Польза и вред уроков в школе

Польза и вред уроков в школе thumbnail

Не учебой единой занят я и мои друзья-школьники! Нам интересно все: спорт, искусство, наука. То тут, то там слышно в коридоре моей школы: «Откуда взялась бумага?», «Не прячется ли в учительской дракон?» После уроков, мы, не чувствуя усталости, бежим рисовать, лепить, петь, танцевать, играть в футбол, баскетбол и т. д.

Однако есть ребята, которые скажут: «Зачем вам это надо? Уроки после уроков! Лучше посмотреть телевизор или в телефон поиграть!» Им вторят мамы: «Да-да, в школах такая нагрузка! Куплю-ка своему сыну планшет, пусть расслабляется после тяжелого дня…»

Кто же прав? Я решил найти ответ на этот вопрос.

Часть 1. «Уроки» после уроков — польза!

Выходим из школы

В нашем городе есть много мест, где можно с пользой занять себя после уроков. Вот некоторые из них:

−         «Детская школа искусств № 4» — в этой школе можно научиться играть на музыкальном инструменте, рисовать и танцевать;

−         «Подростковый клуб Кругозор» — здесь детей обучают шить, рисовать, лепить, вязать;

−         Дом Народного Творчества — здесь детей обучают лепке из глины, вышивать, вязать, рисовать, росписи и оригами;

−         Центр досуга «Строитель» — здесь детей обучают танцам, цирковому искусству, пению;

−         Спорткомплекс «Олимп» — здесь дети занимаются самбо, боксом и футболом;

−         «Спортивная школа олимпийского резерва № 2» — в этой школе дети занимаются боксом, дзюдо и самбо;

−         Спортивная школа олимпийского резерва «Вертикаль» — здесь дети обучаются скалолазанием;

−         Бассейн «Дельфин» — здесь дети обучаются плаванию

Можно, конечно, быстренько выучить домашние задания и весь вечер играть в телефон, компьютер или смотреть телевизор. Но врачи говорят, что чрезмерное увлечение гаджетами отдохнуть не поможет, а лишь нанесет вред здоровью.

Поэтому многие ученики выбирают другой путь — записываются в дополнительные школы, кружки, секции и студии. Я провел наблюдения и согласен с ними. Вот почему я считаю, что секции, кружки и дополнительные занятия—это здорово:

−         там не ставят двоек, не ругают, если что-то не выходит, нет тестов, контрольных;

−         туда тебе нравиться ходить. Если ты понимаешь, что это занятие — не твое, можно спокойно поменять его на другое. Можно попробовать все — танцы, спорт, рисование, музыку и выбрать то, что тебе действительно нравится;

−         на таких занятиях можно встретить друзей, с которыми у вас общие увлечения;

−         не исключено, что дополнительные уроки и секции помогут найти дело, которое в будущем станет смыслом жизни! Откуда же взялись футболисты, певцы, танцоры? Началом их карьеры были такие же занятия в дополнительных школах и секциях.

При исследовании в сети «Интернет» выяснилось, что психологи советуют мамам выбирать два вида дополнительных занятий. Первый — подвижный, второй — творческий.

Есть результат!

Я провел опрос в моей школе. Цель опроса: чем занимаются ребята из моей школы после уроков и чем бы хотели заниматься.

Вопросы для анкетирования:

  1. Чем ты занимаешься после уроков?
  2. Чем бы ты хотел заниматься?

К каждому из вопросов мы составили варианты ответов.

На первый вопрос «Чем ты заниматься после уроков?» были такие варианты ответов: читаешь, занимаешься в кружке, слушаешь музыку, играешь в компьютерные игры, занимаешься в спортивной секции, смотришь телевизор.

Таким образом, можно сделать вывод, что, изучив ответы на второй вопрос, чем бы ты хотел заниматься? Я понял, что все опрошенные ребята хотят заниматься где-то еще, кроме школы.

Что примечательно, почти все ребята, которые сейчас в дополнительные школы и секции не ходят, хотели бы заняться подвижной деятельностью — в основном, плаванием и борьбой. Надеюсь, у них это получится!

Итак, главный вывод из опроса — все хотят выйти за рамки школьных занятий: стать сильнее, быстрее, проявить свои творческие способности и просто весело проводить свободное время в компании друзей.

Еще одно открытие!

Оказывается, уроки в нашей школе есть не только у учеников. А еще и у учителей, и у работников школы. И после школьных «уроков» они тоже занимаются спортом и творчеством. Например, любят читать, заниматься плаванием вязанием, садоводством, разводить комнатные цветы, рисовать картины, выполнять поделки в стиле арт и путешествовать с семьёй.

На основании проведенного опроса, изученной в социальных сетях информации и моих личных наблюдений можно сделать вывод, что в нашей школе и дети, и взрослые признают тот факт, что самый лучший отдых — это смена деятельности.

Мои «уроки» после уроков

Одно из моих увлечений — это дзюдо, когда я был маленьким, я с большим восхищением смотрел на ребят в кимоно. И так же хотел научиться делать приёмы, как и они. В пять лет я попросил папу, чтобы он записал меня в секцию по дзюдо. Придя на первую тренировку, я понял, что дзюдо — это красивый и зрелищный вид спорта. Уже четвертый год я занимаюсь в секции у Ундозёрова Сергея Николаевича. Я мечтаю добиться больших успехов.

Ещё я очень люблю плавать, и поэтому родители отдали меня в плавание. Оно помогает мне отдохнуть, набраться сил после трудового дня. Я посещаю бассейн три раза в неделю уже в течение трёх лет, моего тренера зовут Шляхова Анна Петровна. Плавание помогает мне чувствовать себя бодрым и счастливым. Оно делает меня сильнее.

