Польза общение с моим ребенком

Польза общение с моим ребенком thumbnail

Большинство родителей стремятся развивать и воспитывать собственных детей и тратят на это немало времени, усилий и денег. Они много знают о детстве и детях благодаря доступности информации и большому (может быть, даже слишком большому) количеству педагогических, психологических, медицинских и других исследований ребенка.

Но эти знания, хотя отчасти и полезные, не могут заменить уникальных отношений родителей со своими детьми, основанных в первую очередь на непосредственном общении, эмоциональной связи и интуитивном понимании друг друга. Однако дети испытывают дефицит такого общения, который известный французский педиатр и психоаналитик Франсуаза Дольто описала так: «О нем много говорят, а с ним самим не говорят».

Польза общение с моим ребенком

Говорим о детях, но не с детьми

Удивительно, как редко многие взрослые разговаривают с детьми по-настоящему. Они ограничиваются указаниями, распоряжениями, вопросами «по существу» («Ты сделал домашнюю работу?» или «Что ты сегодня ела в детском саду?»), оценочными суждениями (похвалить или поругать), но почти совсем не уделяют времени ответам на детские вопросы, фантазиям ребенка и объяснению ему того, что происходит вокруг него, с ним, а также с другими людьми.

А ведь именно благодаря языковому общению, которое отличает человека от всех остальных существ, дети учатся самостоятельно использовать безграничные возможности речи и языка для своего развития и ежедневно совершают собственные большие и маленькие открытия в трех главных мирах — внутреннем, окружающем и мире другого человека.

Несмотря на весь прогресс в воспитании, современные родители по-прежнему часто не знают, о чем и как разговаривать со своими детьми, когда им полгода, год, три года и т.д., хотя даже младенцы ​воспринимают объяснения отца или матери, успокаиваясь или ведя себя активнее в зависимости от желания родителя.

Польза общение с моим ребенком

Что происходит, если вы не говорите с ребенком?

Общаться с ребенком как с равным себе, как с интересным и умным собеседником для многих взрослых до сих пор представляется маловероятным и вызывает у них тревогу. Раньше эта тревога выражалась занятостью работой и семейными обязанностями («Мне некогда с тобой поговорить») или преувеличением серьезности и ответственности роли взрослого («Ты еще слишком маленький, тебе не понять»), а сегодня экраны гаджетов разных форматов дают удобную возможность родителям, а потом и самим детям скрываться друг от друга, в буквальном смысле не видя лица, не слыша и не разговаривая друг с другом.

Это одна из причин задержки развития речи у большого количества детей. Ведь для того, чтобы речь развивалась полноценно и становилась богаче и сложнее, ею нужно регулярно пользоваться, она должна быть необходима в общении соответствующего уровня.

И, наоборот, взрослому, который не имеет связи с ребенком через язык, приходится разговаривать с ребенком не речью, а физической или эмоциональной агрессией. А дети вынуждены рассказывать родителям и окружающим о своих мыслях и чувствах через другой язык — язык болезни, или проблемного поведения, или психической травмы.

Польза общение с моим ребенком

Важно говорить с детьми обо всем, что их интересует, правдиво отвечать на их вопросы и при этом уважать их любовь к фантазированию и «несерьезности», непосредственности. Дети слышат, понимают, чувствуют обычный язык и речь своих родителей. Когда им объясняют, что происходит в их жизни или с ними самими, а не оставляют в неведении, они гораздо лучше адаптируются к реальности и контролируют свое самочувствие. В том числе и тогда, когда желание ребенка не может быть выполнено, но сам разговор об этом желании — открытый и доверительный — помогает его отчасти удовлетворить.

Действуя так, взрослые используют значительную силу слов для укрепления отношений с детьми, а также для их эмоционального и интеллектуального развития каждый день.

От редакции

Говорить с ребенком важно для развития его эмоциональной сферы. О том, что это такое и как развивать осознанность в плане проявления эмоций у ребенка, рассказывает детский и подростковый психолог Оксана Юсупова: https://psy.systems/post/razvitie-emocionalnoj-sfery-u-detej.

Эмоции — естественная часть каждого из нас. Но часто они могут нести потенциальную опасность. Речь о тех случаях, когда мы испытываем сильные негативные эмоции и не можем совладать с ними. Как приручить их, рассказывает Кен Линднер в книге «Опасные эмоции»: https://psy.systems/post/ken-lindner-opasnye-emocii.

