Польза литературы в жизни человека аргументы

Польза литературы в жизни человека аргументы thumbnail

Тезисы

  • Люди, не читающие книг, лишают себя мудрости предыдущих поколений
  • Литературные произведения учат человека думать, анализировать, искать скрытые смыслы
  • Идеологическое влияние книги может пройти через всю жизнь человека
  • Читая, человек становится умнее и интеллигентнее
  • В книгах можно найти отраду даже в самые тяжелые времена
  • Книги — это собрание всей человеческой мудрости, накопленной за многие века
  • Без книг человечество обречено на гибель

Аргументы

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Для Татьяны Лариной, главной героини произведения, книги являются совершенно особенным миром. Девушка читает много романов и, фантазируя, видит себя их героиней. Она представляет жизнь такой, какой она представлена в любимых книгах. Когда Татьяна влюбляется в Евгения Онегина, она начинает искать в нем черты, общие с героями ее любимых произведений. Когда Евгений уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об этом человеке.

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Значение книг в жизни человека трудно переоценить. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери мы видим мир, лишенный литературных произведений. Уничтожив книги, человечество уничтожило свою историческую память и свою свободу, разучилось мыслить и вникать в суть вещей. Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с «родственниками». Люди и сами не поняли, как превратились в существ, не способных думать, улавливать суть прочитанного. Их мозг привык воспринимать легкую информацию развлекательного характера. Люди всерьез решили, что книги несут только зло и что читать их не нужно. Потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив управлять собой.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Библия оказала огромное влияние на жизнь Родиона Раскольникова, главного героя произведения. Соня Мармеладова читает герою эпизод, смысл которого окажется важным для его дальнейшей жизни. Отрывок, повествующий о воскрешении Лазаря, несет идею всеобъемлющей милости Бога и прощения грешников: искреннее покаяние ведет к возрождению души. Находясь в остроге, Родион Раскольников читает именно Библию. Книга помогает герою встать на путь духовного воскрешения.

Джек Лондон «Мартин Иден». Чтение книг помогло Мартину Идену превратиться из малообразованного моряка в умнейшего человека своего времени. Герой не жалел времени и сил на чтение: одновременно он читал и изучал грамматику, восхищался прекрасными стихотворениями, изучал труды Герберта Спенсера. С помощью книг Мартин Иден получил всестороннее образование, не проводя время в школе и университете. Читая, герой жалел, что в сутках настолько мало времени. История жизни Мартина Идена подтверждает, что именно книги — это огромный багаж знаний человечества, в котором можно найти ответ на любой вопрос.

К. Паустовский «Сказочник». В качестве новогоднего подарка мальчик получает книгу со сказками Ганса Христиана Андерсена. Сказки настолько увлекают ребенка, что он забывает и о празднике, и о веселье. Читая, он засыпает под елкой, а во сне видит самого автора. Мальчик благодарит писателя за то, что открыл ему дорогу в мир сказок. Герой уверен, что именно сказки научили его вере в чудо и силу добра.

Источник

Автор:
Guru
·
11.05.2018

Книга в произведении является еще одним не очевидным способом раскрытия характера. По отношению к книге, по самому произведению или его автору можно понять, что за герой стоит перед нами. Поэтому в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто фигурирует проблема, связанная с ролью книги в жизни людей. Ниже представлены аргументы, соответствующие проблемным вопросам.

