Польза и вред сми таблица

Польза и вред сми таблица thumbnail

Цели урока:

  • Образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»;
  • Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации;
  • Воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания

Оборудование урока:

  • технологическая карта урока учащегося;
  • Видеоматериалы;
  • Мультимедиа проектор и учебные проекты учащихся

Ход урока

I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока

«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад»
(Исократ – знаменитый афинский ритор)

3. Вводное слово учителя

– Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?

– Может быть, она не столько полезна, сколько вредна?

– Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать?

– Должна ли эта информация иметь какие-либо ограничения или нет?

– Попробуем ответить на все эти вопросы.

– Так что же такое информация?

– Предлагаю ответить на этот вопрос, используя следующую конструкцию, представленную в технологической карте урока. Задание 1 и на доске.

Информация – это сведения об ______________ и протекающих в нем _____________; сообщения, воспринимаемые _____________ и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.

1) человек;2) процесс; 3) окружающий мир

(Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.)

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

4. Сообщение темы урока

От Москвы и до Камчатки можно отследить порядки,
В теле, радио, Интернете, и в журналах, и в газете
Хроники, статьи, трансляции –
Всё это средства массовой информации

– Итак, попытаемся разобраться в том, что же такое Средства Массовой Информации?

5. Основная часть

«мозговой штурм»

– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте урока. Задание 2.

фронтальный опрос

– Какие слова – ассоциации вы записали?

– Итак к СМИ относятся: (коллаж из картинок представлен на экране:пресса ,массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, листовки, Интернет, рекламный проспект)

работа с понятиями

– Предлагаю проанализировать данные глоссария, поработав с понятиями. Задание 3.

(Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.)

– Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно?

  1. «СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию»
  2. «СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами»
  3. « СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию»
  4. «СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»

– Итак, как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно и почему?

– В нашей стране роль СМИ определена Конституцией РФ.

работа с документами: Конституцией РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации» (Статья 29 Конституции РФ)

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
  3. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  4. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  6. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.

– СМИ регламентируются основными статьями, которые прописаны в Законе РФ «О средствах массовой информации»

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

– Мир СМИ представляется в непрерывно обновляющемся потоке информации, где «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты» (Жарко Петан – афорист)

проблемное задание

– Предлагаю разделиться на группы и попробовать себя в роли историков, журналистов и политиков, окунуться на время в мир прошлого, настоящего и будущего и постараться понять, стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

6. Проверка домашнего задания

– Проверим домашнее задание. Вам была дана работа по составлению мини-проектов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

– Будьте внимательны. Познакомившись с проектами, вы будете отвечать на вопросы.

выступления учащихся, составление мини-проектов; презентаций – результатов исследовательской работы

Прошлое
(ретроспекция)
Настоящее
(актуализация)
Будущее
(проспекция)
Учитель:
– Историческое прошлое тесно связано с настоящим.
– В этом году мы отмечаем 70-летие великой битвы под Москвой.
– Сегодня 14 декабря. Идёт наш урок. А что было тогда, в 1941 году? Шёл 176 день войны.
(от Советского Информбюро…)
Учащиеся:
Важнейшую роль играло проводное радио. Именно оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня.
24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задачей которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”.
Была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых и тыловых газет. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий.
В армии и на флоте выходили центральные газеты.: “Красная звезда”,“Красный флот”,“Сталинский сокол”,“Красный сокол”.
В газетах и журналах широко использовались: памфлеты, карикатуры, фельетоны Публиковались письма рабочих, бойцов армии, тружеников тыла.
В период войны важное значение приобретали листовки, плакаты, воззвания,
корреспонденции военных корреспондентов.
Одним из наиболее известных был Константин Симонов. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.
Чтение стихотворения о войне, сочинённого одиннадцатиклассницей.
Учитель:
В современном обществе ни одна организация, ни один деятель не может быть успешным без доступа к СМИ.
Учащиеся:
Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио и телевидение.
При сообщении о событии радио позволяет узнать, что случилось, телевидение показывает, как случилось, а на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ даёт пресса.
Жанрами информационной публицистики – являются:
· репортаж,
· интервью,
· заметка,
· отчет,
· выступление.
Интервью– это беседа в форме вопросов и ответов, диалог журналиста, получающего информацию, и носителя информации.
– Предлагаем Вашему вниманию интервью, взятое на нашей родной Волоколамской земле у школьников нашей гимназии.
Показ видеоролика
Журналистика – искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь.
Это искусство приготовления информации.
Учитель:
– Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают информацию о прогнозах в будущем, привлекая к этому политиков и учёных-политологов.
Учащиеся: Поли́тика — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями.
Научное изучение политики ведется в рамках политологии.
Основателем современной политологии считается итальянский учёный, в XVI веке —Никколо Макиавелли, который первым представил политологию как самостоятельную науку.
Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки.
Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио и телевидения.
Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия на разум и чувства человека.
Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, одним из которых является политический плакат.
(показ видеоролика)
К сегодняшнему уроку, мы решили создать свой плакат , который представляем Вашему вниманию.
Защита проекта -плаката

– Итак, вы познакомились с тремя проектами.