«Уроки» после уроков — вред

Казалось бы, дополнительные школы и секции помогают развитию различных способностей человека. Почему же многие говорят о вреде?

Я сделали такой вывод: вред дополнительные школы, секции и студии приносят лишь тогда, когда неправильно к ним относятся. Чтобы не было вреда нужно знать следующее:

−         нельзя записываться на все занятия сразу;

−         пользы нет, когда посещаешь занятия время от времени — по настроению;

−         тяжело добиться успеха, когда родители не поддерживают детей;

−         самое главное! У ученика должно быть огромное желание заниматься!

Нужно иметь распорядок дня планировать все дела, и тогда можно будет все успеть — и в школу сходить, и уроки выучить, и кружок посетить, и с друзьями встретиться.

Заключение

В ходе своего исследования я узнал о дополнительных школах, кружках и секциях:

  1.     Издревле так повелось, что человек не может жить одной работой. Всем нужно вдохновение, которое нельзя получить от ничего неделания. Вдохновение может дать лишь другая деятельность, которая в корне отличается от основной работы: песни, танцы, музыка, рисование, спорт и многое другое. Значит, польза есть!
  2.     В нашем городе организованы учреждения дополнительного образования, куда ходят очень много людей — от малышей до пенсионеров. Значит, польза есть!
  3.     Как показал опрос — почти все ребята хотят посещать дополнительные развивающие занятия, а те, кто посещает — хотят развиваться еще больше. Значит, польза есть!
  4.     Я сам посещаю дополнительные занятия. Они приносят мне удовольствие, а родители меня поддерживают. Значит, польза есть!
  5.     Но! К школам, кружкам и секциям нужно правильно относиться: не нужно хвататься за все сразу, нельзя посещать занятия лишь «по настроению» и нельзя заниматься чем-то без желания.

Кружки, секции и дополнительные школы помогают людям разного возраста развиваться, отвлекаться от проблем. И если правильно ими пользоваться, они будут приносить только радость и счастье.

Со своей работой я хочу выступить перед одноклассниками, чтобы те ребята, которые занимаются в кружках — не теряли веру в себя. А те, кто проводят время за телевизором и играми на телефоне, задумались — возможно они будущие музыканты, танцоры или спортсмены?!

Литература:

1.                 «Золотые сказки русского народа» Издательство «Астрель»,2006

2.                 «Что? Зачем? Почему?» Е. О. Хомич, М. Н. Якушева—Минск2011

3.                 «Русские народные сказки» Издательский дом «Проф-Пресс»2012

4.                 https://ru.wikipedia.org

5.                 https://alatyr.chvs.muzkult.ru/

6.                 https://alatyrdk.ru/

7.                 https://gov.cap.ru/?gov_id=741

8.                 https://vk.com/znajka.alatyr

9.                 https://dop-obrazovanie.com/dlya-roditelej/sovet-i-konsultatsii/sovety-psikhologov/3389-rebenok-dolzhen-byt-zanyat-no-psikholog-o-vybore- sektsii-dlya-rebenka

Источник

Ïðåäèñëîâèå: è êðàòêàÿ ñóòü ñòàòüè: øêîëà, êàê ñîöèàëüíûé èíñòèòóò, íå ðàáîòàåò. Îíà âðåäíà. Ìåæäó òåì, ÿ çíàþ íåìàëî õîðîøèõ ó÷èòåëåé, õîòÿ ïëîõèõ çíàþ áîëüøå. ß çíàþ íåìàëî õîðîøèõ øêîëüíèêîâ (íåêîòîðûå óæå äàâíî íå øêîëüíèêè), íî çíàþ åùå áîëüøå – ïëîõèõ.

Ðå÷ü íå î êîíêðåòíûõ ëþäÿõ, ðå÷ü î øêîëå, êàê ñîöèàëüíîì èíñòèòóòå.

Åñëè âàì ïîâåçëî ñ ó÷èòåëÿìè â øêîëå, ñî øêîëîé è ñ êëàññîì, òî ÿ î÷åíü ðàä çà âàñ (èñêðåííå), íî ïîìíèòå, ÷òî ýòî, ñêîðåå èñêëþ÷åíèå, ÷åì ïðàâèëî.

Øêîëà, êàê ñîöèàëüíûé èíñòèòóò – íå ðàáîòàåò. Äàæå õóæå – ðàáîòàåò âî âðåä.

 ïåðâîé ÷àñòè ñòàòüè ÿ ðàññêàçûâàë î òîì, ÷òî “áåñïëàòíîñòü” îáðàçîâàíèÿ – ýòî âðåäíûé ìèô.  ýòîé ÷àñòè ÿ ïîêàæó, ÷òî åùå, êðîìå äåíåã, áåðåò øêîëà â êà÷åñòâå ïëàòû çà îáó÷åíèå âàøåãî ðåáåíêà. È ýòî âî ìíîãî ðàç áîëüøå, ÷åì òå íåñ÷àñòíûå ñêîëüêî-òî òûñÿ÷ ðóáëåé â ìåñÿö/ãîä.  íåèñ÷èñëèìîå êîëè÷åñòâî ðàç áîëüøå.

