Польза и вред компьютерных игр для младших школьников

Польза и вред компьютерных игр для младших школьников thumbnail

Школьная научно – практическая конференция «Шаг в науку».

Аннотация

Данная исследовательская работа проводилась с октября 2014 года по апрель 2015 года. Целью исследования является выявление факторов негативного и позитивного воздействия компьютерных игр на формирование личности учащихся.

Методы исследования        

  • Анкетирование.
  • Наблюдение.
  • Описательный.

        Компьютерные игры – явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они негативно или позитивно  влияют на  формирование личности учащегося.

 Обобщая теоретическую и практическую части исследования, можно сделать следующие выводы:

1.Компьютерные игры  могут быть использованы как во благо, так и во вред.

2.Не рациональное использование возможностей и  времени проводимого в компьютерных играх, отрицательно влияет на следующие стороны развитие личности:

а) успеваемость  учащихся;                

б) психическое состояние;

в)  физическое здоровье;

3. Но в то же время с их помощью развивают мозг и память,  быстроту реакции и внимание.

        Главнейшей сегодняшней задачей для каждого школьника должно стать достижение осмысленного равновесия между виртуальной активностью и реальными, конкретными действиями.

Результаты данной исследовательской работы можно использовать

  1. Учителям-предметникам на уроках информатики;
  2. Классным руководителям при проведении классных часов и родительских собраний;
  3. Психологам и социальным педагогам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……..………………………………………………………………………………….4

Основная часть: ..………………………………………………………………………….……5

Глава 1  Результаты освоения теоретического материала…………………………..…..5

Глава 2  Результаты собственного практического исследования………………………8

Заключение…………………………………………………………………………………….10

Литература…………………………………………………………………………………….11

Приложение…………………………………………………………………………………….12

Введение

Слово ‘компьютер’ означает ‘вычислитель’, то есть устройство для вычислений. Идея создания компьютера появилась у двух физиков из американского штата Айова. Это были Джон Атанасов и Клиффорд Берри. Они занимались созданием компьютера с 1937 по 1942 годы. Это и был самый первый компьютер.

Кто создает компьютерные игры? Создание компьютерных игр – совсем не детская забава. В крупной фирме игру создают не один и не два человека. В коллективе разработчиков должен быть дизайнер игры, программисты, художники и даже композиторы. Основная роль в команде принадлежит дизайнерам.

Актуальность темы: появление персональных компьютеров породило огромное количество мифов, касающихся как пользы, так и вреда от их использования. Поэтому очень важно разобраться в вопросах пользы и вреда компьютера и компьютерных игр.

Цель: Выяснить: компьютерная игра приносит вред или пользу ребенку в возрасте 8-11 лет.

Гипотеза: предположим: играть в компьютерные игры – это плохо, т.к. вредит здоровью детей. Возможно, играть в компьютерные игры – это хорошо, т.к. игра развивает детей.

Задачи:

1. Узнать, какую пользу, и какой вред несут для детей компьютерные игры.

2. Узнать, какие виды компьютерных игр существуют;

4. Узнать, в какие игры больше играют дети, и что они думают о вреде и пользе компьютерных игр;

 5. Составить рекомендации для учеников по выбору компьютерных игр.

Методы: – поиск информации – изучение литературы – анкетирование – сравнение полученных результатов, работа с информационными источниками.

Основная часть

Глава 1. Результаты освоения теоретического материала.

Для того чтобы проверить свои предположения, я составил план исследования:

1. Изучить в литературе и интернете сведения о влиянии компьютерных игр на детей; узнать существуют ли гигиенические требования, которые необходимо соблюдать детям.

 2. Сделать презентацию по найденному материалу.

 3. Провести анкетирование среди моих друзей, одноклассников, которое поможет выяснить, в какие игры они любят играть и сколько времени  в среднем они проводят за компьютером. Проанализировать собранную информацию.

4. Составить памятку по безопасному использованию компьютера и компьютерных игр.

5. Распространение памятки с гимнастикой для органов зрения.

Чтобы собрать нужную мне информацию, я воспользовался возможностями сети Интернет, откуда я взял необходимый мне материал (картинки, статьи). Я узнал, что компьютерные игры могут нести и вред, и пользу.

