Польза и вред позитивного мышления
Современное медиапространство перенасыщено советами в духе «как изменить себя, мысля позитивно», мотивирующими постами, вдохновляющими пабликами, и книгами о саморазвитии и позитивном мышлении (о сколько-нибудь серьёзной науке там речи не идёт). Все советчики пользуются нежеланием «несчастных» людей хоть немного собой заниматься, так как они стараются искать заметки не более, чем с тремя шагами к счастью, два из которых — «крепко зажмурься» и «представить своё идеальное место».
В целом, наука довольно давно говорит о том, что самоконтроль и, скажем так, осознанное «просветление», действительно, полезны для здоровья, хотя тут же учёные делают оговорку, что излишне розовый взгляд на мир является прямой дорогой к шизофрении. Именно последний факт лайф-тренеры всегда опускают, обманывая своих подопечных.
Так, Мартин Селигман, который в 1988 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, тридцать лет работал, изучая депрессию, а в своей приветственной речи вдруг заявил, что всё это время исследователи смотрели не туда: надо сосредоточиться не на бедолагах, у которых в жизни всё очень плохо, а, наоборот, на тех, с кого вроде бы можно брать пример, — на бодрых, здоровых и довольных жизнью.
Оптимизм — это особый стиль мышления, когда человек считает все благоприятные события естественными и логичными, а неудачи — случайными и никак не связанными с его личностью, — говорит Селигман.
Очень удобная позиция: не «я мог что-то сделать, чтобы добиться повышения», а «ну не повезло, звёзды не сошлись»; не «я проиграл в казино семейные сбережения», а «фортуна не на моей стороне — в следующий раз».
Учёные говорят, что необходимо не просто тренироваться видеть пресловутый стакан наполовину полным, а анализировать как и в какой мере можно использовать то, что имеется для улучшения своего положения в дальнейшем.
Эта идея была страшно упрощена благодаря маркетологам, толкающим повседневные мелочи в виде рецепта жизненного счастья. Вот чудесный плед, в него можно укутаться и ликовать, глядя на прекрасный зимний двор — красивые модели улыбаются от уха до уха, завёрнутые в ненужный вам кусок ткани, вокруг красота и смотрят они в прекрасное светлое будущее; вот новый гаджет, с которым красивая девушка из прошлой рекламы пледа улыбается ещё шире, словно вот теперь всё стало ещё лучше; стул, сумка, футболка и закатанные от счастья глаза. Представление о счастье как о картинке из нехитрого кино — там все постоянно улыбаются — заводит в ловушку: кажется, что для того, чтобы стать оптимистом, надо всего лишь надеть улыбку и сосредоточиться на хорошем (плевать, что ты на ненавистной работе — порадуйся тому, что сегодня отменили оперативку).
Есть и ещё один такой же картонный и широко распространённый вид оптимизма, который выражается коротким, но ёмким словом «авось» или формулировкой «Да всё нормально будет — забей!».
Все самые идиотские происшествия, участники которых получают премию Дарвина, такие как новости из серии «решил проникнуть через крышу на балкон», «умер во время конкурса по поеданию блинов» и прочие подобные эпизоды говорят о том, что чрезмерный оптимизм напрочь выключает инстинкт самосохранения.
Невротик с обсессивно-компульсивным расстройством никогда не поймет, как можно участвовать в соревновании по поеданию блинов на скорость. А ведь если задуматься, то лучше восемьдесят пять раз в день мыть руки с мылом, чем ожидать следующих выборов с настроением «вот тогда всё будет лучше». Психи, желающие всё контролировать, перфекционисты, мизантропы — те, кто живут дольше бесшабашных жизнерадостных оптимистов. Если бы наши предки беззаботно гуляли по открытой местности, полагая, что вот те кусты колышутся исключительно от ветра, я бы не писал сейчас эту статью.
Да, сегодня на нас не прыгают саблезубые тигры, но вред от розовых очков все равно есть.
Вот несколько примеров того, к чему приводит неоправданный оптимизм.
1. Мы неверно воспринимаем себя.
