Польза от игры на баяне

Польза от игры на баяне thumbnail
  • #1

Если учиться на баяне (особенно выборном) то ещё есть какие-то преимущества благодаря удачному расположению кнопок в правом полукорпусе. Хотя известный баянист Павел Александрович Гвоздев получил профессиональное музыкальное образование как пианист и только потом посвятил себя баяну. Другой известный баянист Анатолий Андреевич Шалаев серьезно занимался на фортепиано в ЦМШ у А. Б. Гольденвейзера.

Известный аккордеонист Юрий Владимирович Шахнов получил музыкальное образование по классу фортепиано у Е. Н. Блуменфельда. Аккордеон освоил самостоятельно во время службы в армии из-за недоступности фортепиано.

Известный американский аккордеонист Мирон Флорен сам научился играть на аккордеоне не имея опыта игры на других музыкальных инструментах.

Вместо аккордеона (и наверно баяна) гораздо полезнее учиться на фортепиано. Любой пианист без особых усилий при желании быстро освоит аккордеон, а наоборот гораздо сложнее. Как сказал в шутку Д. Мацуев: “У каждого уважающего себя пианиста под роялем есть аккордеон.”

Фортепиано обладает гораздо большим и более разнообразным репертуаром. Другие технические возможности фортепиано и педагогический репертуар накопленный столетиями позволяют обучать музыке на совершенно ином качественном уровне.

Конечно, что-то используется из педагогического репертуара пианистов и для аккордеона (баяна), но о каком правильном, с точки зрения гармонии, голосоведении можно говорить когда используются готовые аккорды? Выборные инструменты решают проблему голосоведения и существенно расширяют возможности, но скованная ремнём левая рука существенно уступает правой.

Можно заметить, что в ансамблях с другими инструментами у аккордеона (баяна) часто используется только правая клавиатура. И тут дело не только в том, что другие инструменты ансамбля имеют больше возможностей для более качественного аккомпанемента, но и в том, что готовые аккорды аккордеона могут “подпортить” звучание.

Остро стоит вопрос о недорогих, нетяжёлых качественных инструментах для начального обучения, которые к тому же нужно периодически менять по мере роста музыканта. Вес инструмента остаётся серьёзной проблемой и для взрослых музыкантов играющих стоя. И проблема веса инструмента только усугубляется с годами. И при всём прогрессе технологий пока не удаётся сделать хороший концертный инструмент лёгким.

Если вдруг дело дойдет до профессиональной музыкальной карьере аккордеониста (баяниста) то и в этом случае перспективы лучше у других инструментов.

Недаром многие аккордеонисты (баянисты) предпочитают своих детей учить на фортепиано или другом более перспективном инструменте. Например, сын известного баяниста Липса Фридриха Робертовича — пианист.

Kuzalogly

  • #2

Если вдруг дело дойдет до профессиональной музыкальной карьере аккордеониста (баяниста) то и в этом случае перспективы лучше у других инструментов.

Перспективы чего, денег? Другие перспективы- никак?
Полагаю, что кроме считанных единиц “великих” исполнителей, остальные играют не для получения золотого унитаза и гражданства США. Я вот грешным делом ещё и гармонист. На форуме гармонистов ни одного нет “перспективного”, но большинство счастливы).

  • #3

я не музыкант, а просто мама, но вопрос зачем учить игре на аккордеоне маленьких детей для меня кажется странным. Да инструмент дорогой и тяжелый, но если есть желание – все решаемо. Можно подобрать не такой дорогой и не слишком тяжелый. Маленькие аккордеонисты- они такие классные когда маленькие, взрослые серьезные музыканты ведь тоже когда – то начинали свой музыкальный путь малышами…

kep

  • #5

Просто напомню, что в “золотой век аккордеона” – в 40-50х в США было больше школ аккордеона, чем пианино. И обучение шло именно на аккордеоне.

  • #6

Перспективы чего, денег? Другие перспективы- никак?

Речь идёт о профессиональных перспективах. Аккордеон не входит в состав симфонических оркестров, а в других оркестрах мест гораздо меньше чем, например, для скрипачей. А перспективы денег в музыке достаточно ограничены.

Маленькие аккордеонисты – они такие классные когда маленькие

Ну разве только для этого. Но при большом желании маленькие пианисты могут играть на аккордеоне как на втором музыкальном инструменте.

взрослые серьезные музыканты ведь тоже когда – то начинали свой музыкальный путь малышами…

“серьезные музыканты” как правило не учились на аккордеоне как на основном инструменте. Или вовремя поменяли инструмент.

  • #7

“серьезные музыканты” как правило не учились на аккордеоне как на основном инструменте. Или вовремя поменяли инструмент.

