Польза от рисования ватными палочками
РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
(консультация для педагогов)
«…Детский рисунок, процесс рисования –
это частица духовной жизни ребенка.
Дети не просто переносят на бумагу
что-то из окружающего мира, а живут
в этом мире, входят в него, как творцы
красоты, наслаждаются этой красотой».
(В.А. Сухомлинский)
Рисование – один из самых популярных видов творческой деятельности в жизни многих детей. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники.
Рисование ватными палочками – это один из видов нетрадиционных техник рисования. Он интересен не только старшим детям и взрослым, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.
Детьми обычно с радостью приветствуется эта техника рисования, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.
Один из способов – это пуантилизм.
Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа-Пьера Сёра. Он считается основателем этой техники.
Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе. Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком.
В каждой технике рисования существуют различные секреты и нюансы. Пуантилизм – не исключение. Есть некоторые моменты, на которые стоит ориентироваться, чтобы получить максимально удовлетворительный результат.
Для малышей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко или снег, дождик.
Детям постарше даются задания сложнее. Увеличивается количество цветов. Это позволит юным художникам проявить воображение.
А дети 6-7 лет могут попробовать себя в роли художников, создавая целые картины в технике пуантилизма.
В работе с дошкольниками стоит уделить внимание и рассказу о самой технике пуантилизм. Необходимо дать минимальную информацию о том, что рисунок создают при помощи отдельных мазков или точек разных цветов. Желательно подготовить несколько картин, созданных в технике пуантилизм, показать их ребенку, чтобы вызвать более глубокий интерес.
Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.
Для работы необходимо подготовить изобразительный материал: краски для рисования, например, пальчиковые или обычная гуашь; бумага; шаблоны с черно-белыми рисунками или тематические картинки, на которых требуется что-то дорисовать; большое количество ватных палочек; палитра.
Техника рисования ватными палочками проста в своем исполнении. Главное, чтобы у ребенка было необходимое количество ватных палочек. Ватную палочку не надо предварительно мочить в воде, не надо ее мыть после использования. На сухую ватную палочку набирают краску и ставят точки на бумаге.
Начало знакомства с данной техникой происходит в процессе дорисовки своего рисунка: падающий снег, глазки у животных, цветочки на полянке и т.д.
Затем предложите ребенку раскрасить рисунок необычно – точками, которые не соприкасаются друг с другом или располагать их близко друг к другу. Для этого предоставьте ребенку шаблон рисунка из раскраски, краски и ватные палочки.
И последний этап – рисование точками своего рисунка. Можно предварительно сделать набросок простым карандашом, а можно рисовать по наитию, включив свое воображение.
Следующий способ рисования ватными палочками – короткий мазок.
Для работы потребуются гуашевые краски, ватные палочки, лист бумаги. Знакомить с этим способом рисования можно детей 4-7-летнего возраста, поскольку для малышей она сложна.
Принцип выполнения данной техники – делать короткие мазки ватной палочкой, располагая их рядом друг с другом, накладывая их друг на друга. Таким образом, получается необычная фактура знакомых предметов. Этим способом хорошо рисовать животных, птиц, деревья, траву. Животных и птиц начинаем рисовать от глаз, вырисовывая, таким образом, сначала голову, а затем и туловище и т.д.
Деревья, траву, речку и другие объекты природы рисуем, располагая короткие мазки хаотично, накладывая их друг на друга, используя разные цвета краски.
Еще один способ рисования ватными палочками – это рисование связкой ватных палочек.
Для работы необходимо несколько палочек связать резинкой или ниткой, располагая их по кругу; приготовить краски на палитре или тарелочке, лист бумаги.
Этим способом можно рисовать гроздья ягод, крону деревьев, кустов, цветы на поляне и т.д.
Количество палочек в связке может быть разное: от трех и больше десяти. Оно зависит от того, что именно вы хотите ими нарисовать: крону дерева, цветы или ягоды.
Но если палочки выложить в ряд и аккуратно соединить их скотчем, можно нарисовать совсем другие картинки: например, заборчик, скамейку, а семью палочками можно нарисовать радугу.
Рисование ватными палочками:
- развивает мелкую моторику и тактильное восприятие;
- тренирует память;
- приучает к усидчивости и собранности;
- помогает укрепить руку для обучения письма;
- обогащает внутренний мир;
- помогает выражать чувства;
- способствует эмоциональному раскрепощению;
- развивает воображение;
- развивает творческие способности;
- формирует творческий подход к жизни;
- развивает индивидуальность;
- приобщает к искусству.