Нейробиолог Тали Шэрот считает, что склонность к оптимизму — когнитивная иллюзия, свойственная 80% людей. Эта черта со всей очевидностью проявляется в опросах: «Как вы водите машину? Насколько вы привлекательны / интересны другим людям / честны и скромны?» Большинство оценивает себя по всем этим параметрам «выше среднего», что, конечно, невозможно статистически, да и вообще явная чепуха: если вы за рулем, ясно, что на всей улице только вы прилично водите — все остальные бессознательно жмут на разные педали и крутят баранку.
Когда речь идет о нас самих, мы обыкновенно переоцениваем вероятность хорошего события («Если ночью перебежать Волоколамское шоссе в неположенном месте, фура успеет затормозить») и недооцениваем вероятность плохого («Мама невесты петь не будет»).
Ну а уверенность в том, что «ты интересен другим людям», заставляет некоторых несчастных брать слово на корпоративе и вызывать к себе всеобщую ненависть.
2. Мы строим неосуществимые планы.
Принимаясь за важную работу, лучше думать не о Пауло Коэльо и о том, что Вселенная идёт нам навстречу, а об «ошибке планирования». Этот термин предложил поведенческий экономист Даниэл Канеман вместе с коллегой Амосом Тверски, говоря о когнитивном искажении, связанном с излишним оптимизмом и неверным расчётом сроков на выполнение задачи (времени, как правило, требуется гораздо больше, чем предполагалось). Исследования подтверждают, что люди самонадеянно оценивают перспективы написать курсовую или закончить проект до дедлайна. Причём, как выяснили учёные, прошлый опыт не влияет на людской оптимизм от слова «совсем». Даже зная, что с предыдущей задачей управиться к сроку не удалось, мы всё равно надеемся, что сейчас всё получится.
3. Мы чаще ошибаемся.
Ученые не советуют брать на работу людей, вечно излучающих радость. Многие начальники интуитивно это чувствуют и стараются всячески подпортить настроение своим подчинённым.
Например, есть исследования, подтверждающие, что у людей в плохом настроении лучше работает память.
А другие эксперименты демонстрируют, что спорщики с отрицательным настроем находят более убедительные аргументы, чем их жизнерадостные оппоненты.
4. От навязанной догмы «Мысли позитивно!» становится только хуже.
Некоторым людям достаточно сказать: «Верь в лучшее, смотри вперед, коммунизм наступит через пятилетку!» — и они с довольным видом начинают любоваться счастьем, маячащим вдали. Другим нужно гораздо больше усилий (и антидепрессантов). Что, если вы не верите в мантру «Мысли с оптимизмом!»?
Авторы исследования, проведенного в Университете Квинсленда в 2012 году, пришли к парадоксальному выводу: когда люди думают, что вокруг них все ожидают сплошного позитива, они испытывают больше негативных эмоций.
Вы улыбаетесь своему отражению в зеркале, глядя на мешки под глазами, ведь психология успеха настаивает: лучше холодного компресса сейчас поможет самовнушение («Я просто красавец!»). Канадский психолог Джоанна Вуд просила студентов произносить спорную установку: «Я — привлекательный человек», — а потом смотрела, как изменилась их самооценка от этого довольно нелепого заявления. Она возросла у тех, кто был достаточно уверен в себе и до эксперимента. А вот испытуемые, оценивавшие себя не так высоко, почувствовали, что мантра сыграла с ними злую шутку: им стало еще более неловко.
Вывод очень прост и очевиден, но в большинстве случаев игнорируем: с идеей «Смотри на жизнь с оптимизмом!» человечество немного переборщило и установки, которые мы берём из воздуха или из демотиватора с картинкой заката, вместо полезного эффекта приносят исключительно вред, но не стоит переживать — мыслите позитивно.
__________
Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы первыми читать новые статьи.
Ссылка на канал в Telegram, в котором публикуется в основном то, что не попадает в Дзен по тем или иным причинам, а также немного различной отсебятины.
Мы также работаем над каналом в YouTube. Пока вы можете посмотреть лекции и просто интересные видео, которые мы выкладываем, а любые пожелания и предложения можете высылать на почту science.kitchen@yandex.ru.
Друзья, если вам нравится наша работа, делитесь с друзьями ссылкой на канал, делайте репосты на своих страничках в социальных сетях. Также, теперь вы можете помочь в развитии проекта финансово любой суммой. Спасибо, что все вы с нами.
СобÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ð»ÐµÑ Ð² наÑем обÑеÑÑве ÑаковÑ, ÑÑо ÑÑебÑÑÑ ÐºÐ°ÑдиналÑной пеÑеÑÑÑойки воÑпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ и Ñвоей Ñоли в ÑÑом ÐиÑе. ÐиÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ð¼ лÑдÑм ÑÑановиÑÑÑ Ð²ÑÑ ÑÑÑднее и ÑÑÑднее, некоÑоÑÑм ÑÑало ÑовÑем невÑноÑимо. ÐбÑеÑÑво в Ñелом, и оÑделÑнÑе индивидÑÑмÑ, иÑÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ðµ-Ñо оÑвеÑÑ Ð½Ð° Ñвои вопÑоÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸, иÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе меÑÐ¾Ð´Ñ Ð²ÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвоего моÑалÑного и пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкого ÑоÑÑоÑниÑ. Ðа повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð²ÑплÑли ÑазнÑе меÑодÑ, наÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ Ð¹Ð¾Ð³Ð¸, воÑÑоÑнÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð±Ð¾ÑÑÑв, ÐÐÐ, ÑазнÑе веÑÐ½Ð¸Ñ Ñелигии и пÑ. СамÑм попÑлÑÑнÑм напÑавлением в ÑÑÑÑкоÑзÑÑнÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ ÑÑало Ñак назÑваемое позиÑивное мÑÑление. СÑÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¸ позиÑивного мÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÐµÑеÑÑÑоиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð²Ð¾ÑпÑиÑÑие Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð»ÑÐ±Ð°Ñ ÑÑÑдноÑÑÑ, или негаÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑаÑиÑ, воÑпÑинималаÑÑ ÐºÐ°Ðº некое благо или ÑÑимÑл Ð´Ð»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸, Ð´Ð»Ñ Ð±Ð¾ÑÑбÑ, Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий. ÐеÑÐ¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñивного мÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑейÑÐ°Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ пÑÑаÑÑÑÑ Ð¸ÑполÑзоваÑÑ Ð¿Ñи поиÑке ÑабоÑÑ, пÑи обÑении Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ³Ð°Ð¼Ð¸, Ð´Ð»Ñ ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑнÑÑ ÑиÑÑаÑий. Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо ÑÑÐ¾Ñ Ð¼ÐµÑод ÑабоÑаеÑ, меÑод доÑÑаÑоÑно ÑÑÑекÑивенâ¦Ð½Ð¾ Ñ Ð¾ÑÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑе важнÑе нÑанÑÑ Ð¿ÑакÑики.
ÐÑÐµÐ½Ñ Ñонка ниÑÑ, оÑделÑÑÑÐ°Ñ ÑÑезвÑй Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´ и безÑмие, Ñакова же ÑÐ¾Ð½ÐºÐ°Ñ Ð½Ð¸ÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑамонадеÑнноÑÑÑÑ Ð¸ позиÑивнÑм ÑаÑÑÑÑом. Ðногие лÑди на пÑÑи пÑакÑики позиÑивного мÑÑлениÑ, оÑÐµÐ½Ñ ÑаÑÑо Ð´Ð¾Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ð´Ð¾ кÑайноÑÑи, они медленно и ÑвеÑенно пÑевÑаÑаÑÑÑÑ Ð² ÑмеÑливÑÑ Ð¸Ð´Ð¸Ð¾Ñиков, ÑÑпеÑ-опÑимиÑÑов, коÑоÑÑе поÑÑепенно ÑеÑÑÑÑ ÑÑезвоÑÑÑ Ð¼ÑÑли и ноÑмалÑное воÑпÑиÑÑие ÑеалÑноÑÑи. Ðни ÑеÑÑÑÑ ÐºÐ²Ð°Ð»Ð¸ÑикаÑÐ¸Ñ Ð¸ Ð´Ð¾Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ð´Ð¾ иÑÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¸ÐºÐ¸ и глÑбокой депÑеÑÑии. РкаÑеÑÑве пÑимеÑа Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ñ Ñж оÑÐµÐ½Ñ ÑадоÑÑнÑе лиÑа ÑекÑанÑов и ÑоÑговÑев ÑеÑевого маÑкеÑинга.
