Права существует на пользу человека
Анонимный вопрос · 21 января 2018
42,4 K
Увлечения: сноуборд, пауэрлифтинг, автомобили, бизнес индустрия, ИТ проекты.
Значение права в жизни человека и общества огромно. Являясь универсальным регулятором общественных отношений, оно закрепляет основы существующего строя.
Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.
Право побуждает людей совершать активные положительные действия и способствует, таким образом, развитию общества.
Право является критерием правомерного и неправомерного поведения людей и является основанием для применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.
Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности.
Право играет важную роль как в жизни человека, так и в целом для общества. Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности. Право побуждает людей совершать активные положительные действия и способствует, таким образом, развитию общества.
Я программист, но помимо технических вопросов, связанных с разработкой и…
Роль права в жизни человека, общества и государства достаточно многообразна: закрепление основ существующего строя, регулирование общественных отношений и их развитие, упорядочивание взаимоотношений между субъектами и стимуляция их активности и эффективности, формирование критериев для оценки правомерности и неправомерности тех или иных действий со стороны людей и их… Читать далее
1) Регулятивная- задача регулировать правовые отношения т.е. как действовать в той или иной ситуации
2) Охранительная- защита от правонарушений (пресечение) и востановление в правах при их нарушении
Я программист, но помимо технических вопросов, связанных с разработкой и…
В жизни отдельных представителей общества и всего его в целом (в огосударствленном виде, например) право имеет краеугольное значение. Право регламентирует межличностные взаимоотношения, устанавливает последовательность совершения тех или иных действий, играет воспитательную роль.
Что такое право. Основные понятия характеристики?
Интересуюсь юриспруденцией, отвечаю на связанные с ней вопросы, а также на…
Право это система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке и гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.
Таким образом, из понятия можно выделить следующие его характеристики:
1. Системность – нормы права находятся во взаимосвязи и согласованности.
2. Общеобязательность – действие норм распространяется на всех субъектов этих норм.
3. Формальная определенность – нормы права установлены источниками права и содержатся в них. Например, в законах.
4. Нормы принимаются в установленном порядке. Например, путем законодательного процесса.
5. Соблюдение норм гарантированно государством посредством возможности использования государственного принуждения.
Прочитать ещё 2 ответа
Как связаны общество, государство и право, и какой предмет регулирует конфликты между ними?
Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…
Право регулирует жизнь общества внутри государства, являясь посредником между ними, государство всегда должно действовать в рамках права, в то же время, если некоторые законы изжили себя, общество может менять их и вывести государство на иную систему функионирования, мы могли наблюдать подобные явления при сильных общественных изменениях, например, отмена рабства или крепостного права. Конфликты между ними регулируют люди, как было сказано выше в примере с рабством, когда какой-то аспект жизни и регулирующие его законы становятся устаревшими или ненужными, люди, те общество, просто отменяют его действие.
Какие права имеет человек от рождения и как его права нарушаются всеми государствами мира?
Ателье по пошиву и ремонту одежды ЕваБорей
Вам все перечислить или по немного. Начнём. От рождения человек имеет право на имя. Даже когда младенец умирает, ему дают имя для оформления бумаг. 2. В шесть лет человек получает право на проведение финансовых операций. Именно с этого возраста человек может совершать сделки в магазине.3 С этого же возраста получает право на образование. В 10 лет получает право голоса в суде. В 14 лет получает право на получение паспорта. В 18 на покупку спиртного, голосовать, службу в ВС, в 21- на покупку сигарет, бытьизбраным в органы власти, в 27 – быть избраным Президентом РФ. и т.д
Нужны ли универсальные “права человека” в XXI веке, или это конструкт прошлого? И должно ли быть особое “право на Интернет”?
dreamfreedom.ru t.me/politdela
Права человека универсальны не только по содержанию, но и в пространстве и времени – именно поэтому они универсальны. Признание за человеком её/его прав – это признание достоинства человека, его уникальности.
Самый красивый, умный и ёмкий ответ на вопрос в заголовке содержится в статье 1 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН почти 70 лет томму назад, 12 декабря 1948:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Очень правильная мысль: права человека связаны с самим его существом – разумом и совестью.
Вопрос о “праве на интернет” сродни вопросу о праве мыслить, читать, смотреть. Возникают такие вопросы только в тоталитарном режиме.
Прочитать ещё 1 ответ
Почему существует множество отраслей права?
Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…
Так уж работают законы (или нет), ветвление получилось из-за развития обществе и изменения место человека в нем, места правительство и его положения в “слуги народа”, для того, чтобы организовать комфортную жизнь в развитом обществе нужны регулятивные механизмы, в качестве поправок к ним выходят другие и так образуется ветвистая система права.
Разговор о правах человека следует начать с того, что само их существование ничем не доказано. Дети не рождаются с верой в них, и, разумеется, в доисторические времена – продолжавшиеся не одно тысячелетие – о них никто даже и не слышал. Собственно, и для исторического периода они – весьма новое изобретение, причем присущее (даже в принципе, а не на практике) крайне малой части мира. Их идея полностью основывается на документах, написанных людьми и вступавших в силу благодаря грязным политическим процессам, в которых не было ничего общего с позднейшими мифами. Правительства, спокойно пытающие и казнящие врагов режима, подписывают декларации о правах с тем же энтузиазмом, что и мирные демократии.
Нам говорят, что у прав человека есть два качества – они «самоочевидны» и «неопровержимы». В сущности, это все равно, что называть главным качеством овсянки высокую пригодность для строительства небоскребов. Основное свидетельство существования этих неопровержимых и самоочевидных прав состоит в том, что, как говорят те, кто в них верит, их повсеместно нарушают и попирают. Интересно, какой смысл в праве, которое не меняет мир и не способно помочь всем, кто в него верит?
Достаточно посмотреть на то, как играют дети, чтобы увидеть, что у них вообще нет идеи каких-либо универсальных прав – только своих собственных. В обществах, в которых взрослым запрещено промывать своим детям мозги, идея прав человека возникает только у сумасшедших и их кругом обычно и ограничивается.
Даже в этой стране активные сторонники прав человека представляют собой крошечное – и постоянно сокращающееся – меньшинство, влияние которого абсолютно не соответствует его численности. Если бы Би-би-си так постыдно не потворствовало этим людям и не тратило бы деньги налогоплательщиков на пропагандистские и идеологизированные мероприятия вроде «Бала Тайного полицейского» (Благотворительное шоу в пользу Amnesty International – прим. перев.), их бы давно ждало заслуженное забвение.
Мы, члены Национальной реалистической ассоциации, разумеется, не хотим запретить веру в права человека. Это было бы абсурдно. Но столь же абсурдно – и вдобавок куда более опасно – позволять «правистам» занимать в обществе привилегированное положение. Им разрешено преподавать свои верования в школах, при этом они защищены от законов против дискриминации и могут уволить любого, кто не верит в Права человека. При этом, повторяю, нет никаких доказательств того, что права человека в принципе существуют. Конечно, о них все равно следовало бы рассказывать в школах, но в рамках сбалансированного курса, который бы по существу рассматривал и такие практики, как рабовладение и пытки – ведь они никогда не были так популярны и широко распространены, как в современном мире, и, по крайней мере, действительно существуют – чего нельзя сказать о правах человека.
Не существует примеров предполагаемых прав человека, которые не было бы проще объяснить с помощью современного биологического анализа отношений власти, в котором «”благородные” идеи о неопределенно благожелательном взаимовыгодном сотрудничестве сменились ожиданиями абсолютной, безжалостной и беспринципной взаимной эксплуатации» (цитата из книги Ричарда Докинза «Расширенный фенотип», – прим. перев.). Мы ведь, в конечном счете, животные, и это делает идею неких особых прав «человека» еще более нелепой.
Стоит ли позволять родителям внушать детям веру в права человека – это, разумеется, непростой вопрос. «Прависты» будут говорить, что такой запрет нарушил бы их права, но это до смешного очевидный пример логического порочного круга. С тем же успехом можно доказывать, что Библия правдива, потому что в ней сказано, что она правдива. Когда мы поймем, что существование прав человека ничем не доказано, мы должны будем серьезно спросить себя, может ли общество позволять родителям так обращаться с детьми. Вера в права человека способна привести к некоторым абсурдным идеям – например, заставить предположить, что родители имеют право (опять это слово!) врать своим детям, и что именно это – одна из опор свободного общества. Вот очевидный пример того вреда, который могут нанести якобы умеренные и безвредные заблуждения. В некотором смысле мирные и безобидные «прависты», умеющие казаться приличными людьми, намного опаснее фанатиков из Amnesty International.