Часто в общении с ребенком мы используем привычные фразы: «Поторапливайся», «Ты же девочка», «Успокойся, все хорошо» и многие другие. Чем они могут быть опасны для психики малыша, читайте в нашей статье: https://psy.systems/post/desyat-fraz-kotorye-ne-stoit-govorit-rebenku.

Ребенок не слушается — надо прикрикнуть на него погромче? Но все мы прекрасно знаем, что это не работает. Разве что только в сиюминутной перспективе. Психолог Наталья Шошева объясняет, почему дети ведут себя плохо и что с этим делать: https://psy.systems/post/eti-neposlushnye-deti.

Польза общение с моим ребенком

Источник

Общение с бабушкой, при соблюдении определенных правил, безусловно идет на пользу малышу. Особенно важно, чтобы у ребенка уже до 2 лет сложилось впечатление о бабушке, как о родном человеке.

Но не стоит отдавать ребенка бабушке на все выходные или дольше, если ребенку еще не исполнилось 2 лет, поскольку длительное расставание с мамой и папой в этом возрасте может быть болезненным для малыша.

Плюсы общения ребенка с бабушкой

1. Ребенок от общения с бабушкой получает положительные эмоции. Бабушка никогда не устает готовить вкусности, читать и играть с ребенком, выслушивать его истории и терпеливо отвечать на сотни вопросов.

2. Старшее поколение, как правило, опытнее, мудрее и терпеливее. Они снисходительнее относятся к детским шалостям, не впадают в гнев, больше ласкают и балуют детей, тем самым помогая раскрыться ребенку. Нередко бывает и так, что бабушкам малыши рассказывают гораздо больше сокровенного, нежели родителям, потому что чувствуют в их лице поддержку и понимание, не боясь наказания или осуждения, как в случае с более строгими родителями. Поэтому бабушки помогают детям расти творческими и уверенными людьми.

3. Бабушка любит внуков бескорыстно и безвозмездно, поэтому она – самая надежная няня, не способная умышленно причинить малышу вред.

Читайте также:  Гиалуроновая кислота для организма польза вред

4. Дети с бабушками иногда ведут себя лучше, нежели чем с родителями. Когда ребенок остается с бабушкой один на один, то смена обстановки может благоприятно сказаться на его поведении: он может вести себя серьезнее, чем дома с родителями (где ему так хочется расслабиться и побаловаться) и с интересом делать то, к чему дома обычно у него не проявляется интерес. Например, собирать пазлы, лепить пельмени из теста, убираться, поливать цветы и т.д.

5. Бабушка может поделиться с ребенком полезным опытом и навыками, которых нет у его родителей, и малыш может пронести это через всю жизнь. Бабушка прожила более долгую жизнь, о которой ей хочется рассказать молодому поколению. Поэтому она с удовольствием поделится своими историями с ребенком и будет рассказывать их по нескольку раз, а малыш – слушать. Бабушка и ее рассказы – это связь ребенка со своими предками, которая дает ему ощущение того, что он – часть не просто одной семьи, а целого поколения. Это ощущение способствует развитию более целостной и полноценной личности.

Минусы участия бабушек в воспитании

1. Все хорошее хорошо в меру. Все знают, что забота бабушек порой бывает чрезмерна и навязчива. Такое поведение чаще всего вызвано нехваткой внимания со стороны своих взрослых детей. Поэтому во внуках бабушки видят источник любви, в которой так остро нуждаются.

Часто (но не всегда!) это рождает атмосферу вседозволенности, в которую попадает ребенок у бабушки: потакание капризам превращается в форму выражения любви. Все что мама запрещала, у бабушки становится можно! Ведь бабушка считает, что она имеет законное право баловать ребенка, в этом она видит свою роль, ведь строгим воспитанием займутся родители. В результате часто родителям приходится долго переучивать детей например, после выходных, проведенных ребенком с бабушкой.

2. Бабушка дискредитирует авторитет мамы, потому что думает, что абсолютно точно знает, как правильно лечить внука, как его одевать и кормить (и делает это не так как мама!). И если она явно дает понять окружающим, в том числе и ребенку, что ее не слишком волнует мнение мамы (ведь молодая вряд ли знает, как нужно делать), это может пагубно сказаться на отношениях внутри семьи, отношениях ребенка с родителями.