Компьютерные игры вредны:

  • Жестокие игры приучают к насилию и агрессии.
  • Ухудшение зрения. Ухудшение зрения от работы за компьютером происходит практически у каждого человека. Происходит нехватка в организме витамина «А».
  • Снижение желания общаться.
  • Вызывают болезни суставов и позвоночника, От длительного сидения за компьютером развивается переутомление мышц, нарушается кровообращение, развивается дистрофия.
  • Вызывают привыкание.
  • Снижение успеваемости в школе.
  • Азартная зависимость.

Самым уязвимым местом пользователя компьютера  являются  нервы. Мерцание экрана сильно напрягает нервную систему, шум вентиляторов, большой поток информации расшатывает нервы, появляется раздражительность.

Компьютерные игры полезны:

  • Можно весело провести свободное время
  • Можно научиться работать в разных программах
  • Развивают желание создавать, учат нестандартному подходу
  • Логические игры развивают мозг и память
  • Развивают быстроту реакции и внимание.

Виды компьютерных игр:

  • Динамические
  • Не динамические

К динамическим играм относятся спортивные (игры-симуляторы баскетбола, тенниса, футбола), тренажерные (моделирующие полеты или гонки) и все виды игр, где стреляют и убивают.

Динамические игры — это, конечно, для темпераментных натур. А для тех, кто любит подумать и степенно все обмозговать, существуют игры нединамические.

Не динамические, это шахматы, шашки и др.  

Таким образом, игры бывают:

  • – вредные – «бродилки» (стрелялки), «леталки»
  • безвредные – «спортивные» и «гонки»
  • полезные – «стратегии» и любые с ними «симбиаты», а также «головоломки», например, шахматы.

Глава 2. Результаты собственного практического исследования.

Опрос учащихся:

Вопросы

анкеты

да

нет

да

нет

да

нет

1.У тебя дома есть компьютер?

19

3

16

3

19

2

2.Часто ты садишься за компьютер, чтобы добыть нужную информацию

4

11

7

3

2

13

3.Играешь ли ты в компьютерные игры

17

1

14

3

18

2

4.Как ты заканчиваешь играть

сам

Прерывают родители

сам

Прерывают родители

сам

Прерывают родители

16

2

3

4

18

3

5. Сколько времени ты тратишь на игру

Менее 30 мин

2 часа и более

Менее 30 мин

2 часа и более

Менее 30 мин

2 часа и более

12

7

8

4

3

8

6.Какие твои любимые игры

а) гонки

9

4

2

б)стрелялки

9

4

1

в)бегалки

12

4

2

г)обучающие

16

4

8

д)стратегии

5

4

7

е)поиск предметов

17

8

6

Вопросы  анкеты

да

нет

1.У тебя дома есть компьютер?

85%

15%

2.Часто ты садишься за компьютер, чтобы

добыть нужную информацию

24%

76%

3.Играешь ли ты в компьютерные игры

90%

10%

4.Как ты заканчиваешь играть

72%

28%

5. Сколько времени ты тратишь на игру

менее 30 мин.

2 часа и более

43%

35%

6.Какие твои любимые игры

а) гонки

28%

б) стрелялки

26%

в) бегалки

33%

г) обучающие

52%

д) стратегии

30%

е) поиск предметов

57%

Обобщающаяся таблица:

А существует ли польза от компьютерных игр? Конечно да. В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств.

Компьютерные игры учат ребенка: – классифицировать и обобщать; – аналитически мыслить в нестандартной ситуации; – добиваться своей цели; – совершенствовать интеллектуальные навыки.

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась  полностью. Хотя нельзя сказать, что компьютерные игры – это хорошо и можно играть, сколько хочется, и в любые игры. Как нельзя сказать, что плохо и надо отказаться от них. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди. Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.

Я думаю, что мой проект полезен для меня и для ребят, которые увлекаются компьютерными играми. Я теперь внимательно выбираю игры. Советую за помощью обратиться к родителям, которые помогут определить:

– качество игры;

– жанр игры;

– содержание игры;

-не забывать о временных рамках.

А значит, играть будет не только интересно, но и полезно.

Использование информационных источников:

1. В. Абраменкова Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка., М., 2010
2. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 473 с.
Розенблюм Ю.З., Корнюшина Т.А., Фейгин А.А. Компьютер и орган зрения. М.: РИК ЗАО «Медицинская газета», 1998. – 22 с.
3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4. Чернозубов И.Е. Компьютер и дети. М.: Алес, 1998. – 96
журнал «Мой друг компьютер» 10.08. 2007
5. Современная энциклопедия для мальчика/Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: Современный литератор, 2007.

