Польза малого бизнеса для государства
Если для начинающих предпринимателей малый бизнес привлекателен с точки зрения получения дохода и самореализации личности, то для государства интерес представляют несколько иные аспекты.
Во-первых, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, создают новые рабочие места. Это происходит по следующей причине. Пытаясь реализовать свои бизнес-идеи, индивидуальные предприниматели и владельцы малых предприятий принимают на работу сотрудников, которые будут реализовать определенную профессиональную функцию в системе разделения труда.
Кто-то будет стоять у станка, кто-то вести финансовый учет, складировать и перевозить готовую продукцию, продавать ее. В этом смысле государственным органам и муниципальным властям не нужно ломать себе голову над вопросом, куда девать излишнюю рабочую силу или как обеспечить достойное пособие безработным. Острейшая задача повышения занятости решается малым бизнесом автоматически.
Во-вторых, владельцы бизнеса и их сотрудники являются налогоплательщиками. Не только их подоходный налог, но и другие налоги (в числе которых налог на добавленную стоимость, на прибыль, транспортный налог, налог на землю), пополняют бюджет государства. Чем выше доходы организаторов бизнеса и работников их предприятий, тем больше денег получают местный и федеральный бюджет. Располагая достаточными денежными средствами, государство может без труда решать задачи по повышению благосостояния населения. А это, в свою очередь, обеспечивает социальную и политическую стабильность
В-третьих, малый бизнес очень гибок и динамичен; он легко меняет сферы деятельности и обеспечивает самые разнообразные потребности. Владельцы малого бизнеса всегда находятся в тесном контакте с партнерами и покупателями их продукции, что дает возможность быстро перестраиваться в случае изменения внешней среды или запросов покупателей.
Вместе с тем государственная власть обычно осознает тот факт, что вместе с развитием малого бизнеса меняются не только доходы граждан. Другим становится мировоззрение и менталитет людей, — то с чем раньше мирились люди закомплексованные и несвободные, теперь критикуется и отвергается. Малый бизнес, таким образом, является школой реальной демократии и становления гражданского общества. И, надо сказать, далеко не во всех странах государственным чиновникам нравится открытая критика со стороны предпринимателей, которые высказывают недовольство поборами, монополизмом, нецелевым расходованием бюджетных средств, завышенными налогами.
И все же плюсы малого предпринимательства значительно перевешивают его минусы. Правительства практически всех стран мира хорошо знают, что богатых стран без института малого бизнеса не бывает. Прошлый опыт СССР, Китая, стран Восточной Европы, Северной Кореи, Кубы убедительно показал, что идеологические догмы, направленные против рыночной экономики и бизнеса, ведут к обнищанию страны и тотальному товарному дефициту. Поэтому вопрос обычно стоит не в плоскости – иметь или не иметь развитый малый бизнес, а в ракурсе его экономического и правового регулирования.
Обычно государственная власть в законодательном порядке определяет категорию «малый бизнес» и устанавливает критерии, позволяющие его идентифицировать. Обычно таких критериев два – это численность работающих на предприятии и величина выручки, получаемая компанией. К малому бизнесу относят предприятия с численностью работающих от 20 до 200 человек (в зависимости от отрасли, где работает компания). Величину годовой выручки или оборота компании определяют законодательные акты, которые периодически (раз в несколько лет) пересматриваются из-за инфляции и других изменений.
Так как старт-апам в малом бизнесе труднее развиваться, чем средним и крупным предприятиям, государство предоставляет малым предприятиям известные преференции – например, льготные кредиты, низкие налоги или налоговые каникулы на 2-3 года. Иногда финансовую помощь оказывают местные власти и специальные фонды поддержки малого бизнеса.
Однако одних перечисленных мер недостаточно. На развитие малого бизнеса в стране оказывает влияние целый комплекс причин, среди которых правовые, культурные, инфраструктурные, криминальные. Ведение предпринимательской деятельности в значительной степени затрудняют идеологические шоры, бюрократия, избыточный налоговый прессинг, недостаток капитала в стране, монополизация рынков и прочие факторы.
Рассмотрим более подробно элементы среды функционирования малого бизнеса, определяющие деловой и инвестиционный климат в отдельной стране или регионе.
Общественные ценности. Значительную роль в формировании благоприятной обстановки для осуществления предпринимательской деятельности в ее малых формах играют общественные настроения, отношение преобладающей массы населения к бизнесу в целом и отдельным бизнесменам в частности. Если превалируют настроения уравнительного толка, когда предпринимательство расценивается как способ обогащения одних граждан за счет других, то это, само по себе, является сильным тормозящим моментом в развитии всех видов коммерческой деятельности.
