Пользу и выгоду как высшую ценность человеческой жизни определяет эгоизм

Пользу и выгоду как высшую ценность человеческой жизни определяет эгоизм thumbnail

Эгоизм – это чрезмерное себялюбие. Эгоизм, прежде всего проявляется в превознесении. себя над другими, своих интересов – над интересами других. И эгоизм – это признак современного общества, где каждый живет для себя, в свое удовольствие и каждый сам за себя. Практически каждый человек в нашем обществе – эгоист. Вся наша экономика построена на эгоизме. Но бывают и исключительные эгоисты – индивидуальные фашисты или эгофашисты. Такие люди считают себя намного лучше других. Они считают, что превосходят других во всем: уме, таланте, силе, красоте, воспитанности, происхождении… Такие люди считают себя фактически богами, а остальных людей своими рабами. Они считают, что им все должны и обязаны просто потому что они – это они, а остальные грязь на из ботинках. И, к сожалению, нередко такие люди пробивают себе путь своей наглостью, хитростью, самоуверенностью, и беспринципностью. – “добиваются чего-то в жизни”.
Но главное проявление эгоизма в нашем обществе – это стремление к удовольствиям, к получению удовольствий. И это даже не считается чем-то зазорным: “каждый живет в свое удовольствие”. И многие так и живут –  делая удовольствия высшей ценностью и смыслом жизни. Они говорят: “что плохого в том, что человек счастлив?”. Но удовольствие и счастье – это разные вещи. Счастье – радость от благих свершений, от творческих успехов, от осознания нужности и важности своего дела. А удовольствие – это чувственное насыщение, удовлетворение своих похотей и инстинктов. Самое примитивное удовольствие – это удовольствие от наркотиков. Это просто химическая стимуляция мозговых центров – самый простой и надежный способ. Большинство людей употребляет алкоголь и/или никотин, которые фактически являясь наркотиками, в то же время разрешены, хотя и по достижении определенного возраста. Более того, отказ от коллективного принятия алкоголя в нашем обществе считается признаком неуважения и даже оскорблением. Это происходит потому что люди не представляют себе жизнь без этот удовольствия и оно стало частью нашей “культуры”. Но пресыщение удовольствием ведет к поиску новых – более сильных средств получения удовольствия. Отсюда путь от первой сигареты и бутылке пива к “тяжелым” наркотикам и затем к ранней смерти без продолжения рода. Еще один способ – удовлетворение половых инстинктов, которое ошибочно называют любовью. Самоудовлетворение, которое иногда называют самовыражением, также является порождением эгоизма. Человек самоудовлетворяется, чтобы показать в первую очередь самому себе, что он лучше или хотя-бы не хуже других. Зависть происходит из-за ущемленного самолюбия и невозможности самоудовлетворения. А хвастовство или кич – напротив демонстрация своего “величия” и вызывание зависти. Кроме эгоизма здесь присутствует страх – страх оказаться среди “неудачников”.
Кроме индивидуального эгоизма есть еще и коллективный – клановый, национальный, религиозный, этнический. Это эгоизм ради удовлетворения общих интересов, но это не отменяет эгоизм каждого отдельного человека внутри самой эгогруппы. Такими являются по сути все партии о объединения называющие себя националистическими. Им следовало бы называться эгонационалистическими. Крайняя степень эгонационализма, не признающая за другими нациями право на равноценность или даже на жизнь, традиционно называется фашизмом, хотя этот термин применим и к крайнему индивидуальному эгоизму.
Особо изощренным является эгоизм религиозный или духовный. Такой эгоизм в нашем обществе считается благом и даже противопоставляется классическому индивидуальному эгоизму. Ведь религии призывают к духовности и нравственности. Только вся духовность и нравственность заключается в том, чтобы во всем следовать священному писанию религии и во всем слушаться наставников – представителей церкви. И за это после смерти, может быть, самые послушные попадут в рай, где вечное блаженство (нескончаемое удовольствие), а непослушные попадут в пекло – в вечные муки. Вот так: с одной стороны  – эгоизм, с другой – страх. И на этом основываются все религии. Это объясняет обилие в церквях пожилых женщин, которые пытаются отмолить свои грехи, и щедрые пожертвования криминальных авторитетов, которые пытаются купить билет в рай. В итоге религиозные эгоисты от индивидуальных отличаются только тем, что вторые стремятся к временным земным удовольствиям, а первые – к вечным “небесным”.

