Польза раздельного обучения мальчиков и девочек

Польза раздельного обучения мальчиков и девочек thumbnail

В дореволюционной России обучение в гимназиях было раздельным: мальчики проходили стандартную программу, а девочки — «женскую», с уклоном в домоводство. Стремление к всеобщему равенству свело учеников обоего пола в одну школу и так юные россияне учатся уже сто лет. И столько же времени ученые всего мира, занимающиеся образовательной наукой, ищут доказательства и опровержения того, что школьное обучение должно быть раздельным.

Мальчики могут сохранить типично мужские качества

Ни для кого не секрет, что с младенчества и вплоть до начала полового созревания мальчики в своем биологическом развитии отстают от девочек на 1,5 — 2 года. И это, по мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области, одно из важных доказательств преимущества раздельного обучения. В силу того, что девочки биологически старше своих одноклассников — мальчиков, одну и ту же задачу они понимают и усваивают лучше. Школьницы быстрее адаптируются в коллективе и, стараясь завоевать лидерские позиции, на фоне более отсталых мальчишек быстро достигают задуманной цели. Все это приводит к тому, что юные представители сильного пола, уверяясь в своей беспомощности, часто начинают копировать поведение более успешных одноклассниц. Они подражают им в отношении с учителями, перенимают стремление понравиться, быть прилежным, и в результате теряют свои типично мужские качества: рискованность, смелость. Они уже не пытаются искать другие, альтернативные пути решения задачи или проблемы, не желают доказывать свою правоту и проявлять настойчивость и решительность. В результате вырастают целые поколения мужчин, которым ничего не надо, кроме как получить похвалу, за то, что он — хороший. Совершать открытия, героические поступки, иметь мужество брать на себя ответственность таким юношам просто несвойственно.

Девочки могут освоить традиционно «мужские» предметы

За рубежом тоже преобладает совместное обучение мальчиков и девочек. Но, например, в Великобритании все самые престижные, элитные частные школы поделены на мужские и женские. Это именно их выпускники — граждане Соединенного Королевства, составляют львиную долю студентов физико-математических факультетов Оксфордского, Кембриджского и Бирмингемского университетов. Остальные — китайцы, арабы, русские. Несколько лет назад ученые из Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование среди граждан Великобритании. Они опросили более 13 тысяч мужчин и женщин, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда идея раздельного обучения в Англии была особенно популярной. Тогда четверть всех школ Соединенного Королевства, как частных, так и муниципальных, были «мужские» и «женские». Проанализировав ответы всех респондентов и, получив информацию о том, как сложилась их дальнейшая судьба, исследователи обнаружили странную закономерность. Женщины, окончившие школы с раздельным образованием, ныне в среднем зарабатывают на 10% больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных классах. Причем эти дамы в прошлом имели как хорошую, так и среднюю успеваемость, но в дальнейшем связали свою профессию с точными науками или политикой, то есть, с дисциплинами, при изучении которых школьные учителя традиционно делают упор на мальчиков. А вот представители сильного пола, окончившие как раздельные, так и смешанные школы, никак не отличались по уровню своего дохода. Исследователи сделали вывод, что для женщин раздельное обучение эффективнее, поскольку отсутствие в классе мальчиков позволяет девочкам активнее осваивать традиционно «мужские» предметы. И юные дамы достигают отличных результатов в тех областях, в которых в смешанной старшей среднестатистической школе привычно лидируют мальчики. В дальнейшем такие женщины весьма успешно делают карьеру в обществе, где царит реальное равноправие полов.

Видео дня. Вонь и тараканы: соседка с крысами изводит весь дом

Источник

В дореволюционной России обучение в гимназиях было раздельным: мальчики проходили стандартную программу, а девочки – «женскую», с уклоном в домоводство. Стремление к всеобщему равенству свело учеников обоего пола в одну школу и так юные россияне учатся уже сто лет. И столько же времени ученые всего мира, занимающиеся образовательной наукой, ищут доказательства и опровержения того, что школьное обучение должно быть раздельным.

