Польза философии в жизни человека

Польза философии в жизни человека thumbnail

В нашем обществе принято надменно относиться к философии, понимать её как пустословие и трату времени. «Философией денег не заработаешь», «философию на хлеб не намажешь», «философия бесполезна в жизни» – любой начинающий философ регулярно слышит эти фразы от своих друзей и родственников. И если с первыми двумя утверждениями можно согласиться, ни один философ никогда не согласится с третьим, и у него на это будут серьезные основания.

Чтобы увидеть их, мы рассмотрим, с какими вопросами сталкивается человек, выбирающий обывательское отношение к жизни. Но, прежде чем подходить к этому вопросу, нужно вообще понять, что такое философия.

В дословном переводе философия (φιλοσοφία) означает “любовь к мудрости”. Но мы понимаем, что эта «мудрость» не позволит нам собрать ракету, переплыть океан или починить машину. В чем же заключается её «мудрость»? Ведь, несмотря на непрактичность философии, греки ставили её на место царицы наук, хотя им были известны, например, астрономия и механика, математика и геометрия. И это при том, что практичный человек (πολιτικός) греками рассматривался как основа общества и высоко ценился. Мне кажется, что в понимании причин уважения греков к философии кроется и обоснование её полезности.

Аристотель в своих трактатах рассматривает эту проблему. Но, чтобы его понять, нужно иметь представление о его прикладной этике. Грубо говоря, он рассматривает человеческую жизнь как проект, требующий реализации, и о правильности поступков человека можно судить, исходя из целей человека в жизни и адекватности выбора средств для их достижения. Зададимся вопросом: для чего большинству людей нужна механика или химия? Их применение связано с практической полезностью, ведь они позволяют нам быстрее добираться до работы, пользоваться пластмассами и т. п. Таким образом, для подавляющего большинства людей они представляют лишь средства для достижения иных целей. Но ведь средство не является, в конечном счете, целью жизни. Проще говоря, изучение механики позволит заработать денег, но именно деньги будут целью работы, а деньги будут средством для достижения других целей, и так далее.

Теперь посмотрим на философию как «любовь к мудрости». С такого ракурса, философия в первую очередь дает человеку критерии истины и саму истину (именно она выработала возможные понимания истины). Но ведь исходя из нашего понимания истины, наших представлений о правильном и неправильном мы в конечном счете решаем, как распоряжаться нашей жизнью. В этом смысле философия создает для человека реальное пространство частной свободы, поворачивая его к вопросу о конечной цели. Я имею в виду, что человек, максимально чуждый философии, обычно принимает все нормы окружающего его общества в пассивном режиме, не анализируя их. И тут уже даже не важно, кто его окружает, панки или аристократы. В таком случае правила жизни и её цели навязываются человеку окружающими его социальными структурами.

Тут можно привести яркий пример – критерии успешности. Общество имеет определенное представление об успешном человеке, и каждый стремится стать им, особо не задавая себе вопрос «зачем?». Сложно сказать, плохо это или нет, ведь именно такие конструкты и позволяют обществу функционировать. Однако, философское отношение к жизни позволяет как минимум взглянуть на это со стороны, дает возможность переоценки ценностей лично для себя.

Проницательный читатель заметит, что не обязательно читать Платона, чтобы в один день бросить надоевшую работу в офисе и уехать открывать для себя Индию. В этом есть доля правды. Но такой поступок будет спонтанным, и тот, кто так поступит, скорее всего не будет иметь в голове последовательного логического размышления. С моей точки зрения, философия расширяет нашу возможность рассуждать о своем положении в обществе и в жизни в целом, а следовательно – и обосновывать перемены в своем мировоззрении.

Греки прекрасно понимали, что для достижения благой жизни не менее важно осмыслить понятие блага, осознав, что может быть благим, а что – не может. Поэтому познание истины, которое философия делает возможным, они считали высочайшей добродетелью.

