Польза утренних гимнастик для дошкольников
Галина Кузнецова
Консультация для родителей «Польза утренней зарядки для детей»
Консультация для родителей
«Польза утренней зарядки для ребенка»
Хотите, чтобы и ваш ребенок рос сильным и здоровым? Тогда с раннего детства приучайте его к здоровому образу жизни – закаливайте, делайте вместе зарядку.
Утренняя зарядка для детей очень полезна по ряду обоснованных причин.
Во-первых, у детей регулярно занимающихся утренней зарядкой значительно лучше сопротивляемость к болезням, то есть крепче иммунитет.
Во-вторых, зарядка – это отличный способ быстро избавиться от утренней сонливости, она обеспечивает прилив энергии и бодрости.
В-третьих, ребенок, который привык начинать день с утренней зарядки, отличается дисциплинированностью и организованностью. Также утренние упражнения способствуют физическому развитию, укреплению опорно-двигательного аппарата.
Но часто бывает так, что ребенок не проявляет особого желания и энтузиазма когда, мы — взрослые, предлагаем ему заняться этим полезным делом — зарядкой.
Как же приучить детвору к утренним упражнениям? Что нужно сделать, чтобы дети сами хотели и систематически, каждое утро делали утреннюю зарядку?
Главное — желание!
Заставлять ребенка нельзя. Угрозы, физическое и моральное наказание не принесут успеха. Ребенок станет делать утреннюю зарядку против своей воли, что приведет к ненависти к спорту. Помимо этого, выполняя упражнения, малыш будет получать психологическую травму, что никак не способствует здоровью. Итак, правило номер один — это утренняя зарядка для детей должна выполняться с желанием.
Подобрать время
Второе правило выполнения зарядки по утрам заключается в подборе времени. Зарядка должна выполняться в определенные часы каждое утро. Никаких выходных и праздников. Исключением должна стать болезнь ребенка, его плохое самочувствие и вялое настроение. В этом случае нужно пропустить упражнения, но вернуться к ним на следующий день.
Делать зарядку всей семьей
Прежде чем думать, как заставить ребенка делать зарядку, родителям нужно убедить самих себя. Ведь выполнять упражнения нужно всем вместе, подавая ребенку прекрасный пример. Вместе с мамой и папой малыш с удовольствием будет делать зарядку, и повторять за ними даже сложные упражнения.
На заметку:
Подбирать упражнения нужно с учетом возраста ребенка. Сложные приседания и отжимания, которые пятилетний малыш не сможет выполнить, делать не рекомендуется. Ребенок попытается повторить за своим спортивным папой, который с легкостью делает 30 отжиманий, но у него не получится и это вызовет психологическую травму и отказ от утренней детской зарядки.
Завлечь ребенка игрой
А теперь о том, как правильно делать утром зарядку, чтобы это понравилось малышу, и он захотел снова ее выполнять.Для этого существует несколько правил:
-выполнять упражнения сразу после сна;
-нельзя есть перед зарядкой и пить;
-превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа;
-включить веселую музыку;
-родители должны быть в хорошем настроении.
Интереснее ребенку будет, если зарядку делать в форме игры, а не заставлять малыша. Например, поставить сценку. Выучить стишки и читать их по ролям. Можно использовать различные спортивные аксессуары — мячи, гантели и так далее.
Соблюдая ряд нехитрых правил, можно привить у ребенка любовь к утренней зарядке. Главное, чтобы ему было интересно и весело. Так он захочет делать упражнения каждое утро, что постепенно перерастет в привычку.
Наверное, все помнят советский мультик «38 попугаев», в котором ведется пропаганда полезности утренней зарядки. Серия называется «Зарядка для хвоста», в ней мартышка решает стать сильной, для того чтобы она смогла достать кокос. Для этого ей нужно регулярно проводить зарядку для хвоста. Вместе с друзьями, под веселую и ритмичную музыку они выполняют различные упражнения.
Интересный и познавательный мультфильм «Уроки тетушки совы» приучит ребенка к ежедневной утренней зарядке. Хорошая графика, смешные персонажи понравятся малышу, и он будет ассоциировать зарядку, как элемент игры.Обычное подтягивание превратится в занимательную игру: «Вот каким я стану, когда стану большим!».
