Польза от участия в конкурсах

Польза от участия в конкурсах thumbnail

Ольга Серых
Консультация «Зачем ребенку участвовать в конкурсах»

Консультация «Зачем ребенку участвовать в конкурсах»

Любой ребенок, участвуя в конкурсах, приобретает новые знания, получает возможность развития своих способностей. Творчество играет огромную роль в формировании ребенка. Трудно представить малыша, который не любил бы что-нибудь мастерить, рисовать, петь. Ведь в каждом маленьком человеке обязательно скрыт талант, а задача родителей и педагогов этот талант обнаружить, развить, поддержать веру ребенка в безграничность мира и своих возможностей. Малыш не выпускает из рук карандаша и краски. Прекрасно! Можно предложить ему поучаствовать в конкурсе рисунков. Любит сочинять и рассказывать истории, выразительно читать стихи. Наверняка ему понравится литературный конкурс. Несет домой камешки, веточки и шишки, чтобы потом соорудить из них экибану или фигурки животного. Что ж, это прямая дорога к завоеваниям наград в конкурсе поделок. Интересуется окружающим миром, изучает различные энциклопедии. Значит сможет справится с интеллектуальным конкурсом. Участие в конкурсах всей семьей помогает наладить отношения, сблизить всем членам семьи. Совместно испытать азарт, трепет и восторг, радость и счастье от победы, сопереживание и поддержку в случае поражения. Разнообразные конкурсы делают детей общительными и уверенными в себе, повышают самооценку и раскрывают творческий потенциал. Помогают наполнить реальный мир ребенка совместными и интересными занятиями, потеснив телевизионный и виртуальный. Участие в конкурсах может разнообразить жизнь ребенка,внести в нее что-то новое: новые эмоции, новые знания, новых людей, новые места и т. д. что очень благоприятно сказывается на его развитии. Конкурсы – это доступный и мирный способ для соревнования с другими в определенной области интересов. Участвуя в конкурсах, у ребенка появляется мотивация «я хочу быть лучше других». Дошкольник приобретает дух здорового соперничества, где все зависит только от него, как он выступит, как себя покажет или проявит. Создавая конкурсную работу, ребенок развивает свои таланты и умения, тем самым поднимается на ступень выше в своем развитии. Мышление выходит на новый уровень, повышаются умственные возможности поисково-творческой деятельности. Ребенок открывает в себе новые таланты и способности, у него появляется уверенность «я смогу». Конкурс дает возможность конкурсанту показать другим свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы. Если ребенок талантлив, люди должны знать об этом, и он должен гордиться тем, что умеет, тем что отличает его от других детей. Ребенок должен быть успешен, это придаст ему уверенность в жизни, появится стремление быть еще лучше. Детям, испытавшим на себе что такое конкурс, будет легче адаптироваться в школе, найти друзей, учеба будет для них в радость, ведь учеба тоже своеобразный конкурс. Организаторы творческих конкурсов способны удивлять не только детей, но и взрослых, поражать их воображение новыми реальными увлечениями, требующими нестандартного подхода, собственной точки зрения и импровизации. Поэтому участвуйте в конкурсах, проявляйте себя, свои способности и таланты, воспитывайте в детях здоровую конкуренцию и дух соревновательности. Давай те же растить увлеченных людей, любящих и верящих в свое дело маленьких энтузиастов, получающих ежеминутное удовольствие от жизни.

Участие в конкурсах

Конкурс Фамилия, имя ребенка Достижение

Всероссийская занимательная викторина «Путешествие в Простоквашино» Кобелева Василиса

Фролова Лиза I место

I место

Всероссийский творческий конкурс номинация «Моя семья» Андрушкевич Анита Победитель

IIIстепени

Краевой конкурс «Новогодняя сказка» Матвиенко Ваня

Лизунов Мирон

Баркова Юля

Кобелева Василиса Участие

Всероссийский конкурс «Сказки-чудо!» Андрушкевич Анита Благодарст

венное письмо,

сертификат

Международный дистанционный конкурс творческих работ «Ребята и зверята»

Хомякова Маша Диплом участника

Всероссийский конкурс «Поздравим наших пап» Матвиенко Ваня

Лизунов Мирон

Участие

сертификат

Всероссийский конкурс «Сказочный городок» .Кобелева Василиса

Лизунов Мирон

Крылов Рома

Сертификат

Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»