За правами человека всегда следовали террор и кровопролитие – во времена Французской революции, после которой Европу почти тридцать лет сотрясали войны, в сталинской России, конституция которой гарантировала больше прав, чем едва ли не любая другая в истории, а теперь и в Ираке, в котором наше стремление насаждать права человека и демократию погубило множество людей. Разумеется, апологеты прав будут говорить нам, что все это – искажения исходной идеи. Однако как можно слушать людей, которые верят в то, чего просто не существует?
Меня критикуют за то, что я не читаю «правистскую» литературу. Однако пусть король сначала докажет мне, что его новое платье действительно существует. Лично я готов обсуждать оборки, рюшечки и изящество покроя лишь после того, как получу доказательства. И что бы ни говорили королевские прихвостни, прежде чем я буду обсуждать, что такое права, они должны сначала доказать мне, что эти права существуют. А этого, естественно, никто доказать не может, потому что все так называемые доказательства на поверку оказываются лишь утверждениями, основанными на книгах, которые сотни лет назад написали люди, ничего не знавшие о современном мире.
Я знаю, что некоторых мои рассуждения шокируют. Вполне нормально, скажут они, расправляться таким образом с Богом или с религией, ведь это глупые, мерзкие и неправильные вещи, в которые верят другие люди. Собственно, потому они и другие, что верят в это. Но требовать доказать, что существует то, во что верим мы – это же просто абсурдно!
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Þðèé Íåñòåðåíêî
Ìèô î ïðàâàõ ÷åëîâåêà
Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî èäåÿ ïðàâ ÷åëîâåêà, ñòðîãî ãîâîðÿ, íå âûòåêàåò
íàïðÿìóþ èç èäåè äåìîêðàòèè (êîòîðàÿ, ïî ñóòè, ñîñòîèò ëèøü â
ïðåäîñòàâëåíèè øèðîêèì ìàññàì ïðàâà ó÷àñòâîâàòü â óïðàâëåíèè
íåïîñðåäñòâåííî ëèáî ÷åðåç èçáèðàåìûõ ïðåäñòàâèòåëåé, íî íè÷åãî íå
ãîâîðèò î êàêèõ-ëèáî èíûõ ïðàâàõ), äëÿ ñîâðåìåííûõ äåìîêðàòè÷åñêèõ
ðåæèìîâ “ïðàâà ÷åëîâåêà” ÿâëÿþòñÿ êðàåóãîëüíûì êàìíåì, àêñèîìîé
íàñòîëüêî ïðî÷íîé, ÷òî áîëüøèíñòâó äàæå íå ïðèõîäèò â ãîëîâó õîòÿ áû
òåîðåòè÷åñêè ïîäâåðãíóòü åå ñîìíåíèþ. Óñîìíèâøèéñÿ æå íåìåäëåííî
çàñëóæèò ÿðëûê ôàøèñòà, êîììóíèñòà, èíêâèçèòîðà è ñåðèéíîãî óáèéöû â
îäíîì ëèöå. Òåì íå ìåíåå, íå áîÿñü “ïðàâåäíîãî” ãíåâà êàê òåõ, êòî
ïðåâðàòèë ïðàâîçàùèòíóþ äåÿòåëüíîñòü â íåäóðíîé áèçíåñ, òàê è òåõ, êòî
çàíèìàåòñÿ åþ “ïî çîâó ñåðäöà”, áóäåì ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ íå ñåðäöåì, à
ãîëîâîé, è ïîñòàðàåìñÿ ðàçîáðàòüñÿ: à ÷òî òàêîå, ñîáñòâåííî, “ïðàâà
÷åëîâåêà”, îòêóäà îíè áåðóòñÿ, ê ÷åìó âåäóò è äåéñòâèòåëüíî ëè ñòîëü
íåîáõîäèìû öèâèëèçîâàííîìó îáùåñòâó?
Äîâîëüíî ÷àñòî ïðèõîäèòñÿ ñëûøàòü î íåêèõ “ïðèðîäíûõ ïðàâàõ”,
ïðèíàäëåæàùèõ-äå êàæäîìó ïî óìîë÷àíèþ. Ìîë, âñÿêèé æèâîé èìååò ïðàâî íà
æèçíü è ò. ï. Îäíàêî â ïðèðîäå íèêàêèõ òàêèõ ïðàâ âîîáùå íåò.
