Приведите доказательство в пользу утверждения
Огромное количество людей в мире верит в Бога, чуть меньше тех, кто отрицает наличие какой-либо Божественной сущности. Каждая из сторон приводит определенные доводы в свою пользу. Атеисты полагают, что бога нет, потому что:
10. Его никто не видел
Единственным способом, который мог бы доказать существование бога, является возможность воочию увидеть его и его сверхъестественные возможности, как например, исцеление неизлечимых больных или воскрешение умерших. Но ни разу за всю историю человечества подобного рода случаи зафиксированы не были.
9. Сотворение мира богом противоречит научным данным
Возраст Земли составляет примерно 4 миллиарда лет, Солнце, как и многие другие звезды, появилось еще раньше. В Библии же указывается цифра в 6000 лет. Есть и другие неточности: так, солнечный свет и растительный мир были созданы богом раньше, чем Солнце, что противоречит логике. Соответственно, сведения, содержащиеся в Библии, нельзя рассматривать в качестве доказательства существования бога, наоборот, если они неверны, то и все остальное, касаемо бога, можно считать ошибочным.
8. Богов слишком много
За все время существования религий количество всевозможных богов перевалило за 3 миллиона. Имена некоторых из них пока остаются на слуху, но большинство уже забыто. То есть и современные боги живут только до тех пор, пока в них кто-то верит, а это противоречит постулату о вечности бога.
7. Создания бога несовершенны
Если бог совершенен и создал человека по образу и подобию, то почему его творения имеют определенные изъяны?! Почему люди подвержены болезням и вообще смерти? Этот момент можно рассматривать как доказательство отсутствия бога, в противном случае возникает резонный вопрос: если бог все-таки создал все неидеальное живое, стоит ли поклоняться такому Творцу?!
6. Все может иметь научное объяснение
В древности практически все, что происходило вокруг, люди объясняли действиями богов: греки считали, что гром и молния – следствие гнева Зевса, а землетрясения возникают из-за Посейдона. Сейчас большинство явлений имеет научное объяснение, и несмотря на то, что еще остаются необъясненными некоторые моменты, нет ни одного случая, когда теистическое объяснение пришло бы на замену научному.
5. Вера в бога – явление социальное
Многое зависит как от семьи, так и общества, в котором вырос тот или иной человек. Люди, воспитанные в семье верующих, в большинстве случаев будет придерживаться тех же взглядов на религию, что и родители. В бедных странах процент верующих гораздо выше, чем где-либо. Многое зависти и от уровня образования – чем образованнее человек, тем он сильнее подвержен идеям атеизма. Все это говорит в пользу того, что бог является продуктом культур.
4. Если даже большинство верит в бога, это еще ничего не значит
Некоторые уверены, что большое количество верующих является доказательством существования бога. Однако такое утверждение вряд ли можно считать достаточным основанием, ведь, как известно, в истории были периоды, когда и рабство воспринималось как нечто само собой разумеющееся.
3. Проблема зла
В данном случае вопрос стоит таким образом: если существует бог, олицетворяющий добро, почему наряду с ним есть место злу? Почему бог допускает всевозможные проявления зла, из-за которых страдают невинные люди?! Многие говорят о том, что дети отвечают за грехи своих родителей, разве это не противоречит мнению о доброте бога?!
2. Существование атеистов
Еще одним доказательством отсутствия бога многие называют тот факт, что в мире немало мест, где атеизм одержал власть над религиями. Однако ни разу бог не попытался доказать тем, кто в него не верит, сам факт своего существования. Или на крайний случай, не стер их с лица земли.
1. Разнообразие религиозных учений
У каждой религии свое представление о боге, причем нередко то, что для мусульман кажется правильным, христианами может восприниматься как богохульство. Поэтому даже если допустить наличие бога, остается открытым вопрос, богу какого вероучения стоит поклоняться как истинному?!
В любом случае, на сегодняшний день вопрос о том, есть ли бог, остается открытым, так как ни одного доказательства его существования, равно как и доказательства его отсутствия нет. А может в этом и заключен весь божественный замысел?!
Ссылка на статью, полностью противоположной этой! Доказательства о том, что Бог существует! Кто же прав!?!?!?