Øêîëà âûäàåò àòòåñòàò â îáìåí íà:

* çäîðîâüå ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå;

* ñâîáîäíîå âðåìÿ îòäûõà è ñ÷àñòëèâîé æèçíè;

* íåïîëó÷åííûå íàâûêè è èíòåðåñíûå âåùè, íà êîòîðûå íå õâàòèëî âðåìåíè;

* íåóìåíèå íàéòè ñåáÿ â æèçíè;

* ïðèâû÷êà áûòü âåäîìûì à íå âåäóùèì;

* íèçêèé óðîâåíü îáðàçîâàíèÿ è îòâðàùåíèå ê ó÷åáå;

* ïðèâû÷êà çàìåùàòü îáó÷åíèå “çàðàáàòûâàíèåì îöåíîê”, êîòîðàÿ âûðàñòåò âî âçðîñëîé æèçíè â íåóòîëèìîå ñòðåìëåíèå ê ìàòåðèàëüíûì áëàãàì;

* âûñîêèé óðîâåíü èíôàíòèëèçìà è íåóìåíèå äåéñòâîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíî.

Âû âñ¸ åùå ñ÷èòàåòå îáðàçîâàíèå “áåñïëàòíûì” èëè íå ñîãëàñíû ñî êàêèìè-òî èç ïóíêòîâ?

Íåìàëî êíèã íàïèñàíî îá ýòîì, íàïðèìåð “Ôàáðèêà ìàðèîíåòîê” (îá ýòèõ êíèãàõ áóäåò îòäåëüíûé ïîñò). Ðàçáåðåì ïîäðîáíåå.

Âñëåäñòâèå îáó÷åíèÿ â øêîëå ó ðåáåíêà óõóäøàåòñÿ ôèçè÷åñêîå çäîðîâüå. Èç-çà “ñèäÿ÷åãî îáðàçà îáó÷åíèÿ” è íåóäîáíîé ìåáåëè ñòðàäàåò îñàíêà. À ýòî – ìèíà çàìåäëåííîãî äåéñòâèÿ, êîòîðàÿ ïîñëå 30-40 ëåò äîñòàâèò íåìàëî ïðîáëåì ñî çäîðîâüåì.  óñëîâèÿõ ñêó÷åííîñòè èäåò ïîñòîÿííûé îáìåí âèðóñàìè, îò êîòîðûõ ìîãóò áûòü íå òîëüêî “ñîïëè”, íî è îòèòû, ÷òî óæå ÷ðåâàòî óõóäøåíèåì ñëóõà. Ñïåðòûé âîçäóõ è ïîñòîÿííîå íåäîñûïàíèå ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòè è äåïðåññèâíîñòè. Øêîëüíàÿ åäà – òåìà îòäåëüíîé áåñåäû. ß íå ìîã åñòü â øêîëå â äåòñòâå (çàêîí÷èë â 1996), ÿ íå ìîã åñòü â øêîëå, êîãäà ðàáîòàë â íåé (îáùåîáðàçîâàòåëüíàÿ øêîëà, 2010-2011 ãîäà). Äà, â ÷àñòíîé øêîëå â òå æå ãîäàõ ìåíÿ íàêîðìèëè ÷óäíûì äîìàøíèì îáåäîì. Íî ìû æå íå î ÷àñòíûõ øêîëàõ, âåðíî?  îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ íåìíîãî èíà÷å è ê ïðîáëåìàì îñàíêè äîáàâëÿåòñÿ ãàñòðèò.
Íà ìîé âçãëÿä, ñïåðòîãî âîçäóõà, ãàäêîé åäû è íåäîñûïà óæå äîñòàòî÷íî, ÷òîáû íå õîäèòü â øêîëó.

Äàäèì ñëîâî ãàçåòå “Ïåðâîå ñåíòÿáðÿ” https://festival.1september.ru/articles/618059/ :

ÍÈÈ ãèãèåíû è îõðàíû çäîðîâüÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ ÍÖÄÇ ÐÀÌÍ îòìå÷àåò, ÷òî îñîáåííîñòÿìè íåãàòèâíûõ èçìåíåíèé çäîðîâüÿ äåòåé çà ïîñëåäíèå ãîäû ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå:

Çíà÷èòåëüíîå ñíèæåíèå ÷èñëà àáñîëþòíî çäîðîâûõ äåòåé. Òàê, ñðåäè ó÷àùèõñÿ èõ ÷èñëî íå ïðåâûøàåò 10-12%.

Ñòðåìèòåëüíûé ðîñò ÷èñëà ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé è õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Çà ïîñëåäíèå 10 ëåò âî âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ ÷àñòîòà ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé âîçðîñëà â 1,5 ðàçà, õðîíè÷åñêèõ áîëåçíè — â 2 ðàçà. Ïîëîâèíà øêîëüíèêîâ 7–9 ëåò è áîëåå 60% ñòàðøåêëàññíèêîâ èìåþò õðîíè÷åñêèå áîëåçíè.

Èçìåíåíèå ñòðóêòóðû õðîíè÷åñêîé ïàòîëîãèè. Âäâîå óâåëè÷èëàñü äîëÿ áîëåçíåé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ, â 4 ðàçà îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà (ñêîëèîç, îñòåîõîíäðîç, îñëîæíåííûå ôîðìû ïëîñêîñòîïèÿ), âòðîå — áîëåçíè ïî÷åê è ìî÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé.

