Польза от чтения вслух ребенку

Между тем именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.

3. Чтение с дублями в разной манере — идеальный способ учить стихи или тексты песен.
Память работает по принципу: все что не повторяется — забывается. Поэтому важно делать дубли или проще говоря — повторять. При этом, просто необходимо вносить разнообразие в процесс. Чем больше возможных вариантов проигрыша ситуации, тем лучше она запоминается.

4. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух — одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Отчего именно вслух, а не как обычно — глазами, «молчаливое»? Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время, как «молчаливое» обеспечивает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. Чтобы стать танцором нужно танцевать, а не смотреть, как это делают другие.

При чтении про себя, основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах.

«Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих. Только читая вслух вы и ваши дети сможете искоренить в своей речи такие речевые недостатки, как косноязычие, заикание, запинки, оговорки, слова-паразиты и пр.

5. Психологи уверены, что чтение — главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах.С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно. Трудно переоценить пользу чтения для подростков. Читая — хотя бы иногда — вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление и развивают другие когнитивные процессы, они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр. Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков, например, Ф.М.Достоевского. Без чтения невозможно формирование гармоничного человека.

6. С точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым. Можно смело утверждать: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить — то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

7. Скорочтение или медленное чтение? Скорочтение — особая форма чтения, которой не стоит злоупотреблять. Скорочтение может быть полезно для поиска необходимой информации в большом ее потоке. Мозг расходует меньше энергии при таком виде чтения и в этом есть большая опасность. Вы можете привыкнуть читать всё в таком режиме и тогда ожидайте беды. Художественный текст будет пролетать незамеченным, а ваша речь будет «скакать» от темы к теме, минуя логические связки.

8. Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Да, безусловно. Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как, например, картавость, заикание, гулкость голоса, «колхозный» региональный или иностранный акцент — является параллельное (одновременное) чтение с «мастерами слова». Дефекты устраняются достаточно быстро и эффективно, если вы стараетесь точно имитировать все голосовые характеристики «эталонного спикера». Не так давно, Михаил Шестов создал специальные заочные курсы, которые обеспечивают, как детям, так и взрослым, свободное вхождение в «гармонию языка». То есть дают возможность за несколько часов научиться читать с актерами самые сложные, даже для интеллигентных взрослых, тексты.

9. Влияние на грамотность письма — количество может перейти в качество. Конечно, для развития грамотности письма необходимо переписывать грамотные тексты, но даже простое чтение вслух способно улучшить стиль письма. В голове постоянно «вращаются» красивые фразы, которые вы можете в любой момент добавить в текст. И чем больше таких фраз, тем интереснее становятся ваши заметки. Вы четко осознаете правильный порядок слов и способны строить красивые предложения, пусть даже с небольшими орфографическими или стилистическими ошибками.

Совет от Михаила Шестова: Очень хорошо запоминать, притворяясь разным героями и назначая им разные голоса и манеры разговора. Даже если вы просто читаете книгу в одиночестве — читайте ее так, словно хотите заинтересовать ребенка. Такая манера запоминания становится похожа на веселую игру, а не скучную зубрёжку.

Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?

С ребенком с рождения нужно разговаривать на правильном русском языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления, необходимо, как можно скорее, научить его выразительно читать вслух с помощью трех видов обучения:

  • повторение за диктором (за вами, например)
  • чтение вместе с диктором
  • самостоятельное чтение

Непременно – вслух! С помощью этих упражнений нужно обязательно разогнать скорость чтения или повторения за диктором до скорости беглой речи взрослых носителей языка. Обучение чтению по образцу нужно начинать в трехлетнем возрасте.

Одним из важнейших упражнений для развития нормального интеллекта является освоение спеллинга – искусства свободно раскладывать слова на буквы, напевая их вслух. И с легкостью составлять из последовательностей букв отдельные слова.

Любые уроки не нужно зубрить, нужно уметь читать их выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли (по типу актеров и певцов). Все незнакомые и непонятные слова нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования. Учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать.

Для расширения кругозора

Для расширения кругозора нужно вынуждать ребенка читать вслух и переписывать умные тексты в достаточно больших объемах: от пяти стандартных страниц подряд. Это, очень быстро, выработает у него привычку этим заниматься на повседневной основе. Потребуется подборка текстов, написанных умными (высокообразованными, весьма грамотными) людьми, в том числе различные цитат и высказываний, а также просто текстов, в которых раскрывается (присутствует) многообразие стилей русского языка. Значение всех незнакомых слов должно разыскиваться в обычном или электронном толковом словаре, проговариваться и записываться по буквам. Максимальный объем подобной работы со словарем: одна стандартная колонка словаря в день.

