Польза инерции физика 7 класс

Негметова Инга Галиулловна, учитель физики

МБОУ «СОШ №4» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект урока по теме:

Цели урока:

  • провести проверочное тестирование по теме «Механическое движение»;

  • изучить явление инерции.

Задачи:

  • научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их;

  • подготовить учащихся к восприятию первого закона Ньютона;

  • развивать логическое мышление, культуру речи.

Оборудование и ТСО: карточки с заданиями, металлический шарик, желоб, деревянный брусок, песок, стакан, открытка, монетка, проектор, компьютер.

Тема урока: Явление инерции

Человек не может изменить законы,

но он может их познать и учитывать

в жизни и на практике

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Повторение ранее изученного материала – 10 мин.

  3. Объяснение нового материала – 15 мин.

  4. Физкультминутка – 1 мин.

  5. Закрепление знаний и умений учащихся (решение экспериментальных и качественных задач, выполнение тестового задания) – 15 мин.

  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Тема нашего урока сегодня очень интересная, мы изучим необыкновенное явление под названием инерция, которая проявляется в окружающем нас мире на каждом шагу, но мы настолько привыкли к ней, что и не замечаем её.

«Познать законы природы – наша цель!». Их вы изучаете и исследуете каждый раз на уроках физики. Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали, получали научные знания об окружающем нас мире с помощью Его Величества «Эксперимента». И тогда наверняка никто не забудет про неё.

  1. Повторение ранее изученного материала.

Учитель: Для начала повторим изученный материал (Слайд 4-5).

Фронтальная беседа:

  1. Какое движение называется механическим? (Механическим движением называется изменение с течением времени положения тела относительно других тел. Примеры)

  2. Какие виды движения вы знаете? (Равномерное и неравномерное).

  3. Какое движение называют равномерным? Неравномерным? (Движение называют равномерным, если тело за равные промежутки времени проходит равные пути. Движение называют неравномерным, если тело за равные промежутки времени проходит разные пути)

  4. Чем они отличаются? (При равномерном движении скорость тела остаётся постоянной, а при неравномерном движении скорость тела изменяется).

Учитель: А теперь проведемнебольшую самостоятельную работу.

Ученикам раздаются карточки с проверочным тестом.

Проверочный тест «Механическое движение»:

  1. Какой буквой обозначают скорость?

а) S б) t в) m г) v

  1. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения пройденного пути в системе СИ?

а) м б) м/с в) с г) км/ч

  1. Какое из приведенных ниже выражений позволяет рассчитать пройденный путь при равномерном движении?

а) S=v/t б) S=t/v в) S=vt

  1. Какова траектория лыжника, прыгающего с трамплина?

а) прямая линия б) ломаная линия в) кривая линия г) окружность

  1. Мотоциклист движется со скоростью 72 км/ч, а автобус со скоростью 20 м/с. Какое из этих тел движется с большей скоростью?

а) автобус б) мотоциклист в) движутся одинаково

  1. Пароход отходит от пристани. Движутся или находятся в покое относительно пристани пассажиры, стоящие на палубе?

а) находятся в покое

б) движутся, удаляясь от пристани

в) движутся, приближаясь к пристани

  1. На столике в вагоне движущегося поезда лежит книга.

Относительно каких тел книга находится в покое?

а) относительно рельсов

б) относительно столика

в) относительно проводника, проходящего по вагону

г) относительно здания вокзала.

Ответы: 1г, 2а, 3в, 4в, 5б, 6б,7б.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Надеюсь, что успешно! Переходим к новой теме «Явление инерции».

Ученики записывают тему урока, слушают учителя, отвечают на вопросы.

Учитель: Как вы думаете,может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой изменить скорость? Например, увеличить её или

уменьшить? (Нет, демонстрация). Как можно изменить скорость тел? (Подтолкнуть, т.е. подействовать рукой)? Мяч начинает двигаться. Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч останавливается).Примечание: демонстрируя опыт, с движением шарика по желобу, следует подвести учеников к пониманию, что движение возникает только как результат действия одних тел на другие.

Иногда действие одних тел на данное не вызывает движения. Например, брусок, лежащий на горизонтальной опоре, может сколь угодно долго покоиться.

Но стоит железному шарику удариться о брусок, как он сместится.

V2

При этом взаимодействии изменяется и скорость шарика. Следовательно, изменение скорости связано с взаимодействием тел.