В каждом из нас есть творческое начало, но детям просто жизненно необходимо его развивать, реализовывать свой потенциал. Нетрадиционные методы рисования не только помогут ребенку в самореализации, но и дадут выход его эмоциям, помогут решить накопившиеся проблемы без конфликтов. Помогайте детям раскрывать самих себя!
Пуантилизм. Нетрадиционная техника рисования ватными палочками.
Автор: Лавренко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДЮЦ г. Ейск Краснодарский край
Описание: материал может быть полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования, учителям, детям и их родителям.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, в кружковой работе, украшения интерьера, как практическая работа при знакомстве с нетрадиционными техниками рисования.
Цель: развитие фантазии и воображения у детей посредством нетрадиционной техники рисования: ватными палочками.
Задачи:
– познакомить с течением изобразительного искусства «пуантилизм»;
– расширять знания через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса детей к изобразительному творчеству.
– научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием ватных палочек;
– создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала детей.
***
Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое творчество, которое не придерживается классических традиций художественного изображения. Рисование в нетрадиционных техниках свободно от канонов академического рисования, оно более упрощенное и доступное для детского восприятия и поэтому восхищает, удивляет и развивает детское воображение.
В нетрадиционном рисовании используются самые различные необычные материалы. Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Картинки, выполненные любым или сразу несколькими методами, получаются необычными, интересными и сказочными.
Одним из видов нетрадиционных техник рисование является рисование ватными палочками. Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей. Этот метод очень прост. Нужно всего лишь макнуть ватную палочку в гуашь и сделать оттиск на бумаге. Можно придумать любой узор и методом «тычка» создать необычайно красивую картину. Дети очень любят этот метод рисования.
Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники. 19 и 20 века были богаты на новые направления в искусстве. Художники много экспериментировали, искали новые выразительные формы и возможности. И в результате таких поисков появился пуантилизм в живописи.
Жорж-Пьер Сёра – основатель неоимпрессионизма, французский художник, который ввел в живопись метод создания картин посредством нанесения на холст множества рядом расположенных точек чистых контрастных цветов (пуантилизм). Неоимпрессионизм оказал влияние на многих известных живописцев того времени.
Эйфелева башня.1889
Сена в Гранд-Жатт, весна 1888
Пудрящаяся девушка» 1889-90 г.
Рисование ватными палочками – весьма необычная и интересная техника, Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.
Дети дошкольники учатся рисовать ватными палочками:
Детей младшего школьного возраста можно учить рисовать ватными палочками, тем более, что для них пока еще трудно рисовать кистью в технике пуантилизм. А вот ватная палочка удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть.
Однако, несмотря на кажущуюся простоту, это тоже большой труд.
Во время рисования в технике пуантилизм тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук.
Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек.
Хороши для выполнения в технике пуантилизм пейзажи с изображением округлых форм: облаков, леса, деревьев.
Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста. Эту технику рекомендую при рисовании цветов: сирени, одуванчиков.
Иногда использую шаблоны для выполнения этой техники.
Рисование в технике «пуантилизм» дает широкую возможность создавать настоящие детские «шедевры». Даже если дети работают по шаблону, результат получается у всех разный, т. к. каждый ребенок имеет свое индивидуальное восприятие, свои особенности характера и почерка. Вот такие интересные работы получаются при освоении этой техники.
Работы детей 7 – 8 лет.
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционная техника рисования пуантилизм
Пуантилизм – техника рисования для детей ватными палочками. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей
Рисование «Морская черепашка» для детей 7-8 лет поэтапно с фото
Рисование «Карнавал «Фиеста патрональ». Портрет конкистадора» поэтапно с фото. Начальная школа
Похожие статьи:
Пуантилизм для детей. Мастер-класс
Рисование по теме Осень в подготовительной группе
Нетрадиционные техники рисования для дошкольников. Отпечаток листьями
Нетрадиционная техника рисования при помощи отпечатка для дошкольников. Мастер – класс
Рисование для ребенка – неотъемлемая часть развития. Через рисунок он показывает восприятие окружающего мира, свое настроение, мечты. Техника рисования пуантилизм для детей нетрадиционная, и потому очень интересная в освоении. Главная идея состоит в том, чтобы получить целостное изображение из раздельных точек. В детском саду для изучения пуантилизма используются разные материалы – штампы, пластилин и другие. Мы предлагаем освоить метод с помощью ватных палочек и красок.
