Польза игрушек в развитии ребенка
- 16 июня 2017
Мягкие игрушки любимы детьми всех возрастов. Для крохи это не просто развлечение, а настоящий друг, с которым можно разделить все радости и печали. Ребенок спокойно засыпает в кроватке, обнимая пушистого зверька, наслаждается общим времяпрепровождением с любимой забавой.
Мягкую игрушку можно взять в детский садик, чтобы не так драматично переживать разлуку с мамой, укладывать спать, напевая колыбельные песенки, рассказывать сказки и прибаутки, используя для ролевых игр.
Значимая роль мягких игрушек для ребенка
Игрушка во все исторические эпохи помогала ребенку формировать личность, физические и нравственные качества. Изделия способны удовлетворять и развивать эстетический вкус малыша, поощрять стремления к коллективным играм.
Плюшевый друг поможет ребенку:
- наладить дружеские контакты с окружающими;
- почувствовать себя взрослым, взять на себя определенные обязанности по уходу за игрушкой;
- преодолеть страхи и одиночество;
- познать разные эмоции;
- выражать свои взгляды на жизнь через действия;
- быть уверенным в себе;
- развивать воображение.
Конечно, родители должны создать правильные условия для взаимоотношения ребенка с игрушками, дабы малыш не привязывался чрезмерно к плюшевым друзьям. Игрушки должны поощрять стремление детей к коллективизму, а не закрываться в себе и оставаться наедине.
Мягкая игрушка для ребенка – какой должна быть
Чтобы ребенок с удовольствием проводил время с мягкой игрушкой она должна быть приятной расцветки, с забавной, милой и добродушной мордочкойс лучезарными глазками. Малыш должен доверять пушистому зверьку.
Обязательно – реалистичной, или аналог животного, или персонажа с любимого мультфильма. Окрас игрушки соответствовать действительности: если это зайчик, то не красного или зеленого цвета, если это мягкая игрушка обезьянка, то не розовая или голубая. Цвет лучше выбирать нежный, пастельный, с минимумом художественных украшений.
Игрушку ребенок должен понимать, охарактеризовать и объяснить – например, у зайчика маленький хвостик, а у слона длинный хобот. Поэтому медведь не должен быть с длинными ушами или лисица с большими зубами.
Также нужно отметить, что плюшевая игрушка может стать для малыша спутником в его приключениях. А потому размеры изделия не должны быть габаритными – обезьянка или собачка обязаны быть легкими, чтобы малыш не уставал их держать и носить в руках.
Внимание: для детей до 3 лет игрушка не должна содержать мелкие детали, желательно без длинного ворса, чтобы ребенок мог безопасно тянуть ее в рот. Обязательно без следов краски и резкого запаха.
Правила выбора детской мягкой игрушки
Самые распространенные виды – это трогательные мишки, щенки, любимые детьми герои мультфильмов – Винни Пух, Микки Маус, Дональд Дак и прочее. Перед покупкой товара важно ознакомиться с инструкцией, сертификатом на изделие, изучить состав наполнителя.
Родителям важно позаботиться, чтобы мягкая игрушка для ребенка отвечала всем стандартам качества:
- гипоаллергенность;
- нетоксичность;
- целостность;
- отсутствие грубых швов;
- возможность постирать и пропылесосить.
Еще одно качество хорошей мягкой игрушки – это ее открытость для разнообразных действий ребенка. Если игрушка будет слишком жесткая, то малыш не сможет варьировать позу, хлопать в ладоши, дергать лапками и прочее.
Можно выбрать мягкую игрушку со встроенным звуком, чтобы воспроизводить слова ребенка или напевать ему веселую песенку. А вот игрушки с определенным набором слов очень быстро надоедают карапузу и отправляются в дальний угол, становясь неинтересными.
Важно обратить внимание на качество наполнителя, в составе синтепона, искусственного меха или синтетического пуха могут быть мелкие гранулы, которые позволяют активизировать мелкую моторику чада.
Виды мягких игрушек
Среди разнообразия мягких игрушек можно выделить несколько видов:
- Изделия из вельветовой и ситцевой ткани – натуральные, приятные на ощупь, легко копируются в домашних условиях.
- Игрушки в стиле пэчворк «Cuddlecorner» – оригинальные модели из разноцветных лоскутков.
- Тряпочные игрушки из качественных материалов серии «Gulliver» – с дополнительными аксессуарами, сменной одеждой, элементами туалета и прочее.
- Игрушки – тильды в панамках, штанишках и платьицах – ангелы, котики, улитки, зайчики, медвежата, рождественские гуси.
- Персонажи серии «Трикки» – дети могут самостоятельно шить мягкие игрушки из подручных материалов, набивая шерстью или холлофайбером.
Нельзя представить мир детства без мягкой игрушки. Это отличный подарок для детей любого возраста. Ассортимент товаров как для мальчиков, так и для девочек удивляет своим разнообразием.