Законодательство и правопорядок. Одной из значимых причин неразвитости малого предпринимательства является слабая правовая база и неэффективная правоприменительная практика. Повсеместное нарушение закона, уклонение от уплаты налогов, взяточничество и коррупция, организованная преступность, отсутствие гарантий защиты собственности и личности предпринимателя, – все это в совокупности представляет значительное препятствие на пути развития малого бизнеса.
Очень мешают динамичному развитию предпринимательской деятельности такие факторы, как слабость и некомпетентность судебной системы, избирательное применение закона, двойные стандарты в рассмотрении хозяйственных споров. Приведение в надлежащий порядок законодательной базы предпринимательской деятельности, неукоснительное исполнение законов всеми сторонами хозяйственного оборота – залог успешного развития малого бизнеса.
Экономическая обстановка. Важнейшим фактором предпринимательской среды является экономическая обстановка, в которой приходится функционировать малому бизнесу. Платежеспособность населения и предприятий, емкость рынков, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, действующие налоговые ставки – все эти показатели в обязательном порядке учитываются отечественными и иностранными предпринимателями при принятии решения об инвестициях или реализации бизнес-проектов. Предпринимателей также интересуют такие хозяйственные показатели, как уровень инфляции, доступность и стоимость кредитных ресурсов, возможность выхода на рынки ценных бумаг, ограничения на движение капиталов.
При выборе места и сферы предпринимательской деятельности бизнесмены принимают в расчет соотношение заработной платы в данной стране и за рубежом, уровень социальных гарантий наемному персоналу, силу или слабость профессиональных союзов. Немаловажным фактором экономической обстановки является степень конкуренции на рынках и возможности заполнения перспективных продуктовых ниш.
Политическая ситуация. Для формирования благоприятной среды малого предпринимательства очень важным обстоятельством является политическая ситуация, которая во многом определяет инвестиционный климат и развитие бизнеса в какой-либо стране. От политических целей и приоритетов законодательной и исполнительной власти зависит, будет ли поддерживаться или подавляться предпринимательство как институт, каким формам предпринимательской деятельности будет отдаваться предпочтение, будет ли приветствоваться присутствие иностранного бизнеса и транснациональных корпораций на внутреннем рынке страны.
От политической воли правящей партии и влияния оппозиционных сил зависит вхождение страны в состав экономических блоков и союзов (ЕС, ЕврАЗЭС, ВТО и проч.), выбор партнеров по бизнесу, условия сотрудничества с дружественными и недружественными государствами.
Социальная среда. Доброжелательное или негативное отношение к предпринимательству и организаторам малого бизнеса формируется, в основном, в широких общественных кругах. Настроения в обществе, идеологические и религиозные ориентации людей из различных социальных слоев становятся определяющими при оценке личности предпринимателя, его социального статуса. Моральная поддержка обществом человека, который за счет собственного ума и таланта сумел подняться из низов общества на самую вершину социальной пирамиды, – в том числе за счет предпринимательской деятельности, – является наилучшей поддержкой для института предпринимательства.
Институциональная структура рынка также является мощным фактором формирования среды предпринимательства. В частности, от того, насколько развиты рыночные институты – такие, как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу, трудоустройству, учебные заведения, профсоюзные организации и иные структуры, зависит сам бизнес, его этика, культура, уровень организации и управления.
Выделенные нами факторы предпринимательской среды оказывают прямое и непосредственное влияние на малые предприятия, производящие товары, услуги и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит, каким будет бизнес в стране, насколько он будет развит и какие потребности обслуживать.
Недавно Росстат озвучил вклад малых предприятий в российский ВВП. Цифра получилась вполне ожидаемая, но совершенно не впечатляющая — мы отстаем от развитых стран в несколько раз. Президент и Минэкономразвития собираются это отставание сократить до 2025 года. Разбираемся, насколько это реально и почему развитие малых и средних предприятий так важно для экономики России.
Большой вклад малого бизнеса
Отчет службы государственной статистики, опубликованный в начале февраля, представляет собой всего одну цифру — 21,9%. Это доля малого и среднего бизнеса в ВВП России за 2017 год. Более свежих данных пока нет. Методика расчета показателя: отношение продукции, созданной индивидуальными предпринимателями, микропредприятиями, малым и средним бизнесом к общему объему производства.
К малым и средним предприятиям в России относят бизнес с оборотом до 2 млрд. рублей в год и численностью штата до 250 человек. Всего таких компаний насчитывается 6 миллионов, в них работает почти 16 миллионов человек, а их объем производства в пересчете на деньги — более 20 трлн. рублей. Раньше неофициальную статистику по малому и среднему бизнесу (МСБ) собирало Министерство экономического развития. По данным министерства доля МСБ в экономике с 2014 года росла примерно на 1% в год.
