Польза посещения театра для детей

Польза посещения театра для детей thumbnail

Полезен ли ребенку театр или это простое развлечение? Расскажет психолог Ольга Полякова.

Да – театр это приобщение ребенка к высокой культуре. Но давайте посмотрим на эту форму детского досуга с психологической точки зрения.

В чем польза театра для развития ребенка?

1. ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К ПРАВИЛАМ И НОРМАМ ОБЩЕСТВА 

Первое полезное влияние театра на ребенка — это ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К ПРАВИЛАМ И НОРМАМ ОБЩЕСТВА. Мы учим ребенка как себя нужно вести в театре, как одеваться, как разговаривать, когда можно ходить и кушать, а когда нужно сидеть тихо. Эти, казалось бы, элементарные нормы, для дошкольника являются важным этапом приучения к дисциплине, общественным правилам и самоконтролю поведения. На этой основе потом будут усваиваться и другие нормы, а также законы общества.

2. ТЕАТР УЧИТ НАС РАЗБИРАТЬСЯ В ЛЮДЯХ

Для детей, подростков, да и взрослых людей тоже театр является местом, где можно открывать, наблюдать и учиться понимать отношения людей. Наблюдать, не из-за занавески, а совершенно открыто, сосредоточенно, не боясь выражать свои эмоции. В театре мы наблюдаем и учимся понимать, как человек радуется, гневается, грустит, горюет, веселится. Как дружит, любит, сострадает, предает, обманывает и т.д. Сегодня наши дети очень много времени проводят с гаджетами и очень мало со сверстниками или взрослыми. Родители обращаются к психологам с проблемой: «Сын (дочка) не может общаться в классе, у него (у нее) нет друзей». Это и есть основы эмоционального интеллекта. Как утверждают некоторые психологи, именно эмоциональный интеллект является главным условием успешности в бизнесе, карьере, управлении людьми.

3. ТЕАТР УЧИТ НАС ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ И ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ

Видя, как актеры на сцене выражают свои эмоции, мысли, чувства, ребенок сопереживает героям, «входит в их шкуру» (как говорят психологи, идентифицирует себя с ними), а это учит ребенка правильно выражать свой собственный внутренний мир. Чтобы жить в гармонии с другими людьми, нужно не только правильно понимать других, но и окружающим дать возможность понять себя.

4. ТЕАТР ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ, САМОКОНТРОЛЬ И КОНЦЕНТРАЦИЮ

Наблюдая за театральным действом, ребенок должен следить за сюжетом, не отвлекаться, запоминать важнейшие события сюжета. Так ребенок начинает учиться контролировать и управлять своим познанием, поведением. А это важно детям, которые готовятся пойти в первый класс или учатся в первом классе. Окончательно способность полностью управлять собой – своим вниманием, мышлением, речью, воображением – будет сформирована к концу младшего школьного возраста, тем не менее, обратить на это внимание нужно уже после пяти лет.

5.ТЕАТР ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

По ходу действия, ребенок представляет себе, как может развиться сюжет дальше, что может произойти и «кто это прячется за кустом», а это важный этап формирования воображения. Позже подобные фантазии могут стать основой для творчества ребенка.

Всем приятных походов в театр! Ваш психолог – Ольга Полякова (https://vk.com/psycholog_polyakova)

Источник

Статья в газете «Волжская правда»

№ 2 от 09.01.2013г.

Для чего нужен театр детям?

Театр – лучшая школа жизни и наглядный источник информации о мире и жизни, дающий великолепный повод для работы мысли. Именно благодаря его познавательной и воспитательной функции особенно важно приобщение к этому удивительному искусству подрастающего поколения. И чем раньше произойдет знакомство с этим волшебным миром, тем благотворнее это скажется на развитии детей.  

Прежде чем начать разговор с дочерью или сыном о театре, не поленитесь посетить библиотеку, почерпните знания в Интернете, сходите на спектакль. Если вы сомневаетесь в заинтересованности вашего маленького непоседы театрализацией, попробуйте разыграть домашнее представление любимыми игрушками. Реакция на происходящее (пассивность или активность) поможет оценить степень возникновения интереса.

Обязательно сходите на настоящее представление. Первый поход в театр должен стать праздником. Если вы накануне прочтёте литературное произведение, познакомите с действующими персонажами, то обязательно подарите юному зрителю ни с чем не сравнимую радость от узнавания любимых героев на сцене. Дошкольники очень впечатлительны и в силу образно-конкретного мышления  ярче и правильнее воспринимают содержание произведений. Масса позитивных эмоций и впечатлений непременно оставят в детском сердце желание вновь окунуться в сказочный мир на сцене.  

