Польза интернета для современной молодежи

Саблина О.И.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»

г. Волгодонск

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ И ИНТЕРНЕТ

Интернет — нечто столь огромное, могущественное и бессмысленное, что для некоторых он стал идеальным заменителем жизни.  Эндрю Браун

Интернет – важный фактор в современном мире, который влияет на систему ценностей молодежи. В статье анализируется влияние распространяемой в Интернете негативной информации на молодое поколение России.

Практически любой вид человеческой деятельности имеет под собой аксиологическую основу, поскольку ценности выполняют в жизни индивида регулирующую и целеполагающую функцию. Именно сложившаяся у молодого человека система позитивных и созидательных ценностей способна эффективно выполнять превентивную роль в процессе вероятного формирования экстремистских установок и их последующей реализации в повседневном поведении.

На сегодняшний день проблема использования сети Интернет заключается в том, что социализация молодежи проходит под влиянием новых ресурсов, которые практически невозможно цензурировать – это Интернет, социальные сети, они зачастую становятся самыми непредсказуемыми и могут приводить к нежелательным последствиям, минуя усилия семьи, системы образования и государства.

Мало кто может ответить на следующие вопросы: «Чем развитие Интернета может быть опасно для развития общества и поддержания государственной безопасности?», «Какие угрозы несут новые интернет – технологии молодому поколению?».

Изучение данных проблем сегодня крайне необходимо и актуально.

Зарубежные авторы в большей степени ориентированы на накопление и интерпретацию данных, позволяющих проследить характер и динамику влияния Интернета на сознание пользователей [2]. В этой связи можно отметить ученых, работы которых нацелены на анализ новых технологий воздействия на поведение и установки масс [3]. Есть и работы, посвященные изучению динамики гражданской политической культуры, а также анализу трансформации в обществе под влиянием новых информационных технологий [4].

Актуальность анализа влияния сетевого пространства на молодое поколение определяется современными угрозами и вызовами в отношении национальной безопасности нашей страны. К сожалению, до сих пор в РФ нет общей системной методологии, раскрывающей механизмы целенаправленного использования Интернета в антигосударственных целях.

На виртуальное пространство практически не распространяется цензура (в нашей стране она и вовсе запрещена п.3 ст.29 Конституция РФ), а работоспособных механизмов, которые на практике способны противостоять распространению в сетях негативной информации (аморальной, манипулятивной, лживой и т. д.) на сегодняшний день реально нет. Тем более что такую информацию умело маскируют под нечто совершенно обратное.

Современное общество – общество, наделенное мощным потенциалом промышленного, научно-технического и иного прогресса, где большую роль играют информация и знания.

Увеличение значения информационных технологий, развитие цифровых навыков и социальных сетей, массового использования телефонов, компьютеров, сети Интернет – качественно новые черты современного общества. Интернет охватил весь мир, все сферы жизнедеятельности людей. Центром современного Интернета являются социальные сети. Известно, что общение занимает одно из важнейших мест в человеческой жизнедеятельности, а обмен информацией базовая составляющая общения. Следовательно, основные функции социальных сетей это коммуникационная и информационная. Аудиторией социальных сетей являются в основном молодежь, там они хранят результаты своей деятельности. Публикуют фотографии, свой взгляд на мир, высказывания, рассказы и рассуждения, аудио и видео записи.

Давайте, рассмотрим положительные и отрицательные стороны социальных сетей на примере обучающихся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского».

Анкетирование ситуации показала, что, из опрошенных 50 человек все общаются в социальных сетях. Общение, как показывает опрос, в основном зависит от интереса пользователя.

Наука, искусство – у 25% обучающихся являются предметом интереса, возможности обучаться и развиваться.

85% из опрошенных указали что чаще всего общаются в социальной сети «Вконтакте», «Телеграмм», «Instagram». «Вконтакте» дает возможность обмениваться ссылками, различной информацией. Обучающиеся могут создать беседы и делиться заданиями по обучению, выполнять различные задания совместно с педагогом.

Практически все респонденты считают, что в сети Интернет можно найти всю необходимую для обучения информацию: понятия основных терминов, фотографии известных деятелей любой сферы – 30%, видеоуроки по работе с различными приложениями, мастер-классы – 50%. Интернет позволяет общаться в тематических блогах – 15%. Бесплатный материал для обучения – 80%.

100% опрошенных зарегистрированы «Вконтакте», «Instagram».

80% – зарегистрированы в мессенджере WhatsApp.

