах в квадрате (ИМТ = кг/м2):

  • 16 и менее — выраженный дефицит;

  • 16-18,5 — недостаточная масса тела;
  • 18,5-25 — норма;
  • 25-29,9 — избыточная масса тела (предожирение);
  • 30-34,9 — ожирение первой степени;
  • 35-39,9 — ожирение второй степени;
  • 40 и более — ожирение третьей степени.

Цели лечения ожирения: снижение веса на 5-10% от исходного и удержание полученного результата.

Наиболее неблагоприятное распределение жира — это отложение его на внутренних органах (так называемое абдоминальное или висцеральное ожирение, или ожирение по типу «яблока»), о чем свидетельствует окружность талии более 94 см у мужчин и более 80 см у женщин.

Висцеральное ожирение способствует развитию СД 2 типа, артериальной гипертензии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Взвешивание в домашних условиях позволит вам оценить динамику веса и таким образом оценить эффективность изменения образа жизни: рацион питания и физической активности.

Взвешивайтесь 1 раз в неделю, лучше всего это делать в одно и то же время (утром, натощак) в одной и той же одежде. В это же время можно измерить окружность талии при помощи сантиметровой ленты. Результаты обязательно заносите в Дневник самоконтроля.

Какие еще параметры нужно контролировать?

1. Гликированный гемоглобин (HbA1c).

Этот показатель отражает «средний» уровень сахара в крови за последние 2-3 месяца (но не равен ему по цифровому значению!) и позволяет оценить эффективность проводимой сахароснижающей терапии в сочетании с изменением образа жизни.

Уровень гликированного гемоглобина следует определять в лаборатории каждые 3-4 месяца. Это исследование можно проводить в любое время суток (не требуется сдавать натощак.

Индивидуальный целевой уровень гликированного гемоглобина вы подбираете вместе с вашим врачом. Он будет зависеть от нескольких условий: длительности заболевания и наличия осложнений, возраста и сопутствующих заболеваний и т.д. В большинстве случаев оптимальной целью является уровень гликированного гемоглобина ниже 7%.

Уровень гликированного гемоглобина выше поставленной цели свидетельствует о том, что необходимо изменить образ жизни и/или сахароснижающую терапию.

2. Показатели липидного обмена (синонимы: липидный спектр, липидный профиль).

Включает несколько параметров: общий холестерин, липопротеиды низкой плотности, триглицериды, липопротеиды высокой плотности.

Холестерин необходим организму для синтеза гормонов, витаминов, клеточных мембран. Он переносится по организму в соединении с белками, образуя частицы, которые называются липопротеидами.

Условно липопротеиды разделяют на «плохие» (атерогенные) — это липопротеиды низкой плотности (ЛПНП), они отдают холестерин стенкам сосудов, способствуя развитию атеросклеротических бляшек, которые закупоривают сосуды и являются причиной развития инфаркта миокарда, инсульта и гангрены.

Также в образовании бляшек принимают участие триглицериды (ТГ). Защитный механизм представлен «хорошими» липопротеидами высокой плотности (ЛПВП) (антиатерогенными) — они забирают холестерин из стенки сосудов, препятствуя образованию бляшек.

Целевой уровень холестерина ЛПНЛ зависит от степени сердечно-сосудистого риска.

Возможны два уровня рекомендаций:

  • при очень высоком риске и прогрессировании атеросклероза < 1,8 ммоль/л
  • при высоком сердечно-сосудистом риске <2,5 ммоль/л

Установить ваш целевой уровень поможет лечащий врач.

Определять липидный спектр нужно в лаборатории как минимум 1 раз в год.

В случае, если показатели липидного спектра отличаются от нормы, в дополнение к изменению рациона питания и увеличению физической активности врач назначит вам специальные препараты.

Оригинал статьи: https://shkoladiabeta.ru/school/sd2/urok-2-samokontrol2/

Если у вас остались вопросы или возникли новые, вы можете задать их нашим специалистам по ссылке или в комментариях. Всегда рады вам помочь.

Источник