Баркова Юля Диплом лауреат

Всероссийский конкурс по окружающему миру «Чудеса вокруг» Фролова Лиза

Зенченко Сава

Дорохов Марк

Матвиенко Иван

Лизунов Мирон

Кобелева Василиса Диплом, 3место

Диплом, 3место

Диплом, 1место

Диплом, 3место

Диплом, 3место

Диплом, 1место

Конкурс детского творчества «Пасха красная» Андрушкевич Анита

Дорохов Матфей Благодарственное письмо

Общероссийская акция «Уроки безопасности для детей и родителей»

Конкурс листовок

Конкурс «Сделай новогоднюю открытку по ПДД своими руками»

Андрушкевич Анита

Баркова Юля

Басманов Тимофей

Гайнудинома Эля

Грушевская София

Добин Ваня

Дорохов Марк

ДороховМатфей

Думнова Милена

Ипатова Алена

Зенченко Савелий

Крылов Рома

Курман Саша

Кобелева Василиса

Ляшенко Саша

Лизунов Мирон

Литвинец Света

Матвиенко Ваня

Силонова Вероника

Сысоева Маша

Сысоева Саша

Титенок Юля

Фартушный Степа

Фролова Лиза Благодарственное письмо

Источник

Участвовать в конкурсах мы начинаем с детства. Тогда мы делали игрушку на праздник или рисовали плакат за единственную награду — одобрение родителей и взрослых. Становясь старше, мы выбираем те конкурсы, которые дают конкретный результат: заработок, сбор портфолио, дополнительные баллы в рейтинг. Не всегда понятно, какие конкурсы помогают достичь результата, а какие нет. Мы расскажем вам, как отличать хорошие конкурсы от плохих, чтобы вы точно понимали, участвовать или нет.

Стоит или нет участвовать в конкурсах

Типы конкурсов

Все конкурсы можно условно разделить на группы:

  • Профессиональные — позволяют продемонстрировать профессиональные умения в отрасли. Это конкурсы на выполнение работы по вашей специальности (разработка логотипа, фирменного стиля, придумать название и т. д.), где призёр получает деньги, грамоту или диплом.
  • Творческие — направлены на выявление талантов.
  • Благотворительные и социальные — в основном это конкурсы для некоммерческих организаций, направленные на решение социальных проблем, осуществление проектов.
  • Другие — детские, красоты, животных и подобные конкурсы, где победа важна третьим лицам (родителям, заводчикам, владельцам).
  • Везение — конкурсы для любителей халявы типа «подпишись и получи билет в кино», «сделай репост и выиграй новый iPhone», интернет-розыгрыши. Эти конкурсы основаны на везении (или накрутке голосов и связях), а не на личных возможностях. Их мы вообще не рассматриваем.
Читайте также:  Чеснок состав свойства польза вред

Как отличить конкурс-халтуру от нормального

Многие организуют конкурсы для пополнения бюджета благодаря взносам или спонсорам, в личных или рекламных целях, может, вовсе по желанию руководства. К организации таких конкурсов относятся халатно, скачивают из интернета готовое положение какого-нибудь похожего конкурса, меняют название, членов жюри и публикуют.

Организация конкурса — серьёзное дело, и отношение учреждающей стороны к нему должно быть соответствующее. Чтобы отсеять халтурные конкурсы ещё до участия, посмотрите на:

  1. Организатора — крупная компания, известный проект, объединение, НКО, государственная структура — это хороший знак. Организатор в виде частного лица (непубличного и неизвестного) или вовсе без указания реквизитов — скорее тревожный сигнал.
  2. Положение о конкурсе — данный документ очень важен и не должен вызывать вопросов. В нём чётко должны быть прописаны пункты: организационные этапы, темы, номинации, сроки, условия (задание), члены жюри с заслугами и регалиями, контакты.
  3. Жюри и взносы — эти пункты мы вынесли в отдельные блоки ниже.

Случайные люди не попадают в жюри

В состав жюри должны входить признанные профессионалы в том направлении, по которому они будут оценивать участников. Например, вы дизайнер и участвуете в соответствующем конкурсе, а оценивать вашу работу будет экономист или писатель. Таким образом, оценка будет основана не на вашем профессионализме, концепции или идее, а на вкусах и интересах членов жюри.

Организаторы очень часто этим правилом пренебрегают. Приглашают в члены жюри политиков, знаменитостей, друзей и знакомых, бизнесменов (бывает даже из числа спонсоров) и других, никак не относящихся к направлению конкурса людей. Громкие имена придают некий статус «элитарности» конкурсу, больше он ни на что не рассчитан. Лучше потратить 5-10 минут на проверку жюри, чем потом жалеть о потраченном впустую времени, средствах или, ещё хуже, о том что вас кинули.