До 2019 года эти данные нигде официально не публиковались. Но в марте прошлого года президент поставил задачу увеличить численность работников малых и средних предприятий до 25 млн. человек, а их вклад в ВВП до 40%. Правда, в майский указ вошло только поручение по численности. Для отслеживания планов, нужна официальная статистика, вот она и появилась в отчетах Росстата.
Еще один план развития озвучило Минэкономразвития, которое собралось до 2024 года увеличить долю МСБ до 32,5%. А министр финансов Антон Силуанов хочет добиться 23% уже в 2019 году. Чтобы достичь этих результатов динамика прироста МСБ должна улучшиться хотя бы в два раза. На первый взгляд кажется, что и сейчас цифры неплохие — 20 трлн. рублей это немало. Но, сравнение с передовыми экономиками мира показывает, что мы сильно отстаем.
Что в Томской области
Томская область считается хорошим регионом для малого и среднего бизнеса. В 2018 году доля малых предприятий в ВРП достигла 30%. Численность работников МСБ 115 тысяч человек, это почти четверть от трудоспособного населения. Объем привлеченных инвестиций превысил 3 млрд. рублей за год.
На фоне общероссийских показателей Томская область действительно выделяется в лучшую сторону. Это следствие развитой инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий. В области работает Фонд развития промышленности, действует комплексная программа «Мой бизнес» и программа развития экспорта, открыты учебные центры и бизнес-инкубаторы при университетах.
В прошлом году область оказала предпринимателям поддержку на сумму более миллиарда рублей, а в 2019 году планируется дополнительно открыть микрофинансовую организацию для развития МСБ, которая будет выдавать займы по льготным ставкам. Меры поддержки, отработанные в Томской области, могут быть использованы для развития бизнеса по всей стране.
Большая важность малого бизнеса
Чтобы нарастить долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 32%, властям придется всерьез взяться за это направление. В прошлом году был запущен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который должен оптимизировать бизнес-среду в стране. Проект подразумевает льготное кредитование на общую сумму 10 трлн. рублей, облегченный доступ к госзакупкам, информирование бизнеса о действующих мерах поддержки.
Дмитрий Медведев предложил использовать принцип «регуляторной гильотины», чтобы сократить административную и налоговую нагрузку на бизнес. Согласно этому принципу, действовать будут только специально согласованные требования, остальные — автоматически утратят силу. В России многие требования действуют еще со времен СССР, некоторые из них противоречат друг другу или просто не имеют смысла. Учесть все эти требования бизнес просто не в состоянии, а проверяющие организации вынуждают это делать.
В Совете Федерации обсуждают возможность закрытия крупных магазинов на выходные, чтобы поддержать малый торговые точки. А в Госдуме на рассмотрении проект о возврате ларьков и мобильных точек торговли.
Почему о малом и среднем бизнесе вдруг стало так много разговоров? Дело в экономическом росте, который необходим России — наша экономика растет в два раза медленнее, чем мировая. С такими показателями в пятерку самых развитых стран к 2024 году нам не попасть. А такое поручение президент дал правительству в своих майских указах.
Во вчерашнем послании Федеральному Собранию Владимир Путин подчеркнул важность улучшения делового климата в стране и поручил разобраться с уголовными делами на предпринимателей.
Малые и средние предприятия — основа роста современных успешных экономик. В США в МСБ занято около 60% трудоспособного населения, в Германии — 70%, во Франции — 60%. А в России менее 30%. Малый бизнес имеет несколько преимуществ, которые положительно сказываются на национальной экономике в целом.
Насыщенному малыми компаниями рынку не грозит монополизация, а значит, и неоправданный рост цен. Малый бизнес более гибок, он быстрее подстраивается под изменения рыночных условий, а значит, работает эффективно и удовлетворяет весь спектр спроса, включая специфические запросы в разных регионах. Здоровая бизнес-среда — гарантия низкой безработицы в стране: человеку проще найти работу среди тысяч разнообразных компаний, чем пытаться встроиться в систему одной корпорации.
Важнейшее качество малого бизнеса для российской экономики — это диверсификация. Сейчас 80% всего производства сосредоточено в нескольких десятках компаний, которые уязвимы для внешнеполитических угроз. Несколько точечных санкций могут обрушить и фондовый, и реальный рынок в России, как было после введения санкций против алюминиевого гиганта «Русал».
Санкции против «Русала» за день обрушили российские индексы. На восстановление ушел почти месяц.