  1. В известном романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров застает Николая Петровича с томиком Пушкина. Это становится причиной его насмешек. Евгений советует «что-нибудь дельное почитать» и кладет ему брошюру немецкого естествоиспытателя. Эта сцена характеризует нам два полярных мира, один традиционный и соборный, а другой новый и передовой. Также важно отметить, что в романе многие герои читают. Мать Базарова — Дюкре «Дюмениль Алексис, или Хижина в лесу». Тургенев отмечает, что она «не прочла ни одной книги, кроме «Алексиса, или Хижины в лесу»». Отец Базарова — Горация, так как любит античность. Ситников — романы Жорж Санд. Таким образом, роль книги в их жизни очень важна: литература определяет их мировоззрение.
  2. Илья Ильич Обломов, герой одноименного романа И. Гончарова, говорил, что книги — это «…роскошь. То дело, без которого легко и обойтись можно. Вещь, назначенная для развлечения». Это еще один способ раскрыть его характер. Также в школе о нем говорилось, что он не читал книг «больше положенного», а значит, не особо ими интересовался и в детстве. Данный факт, несомненно, отразился на развитии личности героя. Пренебрегая чтением, он так и остался маленьким несамостоятельным Илюшей, который боится взрослой жизни и не может ориентироваться в ней.
  3. У Ф. М. Достоевского в произведении «Бедные люди» главный герой, Макар Девушкин, глубоко сочувствует Гоголевскому Акакию Акакиевичу из «Шинели». «Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться», — пишет он Вареньке. И герой убежден, что о подобном писать нельзя, неприлично. Макар способен сочувствовать не только живым людям, но и вымышленным. Интересно, что раньше, до знакомства с Варей, он читал бульварные и низкопробные книжки, и лишь с ее подачи стал интересоваться серьезной литературой. Эта перемена сказывается на развитии Макара: его стиль письма становится более изящным, у него расширяется лексический запас. Он даже чувствует более тонко, задумываясь о вещах, прежде не ведомых ему.
  4. Библейские мотивы звучат и в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. Родиона терзают сомнения и душевные боли, которые влекут и физические. Но когда Соня читает главному герою библию, он становится спокоен, именно эта книга помогает ему покаяться и обрести спокойствие. Таким образом, значение данного религиозного трактата сложно переоценить: он направил мечущуюся душу Родиона на единственно верный путь искупления греха.
  5. Герои романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого тоже формировались под влиянием чтения. «Пьер, приехав вперёд, как домашний человек, прошёл в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, взял первую попавшуюся с полки книгу, это были записки Цезаря» — этот молодой человек интересовался литературой всерьез, и неслучайно именно он – один из самых умных, добродетельных и одаренных персонажей. Духовные потребности, которые выражаются в любви к чтению, развивают его. Также «Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу» — этот пример иллюстрирует тот факт, что дворяне не недооценивали роль книги в воспитании детей. Они активно заинтересовывали их в чтении, давая классические книги с ярко выраженной моралью.
  6. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» частично строится на одной книге, вокруг нее начинают разворачиваться все события. Автор показывает нам книгу как труд всей жизни. Настоящее сокровище, и, одновременно, проклятие. Однако именно произведение искусства становится символом вечности. «Рукописи не горят» — пишет автор. Если творение по-настоящему гениально, оно живет в веках, оставаясь в памяти и сердцах людей.
  7. Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» полон известных литературных имен, автор даже успевает рассказать про себя: «Читал охотно Апулеля, а Цицерона не читал». Главный герой, к примеру, не любил поэзию: «Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом…». Это говорит читателю о том, что скептическое отношение к жизни было вычитано Евгением из специфической литературы. Он хотел заниматься хозяйством, поэтому окружил себя «дельными книгами», дабы не отвлекаться на чувства, в которых он давно разочаровался. Ленский же читает немецкого философа Канта. На философских воззрениях данного мыслителя частично основывался романтизм, в русле которого творил сам Владимир. Он воспринимает мир как нечто возвышенное, это его и погубило. Татьяна же читала французские романы про любовь, из которых и черпала представление об этом чувстве и о мужском идеале. Таким образом, характеры героев формируются на базе того книжного опыта, который они приобрели.

Автор: Елизавета Приставка

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Источник

Анонимный вопрос  ·  12 июня 2018

463

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Для Татьяны Лариной, главной героини произведения, книги являются совершенно особенным миром. Девушка читает много романов и, фантазируя, видит себя их героиней. Она представляет жизнь такой, какой она представлена в любимых книгах. Когда Татьяна влюбляется в Евгения Онегина, она начинает искать в нем черты, общие с героями ее любимых… Читать далее

Почему «всякая власть развращает»? Есть ли работы и литература по психологии на эту тему?