Так при каком же условии движется тело? (Тело движется, если на него действуют другие тела). Основной вывод: для изменения скорости тел необходимо действие других тел.

Учитель: Однако мы рассуждаем как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Он отметил в IV в. до н.э. «причина движения кроется в действии, оказываемом на данное тело каким-либо другим телом» (Слайд 6).

Учитель: Согласно взглядам Аристотеля, тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться. Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет.

Как вы считаете, ребята, прав ли был Аристотель?

Ученики высказывают своё мнение.

Учитель: При этом теория Аристотеля никак не объясняет, почему тело, двигающееся по шероховатой поверхности, останавливается гораздо быстрее, чем то же тело, двигающееся по гладкой поверхности.

Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Галилео Галилею (1564-1642). (Слайд 7).Он установил, что равномерное и прямолинейное движение может быть и при отсутствии действия каких-либо других сил (Слайд 8. Далее идет обсуждение видеоролика).

Используя оборудование, повторим опыт Галилея: движение стального шарика по гладкому желобу и затем по желобу, на котором насыпан песок (Один из учеников выходит к лабораторному столу и демонстрирует).

Итак, продолжаем, ребята! Галилей утверждал, что если тело движется прямолинейно и равномерно, и нет сопротивления этому движению, оно происходит бесконечно. Значит, движение, не поддерживаемое никакими телами, называется движением по инерции. «Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение. Вспомните, если движение тела равномерное и прямолинейное, что происходит с его скоростью? (Скорость тела сохраняется, остается постоянной.)

Ученики отвечают.

Учитель: Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос: Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?

Ученики отвечают. (Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью) и записывают в тетрадь определение: Явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других тел называется инерцией (Слайд 9).

Учитель: В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона мы будем изучать в 9 классе.Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством.

  1. Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре – (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять – (хлопаем в ладоши)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (наклоны в стороны)
Кошка Мурка, два котёнка, (повороты в стороны)
Мой сверчок, щёгол и я – (прыжки на месте)
Вот и вся моя семья! (потянулись)

  1. Закрепление знаний и умений учащихся.

Читайте также:  Кумкват что это за фрукт фото польза

Учитель: Подумайте и ответьте, когда же проявляется инерция? (Инерцияпроявляется, если изменяется значение скорости или её направление). Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды (Слайд10-11.)

Учитель: Ребята, давайте решим экспериментальную задачу: На стакане лежит открытка, на ней монета. Как, не задевая монеты, опустить её в стакан? (Ударить по открытке щелчком, открытка отлетит, а монета упадёт в стакан). Почему так происходит? (Объясняется это тем, что ввиду краткости взаимодействия сила трения не успевает сообщить монете достаточную скорость в направлении удара, и монета падает в стакан.)

Ученики отвечают.

Учитель: Но знайте, инерция приносит не только пользу, но и вред. Сейчас мы делимся на две группы и заполняем таблицу (Слайд 12). Примеры (с разъяснением) полезного проявления инерции вставляете под словом «Польза», а примеры (с разъяснением) вредного проявления инерции – под словом «Вред».

Работа в группах:

Примеры: колка дров, резкое поднятие груза подъёмным краном, встряхивание мокрой одежды или термометра, спотыкание, резкое торможение транспорта, использование катапульты (Поднимать резко груз подъёмным краном запрещается из-за инерции покоящегося груза; капли дождя слетают в силу инерции движения капель; при спотыкании ноги резко останавливаются, а тело продолжает двигаться по инерции в прежнем направлении; запуск самолетов или выброс летчика с парашютом при аварии).

Польза

Вред

Ученики выполняют задание.

Учитель: Ребята, а кто-нибудь из вас может предложить свои примеры из жизни?

Ученики предлагают варианты и по необходимости заносят в таблицу.

Учитель: А теперь, ребята, переходим к следующему заданию – решим несколько качественных задач (Слайд 13 -Слайд 16).

Качественные задачи:

  1. Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?

  2. Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?

  3. Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.

  4. Что произойдёт, если человек поскользнётся?

Учитель: Ну и завершающее задание – тест по новой теме (Слайд 17-18). Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.

Тест по теме «Явление инерции»:

1. Что такое инерция?

Г. Свойство тел сохранять скорость.

У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия

на него других тел.

В. Изменение скорости тела под действием других тел.

2. Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить?

С. Упадёт назад.

Д. Упадёт вперед.

Е. Останется неподвижным.

