Пользу или вред приносит религия

Пользу или вред приносит религия thumbnail

Польза и вред религии
Религия – неотъемлемая часть жизни человека, даже считающего себя неверующим. Кто-то фанатично доказывает существование бога, кто-то всячески его отрицает, третьи же относятся к этому нейтрально. Все эти проявления оставляют отпечаток на искусстве, науке, являются предметом споров.

«Духовность, о которой я говорю, связана с теми качествами человеческого духа, — такими как любовь, сострадание, чувство ответственности, чувство гармонии, — которые приносят счастье себе и другим. В то время как ритуал и молитва наряду с вопросами достижения нирваны и спасения связаны непосредственно с религиозной верой, внутренние качества в ней не нуждаются. Таким образом, нет причины, почему бы человеку не развивать их, даже до высокой степени, без обращения к религии или метафизической системе верований. Вот почему я иногда говорю, что религия есть нечто, без чего можем и обойтись. А без чего обойтись нельзя, так это без основных духовных качеств».
[Далай-Лама]

Одни виды религий являются официальными и государственными, другие – новыми или ответвлением старых. Кто-то выбирает, другой выдумывает.

Так в чем же польза и вред религии? Почему она актуальна в жизни человека на протяжении стольких лет? Попробуем разобраться.

Зачем нужна религия?
В первую очередь, религия – это объяснение непонятных процессов и явлений. Как известно, еще в древние времена люди предписывали божественное начало необъяснимым в то время явлениям природы. Таким образом, человек спасается от страха неизвестности. В наше время наука до сих пор не может дать четкого определения тайнам и загадкам человека, природы, вселенной. Поэтому объяснение процессов с помощью религии используется до сих пор.

Религия дает человеку четкую цель, тем самым объясняя смысл существования. Появляется четкий план, следуя которому он достигает рая, нирваны и т.д.

Чувство справедливости. Верующий человек убежден, что следуя всем правилам и преодолевая мучения, будет вознагражден. А те, кто нарушал, жил в распутстве и наслаждении, будут наказаны.

Каждый религиозный человек находит свои причины.

Вред религии
Я не считаю мирные религии вредными, если они не граничат с фанатизмом. Люди, до беспамятства поклоняющиеся богу, по меньшей мере выглядят смешно и абсурдно. Особенно, когда следуют всем ритуалам – уж очень напоминает первобытное идолопоклонничество. И хорошо, когда все происходит тихо-мирно, но зачастую, они начинают бездумно следовать своей религии и поучать. Сколько раз в жизни встречались люди, осуждено говорившие: «Так нельзя делать, за это Бог накажет». Причем речь была грубой и далеко не христианской. Такое отношение к людям, разделяя их на «хороших-верующих» и «плохих-неверных», вызывает только неприязнь.

Также одной из причин, почему я считаю религию вредной – ее влияние на науку. Например, запрет на дальнейшее ведение исследований по клонированию в США из-за католической церкви. Или известная широко распространенная и существующая до сих пор секта – «Свидетели Иеговы». Думаю, многим хотя бы раз они предлагали свой журнальчик. Так вот: переливание крови у них считается грехом, из-за чего были случаи отказа от этой спасительной процедуры.

Польза и вред религии
Финансовая сторона церкви. Государство выделяет бесплатную землю, вкладывает в строительство, освобождает от налогов. При этом она ведет свой бизнес: продает книги, атрибуты, собирает подаяния (чем больше – тем лучше). Некоторые покупают кресты, считая, что чем он дороже и массивней, тем он виднее для бога.

Священники, живущие далеко за пределами бедности и не соблюдающие то, что проповедуют. В моей жизни встречались два таких примера. Первый – имел дорогую машину и два больших дома в «долине нищих». Второй – не соблюдал постов, любил выпить. Сразу вспоминается анекдот про попа, который, прежде чем приступить к праздничной трапезе в пост, произнес: «Господи, преврати порося в карася!».