Посещение театрализованного представления можно начинать уже с двухлетнего возраста. В этом периоде сложно долго сдерживать внимание, поэтому не требуйте абсолютной дисциплины. Спектакль должен быть прост, сюжет понятен, само представление коротким. Детям постарше нужно объяснить, что такое театр, привить элементы театральной культуры, обсудить увиденное, но не навязывать своего мнения. Попробуйте услышать то, что он думает о постановке.

Крайне интересны интерактивные спектакли. Хорошей традицией стали  гастроли в нашем городе республиканских театров, на которые любят ходить молодое поколение волжан.  Дети с особым терпением ждут начала представления, а встреча в зале с друзьями доставляет искреннюю радость. Профессиональные актёры предлагают маленьким зрителям возможность поучаствовать в развитии сюжета. Работа «вживую» создаёт непередаваемый эффект, который никогда не может получиться в кино. Ребята вместе с героями  рыбачат, ловят брошенные в зал арбузы, путешествуют в музыкальном поезде. Артисты обращаются с вопросами и просьбами, просят топать и шуметь от души, «стреляют» почти по-настоящему. Такое действо позволяет целевой аудитории  получить определённый набор эмоций, и наконец, сбросить энергию, которая наверняка накопилась у детей. Просмотр знакомой сказки в новой интерпретации помогает обогатить их внутренний  мир свежими мыслями, чувствами. Малыши легко усваивают иные модели поведения, достойные подражания.

Родители, которые  с самого раннего детства водят детей в театр, ставят перед собой  дальнюю цель. Ведь увлекательное действо на сцене не только развлекает, но и обогащает. Папы и мамы замечают, что у их чад лучше развивается воображение, способность к словотворчеству, увеличивается словарный запас. Ведь спектакль – не что иное, как игра в сказку. А вот что говорят сами дети старшей группы нашего садика после посещения Казанского ТЮЗ: «Мне понравилась красивая обстановка, сказочные герои, фотографии артистов на стенах, как в музее»; «Когда началась сказка,  я будто сама стала принцессой!»; «Стало грустно, когда опустили занавес, потому что нужно возвращаться домой из волшебства». Впрочем, я сама не могу отделаться от чувства сродни тому, когда идёшь в школу на Первое сентября. Вроде все знакомо до мелочей, но тот внутренний трепет невозможно передать, его нужно почувствовать.

А представьте, что творится в душе маленького человечка, если он сам участвует в этом волшебстве? И кто как не мы, взрослые, педагоги, сможем помочь ему стать героем любимой сказки? Занимаясь театральной деятельностью (в детском саду или кружке), ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма (физиологические, эмоциональные, психические, интеллектуальные), реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент различных струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом успешного развития юного существа.

 И всё же: для чего нужен театр детям? Я задаю этот вопрос перед любым новым мероприятием, будь то сказка, новогодний утренник или конкурс, где участие наших воспитанников является обязательным условием. Ответ простой и банальный: театр нужен им настолько, насколько нужна встреча с чудом.

Желаю всем родителям быть добрыми консультантами в мире искусства, пусть ваши дети будут успешными в жизни, с непрерывной тягой к знаниям и высокими ценностными ориентациями.

В. КОЗЫРИЦКАЯ,

воспитатель первой категории ДОУ №17 «Дюймовочка».

Источник

Зачем ходить с детьми в театр?

1. Живое действие. Все происходит здесь и сейчас. У актеров только один дубль, одна возможность донести до зрителя свою роль. Театр создает 100%-й эффект присутствия. Эмоции, которые дает театр, невозможно получить ни в каком другом месте.

2. Школа чувств. В театре дети получают лучшие уроки нравственности. Они учатся сопереживанию и пониманию другого человека. Учатся прислушиваться к другому, находить то, что объединяет, а не разъединят людей. Учатся отличать добро от зла, искренность от фальши.

3. Развитие креативности. Каждый спектакль — плод режиссера, его взгляд на пьесу. Знакомясь с разными необычными идеями, ребенок учится мыслить творчески, нестандартно и оригинально подходить к решению разных проблемных ситуаций.

4. Развитие критического мышления. Мнение зрителя может не совпадать с мнением режиссера. Знакомясь с разными спектаклями, сравнивая литературное произведение, например любимую сказку, с театральной постановкой, дети учатся критически мыслить и вырабатывать свою точку зрения на происходящее.