3.В каком случае наблюдается проявление инерции?

А. Камень падает на дно ущелья.

П. Пыль выбивают из ковра.

Н. Мяч отскочил от стенки после удара.

4.Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры

отклонились влево?

И. Автобус остановился.

Е. Автобус повернул направо.

Ч. Автобус повернул налево.

5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?

К. Чтобы выше подпрыгнуть.

Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.

Х. Чтобы набрать скорость для толчка.

Таблица ответов

Вопросы

1

2

3

4

5

Ответы

Ученики выполняют задание самостоятельно.

Учитель: Проверим ответы. В таблице ответов каждый из вас должен получить кодовое слово «успех». А значит, вы достигли успеха в усвоении явления инерции!

  1. Домашнее задание. Подведение итогов урока. (Слайд 19.)

Учитель: § 17 учебника. Спасибо вам за урок! Желаю успехов!

Физика. 7 класс. Страница 9

Источник

Урок «Инерция» в 7 классе.

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
    1825 г.
Александр Сергеевич Пушкин

Учитель: Составьте текст из предложений (расположите их в правильном порядке, заполнив пропуски).

Демонстрация опытов.

Ученики: Нет.

Учитель: Сегодня мы изучим новое явление, и вы сможете сами объяснить наши эксперименты, а так же многие ситуации и процессы, которые происходят в нашей повседневной жизни.

Учитель: Теперь, ребята, прочитайте бегло параграфы учебника и выпишите незнакомые вам слова, термины, понятия, даты, имена ученых.

1 группа: п. 18, 2 группа: п. 19

Учитель: Теперь перечислите основные вопросительные слова, которые мы используем. (Учитель записывает называемые учащимися слова в две колонки на доске).

Задайте вопросы, используя таблицу. На эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.

Тема нашего урока «Инерция».

Постановка проблемы.

На столе лежит ручка. Сколько времени она может так пролежать, если никто не будет к ней прикасаться? Сколь угодно долго.

А теперь пальцем ударим по ручке. Что произошло? – Она стала двигаться.

Из-за чего она стала двигаться? – Из-за удара пальцем.

Учитель: Вставьте в предложения пропущенные слова. В этом вам поможет учебник (стр. 51). В это время наши исследовательские группы проведут эксперименты (карточка 1, карточка 2).

  1. Мяч лежит на земле. Ударом ноги футболист приводит его в _______________. Но сам мяч не начнет ____________, пока на него не _______________ другое тело. Мы можем изменить __________ мяча, если _____________________ на него рукой или ногой.

  2. Мяч, который катится по земле, постепенно со временем _____________________.

  3. Автомобиль начинает ________________________, если нажать на тормоз.

  4. Автомобиль после выключения двигателя ________________________.

  5. Шайба меняет _____________________ после удара о клюшку.

  6. Молекула меняет ____________________________ после соударения с другой молекулой.

Какие основные понятия вы здесь использовали? (движение, скорость, действие – учитель вывешивает слова на доску).

Выслушаем доклады наших групп.

Какой вывод мы можем сделать?

Слова-подсказки: одно тело действует на другое, меняется, скорость, направление.

Скорость тела и ее направление меняется, если на тело действуют другие тела.

Скорость тела уменьшается или увеличивается только под действием других тел, тело начинает двигаться или останавливаться не само по себе, а под действием других тел. Причём скорость  меняется не только по величине, но и по направлению.  Чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость движения.

Учитель: Назовите мне, пожалуйста, пары слов, в которых одно является физическим телом, а другое – причиной изменения его скорости.

Вопрос: А что произойдет с телом, если на него не действуют другие тела или это действие происходит очень быстро?

Прочитайте, о том, как рассуждал выдающийся философ древней Греции Аристотель, который жил в IV в. до н.э. подчеркните предложение, или фразу, которое является проблемой в данном тексте. (Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация…)

«Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения». Аристотель считал, что естественным положением тела является покой,  конечно, по отношению к Земле. Всякое перемещение тела по отношению к Земле должно иметь причину. Если же причины двигаться нет, то тело должно остановиться, перейти в своё естественное состояние покоя. Однако, теория Аристотеля никак не объясняла тот факт, почему тело, движущееся по шероховатой поверхности останавливается быстрее, чем по гладкой. Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Галилео Галилею (1564 – 1642). В XVII веке доказал ошибочность утверждения Аристотеля. Он провел мысленный эксперимент, в котором представлял, что будет с телом, которое толкнули, и оно движется по гладкой поверхности. Им были поставлены тщательные опыты по изучению движения шара по наклонному желобу, переходящему в гладко отполированную поверхность. Основываясь на тенденции тела сохранять состояние своего движения при уменьшении внешних воздействий, Галилей утверждал, что на идеально гладкой поверхности тело после толчка уже никогда не остановится.