Источник

С детства нам внушают, что нужно делиться с другими, прислушиваться к чужому мнению и оглядываться по сторонам, прежде чем сделать что бы то ни было. Это необходимые ограничения, ведь мы живем в обществе.

Однако слишком часто стремление угодить окружающим доходит до того, что человек совершенно забывает о себе и своих интересах. Хорошего в этом мало. Ведь каждый из нас – отдельная личность, неповторимая и уникальная. И прямой обязанностью каждого человека является развитие этой личности. А как это сделать, если все время подстраиваться под желания других?

В этой статье я приведу 3 причины, почему нужно быть эгоистом. Мы будем рассматривать здоровый эгоизм, который должен быть присущ любому нормальному человеку. Прошу не путать с самовлюбленностью.

Вы сможете говорить “нет”

Слишком мягкие и добрые люди постоянно страдают от того, что не умеют говорить “нет”. И вроде бы, не отказывая другим в помощи, делаешь хорошее дело, помогаешь.. Но в результате приходится отказываться от собственных планов или заниматься чужими проблемами, вместо того, чтобы сделать что-то приятное и интересное для себя. И что самое печальное, постоянно соглашаясь всем помочь, со временем перестаешь получать даже простую словесную благодарность.

Человек, который не умеет сказать “нет”, воспринимается окружающими как некая “прислуга за все”. Он вечно помогает доделать отчеты своим более глупым и раздолбаистым коллегам, присматривает за детьми соседей, пока те развлекаются, и т.п. И что самое обидное: когда он жертвует своим временем и силами ради других, так самые другие воспринимают это как должное. Согласитесь, не очень приятно?

То ли дело – эгоист. Он в первую очередь думает о собственном удобстве, вместо того чтобы обеспечивать чужие, и занимается своими делами, предоставляя остальным разбираться в своих проблемах самостоятельно. Оттого более успешно продвигается по карьерной лестнице (еще бы, ведь эгоист не будет ничего делать за бестолковых коллег), имеет больше свободного времени на интересный досуг и саморазвитие (а соседям порекомендует нанять беби-ситтера). В результате жизнь эгоиста куда более увлекательна и насыщенна, чем у мягких и альтруистичных людей.

Быстрее достигнете поставленных целей

Как я уже говорила в приведенных выше примерах, неэгоистичные люди тратят массу времени на помощь окружающим (зачастую буквально сидящим у них на шее со своими проблемами и просьбами). Поэтому у них остается мало времени и сил на саморазвитие, дополнительное обучение и другие дела, необходимые для профессионального и личностного самосовершенствования.

Эгоисты же ставят свои цели на первый план, и их очень трудно сбить с намеченного пути. Если эгоист решил дополнительно изучать иностранный язык – от регулярных занятий его не отвлекут никакие бабушки, которых срочно нужно перевести через дорогу.

Еще один плюс эгоизма в вопросе быстрого и успешного достижения целей – эгоистичный человек на первый план ставит собственные желания и устремления. Если он решил, что ему необходимо что-то сделать для улучшения собственной жизни – он будет ориентироваться только на себя. Мнения других людей могут приниматься в расчет в качестве совещательных голосов, однако определяющими не будут.

В то время как мягкие и зависимые от окружающих люди очень часто меняют собственные решения, прогибаясь под мнение своих близких и знакомых. Очень часто они отказываются от заветных желаний или, наоборот, ввязываются в совершенно неприятные им дела под давлением окружающих – чтобы не огорчать маму, чтобы коллеги не подумали плохо, чтобы приятель не обиделся и т.п. Эгоист так не поступит никогда, его желания и цели – только его, и он будет их добиваться, чтобы там не говорили вокруг.

Будете исполнять свои мечты, а не чужие

Люди, которым чужд эгоизм, очень часто оказываются в плену желаний и стереотипов других людей (обычно близких). И вовсе не потому, что они глупы или нерешительны. Просто не хотят огорчать родных людей отказом, боятся не оправдать ожиданий и возложенных на них надежд. В результате проживают чужую жизнь, предают собственные мечты и идеалы, стесняясь и не решаясь отказаться от навязанных.

