Польза легкой атлетики для подростков

Польза легкой атлетики для подростков thumbnail

Плюсы и минусы занятий легкой атлетикой

Легкую атлетику принято считать одним из самых безопасных видов спорта, которой можно заниматься в любом возрасте. Ее смогут осилить как дети, так и пожилые люди. Поэтому она является самым массовым и распространенным видом спорта. Легкая атлетика включает в себя такие дисциплины, как бег, ходьба, прыжки и множество других. Этот вид начал свое развитие еще в далеком 776 году до нашей эры. А родиной принято считать Древнюю Грецию. Первые соревнования по бегу проходили в 1837 году в городе Рэкби. Сегодня легкую атлетику называют королевой спорта, так как она известна богатой историей и огромным количеством дисциплин.

Влияние на организм

При физических нагрузках в организме человека запускаются различные процессы, координацией которых занимается центральная нервная система. В работу включаются двигательный аппарат и внутренние органы, обеспечивающие основные потребности организма. Причем ученые уверены, что функция двигательного аппарата в основном зависит от состояния внутренних органов. А деятельность внутренних систем организма тесно взаимодействует с двигательным аппаратом. Потому занятия легкой атлетикой это необходимое требование для стабильной жизнедеятельности организма.

При этом еще даже в древнем Китае и Греции считали, различные физические нагрузки положительно сказываются на умственных способностях. Например, Пифагор являлся чемпионом по кулачным боям и в то же время был известным философом. Или еще один довольно известный философ – Платон. Он также являлся двукратным чемпионом по смешанному стилю единоборств.

Легкая атлетика

Польза

  • Занятия бегом хорошо влияют и укрепляют сердечно-сосудистую систему, так как происходит постоянное напряжение и расслабление мышц ног.
  • Капилляры подвергаются хорошей тренировке, их число увеличивается в несколько раз. Они становятся более гибкими и вместительными, поэтому могут доставлять большее количество кислорода и питательных веществ в различные части тела. Во время занятий спортом в организме повышается обмен веществ, улучшается кровообращение, поэтому активно расходуются лишние калории.
  • Доказанным фактом является то, что абсолютно все виды бега положительно сказываются на работе эндокринной системы и укрепляют иммунную систему.
  • И также занятия легкой атлетикой отлично развивают такие навыки, как ловкость, выносливость и скорость реакции.
  • Во время физических нагрузок дыхание становится более углубленным и частым, вследствие этого в тканях увеличивается поступление кислорода. Благодаря этому повышается физическая и умственная работоспособность.
  • Бег продолжительностью от 30 минут до 1 часа активирует распад клеток, а потому начинается выработка новых. Из-за того, что в первую очередь разрушатся больные и старые клетки происходит обновление и омоложение тела.
  • Не остается в стороне и гормон серотонин или как его еще называют гормон счастья. От этого человек после пробежки чувствует себя счастливым и отдохнувшим.
  • Происходит отличная тренировка всех групп мышц – пресса, ног, спины, ягодиц. Поэтому люди, постоянно занимающиеся легкой атлетикой, имеют хорошую осанку и подтянутое тело.
  • Средняя статистика показывает, что люди, которые занимаются бегом, живут дольше на 5 лет.
  • Непродолжительные вечерние занятия также помогут улучшить качество сна.
  • Благодаря утренним пробежкам организм сможет быстрее проснуться и зарядиться энергией на весь день, а также это поможет избавиться от отсутствия аппетита.
  • Происходит снижение риска гипертонии и гипотонии.
  • Вероятность инсульта или инфаркта снижается вдвое.
  • Бег, когда на улице светит солнце, будет вдвойне полезен, потому что из него человек получает витамин D.
  • Спорт отлично развивает уверенность в своих силах и повышает самооценку.
  • Постоянные пробежки помогут решить проблемы с хронической усталостью.
  • Пробежки зимой могут принести больше пользы, чем летом, так как в холодное время года в работу включаются больше мышц из-за скользкой поверхности.
  • Бег поможет развить в человеке целеустремленность, силу воли и самоконтроль.