Простите за любопытство, а чем определяется “серьезность музыканта”? Желательно в виде сравнительной таблицы или списком признаков, качеств, навыков…

vev

  • #8

@Alexei,
к чему противопоставления? Да, ф-ношного репертуара больше и что? Уважающие себя музыканты, как правило, владеют несколькими инструментами. Аккордеонисты/баянисты, которые не могут на ф-но играть – скорее редкость. А вот пианистов, освоивших аккордеон/баян – в разы меньше

  • #9

Вместо слова “аккордеон” можно подставить любое другое. Например, “Зачем учить игре на флейте (тромбоне, ударных, балалайке, домре и т.д.) маленьких детей?”
Будет то же самое, те же перспективы и те же проблемы (и те же пути их решения).

  • #10

@vev
Речь идёт о получении качественного начального музыкального образования. И мои примеры не в пользу аккордеона как основного музыкального инструмента для обучения музыке. Если родителям нравится, чтобы дети играли на аккордеоне — это их выбор, но при этом они должны понимать, что инструмент и репертуар ограничивают музыкальное развитие. Ситуация гораздо лучше в случае выборного баяна.

В советской системе музыкального образования фортепиано должны были изучать все. Поэтому все музыканты могут что-то изобразить на фортепиано. Но фортепиано требует больше времени и усилий для обучения. Поэтому пианисты часто быстро распознают “непианистов”.

@GrigoryFainshtein
У каждого конкретного инструмента своя ситуация. Однако у меня не возникает вопросов почему детей учат на фортепиано или скрипке. Эти инструменты заслужили свою репутацию веками.

  • #11

@vev
Речь идёт о получении качественного начального музыкального образования. И мои примеры не в пользу аккордеона как основного музыкального инструмента для обучения музыке. Если родителям нравится, чтобы дети играли на аккордеоне — это их выбор, но при этом они должны понимать, что инструмент и репертуар ограничивают музыкальное развитие. Ситуация гораздо лучше в случае выборного баяна.

В советской системе музыкального образования фортепиано должны были изучать все. Поэтому все музыканты могут что-то изобразить на фортепиано. Но фортепиано требует больше времени и усилий для обучения. Поэтому пианисты часто быстро распознают “непианистов”.

@GrigoryFainshtein
У каждого конкретного инструмента своя ситуация. Однако у меня не возникает вопросов почему детей учат на фортепиано или скрипке. Эти инструменты заслужили свою репутацию веками.

Фортепиано крайне скучный и скупой инструмент,самому приходится играть на этом гробу с клавишами в институте,одно отвращение от этого поганого ящика с клавишами

acco

  • #12

@Саша Tkach, как там говорится… плохому танцору тапочки жмут.
Скучный и скупой инструмент, так как играть не умеете на нем

  • #13

@Саша Tkach, как там говорится… плохому танцору тапочки жмут.
Скучный и скупой инструмент, так как играть не умеете на нем

Да я вообще если что играть не умею,с горем по полам обработку с двумя вариациями могу собрать по спец и все,так что я музыкант и исполнитель совсем плохой но рояль это поганый гроб с клавишами

vev

  • #14

@Саша Tkach,
Предлагаю в этом месте поставить точку… Ваше мнение услышано… Лично я считаю ф-но замечательным инструментом, с огромными возможностями. Это, правда, не отменяет красоту и уникальность аккордеона, баяна и любого другого инструмента. Это как спор любителей Виндовз и Маководов. Конца и края ему не будет, стоит только начать…

Kuzalogly

  • #15

Я так понимаю, случилась сто пятая реинкарнация одного их гениев форума?
“Поганый гроб” мешает? Надо отойти от него метров на 100, и не приближаться… . Или пойти торговать морковью на рынке, тоже дело.
Ф-но изначально базовый инструмент ДМШ и всех остальных заведений. Если кто заканчивал вет. академию- там есть базовое животное “лошадь”. Вы может потом лечить крокодилов и слонов, но в базе- лошадь, как основа знаний об организме в целом. Так и ф-но. Станете гением игры на шаманском бубне- слава во веки веков. Но без ф-но никак… .

  • #16

Я так понимаю, случилась сто пятая реинкарнация одного их гениев форума?
“Поганый гроб” мешает? Надо отойти от него метров на 100, и не приближаться… . Или пойти торговать морковью на рынке, тоже дело.
Ф-но изначально базовый инструмент ДМШ и всех остальных заведений. Если кто заканчивал вет. академию- там есть базовое животное “лошадь”. Вы может потом лечить крокодилов и слонов, но в базе- лошадь, как основа знаний об организме в целом. Так и ф-но. Станете гением игры на шаманском бубне- слава во веки веков. Но без ф-но никак… .