Такую двойственность я считаю огромным минусом религии. Ведь пожертвования можно направить на что-то стоящее. Например, на помощь бездомным людям. Этой осенью столкнулась со следующей картиной. На протяжении нескольких дней, возвращаясь из больницы, приходилось проходить мимо комплекса из храмов, часовни и принадлежащего им дома. Поблизости на земле лежал человек-инвалид (судя по стоящей рядом коляске – отказали ноги). И все это происходило во время проливных дождей. Прохожие помогали, как могли: едой, деньгами, укрывали клеенкой и дали зонт. Но неужели никто из священников не мог ему помочь? На этой территории было столько зданий, что можно было бы дать этому человеку хотя бы временный кров. Эта ситуация повергла меня в глубочайший шок. Благо, через некоторое время его там уже не оказалось – как я поняла, ему помогла благотворительная организация, не сотрудничающая с церковью.

Внедрение в образование. Промелькнула новость о том, что изучение религии хотят сделать школьным предметом. Это ли не абсурд? Так можно покалечить еще не окрепшую детскую психику, тем самым лишая свободы выбора. Для тех, кто захочет изучать религию, существуют воскресные школы. Но внедрять ее в образование – лишняя и вредная мера.

Поступки фанатиков. Это различные обряды изгнания дьявола. Например, когда в Румынии несколько лет назад священник распял монашку. Да зачем далеко ходить: в моем городе родители убили дочь, считая, что в неё вселились бесы. Они заставили ее выпить 5 литров святой воды, а когда девушка не смогла, просто затоптали ее, веря, что через три дня она воскреснет. И мать, и отец не раскаялись в случившемся – этим они спасли душу девушки.

Поведение смертников, считающих избавление от неверных (всех не принадлежащих к их религии) богоугодным делом.

Все эти инциденты, кровавое становление религии, не вызывают желания принадлежать к какому-либо её течению.

Исходя из всего, главный вред религии (а точнее ее беспрекословному и фанатичному подчинению) — лишение свободы мысли. У человека есть шаблон, по которому надо жить, где за него решили, что хорошо, а что плохо. От себя рекомендую к просмотру документальный фильм «Земля секса и грешников», где рассказывается о шокирующих методах подавления желаний у женщин и мужчин.

Польза религии

«Поскольку люди сильно различаются по склонностям и интересам, есть такие, для кого учение о Творце является подходящим и полезным, поэтому не следует беспокоиться, что рядом с вами есть такие. Значительному числу людей, которые верят в творца, удалось стать мене эгоистичными, и этот факт подтверждает то, что полезными могут быть различные учения. Когда мы смотрим на эти результаты, уважение к различным религиям возрастает».
[Далай-Лама]

Польза и вред религии
Польза мирных религий в том, что они приносят в жизнь человека надежду. Дают повод для благородных поступков, заставляют думать не только о себе. Ценны не ритуалы, церкви и «показушность», а сама вера. Хотя иметь её можно не относя себя ни к какой религии.

Есть множество примеров людей, не исполняющих церковные ритуалы, при этом порядочных и альтруистов, ведущих праведный образ жизни.

Религия может стать необходимой в трудной ситуацииопорой для человека. Особенно для тех, кто не может найти поддержки среди людей.

Молитва, как медитация, расслабляет и концентрирует человека. Помогает отвлечься от проблем и действует как самовнушение: помолился – значит все получится, бог услышит и поможет. Также снимает «душевную тяжесть».

Многие запреты приносят пользу. Например, это контроль за пищей и алкоголем, эмоциональное спокойствие и осознанность.

Необходимо разделять грань между верой и слепому следованию правилам религии, которые так навязывают, начиная с самого рождения и традиционного крещения, заканчивая смертью и погребению по всем канонам.

Читайте также:  Мидии в масле консервированные польза

Для меня самой искренней религией является буддизм. Ведь это в большей степени философия, учащая жить в мире со всеми живыми существами и заботе о своей нравственности. Мой взгляд на жизнь во многом пересекается с учениями буддизма, который дает творческое вдохновение. Именно убеждения привели меня к нему. Как можно было заметить, однн из мудрейших людей, для меня – Далай-Лама, который принимает любую религию. Один из любимейших философов – Артур Шопенгауэр – также строил свои учения на буддизме, и я разделяю многие его взгляды.

В любой религии можно найти как и вред, так и пользу. Но главное – это вера человека в добро и любовь. Не обязательно ходить в церковь, чтобы быть нравственным и высокодуховным человеком. Живите так, как подсказывает сердце, в гармонии с собой и окружающим миром.