Благодаря таким мультфильмам, теперь каждый ребенок может начинать свой день с утреней разминки, которая очень полезна для растущего организма. Достаточно включить необходимую серию и повторять упражнения под ритмичную музыку.
Рассказать ребенку о пользе зарядки поможет и сказка «Зарядка и Простуда»
«В одном небольшом городке жила-была Зарядка. Симпатичная, молодая, с волосами, собранными в задорные хвостики.
Ранним утром она пружинящим шагом спешила к ребятам в детский сад. В руках у Зарядки — то яркий большой мяч, то спортивный обруч, то теннисные ракетки. Ребятишки с нетерпением ждали Зарядку, хорошенько проветривали комнату, включали бодрую веселую музыку. Каждое утро Зарядказанималась с малышами спортивными упражнениями: ходьбой, бегом, прыжками, игрой в мяч.
В этом же городке жила вредная востроносая старушонка. Она вечно хлюпала покрасневшим носом, чихала, кашляла, вытирала слезящиеся глаза и норовила всех вокруг заразить. Звали эту старуху Простудой.
Однажды Простуда прочитала объявление в газете, что детскому саду требуется уборщица. Она повязала клетчатый платок, надела темно-синий застиранный халат и отправилась в детский сад наниматься на работу.
— Очень хорошо, что вы пришли! — обрадовалась заведующая детским садом, — нам как раз нужна уборщица, а заодно и дворник по совместительству. Вы согласились бы исполнять эти должности?
— Согласна. Согласна! — закивала головой Простуда и тут же громко чихнула. — Ап-чхи! Ап-чхи!
— Будьте здоровы! — вежливо пожелала ей заведующая. — Может быть, вы нездоровы?
— Нет, нет! — возразила Простуда. — Я совершенно здорова, это у меня аллергия на пыль. Больно уж пыльно у вас тут! Давно уборку никто не делал.
На следующее утро она пришла в детский сад, взяла ведро, тряпку, швабру и сделала вид, что берется за уборку. А сама принялась кашлять, громко сморкаться и чихать прямо на ребятишек.
День чихала, два чихала, три чихала, а толку никакого! Никто из детей не заболел. Ведь ребятишки в этом саду закаленными были.
Разозлилась востроносая старушонка-Простуда, а потом призадумалась. Думала она, думала и догадалась, что все дело в Зарядке!
С утра пораньше вышла Простуда к воротам детского сада и давай пыль метлой поднимать. Мимо как раз Зарядка пробегала. Только она хотела войти в ворота, как Простуда ей путь преградила.
— Пустите, бабушка, а то я опоздаю! — попросила Зарядка Простуду.
— И-и-и, милая! Зря торопишься, деток-то в саду нету!
— Как — нет? А куда же они делись? — удивилась Зарядка.
— Их в другой сад перевели, а здесь ремонт намечается. Так-то! — сказала Простуда и снова взялась за метлу.
— Что ж, жаль! — ответила Зарядка и повернула назад.
Напрасно ждали ее ребята. Зарядка к ним больше не приходила…
А вредная Простуда между тем старалась вовсю: непрерывно чихала, кашляла и сморкалась в огромный грязный платок.
– Что же было дальше, спросите вы? А вот что.
Сначала заболела одна девочка, за ней другая, потом еще один мальчик, и скоро вся группа слегла с температурой, насморком и кашлем.
– Как ты думаешь, почему заболели дети? (Предположения ребенка).
– Верно! Всех заразила вредная старушонка Простуда. Только с одной девочкой — Таней — Простуда не справилась! Та не кашляла, не чихала, а продолжала ходить в детский сад бодрая, как всегда.
— В чем тут дело? — недоумевала Простуда.
Как ты думаешь, почему Таня не заболела?
А все было очень просто! Таня утром обливалась холодной водой, а потом вместе с мамой и папой занималась физическими упражнениями. Вот Простуда и не смогла девочку свалить!
Как-то Таня шла по улице и встретила Зарядку. Девочка поздоровалась с ней и спросила, почему Зарядка не ходит в сад.
— Как? — удивилась Зарядка. — А разве ваш садик не переехал?
— Конечно, нет! Никуда мы не переехали, а вот без тебя ребята заболели.
