Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу

Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу thumbnail
 Билет № 5
Производство, распределение, обмен, потребление.

Движение богатства идёт по такому кругу: производство – распределение – обмен – потребление. 
Исходным является непосредственное производство – процесс создания полезного продукта. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей. 
Распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих рапределению. Так, когда создаётся очень мало продуктов, обычно вводится уравнительное распределение продуктовпитания по низким нормам. Таким способом хотя бы минимальным количеством пищи обеспечивают каждого жителя страны. 
Доставшиеся при распределении продукты зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, когда люди нуждаются в совершенно других благах.
Тогда происходит обмен – процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. 
Потребление означает использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Полезные вещи исчезают в процессе потребления, в силу чего их требуется воспроизводить. 

ОБМЕН: 
Обмен – фаза в экономике общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением. 
Обмен – акт, в котором участвуют как минимум две стороны и каждая из сторон желает получить от другой стороны некоторый продукт. Для совершения обмена необходимо, чтобы каждая сторона: 
– располагала чем-то, представляющим ценность для другой стороны; 
– желала совершить обмен с другой стороной; 
– была свободна в выборе: вступать в обмен или нет; 
– была в состоянии осуществлять коммуникации и доставку своего продукта. 

ПОТРЕБЛЕНИЕ:
Потребление – заключительная фаза процесса воспроизводства, состоящая в использовании продукта труда в процессе удовлетворения потребностей человека, производства и непроизводственной сферы общества.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ:
Распределение – в экономике – разделение благ между субъектами с предоставлением каждому из них определенной части. 
Распределение, как фаза общественного воспроизводства, связывает производство и потребление. 

ПРОИЗВОДСТВО:
Производство – процесс превращения ресурсов в готовую продукцию. В процессе производства используются средства производства. 
Формы производства: от натурального крестьянского хозяйства до современного предприятия, выпускающего крупносерийную продукцию.

Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производства и потребления: «производство есть потребление, потребление есть производство» (К. Маркс). Это значит, что всякое производство есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диалектически противоречивым, т. е. во взаимообусловленных, но разных отношениях. Противоречивость производства и потребления порождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт – диалектическое тождество результата и предпосылки. Результат «процесса производства столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата». Поэтому производство результатов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов. 
Единый процесс общественного производства диалектически дифференцируется соответственно качеству и числу классов общественных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противоречивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фундаментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каждая из которых объединяет в себе однородные по конечному результату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая – сфера материального производства, результат которого – вещи. Вторая – сфера организационного производства, результат которого – организации, организованные общественные отношения. Третья – сфера духовного производства, результат которого – информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая – сфера производства человека, результат которого – люди, население. Четыре сферы производства диалектически противоположны и едины. Едины они в том, что производство одного продукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэтому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному. 

Производство – это главное звено воспроизводства. Между производством и потреблением существует сложная связь. При всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Потребление образует цель и одновременно движущий мотив производства. Появление потребления в решающей степени обусловлено самим производством. Распределение и обмен являются связью между производством и потреблением, образуют своеобразный механизм их взаимодействия. Все эти стадии не существуют сами по себе, изолированно друг от друга, а образуют части единого целого. Производство – исходный пункт, с которого начинается все движение. Распределение все входит в производство в виде распределения средств производства и собственно членов общества по сферам и отраслям производства, экономическим регионам, предприятиям. В то же время распределение решает проблему: что делить и как делить. Обмен является связью между производством и распределением, с одной стороны, и потреблением – с другой. Обмен, как и распределение, совершается и в самом производстве, и вне его, представляя собой самостоятельную функцию в движении продукта. Потребление является завершающей стадией движения продукта. Именно здесь реализуется его потребительная стоимость. Потребление бывает двух видов: производственное потребление – сжигание угля в паровом двигателе, – и личное потребление, в процессе которого пища, одежда, жилье, предметы культурно-бытового назначения используются человеком для удовлетворения своих потребностей.

Источник

6 сентября. FINMARKET.RU – Алексей Кудрин раскрыл часть стратегии развития России до 2024 г., которую Центр стратегических разработок (ЦСР) под его руководством подготовил для Владимира Путина. Документ обсуждался за закрытыми дверями, и лишь периодически становилось известно об отдельных предложениях. Секретность А.Кудрин объяснял тем, что сперва идеи должны были быть одобрены президентом.

Ключевое предложение – провести структурные реформы, подкрепив их перераспределением бюджетных расходов, пишут “Ведомости”..

К 2035 г. расходы государства могут настолько превысить доходы, что устойчивость бюджетной системы окажется под ударом, говорится в статье А.Кудрина и одного из авторов стратегии Ильи Соколова (завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС), опубликованной в журнале “Вопросы экономики”. Динамика добычи нефти и газа будет ухудшаться, спрос на общественные услуги и госинвестиции – расти, население – стареть, и будет требоваться все больше денег на пенсии и медицину. Без реформ в 2022-2050 гг. России придется увеличить расходы на пенсии и медицину на 4,5% ВВП, оценивал МВФ.