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/ Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова:-М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

7. Новоселов С.Л., Петку Г.П., Компьютерный мир дошкольника – М: Новая школа, 2005г, с. 71-81.

Ресурсы Интернет:
https://vse-sekrety.ru
Козак Т., Ребенок и компьютер, https://web.unl.udm.ru
https://infoazbyka.ru/ 

Савина Л.Б., Советы детям,  https://internat34.narod.ru/index/0-30

market.yandex.ru

Приложение 1.

Упражнения для глаз и мышц тела.

Упражнение 1                                                

        Сидя за компьютером,   примите максимально  удобную позу

         Расслабьтесь

         Не спеша, выпрямите спину

         Закройте глаза

         Выполните легкие  наклоны туловищем:  вправо, влево

Упражнение 2

        Посмотрите вдаль 2-3 с

         Переведите взгляд на  кончик носа, замрите на  2-3 с

         Повторить 6-8 раз

Упражнение 3

        Встаньте

        Поднимите руки вверх

         Напрягите все мышцы тела

         Задержите дыхание на 7-8 с

         С поворотом тела   «уроните» руки и  расслабьте все тело на 7-8 с

         Повторите 3-5 раз

Приложение 2.

Рекомендации для родителей.

Я предлагаю рекомендации для родителей, потому что их контроль за детьми необходим для того, чтобы компьютер из друга не превратился во врага.

Чтобы игра имела действительно обучающее действие необходимо участие взрослого, который поясняет, комментирует ребенку задания, поддерживает его мотивацию. Кроме того, как в любой игре у ребенка обязательно должен быть партнер, товарищ и не только виртуальный, а реальный близкий человек.

Кроме того, только присутствуя при игре, Вы можете оценить, насколько ребенок пере возбуждается и устает во время игры. Нежелательно использовать компьютерные игры раньше 5-6 летнего возраста. Нежелательно использовать игры – “бродилки” с однообразной игровой задачей. Не забывайте, ни что не заменит личного общения родителей и детей. Интересуйтесь личной жизнью своего ребенка, находите время для совместных игр, дел. И тогда компьютер будет полезен.

Приложение 3. 

Памятка  по безопасному использованию компьютера и компьютерных  игр.

По мнению специалистов Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья продолжительность непрерывной работы на компьютере для  детей различного возраста должна быть следующей:

5 лет – не более 7 мин.

6 лет -10 мин

7-9 лет – 15 минут

10-12 лет – 20 минут

Кроме того между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут.

Приложение 4.

Рекомендации по работе с компьютером

  • Следует увеличить влажность в помещении: разместить цветы, аквариум в радиусе 1,5 м от компьютера; оптимальная влажность 60% при температуре 210С.
  • Рекомендуемая полная продолжительность рабочего времени за экраном монитора взрослого пользователя, использующего обычный монитор только с защитным экраном, 4 ч за 8-часовой рабочий день.
  • В конце каждого часа работы необходимо делать 5-минутный перерыв, а через 2 ч – 15-минутный, выключать монитор и покидать рабочее место.
  • Легче всего читаются темные буквы на светлом фоне.
  • Каждые 10 мин отводите взгляд на 5 – 10 сек.  в сторону от экрана.

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Исследовательская работа на тему: “Вред и польза компьютерных игр для младших школьников”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Подготовили: учащиеся 1 класса Руководитель:Родионова Т.Н., учитель начальных

Описание слайда:

Подготовили: учащиеся 1 класса Руководитель:Родионова Т.Н., учитель начальных классов МБОУ Шпикуловской СОШ

2 слайд

Исследовательская работа на тему Вред и польза компьютерных игр для младших ш

Описание слайда:

Исследовательская работа на тему Вред и польза компьютерных игр для младших школьников Выполнили ученики 1 класса Иванов Алексей и Луковников Сергей Руководитель: учитель начальных классов Родионова Татьяна Николаевна МБОУ Шпикуловской СОШ 2016г

3 слайд

Исследовательская работа на тему Вред и польза компьютерных игр для младших ш

Описание слайда:

Исследовательская работа на тему Вред и польза компьютерных игр для младших школьников Выполнили ученики 1 класса Иванов Алексей и Луковников Сергей Руководитель: учитель начальных классов Родионова Татьяна Николаевна МБОУ Шпикуловской СОШ 2016г

4 слайд

Актуальность Компьютеры стали частью нашей жизни, как телевизоры или сотовые

Описание слайда:

Актуальность Компьютеры стали частью нашей жизни, как телевизоры или сотовые телефоны. Нам и нашим одноклассникам нравится играть в компьютерные игры. Но дома от мам, в школе на переменах от Татьяны Николаевны мы слышим: «Не сидите долго у компьютера, не играйте в телефоны и игровые приставки, это вредно!».