Ðак ÑаÑÑо бÑваеÑ, позиÑивное мÑÑление â ÑÑо мода, ÑепеÑÑ ÑÑо пÑопагандиÑÑÑÑ Ð²Ñе, ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ðµ ленÑ, пиÑÑÑÑÑ ÑоÑни книг. Ðо, как ÐÑ Ð´ÑмаеÑе, вÑе ли ÑÑи книги пиÑÑÑÑÑ Ð»ÑдÑми пÑакÑикÑÑÑими? ÐÑе ли ÑÑи книги пиÑÑÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð° ÐаÑей жизни?
Ð Ñем оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¸ опаÑÐ½Ð°Ñ Ð¾Ñибка позиÑивного мÑÑлениÑ? ÐолÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ Ð°Ð²ÑоÑов и новомоднÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð² пÑедлагаÑÑ Ð²ÑÑабаÑÑваÑÑ Ð² Ñебе позиÑив на оÑновеâ¦Ñамого позиÑива. Т. е. ÐÑ ÑоздаеÑе позиÑивнÑй, ÑадоÑÑнÑй наÑÑÑой Ñам по Ñебе, ÑÑководÑÑвÑÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ ÑмÑÑвеннÑми ÑпекÑлÑÑиÑми. Ð ÑÑом â болÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ Ð¸ оÑибка! ÐÑли ÑоздаваÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñив ÑолÑко на оÑнове ÐаÑÐ¸Ñ ÑмÑÑвеннÑÑ ÑпоÑобноÑÑей, Ñо ÐÑ Ð¾Ð±ÑеÑÐµÐ½Ñ ÑеÑез какое-Ñо вÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¿Ð°ÑÑÑ Ð² депÑеÑÑиÑ, в апаÑиÑ, в безвÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÑÑÑ. Ðак пÑавило, Ñеловек в Ñаком позиÑивном мÑÑлении Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ, иногда меÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ болееâ¦Ð½Ð¾, Ñем ÑилÑнее бÑÐ´ÐµÑ Ð³Ð»Ñбина иÑÑоÑениÑ. ÐоÑемÑ? ЧÑо в ÑÑом не Ñак? ÐеÑжели Ð½ÐµÑ Ð²Ð¾ вÑем ÑÑом вÑÑ Ð¾Ð´Ð°?
ÐÑÑ Ð¾Ð´ â еÑÑÑ! ÐÑежде вÑего, анÑинаÑÑно ÑÑиÑаÑÑ, ÑÑо Ñеловек Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð²Ñегда ÑадоÑÑнÑм. ÐÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ñенного ÑÑÑеÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñганизма нÑÐ¶Ð½Ñ Ð²Ñе ÑмоÑии, вÑе пеÑеживаниÑ. Ðаже негаÑивнÑе пеÑÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ, они могÑÑ Ð²ÑÑабаÑÑваÑÑ Ð² нÑм иммÑниÑÐµÑ Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð½ÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½ÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑиÑÑнÑÑ ÑиÑÑаÑий. ÐапомниÑе важнÑÑ Ð¼ÑÑлÑ: позиÑивное мÑÑление â ÑÑо меÑод ÑеÑапии, а не ÑпоÑоб жизни! ÐÑли ÐÑ Ð±ÑдеÑе пÑÑаÑÑÑÑ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑоÑнно в ÑоÑÑоÑнии позиÑива, Ñо ÑÑо неÑÑо аналогиÑное наÑкомании. Рано, или поздно, ÑÑо законÑиÑÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾. Ðо пÑопагандиÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñива не говоÑÑÑ ÐµÑÑ Ð´Ð²Ðµ оÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñе веÑи: Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñивного мÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÑÐ¶Ð½Ñ Ð¸ÑÑоÑники ÑнеÑгии, иÑÑоÑники Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑакÑики! ЧÑо Ñакое иÑÑоÑник ÑнеÑгии или иÑÑоÑник Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ? ÐÑо пÑоÑÑо. ÐÑÑоÑник Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ â ÑÑо Ñо, ÑÑо поддеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñ ÐÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñивное мÑÑление. Ðак пÑавило, ÑÑим иÑÑоÑником Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑой пеÑеÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² жизни: мÑзÑка, ÑпоÑÑ, лÑÐ±Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÑабоÑа, лÑбимÑе книги, Ñ Ð¾Ð±Ð±Ð¸, лÑбовÑ, дÑÑжба, иÑкÑÑÑÑво. ÐÑо â надÑжнÑе иÑÑоÑники ÑнеÑгии Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñивного мÑÑлениÑ. Ðо и ÑÑого мало! Рано, или поздно, ÑÑи иÑÑоÑники надоедаÑÑ. ÐÐ»Ñ ÑÑого ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð²ÑоÑой важнÑй компоненÑ: ЦÐÐЬ! Ð¦ÐµÐ»Ñ Ð² болÑÑом и малом ÑмÑÑле. ÐзбÑÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑÐµÐ»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¼Ð¾ÑнÑм иÑÑоÑником Ð¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑÑÑдноÑÑей ÑÑÑеÑÑвованиÑ.