Читайте также:  Польза и вред витаминов с коллагеном

Проведем опыт. (Опыт с шариком, наклонной плоскостью и песком).

Составим план опыта.

Какое оборудование нам необходимо взять?

Оборудование: выбрать из списка имеющегося оборудования: две тележки, наклонная плоскость, грузы по 100 г, песок, металлическая пластина, нить.

Учитель: Как вы думаете, что мы должны исследовать в данном опыте?

Цель опыта называют учащиесяпроверить, что произойдет с телом, если на него не действуют другие тела.

1. Тележка съезжает с наклонной плоскости и попадает в горку песка. Останавливается.

Почему тележка остановилась? Правильно, мешает горка песка.

2. Песок разглаживаем, убираем горку. Тележка съезжает, откатывается на некоторое расстояние и останавливает.

Почему тележка остановилась не сразу, как в первом случае? Верно, песок мешает меньше, потому что убрали горку.

3. Убираем песок. Тележка проезжает намного дальше. Почему? Нет помех, нет песка?

4. Как будет двигаться тело, если устранить все препятствия?

Вывод делают учащиеся – тело изменяет свою скорость медленнее, если действие другого тела меньше.

Сформулируйте понятие инерции, как ответ на поставленный вопрос: Что произойдет с телом, если на него не действуют другие тела или это действие происходит очень быстро? (вам поможет учебник стр. 53)

Физкультминутка.

«В автобусе».

Учитель. – Мы едем в автобусе. Покачаемся!

– Автобус тормозит. Куда отклоняемся? (Вперед).

– Набирает резко скорость. (Назад).

– Поворачивает влево. (Мы – вправо).

– Поворачивает вправо. (Мы – влево).

Учитель: Прочитайте тексты, найдите в них примеры инерции, подчеркните эти предложения (работа в парах).

Определите текст, который не совсем подходит к теме нашего урока.

Приготовьтесь отвечать на вопросы.

  1. «Кладовая солнца», 1945 г., Михаил Михайлович Пришвин

«…Недолго пришлось Травке ждать. Тонким слухом своим она услыхала недоступное человеческому слуху чвяканье заячьей лапы по лужицам на болотной тропе. Лужицы эти выступили на утренних следах Насти. Русак непременно должен был сейчас показаться у самого Лежачего камня. Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась. Как раз в это время заяц, большой, старый, матёрый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и, даже привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлись: Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе прямо на Слепую елань…»

  1. «Лягушка-путешественница», 1887 г., Всеволод Михайлович Гаршин

«…Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

– Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни. Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во всё горло:

– Это я! Это я придумала!…»

  1. «Чук и Гек», 1939 г., Аркадий Петрович Гайдар

«…Весь следующий день дорога шла лесом и горами. На подъёмах ямщик соскакивал с саней и шёл по снегу рядом. Но зато на крутых спусках сани мчались с такой быстротой, что Чуку с Геком казалось, будто бы они вместе с лошадьми и санями проваливаются на землю прямо с неба. Наконец под вечер, когда и люди и кони уже порядком устали, ямщик сказал:

– Ну, вот и приехали! За этим мыском поворот. Тут, на поляне, и стоит ихняя база… Эй, но-о!… Наваливай!

Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дёрнули, и они дружно плюхнулись в сено…»

4) Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита»: «Чувствуя в голове звон и суматоху от всех этих происшествий на лестнице, Аннушка еще долго по инерции продолжала кричать:

– Мерси! Мерси! Мерси! – а иностранца давно уже не было…»

Вопросы:

  1. Куда упадет человек, споткнувшись?

  2. Куда упадет человек, поскользнувшись?

  3. Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?

  4. Что произойдет с велосипедистом, если при быстром движении резко нажать на передний тормоз?

  5. Почему лиса делает резкие прыжки в сторону, если её догоняет волк?

  6. Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет? – учитель напоминает о правилах поведения на дорогах.

  7. Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?

  8. Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.