Источник

           Ïîñòàâëåí áåçóìíî  ïðîòèâîðå÷èâûé âîïðîñ. Îòâåòèòü î÷åíü ëåãêî è îäíîâðåìåííî î÷åíü ñëîæíî. È äåëî äàæå íå â òðèâèàëüíîì ìíîæåñòâå îïðåäåëåíèé «ïîëüçû», «âðåäà», «ôèëîñîôèè». ß ïðîñòî íå çíàþ, ÊÀÊ îòâå÷àòü. Ìîæåò áûòü, íåò îòâåòà íà ýòîò âîïðîñ?  Èëè ÷òî ìîæíî ñ÷èòàòü îòâåòîì íà ýòîò âîïðîñ?
Ïûòàÿñü îòâåòèòü, ÿ íåèçáåæíî âïàäó â «ôèëîñîôñòâîâàíèÿ», à çíà÷èò, èñïîäâîëü ïîäòâåðæó åå ïîëüçó. Ò.å. «ïîëüçà» ôèëîñîôèè õîòÿ áû â òîì, ÷òîáû äîêàçûâàòü ñâîþ «ïîëüçó» èëè «âðåä». À åñëè ÿ ñ÷èòàþ, ÷òî ôèëîñîôèÿ âðåäíà?.. 
           Íåò, ïóòü ñïåêóëÿòèâíûõ ðàññóæäåíèé,  æîíãëèðîâàíèÿ àáñòðàêöèÿìè íàì òîæå íå ïîäîéäåò. Êîíå÷íî, ìîæíî áûëî íà÷àòü ñòàðóþ ïåñíþ, ÷òî ôèëîñîôèÿ ïîìîãàåò ÷åëîâåêó ãëóáæå ïîíÿòü ñåáÿ è îêðóæàþùèé ìèð è â ýòîì åå ãëàâíàÿ ïîëüçà. Íî, âî-ïåðâûõ, òàêèå ðàññóæäåíèÿ áàíàëüíû, âî-âòîðûõ, âåñüìà óÿçâèìû. Äåéñòâèòåëüíî ëè ïîìîãàåò ôèëîñîôèÿ  ïîíÿòü ñåáÿ è îêðóæàþùèé ìèð? Ìîæåò áûòü, ôèëîñîôèÿ òîëüêî âñå óñëîæíÿåò è âðåäèò «ïîíèìàíèþ»? ß âíîâü ïîïàäàþ â îáøèðíîå áîëîòî ïàðàäîêñîâ è óñêîëüçàþùèõ ïîíÿòèé. Ñëåäóÿ äàëüøå ýòîé ñêîëüçêîé è áåñêîíå÷íî äîëãîé äîðîãîé ÿ ìîæåò áûòü êóäà-òî è ïðèäó, ìîæåò áûòü äàæå íàïèøó êíèãó ñ íóäíûì è íåâíÿòíûì òåêñòîì, êàêèõ âåëèêîå ìíîæåñòâî, íî íå ñìîãó êîðîòêî è âíÿòíî îòâåòèòü – â ÷åì ïîëüçà, à â ÷åì âðåä ôèëîñîôèè?
×òî æå âûáðàòü?   êîíöå êîíöîâ, ÿ ðåøèë, ÷òî íå èçáåæàòü ðàññìîòðåíèÿ ôèëîñîôèè ñ òî÷êè çðåíèÿ åå ïðàêòè÷åñêîãî ïðèìåíåíèÿ è ïîñëåäñòâèé òàêîãî ïðèìåíåíèÿ. Ïðîñòî è ïîíÿòíî (ïî êðàéíåé ìåðå, íà ïåðâûé âçãëÿä). Åùå ÿ ïîñòàðàëñÿ íå çàáèðàòüñÿ â äåáðè äåôèíèöèé è òî÷åê çðåíèÿ, íàïûùåííîãî àêàäåìèçìà è êâàçèíàó÷íîãî ïàôîñà. Òàêîé ïîäõîä ïîêàçàëñÿ ìíå äîâîëüíî èíòåðåñíûì è ìíîãîîáåùàþùèì. Íó ÷òî æ, áóäó äåðæàòüñÿ ýòîãî ïîäõîäà.
 êà÷åñòâå îñíîâû ñâîèõ ðàññóæäåíèé, ÿ âçÿë òåçèñ, ÷òî ÷åëîâåê (×ÅËÎÂÅÊ!!!) – ìûñëÿùåå (ðàçóìíîå)  ñóùåñòâî.  Èòàê,   ðàçóì ÿâëÿåòñÿ âàæíîé îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ ÷åëîâåêà. À ÷òî æå  ôèëîñîôèÿ?