Также требуется быстро, используя трафареты, чтобы обеспечить формирование каллиграфического почерка или клавиатуру компьютера, обучить ребенка безошибочному калькированию отдельных слов и предложений, а, в дальнейшем, и записи под диктовку. Что, в свою очередь, приведет к формированию способности писать самостоятельно.

Источник: supremelearning.ru

Источник

Большинство родителей читают своим детям вслух. Рекомендация делать это звучит от каждого педиатра, педагога, психолога и просто доброго человека. Считается, что чтение книг ребенку это самый минимальный минимум, который родители могут дать, чтобы он вырос успешным человеком. Потому что чтение развивает мышление, эмпатию, словарный запас, кругозор и так далее…

“Сказка на ночь”, художник Татьяна Дерий

Но большинство читающих вслух родителей делают это не для развития речевых навыков и не для расширения кругозора. А для того, чтобы ребенок, например, побыстрее уснул (ведь обычно чтение вслух приходится на вечер), и еще для того, чтобы было что записать в читательский дневник для отчетности в школу. Поэтому и есть спрос на книги с повышенным усыпительным эффектом («Кролик, который хочет уснуть», «Слоненок, который хочет уснуть» и «Тракторенок, который хочет уснуть»).

Никто за это не осуждает родителей, ведь ситуации бывают разные – надо, например, успокоить ребенка с СДВГ, помочь уснуть беспокойному малышу после стресса и так далее. В этих случаях монотонное невыразительно чтение оправданно. Но если вы хотите, чтобы у ребенка остался яркий след в душе от прочитанной книги, чтобы глаза его не смыкались до последней строчки, а в душе прорастали философские мысли, то читать книгу безучастным голосом — преступление!

Нейробиологи говорят, что каждый вечер родители теряют невероятный шанс развить в ребенке эмпатию, а также проработать правильные поведенческие сценарии, используя для этого конфликтные ситуации из книг. Попробуйте в следующий раз, когда читаете историю, остановиться на самом интересном месте, где герою предстоит сделать выбор или принять решение, и спросите у ребенка: «А как бы поступил ты?». Рефлексия – мощный инструмент для глубокого обучения и самопознания. А еще ребенок уже не забудет книгу, в пространство которой был вовлечен таким образом, встал на место героя, попытался понять его чувства и мотивы.

В руках у женщины одна из самых эмпатичных книг – “Чудо” Р.Дж.Паласио

Исследования показывают, что вовлеченность ребенка во время чтения напрямую влияет на понимание и запоминание сюжета. Если вы хотите, чтобы ребенок помнил книгу еще долго после того, как вы ее закроете, постарайтесь вызвать у него эмоции к героям, понимание и сопереживание. Этого достичь совсем несложно:

– во время чтения не стесняйтесь проявлять мимику, свойственную тому или иному персонажу в зависимости от ситуации, в которой он оказался,

– делайте драматические паузы, вскрикивайте, всплакивайте, выражайте всю палитру эмоций, если того требует диалог и обстоятельства. Просто представьте себя внутри книги на месте главного героя, и все у вас получится

захотите плакать – плачьте

периодически отвлекайтесь от повествования, чтобы продолжить жить им в реальном моменте. Восклицайте: «Ну как же так! Почему он это сделал? Зачем же он туда пошел? Бедный мальчик, почему же ему так не везет! Что же сейчас будет?…»

в обсуждение моментов «что же сейчас будет?» вовлекайте ребенка, пусть он делает предположения (у нас есть на эту тему хороший материал «Как улучшить у детей понимание прочитанного. Метод предсказания»)

Активное слушание в отличие от пассивного в буквальном смысле заставляет мозг работать: активизируется синаптическая пластичность, которая усиливает связь нейронов. А синаптическая пластичность это основной механизм, который заставляет работать память, способствует обучению и развитию эмпатии.