Эгоист же предпочитает действовать в соответствии с собственными склонностями. Если он обладает образным мышлением и любит творчеством, то выбирает профессию дизайнера, и ему нет дела до того, что бабушка всю жизнь мечтала увидеть его врачом. Жестоко по отношению к бабушке, скажете вы? Однако с точки зрения эволюции человечества прав здоровый эгоизм. Ведь следовать своим природным склонностям, развивать заложенные на генетическом уровне таланты – наиболее естественный, а значит, правильный путь для человека.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, здесь постоянно публикуются интересные материалы.

Ставьте лайки и делитесь статьями в соцсетях – так вы помогаете мне развивать этот канал)

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 декабря 2019; проверки требуют 5 правок.

Запрос «Эгоист» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Эгои́зм (др.-греч. Εγώ, лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое стремлением человека к собственной пользе, выгоде. В настоящее время (начало XXI века) в психологии различают две степени эгоизма. Сильной формой эгоизма считается преследование и отстаивание исключительно собственной выгоды, при этом человек может помогать другому, если это приносит пользу лично ему[1].

На преступность эгоистической любви к себе, при том, что в человеке нет ничего, чем можно было бы гордиться, указывали Кальвин и Лютер. Подобная точка зрения оказала значительное воздействие на формирование отношения в западной культуре к стремлению к собственному счастью, которое не должно быть главной целью. И. Кант считал нацеленность на собственное благополучие естественным для человеческой природы, следовательно, не имеющим, в отличие от любви к другим, «этической ценности». Тем не менее, по мысли Канта, человек не должен отказываться от личного счастья, так как его благополучие может быть полезным для исполнения общественного долга[2]. По Гоббсу эгоизм есть врождённое свойство индивидуума, которое может ограничить лишь суверен[3]. Гельвеций защищал право индивидуума на личное счастье. В его понимании, если, стремясь к личному счастью, человек причиняет другим вред, то он становится источником зла. Тот же, чьи собственные интересы увязываются с интересом общественным, творит добро. Эта согласованность личного с общественным есть «рациональный эгоизм»[4].

Впоследствии Штирнер, ещё позднее Ницше отстаивали право личности на счастье, при этом эгоизм представляли противоположностью любви к другим, альтруизму, считая последнее проявлением слабости[5]. Современными психологами такое противопоставление считается некорректным. В настоящее время допускается, что альтруистический образ действия может быть основан на эгоистических устремлениях, возможно, не осознаваемых человеком[6].

Философия. Принцип эгоизма[править | править код]

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII

Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин “эгоизм” появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «рационального эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций)[7].

Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):

— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчёт выгоды?

— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — всё это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.

— Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники), С. 68.

Советский генетик В. П. Эфроимсон полагал, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за существование и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью[8]:

Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени.

Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.[источник не указан 1766 дней]

Формы[править | править код]

  • Этический эгоизм — доктрина, которая утверждает, что люди должны делать то, что находится в их собственных интересах.
  • Психологический эгоизм[убрать шаблон] — доктрина, в которой утверждают, что люди всегда мотивированы своими интересами.
  • Рациональный эгоизм — убеждение, что разумно действовать в личных интересах.

Термины «эгоизм» и «эготизм» также могут означать:

Эготизм — чрезмерное или преувеличенное чувство собственной важности.

Солипсизм (иногда называемый эгоизмом) — вера в то, что существует только собственное «я», или что только свои переживания можно проверить.

Эгоистический анархизм (англ.)русск. — форма анархизма, о которой чаще всего говорит Макс Штирнер.

Эгоцентризм — отсутствие эмоциональной потребности «войти в положение другого человека».

