Польза лыжного спорта исследовательская работа

Польза лыжного спорта исследовательская работа thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Польза лыжного спорта» Подготовила: ученица 4б класса Яблоновская Наталья Ру

Описание слайда:

«Польза лыжного спорта» Подготовила: ученица 4б класса Яблоновская Наталья Руководитель Мартынова Г.В. МБОУ «Лицей г.Абдулино»

2 слайд

Содержание Введение…………………………………………………………. 3 2. Актуальность…………………...………………

Описание слайда:

Содержание Введение…………………………………………………………. 3 2. Актуальность…………………………………………………………..4 3. Цель работы………………….……………………………………….5 4. Задачи…………..………………………………………………………6  5. История лыж…………………………………………………………7  6.Социологические исследования.……………………….………15  7. О пользе лыжного спорта………………………………………22 8.Заключение………………………………………………………..…..23  9. Список литературы………………..………….…………………..24

3 слайд

Введение   Здоровье  – главная ценность человека. Его невозможно купить. Мы,

Описание слайда:

Введение   Здоровье  – главная ценность человека. Его невозможно купить. Мы, получая его при рождении, можем лишь беречь и укреплять или наносить непоправимый вред. Жизненный опыт показывает, что обычно заботиться о своем здоровье люди начинают лишь после того, как недуг даст о себе знать. А ведь можно предотвратить эти заболевания, нужно только вести здоровый образ жизни. В последнее время и государство, и общественные организации проводят множество мероприятий, направленных на оздоровление нации. Но здоровье человека зависит не только от лечебно-профилактических мероприятий, но и от него самого. Не случайно все больше людей посвящают свой досуг занятиям спорта. Моим любимым видом спорта является лыжный спорт. Я и моя семья очень любим зиму, особенно за то, что можно кататься на санках, лыжах и коньках. Каждые выходные мы ходим в близлежащий лес на лыжную прогулку. В своей работе я хочу рассказать о лыжном спорте, его разновидностях и, самое главное, чем он полезен для здоровья.

4 слайд

Актуальность: Актуальность моего исследования состоит в формировании у моих с

Описание слайда:

Актуальность: Актуальность моего исследования состоит в формировании у моих сверстников стремления вести здоровый образ жизни.

5 слайд

Цель работы Цель работы: изучить, способствуют ли занятия лыжным спортом укре

Описание слайда:

Цель работы Цель работы: изучить, способствуют ли занятия лыжным спортом укреплению здоровья; провести социологическое исследование для выявления собственного отношения учащихся к спорту.

6 слайд

Задачи: В соответствии с целью в моей работе ставились следующие задачи: 1. И

Описание слайда:

Задачи: В соответствии с целью в моей работе ставились следующие задачи: 1. Изучить литературу по данной теме; 2. Провести социологический опрос учащихся школы; 3. Обобщить результаты проделанной работы в выводах и рекомендациях.

7 слайд

Что такое лыжи? Лыжи это приспособление для передвижения по снегу или по друг

Описание слайда:

Что такое лыжи? Лыжи это приспособление для передвижения по снегу или по другим сыпучим поверхностям Лыжи представляют собой две длинные деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носами

8 слайд

Когда появились лыжи? Лыжи были изобретены в очень древние времена северными

Описание слайда:

Когда появились лыжи? Лыжи были изобретены в очень древние времена северными народами в областях с холодным климатом и долгой зимой Для выживания людям было необходимо передвигаться по снегу, порой очень глубокому (более метра)

9 слайд

Что было до лыж? Скорее всего, сначала были изобретены снегоступы - приспособ

Описание слайда:

Что было до лыж? Скорее всего, сначала были изобретены снегоступы – приспособления, увеличивающие площадь стопы и тем самым облегчающие передвижение по снегу, а затем появились лыжи В настоящее время существуют современные снегоступы, которые используются для тех же целей

10 слайд

Первые упоминая о лыжах Обнаруженные на побережье Белого моря наскальные рису

Описание слайда:

Первые упоминая о лыжах Обнаруженные на побережье Белого моря наскальные рисунки, изображающие людей на узких длинных скользящих лыжах с одной палкой в руке (ею не только отталкивались и тормозили, но и орудовали как копьем), были датированы III тысячелетием до нашей эры.