ЦСР предлагает два сценария социально-экономического развития до 2035 г. – целевой и базовый: со структурными и институциональными реформами и без них. Если ничего не менять, ВВП даже в самые успешные годы будет расти не более чем на 2,5% и к 2035 г. увеличится всего на 50% по сравнению с 2016 г.

Дыра в бюджете будет расширяться, в частности, из-за необходимости увеличивать социальные траты, которые и так выросли за 2006-2016 гг. с 8,8% до 12,7% ВВП, расходов на здравоохранение и обслуживание госдолга.

Реформы же позволят экономике в отдельные периоды ускоряться вплоть до 4% – и к 2035 г. она удвоится. Расходы бюджетной системы ЦСР предлагает зафиксировать после 2019 г. на уровне 34% ВВП и изменить их структуру – перераспределить в пользу тех, которые ускорят рост экономики и, соответственно, доходов.

Оба сценария исходят из цены барреля нефти Urals в $50 в 2017 г. и $52-55 в 2018-2019 гг., которая будет оставаться неизменной в постоянных ценах в долларах.

Сейчас у российского бюджета “специфическая” структура расходов, пишут авторы: на развитие человеческого капитала – образование и здравоохранение – тратится меньше, чем в других странах, на оборону и безопасность – больше. В стратегии ЦСР предлагается увеличить самые производительные расходы, которые сейчас составляют 10,5-11% ВВП и потихоньку падают, а остальные – сократить. Например, на треть увеличить госинвестиции в развитие общественной инфраструктуры, расходы на образование – на 0,8-1% ВВП, на здравоохранение – на 0,7-0,8% в 2024 г. по сравнению с 2017 г. Всего бюджетный маневр увеличит расходы на 2-2,4% ВВП.

Чтобы эти инвестиции окупились и ускорили экономический рост, ЦСР предлагает комплекс реформ. В частности, в системе образования нужно ввести обязательную подготовительную школу для 5–6-летних детей и профильное образование для старшеклассников, создать не менее 300 колледжей высоких технологий и не менее 600 многопрофильных колледжей.

В здравоохранении следует развивать системы профилактики, оснастить клиники, реализовать программы ведения хронических больных. По расчетам авторов, это позволит повысить продолжительность жизни с 72 до 76 лет, увеличить численность рабочей силы, а значит, и темпы производства.

Сокращать надо непроизводительные расходы – прежде всего на безопасность и оборону, предлагает ЦСР. Так, расходы на оборону, возросшие в 2006-2016 гг. с 2,6-2,7% до 4,4% ВВП, можно снизить до 2,8%: стабилизировать финансирование закупки вооружений, полностью перевести рядовой состав армии на контрактную основу.

Кроме того, нужно реформировать и систему социальной поддержки: распределять средства адресно, повысить пенсионный возраст и развивать накопительные системы добровольного пенсионного страхования.

С предложениями о перераспределении расходов в бюджете в пользу производительных нельзя не согласиться – это необходимо, поддерживает чиновник финансово-экономического блока, в трехлетнем бюджете это отчасти происходит: снижаются по отношению к ВВП расходы на оборону.

.

Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

Источник

Распределение доходов в экономической системе, построенной на базе добровольного обмена, определяется действием рыночных сил. Известно, что в условиях совершенной конкуренции распределение осуществляется таким образом, что предельный доход, достающийся собственнику каждого из факторов производства, соответствует предельному продукту данного фактора (его предельному вкладу в экономический рост).

При наличии изъянов рынка это соответствие нарушается. Вместе с тем, как бы то ни было, первичное распределение доходов осуществляет рынок. Решающее значение имеют предложение и спрос на услуги человеческого и физического капитала разного рода, а также на патенты, ссуды и другие источники доходов. Однако конечное распределение доходов, как правило, существенно отличается от первичного. Основная причина состоит в перераспределительной деятельности государства. Перераспределение связано с взиманием налогов, поставкой общественных благ, осуществлением денежных выплат, распределением отдельных частных благ в натуральной форме.

В ходе добровольного взаимодействия индивидов перераспределение возникает в качестве исключения, но не правила. Рыночные сделки по природе своей выгодны для всех их участников, если они достаточно информированы (уместно вспомнить наглядную модель обмена, известную под названием «коробка Эджуорта-Боули»). Добровольное перераспределение имеет место в случае частной благотворительности. В то же время государство, используя присущую ему силу принуждения, постоянно проводит акции, вызывающие перераспределительные последствия.