З. Фрейд об эгоизме[править | править код]

Зигмунд Фрейд полагал, что эгоизм заложен в человеке природой. При этом он расширял понятие эгоизма, подразумевая под ним абсолютно обыденное стремление каждого индивида удовлетворить свои естественные потребности, присущее любому животному. Психоаналитик утверждал, что наиболее эгоистичными являются маленькие дети, ибо практически вся их жизнь посвящена их собственному “Я” и удовлетворению его потребностей. Дети отчаянно желают, чтобы их интенсивные желания были непременно удовлетворены, а кроме того, по мнению Фрейда, первоначально у детей формируется привязанность к близким людям только из-за эгоистических побуждений, потому что именно они наиболее полно удовлетворяют его потребности. [9]

Философы, изучавшие устройство эгоизма[править | править код]

  • Фридрих Ницше
  • Айн Рэнд
  • Макс Штирнер

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. — СПб: Питер, 2013. — С. 150. — ISBN 978-5-496-00234-9.
  2. Фромм Э. Человек для себя. — С. 157—158.
  3. Уэст Д. Континентальная философия. Введение. — М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2015. — С. 55.
  4. ↑ История философии / Под редакцией Ч. Кривеля. — Минск: Новое знание, 2001.
  5. Фромм Э. Человек для себя. — С. 158—159.
  6. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. — СПб: Питер, 2013. — С. 135, 139—140. — ISBN 978-5-496-00234-9.
  7. ↑ Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983. С. 787.
  8. Эфроимсон, В. П. Родословная альтруизма (этика с позиций эволюционной генетики человека) : [арх. 21 декабря 2015] / Предисловие Б. Л. Астаурова // Новый мир : Журнал. — 1971. — № 10. — С. 194. — ISSN 0130-7673.
  9. Московский Государственный Социально-гуманитарный Институт. Проблема эгоизма в работах З. Фрейда. Е. В. Омельчанко // Практическая психология образования XXI века: развитие личности в образовании. Сборник научных статей и материалов XII – ой Всероссийской научно-практической конференции. — Коломна, 2014. — С. 91-99.

Литература[править | править код]

  • Лапшин И. И.,. Эгоизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • И. А. Рудзит. Эгоизм как внутренний нравственно-этический фактор развития самосознания человека // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. № 1. — СПб., 2006, с. 56-65

Источник

В постоянном взаимодействии с самим собой и другими людьми находится любой человек. От характера этих отношений зависит место личности в социуме и мире в целом. И здесь ключевую роль играет проявление эгоистических наклонностей. Чтобы понять, что такое эгоизм, нужно детально рассмотреть связь этого многогранного феномена с другими психологическими аспектами.

Психология эгоизма

История термина в философии

Термин «эгоизм» стал использоваться в XVIII в. Эпоха Просвещения вызвала интерес мыслителей к определению универсальных начал человеческого бытия. Философы активно разрабатывали не только саму концепцию эгоизма, но и активно выделяли отдельные проявления, тесно связанные с ним — гедонизм и разумный эгоизм.

Понятие гедонизма, в центре которого было удовольствие, ввёл в оборот древнегреческий философ рубежа V-IV вв до н. э. Аристипп. Стремление к получению удовольствий подразумевало проявления эгоцентризма, концентрации на «самом себе». Наибольшую популярность гедонизм получил в XVIII веке.

В эпоху Нового времени проблема эгоизма привлекла большое внимание. Экономические, социальные, политические изменения требовали личностной переоценки. В XVII-XVIII вв. французский мыслитель К. А. Гельвеций и нидерландский философ Б. Спиноза ввели в оборот новый термин — разумный эгоизм. Более детально его разработал во второй половине XVIII в. русский философ Н. Г. Чернышевский.

В XX в. разумный эгоизм получил распространение благодаря интересу философа Айна Рэнда. В его трактовке это термин неразрывен с рационализмом и объективизмом, и это обязательные качества прогрессивной личности.

В середине XX в. рассматриваемое явление начинает изучаться с позиций генетики. Советский генетик В. П. Эфроимсон утверждал, что эгоизм имеет генетическую основу и передаётся по наследству, как эффективное средство выживания особи, выработанное в процессе эволюции.

Понятие и классификация эгоизма

Самоидентификация, включающая мышление и поведение, которая концентрируется на получении пользы, выгоды, позиционировании своих интересов выше потребностей окружающих людей носит название эгоизм. Явление сфокусировано на человеческом «Я», на «самом себе».

Длительное время противоположностью этого термина был альтруизм — бескорыстная концентрация на окружающих, «других». В современной психологии сравнение, а тем более противопоставление эгоизма и альтруизма некорректно. Явление эгоизма можно отождествлять с индивидуализмом, который подчёркивает первостепенное значение личности, преобладания индивидуальности над коллективизмом.