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru

Источник

Нет, я не о вере веду речь, а именно о религии – некоем искусственном образовании, собравшем в себе целый спектр механизмом управления огромными массами людей. Нужен ли вообще человеку этот институт власти над ним? Какой от неё прок?

Любая религия всегда зарождалась исключительно по двум причинам или их совокупностям: банальная власть над массами и на почве искреннего желания приблизить человека к Создателю. Только вот тысячелетия идут своим чередом, но человечество как было в те времена далеко от Создателя, так и осталось сегодня. Зато с управлением толпой у любой религии что тогда, что сегодня – всё в полном порядке.

Так что же полезного и практичного дала любая религия человечеству за последние пару-тройку тысячелетий? Стал ли человек совершеннее и лучше? Может быть, он хотя бы умнее и грамотнее стал в разных аспектах религии?

Немного поразмыслив, оказывается, что ни одна мировая религия вообще не справилась с основной своей задачей. И выходит так, что все тысячелетние «религиозные телодвижения» – это, по сути, обычная хозяйственная деятельность сродни какому-нибудь ИП или ООО мало чего общего имеющая с высшими материями.

Причём фрагментарные эпизоды действий священников, которые по отношению к своей пастве руководствовались вторым правилом – искреннее желание приблизить человечество к Богу, не в счёт. Так как на общем фоне картины это не оказывало никакого решающего фактора.

Настоящих верующих – не тех, кто наизусть знает религиозные писания, и каждый вечер слепо повинуясь инструкциям, посещает церкви, а тех, кто ясно понимает глубинный смысл мироздания, – единицы процентов от общего количества «верующих». Подавляющее их число – суеверующие, либо ряженые да лицедеи.

Вся вера у современных «верующих» сводится исключительно к внешней стороне дела. Многим ведь приходилось встречать забавные вопросы или однозначные утверждения-аксиомы наших доморощенных суеверующих? Вроде того: «Могу ли я молиться левой рукой, если правая у меня сломана?» или «Бутылку со святой водой нельзя ставить на пол, потому что вода теряет святую силу»

А чушь, которую несут “профессиональные верующие” – злобные старушонки, пасущиеся с утра до вечера в церквях, не раз же доводилось вам слышать само лично?

Чья вина, что человечество в основной массе – не верует, а суеверует? Человек не обязан рождаться изначально умным и всезнающим, так чтобы мог с рождения ясно понимать причинно-следственные связи мироздания или хотя бы чётко ориентироваться, от чего с ним происходит то, что происходит.

Почему религия не занимается этим? Почему нет целенаправленной массовой просветительской работы религии? Скажете, есть? Да нет же! Всё что она делает в этом направлении – это эпизодические сюжеты личных ответов отдельных чиновников от церкви. А в массовости ничего подобного нет.

Любая религия в первую очередь формируется и поддерживается на плаву чиновничьими механизмами бюрократического духовного аппарата. Хоздеятельность стоит на первом месте, а всё остальное – только потом, да и то, не особо вникая в глубину. Основная масса духовенства – классические чиновники, которым нет никакого дела до мысленно-духовных метаний из стороны в сторону их паствы.

Религия – это механизм разновидности власти владения и управления толпой. За несколько тысячелетий КПД всей их работы в главной своей задаче – мизерный. Люди не только не стали ближе к Богу, но даже не продвинулись в понимании многих элементарных вещей в своей личной жизни.

КОЕ-ЧТО ИЗ ВЫВОДОВ

– Религия никогда не имела цели, а сейчас тем более, дать настоящие, а не за уши притянутые ответы, на вопросы КТО Я, ЗАЧЕМ ЖИВУ, В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ и другие.

– Религия не желала и не желает специально и целенаправленно объяснять человеку настоящие причинно-следственные связи мироздания.

– Религии нужен глупый и бестолковый человек-раб, слепо выполняющий все инструкции и наставления. А станет ли потом лучше человеку или не станет – религии до этого нет особого дела.

– Религия – это малоэффективный проект от власти в плане выполнения основной поставленной перед ней задачи.