Тренировки

Вред

  • Стоит воздержаться или проводить занятия под наблюдением специалиста при следующих заболеваниях: нарушения органов зрения, повышенное или пониженное давление, травмы головного мозга, хронические заболевания, нарушения костной структуры, сахарный диабет.
  • Неправильно подобранная обувь может нанести вред как икроножной мышце, так и коленям, потому что при беге область ног получает ударную нагрузку. И поэтому необходимо отдавать предпочтение обуви с амортизационными свойствами.
  • Перед началом тренировки необходимо провести небольшую разминку, иначе есть большой шанс получить травмы при занятиях.
  • Чрезмерные нагрузки не укрепляют организм, а, наоборот, изнашивают.
  • Происходит значительное влияние на позвоночник и суставы ног, из-за этого увеличивается риск получить микротравмы хряща и межпозвонковых дисков. Это может привести к артриту и артрозу. Поэтому необходимо соблюдать технику во время бега.
  • Перед началом тренировок следует выбрать территорию с чистым воздухом, так как бег вдоль дорог, около заводов или фабрик может нанести непоправимый ущерб здоровью, потому как загрязненный воздух без труда проникнет в легкие.
  • При значительных нагрузках у мужчин начинается выделение кортизола (гормон стресса), который понижает уровень тестостерона.
  • При занятиях на улице в зимнее время неправильно подобранная одежда может принести только вред.

Прыжки

Вывод

Легкоатлетические упражнения оказывают всестороннее влияние на развитие организма. Соблюдая рекомендации и учитывая состояние здоровья, можно не задумываться о вреде от бега, вместо этого довольствоваться положительными результатами. А также не стоит отказываться от разминки и правильной техники. Поэтому перед принятием решения стоит пройти обследование, чтобы выявить заболевания, если они есть. Ну и чтобы занятия не были скучными, можно привлечь друзей или же подобрать подходящую музыку.

Источник

Хип-хоп или балет – какие танцы выбрать для ребенка? Часть 2

Легкую атлетику принято считать «королевой спорта», несмотря на то, что это по сути, самый простой и естественный вид физической активности. Ребенок начнет заниматься ей еще до того, как вы отведете его в секцию – он бегает, едва научившись ходить, забирается по ступенькам или прыгает на батуте. Не слишком ли «простоват» этот спорт, и насколько полезен?

Читайте также:  Польза и вред жареных семечек для организма

Кому подойдет легкая атлетика?

Ответ на этот вопрос сможет дать любая мама, стоит лишь немного понаблюдать за крохой. Она подойдет активным детям, которые не просто много бегают, но и пытаются организовать сверстников, являются явными лидерами или заводилами во всех детских шалостях.

Активность, но не чрезмерная, гиперактивному ребенку легкая атлетика дается с трудом, ведь она требует не только энергии, но и сосредоточения, внимательности. Если ваш малыш с трудом поддается дисциплине, то с секцией стоит повременить. Если вы считаете, что гиперактивного ребенка легкая атлетика может «обуздать» и «приручить», вы ошибаетесь.

Гиперактивность – особенность больше психологическая, а не физическая. И если ваш ребенок с трудом концентрирует внимание, то этот спорт может усугубить ситуацию. Потому, что на занятиях малыш будет испытывать спортивный азарт, сильные эмоции, а это сулит еще большее перевозбуждение.

Когда начинать занятия?

Когда ребенок научится контролировать свои эмоции, концентрировать внимание и ставить перед собой первые цели. Легкая атлетика- это не просто бег или прыжки, это спорт, который требует целеустремленности и настоящей борьбы с соперником, пусть и не на ринге.

Опытные тренеры отмечают, что легкая атлетика, несмотря на свою простоту, не подходит дошкольникам.

«Многие родители думают, то в нашей секции смогут заниматься и 4х-летние малыши, ну что сложного в том, чтобы пробежать, например, кросс? Но на самом деле, такие малыши тратят свое и наше врем впустую, они еще не понимают всех правил дисциплины. Например, мы тратим очень много времени, чтобы научить их правильно стартовать, одни заступают за линию, другие раньше времени срываются с места, третьи, наоборот, не могут среагировать быстро. Мы можем вырабатывать этот простой навык около полугода, тогда как первоклассник научится ему уже на второй – третьей тренировке» – рассказывает тренер секции по легкой атлетике при районной спортивной школе, Олег Маслов.

Итак, отдать малыша на занятия можно и в три года, но польза их будет минимальна. Самый подходящий возраст для начала занятий – 7-8 лет. Для юного школьника тренировки будут не просто развлечением, а серьезным занятием, которое требует четкого следования правилам. Первоклассник быстро поймет ценность каждой секунды на дистанции бегуна, будет четко стартовать и ускоряться перед финишем, что не под силу трехлетке, который с большим удовольствием просто поиграет с секундомером.