Производители включают новые технологии – игрушки выдают звуки, плачут, смеются, могут повторять слова, танцевать, петь песни. Удивляет цветовое разнообразие – рюшечки, стразы, сердечки.
Первостепенная роль таких моделей – это развитие ребенка, возможность скрасить досуг, привить малышу чувство любви, заботы и ухода за «прирученными животными». Мягкие игрушки оставляют самые нежные, теплые и искренние воспоминания для каждого человека.
Игрушка – друг человека
Игрушка может стать верным спутником для малыша, быть для него опорой и поддержкой в трудную или радостную минуту. Плюшевый мишка или слоник подарят ощущение защищенности и безопасности при походе в садик, в период болезни, во время напряжения или дискомфорта – это часть родного дома, которая постоянно с карапузом.
Предостережения психологов! За счет общения с игрушкой ребенок компенсирует недостаток родительского внимания, а потому если малыш замыкается в себе, отдает предпочтение «верному другу» вместо коллективных игр, тогда стоит насторожиться – это первый звоночек о возможности эмоционального или психического нарушения.
Очень интересно наблюдать, как ребенок играет с мягкой игрушкой: выражает мысли, действия, о чем беспокоится, что-то желает. Таким образом, родители могут познать внутренний мир своего чада.
Приятной Вам покупки и прекрасных эмоций!
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Роль игрушек в развитии ребенка! Каждый родитель стремится вырастить смышленое, любознательное чадо, не чуждое открытиям и тяге к знаниям. И в этом деле нет лучших помощников, чем развивающие игрушки.
Содержание:
- Развитие;
- Игрушки по возрастам;
- Самодельные.
Игрушки в детском развитии
При правильном подборе игрушки позволяют совмещать приятное с полезным:
- во-первых, их можно использовать как обычное средство развлечения;
- во-вторых, как удобный повод ненавязчиво приобщить малыша к окружающему миру, продемонстрировать наглядную разницу в текстурах, расцветках и формах предметов.
В игровой форме гораздо легче раздвигать границы пространственного мышления, учиться различать звуки, познавать простые истины из разряда «зачем и как нужно делиться с другими детьми». Развивающие игрушки помогают улучшить мелкую моторику, привить усидчивость и внимательность, раскрыть потенциал логического и творческого мышления.
Замечено, что в возрасте от 6 месяцев до 5 лет дети проявляют повышенную тягу к открытиям, способны усваивать информацию с поразительной четкостью и неиссякаемым энтузиазмом. Психологи склонны полагать, что большая часть жизненно важных сведений усваивается еще до достижения 8-летия — благо, в этот период закладывать знания и формировать полезные практические навыки не составляет особого труда.
Какие игрушки развивают ребенка
Выбор «умных» игрушек в первую очередь определяется возрастом крохи.
Развивающие игрушки от 0 до 1 года
Самая ранняя игровая версия — всевозможные подвески и мобили. Поначалу младенец только наблюдает за движениями ярких штуковин, а затем уже активно пытается до них дотянуться. Таким образом, к 3-месячному возрасту он подходит с достаточно развитой сенсорикой.
Позже на смену подвескам приходят шумные погремушки и колокольчики — они учат фиксировать внимание на конкретном предмете, заставляя координировать движения руки со зрительным восприятием.
Преодолев полугодовалый рубеж, малыши начинают интересоваться цветами и очертаниями объектов, а значит, в дело вступают неваляшки, пирамидки и игровые кубики. Особенно полезны пальчиковые куклы — они подталкивают к речевому общению и тренируют мелкую моторику. Со временем, к 2-3 годам, ребенок насколько втянется в представления, что наверняка изъявит желание заучивать и воспроизводить реплики, вместе со старшими членами семьи.
от 1 до 2 лет
У годовалых детей на первый план выходят не сами предметы, а их связи между собой, и это подходящее время для того, чтобы приступить к сборке простейшего конструктора или пазла. Ребятишек живо интересуют конструкции по типу матрешек — многочисленные коробки с «сюрпризом», когда элементы вкладываются один в другой, — а также изделия со шнуровками.
Для развития мелкой моторики карапузу можно предлагать упругие резиновые игрушки с пищалками. Постепенно он переключит внимание на лепку и примитивные художества, поэтому стоит вовсю запасаться пластилином и пальчиковыми красками.
Большое значение приобретают интерактивные тематические плакаты. Электронные рассказчики познакомят малыша с обитателями флоры и фауны, обучат алфавиту и цифрам, научат различать музыкальные инструменты, прочтут поучительные истории, сказки и стихотворения, разъяснят, как вести себя в той или иной ситуации.