К отрицательным сторонам пользования социальными сетями указывают:

– во-первых, ухудшение здоровья (ухудшение осанки, зрения, обилие информации раздражает психику, и сон становится более беспокойным);

– во-вторых, реальное общение вытесняется виртуальным;

– в-третьих, нехватка времени на реальную жизнь.

Также отмечают, что общение в виртуальном режиме подразумевает несоблюдение правил грамматики и пунктуации, составление максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного словарного запаса, замену эмоций смайликами – все это негативно отражается на реальном общении.

Социальные сети способствуют идеализированию того, что на самом деле не стоит особого внимания: так, виртуальная жизнь искривляет понятие настоящих ценностей. Пользователей это заставляет постоянно сравнивать себя с другими людьми и меньше думать о своей собственной жизни [1].

Стресс, когда по тем или иным причинам не можешь зайти на свой аккаунт, испытывают 100% опрошенных. Как показал небольшое исследование сегодня социальные сети занимают огромную роль в жизни современной молодежи, имеют значительное влияние на становление личности каждого.

  1.     Федорова Р. М. Влияние социальных сетей на молодежь // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 300–301.
  2.     Сулакшин С., Новиков Д., Хвыля-Олинтер Н., Гаганов А. Проблемная повестка современной России. Наука и политика. Москва, 2018. С. 111–114.
  3.     Статья «Во все тяжкие: российские дети чаще других обращаются к нежелательному контенту» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mskit.ru/news/n179151.
  4.     Программа «Цифровая Экономика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data-economy.ru/.
  5.     Конституция РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.constitution.ru/.

Источник

Библиографическое описание:


Патрикеева, Э. Г. Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные ценности современной молодежи / Э. Г. Патрикеева, О. А. Соловьева, Т. А. Селезнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1342-1346. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18990/ (дата обращения: 26.07.2020).

Всемирная сеть для пользователей ПК стала неотъемлемой частью жизни: с ее помощью осуществляются работа, учеба, отдых, развлечения, оказываются услуги, совершаются покупки. Необъятное виртуальное пространство привлекает все больше и больше людей, которые стремятся найти здесь информацию, удовлетворить потребности в общении, шопинге, развлечениях. Самыми активными пользователями сети Интернет на сегодняшний день являются молодые люди и девушки, для которых наиболее привлекательными оказались всевозможные социальные сети, онлайн-дневники, чаты, компьютерные игры, поисковые системы.

Интернет обладает массой достоинств, которые облегчают повседневную жизнь современного человека. Благодаря научно-техническому прогрессу ежедневное общение и обмен информацией стали происходить быстрее и удобнее. Всем известно, что Интернет сближает общество на глобальном уровне: его используют для создания и развития бизнеса, для импорта и экспорта товаров, для отдыха и релаксации, поиска данных и любой информации, то есть для мировой торговли и коммуникации.

Систематизируем безусловные плюсы интернет-пространства:

–        Электронная почта;

–        Доступ к информации;

–        Покупки;

–        Онлайн-общение;

–        Сообщества;

–        Бизнес;

–        Сферы услуг.

Интернет делают притягательным следующие свойства:

1)      Возможность анонимного общения, т. е. люди могут общаться друг с другом без имени, пользуясь условным «логином», присвоенным при регистрации.

2)      Возможность интерактивной реализации представлений, фантазий, невозможных в обычном мире (в том числе создание новых образов «Я» в ролевых играх, чатах и т. д.).

3)      Возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым качествам (заметим, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника — в любой момент можно найти нового) [2].

Несмотря на безусловную пользу и удобство Интернета, недостатки здесь тоже имеются и немалые. Попадая в виртуальный мир, молодежь лихорадочно «блуждает» по сети, зачастую забывая о ежедневных делах, учебе и работе, о взятых на себя обязательствах, полностью «растворяясь» в манящих и красочных сайтах. В подобных случаях речь идет об Интернет-зависимости или так называемой Интернет-аддикции.

Интернет-аддикция — это непреодолимое желание подключиться к Интернету в режиме офф-лайн и неспособность завершить сеанс, находясь в режиме он-лайн [1]. Многие люди, находясь в социальных сетях, не замечают, как быстро течет время и насколько они привязаны к потоку информации, поступающей ежеминутно, насколько трудно выключить компьютер и обратить внимание на реальные предметы. По мнению психолога М. И. Дрепы, существуют несколько видов зависимости от Всемирной паутины:

1)         Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации;

2)         Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыток знакомых и друзей в сети;

3)         Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети;

4)         Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в Интернет-магазинах или постоянные участия в Интернет-аукционах [3].