В последнее время очень много стали говорить об эмпатии, об эмоциональном интеллекте, и это действительно важно для наших детей. Не думайте про эмпатию лишь как про способность понимать чувства других и все. В долгосрочной перспективе развитая эмпатия дает человеку много «плюшек» от жизни: эмпатичные люди более удовлетворены жизнью, более счастливы, у них лучше складываются отношения в семье и на работе, среди эмпатов меньший процент разводов… Ради развития такой суперсилы в своих детях, пожалуй, стоит посвятить чтению вслух чуть больше времени по вечерам и научиться делать это более «профессионально».

Материал подготовлен Настей Морозовой на основе советов Эрин Клейбоу, профессиора нейробиологии, опубликованных в журнале Psychology Today

Источник

Планшет или книга? Система Монтессори или игра в ладушки с бабушкой? Кажется, будто споры о том, что лучше для ребенка – новые тренды или старые добрые методы воспитания, не утихнут никогда.

Я заметила: родители делятся на два типа. Одни с маниакальным упорством отслеживают книжные новинки для детей и не жалеют на них денег. Они готовы говорить о детской литературе часами и очень радуются, что сегодня можно выбрать все что душе угодно – от скандинавских современных авторов до букинистических изданий с иллюстрациями Бориса Крейцера. Другие считают, что все средства развития ребенка хороши. Впрочем, планшет и компьютер лучше – с той точки зрения, что не требуют участия взрослого. А это значит, можно погрузиться в собственный смартфон в те два часа, что ребенок смотрит мультики или раскрашивает картинки на планшете.

Кто же прав? Правда ли, что читать детям вслух – это просто один из способов провести время вместе, который не имеет преимуществ по сравнению с другими развлечениями? Попробуем разобраться.

Век живи – век учись

Забавно, что чтение вслух полезно в первую очередь взрослым. Оно помогает держать внимание сконцентрированным в течение длительного времени. Это улучшает осмысление и запоминание любой информации. Чтение на иностранном языке тренирует произношение. Читающий мозг авторы научных работ сравнивают с дирижером симфонического оркестра, которому приходится координировать сложную деятельность каждого исполнителя, чтобы в итоге получилась прекрасная музыка. Височные доли отвечают за восприятие звуков, лобные доли помогают осмыслить прочитанное, дать ему этическую и грамматическую оценку, наладить беглость чтения. Угловая извилина выступает в роли интегратора, она объединяет слова и звуки воедино, дарит им смысл.

Несложно понять, что чтение вслух обеспечивает развитие новых нейронных связей как у взрослых, так и у детей. Оно увеличивает словарный запас и помогает лучше управлять собственными интонациями. Неплохо для такого нехитрого и бесплатного занятия, которым можно заняться практически в любом месте и в любое время, не правда ли?

Цифровая vs книжная реальность

Исследования показывают: не стоит отказываться от чтения вслух детям в пользу развлечений вроде мультфильмов или игр на планшете. Джон Хаттон, доктор медицинских наук, провел исследование в детской больнице Цинциннати в 2015 году. Он выяснил, что чтение вслух дает детям долгосрочные преимущества. Мальчики и девочки, которым регулярно читали вслух, показывали большую активность областей мозга, которые обеспечивают образное мышление и понимание повествования.

Ребенок, который слушает сказку в живом исполнении другого человека, не является пассивным слушателем. Волшебство в том, что образы заставляют его воображение работать. Мозг образует новые нейронные связи между клетками. Особенно активной оказывается левая теменно-затылочная ассоциативная кора. Чем раньше начинается активная стимуляция данной зоны при помощи чтения, тем больше вероятность, что ребенок станет хорошим читателем с развитым творческим воображением в будущем.

Авторы отмечают, что чтение вслух – это ненавязчивый способ развития фонологического сознания ребенка. Малыш, не прикладывая никаких усилий, следит за развитием сюжета, в то время как его мозг впитывает мелодию рассказа или стихотворения, усваивает особый ритм речи. Так мозг постепенно учится понимать красоту слов и фраз.

Во время чтения мозг расшифровывает абстрактные символы и учится преобразовывать их в сложные идеи. Чтение перестраивает мозг. Любая история переживается мозгом ребенка так, как если бы он находился внутри нее, а не слушал со стороны. Вот что говорит нейробиолог Грегори Бернс: «Обнаруженные нами нейронные изменения предполагают, что чтение романа буквально переносит вас в тело главного героя». Во всяком случае, регистрируется активность в тех областях мозга, которые отвечают за разнообразные физические ощущения и движение. Можно поспорить, что современные компьютерные игры, которые великолепно имитируют реальность, действуют аналогичным образом. Однако тут есть проблема: игроку некогда обдумать происходящее, а сюжет игр довольно примитивен и не несет никакой художественной нагрузки, которая могла бы задействовать «мышцу эмпатии».