Óâåëè÷åíèå ÷èñëà øêîëüíèêîâ, èìåþùèõ íåñêîëüêî äèàãíîçîâ. Øêîëüíèêè 7–8 ëåò èìåþò â ñðåäíåì 2 äèàãíîçà, 10–11 ëåò — 3 äèàãíîçà, 16–17 ëåò — 3–4 äèàãíîçà, à 20% ñòàðøåêëàññíèêîâ-ïîäðîñòêîâ èìåþò â àíàìíåçå 5 è áîëåå ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé è õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé

Ïðè÷èí ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè íåñêîëüêî è ìíîãèå èç íèõ ñâÿçàíû ñî øêîëîé. Ê îñíîâíûì øêîëüíî-îáóñëîâëåííûì ôàêòîðàì ðèñêà ôîðìèðîâàíèÿ çäîðîâüÿ øêîëüíèêîâ, â ïåðâóþ î÷åðåäü, îòíîñÿòñÿ íåñîáëþäåíèå ñàíèòàðíî-ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî áëàãîïîëó÷èÿ â îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ, íåïîëíîöåííîå ïèòàíèå, íåñîáëþäåíèå ãèãèåíè÷åñêèõ íîðìàòèâîâ ðåæèìà ó÷åáû è îòäûõà, ñíà è ïðåáûâàíèÿ íà âîçäóõå. Îáúåì ó÷åáíûõ ïðîãðàìì, èõ èíôîðìàòèâíàÿ íàñûùåííîñòü ÷àñòî íå ñîîòâåòñòâóþò ôóíêöèîíàëüíî-âîçðàñòíûì âîçìîæíîñòÿì øêîëüíèêîâ. Äî 80% ó÷åíèêîâ ïîñòîÿííî èëè ïåðèîäè÷åñêè èñïûòûâàþò ó÷åáíûé ñòðåññ. Âñ¸ ýòî â ñî÷åòàíèè ñ óìåíüøåíèåì ïðîäîëæèòåëüíîñòè ñíà è ïðîãóëîê, ñíèæåíèåì ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè, îêàçûâàåò íåãàòèâíîå âîçäåéñòâèå íà ðàçâèâàþùèéñÿ îðãàíèçì. Òàêæå, íà çäîðîâüå ãóáèòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íèçêàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü. Åå äåôèöèò óæå â ìëàäøèõ êëàññàõ ñîñòàâëÿåò 35–40 ïðîöåíòîâ, à ñðåäè ñòàðøåêëàññíèêî⠖ 75–85 ïðîöåíòîâ.

Íî ìû ïðîäîëæèì, íà î÷åðåäè çäîðîâüå ïñèõè÷åñêîå, ñ êîòîðûì øêîëà îáõîäèòüñÿ âåñüìà íåäåëèêàòíî, ïîñëåäîâàòåëüíî è ìåòîäè÷íî ïîäàâëÿÿ â ðåáåíêå ×åëîâåêà Ñâîáîäíîãî, ×åëîâåêà Èùóùåãî, ×åëîâåêà Ñ÷àñòëèâîãî, ×åëîâåêà Äîâåð÷èâîãî.

Êëàññíî-óðî÷íàÿ ñèñòåìà îñíîâàíà íà ýòîì.(êàäð èç ôèëüìà: Êòî ïîñìåë ïåðåáèòü ó÷èòåëÿ? ìíå âñ¸ ðàâíî è ñåãîäíÿ ýòî áóäåøü òû!) ß íàìåðåííî íå áóäó çàòðàãèâàòü â ýòîé ñòàòüå òåìó âçàèìîîòíîøåíèé â êëàññå (ýòî òåìà äëÿ îòäåëüíîãî ïîñòà). Âîçüìåì îòíîøåíèÿ ó÷åíèêà è … ó÷åáíîãî ïëàíà. ×òî çíàåò ïåðâûé î âòîðîì? Äà íè÷åãî! Ñïðîñèòå ñâîåãî ðåáåíêà! ß óâåðåí, ÷òî îí äàæå íå ñðàçó ïîéìåò î ÷åì ðå÷ü. Ïîñòîÿííûé âîïðîñ íà óðîêàõ: “Çà÷åì íàì ýòî íóæíî?” âîñïðèíèìàåòñÿ ó÷èòåëåì òîëüêî êàê ïåðâûé ïðèçíàê ñàáîòàæà è ñòðîãî ïðåñåêàåòñÿ. “Õîðîøèé” ó÷åíèê äîëæåí áûòü ïîñëóøåí è íå òðåâîæèòü ó÷èòåëÿ âîïðîñàìè, íà êîòîðûå íåâîçìîæíî îòâåòèòü. Ó÷åíèê ïðèâûêàåò íàõîäèòüñÿ â ñîñòîÿíèè áàðàíà, êîòîðûé ïîíÿòèÿ íå èìååò, êóäà è çà÷åì åãî âåäóò. Ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé îòâåò: “À êàê æå áåç ÝÒÎÃÎ???” èëè “×òîáû âîñïèòàòü ãàðìîíè÷íî è ðàçíîñòîðîííå ðàçâèòóþ ëè÷íîñòü”.

Êîãäà è â êàêîé øêîëå ó÷èëè çíàêîìèòüñÿ ñ ïëàíîì, ïëàíèðîâàòü ñâî¸ îáó÷åíèå? Íåçà÷åì. Âñ¸ ðåøåíî – èäè èñïîëíÿé, âîïðîñîâ íå çàäàâàé. Íàäî è âñ¸ òóò. È íå÷åãî ïîòîì óäèâëÿòüñÿ, ÷òî âûïóñêíèêè íå çíàþò, êóäà ïîñòóïàòü, íà êîãî ó÷èòüñÿ, êåì ðàáîòàòü. Îíè ïåðåøëè â ñîñòîÿíèå îæèäàíèÿ. Îæèäàíèÿ, ÷òî êòî-òî ïðèäåò, ñêàæåò ÷òî äåëàòü, à îíè áóäóò äåëàòü åëå-åëå, ïëîõî, ñàáîòèðîâàòü è íûòü-ñêóëèòü. Îíè òðåíèðîâàëèñü 10 ëåò, áîãàòûé îïûò.