В обществе эгоизм оценивается как негативное явление. Под этим термином понимается личность, которая может только брать, но не отдаёт в ответ ничего. Такие люди действуют в своих интересах, игнорируя потребности общества и окружающих.

Встречаются более мягкие, нейтральные, объективные трактовки. Эгоизм — это нормальное самолюбие, предпочтение личных интересов нуждам других людей.

В психологии этот термин означает ценностную ориентацию, систему качественных характеристик личности, в центре которой находится концепция превалирования личных интересов над требованиями социума, групп и других личностей.

Психология эгоизма

Эгоизм может быть:

  • иррациональным, когда действия отвечают ежеминутным интересам, они импульсивны и недальновидны,
  • рациональным, когда оцениваются последствия своих действий.

Формы эгоизма:

  1. Этическая. Люди должны делать то, что находится в их интересах.
  2. Психологическая. Люди мотивированы своими потребностями всегда, это основа всех побудительных действий.
  3. Рациональная. В личных интересах действовать рационально.

Выделяют следующие виды эгоизма:

  1. Примитивный — позиция явного, открытого игнорирования интересов других людей, полная сосредоточенность на удовлетворении собственных потребностей и чаяний. Он свойственен личностям со слаборазвитым интеллектом, психикой.
  2. Разумный — позиция, при которой этически и философски обосновывается и подтверждается приоритет собственных интересов перед запросами общества или других индивидуумов. Понятие введено в оборот из-за общей негативной окраски классического определения. Эгоист думает только о себе и преследует личные интересы везде и во всём, пренебрегая нуждами других. Разумный эгоист действует рационально, в пределах общепринятых норм. Он преследует собственные интересы, избегая противоречий с требованиями общества или других индивидуумов. Такая трактовка оправдывает ценностные приоритеты современного мира капитализма, рыночных отношений и потребления. Человек — в первую очередь индивидуальность, поэтому ему присущ эгоизм, но он не противоречит общепринятым нормам.
  3. Здоровый — близок по значению с разумным. Такая позиция позволяет преследовать свои интересы с учётом нужд общества и других людей.
  4. Гедонизм — позиция, при которой в центр всего ставится личное удовольствие. Достижению этого состояния подчинены все действия. Это смысл жизни, центральная, основообразующая жизненная ценность. Все остальное — лишь средства достижения удовольствия.
  5. Изощрённый — скрытая форма достижения личных целей. Человек добивается своего, прикрываясь заботой о других людях. Активно решая общественные проблемы, такая личность получает дополнительные возможности преследовать свои интересы. Эгоист понимает, чтобы сделать хорошо себе, нужно заботиться и о других. Этот вид легко охарактеризовать формулой: ты мне — я тебе.

По степени влияния на окружающих эгоизм можно подразделить на 2 вида:

  • активный,
  • пассивный.

Активные эгоисты для достижения своих целей взаимодействуют с окружающими. Для получения желаемого они могут легко выполнять альтруистические или взаимовыгодные действия. Такие люди активно отдают для получения ещё больших преимуществ в будущем.

Пассивные эгоисты ничего не делают для других, они сконцентрированы на себе и не скрывают этого. С такими людьми трудно найти общий язык без уступок.

Эгоистичный человек — это индивид, поведение и мышление которого, в большей или меньшей степени, направлено на получение личной пользы. Но не стоит забывать, что рассматриваемое явление присуще всем людям. Его проявление зависит от воспитания, характера, моральных и идейных представлений о жизни.

Признаки эгоизма:

  1. Игнорирование просьб и замечаний других людей, даже если они обоснованы.
  2. Обидчивость.
  3. Расчётливость.
  4. В разговорах затрагивание тем, касающихся только эгоистичной личности.
  5. Любовь к комплиментам, склонность к самовосхвалению.
  6. Болезненное восприятие критики и собственной вины.
  7. Повышенная завистливость, болезненное восприятие чужих успехов, особенно если это касается «близкой» сферы деятельности.
  8. Склонность к оценочным суждениям — критика, осуждение.
  9. Вторжение в личное пространство, зону свободного выбора других людей.

Психология эгоизма

Назначение эгоизма

Эта черта характера заложена в человеке как естественная часть его существа. Механизм преследования личных интересов обусловлен длительным периодом эволюции, когда первостепенная забота о себе являлась обязательным условием выживания. В этом и заключается его главное назначение.