Взносы

Увидели, что в конкурсе предусмотрен взнос, и решили не участвовать? Не спешите отказываться. Не всегда взносы в конкурсах — это плохо. Организаторы и спонсоры вынужденно прибегают к подобной мере, так как не способны покрыть все расходы. Ещё взносы служат для отсеивания числа заявок на участие. С этой целью обычно берут чисто символические суммы.

У взносов есть и негативная сторона: они привлекают любителей наживы, которые создают десятки бессмысленных конкурсов. От участия в них вы не получите ничего, даже более-менее значимой грамоты. Особенно много таких конкурсов организуется для детей, педагогов, студентов и разных отраслевых участников (бухгалтеров, веб-студий, диджитал-агентств).

Любой взнос должен быть оправдан. Если организатор поставил задачу заработать на конкурсе, то взносы будут большие, а уровень организации — низкий. Проверить это несложно. Если организатор экономил, то в уважаемых СМИ не будет упоминаний о конкурсе, жюри будет сформировано из непонятно кого. Вы также можете поискать и проверить, какие конкурсы и мероприятия были проведены организаторами ранее.

Взнос на банковскую карту физического лица или электронные деньги должны заставить вас не просто сомневаться, а отказаться от участия.

Какая польза от конкурсов

  • Для студентов — показать себя, свой талант или знания. Очень часто вам будут говорить, что конкурсная работа пойдёт в портфолио или на неё будут смотреть работодатели. В 99% случаев это не так! Если конкурс организован потенциальным работодателем, то вопросов нет, победителей и хорошо проявивших себя студентов могут пригласить на работу. Ещё некоторые конкурсы и олимпиады дают возможность претендовать на повышенную стипендию.
  • Для педагогов — дополнительные баллы для аттестации. Остальные плюсы вы для себя определите сами.
  • Для детей — стремление совершенствовать свои таланты, достигать цели, стремиться к результату. Но нужно отличать стремление ребёнка и ваше (родителя). Втягивание ребёнка в конкурсы для реализации родительских амбиций может привести к психологическим проблемам.
  • Для школьников средней и старшей школы — олимпиады и крупные конкурсы помогают при поступлении в колледжи, вуз: если абитуриенты набрали одинаковые баллы, то предпочтение отдадут участнику конкурсов. Здесь стоит изучить правила приёма: некоторые вузы дают разные баллы за одно и то же достижение или могут вообще его не учитывать.
  • Для профессионалов — признание, показать профессиональный уровень, получить дополнительный пиар, а заодно положить хорошую работу в портфолио. Так как многие конкурсы перестали давать хоть какой-то результат, многие профи стали более серьёзно отбирать площадки для участия и не размениваются на проходные соревнования.

Вред от конкурсов

  • Потерянное время — абсолютное большинство конкурсов ни на что не влияют, не дают пользы, а дипломы нигде не котируются.
  • Потерянные деньги — вы потеряете деньги не только на взносе, но и потраченном на выполнение условий времени, так как время — деньги. Не говоря уже о том, если для выполнения придётся закупать какие-то дополнительные материалы.
  • Нервы и расстройство — не все могут спокойно реагировать на поражение или не попадание в число призёров.
  • Разоблачение — это пункт для любителей купить победу. Сейчас в интернете куча конкурсов, где можно купить победу или любое место, благодарственное письмо, диплом и т. д. Такие сервисы работают для учителей, детей и школьников. Вычислить такого «победителя» не сложно, а репутацию потом восстановить будет очень сложно, скорее нереально.
Читайте также:  Возбуждение для женщин польза и вред

Решение всегда за вами. Если вы чувствуете, что конкурс поможет вам вырасти профессионально или даст новые знания — вперёд. Участвуйте в том, что вам точно интересно. Желаем только побед ????

Никита Дворянинов
16+

Источник

Äåòñêèå êîíêóðñû òàëàíòîâ. Âðåä è ïîëüçà.
Êòî â íèõ ñîðåâíóåòñÿ íà ñàìîì äåëå: äåòè èëè àìáèöèè ðîäèòåëåé è ïåäàãîãîâ? Èìåþò ëè îíè îòíîøåíèå ê òàëàíòó?