È ýòî íå åäèíñòâåííàÿ ïðîáëåìà. Äàëåêî íå âñå ó÷èòåëÿ óìåþò ïî-÷åëîâå÷åñêè îáùàòüñÿ ñ ó÷åíèêàìè. Ñòàëî îáûäåííûì ñëûøàòü îò ó÷èòåëåé îñêîðáëåíèÿ, óíèæåíèÿ, ïðîãðàììèðîâàíèå íà íåóñïåõ. Âû òàêèå, âû ñÿêèå, âû íå õîòèòå.  ðåçóëüòàòå äóøà ðåáåíêà ÷åðñòâååò, âåðà â ñîáñòâåííûå ñèëû ïîäðûâàåòñÿ, æèçíü ñòàíîâèòñÿ íå ìèëà, à ìû ãîâîðèì “ïîäðîñòêîâûé êðèçèñ”. Äåòè íå ñëèøêîì õîðîøî óìåþò “óâîðà÷èâàòüñÿ” îò òàêèõ âûïàäîâ. Øêîëà ïîäðûâàåò âåðó â ñåáÿ, âåðó â ëþäåé, âåðó â âîçìîæíîñòü ñ÷àñòëèâîé æèçíè áåç ñòðàäàíèé è òÿãó÷åé ðóòèíû. “À êàê æå òû õîòåë? Ýòî æèçíü!”.

Øêîëà îòáèðàåò ñâîáîäíîå âðåìÿ. Ïî÷òè âî âñåõ ðåëèãèÿõ âðåìÿ ïðåäïèñûâàåòñÿ îòäûõàòü â îïðåäåëåííûå äíè è íå äåëàòü íèêàêèõ äåë. Ýòî íå ñëó÷àéíî, â ýòîì åñòü ãëóáîêèé ñìûñë. Ïîêà âû çàíÿòû äåëàìè, ïîäóìàòü î æèçíè, ïðèâåñòè â ïîðÿäîê ìûñëè è ÷óâñòâà ïðîñòî íå îñòàåòñÿ âðåìåíè. Îíè ñâàëèâàþòñÿ âíóòðü äóøè, â ðåçóëüòàòå òàì îáðàçóåòñÿ ïîìîéêà, â êîòîðóþ è çàãëÿäûâàòü-òî íå õî÷åòñÿ. Íà ïðèáîðêó êîìíàòû íàõîäÿò âðåìÿ, äàæå ìàøèíû ìîþò, íî íà äóøó âðåìåíè íå îñòàåòñÿ. ß áû ñêàçàë ÷òî ýòî çàãîâîð, íî ÿ íå âåðþ â òåîðèþ çàãîâîðà. Ýòî îáû÷íîå íåïîíèìàíèå óñòðîéñòâà ÷åëîâåêà è ñìûñëà åãî æèçíè. À êîãäà îá ýòîì ñìûñëå ïîäóìàòü, åñëè âðåìåíè íåò? Ñâîáîäíîå âðåìÿ äîëæíî áûòü. Åãî äîëæíî áûòü ìíîãî, íàñòîëüêî, ÷òîáû ÷åëîâåêó ñòàëî ñêó÷íî è îí ñòàë èñêàòü ñåáå çàíÿòèå. Âîò òóò-òî è íàäî ïðåäëàãàòü êðóæêè è ñåêöèè. Íî øêîëà îòáèðàåò âðåìÿ, ðåáåíêó íå ñòàíîâèòñÿ ñêó÷íî, îí óñòàåò â øêîëå è â ðåçóëüòàòå îí íèêîãäà íå íàêàïëèâàåò ýíåðãèè, ÷òîáû ñäåëàòü ñâîé âûáîð. Ýòà áåäà ïîñòðàøíåå ïðîáëåì ñî çäîðîâüåì. Ýòî îäíà èç ïðè÷èí îòâðàùåíèÿ ê îáó÷åíèþ, äóõîâíîãî îòóïåíèÿ è íåæåëàíèÿ äóìàòü âîîáùå. Åñòü äåòè, êîòîðûå óñòîÿëè, âûäåðæàëè, ñîõðàíèëè ýíåðãèþ. Ýòî ëþäè ñ áîëüøèì çàïàñîì ýíåðãèè, íî èõ íåìíîãî. Äà è îíè áû ñäåëàëè áîëüøå, åñëè áû íå øêîëà.

Øêîëà ïîëíà óíûíèÿ, è îíî óáèâàåò æèçíü â äåòÿõ. Äåòè, êîíå÷íî, ñîïðîòèâëÿþòñÿ, êàê ìîãóò. È ïîä óäàð ïîïàäàåò ó÷åáà. Ó øêîëüíèêîâ ñêëàäûâàåòñÿ îùóùåíèå, ÷òî â ñêóêå âèíîâàòà ó÷åáà, â êà÷åñòâå ñàìîçàùèòû, îíè òåðÿþò èíòåðåñ ê ó÷åáå.

Îòáèðàòü ñâîáîäíîå âðåìÿ – ýòî î÷åíü âàæíàÿ çàäà÷à øêîëû. Îáùåñòâî áîèòñÿ ñâîèõ ñîáñòâåííûõ äåòåé. Îáùåñòâî óñòðîåíî íàñòîëüêî êðèâî, ÷òî íåò åñòåñòâåííîãî âñòðàèâàíèÿ ðåáåíêà âî âçðîñëûé ìèð. Ïîýòîìó ðåáåíêà íóæíî ïîäåðæàòü â øêîëå äî 18 ëåò. Ïðèìå÷àòåëüíî, ÷òî ÷àñòíàÿ øêîëà áóäåò ñ÷èòàòüñÿ òåì ëó÷øå, ÷åì ëó÷øå îíà çàáèðàåò ñâîáîäíîå âðåìÿ ðåáåíêà. Èäåàëüíî – ïîëíîñòüþ. Ïðè÷åì ïðîöåññ ñàìîïîääåðæèâàåìûé. Ñíà÷àëà ìû íå äàåì âðåìåíè ðåáåíêó çàäóìàòüñÿ î ñìûñëå æèçíè, ðàçîáðàòüñÿ â ñâîåé äóøå, à ïîòîì îí ñàì áóäåò áîÿòñÿ òóäà çàãëÿäûâàòü: è ñòðàøíî, è íàêîïèëîñü ìíîãî, äà è óìåíèÿ íåò. Ïîïûòàåøüñÿ, èíîé ðàç ëþäÿì ñêàçàòü ÷òî-òî, à â îòâåò: “Îé, íå ãðóçè!”.