— Хорошо, что ты мне об этом сказала. Сейчас же пойдем в детский сад! — воскликнула Зарядка.
Те ребята, что уже поправились, очень обрадовались, когда улыбающаяся Зарядка вошла в зал.
Она сейчас же включила музыку, и занятие началось.
Зловредной Простуде это очень не понравилось: она стала еще сильнее кашлять, чихать и шмыгать носом.
Наконец, это заметила заведующая. Она вызвала уборщицу в свой кабинет.
— Уважаемая! — обратилась она к Простуде. — Вы сказали мне, что совершенно здоровы, а сами всех обкашливаете и обчихиваете, это не дело! Вы мне всех малышей заразили! Отправляйтесь-ка домой и лечитесь. Вызовите врача, возьмите больничный лист. Пока совсем не поправитесь, на работе лучше не появляйтесь. Это мой приказ! — строго добавила заведующая.
Простуде ничего не оставалось, как убраться восвояси.
А ребята снова стали заниматься по утрам с Зарядкой и совсем перестали болеть».
Таким образом, можно уверенно сказать, что утренняя зарядка для детей просто необходима. И если ребенок будет любить делать зарядку, то он также будет любить спорт, что в свою очередь послужит хорошим фундаментом к его крепкому здоровью в будущем.
Делайте утреннюю зарядку вместе с ребенком, ведь утренняя зарядка – залог хорошего настроения и бодрости на весь день!
Рекомендуемая литература:
Шорыгина Т. А.Беседы о здоровье: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2004. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми».)
Утренняя гигиеническая гимнастика – зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры для дошколят. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание детей, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.
У детей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья
Утренняя гимнастика для детей 3-4 лет
Вводная часть. Игра «Паровоз». Ходьба и бег в колонне по одному за инструктором – он паровозик.
Упражнения с кубиками
1. «Вытянем кубики вперед» (5 раз).
И.п.: ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу,
В.: вынести кубики вперед, стукнуть ими друг о друга, опустить вниз, вернуться в исходное положение
2. «Приседания» (4 раза).
И. п: ноги на ширине ступни, кубики за спиной. В.: присесть, положить кубики на пол, встать, руки убрать за спину. Присесть, взять кубики, выпрямиться, вернуться в исходное положение
3. «Повернись с кубиками» (по 3 раза в каждую сторону).
И. п: сидя, ноги скрестно, кубики в руках на коленях. В.: поворот вправо, положить кубик на пол за спиной, выпрямиться. То же в другую сторону. Поворот вправо, взять кубик .То же, в другую сторону
4. «Прыжки вокруг кубиков» (2 раза)
И. п.: ноги слегка расставлены, кубики на полу. В.: прыжки на двух ногах вокруг кубиков, с небольшой паузой между прыжками.
5. «Кубики вперед» (5 раз).
И.п.: ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу,
В.: вынести кубики вперед, стукнуть ими друг о друга, опустить вниз, вернуться в исходное положение
Заключительная часть.
Игровое задание «Быстро в домик!». Дети находятся в обруче диаметром 1.5 м – это домик. Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку – ходьба врассыпную по всей площадке. На слова «Быстро в домик!» дети вместе с воспитателем бегут в большой обруч (2 раза). Ходьба стайкой (гурьбой) за воспитателем на другую сторону площадки.
Дыхательное упражнение «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
И.п.: станьте прямо, ноги чуть шире плеч. В.: на вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам “прорубить” пространство между ногами. Произнесите “бах”. Повторите с ребенком 3-4 раз.
Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет
Вводная часть
Ходьба и бег между набивными мячами (6-8 шт.), положенными на расстоянии 0,5 м один от другого (в одну линию) (повторить 2 раза)
ОРУ с мячом большого диаметра
1. «Поднимем мяч вверх (4-5 раз).
И. п.: ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу.
В.: 1 – согнуть руки, мяч на грудь; 2 – мяч вверх; 3 – мяч на грудь; 4 -вернуться в исходное положение
2. «Приседания с мячиком»(5-6 раз).
И. п.: ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках на груди. В.: 1 -присесть, мяч вынести вперед; 2-встать, вернуться в и. п.
3. «Наклонись» (4-6 раз).
