Польза присадок в дизельное топливо
22 января 2018 Категория: Полезная информация.
Устройство дизельного ДВС весьма чувствительно к качеству топлива. Посторонние включения, следы коррозии, металлические частички – все это, находясь в составе ДТ, существенно вредит топливному узлу и сокращает срок службы мотора.
Многие автовладельцы не доверяют качеству предлагаемого на отечественных заправках топлива и в попытках улучшить его качество и защитить дизельный ДВС используют различные присадки. Какие они бывают и так ли необходимы – в нашей статье.
Когда применять присадки
Для новичков-автолюбителей бывает трудно определить «на глаз» качество дизельного топлива. А между тем это довольно легко: если из выхлопной трубы валит темный дым, а мотор запускается с трудом – скорее всего, виновато плохое ДТ. Причем проблемы провялятся не сразу после заправки, а когда мотор переработает остатки той солярки, которую вы меняли раньше, и перейдет на свежезалитую.
Если вам крупно не повезло с топливом, чистить от посторонних включений и стружки придется всю топливную систему – от бака до форсунок.
Но защитить двигатель от механических повреждений способны и присадки – специальные нефтехимические продукты, которые обладают разным составом в зависимости от оказываемого эффекта.
Помимо некачественного топлива, присадки могут помочь двигателю еще в одном случае. Речь о низких температурах, которые влекут за собой уменьшение плотности дизельного топлива. В результате оно мутнеет, парафиновые элементы в составе ДТ кристаллизуются, застревают в порах фильтра, топливо густеет, становится вязким как кисель и в конечном счете застывает, не достигая камеры сгорания. В этом случает присадка, добавленная в дизельный ДВС, способна не допустить кристаллизации парафина в горючем, сделать топливо жидким, способствовать беспроблемному запуску мотора.
Так что эксплуатация дизельного двигателя в морозы – прямое показание к использованию присадок.
Виды присадок
«Антигель»
Самые популярные присадки для дизельного топлива в нашей стране – диспергирующе-депрессорные, депрессорная присадка, т.наз. «антигели». Они незаменимы для тех, кто эксплуатирует автомобиль в холода, так как основное их свойство – не дать замерзнуть ДТ. Достигается эффект «незамерзайки» для топлива за счет того, что такая присадка снижает предельную температуру фильтруемости ДТ, то есть шансы топлива загустеть и забить топливные магистрали становятся заметно ниже, чем без «антигеля».
Особенно актуально использование депрессорных присадок, когда холода уже наступили, а на заправках – только «летнее» ДТ. Обычно «антигель» доливается в топливо прямо там же, на заправке.
Другой полезный эффект «антигеля» – он не дает топливу расслаиваться, предотвращает выпадение парафинов в осадке, тем самым сроки хранения ДТ возрастают.
Но есть и минусы у депрессорных присадок. Во-первых, их качество сильно зависит от производителя – с одним «антигелем» эффекта можно и не заметить, с другим – топливо останется жидким даже при значительном морозе. Другой недостаток связан с тем, что когда ДТ очень разжижено, с ним через фильтры по топливным магистралям поступает вода. Поэтому постоянно пользоваться «антигелем» все же не стоит.
Цетан-корректоры
Этот тип присадок увеличивает цетановое число топлива, тем самым серьезно изменяя его состав. В результате время возгорания горючего сокращается, пуск двигателя упрощается, а сам мотор работает мягко, мощно и экономично. При использовании в зимний период, цетаноповышающие присадки упрощают пуск дизельного ДВС без прогрева.
Вроде, вот она – идеальная присадка, просто чудо какое-то? Так, да не так. Во-первых, важно точно рассчитать дозировку цетан-корректора – его не стоит добавлять больше 1 грамма на 1 килограмм горючего. Во-вторых, современные двигатели четко рассчитаны на определенное цетановое число, и если серьезно вмешаться в этот параметр, можно добиться как раз обратного эффекта: маломощная работа двигателя, увеличенный расход, сокращение ресурса мотора. Поэтому использовать данную добавку стоит очень осторожно и только при объективной необходимости.
«Помогающие» присадки
Есть многие виды присадок, предназначенные для повышения эффективности работы топливной системы дизельных ДВС.
Так, присадки-очистители используются для чистки топливного комплекса от грязи и нагара. После применения подобных «промывок», топливо впрыскивается в цилиндры равномерно, а двигатель начинает работать плавно и размеренно.