5 слайд

Нас заинтересовало, как же воздействуют компьютерные игры на ребенка, в каки

Описание слайда:

Нас заинтересовало, как же воздействуют компьютерные игры на ребенка, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему?

6 слайд

Гипотеза компьютерные игры не только развивают, но и вредят здоровью детей

Описание слайда:

Гипотеза компьютерные игры не только развивают, но и вредят здоровью детей

7 слайд

Гипотеза предположим: играть в компьютерные игры – это плохо, т.к. вредит здо

Описание слайда:

Гипотеза предположим: играть в компьютерные игры – это плохо, т.к. вредит здоровью детей. Возможно, играть в компьютерные игры – это хорошо, т.к. игра развивает детей.

8 слайд

Цель выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр

Описание слайда:

Цель выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на младших школьников

9 слайд

Задачи 1.Выяснить, в какие игры играют младшие школьники, как много времени п

Описание слайда:

Задачи 1.Выяснить, в какие игры играют младшие школьники, как много времени проводят за игрой. 2.Узнать, какую пользу и какой вред несут для детей компьютерные игры. 3.Узнать, какие правила нужно соблюдать при игре на компьютере. 4.Выяснить, как выбирать игры с пользой для себя.

10 слайд

Объектом исследования являются компьютерные игры Предметом исследования— влия

Описание слайда:

Объектом исследования являются компьютерные игры Предметом исследования— влияние компьютерных игр на младших школьников

11 слайд

1. Найти и изучить в литературе и Интернете сведения о влиянии компьютерных и

Описание слайда:

1. Найти и изучить в литературе и Интернете сведения о влиянии компьютерных игр на детей. 2. Узнать существуют ли гигиенические требования, которые необходимо соблюдать детям. 3. Провести анкетирование детей и родителей , с целью узнать в какие игры любят играть ученики и их отношение к компьютерным играм. 4. Акция эксперимент – «Один день без компьютерных игр» 5. Консультация медицинского работника, учителя информатики 6. Анализ результатов 7.Представить результат проектно-исследовательской работы на школьной конференции.

12 слайд

Предполагаемый результат оценивать полезность компьютерных игр; выбирать игры

Описание слайда:

Предполагаемый результат оценивать полезность компьютерных игр; выбирать игры, развивающие мышление, логику, мелкие мышцы руки; выполнять гимнастику для мышц и глаз, следить за временем, проведенном у компьютера; рассказывать о необходимости соблюдения правил безопасного поведения за компьютером своим близким, знакомым.

13 слайд

В сети Интернет мы нашли нужную информацию и картинки, проанализировали собра

Описание слайда:

В сети Интернет мы нашли нужную информацию и картинки, проанализировали собранную информацию. Игра—вид деятельности, направленный не на получение результата, а на удовольствие от самого процесса игры Мы узнали: Практическая часть  

14 слайд

Польза и вред компьютерных игр для младших школьников

15 слайд

Таким образом, игры бывают: - вредные – «бродилки» (стрелялки), «леталки» - б

Описание слайда:

Таким образом, игры бывают: – вредные – «бродилки» (стрелялки), «леталки» – безвредные – «спортивные» и «гонки»  – полезные – «стратегии» и любые с ними «симбиаты», а также «головоломки», например, шахматы. 

16 слайд

Польза и вред компьютерных игр для младших школьников

17 слайд

Правила Выбирать игры в соответствии с возрастом. Принимать правильную позу п

Описание слайда:

Правила Выбирать игры в соответствии с возрастом. Принимать правильную позу при игре: не наклоняться близко к монитору, не горбиться. Учитывать время игры: не более часа в день, каждые 15 минут делать перерыв. Делать зарядку для глаз и гимнастику для опорно-двигательного аппарата. Выбирать развивающие компьютерные игры.

18 слайд

Общепризнанные системы возрастного категорирования компьютерных игр Европейск

Описание слайда:

Общепризнанные системы возрастного категорирования компьютерных игр Европейская система возрастной оценки компьютерных игр: Американская система: Японская система: A – для всех возрастов. B – от 12 лет. C – от 15 лет. D – для 17 лет. Z – для взрослых.