“Власть развращает” – для социальной психологии это частный случай модели ситуационных детерминант поведения. В основе ее простая общая идея, что действия и решения, в том числе морального характера, в большой степени (иногда в решающей) определяются внешними условиями, в которых человек находится.

Самое, наверно, известное исследование на тему “власть развращает” это Стэнфордский тюремный эксперимент 1971 года. Студентов разделили на две группы, “охранников” и “заключенных”, и поместили в замкнутое пространство “тюрьмы”. Очень быстро эксперимент пришлось прервать: “охранникам” слишком понравилось унижать “заключенных”, жестоко обращаться с ними, угрозы физическому и психическому здоровью участников стали слишком серьезными. Автор Стэнфордского эксперимента Филип Зимбардо описал его недавно в книге “Эффект Люцифера” (2007, русский перевод 2013). Там же разбирается история с издевательствами над заключенными в тюрьме Абу-Грейб; на суде по этому делу Зимбардо был одним из экспертов.

Как “власть развращает” подчиняющихся ее авторитету: здесь существует такое же знаменитое исследование, эксперимент Милгрэма 1961 года. Участникам предлагали поучаствовать в научном эксперименте, посвященном будто бы влиянию боли на память. На самом деле целью было проверить, смогут ли подопытные участники выполнить приказ руководителя эксперимента и ударить большим разрядом тока другого (подставного) участника, который кричал (как будто) от боли и просил не выполнять команду. Оказалось, что на значительное большинство участников авторитет действовал сильнее, чем сочувствие: соотношение участников, которые довели эксперимент до конца, и участников, которые отказались выполнять команды после первого или второго крика, оказалось примерно три к одному. Контрольные эксперименты помогли доказать, что дело именно во влиянии авторитета: когда продолжать наносить удары током просил помощник руководителя или сам второй участник, получающий, по сценарию, электрические удары, готовых продолжать опыт сразу оказывалось существенно меньше.

По обоим историям сняты фильмы: документальный “Повиновение” (1965) об исследовании Милгрэма и художественный “Эксперимент” (2010) по мотивам стэнфордского.

Я раздумываю над совершением самоубийства, т.к. нет ни одного удовольствия в жизни. Какие есть аргументы, чтобы я не делал этого?

Наверное буду в контр-тренде, но удовольствие от жизни – это химия гормонов в нашем мозге.

Т.е. это чисто от мозга зависящая состояние.

И есть несчастный мультимиллионер (повесившийся Березовский) и есть счастливый бедный пастух-бедуин, у которго то и вода чистая не каждый день.

Если нет удовольствия – значит какие-то траблы с гормональным балансом – серотонин, дофамин, эндорфин и т.д.

Надо выяснять и поправлять – спортом, отдыхом, едой, сексом, и есл инадо препаратами (поназначению грамотного врача)

Прочитать ещё 47 ответов

Какие книги меняют мировоззрение?

Ищу прекрасное в жизни. Его, оказывается, так много!

Мировоззрение может изменить практически любая хорошая книга, все зависит от того, какое мировоззрение у вас сейчас и сможет ли автор доказать вам свою точку зрения. Я читала очень много интересных книг, но не было такой, после которой я изменила свое отношение к чему-то. Если только “В лесах” Мельникова-Печерского… После этой книги я поняла, как можно любить своих детей не за что-то, а просто так. Нас же с детства воспитывают, что надо слушаться, учиться, работать, чтобы нас было за что любить.

Прочитать ещё 4 ответа

Меняется ли что-то в человеке после прочтения книги? Если да, то что?
Какая книга изменила вас?

Прочтение однозначно нет, хоть одной, хоть ста книг. Измениться в человеке что то может только в процессе осмысления прочитанного и либо принятия, либо критики.