Различные смазывающие присадки улучшают обволакивающие свойства дизельного топлива, следовательно, увеличивают ресурс топливной системы.
Противокоррозийные добавки как бы выталкивают влагу из топливной магистрали и формируют тонкую защитную пленку на запчастях дизельного ДВС.
Также встречаются деэмульгирующие, противодымные присадки, противопенные добавки – все они предназначены для улучшения рабочих свойств дизельного топлива.
По доказанности своих функций все «заботящиеся о топливной системе» добавки напоминают витамины: хуже не будет, но и эффекта ярко выраженного может не быть.
Так применять или нет?
Какую бы присадку из перечисленных вы не выбрали (а есть еще и универсальные, сочетающие в себе несколько свойств), помните: добавки к топливу для дизельных ДВС – скорее профилактическое средство, чем лечебное.
Да, в некоторых случаях они могут быть очень полезны, но использовать их постоянно на современных дизельных агрегатах смысла нет. Кроме того, ни одна присадка не способна превратить отвратительное изначально ДТ в качественный продукт.
Придерживайтесь основных принципов:
- выбирать присадку строго по необходимости
- выбирать проверенных производителей
- не превышать рекомендуемую дозу заливания присадки
– и ваша топливная система скажет «спасибо».
О чем расскажет цвет выхлопа вашего авто – читайте здесь.
Если вы в поиске качественных запчастей для своего дизельного двигателя, проверьте наш каталог.
Перейти в каталог
Тестируем восемь образцов антигелей. Задача — выяснить, насколько эффективно эти препараты улучшают низкотемпературные свойства солярки. И не ухудшают ли они цетановое число и смазывающую способность дизтоплива?
KUL_5337
Материалы по теме
Популярность антигелей во многом порождена прорехами в законодательстве. Как не было обязательных требований к сезонности применения летней и зимней солярок, так и нет. Значит, дизелистов снова ждет зимняя сказка о том, как морозным утром потратить полдня на поиск эвакуатора и теплого бокса. Впрочем, профилактические средства известны — антигели, или, по-научному, депрессорные присадки к дизельному топливу.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Депрессорные свойства дизельного топлива характеризуются тремя параметрами:
температурой помутнения (Тп), при достижении которой начинается кристаллизация парафинов топлива: оно мутнеет, но при этом еще сохраняет работоспособность;
предельной температурой фильтруемости (Тф): при дальнейшем снижении температуры топливо не прокачивается через фильтры топливной системы и мотор на таком топливе перестает работать;
температурой застывания (Тз), при которой топливо, находящееся в лабораторной пробирке, наклоненной на 45°, не меняет своего положения в течение 60 секунд. Действующий Технический регламент нормирует только одну из этих трех температур — предельную температуру фильтруемости. Для летних топлив она не нормируется, для переходного топлива должна быть не выше —15 °C, для зимнего — не выше —20 °C, для арктического — не выше —38 °C.
Tabl1
Цетановое число — параметр топлива, характеризующий его воспламеняемость. Технический регламент устанавливает минимальное значение цетанового числа для летнего дизтоплива — 51, для зимнего и арктического — 47.
Смазывающая способность — важный параметр, характеризующий способность дизельного топлива противодействовать износу топливной аппаратуры. Его условно характеризует так называемый скорректированный диаметр пятна износа, определяемый на специальной установке; он не должен превышать 460 мкм. Пятно образуется на стальном шарике, который трется по стальной пластинке в ванночке с проверяемым дизтопливом.
Народный антигель
Когда-то разработали простой способ превращения летнего топлива в зимнее — плеснуть в бак керосин. Даже пропорции известны: до 10% к объему топлива на каждые 10 градусов мороза. И всё — солярка перестает замерзать, мотор пускается на морозе. Казалось бы, вот оно, решение!
Увы, не всё так просто. Во‑первых, керосин имеет низкое цетановое число — не выше 35 единиц, тогда как у дизельного топлива оно, как требует действующий Технический регламент, не должно опускаться ниже 51 единицы. Цетановое число определяет воспламеняемость дизельного топлива и, следовательно, пусковые свойства мотора, расход топлива, мощность. А еще — дымность отработавших газов, жесткость работы мотора и соответственно его ресурс. Легко посчитать: добавка 20% керосина в кондиционное топливо снижает цетановое число с исходных 51 до 47. А это уже много — ведь умная программа управления современным дизелем с системой common rail настроена на совершенно определенные параметры топлива.
