Польза степ аэробики для детей дошкольников
Татьяна Степанова
Консультация «Как степ-аэробика влияет на физическое развитие дошкольника»
Комплекс утренней гимнастики на степах. (Старшие дошкольники)
Степы раскладываются в три ряда.
1 – я часть.
Ходьба и бег в колонне по одному вокруг степов.
Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Перестроение тройками к степам.
2 –я часть.
1. И. П.: стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперед – назад с хлопками спереди и сзади.
10 раз
2. И. П.: о. с., шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в и. п. ; то же влево.
5 раз
3. И. П.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук.
10-12 раз
4. И. П.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками.
10-12 раз
5. Сидя на степе, скрестив ноги, наклониться к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками).
10-12 раз
6. И. П.: о. с. на степе, взмахивать прямой ногой вперед, делать под ногой хлопок.
10-12 раз
7. Прыжки обычные на степе чередуются с ходьбой.
2 раза
Степ-аэробика в детском саду
Из личного опыта работы со степами, хочу отметить интерес детей переходящий из занятия в занятие. Дошкольники с огромным интересом изучают упражнения за упражнениями и мне как руководителю очень приятен их труд. Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» – эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной.
Степ-аэробика постепенно завоевывает свое место в дошкольной физической культуре. Этому способствуют положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у занимающихся двигательных качеств, в благоприятном воздействии на организм человека (на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы). Все упражнения аэробики направлены на тренировку мышц сердца и выработку лучшей координации движений. В отличие от других массовых форм физической культуры степ – аэробика позволяет решать очень широкий круг задач и в этом отношении уникальна. На первых занятиях дети знакомятся с новым для них гимнастическим снарядом – степом. Они берут их в руки, рассматривают, ставят на пол, сами встают на них, переворачивают, убирают, складывая пирамидкой и т. д Рекомендации для дошкольников:
• Обе ноги должны быть слегка расставлены и обращены носками вперёд;
• Выполняя упражнения сбоку от степа, начинать следует с ноги, стоящей вплотную к степу;
• Ставить ногу надо ближе к центру степа, иначе она может соскользнуть.
• Сначала разучиваются шаги на степ, потом добавляются движения руками.
• Упражнения на силу чередуются с упражнениями на гибкость.
• Шаги на степ сопровождаются значительным увеличением частоты пульса, поэтому лучше, например, два упражнения делать, поднимаясь
на степ, одно – на полу.
• Все упражнения выполняются в одну и другую сторону (для гармоничного развития обеих частей тела).
• Нагрузка повышается постепенно, увеличивая темп музыкального сопровождения, усложняя комплексы, сокращая паузы для отдыха.
• Ступню ставить на платформу полностью.
• Спину держать прямо.
Целостный процесс обучения степ –аэробике условно разделяется на 3 этапа:
• Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению) ;
• Этап углубленного разучивания упражнения;
• Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Большое внимание в работе с детьми на занятиях степ – аэробикой уделяется развитию умения передвигаться в заданном направлении, менять направление движения во время выполнения упражнений. Для развития ориентировки в пространстве на занятиях используются основные подходы. Благодаря данной схеме дети быстро усвоили основные исходные положения (подходы) в степ – аэробике, научились хорошо ориентироваться в пространстве зала и выполнять различные перестроения со степ – платформами: в шеренгу, в колонну, по диагонали, врассыпную, по кругу.
Основные подходы в степ – аэробике
спереди с угла сверху
с боку
сбоку
по сторонам с конца
Основные правила музыкального сопровождения занятия. Занятия степ – аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая тоже создает у детей хорошее настроение.
В работе с детьми степ – аэробика используется как самостоятельный вид физкультурно-оздоровительной деятельности с занятиями продолжительностью от 10 до 30 мин, так и в виде отдельных блоков, являющихся составной частью физкультурного или тренировочного занятия.
Таким образом, степ-аэробика используется:
• в виде полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с
детьми старшего дошкольного возраста (продолжительность 25—35 минут) ;
• в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
• как часть занятия (продолжительность 10-15минут) ;
• в виде показательных выступлений детей на праздниках.
В ходе занятий степ – аэробикой повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство занятий степ – аэробикой — ее оздоровительный эффект. Продумывая содержание занятий аэробикой, учитываются морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития.Работа основывается на следующих принципах:
• рациональный подбор упражнений;
• равномерное распределение нагрузки на организм;
• постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
Упражнения степ – аэробики также используются в утренней гимнастике. Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики включаются только хорошо знакомые им физические упражнения, так как использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения особенно у детей, не справляющихся с заданиями.
Использование в практике работы по физическому воспитанию степ – аэробики, базирующейся на учете возрастных особенностях детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику подготовленности, а также на формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Мы считаем, что созданная система в ДОУ по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально – активной, творческой личности.