нет какой то одной универсальной книги, которая изменяет всех людей, но можно выделить критерий по которой вы эту книгу для себя можете найти. Книга должна отвечать на вопрос который вас в том или ином аспекте мучает.

Для меня это был учебник логики, открывший для меня вопрос почему люди мыслят именно так и как проверить то, что помыслили другие.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник

Чтение в жизни играет огромную роль. Книги помогают узнать что-то новое, поддержать беседу или блеснуть эрудицией в компании. Но сами писатели видят в литературе и неочевидные бонусы. Читающий человек редко чувствует себя одиноким, с помощью хорошей истории может быстро отвлечься от гнетущих мыслей, лучше понимает мир и окружающих его людей. Все эти примеры есть в книгах. Мы решили их вспомнить.

Избежать одиночества

Книга не только лучший подарок, но иногда и отличный друг. Во всяком случае, в компании литературных героев вы никогда не почувствуете себя одиноким. Холден Колфилд, трудный подросток из романа «Над пропастью во ржи», сложно сходится с людьми, зато читает взахлеб и мечтает пообщаться с писателями. Вот как литературный герой объясняет, почему нужно читать книги:

«…увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется. Но это редко бывает. Я бы с удовольствием позвонил этому Дайнсену, ну и, конечно, Рингу Ларднеру, только Д. Б. ска­зал, что он уже умер. А вот, например, такая книжка, как „Бремя страстей человеческих“ Сомерсета Моэма, — со­всем не то. Я бы скорее позвонил покойному Томасу Харди. Мне нравится его Юстасия Вэй»

Над пропастью во ржи Над пропастью во ржи Дж. Д. Сэлинджер Мягкая обложка220 ₽244 ₽
В корзину

Настоящих друзей и образованных собеседников книги заменяют не только Холдену, отдушину в них находит романтичная Татьяна Ларина, умница Гермиона Грейнджер и несгибаемая Флоренс Грин, героиня романа Пенелопы Фицджеральд.

Быстро избавляться от дурных мыслей

И это еще одна привилегия читающих людей. Хорошие истории действительно помогают избавиться от негатива и настроить себя на иной лад. Если вас одолела хандра, последуйте примеру Григория Печорина, который в ночь перед дуэлью читает роман Вальтера Скотта:

«Я помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты. Писать я не мог долго: тайное беспокойство мною овладело. С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были „Шотландские пуритане“; я читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом… Неужели шотландскому барду на том свете не платят за каждую отрадную минуту, которую дарит его книга?..»

Герой нашего времени. Поэмы. Стихотворения Герой нашего времени. Поэмы. Стихотворения Михаил Лермонтов Электронная книга Купить

Еще раньше Лермонтова аргументы в пользу книг приводят герои Пушкина:

«…Бомарше
Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро“».

К распитию алкоголя мы вас не призываем, а вот бессмертной пьесы Бомарше часто бывает достаточно, чтобы развеяться.

Поверить в лучшее

Почти все положительные литературные герои в какой-то степени мечтатели, даже если их характер говорит об обратном. И это совсем неплохо, во всяком случае, они не теряют самообладание и веру в лучшее, даже если сталкиваются с непреодолимыми, казалось бы, ситуациями.

Многие сильные женские персонажи любят помечтать над книгами: Джейн Эйр в детстве обожала «Робинзона Крузо», Молли Гибсон из «Жен и дочерей» ждет нового романа Вальтера Скотта, а про Элизабет Беннет («Гордость и предубеждение») говорится, что «она много читает и не признает других удовольствий».

Джейн Эйр-10% Джейн Эйр Шарлотта Бронте Твердый переплет406 ₽451 ₽
В корзину

Найти цель в жизни

«Бороться, искать, найти и не сдаваться» — под таким девизом живет Саня Григорьев из знаменитого каверинского романа «Два капитана». У мальчика не было книг, и вместо сказок ему читали письма участников полярной экспедиции, что и определило его дальнейшую судьбу. Сегодня подобные письма можно прочесть в биографических сборниках, и для этого не нужно искать клад в виде сумки почтальона.