5. Получение новых знаний. Классические пьесы знакомят детей с классической литературой и историей. Современные — помогают разобраться в процессах, которые сейчас происходят в искусстве. Каждый спектакль дает ребенку новую информацию и новые знания.

6. Общее культурное и интеллектуальное развитие. Театр объединяет в себе несколько видов искусств — литературу, музыку, пластику. Театр культурно обогащает зрителей, делает их более вдумчивыми и интеллигентными.

7. Развитие внимательности. Если на стене висит ружье, то оно должно выстрелить. Но ребенок должен сначала заметить ружье, а потом уже понять, что оно может означать. Театр учить внимательности, наблюдательности, умению подмечать детали.

Польза посещения театра для детей

Зачем детям самим играть в спектаклях?

1. Развитие индивидуальности. Участвуя в спектаклях, дети копируют, подражают, учатся быть другими, но в первую очередь они учатся быть собой. Театр мягко заставляет детей проявлять себя в разных ипостасях и искать то, что у них лучше всего получается.

2. Общение. Театр развивает коммуникабельность. Дети, которые обучаются актерскому мастерству, легко идут на контакт с людьми разных возрастов и без труда поддерживают разговор, так как им всегда есть, о чем рассказать. Кроме того, друзья по театральной студии — определенно не самая плохая компания для ребенка.

3. Уверенность в себе. Брюс Уиллис, например, пошел заниматься в театральный кружок, чтобы избавиться от заикания. Обучение актерскому мастерству помогает детям обрести свободу тела, силу голоса и уверенность в себе. Ребенок учится контролировать свое поведение и не теряться, если возникает форс-мажорная ситуация.

4. Постановка голоса и речи. Игра в спектаклях помогает выработать четкую дикцию и научиться правильно, красиво говорить. Ораторское искусство ценится с древних времен. Это проверенное средство завоевать вес и популярность в обществе.

5. Тренировка памяти. Заучивание ролей развивает память. Есть смешная история о том, как маленькая девочка быстро расхотела быть «красивой актрисой». «Придется ведь потом всю жизнь учиться и столько помнить наизусть?!» — сказала она. Да, придется. И это замечательно!

Польза посещения театра для детей

Практика показала, что школьники и студенты, увлекающиеся театром, лучше учатся в школе и в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Интересная статистика: факультеты актерского мастерства есть примерно в тысяче американских вузах, но только 3% выпускников становятся впоследствии профессиональными актерами. Остальные выбирают «традиционные» профессии — менеджер, учитель, врач… Пригодится им в жизни актерский курс? Еще как!

Самые интересные курсы можно найти на www.inlearno.ru

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Источник

Зачем детям театр?

     Говорят, детство – время интуиции: ребенок интуитивно чувствует, что ему нужно для его развития и стремится к этому всеми силами своей чистой души.

Правда, надо сразу признаться, что такая вещая душа дана, увы, не каждому ребенку, если мы говорим о детях лет 5-5,5 или, тем более старше, то есть дана-то она каждому. Но не каждому повезло с родителями…. Очень многие умудряются к пяти-шести годам основательно загасить огонек природного саморазвития. Не угасшим этот огонек остается у таких детей, которых Эрик Берн относил к детям «Я – ОК, ты – ОК», а они, попав, хоть один раз во власть магии театра, сами стремятся на сцену.

         Давайте присмотримся к этой детской страсти по театру и попытаемся отгадать сию загадку природы, давайте попытаемся понять, зачем она (природа) наделила ребенка такой жаждой, жаждой театра?

Известно, что старший дошкольный возраст часто называют временем игры. Играя, маленький человек познает мир, мир взрослых отношений. Познает себя в этом мире, и не только познает, он примеряет на себя различные роли. Играя в милиционера или бандита, в дочки-матери или черепашек ниндзя, он тренирует себя для поведения в определенных жизненных ситуациях. Ситуациях, которые совсем не связаны с сюжетом детских игр.

         И еще дошкольный возраст называют возрастом сказки. Ребенок, жадно впитывая сказочные сюжеты, расширяет пространство своего сказочного мира. Родителям известны случаи, когда ребенок как бы застревал на какой-то сказке, желая еще и еще раз слушать давно известные ему историю.

Но на самом деле, слушая сказку, решает для себя, какую-то важную проблему – и это решение потом отзовется в его взрослой жизни. Отзовется разводом или умением прощать. Преступлением или подвигом. Таковы законы развития детской души.

