Польза руси от золотой орды

Польза руси от золотой орды thumbnail

Владычество Золотой Орды над русскими землями (1238-1480) традиционно освещается российскими историками как время угнетения, затормозившее развитие России. Невозможно отрицать, что в это время часто происходили разорения русских земель ордынскими нашествиями, массовые убийства и уводы людей в рабство. Также значительная часть материального продукта, производимого на Руси, отправлялась в это время в виде дани в Орду. Но всякий процесс в истории диалектичен и имеет как минимум две стороны. [С-BLOCK]

Есть немало такого, что незаслуженно ставят «игу» в вину, как и такого, что в нём, по меньшей мере, не мешало развитию русских земель, изменив только, быть может, его вектор. Начнём с привычного мнения о том, будто «иго» помешало торговым и культурным связям Руси с бурно развивавшейся Европой и вызвало последующее многовековое отставание России. На самом деле, ордынское владычество совсем не препятствовало свободе сообщения между русскими землями и Западной Европой. Торговля Новгорода и Пскова с Ганзой именно в это время — XIII-XV вв. — достигает наивысшего расцвета. Также нет никакого ослабления связей западных частей Киевской Руси, т.е. будущих Украины и Белоруссии, с Западной Европой. Напротив, они в этот период объединяются в Великое княжество Литовское, которое тесно втягивается в орбиту западной цивилизации. Как раз возникновение этой мощной Литвы и ограничило общение прочих русских земель, где впоследствии возникло единое Русское государство, с Западом. «Иго» же здесь ни при чём.

Невозможно доказать влияние «ига» на появление в России самодержавия, деспотического правления, традиций раболепства подданных перед государем. Начнём с того, что хан в Орде был выборным лицом, и его власть была сильно ограничена традиционными органами родо-племенного управления (кланом, советом старейшин и т.д.). К тому же, как известно, сами ордынцы в Руси не селились, а правили ею издалека, оставляя в неприкосновенности все её внутренние политические отношения. Формальное же поклонение императору как богоравному существовало в Византии, откуда Русь ещё раньше получила и церковь, и духовенство, и книжную образованность, и политические идеи. [С-BLOCK]

Также нет никаких подтверждений прихода на Русь обычаев смертной казни и жестоких наказаний вследствие «ига». Это влияние постулировалось историками без всяких примеров из жизни и обычаев самой Орды и при игнорировании нежелательных примеров из истории ещё доордынской Руси. Что же касается нашествий и пленений, то, исключая сам Батыев погром, наибольшим известным в истории разорениям Русь подвергалась после «свержения ига», в результате походов крымских ханов, в конце XV-XVI вв. До Батыя русские князья много раз сами опустошали земли друг друга и часто приводили с собою на русские земли половцев. Так, в 1169 году суздальский князь Андрей Боголюбский взял Киев приступом, и в течение трёх дней его воины грабили древнюю столицу Руси, её храмы и монастыри. В 1204 году князь Рюрик Ростиславич взял Киев с помощью половцев, которые вторично разграбили город, убив там множество людей и выведя оттуда многотысячную толпу пленных. Ко времени Батыя Киев уже был незначительным городом, в котором не было даже своего князя. В 1207 году, за тридцать лет до Батыя, суздальский князь Всеволод Большое Гнездо изгнал всех жителей из Рязани, а город сжёг дотла. Терпела разорения русская земля от своих правителей в любые времена (вспомним опустошительные походы на Новгород Ивана III в 1471 году и Ивана Грозного в 1570-м). Военные походы «цивилизованных» европейцев на Русь также всегда были не менее кровавыми и разорительными.