На самом деле, ситуация немного сложнее. Ричард Паркер и Брук Мур , авторы одного из самых известных учебников по критическому мышлению, формулируют три правила, в соответствии с которыми следует определять, на ком в данном конкретном случае лежит бремя доказательства:
1. “Изначальное правдоподобие”. Чем менее правдоподобным представляется нам утверждение, чем больше оно противоречит существующей системе представлений, тем большее бремя доказательства лежит на авторе этого утверждения. Паркер и Мур признают, что эта формулировка достаточно проблематична, поскольку “мы не можем оценить точный уровень изначального правдоподобия каждого утверждения”. Тем не менее, если некий автор утверждает, что никакого Наполеона Бонапарта не существовало в природе, мы вправе требовать от него доказательств, а не тратить время на то, чтобы доказывать, что Наполеон – реальная историческая фигура, несмотря на то, что это противоречит второму правилу.
2. В доказательствах нуждается “позитивное”, а не “негативное” утверждение. Принцип, знакомый нам всем, как и знаменитый “чайник Рассела”, иллюстрирующий этот тезис. Из недавних примеров в моем ЖЖ: когда я написал “Сталин не говорил ничего подобного”, один из читателей заявил, что я не могу утверждать это, поскольку не в состоянии доказать, что Сталин никогда не говорил таких слов. Однако доказать, что человек никогда в жизни не произносил определенной фразы, как Вы понимаете, невозможно в принципе. Можно только доказать (или не доказать), что слова были произнесены.
С этим пунктом, однако, есть некоторая проблема, о которой Паркер и Мур не пишут. Дело в том, что не всегда можно определить, какой тезис является “позитивным”, а какой – “негативным”. Представим себе следующую ситуацию. Мы с женой просыпаемся однажды утром.
Жена: Как хорошо, что сегодня выходной, можно не вставать!
Я: С чего ты решила, что сегодня выходной?
Жена: Ну, докажи, что сегодня не выходной.
Я: Ну уж нет. Ты говоришь, что сегодня выходной, а я – что нет. Значит, бремя доказательства лежит на тебе.
Жена: Наоборот. Это ты утверждаешь, что сегодня рабочий день, а я – что нет. Значит, бремя твое!
3. Наличие особых обстоятельств. Сюда относятся, к примеру, случаи, когда обязанность одной из сторон представлять доказательства зафиксирована юридически. Сюда же можно отнести такой фактор, как уровень риска. Грубо говоря, представлять доказательства должна та сторона, решение которой подразумевает более высокий уровень риска и цену ошибки. Например, фармацевтическая компания, выпуская на рынок новое лекарство, не имеет права занять позицию “Пока не доказано, что у нашего лекарства есть побочные эффекты, оно считается безопасным”. Она должна провести комплекс клинических испытаний и доказать, что значимые побочные эффекты отсутствуют. Возвращаясь к примеру утреннего диалога с женой, можно сказать, что последствия прогула работы гораздо серьезнее, чем последствия раннего подъема в выходной, поэтому именно жена должна доказывать свою точку зрения.
В заключение – два замечания:
– Все написанное выше касается не только науки или какой-либо иной конкретной сферы и носит более общий характер. В конкретных сферах применения, естественно, можно и нужно модифицировать эти правила.
– Бремя доказательств не обязательно лежит только на одной стороне. Во многих ситуациях (например, два конкурирующих варианта действий) доказывать свою точку зрения должны оба. В этом случае вышеописанные правила помогают определить, к доказательствам какой стороны необходимо подходить более строго.
Традиционно принято считать, что основоположниками геометрии как науки являются греки, которые переняли у египтян умения измерять объёмы различных тел и землю. Древние египтяне, установив со временем общие закономерности, составили первые доказательные труды. В них все положения выводились логическими путями из маленького числа недоказываемых предложений или аксиом. Так, если аксиома – высказывание, которое не нуждается в доказывании, то, что такое “утверждение, требующее доказательства”? Прежде чем разобраться в этом, нужно понять, что представляет собой термин «доказательство».
Толкование понятия
Доказательство (обоснование) представляет собой логический процесс установления истинности определённого утверждения с помощью иных утверждений, которые уже доказаны ранее. Так, когда нужно доказать суждение А, то подбирают такие суждения В, С и Д, из которых А следует как логическое следствие.
Доказательства, которые применяются в науке, состоят из различных видов умозаключений, связанных между собой так, что следствие одного является предпосылкой для возникновения другого и так далее.