Описание техники
Пуантилизм происходит от французского Pointillisme, что буквально означает «точечный» (от point — точка). Техника пришла к нам из Франции, где впервые ее применил Жорж Сера, художник-постимпрессионист и основатель неоимпрессионизма. Благодаря удачному сочетанию цветов особенно прославилась его картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Второй яркий пример пуантилизма – работа Поля Синьяка «Гавань в Марселе».
Особенностью картин в том, что они выполнены раздельными мазками. Краски не смешиваются, но глаз воспринимает изображение как единое целое. Важно отметить, что мазки не всегда имеют правильную, округлую форму. Это могут быть продолговатые линии, точки, прямоугольники и т. д.
Как рисовать с детьми?
Знакомство детей с пуантилизмом хорошо начать с небольшой презентации картин, выполненных в данной технике.
Чтобы вызвать интерес, можно начать занятие с рассказа о том, как в умелых руках даже простая точка оживает. В конце теоретической части следует продемонстрировать пример рисунка, который нужно нарисовать.
При выборе изображения нужно учитывать возрастные особенности:
- В средней и младшей группе детского сада (4–5 лет) для рисования в технике пуантилизм малышам предоставляют заготовки с контуром. Например, раскраски с животными (цыпленком, рыбкой) или игрушками. Изображения должны быть максимально простыми. Не нужно использовать сразу много красок. Для первого занятия можно ограничиться одним цветом.
- В старшей группе (6–7 лет) дети могут самостоятельно нарисовать предмет на заданную тему. Сначала ватной палочкой рисуется контур, а затем серединка заполняется выбранным цветом. В этом возрасте рекомендуется использовать несколько цветов.
Выберите один рисунок-образец. Хорошо, если он будет соответствовать теме проводимых занятий. Зимой актуальны рисунки снежинок и снеговиков, осенью – деревьев с опадающей листвой, летом – солнышка и радуги и т. д.
Материалы и правила рисования
Рисование ватными палочками – относительно чистая техника. Застилать столы клеенкой не потребуется.
Подготовьте материалы:
- бумагу, картон (можно цветные) либо раскраску;
- краски (акварель, гуашь);
- ватные палочки – по количеству используемых красок;
- стаканчик с водой.
Правила рисования:
- Держите палочку перпендикулярно бумаге.
- Обмакнув ватку в краску нужного цвета, оставляйте отпечатки короткими тычками.
- Заполняйте сначала контур и постепенно переходите от краев к центру.
- Для каждого цвета используйте отдельную ватную палочку.
Рисуем зимний пейзаж
В зимнее время изучение рисования ватными палочками придется как нельзя кстати. В технике пуантилизм получается легко и быстро изобразить снежинки. Для зимней тематики за основу берут цветной картон – синий, черный или серый. На темном фоне отчетливо виден белый цвет.
Примеры рисунков детей на тему «зимняя фантазия»:
Работы у детей получаются всегда разные, даже если образец был взят один. Рисунок отражает индивидуальное видение, характер, знания, навыки и умения маленького художника.
Когда дети освоят рисование ватными палочками, будет полезно провести занятие с использованием сразу нескольких нетрадиционных техник. Цель урока – закрепить знания и научить ребенка использовать подручные предметы для получения нужной текстуры и воплощения творческой задумки.
Опытные педагоги и медики полагают, что рисование играет важную роль в развитии детей. Занятия оказывают положительное действие на центральную нервную систему. Они способствуют развитию речевых навыков и мелкой моторики. Нетрадиционные техники примечательны тем, что позволяют приобщать к искусству ребят самого младшего возраста, так как не требуют искусных мазков кисточкой или штрихов карандашом. Овладеть техникой рисования ватной палочкой нетрудно. На занятии каждый ребенок сможет ощутить себя художником, создающим произведение искусства.
Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены. Но обо всем по порядку.
Нетрадиционное рисование
Для того чтобы вызвать интерес к рисованию у детей, необходимо превратить этот процесс в игру или волшебную сказку. Первое время ребенок с удовольствием рисует пальчиками, потом – карандашами и кисточками. Проходит время, и интерес к рисованию теряется.
Чтобы поддерживать в детях желание творить, можно предложить им нетрадиционные техники рисования. В таких случаях рисовать позволено, чем хочется и как хочется.
Но взрослые всегда направляют ребенка в какое-то русло, поэтому могут ему предлагать те или иные виды рисования. Например, кляксография, основой которой является лист бумаги, сложенный пополам и несколько капель краски. Или рисование свечкой, когда сначала на бумагу наносится невидимый узор, а потом ребенок покрывает лист краской. Контуры узора при этом остаются бесцветными. Или рисование ватными палочками.