Мальчики могут сохранить типично мужские качества

Ни для кого не секрет, что с младенчества и вплоть до начала полового созревания мальчики в своем биологическом развитии отстают от девочек на 1,5 – 2 года. И это, по мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области, одно из важных доказательств преимущества раздельного обучения. В силу того, что девочки биологически старше своих одноклассников – мальчиков, одну и ту же задачу они понимают и усваивают лучше. Школьницы быстрее адаптируются в коллективе и, стараясь завоевать лидерские позиции, на фоне более отсталых мальчишек быстро достигают задуманной цели. Все это приводит к тому, что юные представители сильного пола, уверяясь в своей беспомощности, часто начинают копировать поведение более успешных одноклассниц. Они подражают им в отношении с учителями, перенимают стремление понравиться, быть прилежным, и в результате теряют свои типично мужские качества: рискованность, смелость. Они уже не пытаются искать другие, альтернативные пути решения задачи или проблемы, не желают доказывать свою правоту и проявлять настойчивость и решительность. В результате вырастают целые поколения мужчин, которым ничего не надо, кроме как получить похвалу, за то, что он — хороший. Совершать открытия, героические поступки, иметь мужество брать на себя ответственность таким юношам просто несвойственно.

Девочки могут освоить традиционно «мужские» предметы

За рубежом тоже преобладает совместное обучение мальчиков и девочек. Но, например, в Великобритании все самые престижные, элитные частные школы поделены на мужские и женские. Это именно их выпускники – граждане Соединенного Королевства, составляют львиную долю студентов физико-математических факультетов Оксфордского, Кембриджского и Бирмингемского университетов. Остальные — китайцы, арабы, русские. Несколько лет назад ученые из Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование среди граждан Великобритании. Они опросили более 13 тысяч мужчин и женщин, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда идея раздельного обучения в Англии была особенно популярной. Тогда четверть всех школ Соединенного Королевства, как частных, так и муниципальных, были «мужские» и «женские». Проанализировав ответы всех респондентов и, получив информацию о том, как сложилась их дальнейшая судьба, исследователи обнаружили странную закономерность. Женщины, окончившие школы с раздельным образованием, ныне в среднем зарабатывают на 10 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных классах. Причем эти дамы в прошлом имели как хорошую, так и среднюю успеваемость, но в дальнейшем связали свою профессию с точными науками или политикой, то есть, с дисциплинами, при изучении которых школьные учителя традиционно делают упор на мальчиков. А вот представители сильного пола, окончившие как раздельные, так и смешанные школы, никак не отличались по уровню своего дохода. Исследователи сделали вывод, что для женщин раздельное обучение эффективнее, поскольку отсутствие в классе мальчиков позволяет девочкам активнее осваивать традиционно «мужские» предметы. И юные дамы достигают отличных результатов в тех областях, в которых в смешанной старшей среднестатистической школе привычно лидируют мальчики. В дальнейшем такие женщины весьма успешно делают карьеру в обществе, где царит реальное равноправие полов.

Читайте также:  Виды чая и его польза и вред

Источник

Польза раздельного обучения мальчиков и девочекСегодня гендерное обучение — скорее исключение из правил, чем тенденция. И все же в некоторых школах оно до сих пор сохранилось. Полезно ли разделять школьников? В этом вопросе попробовала разобраться психолог Мария Меркулова.

Польза раздельного обучения мальчиков и девочекОтсутствуют образцы чисто мужского и женского поведения

Начнем с того, что раздельное обучение было традиционным для дореволюционной России. Совместные классы создали для того, чтобы устранить неравенство между мужчинами и женщинами. В наше время ситуация такова, что девушки посещают психологов и различные тренинги на тему «Как развить в себе женскую энергию» или «Как найти настоящего мужчину». Сильному полу на консультации приходится объяснять, что такое мужское поведение в отношениях и какие они, эти непонятные мужские обязанности. В общем, неравенство устранили с избытком! Хотя, следует признать, поняли это уже в 40-е, когда попытались опять перейти на раздельное обучение. Но через некоторое время снова вернулись к совместному. Мне кажется, это произошло в большей степени из-за нехватки средств, в тяжелое военное и послевоенное время. 

Польза раздельного обучения мальчиков и девочекНет конкуренции с одноклассниками другого пола

Как большой плюс отмечу, что в раздельных классах между мальчиками и девочками нет конкуренции. Они соревнуются только между собой. К сожалению, в нашем обществе часто приходится видеть, как женщины конкурируют с мужчинами в отношениях. У них это получается спонтанно, потому что с детства девочка делала это в школе и ее мама поступает так дома с папой. Хорошо, если в семье партнерские здоровые отношения, тогда еще есть шанс избежать подобного поведения. 