Вообще, книга может быть и самоцелью. Так, героиня Маркуса Зусака, Лизель Мемингер, рисковала свободой, спасая литературные произведения от уничтожения нацистами, а Флоренс Грин сделала книжный магазинчик главным делом жизни.

Книжный вор Книжный вор Маркус Зусак Электронная книга Купить

Лучше узнать мир и людей

Ну и чуть-чуть занудства напоследок. Мы можем привести множество аргументов из литературы, почему нужно читать книги, но самой яркой иллюстрацией, пожалуй, станет мир без книг вовсе. В романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» люди потеряли связь не только с интеллектуальным прошлым цивилизации, но и друг с другом, так как их разум способен только на пустые, ничего не значащие разговоры.

«Всё, что вы ищете, Монтэг, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познаёт через книгу»

С 4 по 8 сентября 2019 года в павильоне № 75 на ВДНХ будет проходить Московская международная книжная выставка-ярмарка, где вы сможете приобрести книги, представленные в этой статье. Программу мероприятий издательства «Эксмо» вы можете посмотреть здесь.

Источник

Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Чтение. Книги. Литература.
Проблема чтения, роли чтения, роли литературы, отношения к литературе, выбора книг, вытеснения книг, влияние книг на человека, языка, восприятия литературы и языка.

 
 
 

Какова роль чтения в жизни человека? Какова роль литературы в жизни человека?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной способ своего интеллектуального развития – чтение.

Как полюбить чтение?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно. «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Как правильно выбирать книги?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Составлять для себя программы чтения нужно,  советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.
Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Как правильно читать?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания. Произведения, прочитанные в спокойной атмосфере, производят большое впечатление.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор вытесняет книгу? 
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Что значит книжный бум?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление – книжный бум. Книжный бум – это же прекрасно! И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, – это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т. д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя.

Как правильно составлять личную библиотеку?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Что касается личной библиотеки, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Свою библиотеку не надо делать слишком большой. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.
Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.

Как книги могут повлиять на человека?
Аргумент из романа-антиутопии Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”
Ярким примером, который показывает ценность книг, является роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Главный герой Гай Монтег работает пожарником, но не в привычном для нас понимании: вместо того чтобы тушить пожары, он сжигает дома в которых есть книги. Книги в этом обществве находятся под строжайшим запретом, потому что правительству легче управлять людьми, не обладающими знаниями и свободным умом. Все меняется в жизни Монтега, когда он знакомиться с миром книг: он начинает критически мыслить, у него появляется свое мнение. Так герой превращается в агента сопротивления. В конце романа остается надежда на то, что, возможно, именно он и подобные ему люди изменят жуткую реальность.

Как литература влияет на жизнь человека?
Аргумент из рассказа Майкла Гелприна “Свеча горела”.
Литература делает человека духовно развитым. В антиутопическом рассказе М. Гелприн рисует читателю страшную картину действительности, в которой литература не смогла ужиться с прогрессом и совсем угасла. Литература была тем, что формировало умы, она определяла внутренний мир человека, его духовность. «Дети растут бездуховными, вот что страшно» – восклицал один из немногих оставшихся учителей литературы Андрей Петрович. Большинство людей не осознавало проблемы. Исключением оказался робот-гувернер, который осознал, что дети растут бездуховными, и втайне от своих хозяев пришел к одному из немногих преподавателей литературы, чтобы научиться основам. Его целью было обучение детей. Робот по имени Максим, соприкоснувшийся с миром литературы, «поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий». В итоге его утилизировали, но его жертва не стала напрасной, он научил Аню и Павлика, детей хозяев, любить литературу. А это означает, что еще не все потеряно.