Развитие после 3 лет
Для детей старше 3-х лет выпускают специальные творческие наборы, позволяющие выявить их таланты и наклонности. Приоритетными занятиями становятся аппликация, вырезание бумажных героев, заполнение раскрасок, составление мозаики и головоломок, лепка из пластилина и мягкой глины.
По мере взросления любознательные ребятишки могут пробовать себя в роли экспериментатора, проводить забавные опыты в области физики, химии или биологии – например, выращивать искусственные кристаллы или высаживать пряные травы. В профессиональных наборах недостатка сегодня уж точно нет: одни организуют импровизированную кухню или целый ресторан, другие приглянутся юным следопытам, третьи посвящены строительству, а четвертые – медицине.
Электронные обучающие плакаты по-прежнему не теряют актуальности, но теперь акцент смещается в сторону математических познаний (чем не повод играючи выучить таблицу умножения?) и иностранных языков.
Самодельные развивающие игрушки
Игрушки для развития, как и большинство детских товаров, не отличаются низкими ценами. Многие родители стараются находить им бюджетную замену, а самые изобретательные с удовольствием мастерят изделия собственными руками. Из подручных материалов, действительно, можно создать немало славных и полезных вещиц, надо лишь приложить чуточку фантазии:
- Сконструировать самодельную погремушку — абсолютно пустячное дело. Для оболочки сгодится контейнер из-под «Киндер-сюрприза», в качестве держателя используется старая ручка или карандаш (еще проще — обвязать веревочкой, в этом случае игрушка будет задорно подскакивать на руке). Внутрь засыпают рис, манную крупу, песок или, например, фасоль.
- Соберите коллекцию из пустых спичечных коробков. Оклейте их бумагой так, чтобы каждому соответствовал определенный цвет, затем воспользуйтесь лентой и соедините коробки между собой по типу паровозика. В процессе игры малыши заполняют мини-ящички различными мелочами, распределяя в строгом соответствии с оттенком — например, в зеленый бокс должна отправиться пуговица цвета травы и такая же бусина. Выдвигая и задвигая коробки, ребенок тренирует мелкую моторику.
- Чтобы развивать навыки счета, устраивайте игры, в которых чаду нужно выбирать предмет с заданным количеством точек, делений или других опознавательных значков. Проще всего собрать баночки от детского питания и расклеить по крышкам небольшие кружочки / треугольнички. На каждую банку нужно прикрепить соответствующую бумажную цифру — по числу элементов с крышечки. В ходе занятия малышу предоставляется объединять разрозненные части, находя «правильные» крышки для емкостей.
Польза развивающих игр для детей
Обучающие игрушки заставляют ребенка фантазировать, придумывать, сочинять, изобретать, и родители уже могут определить склонности ребенка и направить его в нужное русло. Развивающие игрушки познакомят ребенка с окружающим миром, будут способствовать быстрому усвоению цифр, букв, звуков, явлений природы, научат самостоятельности. Благодаря им ребенок научится различать цвета, формы, размеры.
С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие.
После 6 месяцев ребенок уже активно использует руки, учится брать ложку. В период с года до3-х лет у ребенка активно развивается мелкая моторика. Верными помощниками в это время для него станут мягкие конструкторы, пирамидки различных форм и размеров, а также логические кубики и др. Для развития воображения вашего малыша, можно взять специальный детский пластилин и увлечь его лепкой. Займитесь с ребенком совместным рисованием – это поможет развитию творческих способностей крохи.
Мама может помочь малышу развить мелкую моторику, а значит, и поспособствовать развитию его речи, ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.
Для малышей от 3 до 5 лет следует выбирать более сложные игрушки, которые развивают не только логическое мышление, но и фантазию со смекалкой, способствуют закреплению уже приобретенных навыков. Например: разнообразные конструкторы, пазлы и игрушечные наборы (аптечка, набор парикмахера, принадлежности для магазина и т.п.). Подойдут и разнообразные игрушки со шнуровкой, домино, лото и др. Ребенка старше 5 лет старайтесь увлечь играми-головоломками. Не забывайте и о настольных играх, таких как «Монополия», шахматы, шашки и др. С их помощью кроха будет учиться продумывать каждый ход, перебирая в голове возможное развитие событий на несколько шагов вперед. Образное и наглядное мышление вашего малыша помогут развить объемные аппликации, различные наборы для изготовления поделок, развивающие конструкторы и пазлы с большим количеством элементов.
После 10 лет ребята начинают проявлять гораздо больше любознательности, стремления познать все, что их окружает. Получить информацию о внешнем мире, расширить свой кругозор, а также совершенствовать логические умения, последовательность в своих действиях и суждениях поможет правильно подобранный вами комплект компьютерных игр, разнообразные настольные игры, комплекты для творчества, головоломки.
Все игры проходят по определенным правилам. Причём правила подразделяются на две группы. Первая группа – это как действовать с предметами, последовательность и темп игры. Вторая группа – это правила общения. В такой форме малышу легче осознать, что организованным и собранным нужно быть и вне игры.