Âîò òàê, äåêëàðèðóÿ öåëü “âîñïèòàòü ãàðìîíè÷íî è âñåñòîðîííå ðàçâèòóþ ëè÷íîñòü” øêîëà ïðåïÿòñòâóåò ðàçâèòèþ ëè÷íîñòè. Äà è êàê ýòî ïîíÿòü è êòî áóäåò îïðåäåëÿòü íàñêîëüêî ãàðìîíè÷íà è íàñêîëüêî ðàçâèòà ëè÷íîñòü? Åñëè ÿ íå çíàþ ðåøåíèÿ êâàäðàòíûõ óðàâíåíèé ÿ áóäó òàêîé ëè÷íîñòüþ èëè íåò? À çàêîí Ìåíäåëÿ? Ôîðìóëó çàêîíà Îìà äëÿ ïîëíîé öåïè? Èíòåãðàëüíîå ñ÷èñëåíèå? Òåîðåìà Êîøè? Íåäàâíî ÿ ñëûøàë ãîðåñòíûå âçäîõè î òîì, ÷òî óáðàëè ëîãàðèôìû èç øêîëüíîé ïðîãðàììû. Îäíàêî íèêòî, êðîìå îáùèõ ôðàç, òàê è íå ñêàçàë, â ÷åì ïðîáëåìà. È íèêòî íå âîçìóùàëñÿ, ÷òî òåîðèÿ âåðîÿòíîñòè ïðåäñòàâëåíà ñëàáî, à òåîðèÿ èãð åùå ñëàáåå. ß íå ñìîã âûó÷èòü Áîðîäèíî è íå ñìîã ïðî÷èòàòü “Âîéíó è ìèð”. Âñ¸, ÿ áîëüøå íå ãàðìîíè÷íî ðàçâèòàÿ ëè÷íîñòü? ß ïðî÷èòàë ìíîæåñòâî äðóãèõ õîðîøèõ êíèã, êîòîðûå íå âîøëè â ïðîãðàììó, íî ýòî æå íå çàñ÷èòûâàåòñÿ, ïðàâäà? Êòî è êàê áóäåò îïðåäåëÿòü ðàçâèòèå ëè÷íîñòè? È çíàíèÿ ëè îïðåäåëÿþò ðàçâèòèå ëè÷íîñòè? ×òî âàæíåå â ìèðå: óìåòü ïðàâèëüíî âåñòè ñåáÿ â êîíôëèêòíîé ñèòóàöèè èëè çíàíèå îïðåäåëåíèé “êîíôëèêò”, “ñóáúåêò”, “îáúåêò”?

×òî âàæíåå óìåíèå íàéòè è èñïðàâèòü ïîëîìêó â àâòîìîáèëå èëè ïÿòåðêà ïî êîíòðîëüíîé íà òåìó “ÄÂÑ”?

Âûó÷åííûå ìîëèòâû èëè óìåíèå ïðîùàòü âðàãîâ?

Óìåíèå íàðèñîâàòü ãðàôèê “Ñïðîñ-Ïðåäëîæåíèå” èëè ïîíèìàíèå, êàê ñâÿçàíû öåíû íà íåôòü, êóðñ äîëëàðà è âîéíà â Ñèðèè, à òàêæå õîðîøî èëè ïëîõî äëÿ Ðîññèè âñòóïëåíèå â ÂÒÎ?

Àòòåñòàò ïîëíûé ïÿòåðîê èëè óìåíèå ïðîäàòü ñâîè óñëóãè (èëè “ïîäàòü” ñåáÿ ðàáîòîäàòåëþ, çàùèòèòü ïðîåêò)?

Åñëè ÷åëîâåê çíàåò ôîðìóëó çàêîíà Îìà, ðåøàåò çàäà÷è ýòî åùå íå îçíà÷àåò, ÷òî îí ÷òî-íèáóäü ïîíèìàåò â ýëåêòðè÷åñòâå.

Åñëè ÷åëîâåê íà ïÿòåðêó íàïèñàë êîíòðîëüíóþ (ñäàë òåñò) ïî ìîëåêóëÿðíî-êèíåòè÷åñêîé òåîðèè, òî ýòî íå îáÿçàòåëüíî ïîìîæåò åìó ïîíÿòü, ïî÷åìó â ìàøèíå ïîòåþò ñòåêëà.