Учитель: Человек не может изменить законы, но может их познать и учитывать в жизни и практике. Выясним, где же находит свое применение явление инерции. Заполните таблицу, прочитав предложенные тексты:

Аргументы «За»

(польза инерции)

Согласны ли вы, что..

Аргументы «Против»

(вред инерции)

явление инерции имеет положительное значение

Учитель: Вернемся к вопросам, которые вы формулировали в начале урока и ответим на них (учащиеся отвечают на вопросы).

Учитель: И в завершение нашего урока помогите мне сочинить стихотворение. Я начинаю, а вы продолжаете:

Если ты снежок (бросаешь),
Или в тире ты (стреляешь),
Или в мячик (ударяешь),
Или сам ядро (толкаешь),

Почему же, почему же
Те предметы вдаль летят?
Отчего же, отчего же 
Сразу падать не хотят?
Эти разные предметы 
Потому вперед (летят),
Что (инерцию) имеют,
Скорость (сохранить) хотят.
Галилей был самым (первым),
Кто инерцию (открыл),
И прошло три с лишним века 
С той поры, (когда он жил).

Итоги урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

п. 18, 19.

Найдите ошибки в тексте и подчеркните их:

1) Инерция – это физический закон. Благодаря инерции бегущий человек может сразу остановиться. Из-за сил трения и сопротивления среды скорость тел при движении по инерции быстро увеличивается. Когда автобус начинает свое движение от остановки, пассажиры отклоняются вперед. При уменьшении скорости движения автобуса, особенно, если это происходит резко, водитель и пассажиры отклоняются назад, продолжая движение.

Читайте также:  Брокколи свойства польза и вред

2) В выходной день Незнайка решил пойти на каток. Был солнечный день, и на катке собрались почти все жители Солнечного города. Незнайка, надев коньки, встал на лед. Для того чтобы скользить по льду, ему приходилось постоянно отталкиваться коньком. Как только он уставал, то сразу же останавливался. Один раз он так сильно разогнался, что не заметил на своем пути Торопыжку. Вот-вот произошло бы столкновение, но в одно мгновение оба свернули в разные стороны, избежав лобового удара. Незнайка не заметил, что на льду образовалась ямка, и он попал туда носком конька. Споткнувшись, он упал назад. Стряхнув с себя снег, Незнайка чуть не плача пошел домой.

По дороге домой он поскользнулся и упал лицом в сугроб. Огорченный случившимся, он никак не мог понять, что же с ним произошло. Он пошел к Знайке, чтобы тот все ему объяснил.

Тексты для выполнения задания «Вред и польза инерции»

В самой сущности явления инерции лежит возможность его применения. То, что тело сохраняет свою скорость, может приносить и пользу и вред. Многие спортивные игры с мячом или шайбой возможны благодаря долгому полету мяча (шайбы) при ударе. Катание на лыжах с гор, когда уже после спуска можно долго катиться по гладкой поверхности приносит массу удовольствия и это возможно благодаря явлению инерции. Набрав скорость при езде на велосипеде, можно некоторое время ехать, не нажимая на педали. Явление инерции использует спортсмен, когда толкает штангу, метает ядро или копье, прыгает в длину. Движение кораблей в космосе в современном виде было бы не возможно, если бы не было инерции. Так как после выхода на необходимую траекторию космический корабль движется по инерции, отключив двигатели. Водитель может уменьшать расход топлива двигателем автомобиля, если будет заканчивать движение по инерции. Все небесные тела движутся по инерции. Явление инерции позволяет нам выбить пыль из одежды резким ударом. Одежда от удара отклонится, а пыль останется на месте и под действием силы тяжести упадет вниз, пока одежда вернется в прежнее положение. Инерцию использует человек, когда идет.

С другой стороны множество аварий на транспорте происходит из-за того, что тела не могут мгновенно изменять свою скорость. Автомобиль не способен мгновенно уменьшить скорость до нуля, соответственно тормозной путь его может быть большим, что иногда приводит к трагедиям. Человек, запнувшись за какое-либо препятствие, в результате инерции падает лицом вперёд. Попадая на лед, в результате инерции мы скользим, что тоже ведет к падениям, только лицом вверх.