Все развивающие игры обладают общими особенностями:
В каждой игре есть набор определенных задач, решаемых с помощью палочек, кубиков, разнообразных деталей;
Задания распределены по уровням сложностей;
В играх информация об условиях задачи выдаётся разными способами: с помощью схем, чертежей, моделей и т.д. Таким образом, игры знакомят детей со способами передачи информации;
Увеличение степени сложности задач поддерживает постоянный интерес к игре. Кроме того, это заставляет ребенка самосовершенствоваться и самостоятельно развивать нетрадиционное мышление;
Ребенок должен сам находить решение к задаче, при этом подсказывать ему нельзя;
Многие игры позволяют играющим самим разрабатывать новые задания;
Развивающие игры предполагают отсутствие нажима со стороны взрослых. Если ребёнок не может решить задачу сейчас, возможно, он ещё не дорос до неё;
Игры позволяют достичь потолка своих возможностей, и потом снова подняться на новую ступень с повышением уровня трудности заданий, благодаря применению уже полученных знаний.
Показателем того, что игра понравилась ребенку, является просьба повторить и самостоятельные игровые действия. Игры обязательно должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям конкретного ребенка, так как у каждого малыша свой путь развития. Недопустимо «перепрыгивание» через этапы развития. Задания должны идти от простого к более сложному. В развивающих играх, при соответствующей подготовке со стороны взрослого, ребенок может самостоятельно двигаться вперёд. Ему могут быть под силу такие задания, с которым не каждый взрослый справится.
Развивающие игры будут бессмысленны, если они не опираются на то, что уже умеет или любит делать ребёнок. Например, дети в три года любят бегать. На основе этого им можно предложить определенные развивающие игры.
Чтобы игры развивали, нужно отказаться от принуждения. Если ребёнок не хочет играть, подумайте, как его увлечь. Обязательно хвалите его за любой успех. В развивающих играх нельзя требовать запомнить какую-либо информацию. Если малышу она будет нужна, то он запомнит её самостоятельно.
Обязательно дарите своему малышу наборы для рисования, пластилин, мозаику, магнитные доски с игрушками. Благодаря им, у ребенка лучше сформируется мелкая моторика, разовьются творческие способности, индивидуальность. Вы сможете яснее дать ему представления о мире.
Масару Ибука — автор бестселлера «После трех уже поздно» настоятельно рекомендует как можно раньше дать детям карандаши. И это очень правильно. Трехгранные карандаши, восковые мелки или художественная пастель — чтобы рисовать ими, нужно прикладывать разные усилия. Пусть у ребенка будет выбор. А фломастеры можно отложить на другой раз, и даже не потому, что они пачкают все вокруг, а потому, что для рисования ими малышу не нужно прикладывать никаких усилий — фломастеры легко оставляют след на бумаге.
Рисование пальчиковыми красками — занятие хотя и хлопотное, но увлекательное и полезное для мелкой моторики рук. Текстура красок развивает сенсорику, а прикосновения к бумаге и попытки вывести узор стимулируют мелкую моторику. Для полноты ощущений предложите малышу порисовать на бархатной или гофрированной бумаге.
Самарина Марина
Консультация «Роль игрушки в развитии ребенка»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»
ДОКЛАД
Роль игрушки в развитии ребенка
Подготовила Воспитатель Самарина М. М.
Сентябрь 2013
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Игрушки служат средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения и предметом проявления детской индивидуальности. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.
Игрушки – это специально изготовленные предметы для обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. В игрушке в обобщенном виде представлены типичные черты и свойства предмета. У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни.
Игрушкой может быть любой предмет, если он привлекательный и вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него и манипулировать им, доступный для овладения и привнесения в свое жизненное пространство, удовлетворяет возрастным потребностям развития ребёнка, способный стать символическим объектом, на который возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков.
Для психического развития ребенка дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, они дают ему положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки, солдатики и куклы. Такие игрушкипозволяют детям включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические.
С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляются нравственные и эмоциональные переживания.
Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед ребенком мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т. д. Это отличная стимуляция технического мышления, ребенок обретает представление о деятельности взрослых.
Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, формируют правильную речь, мимику и пантомимику, а также театрально-речевые способности.
С 3-х лет у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.
Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно-моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.
К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам.
Особенно важна роль народной игрушки, цель которой – развивать, занимать, веселить и радовать ребенка.
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности.
В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Игрушки для ребенка – это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра – способ его познания.
Спортивные игрушки побуждают детей к разнообразным действиям и удовлетворяют потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики, что позволяет развивать типические функции и личностные качества.
Велико воздействие игрушек на развитие способностей детей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого.
Игрушка – средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте.
Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора.
Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.
Благодаря воспитанию, посредством игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка.
Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком. Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.