Замерзло
При 0 ºС топливо прозрачное (слева), при —5 ºС — помутневшее (в центре), а при —20 ºС — замерзшее. Критерий замерзания: при наклоне в 45 градусов солярка не должна стекать в течение 60 секунд.
При 0 ºС топливо прозрачное (слева), при —5 ºС — помутневшее (в центре), а при —20 ºС — замерзшее. Критерий замерзания: при наклоне в 45 градусов солярка не должна стекать в течение 60 секунд.
Кроме того, для дизельного топлива очень важна смазывающая способность, поскольку дорогая топливная аппаратура смазывается исключительно соляркой. А керосин лишь мешает работе смазывающих присадок, вводимых в дизельное топливо. Они импортные, а потому дорогие, и производители дизтоплива добавляют минимум таких присадок — только бы соблюсти требования Технического регламента касательно смазывающей способности. Плеснете немного керосина, и этот параметр неизбежно окажется ниже допустимого предела. Заметим также, что керосин невыгоден: он втрое дороже солярки.
Депрессоры — не для депрессии
А насколько эффективно антигели улучшают низкотемпературные свойства солярки? И не ухудшают ли они цетановое число и смазывающую способность?
Для теста мы закупили восемь разных антигелей. Руководствуясь принципом импортозамещения, искали отечественные — таких набралось семь (надо признать, что при изготовлении некоторых из них используются импортные компоненты). За весь остальной мир выступил американский препарат Hi-Gear Diesel Antigel.
Astrohim
Astrohim1
Антигель для дизельного топлива, Россия Примерная цена — 150 руб. Объем обрабатываемого топлива — 60–120 л Заявлено обеспечение текучести ДТ до температуры —57 °C! Но это — на зимнем топливе и при максимальной концентрации препарата. Полученные нами результаты выглядят скромнее. + Дешевый состав, который работает по своему основному назначению. Цетановое число и смазывающую способность ухудшает в минимальной степени. — Сравнительно невысокая эффективность. Точная дозировка сложна.
Методика проверки незамысловата. Берем заведомо хорошее дизельное топливо, отвечающее требованиям Технического регламента. Цетановое число — 52,3 единицы, смазывающая способность, характеризуемая величиной скорректированного диаметра пятна износа (подробнее мы рассказываем об этом отдельно), — 415 микрон при предельно допускаемых Техническим регламентом 460 микронах.
Важный момент: для испытаний брали летнее топливо, заведомо свободное от заводских депрессоров, — в противном случае эксперимент был бы некорректным. Заполняем восемь емкостей купленными антигелями строго согласно рекомендациям производителей — и везем в сертифицированную лабораторию. Там определяем изменение низкотемпературных свойств (температуры помутнения, фильтруемости и застывания), цетановое число и смазывающую способность.
Expert
Expert1
Антигель для дизельного топлива, Россия Примерная цена — 110 руб. Объем обрабатываемого топлива — до 60 л Фильтруемость топлива препарат улучшил отлично, а температуру замерзания понизил несущественно. Цетановое число опустил больше других — практически на единичку. Зато есть возможность дозировки — вот только нужна ли она при расчетном объеме обрабатываемого топлива до 60 литров? + Доступная цена при хорошей эффективности понижения главной температуры — фильтруемости. — Снижение цетанового числа самое большое — остерегайтесь передозировки!
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что такое присадки для дизельного двигателя и для чего они нужны
- Какие есть виды присадок для дизельного двигателя
- Какие проблемы решают присадки для дизельного двигателя
Двигатель, работающий на дизельном топливе, сильно отличается от мотора, в основе работы которого бензин. При этом и масло для ДВС нужно использовать разное. Кроме того, нужно применять различные присадки для дизельного двигателя, чтобы повысить эластичность моторного масла. Сегодня производители предлагают обширный выбор подобных добавок, которые разберем более подробно.