Øêîëà ñòðåìèòüñÿ äàòü çíàíèÿ è îöåíèâàåò òîëüêî çíàíèÿ. Òî÷íåå îöåíèâàåò óìåíèå çàïîìèíàòü è âîñïðîèçâîäèòü èíôîðìàöèþ, íå áîëåå òîãî. Ìàëî òîãî, ÷òî çíàíèÿ – ýòî ëèøü îäíà èç ìàëûõ ÷àñòåé ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, òàê øêîëà äàæå ñ ýòîé ÷àñòüþ íå ñïðàâëÿåòñÿ! Âñå ëþäè èçó÷àëè õèìèþ è ôèçèêó â øêîëå. Ïî÷åìó îíè âåðÿò â ñóùåñòâîâàíèÿ ïàìÿòè âîäû, òåëåãîíèè, ãîìåîïàòèè? Ïî÷åìó ïðîäàâåö ìíå ñêàçàë, ÷òî íîæ áëåíäåðà íåëüçÿ ìûòü ãîðÿ÷åé âîäîé, ÷òîáû íå òóïèëñÿ? Îòêóäà áåðåòñÿ òàêîé áðåä ó ëþäåé, êîòîðûå èçó÷àëè ôèçèêó â øêîëå? Ìîæåò áûòü îíè íå èçó÷àëè, à ïðîñòî çàïîìèíàëè ôîðìóëû, ôàêòû, ðåøåíèå çàäà÷? Òî åñòü ïîíèìàíèÿ êàê íå áûëî òàê è íåò. Ôåéíìàí íàçâàë ýòî “Áðàçèëüñêîé ñèñòåìîé”. Âñå “çíàíèÿ” îñòàëèñü â øêîëüíûõ ñòåíàõ. ×òîáû âîçíèêëî ïîíèìàíèå íóæíû îñîçíàííûå óñèëèÿ ó÷åíèêà. À çà÷åì îí áóäåò ïðèêëàäûâàòü ýòè óñèëèÿ, åñëè ó íåãî íåò ïîòðåáíîñòè â ïîëó÷åíèè çíàíèé? Èíòåðåñ ê ó÷åáå, çàëîæåííûé ïðèðîäîé, óáèëè â íà÷àëüíîé øêîëå. ×òî äàëüøå â æèçíè, íóæíû ëè òàì êàêèå-íèáóäü çíàíèÿ – íå ÿñíî.  ÂÓÇ êàê-íèáóäü ïîñòóïèòü, êàê-íèáóäü “îòó÷èòüñÿ” è êåì-íèáóäü óñòðîèòüñÿ ðàáîòàòü. Öåëü “ó÷åáû” â øêîëå íå â ïîëó÷åíèè çíàíèé, à â “îòñèæèâàíèè” äî ïîëó÷åíèÿ àòòåñòàòà. Ïîýòîìó ñïèñûâàíèå íå ñ÷èòàåòñÿ ÷åì-òî ñòðàííûì. Ñîöèàëèçàöèÿ â øêîëå çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíêà ó÷èòñÿ îáìàíûâàòü “ñèñòåìó”, ñïèñûâàòü, ïðÿòàòüñÿ çà ñïèíàìè äðóãèõ, îòñèæèâàòü. Îòñèæèâàòü øêîëó, ÷òîáû ïîòîì îòñèäåòü ÂÓÇ, è îòñèäåòü ðàáî÷åå âðåìÿ. Ýòî ïîæèçíåííîå?

Êàê ïðàâèëî, âñå øêîëüíèêè, êîòîðûì ÿ íà÷èíàë ðàññêàçûâàòü îá ýêñòåðíàòå, îòêàçûâàëèñü óõîäèòü èç øêîëû. Îñíîâíàÿ ïðè÷èíà: “À êàê ÿ áóäó ó÷èòüñÿ? ß ñàì íå ñìîãó – ìåíÿ ïîäãîíÿòü íàäî”. Ñòðàøíî áåç ñòàäà. Íå çà êîãî ñïðÿòàòüñÿ. Ñòîëüêî ëåò “ó÷èëè ëèøü áû ñäàòü”, à òåïåðü íàäî ó÷èòüñÿ ïî-íàñòîÿùåìó. Âåäü ïîíèìàþò, ÷òî ìîãóò íå ïîòÿíóòü, ÷òî ïî-íà÷àëó áóäåò ñëîæíî. Áîÿòñÿ áðàòü îòâåòñòâåííîñòü çà ñâîþ æèçíü. È íåâäîìåê íåñ÷àñòíûì, ÷òî òàì, çà ñòåíàìè øêîëû íå òåìíàÿ è ñòðàøíàÿ íî÷ü, à ñâåòëûé äåíü è ñâåæèé âîçäóõ, ÷òî îáó÷åíèå ìîæåò áûòü èíòåðåñíûì, àçàðòíûì. ×òî “ïðîêà÷êà” ðåàëüíîãî ñåáÿ èíòåðåñíåå “ïðîêà÷êè ïåðñà” â î÷åðåäíîé MMORPG? Íåò ó íèõ òàêîãî îïûòà. Áûëè è ÷åñòíûå îòâåòû: “À çà÷åì ìíå ýêñòåðíàò? ß â øêîëó òóñèòü õîæó”. È â ýòèõ ÷åñòíûõ ñëîâàõ òàê è ñëûøèòñÿ: “Ñâîáîäíàÿ êàññà!”