           Íà êàêîé-òî îïðåäåëåííîé ñòóïåíè, îíà ñòàíîâèòñÿ  íåîáõîäèìûì óñëîâèåì  ðàçâèòèÿ  ðàçóìà. Òàê æå êàê íà îïðåäåëåííîé ñòóïåíè ðàçâèòèÿ ìàòåðèÿ ïðåâðàùàåòñÿ â æèâûå îðãàíèçìû, íóæäàþùèåñÿ, íàïðèìåð, â êèñëîðîäå. Ïîòðåáëåíèå êèñëîðîäà – íå ñàìîöåëü òàêèõ îðãàíèçìîâ, íî íåîáõîäèìîå óñëîâèå èõ ñóùåñòâîâàíèÿ. Òàê è ôèëîñîôèÿ ñòàíîâèòñÿ ñâîåîáðàçíûì «èíòåëëåêòóàëüíûì êèñëîðîäîì» äëÿ ðàçóìà, íåîáõîäèìîé äëÿ åãî ðàçâèòèÿ, íî íå ÿâëÿþùåéñÿ åãî öåëüþ. Êàêîå-òî âðåìÿ ìíå ýòà ìûñëü êàçàëàñü çàíèìàòåëüíîé. Äåéñòâèòåëüíî, òàêàÿ ìåòàôîðà ïîçâîëÿëà êîå-÷òî îáúÿñíèòü. Âåäü æèâîé îðãàíèçì íå æèâåò, ÷òîáû äûøàòü, òàê è  ìûñëÿùèé ÷åëîâåê íå ðàññóæäàåò (ôèëîñîôñòâóåò)  ðàäè ñàìîãî ðàññóæäåíèÿ. Îí ðàññóæäàåò  ðàäè ðåçóëüòàòà, êîíå÷íîé öåëè.  Íàïðèìåð, ÷òîáû ïîíÿòü ñìûñë æèçíè è ò.ä.
             Îïÿòü è îïÿòü ýòîò èçáèòûé âîïðîñ î «ñìûñëå æèçíè»! Êîíå÷íî, ôèëîñîôèÿ îòâå÷àëà íà íåãî óæå ìíîæåñòâî ðàç, ìíîæåñòâî ðàç ãîâîðèëà, ÷òî îòâåòà íåò, ìíîæåñòâî ðàç ãîâîðèëà, ÷òî ñàì âîïðîñ íåâåðåí…×òî æå ïîëó÷àåòñÿ, ôèëîñîôèÿ íå ìîæåò îòâåòèòü îêîí÷àòåëüíî, ïîñòàâèòü âñå òî÷êè íàä «i»? Âîò íàóêà – ñîâñåì äðóãîå äåëî. Åñòü áîëåå èëè ìåíåå êîíêðåòíûå çàäà÷è (áóäü òî ôóíäàìåíòàëüíàÿ èëè  ïðèêëàäíàÿ ÷àñòè íàóêè) è åñòü ïîïûòêè ðåøèòü ýòè çàäà÷è. Íåêîòîðûå óæå ðåøåíû, íåêîòîðûå â ïðîöåññå ðåøåíèÿ. Áåçóñëîâíî, ïóòü íàóêè íå ñòîëü ëèíååí è îäíîçíà÷åí, ñëó÷àþòñÿ è ïîâîðîòû, è çèãçàãè, è íåîæèäàííûå òóïèêè…Íî åñòü äâèæåíèå. Îò íà÷àëà äî êîíå÷íîé òî÷êè (íàõîæäåíèÿ èñòèíû). ×òî ïîíèìàòü ïîä «èñòèíîé»?  Êîíå÷íûé ïðîäóêò. Áóäü òî ëåêàðñòâî îò ðàêà èëè îòâåò íà âîïðîñ «åñòü ëè æèçíü íà ìàðñå».
       À ÷òî æå ôèëîñîôèÿ? Íåò, îêîí÷àòåëüíûõ ðåøåíèé îíà íå ïðåäëàãàåò. Íåò, íå äîæäóòñÿ ëþäè ñîáðàíèÿ ôèëîñîôîâ, íà êîòîðîì ðàç è íàâñåãäà ïðîçâó÷àò îòâåòû íà ñòàðûå è íîâûå, çëîáîäíåâíûå è âå÷íûå âîïðîñû!.. Äà è êàê òàêèå îêîí÷àòåëüíûå (è áåññïîðíûå) îòâåòû ìîãóò áûòü äàíû â ðàìêàõ ôèëîñîôèè? Åñëè ýòî ïðîèçîéäåò, ôèëîñîôèÿ áóäåò íàçûâàòüñÿ íå ôèëîñîôèåé, à ñêîðåå èäåîëîãèåé. Õîòåëè îòâåòû?!. Ïîæàëóéñòà…È íå âçäóìàéòå âîçðàæàòü èëè ñîìíåâàòüñÿ! Âñå îòâåòû ïðàâèëüíûå! Òàêîå â èñòîðèè óæå áûâàëî.
 Òàê â ÷åì æå åå ïîëüçà, êðîìå êàê ñëóæèòü «èíòåëëåêòóàëüíûì êèñëîðîäîì»?! Ê òîìó æå òàêèì «êèñëîðîäîì» ìîæåò ñëóæèòü è, íàïðèìåð, èñêóññòâî.  Êàæåòñÿ, ÿ âíîâü âîçâðàùàþñü ê íà÷àëó ñâîåãî ýññå. Îñòàíîâèìñÿ äëÿ ïðîìåæóòî÷íûõ èòîãîâ. Èòàê, â ñâîèõ ðàññóæäåíèÿõ ÿ ïðèøåë ê íåñêîëüêèì âûâîäàì:
1. Ôèëîñîôèÿ â îáùåì-òî ïîëåçíà äëÿ ìûñëÿùåãî ÷åëîâåêà, ò.ê. â åå àðñåíàëå åñòü âñå ñðåäñòâà êàê äëÿ ðàçâèòèÿ ðàçóìà, òàê è äëÿ ïîçíàíèÿ.
2. Ôèëîñîôèÿ íå äâèæåòñÿ êàê íàóêà èç òî÷êè À â òî÷êó Â, íî â òîæå âðåìÿ îïðåäåëåííîå äâèæåíèå åñòü, êàê åñòü è îïðåäåëåííîå ðàçâèòèå.
Âûðàæàÿñü ÿçûêîì ìåòàôîð, íàóêó ìîæíî ñðàâíèòü ñ âåëîñèïåäîì, à ôèëîñîôèþ ñ âåëîòðåíàæåðîì. Çàäà÷à âåëîñèïåäà – ïåðåâåñòè ÷åëîâåêà èç òî÷êè  À â òî÷êó  (íå âàæíî ÷òî ïîä ýòèì ïîäðàçóìåâàòü âåëîãîíêè èëè óâåñåëèòåëüíóþ ïðîãóëêó). Çàäà÷à âåëîòðåíàæåðà – óêðåïëÿòü, òðåíèðîâàòü, ðàçâèâàòü ìûøöû òåëà. Çàäà÷à  ôèëîñîôèè (åñëè ïðèíÿòü òàêîå ñðàâíåíèå) óêðåïëÿòü, òðåíèðîâàòü, ðàçâèâàòü ðàçóì. Ìîæíî âîçðàçèòü, ÷òî ðàçóì òðåíèðóåò è èãðà â øàõìàòû èëè ðàçãàäûâàíèå ðåáóñîâ. Ýòî òàê, íî òðåíèðîâêà ðàçóìà ôèëîñîôèåé èìååò ñîâñåì äðóãóþ ñïåöèôèêó. Ñðàâíèâàòü ôèëîñîôèþ ñ ðàçíîãî ðîäà èíòåëëåêòóàëüíûìè çàäà÷àìè, âñå ðàâíî, ÷òî ñðàâíèâàòü èçó÷åíèå ïðèðîäû ïî êàðòèíêå èëè «âæèâóþ».  Âåäü ïðèäÿ â íàñòîÿùèé ëåñ, ìîæíî ïîëó÷èòü ñîâåðøåííî äðóãèå âïå÷àòëåíèÿ.
Òàê è òðåíèðîâêà ðàçóìà ñ ïîìîùüþ îòâëå÷åííûõ ëîãè÷åñêèõ åäèíèö è îïåðèðîâàíèÿ ýòèìè åäèíèöàìè (øàõìàòû, ãîëîâîëîìêè, ìàòåìàòèêà è ò.ï.) íå ïîçâîëÿåò ñîïðèêîñíóòüñÿ ñ öåííîñòÿìè, ëè÷íîñòíî âàæíûìè ñìûñëàìè è ò.ï. Ôèëîñîôèÿ ñîåäèíÿåò â ñåáå íàó÷íîñòü è ñâîáîäó âîîáðàæåíèÿ, èíòåëëåêòóàëüíóþ «âñåäîçâîëåííîñòü» (òû ìîæåøü ðåôëåêòèðîâàòü íà ëþáûå òåìû) è ñòðîãîñòü àíàëèçà.  ýòîì åå ïðåëåñòü.   
           Âîçâðàùàÿñü ê àíàëîãèè ñ âåëîòðåíàæåðîì, ìîæíî äîáàâèòü åùå îäèí øòðèõ. Âåëèêèå ôèëîñîôû – ñîçäàþò ñâîé âåëîòðåíàæåð. Îñòàëüíûå ëèøü «íàñòðàèâàþò» ÷óæèå.
Èòàê, ïîëüçà ôèëîñîôèè äëÿ ÷åëîâåêà (ðàçóìíîãî ñóùåñòâà) â òîì ÷òîáû òðåíèðîâàòü è ðàçâèâàòü åãî ðàçóì, â âîçìîæíîñòè âçãëÿíóòü ñî ñòîðîíû íà ñåáÿ, ìèð, âñåëåííóþ è ò.ï. Ñîáðàòü âîåäèíî áåçãðàíè÷íîå âîîáðàæåíèå è ñòðîãóþ íàó÷íîñòü, ïîòðåáíîñòü â ðåôëåêñèè è ïîñòîÿííîì ñîìíåíèè.
           Âðåä ôèëîñîôèè, åñëè ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðèíÿòîé àíàëîãèè ñ âåëîòðåíàæåðîì, â äâóõ àñïåêòàõ: 
1. ïåðåòðåíèðîâêå
2. ïîïûòêàõ åçäèòü íà âåëîòðåíàæåðå òàì, ãäå íóæíû èíûå ñïîñîáû ïåðåäâèæåíèÿ .