Перераспределение, проводимое государством, бывает как целенаправленным, так и ненамеренным. Типичный пример первого — выплата пособий нуждающимсягражданам за счет налогов, взимаемых с состоятельной части населения. Что жекасается ненамеренного перераспределения, то оно часто возникает, например,при размещении бремени налогов, собираемых, чтобы финансировать производствообщественных благ.

Допустим, речь идет о создании новой оборонной системы. Разные индивиды оценивают ее неодинаково, что предполагает различия в предельной готовности платить за эту систему. Если бы удалось достичь равновесие Линдаля, то перераспределение не имело бы места. Однако, коль скоро это равновесие не достигается, одни индивиды облагаются завышенным, а другие заниженным налогом с точки зрения их субъективной готовности платить за данное общественное благо. Значение индивидуальных функций полезности первых снижается по сравнению с ситуацией, предшествовавшей сбору налогов для создания оборонной системы. Эти потребители общественного блага фактически отдают больше, чем получают. Значение функций полезности вторых, напротив, повышается, поскольку они приобретают общественное благо по цене, не достигающей их предельной готовности платить.

Если одни и те же действия ведут к позитивным изменениям значений функций полезности для одних индивидов и отрицательным изменениям для других, налицо перераспределение, даже если оно целенаправленно не планировалось. По существу, едва ли не любые действия государства влекут за собой принудительное перераспределение, намеренное либо ненамеренное. В самом деле, эти действия чаще всего относятся либо к разряду целенаправленных мер социальной политики, стержнем которой на практике является разнообразная помощь нуждающимся, либо к области производства общественных благ при отсутствии равновесия Линдаля.

В роли непосредственных объектов перераспределения могут выступать, во-первых, доходы, во-вторых, физический и денежный капитал как фактор производства и, в-третьих, экономические возможности. Перераспределение доходов и капитала не требует особых комментариев. Что же касается перераспределения экономических возможностей, то оно имеет место, когда государство изменяет «правила игры» в экономике. Допустим, например, что вводятся высокие пошлины на импорт продовольствия. Такого рода мера заведомо выгодна отечественным производителям продовольствия, поскольку их конкурентные позиции сразу же улучшаются. Вместе с тем эта мера невыгодна потребителям продовольствия, так как речь фактически идет об ограничении предложения, что, при прочих равных условиях, приводит к повышению цен. В конечном счете благосостояние производителей продовольствия повышается, а уровень благосостояния его потребителей падает. Иными словами, имеет место перераспределение, хотя никакие денежные суммы или материальные объекты непосредственно не изымаются у потребителей в пользу производителей. Меняется не распределение ранее сформированных (и имеющихся потому в готовом виде) доходов и капиталов, а спектр регулируемых государством возможностей получать доход и образовывать капитал в будущем. Для одной группы лиц эти возможности расширяются, для другой – сужаются.

Перераспределение экономических возможностей происходит и в других случаях. Например, устанавливаемое законом существенное повышение уровня минимальной заработной платы способно вести к сокращению спроса на труд. В этом случае ухудшается положение тех, кто теряет работу, но улучшается положение значительной части занятых. Перераспределение экономических возможностей может иметь место и при государственном регулировании цен. В конечном итоге перераспределение возможностей оборачивается перераспределением доходов.

Итак, действия государства, как правило, имеют перераспределительный аспект. Крайне важно заблаговременно выделять и осмысливать этот аспект при подготовке управленческих решений, касающихся общественного сектора, даже если на первый взгляд они не носят перераспределительного характера. Необходимо ясно сознавать, чьим интересам в наибольшей степени соответствует то или иное решение и чьи интересы оно в какой-либо мере ущемляет.

Между тем перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства доходов, вообще говоря, ведет к экономическим потерям. Потери возникают прежде всего потому, что всякое принудительное перераспределение требует административных издержек (издержек перераспределения). Необходимо идентифицировать тех, за чей счет предстоит осуществлять перераспределение, а также тех, кто получит право на вспомоществование. Далее, требуется наладить сбор и распределение средств. Все это предполагает затраты, из которых и складываются административные издержки. Однако еще более важное значение имеет дестимулирующий эффект перераспределения. С одной стороны, у граждан с высокими доходами снижается заинтересованность в напряженном труде и предпринимательской активности. Дело в том, что значительная часть дополнительно заработанных средств может быть изъята для помощи нуждающимся. С другой стороны, у самих нуждающихся ослабляется заинтересованность в поиске приемлемо оплачиваемой работы и в интенсификации трудовых усилий. При известных обстоятельствах могут создаваться так называемые ловушки безработицы и бедности. Они бывают сильными и слабыми.