Ðак вÑÑ ÑÑо ÑепеÑÑ ÑоединиÑÑ? Ð¦ÐµÐ»Ñ + иÑÑоÑник Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ = позиÑивное мÑÑление â ÑÑо и еÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð°Ñ ÑепоÑка Ð´Ð»Ñ Ð²ÐµÑной и безопаÑной пÑакÑики! ÐÑли Ðам ÑейÑÐ°Ñ ÑÑÑдно, Ñ ÐÐ°Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑиÑÑноÑÑи, и Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð½Ðµ ÑкладÑваеÑÑÑ, попÑÑайÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñала ÑÑоÑмÑлиÑоваÑÑ ÑÐµÐ»Ñ ÐаÑей жизни. Ð¦ÐµÐ»Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð² болÑÑом понимании, как, напÑимеÑ, ÑÐµÐ»Ñ ÑÑÑеÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе, и ÑÐµÐ»Ñ Ð² малом ÑмÑÑле, Ñ. е. конкÑеÑÐ½Ð°Ñ ÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð° меÑÑÑ, год и более. СÑоÑмÑлиÑовав ÑÑÑ ÑелÑ, ÐÑ Ð¸ÑеÑе еÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¸Ðµ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸, коÑоÑÑе Ðам оÑÐµÐ½Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑнÑ, Ñ. е. иÑеÑе иÑÑоÑник Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ. РпÑимеÑÑ, кино. Тогда ÑаÑе поÑеÑайÑе кино. ÐÑли Ðам нÑавиÑÑÑ ÑÑÑбол, Ñо Ñогда ÑаÑе ÑмоÑÑиÑе ÑÑÑбол. ÐÑли нÑавиÑÑÑ ÑÑо-Ñо из иÑкÑÑÑÑва â ÑаÑе поÑеÑайÑе ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ð¸Ð´ иÑкÑÑÑÑва. Ðе обÑзаÑелÑно должна бÑÑÑ ÑвÑÐ·Ñ ÐаÑей Ñели жизни и ÐаÑим Ñ Ð¾Ð±Ð±Ð¸, пÑоÑÑо Ðам нÑжна заÑÑдка бодÑоÑÑи, ÑнеÑгиÑ. ÐавеÑÑаÑÑим ÑÑапом ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñивного мÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ â Ñоединение Ñели и иÑÑоÑника Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ. У ÐÐ°Ñ ÐµÑÑеÑÑвеннÑм обÑазом поÑвиÑÑÑ Ð¾Ð¿Ñимизм, желание боÑоÑÑÑÑ Ð·Ð° жизнÑ, желание ÑÑÑдиÑÑÑÑ. Ðак пÑавило, ÑÑо замеÑно Ð´Ð»Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей, ÑÑо ÑоздаÑÑ Ð¸ лÑгкоÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑакÑов, лÑгкоÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼ÑÑв. ÐÑли Ñ ÐÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе Ñ Ð¾ÑоÑие знакомÑÑва, новÑе дÑÑзÑÑ, Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ, Ñо ÑÑо и еÑÑÑ ÑÑÐ¿ÐµÑ ÐаÑего позиÑивного мÑÑлениÑ!
РзавеÑÑение ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ñ: Ð¦ÐµÐ»Ñ + иÑÑоÑник Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ = позиÑивное мÑÑление! УÑÐ¿ÐµÑ Ð¾Ð² Ðам в Ðизни!