Ольга Губанова
Консультация «Использование степ-аэробики с целью повышения двигательной активности дошкольников»
Консультация «Использование степ-аэробики с целью повышения двигательной активности дошкольников»
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Научные исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит». В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
В связи с повышением интереса детей к физкультурным занятиям с музыкальным сопровождением и тем обстоятельством, что с каждым годом все больше детей имеют проблемы со здоровьем, мы ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения занятия степ-аэробикой. Занятия аэробикой способны эффективно удовлетворить эту потребность в доступной и интересной для детей форме.
Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20-30 минут. Именно для цикличных упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Занятия аэробикой органично соединяют в себе танцевальные и игровые упражнения, которые дети могут выполнять без видимых затруднений. Это позволяет не только подготовить детей к здоровому образу жизни, но и развивает их творческое воображение. Аэробика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, такие занятия повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений, а также доставляют детям большое удовольствие. Одной из разновидностей аэробики является степ-аэробика.
Степ – аэробика постепенно завоёвывает своё место в физической культуре. Этому способствует положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у детей двигательных качеств и благоприятном воздействии на их организм (на опорно–двигательный аппарат, сердечно–сосудистую, дыхательную и нервную системы). Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.
Степ–аэробика – это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ–платформы с регулируемой высотой. В партерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься дети с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.
Основным содержанием занятий являются базовые шаги, бег и прыжки, которые составляют основу классической аэробики. Очень эффективно и разнообразно использование степ–платформ в силовой тренировке.
Оборудование для степ–аэробики – это платформа высотой 10 см., шириной 20 см., длиной 40 см., высота ножки 7 см., ширина ножки 4 см.
Структура занятия и музыкальное сопровождение.
Занятие аэробики имеет три чётко выраженные части (каждая состоит из подчастей).
Первая часть занятия – аэробная разминка (от 4-5 мин.) в музыкальном темпе 118-120 уд/мин. и предварительного стретчинга продолжительностью от 10 до 15 сек. На одну группу мышц.
Вторая часть занятия степ – аэробики – аэробная часть (15-18 мин.) Это комплекс упражнений с постепенно увеличивающийся интенсивностью и обязательно постепенным снижением интенсивности (темп движений замедляется). Кроме того, включаются силовые упражнения на основе группы мышц, незадействованные в предыдущей работе.
Третья часть занятия – последующие снижение нагрузки. Это медленно выполняемые упражнения на гибкость (3-5 мин.). Их цель – увеличение длины работавшей мышцы и ускорение обмена крови.
Структура занятия может иметь различные варианты в содержании и продолжительности как отдельных частей, так и всего занятия.
На занятиях физической культуры степ– платформу можно применять:
• В вводной части: ходьба по и между степами (для формирования правильной осанки);
• При выполнении общеразвивающих упражнений под музыку: укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой системы, развитие координации движений;
• В основных видах движений: ходьба, прыжки, бег;
• В подвижных играх.
Занятия степ – аэробикой доставляют детям большую радость и желание заниматься физическими упражнениями. Эти занятия обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создаёт у детей хорошее настроение. Большое значение имеет подбор музыки к каждому упражнению. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. При подборе музыкального сопровождения необходимо руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма, темпа и продолжительности.
Техника степ – аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.
Для сохранения правильного положения тела во время степ – аэробики необходимо:
1. Держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;
2. Избегать перенапряжения в коленных суставах;
3. Избегать излишнего прогиба спины;
4. Не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом;
5. При подъёме или опускании со степ-платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;
6. Стоя лицом к степ – платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
7. Держать степ-платформу близко к телу при её переносе.
Необходимо соблюдать правила работы на степ-платформах, которые обеспечивают безопасное поведение и исключают получение травмы на занятий. Правила степ–аэробики направлены на сохранение и укрепление опорно–двигательного аппарата детей. Эти правила касаются высоты платформы, осанки, техники выполнения шага вверх и шага вниз, движений рук, музыки.
Основные правила техники выполнения степ – тренировки:
1. Выполнять шаги в центр степ – платформы;
2. Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
3. Опускаясь со степ – платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ – платформы;
4. Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
5. Не подниматься и не опускаться со степ – платформы, стоя к ней спиной;
6. Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ – платформе ногами.
Степ – аэробика в детском саду проводится в различных вариантах:
– в форме отдельного дополнительного занятия, не исключая программные;
– как часть занятия;
– в форме утренней гимнастики, что способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
– в форме показательных выступлений детей на музыкальных и спортивных праздниках.
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений (ЧСС) не должна превышать допустимых норм для детей данного возраста.
