Польза занятий музыкой для взрослых

Польза занятий музыкой для взрослых thumbnail

Кроме музыки есть у меня и другие интересы. Например, в силу полученного мной физико-математического образования, какой-то прошлой работы в научной сфере, годичного курса по квантовой механике в институте, мне интересно читать и смотреть научно-популярные материалы, в которых рассуждения ведутся об устройстве мира, вселенной, сознания. Именно с научной точки зрения, а не с заполонившей экраны эзотерической. И зачастую выводы из научных теорий нисколько не уступают по своей фантастичности и необычности сказочным теориям экстрасенсов, магов и колдунов. Я очень часто нахожу аналогии научных мировоззренческих ответов с вопросами обыденной повседневной жизни человека в обществе. Например, все тот же вопрос о смысле занятий музыкой в зрелом возрасте для непрофессионала. Этот вопрос мучает всегда, всю жизнь, вновь и вновь всплывает с разными оттенками, и что странно, не удовлетворяется никакими полученными ответами. Потому что, на мой взгляд, по аналогии с понятиями квантовой механики он не корректен, на него одновременно существуют два ответа «Да» и «Нет». Но однозначный определенный ответ получается в результате измерения в определенных условиях, когда “волновая функция неопределенности” вопроса схлопывается в конкретных условиях эксперимента. Или, по другому, ответ зависит от того, какой смысл вы сами вкладываете в вопрос о смысле.

В частности, ответ на вопрос о смысле зависит от культуры общества и наших собственных культурных установок. Наблюдал со стороны затянувшуюся тягомотную дискуссию в острых «некультурных» тонах в ветке «Имеет ли смысл в 40 лет пойти учиться в муз. школу?» форума на ForumKlassika.Ru. По ней сужу, что в нашей стране, похоже, не особенно жалуют и ободряют взрослых людей, решивших взяться за изучение музыкального инструмента. Хоть внешне ответы могут быть вполне политкорректными, типа, «Конечно, занимайтесь себе на здоровье!», но между строк часто сквозит снисходительность и высокомерие, и даже какая-то потаенная недоброжелательность. А к своему возрасту и по опыту жизни в совке я немного научился читать между строк. Это почти так же как в музыке вслушиваться в темы второго плана. Или люди все в целом у нас настолько агрессивные по любому вопросу? Профессионалы раздражены наплывом дилетантов? Слово «дилетант» несет в себе неприятный оттенок. Пожалуй, его следует употреблять только тогда, когда человек претендует на что-то в некой области как специалист, при этом не обладая необходимыми знаниями и навыком. Только в этом случае. А если таких притязаний нет, никто не ставит себе в анкете профессию музыканта, ясно отдает себе отчет, на что он способен и где уместен, то почему бы не поощрять движения души? С другой стороны, мы все, так или иначе, неумехи почти во всем в нашей жизни: в воспитании детей (курсов не заканчивали), работе не по диплому, отношении к супругу, владении родным языком… Что там в сухом остатке? Надеюсь, не профессиональное умение перекладывать бумаги из папки А в папку Б? Или кружить кому-нибудь мозги? Что такого, за что самому перед собой не было бы стыдно? Так что не будем ля-ля, а порадуемся порывам новичка, если у него появилась возможность обучаться и есть желание.

Да, в подавляющем случае это быстро проходит, желание обучаться! Ну и что? Разве человек не станет от этого хоть чуточку духовно богаче? Как минимум, он лучше будет понимать музыку. Не следует только раздувать свое желание, когда оно начинает вредить зависящим от тебя людям – семье. Обучение игре на музыкальном инструменте – затратная затея, и по времени, да и по деньгам, которые мог бы заработать за время занятий, и которые тратишь на учителя.

Немаловажна также собственная позиция по ожиданию результатов от занятий инструментом. Под каким углом вы смотрите в принципе на овладение игрой: вы сугубо нацелены на конечный (промежуточный) результат, или получаете удовольствие от самого процесса? Боюсь, что конечным результатом вы никогда не будете удовлетворены. Это не то же самое, что долгое время мастерить в гараже вертолет, а потом взлететь на нем в один прекрасный день в будущем. Процесс освоения инструмента должен понравиться с первого же дня, и как только этот интерес ослабнет, для вас исчезнет и смысл занятий. Поэтому я считаю, что обеспечение постоянного положительного настроя к занятиям с инструментом – наиважнейший момент для взрослого обучающегося. Ожидает ли все же дополнительная награда в виде какого-нибудь конечного результата? Ну да… может быть… Но не это главное! Вы завидуете судьбе рядового музыканта? Мне, например, совсем не хочется слушать в записях почти никого из многочисленных профессионалов, которые всю жизнь положили на изучение игры, и делать-то ничего другого не умеют, как только играть. Им жалко меня как любителя, а мне жалко их как профессионалов… (Так что лучше просто всем вокруг искренне жалеть друг друга и любить!) Я как-то предпочту послушать лучше гениев исполнительства, тут с ними бы разобраться, да прослушать всех хоть по одному разу! Единственное исключение – живой концерт, тут я могу послушать и обычного профессионала, если случайно оказался в его звуковом поле. Так что конечный результат профессионала не такой уж радужный сам по себе, чтобы им надменно оппонировать взрослому любителю. И у любителя, в конце концов, при долговременном прилежании и затраченных усилиях есть надежда на появление своей скромной, но искренней аудитории из знакомых и родственников. А если случается, что я слушаю живую игру, то мне как-то важнее настрой на и созерцание именно человеческой сущности исполнителя, его собственного душевного напряга, музыка только средство «передачи мысли». Поэтому профессионал, хоть и обладает значительными преимуществами, не должен занимать снисходительную (даже внутри себя) позицию, а любитель особо отчаиваться (хотя поводов предоставляется в избытке).