Ñîìíåâàþùèéñÿ ìîæåò ïîïðîáîâàòü ðàññêàçàòü î ñâîåì ïðàâå íà æèçíü
ãîëîäíîìó òèãðó èëè, ê ïðèìåðó, íàâîäíåíèþ. “Ïðàâî íà æèçíü” â ïðèðîäå
ñóùåñòâóåò òîëüêî â òîì ñìûñëå, ÷òî îòñóòñòâóþò êàêèå-ëèáî þðèäè÷åñêèå
èëè ìîðàëüíûå ìåõàíèçìû, êîòîðûå ìåøàëè áû òåáå áîðîòüñÿ çà âûæèâàíèå
âñåìè äîñòóïíûìè òåáå ñðåäñòâàìè; íî òî÷íî òàê æå îòñóòñòâóþò ïîäîáíûå
ìåõàíèçìû, ïîìîãàþùèå òåáå â ýòîé áîðüáå. Ïðàâî íà æèçíü æåðòâû – ýòî åå
ñïîñîáíîñòü áåæàòü áûñòðåå õèùíèêà; ïðàâî íà æèçíü õèùíèêà – óìåíèå
äîãíàòü è óáèòü æåðòâó. Ïðè÷åì, êàê íåòðóäíî âèäåòü, “ïðàâà” ýòè
âçàèìîèñêëþ÷àþùèå, è êîìïðîìèññ ìåæäó íèìè íåâîçìîæåí. Àíàëîãè÷íî äåëî
îáñòîèò ñî ñâîáîäîé ïåðåäâèæåíèÿ, ïðîäîëæåíèåì ðîäà è ò.ä. Òåîðåòè÷åñêè
ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ïðàâà â ïðèðîäå áåçãðàíè÷íû, â ñèëó îòñóòñòâèÿ
âûøåóïîìÿíóòûõ ìåõàíèçìîâ; íà ïðàêòèêå æå êàæäûé îáëàäàåò òîëüêî òåìè
“ïðàâàìè”, êîòîðûå – ñèëîé ëè, õèòðîñòüþ èëè êàê åùå – ñóìååò äîáûòü è
óäåðæàòü. Åñëè ñîâñåì ïðîñòî, òî â ïðèðîäå êàæäûé ïîëó÷àåò òî, ÷òî
çàñëóæèâàåò.
“Íî ÷åëîâåê – íå æèâîòíîå”, – çàÿâëÿþò ãóìàíèñòû. Îòëè÷íî; â òàêîì
ñëó÷àå, ÷òî æå òàêîå ÷åëîâåê? Î÷åâèäíî, ïðåæäå ÷åì ãîâîðèòü î åãî
ïðàâàõ, íàäî îïðåäåëèòü, î êîì, ñîáñòâåííî, ðå÷ü. È çäåñü âûÿñíÿåòñÿ,
÷òî ñàìî âûðàæåíèå “ïðàâà ÷åëîâåêà” íåêîððåêòíî, èáî íå ñóùåñòâóåò òàêîé
ñîöèàëüíî-ïðàâîâîé êàòåãîðèè – ÷åëîâåê. ×åëîâåê – ýòî êàòåãîðèÿ
áèîëîãè÷åñêàÿ, à áèîëîãè÷åñêàÿ ïðèíàäëåæíîñòü íå äîëæíà áûòü îáúåêòîì
ïðàâà. Åñëè çàâòðà íà Çåìëå – èç êîñìîñà ëè, èç ëàáîðàòîðèè ëè ãåíåòèêîâ
– ïîÿâÿòñÿ ðàçóìíûå ñóùåñòâà, áèîëîãè÷åñêè íå ÿâëÿþùèåñÿ ëþäüìè, ðàçâå
ýòî çíà÷èò, ÷òî èì äîëæíî áûòü îòêàçàíî â ïðàâàõ? Åñëè êòî-òî èç
ïðàâîçàùèòíèêîâ îòâåòèò íà ýòîò âîïðîñ “äà”, îí ïðîäåìîíñòðèðóåò
îãîëòåëûé ðàñèçì, áåçóñëîâíî (è ñïðàâåäëèâî) ïðàâîçàùèòíèêàìè
îñóæäàåìûé. Ïðàâî æå îïåðèðóåò íå áèîëîãèåé, à ñîâñåì èíûìè êàòåãîðèÿìè:
äååñïîñîáíîñòü, ãðàæäàíñòâî, âëàäåíèå èìóùåñòâîì, ñóäèìîñòü, îòíîøåíèå ê
âîèíñêîé ñëóæáå è ò.ï. È ñîâåðøåííî î÷åâèäíî, ÷òî, â çàâèñèìîñòè îò
ïîëîæåíèÿ â êàæäîé èç ýòèõ êàòåãîðèé, ïðàâà êîíêðåòíîé ëè÷íîñòè
âàðüèðóþòñÿ âåñüìà ñèëüíî.