Бегущий человек не может сразу остановиться, он по инерции пробегает некоторое расстояние, постепенно уменьшая скорость. Машина после торможения на льду продолжает ехать;  тормозной путь машины — из-за инерции, пуля летит по инерции, сепарация молока — благодаря инерции… Если, не производя торможения, выключить двигатель автомобиля, то автомобиль не сразу остановится. Примеры инерции в быту: кофе, после размешивания ложкой — продолжает вертеться; споткнувшись на бегу вперед летим по инерции; дети толкают машинки и они едут по инерции; толкнули дверь — она захлопнулась по инерции; юла кружится по инерции; бумажный самолетик летит по инерции Примеры инерции в спорте: метания диска, копья и молота — снаряд летит по инерции. Мячи и шайбы всюду залетают в ворота и корзины по инерции. Красивый керлинг — камни скользят по люду по инерции. Прыжки в длину — полет по инерции

В хоккее после удара клюшкой по шайбе, она продолжает двигаться по инерции. Удар ногой по футбольному мячу приводит его в движение. Лыжник, спускаясь с горы, ещё некоторое время движется по инерции. На велосипеде не всегда крутишь педали, набрав нужную скорость, (велосипед продолжает движение по инерции); Инерция помогает спортсмену толкнуть штангу, ядро.

Трудна задача военного летчика, которому поручено сбросить бомбу на определенное место: ему приходится принимать в расчет и скорость самолета, и влияние воздуха на падающее тело и, кроме того, еще скорость ветра. Ведь бомба будет некоторое время по инерции соблюдать прежнюю скорость.

Подобный расчет траектории падения с учетом явления инерции производят и при доставке грузов воздушным транспортом в недоступные районы: жителям Крайнего Севера, исследователям-полярникам на дрейфующие льды, жителям районов, отрезанных стихией и др. Шар при игре в боулинг катится тоже по инерции; инерция используется человеком при ходьбе и прыжках в длину; насаживание рукоятки топора и молотка; помогает при колке дров; встряхивание медицинского термометра, мокрой одежды;

А бывали ли вы в цирке? Цирк всегда приносит людям радость. У кого не захватывает дух, например, когда на большой скорости мотоциклист перелетает через проем на другую часть моста. В зале по окончании такого полета обычно облегченно вздыхают. И немногие знают, что этот трюк возможен только благодаря инерции!

После выхода  космического корабля на заданную траекторию можно отключить двигатели, а корабль продолжит свое движение в нужном направлении.

Выбивание пыли из ковра. Когда хлопушка попадает по ковру, то сила удара заставляет часть ковра двигаться в направлении удара. Пыль просто не успевает за ковром.

Выключение стиральной машины не остановит барабан, он продолжит движение по инерции.

Хороший шофер благодаря инерции сохраняет литры бензина и др.

Из-за инерции транспортное средство не может начинать движение мгновенно, и не может резко тормозить.

Автомобиль после вынужденного, резкого торможения сразу не остановится, а некоторое время ещё проедет тормозной путь. При скорости 15 км/ч тормозной путь будет составлять около1,5 метров, при скорости 60 км/ч тормозной путь будет составлять около 20 метров, при скорости 90 км/ч – 40 метров. Это ещё во многом зависит от дорожного покрытия, погодных условий, состояния колес и от массы транспорта. Поэтому нельзя перебегать дорогу под близко идущим транспортом. Не следует забывать о ремнях безопасности. Ремни безопасности пристегивают в автомобиле, чтобы они удерживали пассажиров при внезапной остановке автомобиля. Автомобиль и человек, находящийся в нем, движутся с одинаковой скоростью. Однако, когда автомобиль быстро замедляет свой ход (внезапно сбрасывает скорость), пассажир, не привязанный ремнем безопасности к сиденью, продолжает двигаться вперед по инерции с прежней скоростью. Когда обо что-то спотыкаешься, то останавливаются только ноги, а тело продолжает двигаться – падаешь.

Работа в группах – карточки-инструкции для проведения эксперимента.

Карточка №1.

Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, деревянный брусок.

Ход опыта:

  1. Положите на стол деревянный брусок. Как долго брусок будет покоиться, то есть находиться без движения?

  2. Установите жёлоб наклонно. Перед жёлобом положите деревянный брусок.

  3. Пустите шарик по жёлобу, чтобы он ударил деревянный брусок. Что произошло с бруском? Сделайте вывод.

Карточка № 2.

Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, цилиндр металлический.

Ход опыта:

  1. Установите жёлоб наклонно и пустите по нему шарик. Проследите за его движением. Сделайте вывод.

  2. В нижней части жёлоба поместите цилиндр и снова пустите по нему металлический шарик. Проследите за поведением шарика и цилиндра. Сделайте вывод.

Источник