– Религия при работе с людьми делает основной акцент на внешнюю свою сторону: атрибутику, уставность и узкие инструкции к поведению, постулаты, религиозные аксиомы, даёт примитивные ответы на сложные вопросы, формальность в обрядности и т.д.

– Религия упрямо не даёт развиваться человечеству в правильном направлении, специально сбивая его с толку то и дело, подсовывая ему устаревшие догмы и давно истлевшие взгляды на вещи.

Хотя при всей бесполезности этого института в том виде, в каком он сохраняется тысячелетия, есть один маленький, но весомый по воздействию плюс. Без религиозных уставов и инструкций к поведению человечество вряд ли дожило бы до сегодняшних времён хотя бы в более-менее адекватном состоянии.

Только дать инструкцию к действию – это одно, а объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе – совсем иное.

Источник

Какова роль религии и церкви в современном обществе? Может ли вообще общество считаться современным, если в нем царит религия? На эти и другие вопросы мы даем очевидные ответы, которые расстроят твою набожную бабушку.

Очень тяжело расстреливать карикатуристов, взрывать небоскребы, вешать подростков-гомосексуалистов на подъемных кранах и сажать в тюрьмы юных певиц, если ты не веришь, что делаешь это для Бога. А вот если ты делаешь это для Всевышнего, то все замечательно. Бог — это вообще лучший в мире способ уйти от ответственности.

Опрос Gallup семилетней давности показал, что верующими людьми себя считают примерно 70% населения планеты, что на 15% выше, чем по данным 1990 года. И немалая часть этого религиозного прироста пришлась на страны бывшего СССР. Все это не может не беспокоить просвещенных либералов, которыми кишит редакция MAXIM. Поэтому мы решили опубликовать наш гуманистический манифест, и, если он поможет хотя бы одному читателю воздержаться от дружбы с воображаемыми существами, мы будем считать, что не зря коптим тут небо.

Вера — это незнание

Невозможно верить в то, что ты точно знаешь. Например, в то, что дважды два — четыре. Зато можно верить в то, о чем ты не имеешь ни малейшего понятия.

«Я верю» всегда означает «я не знаю». К сожалению, если речь идет о религии, то в полном виде это должно звучать как «я не знаю и не желаю знать». Поэтому с таким скрипом, с таким трудом в клерикальных странах развиваются отрасли наук, изучающих природу человека, происхождение жизни и работу нашего сознания.

Читайте также:  Польза от раскрытия тазобедренных суставов

А ведь наука уже дала ответы на очень многие «вечные вопросы» о том, что такое душа, в чем смысл жизни, как возникает любовь, почему существует зло и откуда возник «нравственный императив внутри нас». Только большинство людей категорически не хочет эти ответы слышать. Во-первых, для того, чтобы их понять, нужно определенное образование. Во-вторых, эти ответы убивают сказку, веру и мечту. И 70% населения планеты тщательно затыкают уши пальцами, зажмуривают глаза и изо всех сил пытаются не узнать ничего, что могло бы поколебать их веру. Они не хотят ничего слышать про альтруизм у дрожжей, про локусы, ответственные за патриотизм шимпанзе, и про способы развить проторелигиозное чувство у канареек.

Знание разрушает веру, поэтому еще Фома Аквинский крайне рекомендовал скармливать свой разум псам, если этот разум мешает вере.

Но мы лично считаем, что собакам полезнее есть «роял канин» и котлеты, а травить их такой неудобоваримой вещью, как разум религиозного фанатика, — это садизм и варварство.

Бог — это побочный эффект эволюции

Человек — сверхсоциальный вид, специализирующийся на обмене информации между сородичами. Мы плохо бегаем, кое-как нюхаем, уши наши ни на что не годятся, наши мышцы, зубы и ногти — это издевательство, а не приспособления для выживания… Но зато наша специализация превратила нас в хозяев этой планеты — подвиньтесь, кролики и гиены! Мы умеем собирать, классифицировать и передавать друг другу информацию, мы умеем так работать командой, как ни одному муравью не снилось, мы — гении общения. Неудивительно, что наши дети пытаются болтать раньше, чем встают на ноги, и всю нашу жизнь мы только и делаем, что разговариваем. При отсутствии людей-собеседников мы беседуем с животными (некоторые из них даже наловчились делать вид, что понимают все до последнего слова, особенно если у тебя в руках есть огрызок колбасы). При отсутствии животных — с неодушевленными предметами. И почти постоянно мы пребываем в молчаливом, но насыщенном диалоге с самими собой. Тренируемся, так сказать, чтобы не потерять навык.