         Но вот взрослые властно вмешиваются в жизнь ребенка. Школа. Время игр и сказок прошло! Пора заниматься делом. И большинство детей уныло соглашаются со взрослыми правилами жизни. А как же игры? Как же сказки? Неужели все роли уже испробованы? Неужели все нравственные задачи уже решены? Да нет же! Наоборот, только сейчас ребенок выходит на просторы жизни и перед ним раскрывается величественная панорама ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ. Вот теперь бы и играть, примеривая разные роли на себя! Вот теперь бы и погружаться в мир сказок. Только других сказок. Сказок про взрослую жизнь, и искать в этих сказках нравственные ответы для своей души!

     Но не тут-то было. Сказки и игры теперь сложнее – они требуют иной связи с культурой. Более глубокой, более продуманной и… профессиональной. Теперь для развивающих игр ребенку нужен взрослый. Взрослый, который будет представителем мира культуры в сознании ребенка, мира культуры – мира нравственности. Мира социальных норм, знаний…. И, в то же время, он будет проводником, другом и помощником в этом мире –  мире взрослой игры.

Где же найти ребенку такой игровой и сказочный мир? Где найти такого взрослого сказочника?

      Правильно! Этот мир – театр. Этот взрослый – педагог-режиссер. Причем, цивилизованный мир давно понял эту великую магию театра. Недавно в «Культурной революции» (Канал «Культура») М.Е. Швыдкой озвучил интересные цифры: около тысячи американских университетов имеют у себя факультеты актерского мастерства. Но только 3% выпускников по окончании, занимаются актерской профессией. А остальные? Остальные – менеджеры, консультанты, учителя, психологи, политики, бизнесмены… Им театр нужен для успеха в жизни!

      Так вот почему детская душа, не подавленная взрослым авторитаризмом, интуитивно так стремится в театр! Она стремится к успеху в жизни!!! И это стремление, с одной стороны, подкрепляется тем, что попадая в театр, ребенок попадает снова в мир того детства, где игра и сказка были его законным правом и главным делом жизни. Где маленький человек, чувствуя, что он не наигрался, недотренировался, недоразмышлял, недоосознал окружающий его мир – с радостью и азартом включается в эти процессы, но уже на более взрослом уровне. А с другой….

       Что бы понять, что влечет ребенка в мир театра, надо немного разобраться в этом мире. А этот мир – интересен и непрост! В нем присутствуют три психологических пространства, каждое из которых столь огромно и включает в себя такое богатое культурное содержание, что, в свою очередь,  имеет право называться мирами. Это «Мир Актера», «Мир Драматурга» и «Мир зрителя».

Остановимся на каждом из этих психологических пространств, на каждом из этих миров. Посмотрим, почему он влечет ребенка? Чем обогащает свою душу и жизнь человек (независимо от возраста), попадая в мир ТЕАТРА?
                                                                         

«Мир актера»

     Этот мир дарит человеку, его посетившему свободу тела, силу голоса, уверенность в поведении. Человек учится контролировать свое поведение в жизненных ситуациях, быть хозяином положения в различных ситуациях, выстраивать осознанную стратегию своего поведения; и как говорит современная молодежь, «не вестись» на поводу у эмоциональных и психологических обстоятельств жизни. Иначе говоря, свобода позволяет быть субъектом своего поведения.

     Но возникает резонный вопрос: а зачем ребенку столько свободы? Зачем ему быть субъектом? Разве субъектность личности делает ли его более послушным? Более дисциплинированным? Более управляемым? Нет! Как раз напротив! Свое мнение у ребенка появляется раньше и проявляется ярче! Тогда зачем?

      Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала спросим себя: «А кого мы хотим воспитать? Послушного исполнителя, который будет искать в жизни того, кто будет им управлять? Или самостоятельного человека, который в кризисной ситуации, которыми так богата наша жизнь, будет способен находить ответы на жизненно-важные вопросы?”

Если мы хотим вырастить хозяина, а не исполнителя, субъекта, а не «овцу» (раба обстоятельств), то надо принять свободу ребенка и учиться общаться с ним в условиях этой свободы.

          Но неужели одной свободы достаточно для воспитания самостоятельного самодостаточного человека? Нет, конечно! Но ведь у нас еще два мира! Заглянем в них.