Нередко потенциальных бегунов и прыгунов выбирают прямо на уроке физкультуры – тех ребят, что покажут лучшие результаты в школьных соревнованиях, смело приглашают в секции по легкой атлетике. Причем, «податься» в такой спорт не поздно и в 13 лет, когда большинство секций уже откажут ребенку в приеме на занятия.

Прыжки в длину, бег или метание ядра?

На школьных уроках физкультуры дети занимаются сразу всеми видами легкой атлетики по чуть-чуть, но если вы решили отдать малыша в спортивную школу, то придется выбрать конкретное направление:

  • Бег с препятствиями
  • Разнообразные прыжки
  • Метание снаряда
  • Многоборье
  • Эстафеты
  • Спортивная ходьба

Здесь можно положиться на мнение ребенка. Уже после первых уроков физкультуры малыш поймет, что у него получается лучше. Обратить внимание стоит и на физическую форму будущего спортсмена, а также на его комплекцию.

  • У юного спортсмена длинные ноги? Тогда ему прямой путь в прыгуны, особенно с шестом.
  • Малыш небольшого роста и довольно стройный? Небольшой вес – это его ключ к победе в беговых дисциплинах.
  • Не по годам сильному ребенку, даже слегка при этом полноватому, подойдет метание снаряда.
  • Малыш отлично чувствует себя в команде, постоянно стремится занять лидерскую позицию, тогда его вид спорта – эстафеты.

В чем польза легкой атлетики?

Мы не будем рассказывать о том, что этот вид спорта полезен для физического развития, вы и сами понимаете, что маленький атлет будет сильнее, быстрее и здоровее своих сверстников. Но есть у этого вида спорта дополнительные преимущества.

  • доступность, занятия могут проходить в обычном спортивном зале или на спортплощадке у школы, не требуется сложное оборудование.
  • найти опытного тренера очень просто, им может стать даже школьный учитель, здесь не требуется высокая квалификация, как скажем, в боксе.
  • у атлетов не так часто случаются опасные травмы, относительно рукопашного боя, горных лыж или гимнастики, легкая атлетика вполне безопасный вид спорта.
  • хорошие кроссовки и спортивный костюм – вот и вся экипировка, ни дорогого шлема, ни коньков ребенку не потребуется.

Выбрать для маленького атлета правильную обувь – очень ответственное занятие! Если ходить на уроки физкультуры он может и в обычных тряпичных кедах, то занятия атлетикой требуют «профессиональной» обуви. Они так и называются – кроссовки для легкой атлетики или для бега. Фирма-производитель значения не имеет, важно, чтобы обувь минимизировала нагрузку на суставы.

А станет ли чемпионом?

Вы даже не задумывались о победах маленького спортсмена и не представляли его на пьедестале почета? Не лукавьте, это нормальное желание родителей – радоваться успехам своего малыша. Но легкая атлетика это не настолько зрелищный и перспективный вид спорта, как, например, командные игры или фигурное катание. Но и у него есть плюсы: успешный атлет будет защищать честь школы или даже города на соревнованиях, а это гарантируете ему лояльное отношение учителей.

Читайте также:  Есть ли польза в рисовой каше

Конечно, отдавая малыша в секцию, стоит думать не о медалях, а о том, что ему лично даст этот спорт в физическом и в эмоциональном плане. Помните, что профессиональный спорт, даже такой «простой», как легкая атлетика – это риск травм, и детских разочарований при поражениях. Не настраивайте ребенка «быть лучшим и первым», пусть он занимается спортом в удовольствие, без гонки за наградами.

Легкая атлетика, поистине “королева” спортивных дисциплин, сомневаетесь? Тогда предлагаем вам посмотреть видео о красоте и грации этого вида спорта.

А что подошло бы вашему малышу: бег, прыжки или что-то другое?

Топ-10 необычных видов спорта для детей. Часть 1

Источник

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»

hello_html_179a92f.png

Выполнила ученица 8 «А» класса Пронина Татьяна

Преподаватель: Кузнецов А.Н.

г. Арзамас, 2018 г.

Оглавление

  1. Введение

  2. Теоретические основы влияния занятии легкой атлетикой на организм

подростка

2.1 Анатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 13-15 лет

2.2 Влияние занятий легкой атлетикой на организм подростков

  1. Заключение

  1. Список использованной литературы

Введение

Актуальность.

В старшем школьном возрасте у учащихся отмечаются значительные морфологические и функциональные изменения в организме по сравнению со средним школьным возрастом. По данным ряда авторов, в этом возрасте наступает благоприятный период для развития выносливости. К настоящему времени имеется большое количество методик развития выносливости, но, не смотря на это, уровень выносливости у школьников находится на низком уровне.

Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание выносливости в спортивных целях должно способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с имеющей место гипокинезией у детей школьного возраста, усугубляющейся акселерацией физического развития.

Бег является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоническому развитию.

Цель исследования – рассмотреть условия развития выносливости на занятиях по легкой атлетике в возрасте 13-15 лет.

Задачи исследования:

Изучить анатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 13-15 лет.

Проанализировать влияние занятий легкой атлетикой на организм подростков.

Объект исследования – основополагающие характеристики выносливости спортсменов-подростков.

Теоретические основы влияния

занятии легкой атлетикой на организм подростка

2.1 Анатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 13-15 лет

В работе с юными легкоатлетами необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма, которые являются важными показателями.

В процессе роста и развития организм ребенка во всех функциональных системах претерпевает постоянные изменения. Так, например, максимальные темпы роста у девочек в 11-12 лет, У мальчиков – в 13-14 лет, по 6-7см. в год. Максимальный прирост мышечной массы отмечается у девочек в возрасте 13, у мальчиков 14 лет, по 4-5кг. в год. К 14-15 годам развитие мышечно-связочного аппарата достигает высокого уровня, а тканевая дифференциация в скелетных мышцах уже мало отличается от мышц взрослых людей.

Одновременно с увеличением мышечной массы происходит интенсивное нарастание силы мышц, которое, правда, несколько отстает от роста массы тела. Активизируется деятельность половых и эндокринных желез, начинается половое созревание, которое вносит свои коррективы в процессы роста и развития. Однако, в функциональном отношении организм ребенка еще не устойчив, часто подвергается заболеваниям и срывам.

В возрасте 11-15 лет определяется более четко соотношение различных частей тела, тип телосложения, которые имеют определяющее значение в выборе спортивной специализации. Учеными доказано, что тип телосложения и спортивные достижения тесно взаимосвязаны. При этом тип телосложения генетически обусловлен и почти не поддается влиянию тренировок.

На спортивные достижения в легкой атлетике влияют не только размеры тела (рост и вес), но и соотношение частей тела, конституционные особенности подростков.

Наблюдаемые за последние 120-150 лет в разных странах ускорение темпов роста, увеличение тотальных размеров тела от поколения к поколению, более ранние сроки наступления полового созревания получили название «акселерация». Термин «акселерация» применительно к подобным тенденциям в развитии детей школьного возраста был предложен лейпцигским врачом Е. Koch.

Акселерация многими авторами рассматривается как положительное явление, объективно отражающее влияние социальных и медико-биологических факторов на организм детей, так как наряду со сдвигами в физическом развитии и в темпах полового созревания у них отмечается также улучшение двигательных возможностей, повышение спортивных результатов.

Несмотря на то, что в литературе широко обсуждаются различные проявления акселерации, сведений об отрицательных моментах, связанных с акселерацией, еще недостаточно. Имеются указания на то, что наблюдается «омоложение» таких заболеваний, как диабет, лейкозы, ревматизм, злокачественные опухоли, а также увеличение процента лиц с кариозными зубами. По данным социологических исследований, увеличивается разрыв между биологической и социальной зрелостью индивидуумов.

Эпохальный сдвиг и акселерация наложили отпечаток и на современный спорт. Ускорение роста и развития детей и подростков, а также увеличение размеров тела у детей и взрослых людей наблюдается и у спортсменов. Современные футболисты, пловцы, фехтовальщики, волейболисты имеют большую величину тотальных размеров тела, чем представители этих видов спорта в начале XX века.

К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Индивидуальные особенности роста и развития юных спортсменов, учитывая влияние акселерации на современный спорт, необходимо принимать во внимание и при отборе. Отбор детей, способных без вреда для здоровья в течение 6 -10 лет переносить значительные психоэмоциональные и физические нагрузки и в 15-19 лет показывать спортивные результаты международного класса, является важным элементом современной системы воспитания резерва спорта высших достижений7. Известно, что эта система предусматривает выделение основных этапов и направленности тренировочного процесса, выбор средств и методов технической, функциональной и психологиче­ской подготовки в зависимости от возраста, пола и индивидуальных морфофункциональных особенностей детей и подростков. Поэтому врачебные рекомендации при отборе детей для воспитания резерва спорта должны иметь описание задач и содержания каждого этапа многолетнего тренировочного процесса.