Что такое присадки для дизельного двигателя и для чего они нужны
На данный момент двигатели не так надежны, как те, что использовались в машинах лет тридцать назад. Такая ситуация возникла из-за того, что в настоящее время необходимы более экономичные и мощные ДВС, соответствующие всем нормам экологии. Современные силовые агрегаты требуют гораздо большего внимания и ухода от автовладельца, в том числе и применения разных добавок, составов и для моторного масла, и для топлива. Рассмотрим подробнее присадки для дизельного двигателя, выясним отличия их разновидностей, сопоставим плюсы и минусы применения.
Сегодня довольно просто приобрести разнообразную автохимию, которая применима для дизельных двигателей. Возьмем, например, универсальную присадку, помогающую в очистке мотора от появившихся загрязнений и улучшающую состояние агрегата. Также есть узконаправленные средства, способные улучшить работоспособность двигателя или повысить качество необходимых параметров в машине. Присадки различаются и по химическому составу, и по назначению. Производители предлагают множество вариантов таких добавок. Среди них присадки и для дизельного двигателя с большим пробегом, и для новых высокофорсированных турбированных агрегатов.
По химическому составу все присадки можно поделить на следующие категории:
- с мелкодисперсным составом;
- металлоплакирующие материалы;
- на полиэфирной и парафиновой основе.
Присадка с мелкодисперсным составом покрывает подвижные детали мотора защитной металлокерамической пленкой. При высоких температурах она становится твердой, тем самым надежно защищая металлические элементы от изнашивания раньше положенного срока. Данную присадку для дизельного двигателя можно купить, если вас не пугает значительная цена на нее. Однако она достаточно эффективна, нужно просто применять добавки известных брендов. Тогда ваш силовой агрегат будет надежно защищен от повреждений.
Металлоплакирующие материалы применяют для защиты металлических элементов, трущихся при работе двигателя друг о друга. Такая автохимия помогает увеличить время работы поршней, шатунов, стенок камеры сгорания.
Значительную популярность имеет присадка на основе парафина и полиэфира. Она делает свойства масла гораздо лучше, помогает увеличить мощность и КПД силового агрегата, уменьшить расход горючего. Для очистки дизельного двигателя используется присадка определенного вида, так как она обладает моющими свойствами и помогает удалять разные загрязнения с силового агрегата авто.
На сегодняшний день в продаже можно найти присадки для дизельного двигателя, которые могут решать многочисленные задачи. Большим спросом пользуются смешанные добавки, обеспечивающие комбинированную защиту мотора. Достаточно популярна антифрикционная присадка, предназначенная для соединения с ММ, позволяющая повысить свойства смазки и улучшить параметры вязкости. Среди таких смесей – различные антигели, которые применяют в холодный период. Их соединяют с топливом, чтобы оно не замерзало в баке и топливной магистрали.
Назначение добавок в дизельном моторе:
- присадка с дигидратами помогает удалять воду из бензобака, иначе появится коррозия внутри всей топливной системы;
- присадка с моющим эффектом хорошо вымывает продукты распада, отложения из поршней, цилиндров, клапанов;
- присадка-герметик помогает ликвидировать различные небольшие повреждения и протечки смазки в дизельном двигателе либо в коробке передач;
- в южных областях применяется присадка в масло для дизельного двигателя (загуститель), помогающая придать ММ более вязкую структуру.
Подробнее о видах присадок для дизельного двигателя
- Детергентные.
Детергентная присадка определенного типа помогает предохранить моторное масло от засорения. Большинство водителей довольно негативно относятся к добавкам в масло дизеля. Однако данные составы применяют спокойно. Детергентные составы обладают хорошими моющими качествами. Они предохраняют масло от различных загрязнений, при этом могут расщепить уже образовавшиеся осадки на металлических деталях.
Действуют такие добавки очень просто. Некоторые составы начинают проявлять себя быстро, другие – после преодоления автомобилем свыше 500 км. Компоненты у всех добавок одинаковы: соединения тяжелых металлов. Они сохраняют необходимую концентрацию кислотно-щелочной среды в смазке.
- Атидымные.
Обычно горючее для дизеля производят невысокого качества. Поэтому для такого топлива применяется антидымная присадка. Она помогает уменьшать количество вредных компонентов в выхлопе. Дым без добавки довольно вреден и для человека, и для окружающей среды. Есть составы, которые обладают антинагарным свойством. С одной стороны они приносят пользу, препятствуя возникновению угара, с другой – вред, так как ухудшает основные характеристики масла.
- Антиоксиданты.