«Мир зрителя» – мир сказки

        В этом мире ребенок заворожено слушает истории, как в детстве слушал сказки. Здесь он учится сопереживанию, пониманию другого человека, его горя, его радости. И он на своем опыте познает, что его собственная точка зрения может быть не единственно верной. Он учится прислушиваться к другому человеку, учится договариваться с ним, находить то, что объединяет, а не разъединят людей. Здесь он сердцем учится чувствовать, что такое хорошо, а что такое плохо.

       И учится всему этому легче, когда ты отстаиваешь не свою личную точку зрения, а точку зрения своего персонажа, персонажа, который близок тебе, но это все-таки не ТЫ, и идет на уступки и соглашается и сопереживает и проигрывает персонаж, а не ТЫ. А ТЫ – учишься – как слушать, сопереживать, уступать, выигрывать и даже проигрывать. Мир зрителя делает человека интеллигентнее, глубже.

       И еще одна особенность этого мира. Эстафетная палочка культуры здесь передается не только от ума к уму, как за школьной партой, но и от сердца к сердцу. И если кто-то думает, что истинный патриотизм можно воспитать в человеке не передав ему эстафету любви к культуре, то он очень мало понимает в патриотизме.

Говоря языком психологов, в «Мире зрителя» человек обретает способность к сопереживанию, здесь развивается этичность и децентрация личности.

«Мир Драматурга»

        Еще раз вспомним дошкольное детство. Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте огромное значение для развития личности имеет рисование. В самом деле, играя с другими детьми, ребенок вынужден с ними считаться, когда он слушает сказку, его мнения никто не спрашивает, сказочный сюжет развивается вне зависимости от воли и желания ребенка. И только в мире рисования (лепки, конструирования) – ребенок творец! Постигая мир драматурга, человек попадает в мир творения миров, в мир созидателей, в мир богов.

       Конечно, далеко не в каждой театральной студии дети занимаются началами драматургии, но там где это происходит, дети получают замечательный стимул к развитию. Здесь развивается креативность как качество личности, и особенно важно – развивается поведенческая креативность – умение видеть различные выходы из жизненных ситуаций, строить жизнь по собственному сценарию. То есть, здесь развивается социальный интеллект! Отметим, что в нашей школе социальный интеллект развивать, вообще не умеют! Поэтому, в этом смысле, театр является уникальной лабораторией развития детского мышления.

      Кстати говоря, в «Мире драматурга» развивается не только социальный интеллект, но и общий. Человек учится вербализировать свои чувства, переживания, то есть он развивает в себе то, что обычно развивается на особых психологических тренингах.

Поэтому «Мир драматурга» мы с полным правом можем назвать школой мышления.

     И, наконец, в мир есть профессия, которая прописана во всех трех мирах, человек этой профессии призван объединить в едином процессе спектакля все, что происходит во всех трех мирах. Имя этой профессии – режиссер.

   Режиссуре учат не в каждой театральной студии. Говорят, что этой профессии надо учиться 15 лет, осваивая азы всех трех миров театра. Но помимо этих профессий режиссер – это менеджер, переговорщик, художник, диктатор, дирижер и как говорил К.С. Станиславский, режиссер – это самый лучший зритель. Но не все, попав в мир театра, стремятся обрести эту роль, нет, – только избранные. Ведь так много противоречивых качеств должен сочетать в себе режиссер! Это и душевная тонкость и умение идти напролом. И харизматичность лидера и готовность «умереть в актере», отойдя на задний план. И страстная одержимость художника и холодный расчет организатора производства. И умение сочетать свое индивидуальное видение творца с психологическим чутьем руководителя ансамбля самобытных личностей – актерскую труппу.

   Прежде чем подвести итог статьи спросим себя, а что происходит с ребенком, если он не попадает в театр? Где он находит место для развития своих способностей? Приведу лишь два ответа: двор, молодежная тусовка и компьютер. В первом случае, за развитие Вашего ребенка отвечает та молодежная среда, куда его занесет, во втором… компьютерная зависимость. Нет, я не хочу сказать, что те, кто не попал в театр, зависнут в виртуальном мире, но обратное – верно! Театр – это одно и самых действенных средств борьбы с компьютерной наркоманией.

Итак, ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ТЕАТР?

        Театр – место, где человек развивает себя, развивает навыки общения, свободы, развивает интеллект, приобщается к культуре и учится быть самим собой. И интуиция ребенка подсказывает ему – Я ХОЧУ В ТЕАТР! Приведите своего ребенка в театр – подарите ему возможность развития!

Источник