Некоторые историки до сих пор видят в установлении обычая затворничества женщин в Московской Руси «влияние ига», что, опять же, не подтверждается сравнением с обычаями монголов и тюрок. В кочевых «ордах» женщины традиционно пользовались более высоким общественным положением сравнительно со средневековой Европой. Знатные женщины влияли на политические дела в Орде, в чём, несомненно, сказались пример и посмертное почитание Оэлун — матери Чингисхана. Одна из вдов Батыя стала регентшей и активно боролась за власть для своих сыновей. Из истории Руси мы не знаем подобных примеров участия княжеских жён и вдов в политике. Итак, «вредные влияния ига», при внимательном рассмотрении, оказываются обычно придуманными либо имеющими источник не в Орде. [С-BLOCK]

Мы мало задумываемся над тем, что множество слов в русском языке, связанных с политическими и товарно-денежными отношениями (казна, барыш, деньги, ярлык, таможня, и мн.др.), пришло к нам из Золотой Орды или через её посредство. Термины никогда не заимствуются более развитой цивилизацией от малоразвитой, но всегда наоборот. Очевидно, Золотая Орда вовлекла русские земли в орбиту более высокой государственности и более широкой международной торговли. Западноевропейские путешественники XIII-XIV вв. встречали в городах Золотой Орды от Азовского моря до Средней Азии множество купцов из Руси. Ханы всячески покровительствовали торговле, и именно в их время итальянские торговые республики Венеция и Генуя основали богатые торговые фактории в Крыму и в устье Дона. «Гости-сурожане», то есть купцы, ведшие большую оптовую торговлю с итальянскими колониями, появляются в Москве также в это время.

Регулярные путешествия русских князей со свитой к ханам в Центральную Азию и на Нижнюю Волгу за ярлыком способствовали развитию географических представлений на Руси. К тому же результату вели и участия русских князей в военных походах по призыву ханов. Так, в 1277 году несколько русских князей во главе с сыном Александра Невского Андреем участвовали в экспедиции хана Менгу-Тимура в нынешние Дагестан и Осетию. [С-BLOCK]

Купцы, дипломаты и священнослужители всех религий пользовались в Орде правом неприкосновенности. Иностранным посланникам постоянно меняли казённых лошадей на этапах («ямах») их тысячевёрстного пути через степи (отсюда наше слово «ямщик»). Посольство Дмитрия Донского, ехавшее в Константинополь утвердить у патриарха своего митрополита, охранялось на пути через Орду татарами и снабжалось ими съестными припасами. Влияние русской церкви беспрепятственно распространялось в землях Золотой Орды, там росло количество новообращённых христиан, и для управления ими в конце XIII века была учреждена Сарайская епископия. Неверен и стереотип, будто Орда была замкнута и чужда просвещения. В 1266 году верховный хан Хубилай, правивший тогда ещё и Китаем, передал через венецианских путешественников, братьев Никколо и Маттео Поло, просьбу к Папе Римскому прислать ему сто учителей различных наук! Как-то всё это совсем не вяжется с образом грубого кочевого народа, будто бы коснеющего в невежестве и настроенного только на грабежи! При этом иностранные путешественники XIII века отмечали такие положительные качества монголов, как личная честность, непримиримость к воровству, любовь к правосудию, целомудрие их жён.

Читайте также:  Молодая фасоль в стручках польза

Источник

Часто приходится читать, что монгольского ига на Руси не было. Но позвольте, а кто же такие тогда баскаки, которые ездили на Русь собирать дань для Золотой Орды?

С. В. Иванов. «Баскаки». 1909. Музей истории города Москвы

Русские баскаки

«Благословение Феогноста митрополита всея Руси к детям моим: к баскакам, к сотникам, к попам и ко всем христианам Червлёного Яра», – так начинается послание митрополита Феогноста 1353 года к православным, жившим в первом известном нам казачьем государстве в бассейне реки Хопра. Из этого послания видно, что баскаки также были православными.

Вероятно, это не самый типичный случай. Действительно, по другим источникам нам известны баскаки-мусульмане и баскаки-язычники, ездившие в свите ханов и наместников. «Великий баскак» Неврюй приехал в 1252 году вместе с Александром Невским во Владимир, чтобы именем хана Батыя утвердить его на престоле великого князя. С тех пор «великий баскак», который время от времени менялся, имел резиденцию во Владимире по меньшей мере до конца 13 века.

“Золотая Орда” – кадр из фильма

Баскаки наезжали в то или иное княжество для сбора дани и отправки её в Орду. В 1327 году в Тверь вместе с ханским наместником Чолханом приехала целая свита баскаков. Они так восстановили против себя местное население, что оно устроило погром и истребило пришельцев (за что потом жестоко поплатилось). После того, как в середине 15 века московский князь Василий II попал в плен к казанским татарам и был отпущен под обещание выкупа, то для наблюдения за сбором выкупа в города Московского государства также приехали баскаки.