Польза раздельного обучения мальчиков и девочек

Польза раздельного обучения мальчиков и девочекУходит тревога из-за оценки противоположного пола 

В средней школе особую важность приобретает оценка противоположного пола. В гендерных классах нет тревоги по поводу того, «как меня сегодня оценят девочки или мальчики». Соответственно, и на самооценку это не влияет. Нет тревоги — лучше успеваемость.

Польза раздельного обучения мальчиков и девочекМеньше шансов развить комплекс неудачника у мальчиков 

Следует также отметить, что психологически и физиологически мальчики-ровесники отстают от девочек. При совместном обучении и равном подходе это может развивать у мальчиков комплекс неудачника.

Польза раздельного обучения мальчиков и девочек

Польза раздельного обучения мальчиков и девочекЛегче учитывать особенности мальчиков и девочек

Подход в обучении должен быть разным, поскольку для мальчиков часто важны цели, а для девочек — сам процесс тоже имеет значение. Иногда даже большее, чем результат.

Для мужчины цель — зарабатывать деньги, он ищет возможности, как это делать, особо не размышляя, как он себя при этом чувствует. Для женщины чаще важно получать удовольствие от самого процесса зарабатывания. Ей важно, чем она занимается, что она при этом испытывает, комфортно ли ей. 

Польза раздельного обучения мальчиков и девочекПроще дать нужный образец поведения в лице учителя

В школе, особенно в начальных классах, учитель — это авторитет для ребенка, даже больший, чем родители. Часто можно услышать от детей, когда родители вставляют свои замечания при выполнении домашнего задания: «А вот Мария Ивановна так сказала делать!». От личности учителя во многом зависит отношение ребенка к учебе, а значит, к труду, да и вообще к жизни. Учитель — образец поведения, эмоциональных реакций на какие-то события. И в этом случае желательно, чтобы перед мальчиками был образец мужского поведения. Учителю-мужчине в классе мальчиков просто будет легче завоевать авторитет, заинтересовать ребят, вызвать уважение к себе. А учителю-женщине, соответственно, в классе девочек легче создать доверительную атмосферу. 

Польза раздельного обучения мальчиков и девочек

Польза раздельного обучения мальчиков и девочекДети усваивают правильные сценарии поведения

В смешанных классах по статистике мальчики чаще являются нарушителями дисциплины: опаздывают, не делают уроки, списывают, перебивают учителя. Часто случается, что половина урока уходит на то, чтобы восстановить рабочий процесс, наказать виновных. Учитывая, что большинство учителей в школе — женщины, то получается, что регулярно мальчики испытывают на себе отрицательные эмоциональные реакции, а иногда и вербальную агрессию от учителя-женщины, которая уже изначально стоит в позиции «сверху». А девочки с той же частотой наблюдают, как будущие мужчины подвергаются таким воспитательным мерам. И, конечно же, запоминают такой сценарий поведения, при гендарном обучении подобные ситуации просто исключены.

Польза раздельного обучения мальчиков и девочекДети не получают знаний о том, как строятся отношения с противоположным полом 

Как минус можно отметить, что в раздельных школах дети не видят, а соответственно, не могут получить знания, навыки того, как строятся в коллективе отношения между мальчиками и девочками, а в будущем, соответственно, между мужчиной и женщиной. Эти знания могли бы помогать им потом в развитии своей профессиональной деятельности, при взаимодействии в коллективе. Такой опыт можно было бы еще получать в семье, где много детей, во дворе. Но сейчас дети очень заняты учебой. После школы почти все занимаются с репетиторами или посещают курсы для успешной сдачи экзаменов. Наши дети перестали общаться, дружить, гулять во дворе, ходить друг к другу в гости. Получается, что кроме школы они больше нигде и не общаются в смешанных коллективах.

Читайте также:  Как выделить орфограмму в слове пользу

Смотрите также:

  • Я плохой или хороший? Как заниженная самооценка влияет на учебу →
  • 12-летний мальчик вернулся в школу после каникул… девочкой →
  • Логопед ответит на вопросы читателей АиФ.ru →

Источник

Спор о совместном либо раздельном обучении девочек и мальчиков существовал, вероятно, с устройства первых школ. И дискуссии не прекращаются по сей день. До революции 1917 г в России практиковалось раздельное обучение. С приходом большевиков к власти вопрос о равенстве женщин и мужчин стал политическим. И немедленно отразился на самых юных представителях обоих полов: с 31 мая 1918 года постановлением Народного Комиссариата Просвещения обучение в школах стало совместным. Скорее всего, большевики ничем, кроме революционных идей, не руководствовались, принимая решение о коренном, важнейшем переустройстве образовательной системы.