Несмотря на грандиозные планы властей, представители малого бизнеса не испытывают оптимизма. Предприниматели опасаются, что громкие заявления не превратятся в реальные шаги. В 2019 году малый бизнес лишили льготных страховых взносов, а самозанятых граждан обложили налогом. Рост НДС и снижение реальных доходов тоже не идут на пользу МСБ. В 2018 году индекс деловой активности малого бизнеса снижался, а ожидания от 2019 года — умеренно негативные.
Росстат начал публиковать официальную статистику — это уже неплохо. Теперь эффект от обещанных властями мер, можно будет оценить в реальных цифрах. Но противоречивой политики властей это, к сожалению, не отменяет. Да и реальность цифр Росстата вызывает все больше вопросов. Многие предприниматели считают, что бизнесу в России не нужно помогать, ему нужно хотя бы не мешать — это и будет лучшей поддержкой.
Виктор Тарасенко
Наше государство уже много лет говорит о том, что необходимо увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП хотя бы до 40%, но “воз и ныне там”. Данный показатель пока вдвое меньше, и на протяжении десятилетий не меняется, несмотря на определенные меры государственной поддержки малого бизнеса.
Я кратко расскажу об этих мерах государственной поддержки малого бизнеса, может быть, для кого-нибудь данная информация окажется полезной.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса.
Самым главным и ответственным органом, отвечающим за “бурный рост” предпринимательства в России, является Министерство экономического развития РФ. Оно определяет основные направления и объемы финансирования государственной поддержки бизнеса.
В регионах главными операторами поддержки бизнеса являются различные департаменты или местные министерства поддержки малого предпринимательства. Региональная власть на условиях софинансирования получает от МЭР федеральные средства на определенные виды государственной поддержки бизнеса.
В каждом регионе формируется своя инфраструктура поддержки бизнеса, которая состоит из следующих организаций:
- фонды поддержки малого и среднего предпринимательства.
Кстати, данные фонды являются микрофинансовыми организациями, действующие в том же правовом поле, что и обычные МФО, выдающие займы под 300% годовых. Вот только проценты по займам у государственных МФО даже ниже, чем в банках. Естественно, что обычным физическим лицам фонды поддержки предпринимательства займы не выдают.
- гарантийные фонды
- центры инноваций
- центры народно-художественных промыслов
- центры поддержки экспорта
- бизнес-инкубаторы
- промышленные парки и технопарки
- центры прототипирования
- центры сертификации
и другие.
Виды поддержки малого бизнеса.
Все виды поддержки предпринимательства можно условно разделить на две группы:
- финансовые
- нефинансовые
К финансовым мерам поддержки предпринимательства можно отнести следующие виды услуг:
- льготное кредитование. Этим занимаются фонды поддержки предпринимательства. Условия и ставки в каждом фонде свои. Как правило, ставки ниже для предпринимателей, занимающихся инновациями, производством и социально-ориентированным бизнесом. Выдаваться займы могут как для пополнения оборотных средств, так и для приобретения основных средств. Максимальный размер займа составляет 3 млн. рублей, максимальный срок – 3 года.
- предоставление поручительств (гарантий) по банковским кредитам. Когда у предпринимателя не хватает залога для получения нужной суммы кредита, он может обратиться в гарантийный фонд за помощью. При положительном решении гарантийный фонд становится поручителем предпринимателя по банковскому кредиту, и будет нести материальную ответственность в случае неплатежеспособности клиента.
- субсидирование части затрат. Субсидии предоставляются, как правило, производственным организациям для покрытия затрат по оплате лизинговых платежей или процентов по кредитам, взятых для строительства или приобретения основных средств.
- гранты. Гранты могут предоставляться инновационным компаниями, а также начинающим предпринимателям.
Нефинансовые меры поддержки предпринимательства следующие:
- различные консультационные услуги по вопросам ведения бизнеса, финансового планирования (разработка бизнес-планов), маркетинга, патентно-лицензионного сопровождения, правового обеспечения деятельности;
- организация конференций, форумов, круглых столов для малого бизнеса;
- помощь в продвижении товаров на экспорт;
- проведение обучающих тренингов и семинаров,
- организация выставок для товаров малого бизнеса;
и другие.
Можно долго спорить насчет эффективности данных мер. Например, счетная палата РФ сообщает, что гарантийной поддержкой (поручительствами) воспользовались 0,1% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, а льготным кредитованием – 0,3-0,4%. И большинство тех, кто получил финансовую поддержку, никак не улучшили свои финансовые показатели.
Для того, чтобы понять всю суть государственной поддержки бизнеса, представим хозяйку, которая посадила в маленький горшок пальму. Она выросла маленькая и корявенькая, и дальше не растет. Хозяйка и поливает ее регулярно, и почву удобряет, а она все не растет. Вот и наше государство вроде помогает малому бизнесу, но истинной проблемы не видит. А может и видит, но решать не хочет.