Ïðèçíàþñü ÷åñòíî.  øêîëå ÿ îá ýòîì íå äóìàë. ß ñòàðàëñÿ âîîáùå íå äóìàòü. Ó÷èëñÿ õîðîøî, ÷òîáû ìåíÿ íå òðîãàëè. Ìíå áûëî èíòåðåñíî óçíàâàòü íîâîå, íî ó÷èòüñÿ â øêîëå áûëî ñêó÷íî. ß áîÿëñÿ ó÷èòåëåé, ðîäèòåëåé. Áîÿëñÿ, ÷òî êòî-òî áóäåò ðóãàòüñÿ.  øêîëå ÿ áûë îáû÷íûì áàëáåñîì, êîòîðûé äóìàë, ÷òî âûó÷óñü è ïîéäó ðàáîòàòü ïîñëå ÂÓÇà ïî ñïåöèàëüíîñòè. È îòêàçûâàëñÿ äóìàòü, ÷òî ÂÓÇ íå äàñò íóæíûõ çíàíèé (îí è íå äàë, äà ÿ è íå íàñòàèâàë), à óñòðîèòñÿ íà õîðîøóþ ðàáîòó ìíå ïîìåùàåò íåóìåíèå è íåçíàíèå ìíîæåñòâà âåùåé. Íî ó ìåíÿ åñòü îïðàâäàíèå (à ó êîãî åãî íåò?) – â òå ãîäà íåëüçÿ áûëî ó÷èòüñÿ ýêñòåðíîì. ß äàæå íå äîãàäûâàëñÿ, ÷òî òàê áûâàåò, ÷òî ìîæíî íå õîäèòü â øêîëó.

Íåïîíèìàíèå öåëè ïóòè, îòñóòñòâèå “êàðòû ìåñòíîñòè”, äåëàåò ÷åëîâåêà ïàññàæèðîì ñâîåé æèçíè. “Åñëè ó òåáÿ íåò öåëè, òî òû áóäåøü äîñòèãàòü öåëè ÷óæîé”. Íåäîâåðèå, èñêëþ÷åíèå èç ðåøåíèÿ âîïðîñîâ âçðîñëîé æèçíè ïðåïÿòñòâóåò âçðîñëåíèþ øêîëüíèêîâ, ëèøàåò èõ óäîâëåòâîðåíèÿ ãëàâíîé ïîòðåáíîñòè ïîäðîñòêîâ – áûòü íàñòîÿùèì, âçðîñëûì, íóæíûì ÷åëîâåêîì. Îíè, êàê-áû, ïîíàðîøêó. Èõ, êàê-áû, è íåò. Ýòî êàòàñòðîôà äëÿ ïîäðîñòêîâ! Èì íå äàëè ëåãàëüíîãî ñïîñîáà ñòàòü âçðîñëûìè. Çíà÷èò îíè âûäóìàþò ñâîè. Íàäî ëè ïîäðîáíî ðàññêàçûâàòü, êàêèå?

Àëêîãîëèçì, íàðêîìàíèÿ – ýòî ñëåäñòâèå áåñöåëüíîñòè æèçíè. Íåò öåëè, íåò ñìûñëà … òîñêà. “×òî ýòî òû äåëàåøü? – ñïðîñèë Ìàëåíüêèé ïðèíö. – Ïüþ, – ìðà÷íî îòâåòèë ïüÿíèöà. – Çà÷åì? – ×òîáû çàáûòü. – Î ÷åì çàáûòü? – ñïðîñèë Ìàëåíüêèé ïðèíö; åìó ñòàëî æàëü ïüÿíèöó. – Õî÷ó çàáûòü, ÷òî ìíå ñîâåñòíî, – ïðèçíàëñÿ ïüÿíèöà è ïîâåñèë ãîëîâó. – Îò÷åãî æå òåáå ñîâåñòíî? – ñïðîñèë Ìàëåíüêèé ïðèíö, åìó î÷åíü õîòåëîñü ïîìî÷ü áåäíÿãå. – Ñîâåñòíî ïèòü! – îáúÿñíèë ïüÿíèöà, è áîëüøå îò íåãî íåëüçÿ áûëî äîáèòüñÿ íè ñëîâà. È Ìàëåíüêèé ïðèíö îòïðàâèëñÿ äàëüøå, ðàñòåðÿííûé è íåäîóìåâàþùèé. “Äà, ïðàâî æå, âçðîñëûå î÷åíü, î÷åíü ñòðàííûé íàðîä”, – äóìàë îí, ïðîäîëæàÿ ïóòü.”

Îáðàçîâàíèå äàëåêî íå áåñïëàòíîå. Äåíüãè – ìåëî÷è. Ðåáåíîê ïëàòèò øêîëå áîëüøóþ öåíó çà àòòåñòàò, êîòîðûé èçäåâàòåëüñêè íàçûâàþò “àòòåñòàò çðåëîñòè”. Ãîòîâû ëè âû, ÷òîáû âàø ðåáåíîê çàïëàòèë òàêóþ öåíó? Ðîññèÿ – íå èäåàëüíàÿ ñòðàíà, íî ó ðîäèòåëåé åñòü ïðàâî íå îòäàâàòü ðåáåíêà â øêîëó. È ýòî ïðåêðàñíî! Åñòü íåñêîëüêî ôîðì âíåøêîëüíîãî îáó÷åíèÿ, ïðè êîòîðûõ ðåáåíîê ïîëó÷èò çàâåòíûé àòòåñòàò, íî íå çàïëàòèò çà íåãî ñòîëü áîëüøóþ öåíó. È, êñòàòè, ïîëó÷èò øàíñ ðàçâèòü ñâîþ ëè÷íîñòü ïóñòü è íå “âñåñòîðîííå è ãàðìîíè÷íî”, çàòî ñ÷àñòëèâî.

ß îäíîãî íèêàê íå ìîãó ïîíÿòü, — ñêàçàë þíûé óäàâ, òîëüêî íåäàâíî íàó÷èâøèéñÿ ãëîòàòü êðîëèêîâ, — ïî÷åìó êðîëèêè íå óáåãàþò, êîãäà ÿ íà íèõ ñìîòðþ, âåäü îíè îáû÷íî î÷åíü áûñòðî áåãàþò? (Ô.Èñêàíäåð, Êðîëèêè è óäàâû)

Ñòðàõ íóæíî è ìîæíî ïðåîäîëåòü. Ó ìåíÿ åñòü ïëàí.

Источник