Если же Вам как родителю кажется, что бабушка начинает слишком активно вмешиваться в воспитательный процесс или ее забота становится слишком навязчивой, нужно постараться поговорить и даже строго запретить делать то, что ребенку запрещено. Это может не сработать, но попробовать стоит. Нет ничего плохого в том, что родители требуют соблюдения определенных правил, установленных в доме для ребенка, если это ради его блага.

Можно устроить посиделки с мамой или свекровью и вспомнить какие ситуации выводили ее, когда она была мамой, как она вела себя, что запрещала, как наказывала и т.д. Такие воспоминания помогут стать терпимее друг к другу.

При критической ситуации, когда никакие разговоры не помогают, лучше постараться устроить ребенка в садик, если маме или папе нельзя оставить карьеру ради воспитания ребенка .

Бабушки иногда сами становятся заложниками обстоятельств. Иногда родители слишком часто просят ее сидеть с ребенком, а некоторые и вовсе отдают детей на воспитание бабушкам и дедушкам, лишь изредка навещая своих детей. В такой ситуации бабушка делает все, что может, но она не в силах компенсировать ребенку отсутствие родителей. Она может воспитать полноценную личность, но не исключено, что у ребенка в будущем будут проблемы с личной жизнью из-за неправильных социальных установок (эгоистичное поведение родителей будет восприниматься как норма).

Как видите, плюсов в участии бабушек в воспитании ребенка больше, чем минусов. Однако следует избегать “перегибов”. Для того чтобы общение с бабушкой шло ребенку на пользу, не нужно “взваливать” ребенка на нее. Пусть она с радостью посидит с внуком изредка, когда это вам необходимо, водит его на какие-то занятия или развлечения. Бабушка (и дедушка конечно, тоже) должны занять свою нишу в воспитании и развитии ребенка, но главную роль все же должны играть родители. Тогда ребенок будет гармонично развиваться и получит правильные социальные установки.

Готовые детские наборы игрушек в дорогу, на прогулку и для игр вне дома (а также в подарок!) по выгодной цене от бренда “Ребёнок Занят”: можно заказать на сайте>>> www.busybag.ru (подбор по возрасту и полу, разные форматы, внутри от 10+, 20+, 30+ или 50+ интересных и новых “развлекашек” для ребёнка, которые спасут карапуза от скуки и пригодятся не один раз!

СКОРО! Наборы для новорожденных: отличное приобретение для будущих родителей (а также идеальный ПОДАРОК на рождение ребенка!)

Источник

Конфликты с ребенком неизбежно возникают в любой семье. Психологи говорят, что самые частые причины таких конфликтов — нарушение границ ребенка, которые он начинает осознавать примерно с 3 лет. Малыш активно сопротивляется указаниям родителей. Такое отстаивание независимости может продолжаться и в 3, и в 7, и в 9 лет, принимая при этом разные формы. Как находить с ребенком общий язык?

Мы в AdMe.ru решили разобраться, как, прививая ребенку необходимые правила поведения, обойти острые углы и показать ему, что он важен.

1. Находим плюсы

Критику никто не любит. Вспомните свои ощущения при жесткой критике или запретах. Тогда вы почувствуете, какая волна возмущения поднимается в ребенке.

Раздражение и обида, которые испытывает малыш, мешают ему пойти на контакт, а тем более сделать то, что от него хотят. Учитесь смягчать, хоть иногда это очень сложно. Критика плюс похвала — и вот результат уже совершенно другой!

2. Предлагаем выбор

Соблюдать режим или выполнять домашние обязанности, конечно, надо. И нередко сопротивление вызывает не сам факт, что это нужно сделать, а безапелляционный тон. Предложите выбор, только не слишком обширный: делайте скидку на возраст.

Возможность выбрать и принять решение очень повышает самооценку, а у вас в руках все же остается контроль за поведением малыша.

3. Не отвлекаем от важных дел

Такое простое правило родителям часто оказывается сложно выполнить. Просто потому, что большинство дел ребенка кажутся нам неважными. Собираешь Lego? Ну и что, ведь это просто игра, а маме нужно поговорить с тобой прямо сейчас.