11 слайд

Для чего использовались лыжи? Первоначально лыжи использовались для передвиже

Описание слайда:

Для чего использовались лыжи? Первоначально лыжи использовались для передвижения по глубокому снегу в лесу во время охоты или военных действий в зимних условиях. Такие лыжи были короткие (150 см в среднем) и широкие (15-20 см), удобные скорее для переступания, чем для скольжения.

12 слайд

Что было затем с лыжами? В конце 19 - начале 20 века появился новый вид спорт

Описание слайда:

Что было затем с лыжами? В конце 19 – начале 20 века появился новый вид спорта – лыжный. Появились лыжи с измененными пропорциями, более подходящими для скоростного бега – 170 – 220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи стали применяться в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

13 слайд

Какие стали лыжи сейчас? Постепенно лыжи полностью превратились в спортивный

Описание слайда:

Какие стали лыжи сейчас? Постепенно лыжи полностью превратились в спортивный инвентарь и приняли знакомый всем вид В современных лыжах применяются различные виды пластика, древесины, композитных материалов, сплавов

14 слайд

Какие бывают лыжи? В настоящее время очень много разновидностей лыж Виды лыж

Описание слайда:

Какие бывают лыжи? В настоящее время очень много разновидностей лыж Виды лыж определяются в связи с их предназначением Для бега используют беговые или классические лыжи Для катания с гор используют горные лыжи Также и для остальных видов лыжного спорта используют специальные лыжи, например, для фристайла, прыжков с трамплина, катания на сноуборде Такие лыжи имеют свои особенности в конструкции

15 слайд

Социологические исследования Социологическое исследование мне нужно было для

Описание слайда:

Социологические исследования Социологическое исследование мне нужно было для того, чтобы выяснить, отношение к спорту моих сверстников и какими видами спорта хотели бы заниматься или уже занимаются учащиеся моего класса. Я составила анкеты и опросила по ней 21-го человека, учащихся 4б класса. В анкетах я указала вопросы и попросила участников анкетирования написать рядом с каждым вопросом ответ.

16 слайд

Вопрос 1. Отношение школьников к спорту №	Вопросы	Да	Нет 1	Занимаетесь ли вы

Описание слайда:

Вопрос 1. Отношение школьников к спорту № Вопросы Да Нет 1 Занимаетесь ли вы спортом?  20  1 2 Занимаетесь ли вы в спортивных секциях (кружках)?  7 14 3 Утренней гимнастикой занимаетесь регулярно?  13  8 4 Вам нравится ходить на уроки физической культуры?  21 0  5 Какой вид зимнего спорта вы предпочитаете?       лыжи 17  коньки   20 хоккей    7 я не люблю зиму 0 

17 слайд

Анкетирование показало, что 20 ребят из 21 занимаются спортом, 7 - посещают

Описание слайда:

Анкетирование показало, что 20 ребят из 21 занимаются спортом, 7 – посещают спортивные секции. Все ребята с удовольствием занимаются на уроках физкультуры, регулярно зарядку делают 13 человек.

18 слайд

Какой вид зимнего спорта предпочитают выбирать школьники 3 человека выбрали о

Описание слайда:

Какой вид зимнего спорта предпочитают выбирать школьники 3 человека выбрали один вид спорта, 14 человек – два вида, 4 человека – более двух видов. Самыми любимыми видами зимнего спорта у ребят нашего класса являются лыжи и коньки. 17 ребят отдают предпочтение лыжам и 20 человек – конькам. лыжи коньки хоккей Я не люблю зиму 17 20 7 0

19 слайд

Польза лыжного спорта исследовательская работа

20 слайд

Вопрос 2. Состоял в том, чтобы выяснить есть ли польза от катания на лыжах? 2

Описание слайда:

Вопрос 2. Состоял в том, чтобы выяснить есть ли польза от катания на лыжах? 21 ученик из класса считает, что польза от катания на лыжах есть, и никто не считает катание на лыжах бесполезным занятием.