Вообще хотел написать пост о том, как у них там в других странах относятся к взрослым ученикам игры на фортепиано, насколько это дело развито там, где «миром правят деньги» и где нет места пустопорожнему времяпрепровождению. Приступаю только сейчас…

В англоязычном интернете я знаю два самых существенных форума, где обсуждаются вопросы фортепианной игры и обучения. На одном из них https://www.pianoworld.com/ отдельный корневой подраздел отведен для начинающих взрослых: Adult Beginners Forum  Интенсивность общения в этом подразделе всего раза в два ниже, чем просто в разделе для пианистов Pianist Corner  В цифрах на момент просмотра это:

14656 тем 297888 постов в разделе для взрослых обучающихся пианистов

32754 тем 499480 постов в разделе для пианистов

По-моему, очень даже существенная доля взрослых начинающих. При этом, я думаю, никто не запрещает им заходить и высказывать свое мнение в разделе для просто пианистов, так что их доля там тоже должна быть. И за несколько лет посещения этого форума я ни разу не наблюдал темы, подобной тому, что стоит ли вообще взрослому приступать к обучению. Атмосфера предельно доброжелательная. Ежемесячно во взрослом подразделе создается отдельная тема сольных выступлений участников, например: Main Recutal Thread, где все желающие загружают одно новое разученное произведение для всеобщего обсуждения. Можно посмотреть и послушать, чтобы сориентироваться в перспективах обучения для взрослого.

Читайте также:  Вред и польза таблеток диклофенак

Есть такой интересный сайт https://www.musicalfossils.com/ , в переводе «музыкальные ископаемые», который целиком посвящен специфике обучения игры на фортепиано для людей преклонного возраста.

Во многих западных городах существуют общества любителей игры на фортепиано, в которых участники периодически собираются и выступают друг перед другом. Например:

Лондон – https://londonpianosalon.wordpress.com/ Кстати там много видеороликов. Можно прикинуть, чего можно достичь взрослому ученику.

Вашингтон – https://www.amsfperform.org/

Бостон – https://www.bostonpianoamateurs.org/

Вот целый список из десятков ссылок для обучающихся взрослых: https://www.amsfperform.org/links.html

Из тех блогов, которые попались на глаза https://www.nancywilliamspiano.com/ В целом посвящен обучению взрослых фортепиано.

И это только то, куда я сам невзначай заглянул…

Собирался еще представить в этом же посте перевод следующей статьи: “Преимущества обучения взрослых” https://www.amsfperform.org/keyrewards.html , но отложу его на следующий пост. Перевод еще предстоит сделать ))

Источник

Концерт пианистов школы Staccato

Способности к музыке есть у каждого. Опыт нашей музыкальной школы это подтверждает. Инструменту требуется настройка, а человеку нужна практика, чтобы зазвучать. Если вы размышляете, отдавать ли ребенка в музыкальную школу, или сами хотите научиться играть и петь, познакомьтесь с преимуществами, которые принесут занятия.

1. Музыка сделает вас умнее

Чем сложнее задача для выполнения, тем лучше начинает работать наш мозг. На первых занятиях музыкой «сложностей» хватит. Сначала вам будет казаться всё непонятным, но со временем ваш мозг адаптируется и начнёт работать по-другому.

Считается, что музыка упростит изучение иностранных языков. Еще бы, латинские термины, которые вы слышите каждый день, состоят из тех же корней, что есть в английском, итальянском, французском и других романо-германских языках. А занятия сольфеджио сделают понятнее математику. Это пригодится не только в школе, но и позволит быстро и нестандартно решать повседневные задачи.

2. Музыка поможет стать востребованным специалистом

И речь идет не только о музыкальных сферах. Исследователи рынка труда выделили навыки, которые будут востребованы в будущем. Один из самых главных среди них — это умение выполнять несколько задач одновременно.
Занятия в музыкальной школе усовершенствуют эту способность.