Все животные эгоистичны в вопросах сохранения жизни, добывания пищи и размножения. Это средство удовлетворения биологическим организмом основных жизненных потребностей.

Степень эгоистичных проявлений снижается с развитием социальных (групповых) ценностей. Родитель жертвует собой ради спасения своего ребёнка — механизм преобладания задачи продолжения рода над другими потребностями. Львицы отдают часть пищи льву, т. к. от него зависит защита от других хищников и продолжение рода.

Особенность взаимодействия личности с миром заключается в том, что окружающее видится с центральной позиции своего «Я». Люди всё воспринимают субъективно, а это неизбежно порождает эгоистичные проявления.

Смысл рассматриваемого явления в сложном и многогранном обществе. Оно дает возможность получить максимально благоприятное положение, т. к. основой социальных ценностей является индивидуальная личность. Её интересы стоят во главе всего и преобладают над групповыми интересами.

Роль эгоизма в жизни человека

Эгоизм необходим индивиду для нормальной и полноценной жизни. Это чувство присуще всем. Разница в том, что некоторые люди понимают наличие этого явления в себе и умеют контролировать, скрывать его. Другие не сдерживаются, и тогда эгоизм проявляется в полной мере, со всеми присущими ему негативными чертами.

Для здоровых людей нормально заботиться о своём благополучии и защищать свои интересы в первую очередь, убирая «на второе место» всё, что его не касается. А это и есть эгоизм.

Важно, чтобы эгоизм эволюционировал с развитием личности. В детстве человеку присущ примитивный эгоизм. Грамотное воспитание позволяет усвоить ценности и перевести его в здоровую форму. С накоплением опыта происходит зарождение разумного эгоизма. Крайняя форма мудрости граничит с альтруизмом, когда укрепляется понимание, что всё в этом мире взаимосвязано, чтобы получить максимум для себя, нужно сначала активно отдавать.

Эгоизм и успех

Большое значение влиянию эгоизма придаётся при рассмотрении проблемы завоевания успеха. Достижение целей неразрывно связывают со степенью проявления чрезмерного себялюбия. Это отчасти верное представление.

Сосредоточенность на своих интересах, фокус на своих целях действительно способствует достижению успеха. Но всё зависит от степени эгоизма. Альтруистичные люди также нередко достигают признания, т. к. в процессе помощи другим им открываются большие возможности.

Успех — это эксклюзивный продукт, он индивидуален и имеет свои особенности в различных сферах деятельности. Для развития в бизнесе нужны одни качества, для успеха в личной жизни другие. Эгоизм оказывает влияние на получение лавров, но не является превалирующим фактором.

Психология эгоизма

Эгоизм и щедрость

При поверхностном восприятии эгоизма может показаться, что он несовместим с понятием «щедрость», т.е. свойством личности, которое позволяет поддерживать других и помогать им бескорыстно.

Казалось бы, эгоист везде ищет выгоду, и щедрость для него недопустима. Всё не так просто. Нужно понимать, что эгоистичные личности часто мастерски скрывают свою природу. Такие люди могут быть щедрыми, но эта добродетель всегда вписана в сложную схему, где результатом будет более позднее получение выгод, достижение целей в результате.

Эгоизм и жадность

Свойственное для эгоистичной личности проявление — жадность. Преобладание собственных интересов в жизненных установках часто неразрывно связано с желанием заполучить всё самое лучшее и как можно в больших количествах. Жадность подразумевает игнорирование интересов социума и других людей, что тесно переплетается с эгоизмом.

Но и это относительное проявление. Многие эгоистичные личности не отличаются жадностью. Жизненные цели таких людей отличаются скромностью, но в их достижении всё равно игнорируются интересы других.

Эгоизм и самооценка

Рассматриваемое явление часто путают с эгоцентризмом. Но эти понятия имеют существенные различия по своей природе. Эгоизм — это комплексная характеристика личности. Эгоцентризм — это способ мышления, при котором люди во всех ситуациях ставят себя в центр мира и живут в соответствии с этими представлениями. Эгоцентризм невозможен без эгоизма, но последнее явление является более широким.