21 слайд

Вопрос 3 Заключался в том, чтобы выяснить – где ребятам больше нравится прово

Описание слайда:

Вопрос 3 Заключался в том, чтобы выяснить – где ребятам больше нравится проводить урок физической культуры: в спортивном зале или на улице, на лыжах. Двое ребят желают чтобы урок физической культуры проходил в спортивном зале и 19 ребят предпочитают проводить урок на лыжах.

22 слайд

О пользе лыжного спорта   Лыжные прогулки оказывают оздоровительное воздейст

Описание слайда:

О пользе лыжного спорта   Лыжные прогулки оказывают оздоровительное воздействие и очень полезны для здоровья. Они улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательных систем, благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат.   Во время прогулки активируются обменные процессы, увеличивается количество кислорода, которое поглощает организм. Лыжная прогулка поможет избавиться от лишнего веса, чистый воздух помогает расслабиться, получить заряд бодрости и отдохнуть. Лыжный спорт принадлежит к числу физических упражнений, способствующих общему физическому развитию и физической выносливости. При ходьбе на лыжах в работу вовлекается большое число мышечных групп всего тела. Заниматься лыжами можно без возрастных ограничений.

23 слайд

Заключение   Лыжи – средство физического воспитания для людей любого возраст

Описание слайда:

Заключение   Лыжи – средство физического воспитания для людей любого возраста,  состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности, доставляют положительное влияние на нервную систему. Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, физическая выносливость. И тот факт, что после даже небольшой пробежки самочувствие значительно улучшается, доказан неоднократно. В результате своих исследований я выяснила: – большинство учащихся нашей школы занимаются спортом; – посещают школьную секцию; – многие хотели бы заниматься каким-то видом спорта профессионально.     Поэтому, исходя из условий жизни, возможностей, стоит задуматься и начать заниматься лыжами, хотя бы на любительском уровне. Ведь лыжный спорт – это здоровье.

24 слайд

Список литературы   И.М. Бутин. «Лыжный спорт».- М.: Молодая гвардия, 1987.2

Описание слайда:

Список литературы   И.М. Бутин. «Лыжный спорт».- М.: Молодая гвардия, 1987.258с Школьная энциклопедия 20 в.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.682с Школьная энциклопедия История древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.523с https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%FB%E6%ED%FB%E9_%F1%EF%EE%F0%F2 https://gendocs.ru/v24476/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82-%D0%BB%D1%8B%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%822 https://budzdorov.org/?p=1891 https://nsportal.ru/ap/drugoe/library/%C2%ABvliyanie-lyzhnogo-sporta-na-razvitie-fizicheskikh-kachestv%C2%BB

25 слайд

Польза лыжного спорта исследовательская работа

26 слайд

Польза лыжного спорта исследовательская работа

Выберите книгу со скидкой:

Польза лыжного спорта исследовательская работа

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Польза лыжного спорта исследовательская работа

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Польза лыжного спорта исследовательская работа

Курс повышения квалификации

Польза лыжного спорта исследовательская работа

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-383573

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 17»

Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Шаг в будущее»

ЛЫЖНЫЙ СПОРТ

Автор: Шматченко Владимир, Николюкин Артем

Класс: 4 «Б»

МБОУ «Лицей № 17»

Научный руководитель:

Сагитова Татьяна Сергеевна

Березовский-2015

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

История лыжного спорта……………………………………………………….4

Лыжный спорт в Кузбассе………………………………………………………6

Лыжный спорт в МБОУ «Лицей № 17» (результаты анкетирования)……..8

Результаты исследования…………………………………………………….12

Список используемой литературы ……………………………………………13

Введение

Не раз говорилось о том, что занятия спортом – это залог здоровья. Спорт укрепляет организм, делает нас выносливее. Занятия спортом разнообразны и актуальны круглый год. Спортивные победы не раз прославляли нашу страну на весь мир. А в 2014 году наша страна была хозяйкой зимних Олимпийских игр. Лыжный спорт относится к тем видам спорта, которыми можно заниматься, начиная с самого раннего детства и вплоть до глубокой старости.  Лыжный спорт представляет широкие возможности разнообразной спортивной деятельности на свежем воздухе и при этом вовлекает в работу почти все системы организма. Тренировочный эффект от лыжного спорта повышается и благодаря восстанавливающему, способствующему укреплению здоровья влиянию свежего воздуха. Лыжный спорт является важным средством поддержания и улучшения здоровья. Кроме того, лыжные гонки развивают упорство и выносливость, а прыжки на лыжах и горнолыжные дисциплины воспитывают смелость и решительность. Лыжный спорт как средство досуга не связан со спортивными сооружениями. Леса и горные долины, равнины, парки и холмы являются местами для занятий, на которых практически может заниматься неограниченное количество людей.

 Цели исследования:

  • расширить кругозор;
  • воспитывать чувство патриотизма, интерес к спорту;
  • пробудить желание исследовать, анализировать, самостоятельно делать выводы.  

 Гипотеза исследования: лыжный спорт является одним из видов спорта, который дает разнообразные возможности воспитания сознательной социалистической дисциплины и коллективного мышления и действий, приводит к коррекции самоотношения, повышению самооценки.

Задачи исследования:

  • выбрать тему исследования;
  • собрать максимальное количество информации по данной теме;
  • подготовить и провести анкетирование, опрос;
  • обработать полученные данные и сделать выводы.

Методы исследования:

  • поиск информации;
  • отбор информации;
  • систематизация собственного опыта;
  • анкетирование;
  • обработка результатов

История лыжного спорта

В местностях, месяцами покрытых снегом, человек еще в древние времена был вынужден создавать предметы,  обеспечивающие ему возможность продвигаться по снегу, особенно зимой, т. к. охота была для него жизненно необходимой. В соответствии с различным типом строения эти снаряды в древности имели различное на значение: они либо препятствовали погружению в снег (это были круглые или овальные снежные обода), либо позволяли быстрое скольжение по равнине. Скользящая лыжа была особенно пригод на при преследовании убегающей дичи. 4000 – 5000 – летней давности каменные изображения, найденные неподалеку от Онежского озера, позволяют узнать формы, схожие с сегодняшними лыжами. В 18 веке в Скандинавии использовали парные лыжи, имеющие неодинаковую длину. Более короткая для лучшего отталкивания покрывалась мехом, в то время как длинная лыжа позволяла широкое скольжение. Применялась лишь одна палка длиной в человеческий рост, в большинстве случаев без кольца. В среднеевропейских странах лыжный бег был не известен вплоть до 19 века. Крестьяне из области Любляна в Юльских Альпах показывали удивительные результаты в спусках. Они использовали короткие лыжи и только одну палку. При изменениях направления движения она становилась в центр вращения. Родина современного лыжного спорта –Норвегия. Здесь уже в 1733 году было выпущено служебное предписание для лыжных отрядов войск. В 1767 году в нынешнем Осло, состоялись первые военно-спортивные соревнования, а в 1843 году прошли первые официальные лыжные гонки в Тормсе. В 1910 году была создана Международная лыжная комиссия. Она учредила правила соревнований и международные соревнования. В настоящее время в нее входят более 50 стран.  Лыжный спорт является олимпийским с 1924 года и проводится раз в 4 года.