Но с 1940 года началась подготовка преобразований в школе. В 1943 году, когда Победа Советского Союза в войне стала уже неоспорима, обучение в школах вновь стало раздельным. Принятие этого решения инициировал сам Сталин, но подходили к реформированию не с “шашкой наголо”, как большевики в 1918 г. Вопрос был всесторонне изучен в Академии Педагогических Наук, была продумана экономическая составляющая школьной реформы.

Почему в такой тяжёлый для страны период И.В.Сталин уделял вопросу обучения в школе такое пристальное внимание – ведь реформа, даже в усечённом, пробном варианте, потребовала больших средств? Причина вполне доступно и понятно народу была изложена в постановлении Совета Народных Комиссаров:

… совместное обучение мальчиков и девочек в средних школах создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, … при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся…

Война показала многие недочёты в воспитании мальчиков. Ещё в древности было подмечено, что для осознания мужского начала мальчишкам необходимы испытания, направленные на развитие силы, смелости, выносливости, преодоление трудностей. Воспитанию лидерских качеств, умению взять на себя ответственность, готовности встать на защиту слабых, стать главой семьи, – при совместном обучении уделялось слишком мало внимания. Это – главные недостатки, которые должно было исправить обучение раздельное.

Раздельное обучение было организовано в 81 городе Советского Союза. Школы, а не отдельные классы, стали мужскими и женскими. Директорами в мужских школах назначались мужчины, в женские – женщины. Были подготовлены учебные программы, школы оснащались необходимым оборудованием и пособиями. Советские школы раздельного обучения задумывались как элитные, по аналогии с лучшими гимназиями царской России. Иначе: цель Сталина заключалась в создании всей системы школьного образования высочайшего уровня. По-другому и быть не могло: СССР обязан был стать лучшей страной, иначе он перестал бы существовать.

Но в 1953 году вождя не стало. В следующем году эксперимент по превращению советского образования в элитное был прекращён. Основание – нет положительных результатов. Но истинная причина, скорее всего, совершенно другая.

Руководить страной стали люди гораздо меньшего масштаба, лишённые дара предвидения и глобального мышления. Выращивание кукурузы стало более важной задачей, а выращивание детей оказалось слишком хлопотным, длительным и затратным делом.

Источник

Опыт раздельного образования мальчиков и девочек в сибирских школах вновь поднимает эту, казалось бы, давно забытую проблему

Как лучше учить наших детей – вместе или отдельно? Казалось бы, начиная с середины пятидесятых годов прошлого века, этот вопрос в нашей стране окончательно закрыт, и всякий, кто ратует за раздельное обучение, рискует прослыть отчаянным ретроградом. Однако уже тот факт, что раздельное обучение категорически противоречит современным гендерным тенденциям, заставляет присмотреться к нему внимательней. Так что в этой области всё не так просто, как кажется на первый взгляд. 

Сибирский опыт

В современной России существует несколько школ, где девочки и мальчики учатся отдельно. Помимо средних военных учебных заведений самая известная из них – университетская гимназия в Новосибирске (школа № 14). Эта школа не только вернулась к старой, но обновлённой практике раздельного обучения, здесь также ведётся большая научно-методическая работа по осмыслению результатов этой практики. Школа собирает единомышленников, проводит научные конференции.

По словам директора гимназии Любови Судоргиной, система доказала свою эффективность. Результаты видны и педагогам, и родителям.

Польза раздельного обучения мальчиков и девочек

Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress

Новосибирцев поддерживают и в Красноярске. Так, в нескольких школах края, где также практикуется раздельное обучение, более 60% учеников – отличники, а более 90% стабильно поступают в вузы.

Впрочем, речь идёт не о возвращении к практике разделения школ по гендерному принципу, а о так называемом «раздельно-параллельном обучении», когда мальчики и девочки учатся по отдельности, но свободно общаются на переменах.

Читайте также:  Шиповниковый чай польза и вред для

Такая же система уже несколько лет работает и в Бийске (Алтайский край). Директор одной из экспериментальных школ Елена Вирбицкас утверждает, что раздельное обучение поможет решить многие психологические проблемы современных детей и подростков, а также применить разный подход к преподаванию у девочек и мальчиков с учётом их возрастных особенностей.

Даже задания, – говорит она, – должны быть у них разные, так как для сильного пола более характерна поисковая деятельность, для слабого – деятельность по алгоритму.