Читайте также:  Все о какао и его польза в косметологии

2.2 Влияние занятий легкой атлетикой на организм подростков

Среди средств физического воспитания детей, подростков и юношей различные виды бега, прыжков и метаний занимают одно из важнейших мест. Это объясняется их доступностью, динамичностью, эмоциональностью и естественностью. Правильно организованные занятия по легкой атлетике в комплексе с другими средствами физического воспитания должны содействовать:

укреплению здоровья детей и подростков;

гармоничному физическому развитию;

развитию физических, моральных и волевых качеств;

воспитанию организационно-физкультурных и санитарно-гигиенических навыков.

Умело применяемые легкоатлетические упражнения способствуют улучшению обмена веществ, укреплению нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также формированию правильной осанки. Подготавливая подростка к достижению высоких спортивных результатов, не следует забывать, что его организм отличается от организма взрослого и что подросток это не взрослый в миниатюре. При физической работе кровоток увеличивается в 40- 60 раз и более и скелетные мышцы пропускают через себя кровь в большом количестве.

Итак, сердце работает с участием более 600 помощников – «периферических сердец», которые обеспечивают кровообращение и кровоснабжение организма. Эти помощники способны развивать давление, превышающее максимальное артериальное. А коль скоро скелетные мышцы могут развивать такое большое давление, то они одни способны у человека в положении стоя поднять кровь из нижних конечностей к правому предсердию.

Все наблюдения над юными спортсменами показывают их лучшее физическое развитие по сравнению с подростками, не занимавшимися физическими упражнениями.

У малотренированных наблюдалось большее учащение сердечных сокращений и большее увеличение систолического показателя. Более выраженная реакция отмечается и в показателях артериального кровяного давления. У тренированных спортсменов сдвиги были значительно меньшими и скорее наступало восстановление.

Таким образом, под влиянием физических упражнений у детей и подростков увеличиваются резервные возможности дыхания; большее количество кислорода используется из литра вентилируемого воздуха, возрастает кислородтранспортная функция кровообращения, растет кислородная емкость крови, совершенствуются механизмы тканевого дыхания, возрастает способность продолжения физических нагрузок.

Заключение

В ходе исследования мы рассмотрели анатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 13-15 лет, изучили влияние занятий легкой атлетикой на организм подростков, дали психологическую характеристику выносливости и рассмотрели систему эмоционально-волевой подготовки юных спортсменов в целях повышения выносливости.

Легкая атлетика-это прекрасный вид спорта, в котором спортсменам необходима сила, выносливость и терпение. Каждый спортсмен стремится стать первым, достичь всех вершин и завоевать долгожданное золото. Идя к своей заветной мечте, практически все великие спортсмены сталкиваются с неудачами и разочарованиями, и только самые сильные и выносливые способны покорить эту вершину.

Выносливость – это способность совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивление как внешней, так и внутренней сферы. Способность к длительной непрерывной работе умеренной мощности, в которой участвует большинство мышц двигательного аппарата, характеризует общую выносливость. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости.

Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности.

Воспитание выносливости осуществляется путем решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и биологических процессов организма.

Психофизиологический механизм проявления выносливости заключается в действии комплекса факторов следующего характера:

личностно – психологических, определяющих силу мотива и устойчивости установки на достижение результата, которые способствуют развитию волевых усилий;

биоэнергетических, определяемых объемом начальных энергетических ресурсов организма и функциональными возможностями его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы;

физиологических, обеспечивающих функциональную устойчивость, позволяющую сохранить на том же уровне активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемые работой, например, нарастание кислородного долга, повышение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.;

функционально-педагогических, обеспечивающих отлаженность действий и рациональность распределения сил в процессе работы.

Средствами для развития выносливости могут быть упражнения, которые обладают следующими признаками:

1) активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательного аппарата;

2) преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы;

3) сравнительно значительная суммарная продолжительность работы

4) умеренная, большая и переменная интенсивность работы.

Конкретные параметры нагрузок в системе занятий, направленных на воспитание выносливости, зависят, как уже ясно, от ряда обстоятельств, в том числе от достигнутой и необходимой степени ее развития, возраста за-нимающихся, особенностей основной деятельности, по отношению к кото-рой строится физическая подготовка.

Список использованной литературы

Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М.: Академия, 2009.

Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2009.

Губа В., Никитушкин В., Гапеев В. Легкая атлетика. – М.: Олимпия Пресс, 2006.

Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008.

Интернет-ресурсы

Источник