Лыжные гонки являются старейшей дисциплиной в лыжном спорте. Наиболее широко они были распространены в Скандинавии и России. Позже они прижились и в среднеевропейских областях. В производстве гоночных лыж дерево все больше вытесняется пластиком и металлом. В качестве замены лыж для бесснежного периода в тренировке лыжников высших разрядов используются лыжероллеры. Они позволяют воспроизводить аналогичные движения, предполагая наличие гладких асфальтированных дорог, на которых концы палок находят опору. Палки должны быть легкими и достигать плеча лыжника. Слишком длинные или слишком короткие палки отрицательно сказываются на технике бега. Лыжные мази должны обеспечить хорошее скольжение и при отталкивании вызывать необходимое трение благодаря сцеплению между снежными кристаллами и слоем мази. Без мази лыжи при отталкивании будут скользить назад. Постоянно изменяющийся под влиянием погоды снежный по кров и различные виды снега, встречающиеся на трассе соревнований, не исключают ошибок при выборе мазей.

Одежда. Легкие беговые ботинки с низким голенищем и эластичной подошвой позволяют легкий и свободный лыжный шаг. Костюм гонщика состоит из ветронепроницаемой блузы и брюк из легкого эластичного материала. Костюм не должен мешать движениям лыжника. Шерстяные гольфы, кожаные перчатки без подкладки и шерстяная шапка или лента дополняют костюм.

Лыжный спорт в Кузбассе

История лыжного спорта в Кузбассе начинается в 1943 году, когда Кемеровская область вышла из состава Новосибирской области. Именно тогда, 5 декабря, во многих городах Кузбасса были проведены различные лыжные соревнования, посвященные открытию сезона. А уже в июле того же года была создана областная физкультурно-спортивная организация. В Кузбассе стали появляться новые горнолыжные трассы. Последняя из них открылась в поселке ТрудармейскийПрокопьевского района. Теперь сюда будут привозить на бесплатные занятия школьников из соседних деревень и поселков. Разумеется, это наилучшим образом должно сказаться на подготовке школьников в данном виде спорта, что значит, что в дальнейшем эти самые школьники смогут принести ни одну победу своему родном краю.

Лыжные гонки – по-настоящему действенный способ оздоровления людей. При ходьбе на лыжах задействованы все группы мышц, плюс развиваются сердце и легкие – ключевые факторы здоровья. К тому же, тренировки проходят на свежем воздухе, что закаливает организм. Недаром этот вид спорта занимал видное место среди нормативов Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». С 2010 учебного года, по инициативе губернатора Амана Тулеева, в Кузбассе работает программа ГТЗО («Готов к труду и защите отечества»). И в этом комплексе лыжные гонки тоже включены в систему спортивной подготовки школьников.

 Лыжные гонки в Кузбассе – один из самых популярных и массовых зимних видов спорта. Им занимаются более 26 тысяч человек. Работают 24 детско-юношеские спортивные школы по всей области. В числе лидеров по подготовке спортсменов города: Юрга, Березовский, Киселевск, а также Крапивинский район.

 В Кузбассе регулярно проводятся областные чемпионаты и первенства, а так же городские и районные турниры. Ежегодно тысячи любителей спорта выходят на старт Кузбасского этапа Лыжни России. Чемпионат Сибирского Федерального округа памяти Н. Теребова, который проводится в Кемеровском районе, привлекает сильнейших спортсменов Сибири.

 Наряду с массовым детским спортом в регионе активно развивается и спорт высших достижений. 5 «Почетных мастеров спорта СССР», 8 «Мастеров международного класса», не говоря о десятках мастеров спорта – родом из нашей области. Кузбасские спортсмены достойно выступают на чемпионатах и первенствах российского и международного уровня. Мастера спорта международного класса Артем Жмурко и Александр Бессмертных, а так же мастера спорта Андрей Кальсин и Анна Поволяева регулярно приглашаются в сборную России и принимают участие в соревнованиях под эгидой ФИС (международной федерации лыжного спорта), таких как первенство и кубок мира. Сейчас спортсмены активно готовятся к олимпийским играм в Сочи. По меркам лыжных гонок лидеры сборной Кемеровской области еще молоды. К примеру, Анне Поваляевой 22 года, Андрею Кальсину – 21 год.

