Польза социальной политики как науки

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов[1][2].
Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика»; так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным[2].

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом[3].

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)[1].

Субъекты проведения социальной политики[править | править код]

Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Государственная социальная политика[править | править код]

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти.
Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета.
Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Социальная политика активно изучается учеными индустриально развитых стран с помощью конкретных социологических исследований. В частности, широкие исследования в этой области осуществляются в современной Германии.

Формы реализации социальной политики[править | править код]

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице[4], основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице.

Стратегия и приоритеты социальной политики[править | править код]

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве приоритетов социальной политики можно выделить:

  • обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
  • создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
  • обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.
Читайте также:  Яблочный уксус в домашних условиях польза вред

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

  • социальной справедливости;
  • социальной ответственности;
  • социального партнерства;
  • социальных гарантий (см. напр. Социальные гарантии военнослужащим);
  • преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

  • стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
  • усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
  • обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
  • сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Методы современной социальной политики[править | править код]

Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы:

  1. Экономические: Включает в себя цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, социальные выплаты всех видов и т. д..
  2. Административно-распорядительные: Меры разрешительного и запретительного характера. Таких как выдача лицензий на какую-либо деятельность в области социального обслуживания, в среде субъектов рыночного хозяйства, запрет на продажу алкогольных напитков вблизи учебных заведений.
  3.  Правовые или законодательные: Регулируют различные стороны деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики, на основе действующих законодательных и правовых актах.
  4.  Идеологические: Методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества (идеология), использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».

В России[править | править код]

  • Меры социальной поддержки в Российской Федерации

Правовое обеспечение социальной политики России

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

  • Конституция Российской Федерации,
  • Семейный кодекс Российской Федерации,
  • Гражданский кодекс Российской Федерации,
  • ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178,
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

См. также[править | править код]

  • Оценка социальной политики

Литература[править | править код]

  • Журнал исследований социальной политики – Издательство НИУ “Высшая школа экономики”
  • Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / Переводчик Николай Марчук. — Питер, 2008. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-469-00450-9.
  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary of Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 1. А — О. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012561-5, 5-7838-0426-6.
  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary of Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 2. П — Я. — 528 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012562-3, 5-7838-0427-4.
  • Социальная политика государства и бизнеса: учебник для бакалавриата и магистратуры / О.А. Канаева, Н.А. Пруель, Т.Л. Судова, Е.Г. Мельников, К.И. Голубев, Н.В. Спиридонова, Н.А. Филимонова, К.Ю. Белоусов. – М.: Юрайт, 2016. – 348 с. – ISBN 978-5-534-03190-4

Примечания[править | править код]

Источник

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК НАУКИ 5

1.1 Теоретическая основа социальной политики 5

1.2 Задачи социальной политики как науки 9

2. ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 15

2.1 Сущность, цели и задачи социального государства 15

2.2 Закрепление института социального государства в Конституции РФ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

ЛИТЕРАТУРА 35

Введение (выдержка)

Социальная политика представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства, общественных объединений, общества в целом по разрешению имеющихся в нем противоречий, повышению эффективности господствующей политической системы и ее отдельных звеньев.

В условиях реформирования российского общества важнейшим на-правлением деятельности государства, общественных объединений и организаций является осуществление социальной политики по разрешению социо-стратификационных противоречий, повышению эффективности политической и экономической системы, ее отдельных звеньев, реализации социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, оказанию им помощи и поддержки.

Читайте также:  Слива польза и вред для мужчин

Если в предшествующие годы основным субъектом социальной политики выступало государство и его полномочные органы, то в условиях демократизации общества и переходе к рыночным отношениям, наряду с государственными органами, сосубъектами социальной политики становятся и социальные институты гражданского общества, причем не только номинально, но и реально.

Кроме того, наличие целого ряда относительно самостоятельных субъектов и носителей социальной политики не только расширяет гамму социальных услуг на основе их взаимодополнения, но и обеспечивает большую гибкость и мобильность социальной политики, позволяет оперативнее реагировать на изменение социально-экономической ситуации в стране. Высокая социальная значимость социальной политики предполагает необходимость изучения ее содержания, основных компонентов и механизмов реализации.

Изучение социальной политики с научных позиций является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста. Оно строится на основе достижений отечественной и зарубежной социально-политической мысли, передовой вузовской педагогики, анализа социально-политических событий и процессов.

В этих условиях актуальной является тема анализа теоретических ос-нов и задач социальной политики как науки. Анализ данной темы и является целью данной работы. В свою очередь из цели, поставленной в работе, вытекает необходимость решения следующих задач:

анализ теоретических основ социальной политики как науки;

изучение задач социальной политики как науки;

выявление основных целей и задач социального государства как дос-тижения задач оптимальной социальной политики;

анализ закрепления в Конституции РФ положений о социальном государстве.

Основная часть (выдержка)

Анализируя теоретические основы современной социальной политики, в первую очередь, необходимо отметить, что исследователь Е.А.Сергеева выделяет пять групп подходов к пониманию социальной политики в современной науке .