При такой зависимости человек перестает искать свою реальную жизненную дорогу, откладывая в «долгий ящик» дела, затормаживая тем самым социальное и личностное развитие. На физиологическом уровне появляется вялость, сонливость, раздражительность, тревожность, проявляется снижение работоспособности, ухудшение памяти и внимания. Свободный доступ в Интернет отбивает желание развивать взаимодействие и строить отношения с обществом на реальном, не виртуальном уровне. Это особенно заметно среди подростков и молодых людей юношеского возраста. Последствиями продолжительного онлайн-существования становятся проблемы в обучении, снижение умственной активности, частые и беспричинные смены настроения, неадекватная реакция на критику, эмоциональное отчуждение, нарастающая оппозиционность и негативное отношение к окружающим, требующим выключить компьютер, отказ от других интересов и хобби, приступы страха, агрессии, тревоги, появление фобий, изворотливость, лживость, замкнутость, ранее не характерные личности.

В связи с поставленными выше проблемами в феврале — марте 2015 года на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета организовано прикладное эмпирическое исследование влияния Интернет-пространства на жизненные ценности и цели современной молодежи, в котором приняли участие студенты историко-филологического факультета в возрасте от 17 до 23 лет. Для респондентов (всего участвовало 68 человек) была разработана анонимная анкета.

В ходе анализа результатов анкетирования было выявлено, что все студенты, участвовавшие в анкетировании (100 %), каждую свободную секунду посвящают общению в сети, поиску информации или онлайн-играм. На первый вопрос анкеты «Сколько времени вы проводите в Интернете?» 54 % опрашиваемых ответили, что уделяют этому более трех часов в день и только 38 % опрашиваемых осознают, что уделяют слишком много времени веб-серфингу, бесполезно теряя драгоценное время, что является психологической зависимостью от виртуального пространства. Следовательно, Интернет (как социальные сети и информационный источник) становится неотъемлемой частью жизни и жизненной ценностью для современных молодых людей.

В ходе анализа ответов респондентов установлено, что в социальных сетях ежедневно проводят огромное количество времени 50 % опрашиваемых, в основном для обмена информацией на вербальном и мультимедийном уровнях, что удобно и дает возможность общаться на значительном расстоянии друг от друга, не выходя из дома.

Однако, 33 % отвечающих подчеркнули, что живое общение, стало отходить на второй план, в некоторых случаях Интернет заменяет им реальность, что зачастую, выйдя для виртуального общения в социальные сети, они отказываются от прогулок, встреч, непосредственного взаимодействия с близкими. Треть респондентов заметили, что стали реже видеться с друзьями, отдавая предпочтение переписке в чатах и социальных сетях. Некоторые даже выдвинули тезис о том, будто им достаточно просмотреть страничку своего товарища, обновления фотографий и статусов вместо встречи, совместной прогулки на свежем воздухе или посещения какого-либо мероприятия.

Отсюда следует вывод, что основная опасность глобальной сети Интернет в иллюзорности воспринимаемой и получаемой информации– личность на самом деле находится в одиночестве перед электронным устройством, а у нее создается иллюзия полноценного общения. Сидя перед экраном монитора, молодой человек получает колоссальный объем информации, который не в состоянии предоставить внешний мир в отличии от виртуального. Так появляется непреодолимая потребность постоянно быть в сети или интернет-аддикция.

Оставшаяся часть опрошенных студентов (67 %) считает, что интернет слабо влияет на общение в «реале», подчеркивает плюсы социальных сетей и форумов — это новые знакомства, которые могут перерасти в более близкие отношения, поиск единомышленников, общение с коллегами или родственниками, которые проживают в другом городе или чужой стране.

В ходе анкетирования мы получили информацию о том, какие сайты являются самыми популярными для современного молодого человека. По результатам анкетирования 37 % обучающихся постоянно обращаются к поисковым Интернет-ресурсам, электронным библиотекам и архивам. Чтобы расслабиться и отдохнуть — 17 % респондентов используют игровые сайты.