Читайте также:  Вода с лимон вред и польза и вред

Разговариваешь с подругой? Все равно болтаете о ерунде, а бабушка хочет показать тебе, как печь блины.

Не нужно обесценивать действия ребенка и считать свои намного важнее. Уважайте его личное пространство. Представьте, как бы на его месте отреагировал взрослый?

А вот спросить малыша, может ли он отложить дело, — отличное решение.

4. Умеем отступить от правил

Когда взрослый играет с ребенком, часто в его сознании уже давно «сложены» все правила игр. Заставляя малыша выполнять правила, мы думаем, что это хороший воспитательный момент, ведь во взрослой жизни есть много «надо», с которыми необходимо смириться.

А как же креатив, инициатива, фантазия? Взрослому они пригодятся намного больше скучных рамок. Позвольте ребенку придумать свои правила, назовите игру по-другому. Вдруг новая игра окажется намного веселее и ярче привычной? А если нет — это прекрасная иллюстрация к тому, что новое не обязательно бывает лучше, но пробовать все-таки стоит.

5. Не навязываем помощь

Какое тут может быть терпение, когда ребенок так долго копается или ошибается? Хочется просто взять и сделать вместо него!

«Включайте дзен» и не навязывайте свою помощь без крайней необходимости. Хотите, чтобы малыш рос самостоятельным? Имейте терпение не помогать, пока он не попросит. «Дай я сделаю вместо тебя!» не приносит ничего хорошего и убивает инициативу. Позвольте ему совершать свои ошибки.

И даже если ребенок попросил о помощи, оцените, насколько выполнение этого действия уже подвластно ему, и предложите попробовать еще раз.

6. Просим совета

Когда с тобой советуются — это очень приятно, это значит, что твоим мнением дорожат. Просьбы о совете особенно эффективны с младшими школьниками: в этом возрасте они жаждут принимать на себя больше ответственности.

Задавайте прямые вопросы, помогайте принимать решения, это позволит малышу чувствовать себя серьезным человеком, а вы покажете ему, что между близкими людьми очень важно доверие.

7. Переживаем не за ребенка, а вместе с ним

Когда ребенок рассказывает о своих проблемах, нам жаль его и хочется тут же буквально вложить ему в голову все правильные действия. «Я же говорила!» — вырывается против воли. Мама начинает нервничать, переживать, эмоционально давать советы и раздавать оценки — все это может только оттолкнуть ребенка.

Не заходите с позиции «сверху вниз», но и не обесценивайте переживания ребенка. Будьте рядом. Хочет плакать? Пусть поплачет. Дайте малышу понять, что его чувства важны, спокойно проговорите ситуацию и то, как можно из нее выйти.

8. Обсуждаем гипотетические ситуации

Обсуждение гипотетических ситуаций о другом ребенке и родителях или обсуждение фильмов и книг — довольно действенный прием, если вы хотите, чтобы ребенок что-то осознал. Но залог успеха — это спокойная обстановка и желание ребенка что-либо обсуждать.

«Ваня стал часто драться. Как ты думаешь, почему он дерется? А родители могут ему помочь?»

Важный момент: при обсуждении воображаемых ситуаций не нужно возвращать ребенка в «реальность» вопросами типа «А тебе знакома такая ситуация?» Не думайте, что ребенок не поймет вашей уловки. Если ситуация ему близка, он задумается о ней и без вашей наводки, а также услышит все, что вы хотите до него донести.

Перевод же ситуации на ребенка разрушит всю «магию».

9. Не забываем о чувстве юмора

Кто научит ребенка, что юмор помогает справляться со сложными ситуациями и разряжать обстановку, кроме родителей?

Веселые пародии, говорящие игрушки и предметы, умение просто посмеяться вместе за просмотром мультфильма — все это очень важно для хорошей атмосферы в семье. Показывая свои актерские способности и фантазию, вы учите этому ребенка. К тому же многие дела решаются быстрее не с помощью требований, а с помощью юмора.

Но будьте осторожны — дети очень остро реагируют на сарказм и злое подшучивание.

Близки ли вам эти советы психологов? Какие приемы вы используете в общении с ребенком?