Вы будете одновременно следить за руками, позой, дыханием, ритмом, звучанием и за остальными участниками музыкального коллектива. Знание классических и современных произведений поможет развиться критическому мышлению, а ежедневное творчество прокачает воображение до уровня Илона Маска.

3. Занятия музыкой сделаю вас увереннее

Концерты, конкурсы и даже уроки один на один с преподавателем помогут избавиться от боязни сцены и публичных выступлений. Возможно, сначала вы будете стесняться, но чем чаще и дольше играть или петь для публики, тем быстрее вы освоитесь.

Кстати, если вы думаете, что у знаменитых музыкантов не бывает страха сцены, вы ошибаетесь. Боязнь присутствовала у пианистов Стивена Осборна, Леопольда Годовски и Владимира Горовица. Последний даже прерывал выступления на несколько лет, но смог совладать с собой и вернулся на сцену.

4. В музыкальной школе вы поставите голос

Этот «дополнительный» навык будет особенно полезен детям. Многочисленные исследования подтвердили, что воспроизведение и прослушивание музыкальных произведений развивает языковое чутье, которое поможет грамотно писать и говорить.

Выступления на сцене и уроки вокала усовершенствуют голос и ораторские навыки. Именно поэтому выпускники музыкальных школ лучше остальных выражают свои мысли.

5. Вы разовьете свой музыкальный вкус

Если в вашей музыкальной школе будут уроки истории, то вы легко сможете отличить Баха от Моцарта, а Чайковского от Стравинского. Кстати, вы знали, что классическая музыка помогает успокоиться и настроиться на работу? Нет? Тогда скорее включайте её и проверяйте!


Посмотрите каких результатов достигают ученики школы Staccato, которые пришли к нам во взрослом возрасте.

6. Вы научитесь добиваться поставленных целей

Чтобы выучить своё первое, пусть даже небольшое произведение, начинающие музыканты долго и упорно занимаются. Ни один великий композитор или исполнитель не родился со знанием нотной грамоты. Долгие и упорные занятия — вот что даёт результат.

Музыка научит не опускать руки при первой неудаче, а успехи напомнят, что ничего невозможного для них нет. У вас болят пальцы после первых зажатых аккордов на гитаре? Не слушаются руки при игре на пианино? Продолжайте! Всё приходит со временем.

7. Музыкальные занятия — лучший антистресс

Игра на музыкальном инструменте поможет расслабиться лучше, чем бесцельный скроллинг ленты или просмотр бесполезных передач. Так вы научитесь новому, а не будете забивать голову бесполезной информацией.

Вы знали, что мозг развивается, когда мы что-либо делаем руками? Кстати, именно поэтому занятия мелкой моторикой так полезны для детей. Так вот, чтобы «переключиться» или отдохнуть, просто поиграйте на музыкальном инструменте. Ваши руки дадут положительный сигнал мозгу, а он выделит гормон счастья.

8. У вас появятся новые знакомые

В музыкальной школе вы можете встретить интересных людей, которые станут вам друзьями или компаньонами для походов на концерты. Новые знакомства — всегда хорошо. Помните теорию шести рукопожатий? Вдруг кто-нибудь из музыкальных коллег вам поможет в будущем?

Кстати, дети и взрослые, играющие в группе или ансамбле, учатся оценивать себя и других, работать в команде и ценить достижения совместной работы.

9. Музыка поможет изменить себя

Для мыслей и эмоций порой не находится точных слов, а переживания часто выражают музыкальными метафорами: «тонкие струны души», «настроиться на новый лад». Эти обороты вошли в язык не случайно.

Занятия музыкой помогут постичь то, чему учат книги и тренинги психологов: осознать тонкие обертоны собственных чувств, понять других и находиться «здесь и сейчас».

10. Музыка позволит проявить себя

И детям, и взрослым необходимо быть услышанными, разделить свои переживания с другими и проявить индивидуальность. Музыка помогает постичь безграничный внутренний мир. Она позволит проявить себя не только через тексты песен, но и бессловесными способами: через мелодию, динамику, темп.

Стать рок-звездой, написать оперу или подпевать в унисон любимым исполнителям — неважно, какие цели вы перед собой ставите. Занятия музыкой — это не просто кружочки с палочками в нотных тетрадях или механический перебор струн. Они принесут много полезных бонусов и ребенку, и взрослому, ведь начинать саморазвитие можно в любом возрасте!

Читайте также:  Ультрафиолетовые лампы польза или вред

Источник

Символы музыкиПновыйсихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Читайте также:  Все о пользе и вреде риса

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка воспитывает  – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.

В. А. Сухомлинский

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.

Источник