Баскаки известны и в иных местах, подвергшихся монгольскому нашествию, в частности на Кавказе.

“Золотая Орда” – кадр из фильма

Дань – система упорядоченного налогообложения

Баскак вообще означал чиновника, обладавшего печатью. Это не было единственным словом, обозначавшим члена ханской администрации. Там существовали и другие чины: даруга, например. Баскак был, скорее, служащим низшего звена. Как таковой, он мог происходить из разных национальностей, в том числе быть русским.

Вместе с тем, православие баскаков из Червлёного Яра показывает лишь то, что эта протоказачья община находилась под верховной властью Золотой Орды. Население этой местности также было в основном русским, но управлялось ханом с помощью своих чиновников, и только церковная власть была там русская.

Баскачество не было постоянным институтом, особенно в русских землях. Это были временно назначаемые чиновники, иногда послы, но с особыми полномочиями – Русь не переставала быть вассально зависимой от Золотой Орды страной.

Наличие баскаков, независимых от русских князей и подчинявшихся только хану, само по себе является важным свидетельством в пользу того, что «иго» (можно как угодно называть эту систему неполноправных отношений между Золотой Ордой и Русью) действительно было. Другое дело, что это не была система постоянного грабежа, насилий, погромов, как это иногда описывается в некоторых книжках и учебниках не слишком умными авторами.

“Золотая Орда” – кадр из фильма

Нет, государственное управление Золотой Орды было продуманной рациональной системой, быть может – одной из самых лучших и эффективных для своего времени. Татары брали за образец Китай. Сбор дани был упорядочен, и только в случае сопротивления какой-нибудь области сменялся вооружённым грабежом с тем, чтобы в дальнейшем эта область снова исправно платила налог, не подвергаясь разорению. А брали татары меньше, чем современная Российская Федерация – всего двадцатую часть дохода с каждого. Когда сбор дани перешёл в руки русских князей, вряд ли они брали меньше, скорее – наоборот.

Источник

admin

13 Ноя, 2014 / 5433 Просмотров

Негативное влияние ига

Монголо-татарское иго и его польза для России

После того как в XIII веке татаро-монгольское войско поработило практически всю территорию Руси, начался период длиной 240 лет, известный как татаро-монгольское иго. Считается, что это очень негативно повлияло на культурное и общественное развитие государства.

Очевидно, что мотивация для труда у ремесленников и крестьян существенно снизилась, поскольку кормить местных князей и ордынских баскаков они просто не желали. С этим связывают и утрату уникальных ювелирных навыков, и ковку булатной стали, которая отличалась для своего времени высочайшим качеством. Поэтому 11 ноября 1480 года считается величайшим днем в истории Руси – именно тогда окончилось знаменитое стояние на Угре, после которого татарское войско ушло и больше не возвращалось.

Монголо-татарское иго и его польза для России

Влияние ига на становление Москвы

Но при всем негативе тех нелегких времен, многие ученые высказывают идею, что татаро-монгольское иго не было абсолютным злом. Все дело в том, что, попав в состав Монгольской империи, Русь была включена в цивилизационно образующий процесс. Ордынцы распространили на завоеванных землях собственную уникальную систему управления, заимствованную у Китайской империи. В ней не осталось места для мелких удельных князей, которые только ослабляли государственную структуру. Это быстрее всего поняли в Москве, в результате чего именно этот город в отчаянном соперничестве с Тверью стал центром Руси.

Читайте также:  Кремы для депиляции вред и польза и вред

Интересно, что московский князь Иван Калита смог настолько войти в доверие знаменитому хану Узбеку (а это XIV век, расцвет Золотой Орды), что он разрешил ему самому собирать дань на своих землях, отозвав своих баскаков. Это позволило Ивану Калите сказочно разбогатеть, как сказали бы сегодня, на коррупционных схемах. Но он оказался хорошим хозяином и тратил деньги на покупку сел и городов по всей округе. Интересно, что слово ”калита” тогда означало именно кошелек, что красноречиво говорит об отношении современников к Ивану. Что не получалось получить с помощью денег и интриг он просто завоевывал. Именно такая политика позволила возвыситься Москве, а в последствии выиграть в Куликовской битве и, наконец, накопив достаточно ресурсов и сил сбросить иго, а в последствии завоевать огромные территории, ранее принадлежавшие орде. Трудно сказать, возможно ли было это без консолидации под крылом такого мощного сюзерена как Золотая Орда.