Давайте обсудим их.

7. Закрепление пройденного материала

работа в группах, диспут «Вопрос – ответ»

– Проведём диспут. Каждая команда должна задать свой вопрос другой команде. Минутка на подготовку. Составьте по два вопроса, в случае если вопросы будут повторяться.

Итак, историки ваш вопрос:

1) – Каковы функции СМИ?

(Информационная, политическая, коммуникативная ( налаживание контакта), идеологическая, культурно-образовательная, рекламно-справочная, мобилизационная)

2) журналисты : – Можно ли сделать СМИ независимыми?

(Ограничить самоуправство владельцев СМИ, добровольное принятие этических кодексов и хартий…)

3) политологи: – Почему СМИ называют «четвёртой властью»?

(СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обрат­ную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по по­воду политики самого правительства. Наконец, СМИ при­званы просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»)

Задание 4 . работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей»

– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?

– СМИ приносят пользу человеку или вред?

– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.

 СМИ приносят пользу человеку и обществу СМИ наносят вред человеку и обществу
1.развлекаютУводят от необходимости решать реальные проблемы
2.развиваютНе всегда информация верна
3.информируютОтрицательное влияние на психику
4.воспитываютНаходятся в чьих-то руках
5.помогают сделать выборНе всегда пропагандируют общечеловеческое
6.образовывают
7.формируют общественное мнение

Вывод по таблице:– СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

видеоролик «О вреде курения»

– Предлагаю посмотреть видеоролик, а затем ответить на вопрос: «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? »

обсуждение проблемы

Вопросы:

  1. «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? »
  2. Как часто публикуются аналогичные видеоролики в Интернете?

(Проблемы алкоголизма, наркомании, табакокурения являются глобальными проблемами человечества)

IV. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК

решение проблемы:

Стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

(Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.)

V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

8. Самооценивание

– Оцените работу группы (в каждом столбце выставите оценку группы, которую вы считаете нужной (от 1 до 5 баллов)

Атмосфера в группе Полезность информацииУровень успешности занятия Работа группы в целом
 

9. Выставление оценок за урок

10. Подведение итогов

Каждый учитель стремится после доказаного к обобщению своей темы. Он как бы хочет написать картину на широком полотне, но зачастую вынужден ограничиться лишь серией этюдов.

Однако из серии частных исследований по узким сюжетам, появляется картина.

И этой картиной сегодня является наше детище, совместно созданное с учениками 11 классов гимназии №1, наш печатный орган под названием «СМИ»: «Сделаем мир интереснее», который я хочу подарить всем Вам.

11. Домашнее задание (вариативные формы контроля)

  1. Написать статью об уроке и лучшая будет напечатана в школьной газете «СМИ».
  2. Решить задачу обществоведческого характера.

Спасибо за урок. Удачи всем!

Приложение.

Источник

sm62

Средства массовой информации, как очевидно из названия, позволяют журналистам массово информировать свою аудиторию о том, что происходит в мире. К СМИ относится каждый носитель информации, массово распространяемый на какой-либо территории – выпуски печатных газет, журналов, радио и ТВ-передач – с чётко установленной периодичностью. Интернет-версии, разумеется, также относятся к СМИ.

Первые СМИ появились в XV веке, после изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом – и за 6 веков, подстраиваясь под технический прогресс, претерпели немало изменений. Некоторые из них положительно повлияли на институт СМИ, другие – не очень.