Иллюстратор Ekaterina Gandrabura специально для AdMe.ru

Источник

Говорят, у детей, с которыми в раннем возрасте много общались родители, более развитый мозг. Но разговаривать с ними нужно в любом возрасте. А что делать, когда ребенок уже пошел в школу и начинает сепарироваться (отделяться) от мамы и папы. Как его разговорить и при этом сохранить доверие, остаться друзьями? Советует психолог Анастасия Шапель.

Анастасия Шапель, семейный и детский психолог

Совет №1. Интересуйтесь делами ребенка в первую очередь у него, а не у педагогов

— Спрашивая у самого ребенка, вы даете ему понять, что не контролируете его жизнь, а интересуетесь ею. Что вам небезразлично, вы хотите знать его мнение. Когда вы задаете сыну или дочке вопросы, у маленькой личности есть выбор, отвечать на них или нет, как отвечать. То есть ребенок контролирует процесс, это более приятное ощущение, чем когда вы пересказываете мнение учителя о нем.

— Тем не менее, интересоваться делами школьника у учителей нужно, так как ребенок вступает в период, когда у него появляется много искушений соврать. Это нормальный период взросления, через который нужно пройти.

В общем, будьте мудры и выслушивайте обе стороны. Важно только, чтобы такие треугольные отношения не настораживали ребенка и не заставляли его врать еще больше. Ведь если вы даете понять, что всегда интересуетесь мнением третьей стороны и это мнение решающее, у ребенка будет повод врать и вам, и учителям, и еще кому-нибудь на всякий случай в знак защиты или протеста.

Совет №2. Беседуйте перед сном

— В этот промежуток времени «защита» ребенка падает. Скорее всего, именно перед сном он будет готов говорить о том, что его волнует, что тревожит и так далее.

Приставать с распросами сразу после возвращения из школы — не самое хорошее решение. Ученик только-только вернулся из места, где ему и так задают очень много вопросов. Скорее всего, он устал, еще не успел переключиться на «домашний режим» и вряд ли захочет откровенничать. А заставляя отвечать, родитель превращается все в того же учителя, который «хочет от меня что-то узнать».

Не становитесь следователем. Дайте школьнику возможность переключиться и почувствовать себя защищенно в родных стенах.

Совет №3. Наблюдайте за невербальными знаками. Они о многом говорят

— Слова могут обманывать, а тело — нет.

Допустим, вы задаете вопрос: «Как прошел день?». И вам отвечают: «Нормально». Знайте, что это «нормально» бывает разным. Если при этом чадо спокойно прихлебывает сваренный вами суп и его тело расслабленно, значит, все действительно неплохо, просто ничего примечательного не произошло.

Если же вместе со словом «нормально» ребенок вжимает голову в плечи, смотрит в пол, начинает напрягаться или отворачиваться, значит, он или раздражен и не хочет разговаривать сейчас или в этом самом дне было что-то, что несет негативную окраску.

Читайте также:  Виды гороха и его польза

Совет №4. Иногда нужно повторять несколько раз

— Если вы говорите о чем-то важном, а потом ребенок утверждает, что не помнит этого, не спешите злиться. У детей есть интересная защитная реакция. Услышав что-то неприятное или скучное, они могут усвоить первое слово, потом как будто отключиться, уйти в себя и уловить еще последнее сказанное вами слово. Так все самое плохое и неинтересное как бы и не случалось. Удобно, правда?

Если вам важно донести какую-то мысль до ребенка, сообщайте ее спокойно, не переходя на крик, и помните, что, да, некоторые вещи вам придется повторить и не раз.

Совет №5. Превратите беседы в добрую традицию

— Важно не воспринимать этот совет совсем буквально. Иногда родители делают именно так, и традиция переходит в задачу по расписанию, вроде «в 18:00 мы с тобой садимся разговаривать». Тогда приятное времяпровождение превращается в обязанность, от которой ребенок будет пытаться увильнуть.

Если малыш хочет разговаривать перед сном или в другой период — хорошо. Если нет, значит, пока не пришло время, уважайте этот выбор.

А вообще истина, которая никогда не умрет, — не учите, КАК делать, делайте это сами. Если вы, приходя домой, будете делиться тем, что с вами произошло за день, то и ребенку будет хотеться делать так же.