   Â ßïîíèè ñóùåñòâóåò ñîñòÿçàíèå, êîòîðîìó, êàê ãîâîðÿò, áîëåå 400 ëåò.  Îíî íîñèò ýêçîòè÷åñêîå íàçâàíèå – êîíêóðñ «Ïëà÷óùèõ ìëàäåíöåâ». Ñóòü åãî çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî áîðöû ñóìî ïåðåä íà÷àëîì ñîðåâíîâàíèÿ âûõîäÿò íà àðåíó è áåðóò ñ ñîáîé  ìëàäåíöåâ, êîòîðûõ ïîäíèìàþò âûñîêî íàä ãîëîâîé, è ñòàðàþòñÿ ñäåëàòü òàê, ÷òîáû îíè ïîñêîðåå çàïëàêàëè. Âûèãðûâàåò òîò, «÷åé» ìàëûø áûñòðåå çàïëà÷åò. Åñëè êðèê ðàçäàñòñÿ îäíîâðåìåííî, òî ïîáåäèòåëü – ðûäàþùèé ãðîì÷å. Åñëè æå äåòèøêè ïîïàäóòñÿ ñòîéêèå èëè ÷åðåñ÷óð ñïîêîéíûå, òî ñóäüÿ íàäåâàåò ñòðàøíóþ ìàñêó è íà÷èíàåò èõ ïóãàòü, ïîêà íå äîáü¸òñÿ ðåçóëüòàòà. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ïëà÷ ìëàäåíöåâ îòãîíÿåò çëûõ äóõîâ. ß äóìàþ, ÷òî êîðíè ýòîãî äåéñòâà óõîäÿò äàëåêî âãëóáü âåêîâ. Ìíå â ýòîì ÿïîíñêîì îáû÷àå âèäÿòñÿ ñèìâîëè÷åñêèå îòãîëîñêè äðåâíåãî îáðÿäà, êîãäà äåòåé, ÷àùå ïåðâåíöåâ, ïðèíîñèëè â æåðòâó áîãàì. Ïîäíèìàíèå ðåáåíêà ê íåáó – ñèìâîëè÷åñêîå ïîñâÿùåíèå áîãàì, à ïëà÷ – ñèìâîëè÷åñêàÿ æåðòâà. Åñëè ïðèíÿòü îáðàç ýòîãî êîíêóðñà êàê ñèìâîë âñåõ äåòñêèõ êîíêóðñîâ âîîáùå, òî âñòàåò âîïðîñ – êàêèì áîãàì ðîäèòåëè ïîñâÿùàþò ñâîèõ äåòåé è êàêèõ çëûõ äóõîâ îòãîíÿþò îò ñåáÿ? Î÷åâèäíî, ÷òî íå ñàìè äåòè ãîðÿò æåëàíèåì ïðèíèìàòü ó÷àñòèå â ýòèõ äåéñòâàõ.