Данные добавки способны производить и положительный, и отрицательный эффект. Присадка в топливо для дизельного двигателя оказывает на него хорошее воздействие, потому что повышает температурные показатели густоты смазки. Однако если добавить слишком много, то может появиться осадок, угар. Просто нужно соблюдать дозировку и тогда все будет в норме. Отрицательная сторона присадки – вредное воздействие на здоровье водителя. Элементы, содержащиеся в составе, могут вызывать тошноту, мышечные спазмы. В крайних случаях возможен летальный исход.
- Ингибиторы коррозии.
Данная присадка отличается хорошими моющими свойствами и защищает от окисления и образования ржавчины на металлических частях мотора, которые соприкасаются друг с другом. Добавка довольно безопасна и нравится большинству водителей.
- Противопенные.
Данное средство добавляется в моторное масло, чтобы предотвратить соединение ММ с воздухом в картере. Если в его составе присутствуют пузырьки воздуха, то оно уже не будет хорошо работать. Противопенная присадка помогает избежать таких проблем.
- Стабилизаторы вязкости смазки при низких и высоких температурах.
Данные добавки применяют единицы. На деле большинство масел представляются универсальными и всесезонными, потому добавлять стабилизатор нет необходимости. Если такая присадка будет добавлена в смазку, то будут снижены ее антинагарные и антикоррозийные свойства.
- Восстанавливающие.
Присадки такого типа безвредны. Их обычно применяют для того, чтобы смазочная жидкость не протекала. Добавки помогают «вылечить» маленькие дефекты на прокладках, сальниках, то есть поврежденные герметизаторы разбухают. В итоге происходит плотное прижимание элементов друг к другу в точке протекания. Однако средство не поможет, если течь довольно значительная.
Рассмотрев виды добавок, становится понятно, что лучшие присадки для дизельного двигателя – восстанавливающие и моющие. Они пользуются наибольшей популярностью, так как эффективны и безопасны. Все остальные применяются автолюбителями только в определенных ситуациях.
Нужно помнить, что различные присадки, помимо обеспечения устойчивости элементов мотора к возникновению износа, способствуют снижению их сопротивляемости при воздействии различных негативных факторов.
Какие проблемы решают присадки в дизельном двигателе
Первая и самая распространенная – запуск в морозную погоду. В дизельном топливе при низких температурах формируются кристаллы парафина, которые засоряют топливный фильтр. Для очистки топливной системы используют такую присадку для дизельного двигателя, как антигель. Происходит препятствование росту кристаллов парафина молекулами данной добавки. Это способствует улучшению фильтрации топлива в холодное время года. Другими словами, без антигеля вы не сможете использовать машину при отрицательных температурах.
Проблема вторая – низкое цетановое число дизельного топлива. Цетановое число характеризует воспламеняемость горючего. При увеличении значения цетана работа дизельного двигателя становится плавной и мощной за счет более быстрого сгорания топлива. Однако состав для дизельного двигателя с высоким цетановым числом достаточно дорогой, поэтому производители начинают экономить. Для увеличения цетанового числа используют присадку, которая обладает универсальными свойствами.
Третья проблема – загрязнение форсунок. Показатели загрязнения форсунок: увеличенный расход топлива, появление дыма, изменение режима работы дизельного мотора, попадание горючего в масло. Последнее наиболее вредно для мотора, так как масло становится более жидким, и движок может стать непригоден для использования. В таких ситуациях используется присадка для чистки форсунок дизельного двигателя.
Четвертая проблема – «сухое» топливо ЕВРО 4–6. Специалисты называют топливо «сухим», когда в нем отсутствуют соединения серы. Однако только значительные нефтяные организации используют смазочные присадки. Менее крупные компании этого не делают, поэтому защитой мотора приходится заниматься владельцу автомобиля.
Пятая проблема – загрязнение сажевого фильтра. Присадку заливают в бак для топлива. Далее она сгорает, образуя активные частицы. Они попадают в сажевый фильтр и действуют как ускоритель, помогая собравшейся саже сгорать при более низких температурах.
ТОП-7 присадок для дизельного двигателя
В соответствии с назначением, присадки довольно просто поделить на две группы. В одной будут те, которые смогут решить конкретные задачи. В другой – универсальные.