Âîîáùå, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ïîëîæåíèÿ òèïà “âñå ëþäè ðîæäàþòñÿ
ðàâíûìè” ïðèñóòñòâóþò âî ìíîãèõ ãðîìêèõ äîêóìåíòàõ, òðóäíî ïðåäñòàâèòü
ñåáå ëîæü áîëåå ÿâíóþ è âðåäîíîñíóþ. Ýòî õîðîøî ïîíèìàëè åùå äðåâíèå
ýëëèíû ñî ñâîèì ìèôîì î Ïðîêðóñòå. Ëþäè íå ðàâíû, íå ìîãóò áûòü ðàâíû è
íå äîëæíû áûòü ðàâíû. Íåðàâåíñòâî íà÷èíàåòñÿ äàæå íå ñ ðîæäåíèÿ, à ñ
çà÷àòèÿ; â ïåðâóþ î÷åðåäü îíî îáóñëîâëèâàåòñÿ ãåíàìè. Äàëåå, íà÷èíàÿ óæå
ñ óñëîâèé âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ, âñòóïàþò â ñèëó ñîöèàëüíûå ôàêòîðû.
Ïðè÷åì, äàæå åñëè áû êàêîå-íèáóäü îáùåñòâî è ïîïûòàëîñü äîáèòüñÿ
âûðàâíèâàíèÿ õîòÿ áû íà ýòîì, âòîðîì ýòàïå, î÷åâèäíî, ÷òî ýòî áûëî áû
âîçìîæíî ëèøü îïóñêàíèåì âñåõ äî íèæíåé ïëàíêè, èáî ïîäíÿòü âñåõ äî
âåðõíåé ôèçè÷åñêè íåðåàëüíî. À ãëàâíîå – íåðàâåíñòâî êàê òàêîâîå
íåîáõîäèìî îáùåñòâó. Êàê íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü ýêîñèñòåìà, ñîñòîÿùàÿ èç
îäíèõ âîëêîâ èëè îäíèõ îëåíåé, òàê è ñîöèóì, ñîñòîÿùèé èç îäèíàêîâûõ
ëè÷íîñòåé, îáðå÷åí, êàê ìèíèìóì, íà ñòàãíàöèþ, à ñêîðåå âñåãî – íà
âûðîæäåíèå è ãèáåëü. Âñå ïðîöåññû â ïðèðîäå ïðîòåêàþò â ðåçóëüòàòå
íåðàâåíñòâà, ðàçíîñòè ïîòåíöèàëîâ. Ðàâåíñòâî æå – ýòî òîðæåñòâî
ýíòðîïèè, òî åñòü ñìåðòü. Äàæå åñëè ïðåäïîëîæèòü, ÷òî áëàãîäàðÿ óñïåõàì
ãåíåòèêè íà ñâåò ïîÿâëÿþòñÿ îäíè ëèøü çäîðîâûå èíòåëëåêòóàëû, è â ýòîì
ñëó÷àå ìåæäó íèìè áóäóò (äîëæíû áûòü!) ðàçëè÷èÿ: ó îäíîãî áîëåå ðàçâèòû
ìàòåìàòè÷åñêèå ñïîñîáíîñòè, ó äðóãîãî õóäîæåñòâåííûå, è ò.ï. È áóäåò
âïîëíå ëîãè÷íî è ñïðàâåäëèâî, ÷òî, ñêàæåì, ãåíèàëüíîìó ôèçèêó, ëèøåííîìó
ìóçûêàëüíîãî ñëóõà, íå ïîçâîëÿò ðóêîâîäèòü ãîñóäàðñòâåííûì ñèìôîíè÷åñêèì
îðêåñòðîì, äàæå åñëè îí î÷åíü çàõî÷åò.