С детьми 5-7 лет степ-аэробику можно применять без подводящих упражнений. На наш взгляд, степ-аэробику стоит включать в разные части занятий. Проводить всё занятие используя степ- аэробику не рационально в связи с тем, что дети быстро утомляются от однообразных движений, вследствие чего снижается интерес к занятию. Чтобы сохранить плотность занятия целесообразней применять степ-аэробику в любой части занятия, но не более 5-10 минут. Расстановка степ-платформ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста может быть любой: уступами, в шахматном порядке, по кругу, квадратом и т. д., степ-платформы могут стоять вплотную или с промежутками.
Дети младшего дошкольного возраста положительно воспринимают занятия по степ – аэробике. Подводящие упражнения для проведения степ-аэробики с детьми возраста 3-4 лет это разучивание простейших шагов и комбинаций, используемых в степ-аэробике на ограниченном пространстве (разметка на полу); так же стоит выделить цветом то место, где должна располагаться стопа; если упражнения включают в себя попеременно шаги то с правой, то с левой ноги, надо отметить цветом, где должна размещаться правая, а где левая нога (например, для правой ноги – синий цвет, для левой ноги – красный цвет).
Важно отметить, что на занятиях степ-аэробикой формируется личность ребёнка, развиваются нравственно-волевые качества, формируется его характер. Это поможет ему в дальнейшей жизни.
Таким образом, использование степ-платформы в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста формирует у них: стойкий интерес к занятиям физической культурой, к своим достижениям, развивается координация движений, способность ориентироваться в пространстве так же стала более чёткой, что является одним из важнейших условий формирования мотивации к здоровому образу жизни и достижению наиболее высоких результатов.
Список используемой литературы:
1. Белова Т. А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7
2. Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6
3. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5
4. Кузина И. Степ-аэробика не просто мода// Обруч 2005 №1.
5. Погонцева Л. Скамейка – степ // Обруч. – 2003. – № 2. – С. 33
6. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М., 2006
7. Стрельникова Н. В. «Степ – Данс» – шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 1. – С. 6.
Значение степ-аэробики в развитии двигательной активности дошкольников.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проблема физического здоровья детей – одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Многие дошкольные учреждения внедряют в свою работу различные оздоровительные программы и новейшие технологии.
Основной формой развития двигательной активности детей в ДОУ являются физкультурные занятия. С целью поддержания интереса дошкольников к ним особое внимание следует уделять подбору физкультурного оборудования. Так, творчески работающие педагоги детских садов разрабатывают новые формы организации физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования – степ – платформы.
Воспитатели многих детских садов, отказавшись от ряда укоренившихся стереотипов, работают творчески, широко применяя нетрадиционное оборудование. Одним из них является степ-платформа – физкультурное оборудование необходимое для занятий степ-аэробикой.
Степ-аэробика – ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений. Она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.
Занятия со степом способствуют:
-Формированию осанки, костно-мышечного корсета;
-Развитию координации движений;
-Укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
-Формированию умения ритмически согласованно выполнять простые движения.
Область применения степа довольно широка: это и индивидуальная работа, и самостоятельная двигательная активность детей, и, что является основным, занятия по физической культуре.
На занятиях по физкультуре степ-платформа используется на каждом этапе:
В водной части дети огибают скамейки (ходят или бегают змейкой);
В общеразвивающих упражнениях, которые выполняются в виде степ-аэробики и в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лёжа), что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве.
В основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в т.ч. с различными атрибутами.
В подвижных играх и эстафетах.
Организуя степ-тренировку, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей определённого возраста, её распределении с учётом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
Техника степ – аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.
Для сохранения правильного положения тела во время степ – аэробики необходимо:
-Держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;
-Избегать перенапряжения в коленных суставах;
-Избегать излишнего прогиба спины;
-Не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом;
-При подъёме или опускании со степ – платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;
-Стоя лицом к степ – платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
-Держать степ-платформу близко к телу при её переносе.
Основные правила техники выполнения степ – тренировки:
-Выполнять шаги в центр степ – платформы;
-Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
-Опускаясь со степ – платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ – платформы;
-Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
-Не подниматься и не опускаться со степ – платформы, стоя к ней спиной;
-Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ – платформе ногами.
Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений.
При выборе музыкального сопровождения инструктор должен руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма. Для каждого отрезка степ – программы музыка должна подбираться с учётом рекомендаций по темпу и продолжительности.
Следует также учитывать, что более быстрый темп часто приводит к увеличению риска травм.
Важной частью степ – тренировки являются словесные команды. Они должны быть краткими и чёткими.
В детских садах спортивные танцы с использованием степ – платформы можно включать в программу праздников и развлечений. Это повышает интерес детей к физическим упражнениям и вызывает у них положительный эмоциональный отклик.
Выступления со степ – аэробикой на праздниках демонстрируют родителям достижения детей и неизменно получают высокую оценку.