   Ñ êàæäûì ãîäîì êîëè÷åñòâî äåòñêèõ êîíêóðñîâ òàëàíòîâ íåóêëîííî ðàñòåò. Ïîðàæàåò íå òîëüêî èõ êîëè÷åñòâî, íî è ðàçíîîáðàçèå. Îò òðàäèöèîííûõ êîíêóðñîâ ðèñóíêà, ïåíèÿ è òàíöåâ äî íåâûíîñèìî ãëàìóðíûõ êîíêóðñîâ êðàñîòû è òðàâìîîïàñíûõ ãîíîê íà äåòñêèõ ìîòîöèêëàõ. Ïîÿâèëñÿ äàæå «ñïîðòèâíûé» êîíêóðñ ïîëçàþùèõ ìëàäåíöåâ, ãäå çàÿâëåííûé âîçðàñò ó÷àñòíèêîâ îò 5 äî 8 ìåñÿöåâ! Êàê âû äóìàåòå, ìàëûøè î÷åíü ñòðåìÿòñÿ ó÷àñòâîâàòü â ýòîì «ñîðåâíîâàíèè»?   Äåòñòâî, êàê ñåé÷àñ èçâåñòíî äàæå íå ñïåöèàëèñòàì, ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé è ñëîæíåéøåé ÷àñòüþ æèçíè ÷åëîâåêà.  äåòñêîì âîçðàñòå çàêëàäûâàþòñÿ îñíîâû âñåé íàøåé áóäóùåé æèçíè. Ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå ôîðìèðîâàíèå îáðàçà òåëà – îñíîâû îáðàçà ß, ñòðóêòóðû ëè÷íîñòè, ÷åðò õàðàêòåðà. Âñ¸ ýòî êðàéíå ñëîæíî, à èíîãäà è íåâîçìîæíî êîðåííûì îáðàçîì èçìåíèòü â äàëüíåéøåì.   òîì ÷èñëå ôîðìèðóåòñÿ òàêàÿ âàæíàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ëè÷íîñòè, êàê ñàìîîòíîøåíèå. Ñàìîîòíîøåíèå ñëåäóåò îòëè÷àòü îò ñàìîîöåíêè. Ïðèâåäó ïðîñòîé ïðèìåð. Äâà îòëè÷íèêà ñäàþò ýêçàìåí. Îäèí ó÷åíèê ïîëó÷èë òðîéêó, ñàìîîöåíêà åãî óïàëà, îí ðàññòðîèëñÿ, íî óòåøèë ñåáÿ òåì, ÷òî «ÿ âñ¸ ðàâíî õîðîøèé, à ýòî ïðîñòî îöåíêà».  À âòîðîé ïîëó÷èë ïÿò¸ðêó, åãî ñàìîîöåíêà ïîäòâåðäèëà ñâîé âûñîêèé ñòàòóñ, íî  ÿâíî ðàññòðîåí, ïîòîìó ÷òî «õîòü è ïîëó÷èë âûñøèé áàë, â öåëîì ÿ íåóäà÷íèê». Ó ïåðâîãî – õîðîøåå ñàìîîòíîøåíèå, ó âòîðîãî – ïëîõîå. Ó äåòåé äî 7-ëåòíåãî âîçðàñòà ñàìîîòíîøåíèå è ñàìîîöåíêà åù¸ íå äèôôåðåíöèðîâàíû. Çàìå÷àíèÿ èëè óêîðû ïî ïîâîäó êàêîãî-ëèáî äåéñòâèÿ (èëè áåçäåéñòâèÿ) âîñïðèíèìàþòñÿ ðåá¸íêîì êàê ïîðèöàíèå åãî ëè÷íîñòè â öåëîì. Ïîýòîìó èñïîëüçîâàíèå êðèòèêè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà äîëæíî áûòü î÷åíü îãðàíè÷åííûì.

   Äàâàéòå âåðí¸ìñÿ ê íàøèì áàðàíàì, òî åñòü êîíêóðñàì. À ÷òî æå òàì ïðîèñõîäèò? À òàì, ÷àùå âñåãî, êàê ðàç è äåëàþò òî, ÷òî êàòåãîðè÷åñêè íå ðåêîìåíäóåòñÿ, ïîñòîÿííî «âîñïèòûâàþò» äåòåé â îïðåäåë¸ííîì íàïðàâëåíèè – êðèòèêóþò çà «íåóäà÷è», è õâàëÿò çà «óñïåõ». Ðåá¸íîê æå, êîíå÷íî, ñòðåìèòñÿ áûòü «õîðîøèì», òî åñòü ïîáåæäàòü. Òå, ó êîãî ýòî íå ïîëó÷àåòñÿ, îñòàþòñÿ íà âñþ æèçíü «íåóäà÷íèêàìè» â ñâîèõ ãëàçàõ, êàêèõ áû óñïåõîâ îíè ïîòîì íå äîáèëèñü. À ó ïîáåäèòåëåé, âîçìîæíî è ñôîðìèðóåòñÿ õîðîøåå ñàìîîòíîøåíèå, íî âïîëíå ðåàëüíà äðóãàÿ îïàñíîñòü – ôîðìèðîâàíèå íåàäåêâàòíî çàâûøåííîé ñàìîîöåíêè, ÷òî òàêæå íåãàòèâíî âëèÿåò íà áóäóùóþ æèçíü.