Ïðèâåäåì è áîëåå ïðèçåìëåííûé ïðèìåð, ñ îäíèì èç íàèáîëåå
ðàñïðîñòðàíåííûõ çíà÷åíèé ñëîâà “ïðàâà” – äîêóìåíò, óäîñòîâåðÿþùèé ïðàâî
íà óïðàâëåíèå òðàíñïîðòíûì ñðåäñòâîì. Âñåì ïîíÿòíî, ÷òî íèêòî íå
îáëàäàåò ýòèì ïðàâîì ïî óìîë÷àíèþ, ÷òî åãî íàäî çàñëóæèòü îáó÷åíèåì è
ñäà÷åé ýêçàìåíîâ, è ÷òî âñåãäà áóäóò òå, êòî ýòîé ðàçíîâèäíîñòè ïðàâ
ëèøåí – ëèáî ïîòîìó, ÷òî íå ñìîã èõ ïîëó÷èòü, ëèáî ïîòîìó, ÷òî îíè ó
íåãî îòîáðàíû â ñîîòâåòñòâèè ñ çàêîíîì. Òàê æå îáñòîèò äåëî è ñî
ìíîæåñòâîì äðóãèõ ïðàâ – îò ïðàâ íà ïðîôåññèîíàëüíîå çàíÿòèå
îïðåäåëåííîé äåÿòåëüíîñòüþ äî ïðàâ ïðîõîäèòü íà òåððèòîðèþ îõðàíÿåìîãî
îáúåêòà. Âñå ýòè ïðàâà ïðåäîñòàâëÿþòñÿ ëèøü òåì, êòî èõ çàñëóæèë
(íàñêîëüêî ñòðîãè êðèòåðèè îòáîðà, âõîäèò ëè â ïîíÿòèå “çàñëóæèë”,
ñêàæåì, âçÿòêà – äðóãîé âîïðîñ; äëÿ íàñ ïðèíöèïèàëüíî âàæíî ñàìî íàëè÷èå
è íåîáõîäèìîñòü ýòèõ êðèòåðèåâ â ëþáîì, äàæå ñàìîì èäåàëüíîì îáùåñòâå).
Èòàê, ìû óáåäèëèñü, ÷òî â ïðèðîäå íåò íè ðàâåíñòâà, íè ïðàâ êàê
òàêîâûõ; ïðàâà – íå “áîæåñòâåííàÿ äàííîñòü”, íå íå÷òî “åñòåñòâåííîå”, à
ñîöèàëüíûé èíñòèòóò, è âíå ñîöèóìà ïðîñòî íå ñóùåñòâóþò (êàê, âïðî÷åì, è
îáÿçàííîñòè, õîòÿ ó æèâîòíûõ ðîëü òàêîâûõ èãðàþò èíñòèíêòû). Ñ äðóãîé
ñòîðîíû, â ñîöèóìå òàêæå íåò è íå äîëæíî áûòü ðàâåíñòâà, à ïðàâà
ïðåäîñòàâëÿþòñÿ íà äèôôåðåíöèðîâàííîé îñíîâå íå ïî óìîë÷àíèþ, à íà
îñíîâàíèè îïðåäåëåííûõ çàñëóã. Òàê íà êàêîì æå îñíîâàíèè èç îáùåãî
ìíîæåñòâà ïðàâ âûäåëÿåòñÿ íåêîòîðàÿ ãðóïïà, íàçâàííàÿ “ïðàâàìè
÷åëîâåêà”, êîòîðûå ÿêîáû äîëæíû ïðèíàäëåæàòü ïî óìîë÷àíèþ è âñåì áåç
ðàçáîðà? È äàæå áîëåå òîãî – ïðèíàäëåæàòü íåîòúåìëåìî?
Î÷åâèäíî, îäíî ëèøü æåëàíèå âñåõ èëè áîëüøèíñòâà èìåòü êàêèå-òî
ïðàâà íå ìîæåò ñëóæèòü îñíîâàíèåì äëÿ èõ àâòîìàòè÷åñêîãî ïðåäîñòàâëåíèÿ.