Пуантилизм
Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма.
Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.
Рисование ватными палочками – весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.
Пуантилизм для ребенка
Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.
- При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета.
- Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей.
- Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Этот вариант особенно удобен для совсем юных художников: когда мама предлагает нарисовать глазки какому-нибудь животному или людям, а также интересно ватными палочками создавать снег или дождь.
- Детям школьного возраста можно предложить создание более сложных работ, например, воспроизвести мозаичную картинку.
Рисование ватными палочками для начинающих
Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета.
Для проведения первого занятия потребуется следующий инвентарь:
- краски для рисования, например, пальчиковые или обычная гуашь, если нет страха, что ребенок потянет краску в рот;
- бумага;
- шаблоны с черно-белыми рисунками или тематические картинки, на которых требуется что-то дорисовать;
- большое количество ватных палочек;
- палитра.
Пластмассовая палитра пригодится для того, чтобы не давать ребенку в распоряжение целую баночку с краской. Очень часто у детей возникает желание использовать такое обилие материала не по назначению. На палитре же удобно развести водой краски нескольких цветов и рядом с каждой положить свою палочку. После того как все готово, можно начинать рисование ватными палочками картинки на какую-нибудь интересную тему.
Лучше заранее продумать тематику предстоящего занятия, подобрать подходящие стишки или загадки. Не стоит пренебрегать пальчиковой игрой в серединке рисования, потому что малыши от 1 до 3 часто отвлекаются. И им необходима постоянная смена деятельности.
Пуантилизм для дошкольников
В работе с дошкольниками стоит уделить внимание и рассказу о самой технике пуантилизм. Необходимо дать минимальную информацию о том, что рисунок создают при помощи отдельных мазков или точек разных цветов.
Желательно подготовить несколько картин, созданных в технике пуантилизм, показать их ребенку, чтобы вызвать более глубокий интерес.
Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.
При желании в дальнейшем необязательно использовать краски для рисования картин в технике пуантилизм, можно ватные палочки заменить маркерами, ручками или фломастерами.
Возрастные нюансы
В каждой технике рисования существуют различные секреты и нюансы. Пуантилизм – не исключение. Есть некоторые моменты, на которые стоит ориентироваться, чтобы получить максимально удовлетворительный результат.
- Для малышей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко или снег, дождик.
- Детям постарше даются задания сложнее. Увеличивается количество цветов. Это позволит юным художникам проявить воображение.
- А старшие ученики могут попробовать себя в роли художников, создавая целые картины в технике пуантилизма.
Пример одного из занятий – «Веточка рябины»
Рисование рябины ватными палочками – это занятие, которое можно проводить как в группах детского сада, так и с детьми дома. Оно направлено на то, чтобы познакомить детей с новым приемом рисования, а также вызвать у них интерес к природе.
На занятии ребенок научится изображать гроздь рябины в технике пуантилизм.
Для занятия понадобится следующее оснащение:
- гроздь рябины (картинка или настоящая);
- краска красного цвета (гуашь или пальчиковые краски);
- шаблоны с изображением веточки;
- силуэты снегирей.
Ход занятия.
- Загадывается загадка: «Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …(Снегири)».
- В гости к детям прилетели снегири. Снегири прилетают в конце осени, в начале зимы, поэтому уместна беседа об изменениях природы в эти сезоны: облетают листья с деревьев, улетают птицы в теплые края, на некоторых деревьях поспевают ягоды, например, на рябине.
- Необходимо рассмотреть ветку рябины. Ввести новое слово «кисть»: ягод много, все они очень близко друг к другу. Также повторяется понятие формы «круг» и закрепляется знание красного цвета.
- Показать детям заготовки и сказать, что произошла беда. Налетел сильный ветер, и все ягоды рябины опали. И гости очень расстроились. Предложить детям порадовать пернатых друзей и нарисовать им новое угощение.
- Описывается техника рисования. Обязательно проговаривается последовательность действий: сначала палочка смачивается в воде, затем опускается в краску, только после этого ставим точку-ягодку на шаблоне.
- Рисование ватными палочками картинки «Веточка рябины».
- В ходе занятия проводится физминутка «Снегири».
Снегири летят, крыльями машут.
Им на месте не сидится,
Завертелись, как волчок,
Прыг — скок, прыг — скок.
Полетели пообедать,
Но кругом лишь снег да снег.
Хорошо, что им кормушку,
Сделал добрый человек!