Развитие эмпатии

Чем отличается восприятие информации на слух или в виде визуальных образов? У человека куда меньше времени на то, чтобы осмыслить их. Если история в книге развивается последовательно и неспешно, то обилие звуковых и зрительных образов обрушивается на психику ребенка, не давая ему достаточно времени, чтобы остановиться, подумать и все осмыслить. Поэтому чтение вслух тренирует и эмоциональный интеллект. Задавая себе вопросы или обсуждая с родителями прочитанное, ребенок учится сочувствию, ставит себя на место героев и полноценно «проживает» их историю.

Исследования показывают, что чтение вслух помогает ребенку учиться решать проблемы, самостоятельно отыскивать значимые паттерны событий и устанавливать между ними логические связи. Психологи Кидд и Кастано из Нью-Йоркской школы социальных исследований доказали, что чтение художественной литературы повышает способность распознавать и понимать эмоции окружающих. Это помогает «прокачивать» социальные отношения и полностью противоречит стереотипу, что ботаник-очкарик, который сидел за книгами, пока его сверстники пробовали алкоголь, навсегда закрывает себе дорогу к дружбе, любви и одобрению окружающих.

Энн Ламотт пишет в своей книге «Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом»: «Для некоторых из нас книги так же важны, как и все остальное на земле. Какое же это чудо, что в этих маленьких, плоских, жестких блоках из бумаги разворачиваются мир за миром, миры, которые поют для вас, успокаивают, даруют покой или, наоборот, возбуждают вас. Книги помогают нам понять, кто мы такие и как мы должны себя вести. Они показывают нам, что такое общество и дружба; они показывают нам, как нужно жить и умирать».

Чтение вслух задействует эмоции малыша, а через них можно подобраться к самому важному – мотивации. Расскажите ребенку достаточное количество увлекательных историй до того, как он самостоятельно начнет читать. Пусть эти истории вызывают смех, удивление, а иногда и слезы. Это станет лучшим способом мотивировать почемучку читать самостоятельно, искать еще больше интересного на страницах книг.

Релаксация и самоконтроль

Чтение может стать аналогом медитации. Ведь внимание взрослых в современном мире постоянно рассеивается между смартфоном, разговорами окружающих, музыкой в наушниках и рекламой на всевозможных носителях. Наши дети не знают иной жизни, а потому перенимают модель поведения взрослых, не считая рассеянное внимание чем-то плохим. Чтение вслух в течение получаса помогает сфокусировать внимание только на одной истории. Именно поэтому традиция читать ребенку перед сном неплохо тренирует осознанность.

Богатая и красивая речь

Еще одно исследование помогло оценить связь между чтением детям вслух и дальнейшим развитием языка. Выяснилось, что те, кому родители регулярно читали вслух, обладали большим словарным запасом и более развитыми навыками коммуникации. Книжные истории содержат больший объем слов, чем обычный, повседневный разговор с малышом. В процессе чтения можно уточнить любое непонятное слово. И тут на помощь может прийти планшет: ребенок лучше запоминает, если объяснение нового слова подкрепляется картинкой или видеороликом.

А как быть с малышами, которые пока не говорят? Вероятно, они не понимают и половины того, что им читают родители, а значит, все это мероприятие не имеет никакого смысла? Исследования говорят, что это не так. Дети в возрасте 10–16 месяцев показывали разницу в развитии. Те, кому родители регулярно читали вслух, использовали больше слов и различных звуков-вокализаций, чем те, чьи развлечения ограничивались электронными устройствами.

Ребенок лучше реагирует на живую речь – это факт, который необходимо помнить. Дети показывают лучшие результаты в обучении, если в процессе принимает активное участие взрослый. Это не значит, что стоит демонизировать смартфоны, предавать анафеме планшеты и раскаиваться в том, что вы позволяете себе немного свободного времени, оставляя сына или дочку наедине с мультиками. Однако ежедневное чтение вслух стоит сделать обязательным ритуалом. Оно не только поможет укрепить близость с ребенком, но и даст уникальные возможности для развития его мозга.

Источник