    Îòäåëüíî õîòåëîñü áû ñêàçàòü î äåòñêèõ êîíêóðñàõ êðàñîòû. Èõ ÿâíî èçâðàù¸ííûé õàðàêòåð âèäåí íåâîîðóæ¸ííûì ãëàçîì. Íà ýòèõ êîíêóðñàõ äåâî÷êàì íàíîñÿò âçðîñëûé ìàêèÿæ, íàðàùèâàþò âîëîñû, ïðèêëåèâàþò ïëàñòèíû íà çóáû (ìîëî÷íûå âåäü íå òàê èçÿùíû), èçíóðÿþò äèåòàìè, ó÷àò ïðèíèìàòü «ñîáëàçíèòåëüíûå» ïîçû è  êîð÷èòü «ìèëûå» ãðèìàñêè. Èçâåñòåí ñëó÷àé, êîãäà â Àìåðèêå ó÷àñòíèöå äåëàëè èíúåêöèè áîòîêñà, à åé áûëî âñåãî 7 ëåò! Äåòÿì äàþò ýíåðãåòè÷åñêèå íàïèòêè, ÷òîáû îíè âûãëÿäåëè ïîæèâåå. Ãëÿíöåâûå æóðíàëû, ôîòîãðàôèè – ðàé äëÿ ïåäîôèëîâ! Òîëüêî ïðåäñòàâüòå, êàêîé èñêàæåííûé îáðàç ß ôîðìèðóåòñÿ ó ýòèõ äåòåé.  ðîëèêå íà «Þ-Òóáå» ÿ ñëûøàëà èíòåðâüþ îäíîé âîñüìèëåòíåé ó÷àñòíèöû, êîòîðàÿ çàÿâèëà, ÷òî «ãëàâíîå â æèçíè – ýòî áûòü êðàñèâîé». À âîò ïîâçðîñëåâøàÿ áûâøàÿ êîíêóðñàíòêà, Áðóê Áðýäëè, ñ ãîðå÷üþ âñïîìèíàåò, êàê îíà  íåíàâèäåëà ýòîò ñîëÿðèé, ëàê äëÿ âîëîñ è íàêëàäíûå çóáû. «Âñ¸, ÷òî ÿ õîòåëà â ñâîè ïÿòü ëåò, – ãîâîðèò îíà, – ýòî èãðàòü âî äâîðå ñî ñâîèìè äðóçüÿìè è êîïàòü ÷åðâÿêîâ».
Ê ñ÷àñòüþ, â íåêîòîðûõ ñòðàíàõ ïîÿâèëèñü äâèæåíèÿ îòâåòñòâåííûõ âçðîñëûõ ïðîòèâ ýòèõ êîíêóðñîâ. Òàê, âî Ôðàíöèè â 2013 ãîäó áûë ïðèíÿò çàêîí, çàïðåùàþùèé ïðîâåäåíèå â ñòðàíå äåòñêèõ êîíêóðñîâ êðàñîòû.  Ðîññèè, ê ñîæàëåíèþ, îíè äî ñèõ ïîð ðàçðåøåíû âåçäå, êðîìå Êðàñíîäàðñêîãî êðàÿ.