19 слайд

Правильная поза при работе на компьютере:

Описание слайда:

Правильная поза при работе на компьютере:

20 слайд

Зарядка для глаз:

Описание слайда:

Зарядка для глаз:

21 слайд

Гимнастика:

Описание слайда:

Гимнастика:

22 слайд

Развивающие игры

Описание слайда:

Развивающие игры

23 слайд

Анкетирование 20 учеников, 15 родителей

Описание слайда:

Анкетирование 20 учеников, 15 родителей

24 слайд

* * Результаты АНКЕТИРОВАНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

Описание слайда:

* * Результаты АНКЕТИРОВАНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

25 слайд

Как долго ты играешь в компьютерные игры? Анкетирование

Описание слайда:

Как долго ты играешь в компьютерные игры? Анкетирование

26 слайд

Польза и вред компьютерных игр для младших школьников

27 слайд

Польза и вред компьютерных игр для младших школьников

28 слайд

Акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»

Описание слайда:

Акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»

29 слайд

Основные признаки компьютерной зависимости: - недостаток общения со сверстник

Описание слайда:

Основные признаки компьютерной зависимости: – недостаток общения со сверстниками – недостаток внимания со стороны родителей – неуверенность в себе и своих силах; застенчивость, комплексы и трудности в общении – склонность к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного – желание быть «как все», не отставать – отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером

30 слайд

Совет психолога: - упражнения аутотренинга - прослушивание спокойной музыки

Описание слайда:

Совет психолога: – упражнения аутотренинга – прослушивание спокойной музыки – упражнения на созерцание

31 слайд

Рекомендации доктора: - вести активный образ жизни - играть в подвижные игры

Описание слайда:

Рекомендации доктора: – вести активный образ жизни – играть в подвижные игры на свежем воздухе – не забывать про правильное питание

32 слайд

Консультация у медицинского работника Рекомендации: 1.Отдыхать каждые 15 мину

Описание слайда:

Консультация у медицинского работника Рекомендации: 1.Отдыхать каждые 15 минут. 2.Делать зарядку для глаз. 3.Делать гимнастику для всего организма. 4.Проветривать помещение. 5.Делать самомассаж шеи для улучшения кровообращения головы. 6.Не сидеть за компьютером больше 1 часа в день. 7.Не играть перед сном.

33 слайд

Рекомендации учителя: - занятия легкими физическими упражнениями - специальн

Описание слайда:

Рекомендации учителя: – занятия легкими физическими упражнениями – специальная гимнастика для глаз – чтение книг и использование настольных игр – нужно найти своё любимое дело

34 слайд

Непрерывное занятие школьника за компьютером не должно превышать времени, ука

Описание слайда:

Непрерывное занятие школьника за компьютером не должно превышать времени, указанного в таблице: КЛАСС ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 1 10 мин. 2-5 15 мин. 6-7 20 мин. 8-9 25 мин. 10-11 30 мин.

35 слайд

 Любимые занятия учащихся 1 класса

Описание слайда:

Любимые занятия учащихся 1 класса

36 слайд

 Любимые занятия учащихся 1 класса

Описание слайда:

Любимые занятия учащихся 1 класса

37 слайд

 Наша гипотеза подтвердились. *

Описание слайда:

Наша гипотеза подтвердились. *

38 слайд

Результат исследования: Результат проведённых исследований подтвердил, что с

Описание слайда:

Результат исследования: Результат проведённых исследований подтвердил, что само по себе существование компьютерных игр не может пагубно влиять на детей. Компьютер – не страшное чудовище, и он во многом может стать полезной техникой и помощником в учёбе, но только в том случае, если используется во благо ребенка под неусыпным контролем взрослых и строго по времени.

39 слайд

ВЫВОДЫ В современной жизни есть место компьютерным играм. Должен присутствова

Описание слайда:

ВЫВОДЫ В современной жизни есть место компьютерным играм. Должен присутствовать разумный контроль со стороны взрослых. Игры должны соответствовать возрасту. Выбирать игры развивающие, логические, обучающие, интеллектуальные. Выполнять рекомендации по охране здоровья. Не забывать, что в жизни есть интересные увлекательные занятия: хобби, чтение, прогулки, общение, творчество, спорт.