Хорошо пойду куплю бубен и буду становится на нем гением

Slawa

  • #17

А тема то интересная… Тут по-моему многое от родителей зависит. Что хотят родители. Если хотят дать классическое музыкальное образование, то правда лучше на фортепиано отдавать. А если так сказать приобщить к музыке, к искусству, культуре и т п, то можно на аккордеон или баян. Вот жаль, что на гармони диатонической сейчас почти нигде не учат. На ней играть еще легче, чем на баяне/аккордеоне. Дело еще в том, что заинтересовать ребенка игрой на аккордеоне/баяне легче, чем игрой на фортепиано. Аккордеон — очень яркий, ярко звучащий инструмент. Да и репертуар можно для детей подобрать захватывающий: плясовые, виртуозные пьесы, песни наконец. Легче пустить пыль в глаза (точнее в уши) ребенку. Одурачить, так сказать, заманить ))) Этими приемами активно пользуются преподаватели во время набора детей в муз школы. А потом, конечно, начинается рутина. Надо осваивать теорию, сольфеджио. И вот тут то в преимуществе оказываются детки, которые ходят на фортепиано. Да и инструмент тяжелый им держать на себе не надо, не надо спину свою сутулить. Аккомпанемент с готовыми аккордами играть легче, конечно, чем на фортепиано в каждой пьесе абсолютно разный и неповторимый. На аккордеоне можно лихо играть плясовые, польки и т.п. Вообще сейчас идет офигенный ренессанс диатонической гармони. Я это вижу и в России, и в Европе, и в Америке. Народ устал от сложной музыки. Все хотят слышать что то весёлое, простое, чтоб ноги сами в пляс пошли (без бухла даже). Вижу на ютубе, как толпы народа окружают гармонистов по всему миру. Если играет хорошо (то есть весело или грустно, но страстно, чтоб продирало). Вот тут пианистам сложнее – найти свою публику. Пианисту надо концертый зал (рояль и т.д.), публику искушенную. Баянист и или гармонист может зажечь в любом месте, хоть на улице, хоть в кафе — где угодно.

kep

  • #18

Народ устал от сложной музыки.

Похоже, именно это идет вразрез с российскими принципами академического обучения, даже в народной музыке

Источник

ПОДОБРАТЬ КУРС

В последние годы баян приобрел особую популярность. Оркестры народных инструментов с успехом гастролируют в России и за рубежом. Все больше учащихся предпочитают баян при выборе специальности в музыкальной школе.

Как выбрать курс

Чтобы результат обучения соответствовал ожиданиям, при выборе занятий нужно обратить внимание на такие показатели:

  1. Образование и опыт преподавателя. Музыкальное искусство развивается, поэтому педагог должен постоянно повышать свое мастерство на курсах и мастер-классах, знать современные тенденции.
  2. Уровень группы. Многие выбирают курсы с нуля даже при исполнительском опыте на другом музыкальном инструменте. Именно в таких группах нарабатывается правильная постановка рук и корпуса во время игры. Это избавит музыкантов от болей в спине и суставах в дальнейшем.
  3. Стоимость занятий. Средняя цена за курс из 8 групповых занятий в Москве 6000 р., индивидуальные уроки обойдутся дороже. Частный репетитор возьмет от 700 до 2500 р. в час.
  4. Большинство школ предлагают скидки на абонементы в «низкий» сезон ближе к лету. Желающим сэкономить, лучше запланировать поход в музыкальную школу в это время.
  5. Концертная практика. Отчетные концерты, показательные выступления, участие в конкурсах мотивируют, дают импульс для дальнейшего развития.

Популярные курсы Bubolab

7 505 руб.

На страницу курса

Онлайн обучение гитаре. VIP

66 405 руб.

На страницу курса

Базовый Онлайн-курс по вокалу.

15 105 руб.

На страницу курса

Ищете курсы? Хотите получить новый навык?

Мы собрали лучшие курсы с сертификатами для начинающих и продолжающих

подобрать курс

Каждый ученик дополняет этот список еще рядом индивидуальных требований: близость к дому или работе, удобное расписание и др. Но на первом месте всегда индивидуальный подход и внимательный педагог.

Кому пригодятся курсы

Курсы игры на баяне будут полезны как начинающим музыкантам, так и профессионалам, желающим освоить второй музыкальный инструмент. Программы-интенсивы подготовят к поступлению на музыкальные специальности в ВУЗы.

Обучение игре на баяне

Записаться на уроки баяна могут все, кто хочет приобрести интересное хобби и приобщиться к миру искусства.

Что изучают на курсах

Программа курсов зависит от их продолжительности и уровня учеников. Базовое обучение игре на баяне для взрослых включает следующие разделы:

  • история происхождения и устройство инструмента;
  • правильная посадка и постановка рук при игре;
  • нотная грамота;
  • отработка упражнений на силу кистей и скорость пальцев;
  • игра простых этюдов по нотам;
  • упражнения на подбор нот и игра на слух.