Психология эгоизма

Эгоистичным личностям свойственно наличие искажённого отношения к себе. У таких людей присутствует завышенная или заниженная самооценка. Человек превозносит себя над другими людьми или считает себя хуже.

Эгоизм и себялюбие

Не стоит путать понятия эгоизма и себялюбия. Себялюбие или нарциссизм — это черта характера, которая проявляется в чрезмерной любви к самому себе. Оно сопровождается завышенной самооценкой, которая не соответствует действительному положению вещей.

Эгоизм — более сложное явление. Это не чувственное выражение или черта характера, это сложная система поведения с различной степенью выражения у каждого человека.

Привычки эгоистичной личности

Эгоизм достаточно просто распознать. Эгоистичные личности проявляют себя следующим образом:

  1. Склонность к паразитическому образу жизни — достижение целей за счёт супруга, родителей, коллег.
  2. Отсутствие баланса во многих сферах жизни — режим, рацион, развлечения и работа, одежда, предметы роскоши.
  3. Низкая мотивация при выполнении общественно полезной деятельности и в случае самосовершенствования.
  4. Постепенная стагнация и деградация мышления.
  5. Склонность к иллюзиям, депрессии, апатии, зависимостям.
  6. Преобладание материальной сферы над духовной.
  7. Проблемы с адекватной оценкой поступков с точки зрения нравственности и морали.

Психология эгоизма

Формирование и ослабление эгоизма

Механизм формирования эгоистичной системы взглядов у личности — процесс сложный и длительный. Забота о себе, боязнь за своё здоровье и жизнь заложена в инстинктах и проявляется с рождения. По мере взросления на степень «концентрации на себе» влияет воспитание. Малыш копирует поведение и отношение к жизни у авторитетов (родители, бабушки и дедушки, позднее — друзья, значимые взрослые люди).

Есть ряд факторов развития в детстве, которые влияют на степень проявлений эгоизма:

  1. Ребёнок — единственный в семье.
  2. Ребёнок — любимец семьи.
  3. Малыш отличается привлекательной внешностью или какими-либо талантами.
  4. Дети, которых долго ждали в семье, рождённые «для себя».
  5. Младший из братьев и сестёр в семье, где несколько детей.
  6. Равнодушное отношение со стороны родственников.
  7. Болезненный ребёнок.
  8. Чрезмерная опека или излишняя самостоятельность.

Степень эгоизма зависит от интеллектуального уровня. Грамотный и образованный человек, понимающий жизнь, в меньшей степени склонен к проявлению крайних форм рассматриваемого явления.

Неудачи и психологические травмы также оказывают существенное влияние на формирование эгоизма. Отсутствие успеха, негативное отношение окружающих людей формирует пренебрежительное отношение к интересам других людей, приводит к пониманию того, что помочь себе можно, только если ставить себя выше окружающих.

Психология эгоизма

Перевоспитать взрослого эгоиста практически невозможно. Снижение эгоистичных устремлений часто происходит в результате трагедии, потери. Это могут быть самые разные ситуации — смерть близких, банкротство, утрата чего-то важного.

Особенности общения с эгоистами

Существует несколько линий поведения с эгоистами. Выбор зависит от формы отношений с эгоистом и степени проявления этого явления.

  1. Полное игнорирование, избегание всяческого общения. Такое поведение характерно по отношению к ярко выраженным и примитивным личностям, зацикленным на себе.
  2. Сведение общения к доброжелательному, поверхностному общению, но от более тесного взаимодействия с эгоистом человек уходит путем дипломатических приемов.

Серьёзной проблемой является выстраивание близких отношений с эгоистом. В таком случае придётся жертвовать собственными интересами, идеалами, целями. Эгоистичная личность будет стремиться занять в паре лидерское положение. Иначе она не может.

Психология эгоизма

Ярко выраженные эгоисты неспособны искренне любить или заботиться о других. Чувства и отношение в таких случаях показные, направленные на достижение собственных интересов (наличие семьи, готовый обед и чистота дома, дети, обеспеченная жизнь). В таких отношениях сложно добиться доверия, честности и искренности.

Жизнь семьи подчинена интересам эгоиста (лидера, главы семьи). Вторая половинка в таком случае часто будет лишена личной жизни, своего пространства, индивидуальных интересов.

Источник