Читайте также:  Польза и вред окорока свинины

   Îñòàâèì â ñòîðîíå ÿâíî òîêñè÷íûå äëÿ äåòåé êîíêóðñû. Åñòü æå è äðóãèå: òàíöåâàëüíûå, âîêàëüíûå, ñïîðòèâíûå, êîíêóðñû ïîäåëîê, íàêîíåö. Íåóæåëè âñå îíè ïëîõè? Èëè åñòü ó íèõ è ïîëîæèòåëüíûå ñòîðîíû? Êàê îáû÷íî, îòâåò ñêðûâàåòñÿ â äåòàëÿõ. Âî-ïåðâûõ, âîçðàñò. ß ñ÷èòàþ, ÷òî äî 7 ëåò êàêèå-ëèáî êîíêóðñû ñ âûÿâëåíèåì ïîáåäèòåëÿ, èëè äàæå íåñêîëüêèõ ïðèç¸ðîâ, ïðèíîñÿò òîëüêî âðåä. À âîò ïîçæå, êîãäà äåòè óæå îâëàäåâàþò óìåíèåì ñðàâíèâàòü ñåáÿ ñ äðóãèìè äåòüìè, êîãäà ó íèõ óæå ñôîðìèðîâàíî óñòîé÷èâîå ñàìîîòíîøåíèå è ïîÿâèëàñü ñïîñîáíîñòü îáúåêòèâíîé ñàìîîöåíêè, êîíêóðñû óæå âîçìîæíû. Êîíå÷íî, ïðè îïðåäåë¸ííûõ óñëîâèÿõ. È ýòî áóäåò, âî-âòîðûõ. Ñàìîå ãëàâíîå – ýòî æåëàíèå ñàìîãî ðåá¸íêà ó÷àñòâîâàòü â êîíêóðñå. Âåäü ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííûé êîíêóðñ äà¸ò åãî ó÷àñòíèêó î÷åíü ìíîãîå. Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè, óâëå÷åííûìè òåì æå äåëîì. Ðàñøèðåíèå ãðàíèö ñâîèõ çíàíèé î ëþáèìîì çàíÿòèè (ïðåäìåòå). Ôîðìèðîâàíèå òàêèõ âàæíûõ ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ, êàê íàñòîé÷èâîñòü, âíèìàòåëüíîñòü, óñèä÷èâîñòü. Ðàäîñòü îò äîñòèæåíèÿ óñïåõà è óìåíèå ñïðàâëÿòüñÿ ñ ôðóñòðàöèåé â ñëó÷àå ïîðàæåíèÿ. Âîçìîæíî, ðàçâèòèå íàâûêîâ äëÿ áóäóùåé ïðîôåññèè. Âñå ýòî ïðîèñõîäèò â òîì ñëó÷àå, åñëè êîíêóðñ òàëàíòîâ îòâå÷àåò èñòèííîìó ïðèçâàíèþ ðåáåíêà. Êàê ýòî ïîíÿòü? Î÷åíü ïðîñòî. Áåðåæíî, âíèìàòåëüíî íàáëþäàòü çà íèì, è ñëåäîâàòü çà åãî èíòåðåñàìè. Ïðåäëàãàòü íà âûáîð ðàçëè÷íûå âèäû àêòèâíîñòè è òâîð÷åñòâà. Áîëüøîé âðåä ñâîåìó ðåáåíêó ïðèíîñÿò ðîäèòåëè, êîòîðûå íå îñòàâëÿþò åìó âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâà äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîáûòü îäíîìó, ïîïðîáîâàòü ðàçíûå çàíÿòèÿ, ÷òîáû îáíàðóæèòü òî, ÷åì åìó äåéñòâèòåëüíî èíòåðåñíî çàíèìàòüñÿ, ê ÷åìó ëåæèò åãî ñåðäöå, òåì ñàìûì îïðåäåëèâ, â ÷åì åãî äàð. Âåäü îäàðåííîìó ÷åëîâåêó íå íóæíà ìîòèâàöèÿ äëÿ çàíÿòèÿ òåì, â ÷åì çàêëþ÷àåòñÿ åãî òàëàíò.  Ñàì òàëàíò ÿâëÿåòñÿ ñâåðõìîòèâàöèåé. Âåäü íåäàðîì ãîâîðÿò: òî, ÷òî äëÿ òàëàíòà – ñðåäñòâî, äëÿ ïîñðåäñòâåííîñòè – öåëü. Åñëè ðåáåíîê – ïðèðîæä¸ííûé õóäîæíèê, îí áóäåò ñ ðàäîñòüþ ðèñîâàòü ëþáûìè ïîäðó÷íûìè ñðåäñòâàìè è îòäàâàòü ýòîìó âñå ñâîå ñâîáîäíîå âðåìÿ. Íî åñëè ïàïà, ìå÷òàâøèé áûòü ôóòáîëèñòîì, âäðóã óâèäèò â ñâî¸ì ñûíå Äèåãî Ìàðàäîíó è îòäàñò åãî â ôóòáîëüíûé êëóá, à çàòåì áóäåò âñÿ÷åñêè ïîîùðÿòü óñïåõè íà ýòîì ïîïðèùå, ïîñìåèâàÿñü íàä  ðèñóíêàìè, òî òåì ñàìûì îí çàëîæèò ãëóáîêèé êîíôëèêò, êîòîðûé íàëîæèò îòïå÷àòîê íà âñþ äàëüíåéøóþ æèçíü åãî ðåá¸íêà. Íóæíî ïîìíèòü î òîì, ÷òî òàëàíò – ýòî äàð îò Áîãà, ïðè÷¸ì íåïðîñòîé äàð. Ëþäè, îáëàäàþùèå áîëüøèì òàëàíòîì çà÷àñòóþ îáäåëåíû âî ìíîãîì äðóãîì. Ìóäðûå ðîäèòåëè áóäóò ïîääåðæèâàòü òàëàíò ðåáåíêà, íî ïðè ýòîì áóäóò ïðèâèâàòü åìó ëþáîâü è ê äðóãèì ñòîðîíàì æèçíè. ×òîáû îí íå âûðîñ «îäíîáîêèì» íîñèòåëåì åäèíñòâåííîé ôóíêöèè, à æèë ïîëíîêðîâíîé æèçíüþ. Ê ñîæàëåíèþ, ãîðàçäî áîëüøå ïðîòèâîïîëîæíûõ ïðèìåðîâ, êîãäà ðîäèòåëè ñ ïîìîùüþ ðåáåíêà ðåàëèçóþò ñâîè àìáèöèè, ïîäíèìàþò ñâîé ïðåñòèæ, ïðè ýòîì ïñèõîëîãè÷åñêè êàëå÷à åãî. ßðêèé ïðèìåð òàêîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ ïîêàçàí â ôèëüìàõ «Ïèàíèñòêà»(2001, ðåæ.Ìèõàýëü Õàíåêå) è «×åðíûé ëåáåäü» (2010, ðåæ. Äàððåí Àðîíîôñêè).