Плюсы

  • Возможность «держать руку на пульсе». В современном мире СМИ так много, что узнать можно обо всём – и из разных источников. Конечно, некоторые могут сказать, что это минус, так как изобилие СМИ сопутствуют созданию информационного шума, прорваться через который могут не все. Однако, если выбрать несколько изданий, чья тематика вас более-менее интересует, и с чьими взглядами вы согласны, такой проблемы можно избежать.
  • Обширная тематика. Если же аудитория не заинтересована в политике (а таких читателей немало), для каждого найдётся СМИ по вкусу. Некоторые развиты лучше прочих, но, всё-таки, они существуют: культурные СМИ, спортивные, журналы о различных хобби, о звёздах, научно-популярные журналы. Другими словами, современные СМИ очень разнообразны, поэтому каждый найдёт что-то, что близко его сердцу.
  • Активное развитие. Хотя для старших поколений это может быть скорее минусом, чем плюсом, СМИ никогда не стоят на месте – в поисках своего пользователя, они стараются появиться на всех новых платформах и гаджетах. Какой бы социальной сетью вы ни пользовались, вы найдёте СМИ везде – в Instagram, Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках. Это значительно упрощает получение новостей.
  • Вседоступность. Если прежде, несколько веков назад, СМИ были доступны только грамотным представителям высших классов, теперь это изменилось. Радиоприёмники и телевизоры стоят не так дорого, поэтому даже жители деревень и сёл могут быть в курсе последних событий. Да и тиражи печатных изданий настолько велики, что каждый, кто хочет прочесть ту или иную газету или журнал, сможет сделать это.
  • Поддержка национальных культур. СМИ активно участвуют в сохранении вымирающих языков. Например, в России, в Карелии есть государственная газета на карельском языке. Ирландия, взявшая курс на восстановлении ирландского языка на равных правах с английским, успешно запустила государственный канал на ирландском и несколько радио-передач. Это не только позволяет сохранить язык, но и помогает тем, кто хочет его выучить.
  • Существование этических кодексов. Благодаря тому, что журналистика развивается уже несколько веков, представители профессии прекрасно понимают, как нужно поступать, а как – нет. Другими словами, существуют определённые своды правил, которые помогают журналистам держать себя в рамках и публиковать лишь то, что соответствует этическим стандартам. Это значительно повышает качество и профессионализм многих изданий.

Газеты

Минусы

  • Недостоверность. К сожалению, даже с существованием этических кодексов, нельзя быть уверенным в том, что информация, публикуемая в СМИ, заведомо достоверна. Может быть и так, что место в газете или эфире было куплено, чтобы донести до аудитории информацию, выгодную для кого-либо. К сожалению, нечто подобное стало происходить не только в жёлтой прессе, но и в качественных изданиях с именем.
  • Цензура. Цензура может быть как плюсом, так и минусом – и, к сожалению, второе заметно гораздо чаще. Хотя в России нет официального цензурного органа, существует экономическая цензура – к примеру, оппозиционный телеканал могут убрать из государственной сетки вещания, заставив покупать место в кабельной сети, что создаёт огромные финансовые трудности.
  • Финансовая зависимость. Несмотря на то, что здесь и там появляются так называемые «независимые проекты», существование СМИ напрямую зависит от финансовой поддержки. В особенности это касается общественно-политических СМИ, публикующих тексты на тематику, актуальную для большинства их аудитории. Даже если направленность газеты максимально гуманистична, ей потребуются деньги на печать и распространение материалов – если нет учредителя, готового вложиться в это, заработок может стать большой проблемой для предприятия. Как только появится учредитель, он сможет напрямую влиять на политику издания, а это может негативно сказаться на качестве публикуемых материалов.
  • Возможность пропаганды. Пропаганда – прямое последствие давления учредителя на политику редакции. В особенности это касается государственных СМИ, доступных всем и каждому. Телеканал прекрасно осознаёт, что если позволит партии, отличной от правящей, занять больше места в эфире, это может отразиться на его финансовых дотациях. Хотя в России это давным-давно перестало быть ключевой проблемой, пропаганда мешает аудитории объективно воспринимать действительность, так как зачастую освещает проблему лишь с одной стороны.
  • Погоня за сенсацией. Хотя это скорее проблема аудитории, нежели самих СМИ, немногие издания пытаются изменить ситуацию. Так уж вышло, что гораздо больше интереса люди проявляют к скандалам и сенсациям, а поэтому качественных материалов в СМИ становится меньше. Возможно, ещё и потому, что для раскрытия качества нужно написать большой материал, а времени и желания на его чтение у людей нет, так что СМИ стараются публиковать меньше таких материалов.
  • Нарушение личного пространства. Из предыдущей проблемы вытекает следующая, в особенности актуальная для публичных личностей. Их жизнью интересуются многие, и журналы, публикующие слухи, этим внаглую пользуются: выслеживают знаменитостей, фотографируют их, покупают информацию у их близких друзей. Из-за этого общественности становится известно то, что человек, возможно, предпочёл бы скрыть.

СМИ из интернета

Вывод

Несмотря на свои недостатки, СМИ остаются лучшим способом узнавать оперативную информацию из, что называется, первых рук. Единственное, о чём следует помнить аудитории – это то, что не каждое СМИ публикует верную и качественную информацию, а поэтому следует относиться к окружающим человека СМИ с осторожностью.

Источник