- Hi-Gear с SMT2. Данная присадка применяется для масла, которое используется не только для мотора, но и для трансмиссии. Ее состав универсален. Она помогает уменьшать неисправности элементов дизельного двигателя, также повышает производительность мотора.
- Oil Treatment. Данная присадка применяется для моторного масла дизельного и бензинового двигателя. Она положительно влияет на вязкость смазки и имеет в своем составе лефиновые сополимеры хорошего качества.
- STP Diesel Oil Treatment. Данная присадка имеет в своем составе сочетание компонентов, которые можно применять в дизеле. Она препятствует возникновению осадка, коррозии на поверхностях из металла, повышает период работы двигателя, а также помогает гораздо экономнее расходовать моторное масло.
- Comma Diesel Oil Boost. Все знают, что некоторые добавки нельзя использовать вместе. Довольно часто одно средство уменьшает полезные свойства другого. В итоге происходит не так, как было задумано. В связи с этим, производители придумали добавку, которая помогает присадкам не конфликтовать между собой – Comma Diesel Oil Boost.
- Comma Diesel Engine Flush. Данное средство рекомендуют применять в моторном масле до его замены.
- Мегафорс. Данное средство было разработано российским производителем. Оно повышает период работы дизельного агрегата, примерно на 10 % уменьшает расходование масла, снижает дымность выхлопа. Благодаря данной добавке масло служит гораздо дольше, не возникают неисправности при запуске «на холодную». Также присадка для дизельного двигателя стабилизирует компрессию в цилиндрах.
Все средства можно применять не только для моторного масла, но еще и для трансмиссионной жидкости. Верно выбранная присадка для ATF поможет увеличить срок службы механизмов коробки передач.
Для улучшения свойств топлива и большинства смазочных жидкостей на заводе в момент производства в них добавляют присадки. Применять добавки без особой необходимости не следует, так как могут возникнуть негативные последствия.
Использовать присадки можно тогда, когда в мотор заливают масло низкого качества либо в случае проблемной смазывающей жидкости, которая еще не выработалась, но уже способствует появлению разных трудностей. Проводить эксперименты с соединением данных средств не нужно.
Что стоит знать о присадках для дизельного двигателя: отзывы автовладельцев
- Очищающие присадки не помогут при проблеме с двигателем
«Спрашивал совет у опытного «дизелиста» про очищающие присадки для дизельного двигателя. Он рекомендовал ехать на СТО, если возникли неприятности с мотором. При этом оттягивание поездки от проблемы не избавит и может только ухудшить ситуацию. Однако если вам нужна присадка в профилактических целях либо для очистки, то заливаете полный бак и в долгий путь. Необходимо израсходовать все топливо. Потом залить ДП в чистом виде и покататься еще километра два для очищения мотора от присадки.
Запомните: нельзя влить присадку и совершать короткие поездки. При попадании в бак добавка тут же начинает свою работу. Она очищает всю систему от нагара, грязи и т. п. Если налил – необходимо выработать все топливо за один раз. Далее долить чистого топлива – немного покатался и присадка вымылась».
- Об опыте использования присадок
«Есть большой опыт применения добавок. Долгое время использовал «Liqui Moly». Пробег автомобиля – свыше 300 тыс. км. Пробовал различные присадки, пока они не стали дороже. На данный момент, когда топливо стоит 35 рублей, применяю их реже, потому что заливаю только качественное и проверенное горючее. Однако в длительные путешествия везу с собой коллекцию добавок.
Сталкивался как-то с дизелем очень низкого качества с ЦС-45, в такой ситуации цетан повышал присадкой. Правильно советуют, что необходимо заливать то с добавкой, то без нее. При этом автомобиль не должен простаивать подолгу. Просто следует помнить, что топливо не является водой и может начаться процесс окисления, расслоения и пр. Чаще нужно проводить замену фильтров и выливать отстой из сепара. Вот тогда будет все хорошо!».
- Рекомендую SMT-2
«Могу сказать только хорошее о SMT-2. Ни разу ничего негативного не было. На протяжении десяти лет испытывал и проверял присадки. В итоге сделал такой вывод: для ДВС все вредно. За исключением молибдена в трансмиссии, который в малых дозах неплохо работает, но не в двигателе внутреннего сгорания. По SMT-2 в инструкции прописан полный достоверный принцип его работы. Однако не советую использовать его в АКПП, может буксовать вследствие быстрого снижения трения».