Доказательство в науке
Развитость любой науки определяется степенью применения в ней доказательств, при помощи которых можно обосновать истинность одних и ложность иных утверждений. Именно доказательства помогают избавиться от заблуждений, открывая простор научному творчеству. А образующаяся с их помощью связь между разными утверждениями определённой науки даёт возможность определить её логическую структуру.
В современное время доказательства широко используются в логике и математике, они представляют собой методы анализа тогда, когда возникает необходимость выявления структуры умозаключений.
Математика
У многих, постигающих такую науку, как математика, возникает вопрос о том, что такое утверждение, требующее доказательства. Ответ (“Аватария” свидетельствует об этом) – это теорема.
Она представляет собой математическое утверждение, правдивость которого уже установлена посредством доказательства. Само по себе понятие «теорема» развивалось наряду с понятием «математическое доказательство». С точки зрения аксиоматического метода, теорема какой-либо теории представляет собой те высказывания, которые выводятся только логическим путём из определённых, ранее фиксированных высказываний, называемых аксиомами. А так как аксиома является истинной, то истинной должна быть и теорема.
Далее утверждение, требующее доказательства (теорема), тесно переплеталось с понятием «логическое следствие». Так, со временем процесс логического умозаключения свёлся к появлению формул или математических утверждений, которые записывались на определённом языке по сформулированным правилам, относящимся не к содержанию предложения, а к его форме. Таким образом, в теории доказательство выступает как последовательность формул, каждая из которых является аксиомой.
В математике теорема, или утверждение, требующее доказательства, представляет собой последнюю формулу в процессе доказывания некоторой теории. Данная формулировка образовалась в результате использования различных математических методов. Также было установлено, что аксиоматические теории, которые входят в состав разных разделов математики, являются неполными. Так, существуют утверждения, правдоподобность или ложность которых нельзя установить логическим путём на основе аксиом. Такие теории неразрешимы, не имеют одного метода решения.
Таким образом, утверждение, требующее доказательства, в математикеназывается теоремой.
Философия
Философия представляет собой науку, изучающую систему знаний о характеристиках и принципах реальности и познания. Итак, с этой позиции что собой представляет утверждение, требующее доказательства? Ответ: “Аватария” говорит, что это тезис.
Он в этом случае представляет собой философское или богословское положение, утверждение, которое необходимо доказать. В давние времена этот термин обрел особое значение, поскольку тогда появилось понятие «антитезис», которое представлялось в противоречивом высказывании или умозаключении. Тогда Кант обратил внимание на тот факт, что можно высказывать противоречивые утверждения с такой же правдоподобностью. Например, можно доказывать, что мир бесконечен и возник случайно, он состоит из неделимых атомов, в нём существует свобода. Такие утверждения философ отмечал как совокупность тезиса и антитезиса. Такое противоречивое утверждение, требующее доказательства, а также неразрешимость противоречий, объясняются тем, что разум выходит за рамки познавательных способностей человека.
В философии одному и тому же объекту мысли приписывается свойство, которое в то же время отрицается. Таким образом, чтобы эти составляющие существовали в единстве, необходимо наличие трёх элементов: условия, обусловленности (доказательства) и понятия.
На основании всего этого Гегелем был выведен диалектический метод, в основе которого лежит переход от тезиса посредством доказывания к синтезу. Это стало орудием для построения метафизики.
Логика
В логике утверждение, требующее доказательства, также именуется тезисом. В этом случае он выступает как точное суждение, что выдвинул оппонент, которое он должен обосновать в процессе доказывания. Тезис является главным элементом аргументации.
Правила
На протяжении всего процесса аргументации тезис должен оставаться одним и тем же. Если нарушено данное условие, это ведёт к тому, что будет доказываться не то утверждение, которое должно быть опровергнуто. Здесь сработает правило: «Кто много доказывает, тот ничего не доказывает!»
Отметим еще кое-что, рассматривая этот вопрос: утверждение, требующее доказательства не должно быть многозначным. Это правило защищает от двусмысленности положения при его доказывании. Например, очень часто человек говорит так много, как будто что-либо доказывает, но что именно, остаётся неясным, поскольку его тезис неопределённый. Двусмысленность утверждения приводит к безрезультатным спорам, так как каждая из сторон по-разному воспринимает доказываемое положение.