   ×àùå âñåãî, ïîäãîòîâêà ê êîíêóðñó îáîðà÷èâàåòñÿ æåñòêèì ïðåññèíãîì äëÿ ðåáåíêà. Âìåñòî ðàçâèòèÿ òàëàíòà ïðîèñõîäèò «íàòàñêèâàíèå» íà ðåçóëüòàò. Ñèìâîëè÷åñêèì îáðàçîì ýòîãî ïðîöåññà  ìîæåò ïîñëóæèòü ýïèçîä èç ôèëüìà «Êðàñíàÿ ñêðèïêà» (1998 ã., ðåæèññ¸ð Ôðàíñóà Æèðàð). Î÷åíü îäàð¸ííûé ìàëåíüêèé ñêðèïà÷ ïîÿâèëñÿ â äåòñêîì ïðèþòå ãîðíîãî ìîíàñòûðÿ â Øâåéöàðèè. Îí îáîæàë ñâîþ ñêðèïêó, è èãðàë íà íåé öåëûìè äíÿìè. Åãî ïåäàãîãè ïðèãëàñèëè èçâåñòíîãî ó÷èòåëÿ èç êðóïíîãî ãîðîäà, êîòîðûé ïðèø¸ë â âîñòîðã îò åãî òàëàíòà è âçÿë ê ñåáå â ó÷åíèêè. Äåíåæíûå äåëà ó÷èòåëÿ ïðèøëè â óïàäîê, è ÷òîáû èõ ïîïðàâèòü, îí ñòàë ãîòîâèòü ìàëåíüêîãî ñêðèïà÷à ê ó÷àñòèþ â êîíêóðñå ïðè äâîðå èìïåðàòîðà. Ìàëü÷èê ëþáèë ñâîåãî ó÷èòåëÿ è ñòàðàëñÿ èçî âñåõ ñèë âûïîëíèòü íåèìîâåðíî ñëîæíûé óðîê â êîðîòêîå âðåìÿ. Îí áëåñòÿùå âûïîëíèë çàäà÷ó. Íî ó íåãî áûëî áîëüíîå ñåðäöå. Êîãäà îí ïðåäñòàë âìåñòå ñî ñâîèì ó÷èòåëåì ïåðåä ìîíàðõîì, è ïîäíÿë ñìû÷îê, ñåðäöå åãî íå âûäåðæàëî, è îí óïàë çàìåðòâî… Èìåííî òàê, ïðè ïîäîáíîì ïîäõîäå ê êîíêóðñàì, òàëàíò íå ðàçâèâàåòñÿ, à ãèáíåò.

   Èòàê, ìû óâèäåëè ýòèõ áîãîâ, êîòîðûì ïðèíîñÿòñÿ æåðòâû êîíêóðñà: àìáèöèè, íåîñóùåñòâë¸ííûå ìå÷òû è íåïðîæèòàÿ æèçíü ðîäèòåëåé; è çëûå äóõè, êîòîðûõ îíè îòãîíÿþò – ìûñëè î ñîáñòâåííîé íåóñïåøíîñòè è íåðåàëèçîâàííîñòè. À ïîäáðàñûâàþò ïîëåíüÿ â æåðòâåííûé êîñòåð – àìáèöèè ïåäàãîãîâ è, ðàçóìååòñÿ, äåíüãè – îðãàíèçàòîðîâ, ïèàðùèêîâ, ðåêëàìà ñïîíñîðîâ.

   Äàâàéòå æå áåðå÷ü ñâîèõ äåòåé! È ïðè âñåé âèäèìîé ïîëüçå îò ó÷àñòèÿ â êîíêóðñàõ òàëàíòîâ, íå çàáûâàòü î ñåðü¸çíûõ ïîäâîäíûõ êàìíÿõ.   

Âàðèàíò ñòàòüè â æóðíàëå “Íàøà ïñèõîëîãèÿ”: https://www.psyh.ru/rubric/3/articles/3267/

Источник