…Можно только представить себе, какую ярость подобные слова способны вызвать у оголтелых феминисток всех мастей и калибров, которых достаточно много появилось не только на Западе, но, к сожалению, и в России. Однако факт остаётся фактом – в раздельных классах и мальчики, и девочки учатся гораздо лучше. Особенно существенен этот момент именно для учеников мужского пола. Психиатры знают, что мальчики в четыре раза чаще, чем девочки, становятся жертвами так называемого «школьного невроза». Дело в том, что, приходя в школу, мальчик сразу попадает в зону доминирования «женского мира». Его окружают не только учителя-женщины, но и более старательные, а потому успешные одноклассницы, которым на первых порах всё даётся куда легче. Не зря хорошие учителя часто говорят, что главная их задача – учить именно мальчишек. Девчонки научатся сами.

Психологическая ситуация «женского доминирования» может иметь очень далеко идущие социальные последствия. Непредубеждённый взгляд ясно видит, что она в известной мере определила поведенческие тактики большого числа современных русских мужчин, давно сидящих «на крючке женского одобрения». 

Польза раздельного обучения мальчиков и девочек

Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress

Мнения специалистов разделились

Доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики Владимир Базарный убеждён, что смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту – вещь просто непростительная. Дело ещё и в том, что девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. 

Исследования Базарного подтвердили, что если мальчики оказываются окружёнными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника.

Владимиру Базарному вторит и Александр Усанин, президент благотворительного фонда «На благо мира». По его мнению, восстановление раздельного обучения в школах – это ещё и действенный способ уменьшить количество нежелательных связей в подростковой среде. Для этого, утверждает Усанин, не нужно вообще ни копейки, достаточно только указа Министерства образования. Основываясь на своём собственном педагогическом опыте, специалист утверждает, что в том случае, когда среди учащихся есть люди противоположного пола, концентрация значительно падает, поскольку любой мальчик и девочка всегда, даже порой неосознанно, ведут себя так, чтобы произвести впечатление на противоположный пол. И думают не только о предмете, но также о том, что думает противоположный пол. Психологи это хорошо знают.

Мнения отечественных экспертов отчасти подтверждает и иностранный опыт. Так, специальное исследование, проведённое в Австралии, подтвержает, что среди школ, признанных лучшими по уровню успеваемости, больше двух третей составляют учебные заведения с раздельным обучением. В той же Англии, где в государственных школах мальчики и девочки учатся вместе, в престижных частных учебных заведениях о смешанном обучении нет и речи. Впрочем, образовательная система на Британских островах всегда отличалась определённым консерватизмом…

Польза раздельного обучения мальчиков и девочек Фото: Alexander Legky/Globallookpress

Конечно же, существуют и совершенно противоположные точки зрения. Так, по словам заведующего лабораторией социологии образования НИУ Высшей школы экономики в Петербурге профессора Даниила Александрова, сегрегированное воспитание мальчиков и девочек приносит очень мало пользы.

Содержание детей в изоляции – даже в райской, а потом выпуск их в реальную жизнь весьма вероятно может привести к самым плачевным результатам. Чем больше давление, – подчёркивает профессор, – тем причудливее формы, в которых этой дисциплины избегают.

Впрочем, почему профессор Александров усматривает в раздельном обучении именно форму давления, остаётся загадкой. В принципе, по словам убеждённых сторонников мальчишеских и девических классов, оно направлено именно на то, чтоб это давление снять. 

…Так или иначе, вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек сегодня остаётся открытым. Непростая ситуация и психологический климат в современной русской школе заставляют искать новые пути её усовершенствования. И возвращение к мужским и женским классам может оказаться здесь достаточно эффективным решением. 

Историческая справка

До ХХ века раздельное обучение мальчиков и девочек господствовало повсюду. Совместное обучение в России было введено практически сразу после 1917 года и стало естественной частью общей политики большевиков по разрушению старой русской жизни и русского мира.

В 1943 году, во время Великой Отечественной войны, раздельное обучение было введено в школах Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик и стало частью возвращения некоторых форм дореволюционной жизни – от армейских чинов до мундиров. Но всё равно в мужских и женских школах занималась только небольшая доля учеников – к примеру, не больше 2% по РСФСР.

С 1 сентября 1954 года совместное обучение в СССР было полностью восстановлено, и помимо суворовских и нахимовских училищ никакого иного мужского среднего образования в стране не существовало.

Источник