Уроки для детей часто начинаются с основ музыкальной теории. Больший упор делается на технику игры, а не на импровизацию.

Как и где можно применить полученные знания

Занятия музыкой развивают слух и чувство ритма. Специалисты отмечают, что игра на музыкальном инструменте снимает стресс и улучшает общее психическое состояние.

Игра на баяне может принести пользу не только здоровью, но и кошельку. Работа аккомпаниатором в танцевальном коллективе, игра в ансамбле народных инструментов, репетиторство, выступление на праздничных мероприятиях станут заметной прибавкой к ежемесячному доходу.

Игра на баяне

Баян оригинально звучит в дуэте с виолончелью и саксофоном, поэтому профессиональные исполнители часто создают концертные и шоу программы на базе этих инструментов.

Если начальная цель занятий «для себя», можно порадовать своими успехами домочадцев, сыграв ультрамодные композиции на народном инструменте.

Отзывы тех, кто прошел курсы

Анна Сильцова:

В детстве дедушка учил меня играть на гармошке. Мне нравилось, но до серьезного увлечения наши с ним импровизации не дошли. И вот много позже, увидев в социальной сети объявление об открытом уроке игры на баяне для начинающих, решила попробовать. Выбрала занятия в малых группах по 3-4 человека, хожу три раза в неделю. Слушая игру других, лучше понимаешь и свои ошибки.

Виктор Скуратов:

Дочка занимается баяном третий год. Изначально шли записываться на фортепиано, но в последний момент передумали. При школе организован юношеский ансамбль русских народных инструментов. Дети выступают на конкурсах, городских мероприятиях, принимают участие в мюзиклах. Под руководством хорошего педагога научиться играть на баяне, по словам дочери, не так сложно.

Екатерина:

Два года назад ребенок окончил ДШИ по классу аккордеона. Чтобы годы занятий не прошли впустую, решили поискать частную школу для тренировки навыков. Курсы для подготовленных ребят на практике отыскать сложнее, чем для начинающих.

Недалеко от дома нашли студию с классом по баяну. Долго сомневались, думали, что перестроиться будет тяжело. Баян в музыкальной школе мы в руках держали, но, чтобы привыкнуть к кнопкам вместо клавиш, потребовалось несколько месяцев.

Играют на баянах и аккордеонах

Ребенок ходит уже второй год. Расписание подстраиваем под школьные занятия, выступаем на конкурсах, занимаем призовые места.

Как выбрать музыкальный инструмент

На время уроков баян можно брать в музыкальной школе. Но для тех, кто регулярно занимается дома или активно выступает на публике, встает вопрос о приобретении собственного инструмента.

Детям рекомендуют покупать подержанный инструмент, во время учебы его несколько раз придется сменить от самого маленького с 8 басами до профессионального со 120 кнопками в левой клавиатуре.

Подобрать баян поможет педагог в музыкальной школе. Если рядом нет специалиста, при покупке стоит обратить внимание на наличие повреждений у инструмента:

  • сколы и трещины;
  • ржавчина;
  • большое количество неисправных кнопок;
  • изогнутые меха.

Все эти изъяны, говорящие о неправильном хранении и эксплуатации инструментов, являются следствием падения или ударов и вызывают проблемы со звучанием.

Где научиться играть на баяне

Во многих школах Москвы набор детей и взрослых открыт круглый год. Можно присоединиться к продвинутой группе или начать заниматься с нуля.

Обучение игре на баяне ведут государственные и частные школы, студии при музыкальных училищах и дворцах культуры.

Обучение игре на баяне в школе

ДМШ в начале года принимают дошкольников на классовое обучение, а в частные записываются дети и взрослые любого возраста. Можно заниматься в группе или брать уроки баяна у репетитора.

Учимся играть самостоятельно

Научиться играть на баяне самостоятельно сложнее, чем под руководством педагога, но при наличии исправного инструмента все возможно. Для этого понадобятся:

  1. Учебная литература. В открытом доступе размещены «Самоучитель игры на баяне» А. Басурманова, «Начальный курс игры на баяне» А. Иванова и «Школа игры на баяне» О. Онегина.
  2. Онлайн-уроки.

Освоить баян в музыкальной школе получится за несколько месяцев. Для этого достаточно посещать курсы 2-3 раза в неделю. Чтобы научиться чисто играть на баяне с нуля дома, потребуется больше времени, но есть и плюсы. График репетиций не нужно подстраивать под занятость педагога, а сэкономленное на поездки в школу время можно потратить на отработку аккордов.

«Выступление для меня — это итог и кульминация выученной концертной программы. Профессия музыканта — это стиль жизни, причем весьма отличный от стиля жизни обычного человека». ( Кирилл Штыбин, известный баянист)

Следите за нами в telegram-канале Польза от игры на баяне

Источник