Монголо-татарское иго и его польза для России

Влияние ига на жизнь Руси

Поскольку ордынцы были достаточно лояльны к верованиям чужих народов, многие из них перешли в православие. Церковь в этот период испытала настоящий расцвет. Именно тогда появилось и оттачивалось сложнейшее искусство отливки церковных колоколов, которые размещались на высоких колокольнях. Влиянием восточной архитектуры можно объяснить появление куполов-луковок на церквях, которые поразительно напоминают Тадж-Махал.

Интересно, что медные монеты, столь распространенные до последнего времени, пришли на Русь из Китая, благодаря коммуникации через Золотую Орду. И то, что именно московские войска стали одними из первых в Европе и получили на вооружение огнестрельное оружие можно объяснить влиянием Востока. Ружья назывались «мутлух» и «тюфяк». Первые водяные мельницы на Русь пришли тоже во времена татаро-монгольского ига.

Все это означает, что формирование российской нации началось именно в период сосуществования с ордой, а затем в процессе борьбы за независимость выковался характер русского народа с его достоинствами и недостатками. А Московское государство, впоследствии превратившееся в Российскую империю, имело бы очень мало шансов на выживание без поддержки ордынских ханов, которые помогли объединить разрозненные русские княжества в единое мощное государство.

Источник

Монголо-татарское иго: какую пользу оно принесло Руси

Владычество Золотой Орды над русскими землями (1238-1480) традиционно освещается российскими историками как время угнетения, затормозившее развитие России. Невозможно отрицать, что в это время часто происходили разорения русских земель ордынскими нашествиями, массовые убийства и уводы людей в рабство. Также значительная часть материального продукта, производимого на Руси, отправлялась в это время в виде дани в Орду. Но всякий процесс в истории диалектичен и имеет как минимум две стороны.

Есть немало такого, что незаслуженно ставят «игу» в вину, как и такого, что в нём, по меньшей мере, не мешало развитию русских земель, изменив только, быть может, его вектор. Начнём с привычного мнения о том, будто «иго» помешало торговым и культурным связям Руси с бурно развивавшейся Европой и вызвало последующее многовековое отставание России. На самом деле, ордынское владычество совсем не препятствовало свободе сообщения между русскими землями и Западной Европой. Торговля Новгорода и Пскова с Ганзой именно в это время – XIII-XV вв. – достигает наивысшего расцвета. Также нет никакого ослабления связей западных частей Киевской Руси, т.е. будущих Украины и Белоруссии, с Западной Европой. Напротив, они в этот период объединяются в Великое княжество Литовское, которое тесно втягивается в орбиту западной цивилизации. Как раз возникновение этой мощной Литвы и ограничило общение прочих русских земель, где впоследствии возникло единое Русское государство, с Западом. «Иго» же здесь ни при чём.

Невозможно доказать влияние «ига» на появление в России самодержавия, деспотического правления, традиций раболепства подданных перед государем. Начнём с того, что хан в Орде был выборным лицом, и его власть была сильно ограничена традиционными органами родо-племенного управления (кланом, советом старейшин и т.д.). К тому же, как известно, сами ордынцы в Руси не селились, а правили ею издалека, оставляя в неприкосновенности все её внутренние политические отношения. Формальное же поклонение императору как богоравному существовало в Византии, откуда Русь ещё раньше получила и церковь, и духовенство, и книжную образованность, и политические идеи.