Опрашиваемые студенты признались, что игры в сети Интернет стали потребностью, что часто они не способны своевременно завершить сеанс, возникает непреодолимая тяга изучить все уровни и стратегии, предлагаемые разработчиком игры. Подобные сайты затягивают молодого человека в новую неизведанную реальность, что постепенно приводит к печальным последствиям: конфликты с близкими, неряшливость, неуспешность в учебе, разрушение круга общения, неудовлетворение реальной жизнью, отсутствие реальных жизненных целей. Большинство респондентов согласны, что существуют иные способы развлечения и отдыха, но популярность Интернета состоит именно в доступности, мобильности, простоте и удобстве использования, его интерактивности.

Стоит отметить, что сайты знакомств не пользуются популярностью у современной молодежи студенческого возраста (0 % опрошенных). Молодые люди негативно относятся к знакомствам через социальные сети и имеют традиционные представления о том, как и где лучше заводить знакомства: в неформальной обстановке интересного общественного места (кафе, парк, кинотеатр и пр.).

«Интернет является полезным открытием и познавательной средой для любого вида деятельности» — так заявили 51 % опрошенных студентов. Действительно, стоит выйти в информационно-поисковую систему и вы получаете доступ ко всем областям знаний — от библиотеки Конгресса США до заметки в газете «Комсомольская правда». Треть молодых людей (33 %) высказалась за то, что длительное нахождение в сети — пустая трата времени. Данные респонденты утверждают важность таких жизненных ценностей, как привязанность и любовь, приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых, общение, признание и уважение других людей, высокое материальное благосостояние [4, с. 152].

Анализируя данные, обнаружено противоречие в ответах испытуемых, так более половины молодых людей и девушек диагностировали у себя наличие Интернет- зависимости, как от информационного источника. В тоже время 40 % респондентов не осознают или не хотят признавать негативного воздействия виртуального пространства глобальной сети на свою психику, хотя ежедневно многократно выходят в Интернет на длительное время через личные мобильные гаджеты и ПК.

Анализ данных результатов анкетирования выявил следующие фактические данные: половина опрошенных честно признались, что онлайн-общение стало частью жизни, и отмечают тенденцию к замене живого общения виртуальным, а 23 % опрошенных не представляют своего существования без интернета. У 33 % юношей и девушек возникает ежедневная потребность в использовании интернета, связанная с учебой или работой, с поиском информации, проблема лишь в ее корректности и достоверности. 34 % — периодически пользуются просторами всемирной паутины, 26 % опрошенных признались, что развлекательные и коммуникативные ресурсы сети отвлекают от важных дел, а 10 % респондентов открыто заявили, что страдают от веб-аддикции. Порадовало то, что 40 % студентов утверждают, что предпочитают активную, творческую и познавательную деятельность стационарному пребыванию перед монитором.

Таким образом, Интернет оказывает значительное влияние на ценностные ориентиры молодежи, он плотно вошел в обиход современного человека, грань между виртуальностью и реальностью стала очень тонкой. Недостаточно социализированные и слабые характером личности попадают под «волны» веб-пространства, полностью погружаясь в разнообразные сайты, социальные сети, чаты, форумы, онлайн-игры. Подобный «сёрфинг» приводит к негативным последствиям, влияя на ценностные ориентации подрастающего поколения: для молодого человека приоритетными становятся личные интересы, параллельно формируется безразличное отношение к обществу, социальным нормам и базовым общечеловеческим ценностям, таким как позитивное межличностное общение, сотрудничество, взаимопомощь. Постепенно обесценивается живое полноценное общение, реальный коммуникативный акт с его непосредственными эмоциями заменяется бесчувственными сухими сообщениями, чтение книг –сомнительной информацией поисковых сайтов, психологическое здоровье — зависимостью от IT-технологий и виртуального информационного пространства в гаджетах и ПК.

Литература

1.                  Влияние Интернета на сознание людей/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://book-science.ru/humanities/psychology/vlijanie-interneta-na-soznanie-ljudej.html (дата обращения: 15. 04. 15)

2.                  Интернет-зависимость/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/интернет-зависимость (дата обращения: 14. 04. 15)

3.         Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Дис. … канд. психол. наук. — Арзамас, 2003. — 152 с.

4.         Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Автореф. дис. …канд. психол. наук. — Ярославль: ЯрГУ, 2003. — 25 с.

5.                  Что такое Интернет-зависимость?/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31090/ (дата обращения: 15. 04. 15)

Основные термины (генерируются автоматически): сеть, Интернет, Электронный ресурс, молодой человек, информационный источник, живое общение, глобальная сеть, современная молодежь, современная учащаяся молодежь, виртуальное пространство.

Источник