Утверждение, не требующее доказательства
Ещё Аристотель, рассматривая вопрос о доказуемости утверждений, выдвинул теорию силлогизмов. Силлогизмы состоят из таких утверждений, которые содержат слова «может» или «должен» вместо «есть». Такие высказывания логически не обоснованы, потому что их предпосылки не доказаны. Это затрагивает вопрос об отправных точках развития науки. По мнению Аристотеля, любая наука должна начинаться с утверждений, которые не нуждаются в доказательстве. Он назвал их аксиомами.
Аксиома
Утверждение, не требующее доказательства, – это аксиома. Её не нужно доказывать на практике, необходимо только объяснить, чтобы было понятно. Говоря об аксиомах, Аристотель рассматривал геометрию, которая приобретала форму систематизации. Математика являлась первой наукой, где использовались утверждения, которые не нуждались в обосновании. Потом шла астрономия, так как для обоснования движения планет необходимо прибегать к математическим расчётам. Как видно, науки уже тогда выстраивались наподобие иерархии.
Типы наук по Аристотелю
Аристотель по основным целям выдвигал три типа наук. Теоретические науки дают знания в том ракурсе, в котором они противопоставляются мнениям. Математика здесь является самым ярким примером. Сюда же относят физику и метафизику.
Практические науки направлены на то, чтобы научиться управлять поведением человека в обществе. Сюда можно отнести, например, этику.
Технические науки нацелены на создание руководства по сотворению предметов для их применения в жизни или для того, чтобы любоваться их художественной красотой.
Логику Аристотель не относил ни к одной из групп наук. Она выступает в роли общего способа оперировать вещами, который обязателен для каждой из наук. Логика представлена как инструмент, на который будет опираться научное исследование, поскольку она даёт критерии для различения и доказательства.
Аналитика
Аналитика изучает формы доказательства. Она разлагает логическое мышление на простые составляющие, а от них уже переходят к сложным формам мышления. Так, структура доказательства не требует рассмотрения.
Таким образом, логика и аналитика рассматривают вопросы о том, что такое утверждение, не требующее доказательства. То есть для этих отраслей характерно выдвижение аксиом. Также для них свойственно объяснение того, что такое утверждение, требующее доказательства. Ответы на эти вопросы даются в каждой отрасли науки, поскольку ни одно научное исследование не обходится без логики и аналитики.
Соотношение с действительностью
Рассмотрев вопрос о том, что такое утверждение, требующее доказательства, стало очевидным: сущность самого доказательства состоит в том, что высказывание, находящееся в утверждении, соотносится с действительным положением вещей или с иными фактами, подлинность которых уже была доказана ранее. Например, в некоторых случаях истинность утверждений можно обосновать при помощи эксперимента (физического, биологического, химического), по результатам которого становится видным, соответствуют они изложенным суждениям или нет. Иными словами, результаты исследований будут либо доказательством истинности высказывания, либо его опровержением.
А в других случаях, при невозможности проведения эксперимента, человек прибегает к иным обоснованным утверждениям, из которых выводит истинность своего суждения. Такие доказательства сегодня используются в науке, где объекты находятся за границей человеческой возможности наблюдать за ними. Особенно это актуально в математике, где суждения не могут экспериментально провериться. Поэтому утверждение, требующее доказательства, “Аватария” называет теоремой, единственный путь установления истинности которой является доказательством умозаключений на основе ранее доказанных истинных утверждений.
Итоги
Утверждение, которое требует доказательства, должно быть подкреплено аргументами. В качестве них могут выступать суждения, что были ранее доказаны, например, аксиомы, законы, определения, содержащие высказывания о фактах. Аргументы, которые используются при доказывании, находятся между собой в тесной связи и представляют форму доказательства. Они образуют различного рода умозаключения, которые соединяются в цепь.
На примере рассмотрим утверждение, требующее доказательства: «Полученный в ходе эксперимента металл – не натрий». Для доказательства этого высказывания используются следующие аргументы:
1. Все щелочные металлы при комнатной температуре разлагают воду.
2. Натрий является щелочным металлом. Следовательно, он разлагает воду.
3. Образовавшийся в ходе эксперимента металл воду не разлагает. Следовательно, полученный металл – не натрий.
Как видно, все используемые аргументы являются истинными, доказанность которых происходила в результате наблюдения, обобщения прошлого опыта, силлогистического умозаключения. Процесс доказательства здесь основан на двух умозаключениях, следствие одного при этом является предпосылкой другого.