Во-первых, социальную политику рассматривают как деятельность по решению проблем всего общества, следовательно, с этой точки зрения она направлена на достижение его важнейших целей.

Во-вторых, социальная политика рассматривается как политика стабилизации социально-трудовой сферы общества – в данном случае она направлена на регламентирование отношений труда и капитала.

В-третьих, социальная политика может быть рассмотрена как деятельность, ориентированная на социальные низы – деклассированные элементы, маргинальные группы и т.п. с тем, чтобы оградить обеспеченные классы от их притязаний путем развития государственной помощи и общественной благотворительности.

В-четвертых, социальную политику рассматривают как инструмент смягчения индивидуального и социального неравенства через систему государственных и общественных перераспределительных мероприятий. Цель социальной политики в данном подходе – удержать дифференциацию доходов в рамках децильного коэффициента (10:1) путем соответствующей налоговой политики.

В-пятых, социальная политика рассматривается с точки зрения базо-вых ценностей современного гражданского общества и социального государства – соответственно, ее целями признается достижение справедливости и социального партнерства.

Социальная политика обладает следующими признаками: комплекс средств (экономических, правовых, организационных); реализация специально уполномоченными субъектами; основной целью – реализацией социальных программ по поддержке уровня жизни каждого человека и особенно уязвимых слоев населения .

Междисциплинарный характер социальной политики находит свое выражение в понятийно-категориальном аппарате, вбирающем в себя как понятия, выработанные в процессе ее возникновения и раз вития, так и понятия других (особенно близких) научных дисциплин . Категориальный аппарат социальной политики государства включает в себя следующую систему понятий:

Заключение (выдержка)

Социальная политика как наука выступает фундаментальным поняти-ем, связанным с обеспечением социальной защиты прав и свобод граждан, формированием эффективной социальной структуры общества и его инсти-тутов, созданию и поддержанию основополагающих социальных инте-ресов, ценностей, норм и отношений, укреплению социальной инфраструктуры, сохранению и развитию социализации человека.

Социальная политика представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства, общественных объединений, общества в целом по разрешению имеющихся в нем противоречий, повышению эффективности господствующей политической системы и ее отдельных звеньев.

Один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, заключается в том, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.

В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.

Читайте также:  Чай из веток малины польза

Конституционные цели, задачи и функции социального государства имеют общий характер. Их конкретное содержание раскрывается в теку-щем законодательстве, а реализация – в практической деятельности госу-дарства. Новые подходы требуют, чтобы государство (социальное государство) обеспечивало основные нужды человека (инфраструктуру, прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.), но человек тоже должен заботиться о себе и своей семье. Современные условия общественного развития, прогресс науки, культуры, образования, равно как и грозящие опасности (в том числе и из-за ложного или преступного использования научных достижений), требуют формирования новой личности человека, высоко профессионального, морально подготовленного и ответственного. Социальное государство обязано создать, и оно создает условия для этого. При этом социальная функция государства направлена на то, чтобы смягчить и даже предотвратить многие социальные противоречия, способствуя снижению социальной на-пряженности и повышению стабильности и общественной солидарности.

Следуя нормам международного права, Конституция РФ устанавли-вает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечи-вающую каждому россиянину достойную жизнь.

Конституция РФ закрепляет основные направления социальной защиты государства. Это:

1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

2) пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам;

3) создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;

4) выплата государственных пенсий и социальных пособий и т.д.

Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развития системы социальных служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты. Однако ученые-правоведы обращают внимание и на другую сторону вопроса. «Конституция – не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Консти-туция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека; она действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполно-ценной» .

Литература

1. Конституция РФ. // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Алебастрова И.А. Социальное государство: белая одежда голого короля или платье золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008. №20.

3. Быкова Л.Д. Содержательная модель региональной социальной политики // Вестник Омского университета. 2005. Вып.2.

4. Волгин И.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учеб. М., 2003.

5. Выговская И.В. Пенсионное обеспечение как основа социальной поли-тики в РФ. // Социальное и пенсионное обеспечение. 2009. №1.

6. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

7. Гонтмахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. 2000. № 9-10.

8. Добренькое В.И., Харчева ВТ., Слепенков И.М. и др. Социальная за-щита населения Российской Федерации: анализ результатов социоло-гического опроса // Вестник Моск. ун-та. Сер 18. Социология и поли-тология. 2006. № 3, 4.

9. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. 2001. № 6.

10. Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., 2007.

11. Курпатова Т.П. Конституционные основы права человека на образование. // Социальное и пенсионное право. 2009. №2.

12. Маргулян А.Я. Социальная политика. – М., 2008.

13. Наймушина Л.П. Политико-правовые гарантии реализации прав человека в социальной сфере. // Социальное и пенсионное право. 2009. №3.

14. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции РФ. – М., 2000.

15. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. – М., 2006.

16. Сергеева Е.А. Социальная политика. – М., 2002.

17. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы. // Журнал российского права. 2008. №12.

18. Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социального государства в Рос-сии и зарубежных странах. // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. №2.

Источник