Наличие в нашем мозгу постоянного собеседника — незримого, обычно доброжелательного и знающего нас лучше, чем мы знаем себя, — весьма способствовало рождению идеи Бога. К нему всегда можно было обратиться в трудную минуту, поклянчить у него кару на головы наших врагов и пообещать, что мы будем вести себя хорошо, если эта чертова жестянка долетит куда надо сквозь страшные зоны турбулентности.

Неудивительно, что первым номером в списке всевозможных доказательств бытия Божьего является так называемый «онтологический аргумент», выдвинутый в XI веке Ансельмом Кентерберийским. В упрощенном виде он звучит примерно так:

«Бог есть потому, что у нас есть представление о нем в нашей голове».

Но нам кажется, что этот аргумент неплохо работает и в обратном направлении: наличие Бога у нас в голове — повод усомниться в его существовании, особенно если учесть, что по соседству с ним обитают Спанч Боб и Русалочка.

Религия возникает как приятный обман

В книге The Mating Mind эволюционного психолога Джеффри Миллера есть замечательный рассказ.

«

Половой отбор отдавал предпочтение идеологиям, которые были занимательны, преувеличены, увлекательны, драматичны, приятны, утешительны, имели связный сюжет, были эстетически сбалансированы, остроумно-комичны или благородно-трагичны. Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у плейстоценового костра и наслаждающихся недавно приобретенной в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира…

Гоминида по имени Карл предполагает: «Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, хотя и страдают от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали, — лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который в конце концов взорвется, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в пользу этих гипотез…»

Гоминида по имени Кандид перебивает: «Нет, я считаю, что мы — бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этим плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам не было скучно… Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесет нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю все это, потому что Вуг поведал мне эту тайную мудрость во сне прошлой ночью».

Какая из идеологий, по-вашему, окажется более привлекательной? Победят ли правдо­искательские гены Карла в соревновании с генами сочинительства чудесных историй Кандида? Человеческая история свидетельствует, что наши предки были больше похожи на Кандида, чем на Карла. Большинство современных людей от природы Кандиды. Обычно требуется много лет смотреть научно-популярные фильмы Би-би-си или Пи-би-эс, чтобы стать такими же объективными, как Карл »

Да, вера всегда будет приятнее знания, потому что ее специально создавали для нашего удовольствия. В отличие от реальности, которая, как мы все знаем, сплошь и рядом бывает исключительно гнусной.

Вера требует дорогих доказательств лояльности

Впрочем, если бы религии просто были сладким исцеляющим бальзамом для измученных душ, мы бы были последними, кто кинул в них камень. Мы не истребляем розовых единорогов и не требуем закрыть «Спокойной ночи, малыши!» на том основании, что свиньи не говорят, а детям нужно знать суровую правду о том, что ни один Филя не смог бы продержаться полвека на коленках тети Тани, потому что срок годности любого Фили — двадцать лет максимум, а потом извольте пожаловать в ветеринарный крематорий. Увы, кроме нежных убаюкиваний все жизнеспособные религии неизбежно исполняли и другие песенки, куда менее приятные на слух. Дело в том, что религии, как любой идеологии, которая хочет выжить и развиться, неизбежно требуется проводить проверки на лояльность среди своих поклонников.

В эволюционной этологии давно известен феномен «дорогого доказательства лояльности», который можно встретить у многих групповых животных, например у павианов. Павиан, который хочет быть принят в группе павианов-заговорщиков, планирующих в будущем свергнуть кое-кого из старших самцов, доказывает свою лояльность группе, дразня этих пат­риархов и подвергаясь в наказание весьма болезненным укусам. Доказав таким образом, что он «свой», молодой павиан примыкает к заговорщикам и, чтобы удержаться в этой группе, периодически повторяет самоубийственные дразнилки старших.