Читайте также:  Презентация польза и вред комнатных растений

Также нет никаких подтверждений прихода на Русь обычаев смертной казни и жестоких наказаний вследствие «ига». Это влияние постулировалось историками без всяких примеров из жизни и обычаев самой Орды и при игнорировании нежелательных примеров из истории ещё доордынской Руси. Что же касается нашествий и пленений, то, исключая сам Батыев погром, наибольшим известным в истории разорениям Русь подвергалась после «свержения ига», в результате походов крымских ханов, в конце XV-XVI вв. До Батыя русские князья много раз сами опустошали земли друг друга и часто приводили с собою на русские земли половцев. Так, в 1169 году суздальский князь Андрей Боголюбский взял Киев приступом, и в течение трёх дней его воины грабили древнюю столицу Руси, её храмы и монастыри. В 1204 году князь Рюрик Ростиславич взял Киев с помощью половцев, которые вторично разграбили город, убив там множество людей и выведя оттуда многотысячную толпу пленных. Ко времени Батыя Киев уже был незначительным городом, в котором не было даже своего князя. В 1207 году, за тридцать лет до Батыя, суздальский князь Всеволод Большое Гнездо изгнал всех жителей из Рязани, а город сжёг дотла. Терпела разорения русская земля от своих правителей в любые времена (вспомним опустошительные походы на Новгород Ивана III в 1471 году и Ивана Грозного в 1570-м). Военные походы «цивилизованных» европейцев на Русь также всегда были не менее кровавыми и разорительными.

Некоторые историки до сих пор видят в установлении обычая затворничества женщин в Московской Руси «влияние ига», что, опять же, не подтверждается сравнением с обычаями монголов и тюрок. В кочевых «ордах» женщины традиционно пользовались более высоким общественным положением сравнительно со средневековой Европой. Знатные женщины влияли на политические дела в Орде, в чём, несомненно, сказались пример и посмертное почитание Оэлун – матери Чингисхана. Одна из вдов Батыя стала регентшей и активно боролась за власть для своих сыновей. Из истории Руси мы не знаем подобных примеров участия княжеских жён и вдов в политике. Итак, «вредные влияния ига», при внимательном рассмотрении, оказываются обычно придуманными либо имеющими источник не в Орде.

Мы мало задумываемся над тем, что множество слов в русском языке, связанных с политическими и товарно-денежными отношениями (казна, барыш, деньги, ярлык, таможня, и мн.др.), пришло к нам из Золотой Орды или через её посредство. Термины никогда не заимствуются более развитой цивилизацией от малоразвитой, но всегда наоборот. Очевидно, Золотая Орда вовлекла русские земли в орбиту более высокой государственности и более широкой международной торговли. Западноевропейские путешественники XIII-XIV вв. встречали в городах Золотой Орды от Азовского моря до Средней Азии множество купцов из Руси. Ханы всячески покровительствовали торговле, и именно в их время итальянские торговые республики Венеция и Генуя основали богатые торговые фактории в Крыму и в устье Дона. «Гости-сурожане», то есть купцы, ведшие большую оптовую торговлю с итальянскими колониями, появляются в Москве также в это время.

Регулярные путешествия русских князей со свитой к ханам в Центральную Азию и на Нижнюю Волгу за ярлыком способствовали развитию географических представлений на Руси. К тому же результату вели и участия русских князей в военных походах по призыву ханов. Так, в 1277 году несколько русских князей во главе с сыном Александра Невского Андреем участвовали в экспедиции хана Менгу-Тимура в нынешние Дагестан и Осетию.

Купцы, дипломаты и священнослужители всех религий пользовались в Орде правом неприкосновенности. Иностранным посланникам постоянно меняли казённых лошадей на этапах («ямах») их тысячевёрстного пути через степи (отсюда наше слово «ямщик»). Посольство Дмитрия Донского, ехавшее в Константинополь утвердить у патриарха своего митрополита, охранялось на пути через Орду татарами и снабжалось ими съестными припасами. Влияние русской церкви беспрепятственно распространялось в землях Золотой Орды, там росло количество новообращённых христиан, и для управления ими в конце XIII века была учреждена Сарайская епископия. Неверен и стереотип, будто Орда была замкнута и чужда просвещения. В 1266 году верховный хан Хубилай, правивший тогда ещё и Китаем, передал через венецианских путешественников, братьев Никколо и Маттео Поло, просьбу к Папе Римскому прислать ему сто учителей различных наук! Как-то всё это совсем не вяжется с образом грубого кочевого народа, будто бы коснеющего в невежестве и настроенного только на грабежи! При этом иностранные путешественники XIII века отмечали такие положительные качества монголов, как личная честность, непримиримость к воровству, любовь к правосудию, целомудрие их жён.

Источник