Город Березовский подготовил прекрасных лыжников: Александра Шатовича, Ольгу Рублеву (Соколову), Константина Северьянова, Сергея и Александра Леготиных, Алексанра Бессмертных, Олега Адайкина, Нину Кадушкину, Андрея Жданова, Андрея Заикина, Константина Штаревича, Александра Павлюкевича. Многим помог стать классными лыжниками известный тренер Владислав Бирсов. Александр Бессмертных , мастер спорта по лыжным гонкам. Неоднократно становился чемпионом России в беге на лыжах классическим стилем среди молодежи до 23 лет. В 2009 году Александ Бессмертных в составе национальной сборной России удачно выступил на первестсве мира среди молодежи и юниоров в Пра-де-Лиз. В 2014 году на зимних Олимпийских играх в городе Сочи он принемал участие в двух видах спорта соревнований. Н дистанции 15 км. Классическим стилем Александр пришел первым из всех российских лыжников, заняв 4 место в мире. А участвуя в составе команды в эстафете, где 4 человека бегут по 10 км каждый, стал серебренным призером.

Лыжный спорт в МБОУ «Лицей № 17» (результаты анкетирования)

В практической части нашего исследования мы попытались выяснить, какое место занимает лыжный спорт в жизни учащихся нашей школы.

Учащимся  4х классов мы предложили ответить следующие вопросы:

  1. Какой вид спорта вам нравится больше всего?   
  2. Назовите зимние виды спорта?
  3. Назовите ваш любимый зимний вид спорта?
  4. Любите ли вы кататься на лыжах?
  5. Как часто вы катаетесь на лыжах ?
  6. Занимаетесь ли в «лыжной секции» ?
  7. Для чего вы занимаетесь лыжным спортом?

    В ходе анкетирования было опрошено 64 учащихся МБОУ «Лицей №17». Обработав данные анкеты, мы получили следующие результаты.

   По данной диаграмме видно, что учащиеся предпочитают футбол, танцы и плавание. Хоккей, катание на роликах и борьбу выбирают лишь единичные учащиеся.

Из данной диаграммы видно, что самыми известными видами спорта среди учащихся являются лыжный спорт, конькобежный спорт и хоккей.

Любимыми видами спорта являются лыжные гонки (42%) и конькобежный спорт (45%).

Большинство учащихся лицея (83%) любят кататься на лыжах.

Из данной диаграммы видно, что только 9 учащихся 4х классов (14%) занимаются в лыжной секции.  

    Все участники ответили, что занятия лыжным спортом способствуютукреплению мышц, позвоночника, развитию дыхательной системы организма,выносливости и ловкости.

Результаты исследования

В результате нашей исследовательской работы, мы опросили ребят четвертых классов и сделали вывод, что многие интересуются лыжным спортом: кто-то мечтает им заняться, а кто-то уже занимается. Практически все ребята ведут здоровый образ жизни, без вредных привычек.

Следовательно, необходимо у наших учеников поддерживать отрицательные эмоции к вредным привычкам – это курение, токсикомания, употребление алкоголя. Убеждать, что занятия физкультурой и спортом и вредные привычки – несовместимы и приносят вред их здоровью.

Спорт не только полезен, но и интересен. Существуют различные виды спорта, в зависимости от своих предпочтений и возможностей, мы можем выбрать плавание или бег, футбол или лыжи и т.д.

Спорт имеет древнюю историю и внастоящее время его значение с каждым годом возрастает.  Закончить нашу работу хотелось бы словами В. В. Путина: «Детский и молодежный спорт – фундамент здоровья страны».

Список используемой литературы

1. Больсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого: – М: ФиС, 2007 – 232 с.

2. Гейцин К.А. Ни дня без физкультуры: – М: Физкультура в школе, 2009 – 41 с.

3. “Энциклопедия для детей” Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. – М.: Аванта+,       2001

4. В.И. Лях, А.А. Зданович. Физическая культура. Москва. «Просвещение», 2007

Источник