Механизм такой доказанной лояльности прост и эффективен: чем больше жертв мы приносим для того, чтобы принадлежать к какой-нибудь диаспоре, тем дороже мы ценим ее, тем больше мы противопоставляем себя тем, кто остался вне диаспоры, и тем активнее доверяем своим собрать­ям по диаспоре, потому что мы теперь в одной лодке. Этот механизм работает и при инициации подростков в первобытных племенах, и при посвящениях в члены студенческих общин, да и во всяких тайных обществах его очень уважают.

И все успешные религии тоже основаны на нем. От верующих постоянно требуют жертв, часто противоречащих здравому смыслу. Регулярные отказы от пищи, пятикратные ежедневные молитвы, суровые ограничения на развлечения, требование носить определенный вид одежды, брить голову, давать обеты молчания, самобичеваться и самокастрироваться — история религий имеет обширный ассортимент «дорогих доказательств лояльности».

Читайте также:  Молотая черемуха польза и вред

И конечно, измена вере должна наказываться самым суровым образом: эволюционная логика заставляет религии жестоко преследовать «предателей», дабы устрашить и удержать при себе остальную паству.

Обществу, которое стремится построить комфортную, разумную жизнь, основанную на принципах всеобщего удобства, очень трудно совместить этот комфорт и логику с теми самоограничениями, которые накладывают на себя религиозные общины. Достаточно посмотреть на Израиль, где по субботам приходится включать программы, останавливающие лифты на всех этажах, чтобы правоверные иудеи не оскверняли субботний день нажатием кнопок. Или на Саудовскую Аравию, в которой половина населения фактически вычеркнута из производства и общественной жизни, потому что от женщин в исламе требуются такие громоздкие доказательства лояльности, что им проще сидеть дома и ничего не делать, чтобы не нарушить какой-нибудь религиозный запрет.

Верующие гораздо больше ориентируются на обычаи, суеверия и рекомендации современных жрецов, чем на заветы своих богов

Ни православие, ни католицизм, ни их обряды, ни их традиции не описаны в существующем виде в Ветхом Завете и Евангелии. Никогда Христос не требовал носить золотые горшки на голове в свою честь, никогда не говорил о непогрешимости папы римского или о том, что с его матери нужно рисовать иконы. Христос не говорил ни на латыни, ни по-старославянски. Он, в принципе, вообще довольно мало говорил*. Большую часть того, что происходит в наших храмах, первохристиане, не колеблясь, признали бы чистокровным язычеством. Даже если допустить, что все Священное Писание продиктовано непосредственно Богом, то нужно признать, что практически все наши праздники, молитвы и службы есть сплошная отсебятина, придуманная людьми, а никак не Святым Духом на всяких никейских и карфагенских соборах спустя сотни лет после распятия Христа. Мухаммед ничего не говорил про «Фейсбук» и мобильники, но это не снизило количество запретов на них, которые современные имамы и мутавы накладывают на мусульман. В Торе нет ни слова про одежду из синтетики, с которой так яростно сражаются ортодоксальные иудеи. Жрецы всех религий любят множить ограничения, чтобы еще больше увеличить груз доказательств лояльности, стреноживающий их прихожан.

* — Примечание Phacochoerus’a Фунтика: « В отличие скажем, от апостола Павла, который Христа живым никогда не видел, но зато был человеком шустрым, образованным и неплохим церковным менеджером. Вот Павел-то как раз оставил немало указаний о том, как женщине покрывать голову в церкви и как следует вести себя священникам »

Религия разрушает государство

С помощью уже упомянутого опроса Gallup можно сделать интересное наблюдение. Если не брать страны — экспортеры нефти (такие как Кувейт и ОАЭ), а также протестантские США с их 60% верующих, то весь остальной мир показывает ясную пропорцию: чем выше религиозность населения, тем более бедной и отсталой является страна.

С одной стороны, Швеция с ее 18% верующих, с другой — Бангладеш и Нигер с 99% религиозного населения. Если же учесть, что в Штатах нет ничего похожего на господствующую религию, что верующие разбиты там на маленькие группы локальных церквей и общин, налагающих крайне скромные ограничения на свою паству, а церковь надежно отделена от государства, то теорему можно считать доказанной: религия мешает благополучию государства*.