Ученые из разных стран пытались найти научное объяснение феномену “позитивного мышления”, о котором так часто рассказывают психологи и прочие шарлатаны. И не нашли: позитивное мышление в действительности приносит больше вреда, чем пользы.
Суть концепции позитивного мышления состоит в том, что нам всем нужно больше улыбаться и чаще мечтать. Мол, если мы визуализируем нашу мечту, то у нее больше шансов стать реальностью. Но упрямая наука говорит об обратном: чем больше мы мечтаем, тем более несчастными и неуспешными в результате будем.
Британская газета The Guardian рассказывает об эксперименте, проведенном в 2011 году психологом Габриэль Оттинген из Нью-Йоркского университета. Тот оставил добровольцев без воды. Одной их части предложили как можно больше думать о воде, мечтать о ней, а другой – таких инструкций не давали. В итоге оказалось, что люди из первой группы не имели мотивации людей встать и направиться к кулеру или водопроводному крану. У вторых такой проблемы не было.
Газета The Times рассказывает, что Оттинген проводил массу подобных экспериментов. Наблюдая за людьми, которые мысленно воображали реализацию незначительных фантазий (например, о победе на конкурсе эссе), исследователи обнаружили, что у них понизилось кровяное давление. Это удивительно: позитивные фантазии помогают нам расслабиться до такой степени, что это отражается в физиологических тестах”, – приводит издание слова из книги Оттинген “Переосмысление позитивного мышления”, вышедшей в США на прошлой неделе.
В общем, чем больше люди фантазируют, тем меньше у них шансов на успех в новом начинании. Это прямо противоречит одному из центральных постулатов популярной психологии: идее, будто мысль о желанном будущем приближает его в нашей реальности.
“Принято говорить, что, если мы сосредоточим позитивную энергию и сфокусируемся на наших мечтах, наши желания и цели, в конце концов, сбудутся. Но люди просто выдыхаются, фантазируя таким образом. Они уже наслаждаются будущим, так зачем им трудится, чтобы реализовать это будущее, если оно уже у них в голове, и им можно безгранично наслаждаться?”, – заключает Оттинген.
В общем, позитивное мышление – это один из величайших обманов, отнимающих силу к действию, а не благо.
“Даже концентрация на цели, эта повсеместная мотивационная техника всех менеджеров, не является однозначно позитивной, – пишет по этому поводу The New York Times. – Слишком рьяное сосредоточение на целях может исказить глобальную миссию организации в отчаянной попытке реализовать какую-нибудь узкую задачу, к тому же исследования ряда профессоров бизнес-школ показывают, что сотрудники, одержимые целями, могут нарушать этические нормы”.
Древние философы и духовные учителя понимали необходимость достижения равновесия между позитивным и негативным, оптимизмом и пессимизмом, желанием успеха и безопасности и готовностью к провалу и неопределенности. Стоики советовали практиковать “мысленное предварение зла”, т.е. намеренную визуализацию самого худшего сценария. Это помогает уменьшить тревогу по поводу будущего: когда вы трезво представляете самый негативный вариант развития событий, вы обычно приходите к выводу, что можете справиться.
Психологи Джули Норем и Нэнси Кантор провели ряд исследований, сравнивая стратегических оптимистов и защищающихся пессимистов. Если вы стратегический оптимист, вы представляете себе самый лучший исход событий и потом радостно строите планы о его реализации. Если вы защищающийся пессимист, даже если вы были успешны в прошлом, вы знаете, что на этот раз все может быть по-другому. Вы начинаете представлять все то, что может пойти не так.
Так вот исследователи обнаружили, что пессимисты преуспевают чаще, и именно из-за этой особенности характера. Происходит это потому, что тревога, если она не переходит определенные пределы, трансформируется в действие. Представляя себе самый худший сценарий, защищающиеся пессимисты получают мотивацию для более объемной подготовки и более усердных усилий.
Характерный пример такого пессимиста – Стив Джобс, полагает The Wall Street Journal. Можем ли мы преуспеть, размышляя о смерти чаще, чем мы это обычно делаем?
“Помнить о том, что вы умрете, – это лучший известный мне способ не оказаться в ловушке, думая, что вам есть, что терять”, – говорил он.