И. п: ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках на груди. В.:1 -наклон к правой ноге; 2-3 – прокатить мяч к левой ноге, подталкивая его правой рукой, взять в обе руки; 4 – вернуться в и. п.
4. Прыжки (2 раза)
И. п.: ноги слегка расставлены, мяч на полу. В.: прыжки на двух ногах вокруг мяча в обе стороны с небольшой паузой.
5. Мяч вверх (4-5 раз).
И. п.: ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу.
В.: 1 – согнуть руки, мяч на грудь; 2 -мяч вверх; 3 -мяч на грудь; 4 -вернуться в исходное положение
Заключительная часть
Игра «Найди себе пару». Одна группа детей получает платочки желтого цвета, а другая – зеленого. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всей площадке. На сигнал «Найди пару!» дети, имеющие одинаковые платочки, встают парой.
Заключительная ходьба в колонне по одному, помахивая платочком
Дыхательное упражнение «Подуй на платочек»
Утренняя гимнастика для детей 5-6 лет
1.Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе; бег в
колонне по одному (35 сек); ходьба и бег врассыпную (40 сек.); ходьба в колонне, ходьба тройками.
ОРУ без предметов
1. На носки и руки вверх (6 раз).
И. п.: основная стойка, руки на поясе. В.: 1 – руки в стороны; 2 -руки вверх, подняться на носки; 3- руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение
2. Наклонись к ноге (6 раз).
И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. В.: 1 – руки в стороны; 2 – наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение
3.Приседания с прямой спинкой (5-6 раз).
И. п.: основная стойка, руки на поясе. В.:1-2 – присесть, руки вынести вперед; 3-4 – вернуться в исходное положение
4. Шаг вправо и наклон (5-6 раз).
И. п.:– основная стойка, руки вдоль туловища. В.: 1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – наклон вправо (влево), правую руку вниз, левую вверх; 3 -выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение
5 Прыжки: ноги врозь – вместе. (Выполняется на счет 1 -8 – 2 раза)
И. п.: основная стойка, руки на поясе. В.: 1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – прыжком ноги вместе.
6. Руки за голову, ногу на носок (6-7 раз).
И. п.: основная стойка, руки вдоль туловища. В.:1 – правую ногу назад на носок, руки за голову; 2 -исходное положение. То же левой ногой
3. Заключительная Ходьба в колонне по одному с постепенным замедлением
Дыхательное упражнение «Розочка – одуванчик» (повторить 3 раза)
Утренняя гимнастика для детей 6-7 лет
Вводная часть. Ходьба в колонне по одному, на носках, пятках, внешней стороне стопы. Ходьба и бег врассыпную (40 сек), вновь ходьба в колонне по одному с нахождением своего места по сигналу воспитателя. Лёгкий бег (50 сек), ходьба друг за другом.
Построение в шеренгу. Самомассаж «Глазки»
И.п.: ноги сомкнуты (носки и пятки вместе).
«Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле»- массировать верхние веки (не закрывая глаза). В течение 1 мин., темп спокойный, дыхание произвольное.
Перестроение в колонны по трое в движении через середину зала.
II. ОРУ
1. Флажки вперед и вверх (8раз)
И.п.- основная стойка (пятки вместе, носки врозь), флажки внизу.
В.:1- руки вперёд; 2–руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – и. п.
темп ритмичный, дыхание произвольное
2. Повернись (6-8 раз)
И.п.- стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу, руки прямые.
В.: 1-2-поворот вправо (влево), флажки в стороны, руки прямые; 3-4-и. п.;
темп умеренный, дыхание произвольное.
3.Приседания (6-8 раз)
И.п.: основная стойка (пятки вместе, носки врозь), флажки у груди, руки
В.:1-2 – присесть, флажки вынести вперёд –выдох; 3-4 и. п. –вдох, темп умеренный
4. Коснись колен (6 раз)
И.п.: лёжа на спине, ноги вместе прямые, руки за головой.
В.:1–согнуть ноги в коленях, коснуться палочками флажков колен –выдох; 2- и. п.- вдох, темп средний
5. Наклон вперед (6-7 раз)
И.п.: сидя ноги врозь, флажки у груди, руки согнуты.