Áîëüøèíñòâî õîòåëî áû èìåòü ìèëëèàðä äîëëàðîâ è ñåêñ ñ ìèññ/ìèñòåðîì
ìèðà, çíàåòå ëè. Îáðàòèìñÿ æå ê îñíîâîïîëàãàþùåìó äîêóìåíòó – Âñåîáùåé
äåêëàðàöèè ïðàâ ÷åëîâåêà – è ïîñìîòðèì, êàê òàì ìîòèâèðîâàíà
âûøåîïèñàííàÿ ñèòóàöèÿ. Íà÷íåì ïðÿìî ñ ïðåàìáóëû:
“Ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå, ÷òî ïðèçíàíèå äîñòîèíñòâà, ïðèñóùåãî âñåì
÷ëåíàì ÷åëîâå÷åñêîé ñåìüè, è ðàâíûõ è íåîòúåìëåìûõ ïðàâ èõ ÿâëÿåòñÿ
îñíîâîé ñâîáîäû, ñïðàâåäëèâîñòè è âñåîáùåãî ìèðà”
Î êàê! Òî, ÷òî ïîäëåæèò äîêàçàòåëüñòâó, äåêëàðèðóåòñÿ, êàê àêñèîìà.
Ñîáñòâåííî, óæå îäíî ýòî ïîçâîëÿåò îòíåñòèñü ê äàëüíåéøåìó òåêñòó êàê ê
áåçîòâåòñòâåííîìó òðåïó èëè, åñëè óãîäíî, êàê ê ðåëèãèîçíîé äîêòðèíå. Äà
è äàæå ýòîò àáçàö ïîëîí òåðìèíîâ, äîïóñêàþùèõ âåñüìà âîëüíîå òîëêîâàíèå.
×òî òàêîå “äîñòîèíñòâî”, ïðèìåíèòåëüíî ê “÷åëîâåêó âîîáùå”? Íàïðèìåð,
åñëè ÷åëîâåê ñàì ñåáÿ íàçûâàåò ðàáîì è ðåãóëÿðíî èñïîëíÿåò óíèçèòåëüíûå
ðèòóàëû ïîêëîíåíèÿ – ÷òî äåëàþò íå òîëüêî ìàçîõèñòû, íî è ìèëëèàðäû
âåðóþùèõ âî âñåì ìèðå – ìîæíî ëè ãîâîðèòü, ÷òî åìó ïðèñóùå òî æå
äîñòîèíñòâî, ÷òî è èäåéíîìó ïðîòèâíèêó ëþáîãî ïîêëîíåíèÿ? Êòî òàêèå “âñå
÷ëåíû ÷åëîâå÷åñêîé ñåìüè” – âõîäÿò ëè â ýòî ìíîæåñòâî óìñòâåííî
íåïîëíîöåííûå, ìàíüÿêè-óáèéöû è ò.ä.? Íàñ÷åò ðàâåíñòâà ñì. âûøå, à
íàñ÷åò íåîòúåìëåìûõ ïðàâ – íèæå. Äàëüøå èäåò ïðîñòî ãîëîñëîâíîå
óòâåðæäåíèå. Ïðèòîì, ÷òî òàêîå “ñâîáîäà” è “ñïðàâåäëèâîñòü”, îïÿòü-òàêè
íàäî îïðåäåëÿòü (ñâîáîäà – ïðàâî äåëàòü âñå, ÷òî õî÷åòñÿ? ñïðàâåäëèâîñòü
– îòîáðàòü è ïîäåëèòü? òðàêòîâêè, îòíþäü íå âûñîñàííûå èç ïàëüöà, ìíîãèå
âåäü è âïðÿìü òàê ñ÷èòàþò), à ÷òî âñåîáùèé ìèð íå äîñòèæèì íà äðóãîé
îñíîâå (ñêàæåì, òîòàëèòàðíîé èìïåðèè, ïîä÷èíèâøåé ñåáå âñåõ è æåñòêî
ïðåñåêàþùåé ëþáûå ïîïûòêè ñîïðîòèâëåíèÿ) – äîêàçûâàòü. (Ñïåöèàëüíî äëÿ
ëþáèòåëåé äîìûñëèâàòü: ÿ íå ãîâîðþ, ÷òî òàêàÿ èìïåðèÿ – õîðîøî.) Êñòàòè,
êîëè÷åñòâî âîéí, ðàçâÿçàííûõ óæå ïîñëå ïðèíÿòèÿ Äåêëàðàöèè (â òîì ÷èñëå
äåìîêðàòè÷åñêèìè ñòðàíàìè), çàñòàâëÿåò íó î÷åíü ñèëüíî óñîìíèòüñÿ â
òàêîé “îñíîâå”.
ïðîäîëæåíèå è èñòî÷íèê