Сильная ловушка безработицы возникает в тех случаях, когда чистый денежный доход безработного, формируемый за счет перераспределения, фактически превышает чистый денежный доход такого же индивида, который имеет работу. Следует учитывать, что чистый денежный доход работающего меньше, чем его заработная плата. Из последней следует вычесть налоги (безработные часто освобождаются от налогов), а также расходы, связанные с работой, например, стоимость проезда до предприятия. Сильная ловушка безработицы встречается сравнительно редко. Несколько более обычное явление представляет собой слабая ловушка безработицы. Это ситуация, когда чистый денежный доход работающего индивида превышает доход, которым он располагал бы, не имея работы, но разница недостаточна, чтобы перекрыть отрицательную полезность трудовых усилий для того, кто их предпринимает. Разумеется, в этом случае предполагается, что работа, которую мог бы найти данный индивид, сама по себе непривлекательна и заниматься ею можно, только если заработок перекрывает тягость труда.

Сильная ловушка бедности имеет место в ситуации, когда дополнительный доход, который индивид получает, интенсифицируя свои трудовые усилия, оказывается недостаточным, чтобы превысить дополнительное эксплицитное и имплицитное налогообложение. Эксплицитное налогообложение — это собственно налоги, собираемые государством, в том числе с целью перераспределения. Имплицитное налогообложение — это потери, которые несет индивид в связи с тем, что, достигнув определенного уровня заработка, он перестает получать от государства те или иные пособия, предназначенные для помощи малоимущим. Тому, кто оказался в сильной ловушке бедности, выгодно меньше работать, с тем чтобы повысить свое благосостояние за счет снижения налогов и получения социальных выплат.

Слабая ловушка бедности отличается от сильной лишь тем, что при наличии первой прирост эксплицитного и имплицитного налогообложения примерно равен приросту заработной платы, так что с точки зрения чистого денежного дохода активизация трудовых усилий не ведет ни к очевидным потерям, ни к существенным приобретениям. В этом случае, как и при слабой ловушке безработицы, решающее значение приобретает тягость труда как такового.

Итак, мы убедились, что принудительное перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства, чаше всего ослабляет трудовую и предпринимательскую активность. Впрочем, встречаются исключения. Допустим, что в исходном состоянии распределение доходов в большой степени определялось сохранением феодальных привилегий, которыми пользовался узкий круг лиц. Ликвидация этих привилегий влечет за собой большее равенство доходов и имеете с тем способствует стимулированию трудовых усилий и инвестированию капиталов, поскольку более значительная часть результатов достается производителям, Однако для современной рыночной экономики, в которой привилегии отдельных лиц, искусственно поддерживаемые государством, в целом не играют значительной роли, характерен конфликт между равенством и эффективностью.

Ослабление экономического неравенства в масштабах, при которых предельные доходы существенно отклоняются от предельных продуктов соответствующих факторов производства, ведет к замедлению экономического роста. И наоборот, стимулируя повышение эффективности, обычно приходится до некоторой степени жертвовать равенством доходов. Поскольку стремление к большему экономическому равенству диктуется пониманием справедливости, преобладающим в том или ином конкретном обществе, не существует универсальных рецептов разрешения конфликта между эффективностью и равенством. Как уже отмечалось выше, инструментарий экономической науки не пригоден для того, чтобы выносить решающие суждения по проблемам, которые касаются справедливости. Зато именно эта наука призвана обосновывать критерии эффективности.

В качестве измерения неравенства в экономике страны применяются следующие показатели:

1. Коэффициент Джини: измеряет площадь между кривой Лоренца и биссектрисой. Максимальное значение ½. На Рис. 1 представлена кривая Лоренца. По горизонтальной оси откладывается % дохода, по вертикальной – % населения с соответствующим доходом. Биссектриса характеризует равномерное распределение дохода. Чем круче кривая Лоренца, тем больше неравенство доходов. Чем ближе к биссектрисе, тем меньше неравенство.

Рис. 1. Кривая Лоренца

2. Индекс бедности – это процент населения, находящегося за чертой бедности.

3. Черта бедности – это стоимость набора товаров и услуг, которые государство считает минимальными для существования.

4. Абсолютная бедность – это минимальный доход, который требуется для физического выживания человека.

5. Относительная бедность – это количество товаров и услуг, которое помогает достичь минимального прожиточного уровня в данной стране.

6. Дефицит дохода (российский показатель) – это отношение общей суммы доходов населения, недостающих до величины прожиточного минимума, к общей сумме доходов населения в стране.

7. Крайняя бедность (российский показатель) – это численность семей, среднедушевой доход которых составляет не более половины прожиточного минимума.

8. Постоянная бедность – это численность семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума в течение, как минимум, года.

Выделяют следующие виды богатства индивида:

1. Физическое (мебель, автомобили, квартиры и т.д.);

2. Человеческий капитал (знания, умения, навыки);

3. Финансовое (наличные деньги, ценные бумаги).

Источник