В.:1-2-наклониться вперёд, коснуться палочками у носков ног –выдох;
3-4- и. п.- вдох. темп умеренный
6. Прыжки (2-3 раза)
И.п.: о.с. флажки внизу в руках
В.: 1-прыжком ноги врозь, флажки в стороны; 2-прыжком ноги вместе, и.п. После серии прыжков на счёт 1-8 –небольшая пауза.
темп ритмичный, дыхание произвольное.
7. Флажки вверх (6-8 раз)
И.п.: о.с.
В.: подняться на носки – флажки вверх, вернуться в и.п. темп ритмичный.
III Ходьба в колонне по одному, оба флажка в правой руке, над головой
Упражнение на восстановление дыхания «Ворона»: глубокий вдох, на выдохе – «кар-кар-кар».
Всем привет! Сегодня поговорим об утренней зарядке для детей. Я расскажу, для чего нужна утренняя зарядка, как правильно выполнять упражнения, чтобы они принесли пользу здоровью ребенка, и приведу несколько комплексов упражнений для детей разных возрастов.
Утренняя зарядка помогает организму ребенка проснуться, наполняет его силой и жизненной энергией, насыщает кислородом, способствует правильному росту и развитию детского организма.
Утренняя зарядка помогает организму ребенка проснуться, наполняет его силой и жизненной энергией
Польза зарядки для детского организма
Ежедневное выполнение простых упражнений утренней гимнастики приносит большую пользу организму ребенка:
· укрепляет мышцы;
· помогает организму проснуться;
· улучшает аппетит;
· препятствует набору лишнего веса;
· улучшает обменные процессы;
· повышает жизненный тонус;
· активизирует работу внутренних органов, особенно сердца, сосудов и органов дыхания;
· воспитывает силу воли, дисциплину, выдержку;
· помогает сформировать правильную осанку;
· поднимает настроение;
· помогает выработать правильный режим дня;
· медлительных детей зарядка активизирует, а гиперактивных – успокаивает.
Основные правила занятий
Чтобы утренняя зарядка принесла ребенку пользу необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
· начинать зарядку нужно сразу же после пробуждения и выполнения необходимых гигиенических процедур, позавтракать можно после ее завершения;
· заниматься нужно регулярно – только так можно получить необходимый оздоровительный эффект;
· зарядка не должна быть тяжелой и длительной, организм должен проснуться и активироваться, а не устать;
Продолжительность утренней зарядки для детей разных возрастов
· перед выполнением основного комплекса упражнений необходимо провести легкую разминку, начать ее можно даже сразу после пробуждения, когда ребенок еще лежит в постели;
· если есть возможность и позволяют погодные условия зарядку лучше делать на улице;
· крайне важно, чтобы во время выполнения упражнений ребенок правильно дышал (вдох носом, выдох ртом), это облегчает выполнение упражнений и делает гимнастику более эффективной и полезной для здоровья;
· упражнения должны быть интересными и разнообразными, периодически можно добавлять новые упражнения, чтобы ребенку не надоело делать зарядку;
· не нужно резко заканчивать зарядку, после выполнения основного цикла упражнений можно походить на месте или поделать упражнения на растяжку;
· если ребенок плохо себя чувствует или болеет, то не нужно заставлять его делать зарядку, дождитесь, когда его состояние нормализуется, и только после этого возобновляйте занятия;
· если зарядка проходит дома, то обувь можно не надевать, достаточно надеть носки;
· одежда для занятий должна быть удобной, без крупных швов, пуговиц, замков;
· желательно заканчивать тренировку водными процедурами (обливание прохладной водой, контрастный душ).
Список упражнений
Ниже приведены комплексы упражнений для детей разных возрастных групп:
Зарядка для детей дошкольного возраста
Зарядка для школьников (1-4 класс)
Зарядка для школьников (5-7 класс)
Здоровья Вам и Вашим близким!
Читайте также мои другие статьи о здоровом образе жизни, вот ссылки:
Утренняя зарядка для пожилых людей: в чем польза, как делать, список самых полезных и эффективных упражнений
Как правильно делать утреннюю зарядку? Список наиболее полезных и эффективных упражнений для женщин
Утренняя зарядка для мужчин: в чем польза, основные правила, список самых эффективных упражнений
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал! Впереди вас ждет еще много интересной и полезной информации.