* — Примечание Phacochoerus’a Фунтика: « Ну давайте не будем уж только на религию валить. Есть на планете места, где религия вытеснялась схожей по устройству тоталитарной идеологией, как это было в СССР или Китае, что тоже приводило к отставанию в развитии »

Если большая часть населения отказывается от образования, которое может «испортить» их веру, и тратит огромные силы и ресурсы на то, чтобы постоянно доказывать свою религиозную лояльность, то, естественно, прогресс предпочитает ретироваться из такого благолепия.

В России, согласно тому же опросу, верующими считают себя 35% населения. Это уже довольно опасный уровень. Религию начали преподавать в школах, власть охотно поддерживает любые, даже вполне невменяемые требования жрецов, а сами жрецы то и дело выскакивают с сообщениями о том, что религия должна управлять жизнью общества куда активнее, чем это происходит сейчас. И мы бы назвали все это тревожными звоночками, но уже куда больше это смахивает на панический набат.

Религия и свобода несовместимы

В мае 2011 года один художник вез по московской улице в тележке свою картину. На картине была изображена участница группы Pussy Riot, прибитая к кресту. До нужного пункта художник так и не добрался, потому что на него накинулся православный общественник и страстно порвал картину на мелкие клочки. Вскоре должен быть суд. Как ни странно, судят не человека, уничтожившего чужое имущество, а художника. За оскорбление чувств верующих, само собой. Верующие давно приватизировали крест как личную духовную собственность — странно, что еще математиков не таскают по судам за их кощунственно скрещенные оси координат. Например, на осужденной выставке «Осторожно, религия!» тоже было изображение женщины на кресте, и картину признали богохульственной. Хотя она вообще-то историческая. Женщин римляне подвергали такой казни редко, однако известно, как минимум, несколько случаев, когда к смерти на кресте приговаривали рабынь за убийство хозяина.

Верующие вообще устроены так удивительно удобно, что оскорбить их может буквально все. Поцелуи на улицах. Короткие юбки. Реклама нашего журнала. Преподавание теории эволюции в школе. Плюшевые поросята. Научные эксперименты. Право людей контролировать свою рождаемость. Еда на улице в Рамадан. Другие верующие тоже ужасно оскорбляют чувства верующих, если первые верят немножко иначе и чуть-чуть не в то. В оскорбленном виде верующий может вести себя чрезвычайно разнообразно: спектр реакции здесь начинается с гневно поджатых губ и заканчивается разрушенными зданиями.

Надеяться на то, что атеисты и агностики смогут спокойно жить рядом с верующими, не приходится. То есть они-то смогут. Проблемы будут у верующих.

Как уже говорилось выше, успешные религии — это религии, которые не терпели конкуренции и безразличного к себе отношения. Неудивительно, что так распространились по миру именно авраамические учения, выбравшие себе самое параноидально-ревнивое божество из всех возможных.

Как акулу эволюция превратила в идеальную машину для убийства, так ислам и христианство сумели выжить и выиграть потому, что жестко отделяли «верных» от «неверных», громоздили запреты, пылали мессианством и отправляли под камни и на костры всех, кто смел публично выразить сомнения в уместности происходящего. Так эти религии превратились в совершенные машины по истреблению всех конкурирующих идеологий. Иная ситуация была у буддизма, успешность которого основывалась на его умении идеально паразитировать на любых других религиях и вклиниваться в них, слегка видоизменяясь. Иудаизм же сделал ставку на национальный состав своей паствы и сумел выжить вместе с нею, но не получил, однако, мирового значения.

Надеяться, что атеисты и верующие смогут долго и мирно жить сообща, — можно. Но только при том условии, что светская власть будет всемерно противостоять попыткам церкви обустраивать по своему вкусу общественную жизнь.

И, в свою очередь, атеисты и агностики не должны делать застенчивые реверансы при виде человека с огнем веры в глазах. Время гонений на церковь закончилось давным-давно, эти ребята не нуждаются ни в нашей поддержке, ни в нашем сочувствии. Наоборот, скоро в сочувствии, похоже, будут нуждаться те, кто не готов надеть крест на шею или хиджаб на жену, лишь бы их оставили в покое.

Тата Олейник

20 января 2015

Источник