Что такое литература?
Аргумент из рассказа Майкла Гелприна “Свеча горела”.
Главный герой рассказа «Свеча горела на столе» М. Гелприна, обучая робота Максима, рассуждает о том, что такое литература. «Литература — это не только о чём написано… Это ещё и как написано. Язык… тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты». Другими словами, в литературных произведениях важен не только замысловатый сюжет, но еще и богатство языка, который становится инструментом, пробуждающим жизнь в читателе.  Язык – это гармония. Назначение литературы – это воспитание умов, а красота литературного языка помогает добиться этой главной цели.

Как научиться воспринимать красоту художественного слова?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Искусство слова – самое сложное искусство, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта. Перевести это греческое по происхождению слово можно так – «любовь к слову». Но в действительности филология – шире. В разное время под филологией понимались разные области культуры: именно культуры, а не только науки. Поэтому ответ на вопрос о том, что такое филология может быть дан только путем детального, кропотливого исторического исследования этого понятия, начиная с эпохи Ренессанса.
Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения – наиболее сложной области литературоведения. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной эпохи, эстетических представлений своего времени, истории идей и т. п.
Приведу примеры того, как важно филологическое понимание значения слов. Новое значение возникает из сочетания слов, а иногда и из их простого повторения. Вот несколько строк из стихотворения «В гостях» хорошего советского поэта, и притом простого, доступного – Н. Рубцова:
 И все торчит.
В дверях торчит сосед,
Торчат за ним разбуженные тетки,
Торчат слова,
Торчит бутылка водки,
Торчит в окне бессмысленный рассвет!
Опять стекло оконное в дожде,
Опять туманом тянет и ознобом…
 Если бы не было в этой строфе двух последних строк, то и повторения «торчит», «торчат» не были полны смысла. Но объяснить эту магию слов может только филолог…
Дело в том, что литература – это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой «легкости» от того, в какие сочетания входят слова. Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста. Подобно тому как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в скульптуре преодолеваются обычные словарные значения слова. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, которых не найдешь в лучших исторических словарях русского языка.
Совершенно ясно, что нельзя заниматься литературой, не будучи хоть немного лингвистом, нельзя быть текстологом, не вдаваясь в потаенный смысл текста, всего текста, а не только отдельных слов текста.
Слова в поэзии означают больше, чем они называют, «знаками» чего они являются. Эти слова всегда наличествуют в поэзии – тогда ли, когда они входят в метафору, в символ или сами ими являются, тогда ли, когда они связаны с реалиями, требующими от читателей некоторых знаний, тогда ли, когда они сопряжены с историческими ассоциациями.
Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура.
Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем специалистами в области гуманитарных наук? Быть специалистами, профессионалами-гуманитариями я не призываю. Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но… каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.

Какую роль играют книги в нашей жизни?
Аргумент из романа Л. Улицкой “Зеленый шатер”
Книга – это друг человека. С помощью книг дети познают мир, а взрослые возвращаются к своим детским воспоминаниям. В романе Л.Улицкой книга занимает исключительное место в жизни главных героев: Михи, Сани и Ильи. Еще в школе ребята вступают в кружок любителей русской словесности, увлекаются Пушкиным и Толстым, перечитывают письма декабристов и сочиняют свои первые стихи. Любовь к чтению не угасает в них с годами: в студенческие годы они пытаются достать запрещенные книги, бережно передают из рук в руки, переписывают и фотографируют отрывки. Мысли и теории, почерпнутые из книг, становится пищей для долгих ночных разговоров. В них ребята узнают о новых веяниях и «знакомятся» с альтернативной позицией, запрещенной официальной литературой. Можно сказать, что книги определяют их жизнь. Илья становится диссидентом и занимается распространением самиздата, а Миха печатается в запрещенных литературно-политических журналах. В заключительной главе романа уже пожилой Саня, находящийся в эмиграции, идет в гости Иосифу Бродскому, чтобы в последний раз послушать его стихи.

Источник