Расскажите, что интересного сегодня с вами случилось, какие любопытные истории вы услышали, что вас порадовало или расстроило. Привычка обсуждать произошедшее за день всей семьей, например, за ужином, — прекрасная привычка, но, как я уже говорила, — только если она не переходит в принуждение!

Совет № 6. Умейте слышать и уважать детское «нет»

— Соблюдение границ — это сложное для родителей, но важное правило. Что делать, если школьник бастует, отказывается говорить на какую-то тему? Вариантов несколько:

  • отложите беседу. Скажите: «Я вижу, что ты не расположен сегодня к общению, что ты не хочешь об этом говорить, хорошо»;
  • отзеркальте эмоции: «Мне кажется, ты опасаешься, что я неправильно тебя пойму, что я буду злиться. Но я всегда на твоей стороне»

Совет №7. Не обсуждайте проступки ребенка в присутствии других людей

— Это очень сильное унижение, которое может стать даже психологической травмой. Обсуждайте поведение наедине со своим чадом. И даже если услышали что-то плохое от учителя, не делайте поспешных выводов. Придя домой, спокойно сообщите, что узнали то-то и то-то, а что на это скажешь ты? Но делайте это один на один.

Совет №8. Не устраивайте допрос, лучше пофантазируйте вместе

— Спрашивайте не о ребенке, а о некой отвлеченной ситуации. Например, чтобы понять, с кем он дружит в классе, можно задать следующие вопросы:

  • Если бы ты отправлялся в путешествие по морю, кого из класса ты бы взял с собой?
  • А почему именно этого человека, какими качествами он обладает?

Можно углубиться и узнать про самого ребенка:

  • А что бы ты привнес в команду на корабле? Как ты думаешь, в чем твои сильные стороны?

Сценарий может быть любым. Спрашивайте про остров сокровищ, космическую экспедицию или что-то еще, что увлекает именно вашего ребенка.

Узнавать можно и про учителей:

  • Если бы ты стал учителем, на кого из своих преподавателей ты бы равнялся?
  • А на кого из педагогов ты не хотел бы быть похож? Почему?

Через такие необычные проекции вы определите умения и навыки ребенка, о которых он знает сам, поймете, что он ищет в других, как воспринимает учителей, коллектив в школе, что вообще происходит в его голове. И на такие вопросы ребенок ответит с большим энтузиазмом, чем на обычное: «Как дела в школе?»

Совет №9. Поиграйте в интервью

— Помните, в нашем детстве мы заполняли различные анкеты, где писали о своих предпочтениях? Это прекрасная техника, которая поможет вам получше узнать своего малыша.

Вариантов много.

Можно купить книгу-анкету. Можно вместе с ребенком придумать вопросы и потом отвечать. Можно просто задавать сыну или дочке вопросы и записывать его ответы: любимый цвет, время года, урок, песня, ненавистное блюдо и так далее.

Зачем это делать?

Во-первых, вы узнаете много любопытного о своем ребенке.

Во-вторых, все, что написано (или напечатано, или записано на диктофон), оно как бы осязаемо, что очень важно для детей. Это звучит странно, но для них подобные записи служат наглядным подтверждением того, что «я есть». Ведь личность ребенка еще только развивается, и периодически его может посещать смутное чувство, будто бы «я не существую, я растворился».

Такие игры в интервью как бы заземляют, помогают ощущать себя самостоятельной единицей, которая есть. Что написано пером — не вырубишь топором.

Плюс вы показываете, что интересуетесь ребенком лично, а не его достижениями и умениями.

Совет №10. Пользуйтесь принципом бутерброда

— Не фиксируйте внимание ребенка на неприятных для него вещах. Возьмите на вооружение принцип бутерброда. Сначала вопрос позитивный, потом не очень, потом опять позитивный. Так беседа не превратится во что-то скучное и сложное.

Миксуйте начинку сэндвича со своими воспоминаниями и историями. Когда ребенок понимает, что вы когда-то чувствовали то же самое, что взрослые не боги и в детстве влипали в те же передряги, это сближает, поверьте.

Автор текста: Проль Екатерина

Оригинал статьи можно прочитать по ссылке.

ЧИТАЙТЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

Объясняем на пальцах. Нужна ли зеленка при ветрянке, и кому стоит задуматься о прививке?

Ребенок-калькулятор. Как работает методика быстрого счета в уме?

Источник