© Copyright: Àíòîí Êîøåðíûé, 2012
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹212050400657

Источник

Сама формулировка темы заставляет нас признать нечто, что входит в наше сознание почти неосознанно и манипулирует нами. Так, почему-то я должен анализировать пользу или вред философии. Хотя, может быть интересней и важней, для блага мира, было бы рассмотреть пользу или вред, например, курения, или подростковой мастурбации. Как будто, эта самая философия, во-первых, также является частью нашей жизни, существования. А во-вторых, по всей видимости, должна быть больше чем любой предмет, который мы могли бы поставить в формулировке темы вместо философии.

Таким образом, ставя перед собой задачу, рассмотреть эту тему, мы должны априори признать, что философия определяется чем-то, что на уровень выше всех прочих предметов и, наряду с ними, является частью нашей жизни. В качестве определения, которое бы оправдывало тему и наше ее рассмотрение, мы возьмем, что философия это процесс мышления. Который человек осуществляет практически все время. Но при этом мы должны отличить нашу философию чем-то, что отличало бы ее от просто мышления, наделив его неким качеством. Этим качеством, как мне кажется, является цепляющееся мышление, мышление готовое заморочиться по каждому предмету, в том числе, и о заморачивании над предметом. Главной же методологической установкой этого мышления является поиск ответов на вопрос «почему…». Поиск ответов на возникающие вопросы «почему» не оставляет никаких границ, «социальных оков». Позволяет дать полное представление предмета во всех его возможных связях и аспектах, а кроме этого дает осознание того, что предмет рассмотрен полностью.

Определив философию так, далее мы сможем ответить на вопрос какая польза от мышления цепляющегося за все проходящее через процесс мышления и за само цепляние.

При этом польза вынужденно будет пониматься как то, что способно приносить удовольствие и выгоду. То, что польза это то, что приносит выгоду, почти не требует доказательств, это даже почти синонимы, однако то, что она может еще пониматься, как удовольствие следует пояснить. Если человек получает удовольствие, но при этом ни каких выгод не получает или он даже платит за удовольствие, что часто бывает, это все равно ему приносит пользу – или душевному состоянию, или телесному. Таким образом, поле пользы мы можем разложить на следующие ситуации:

-когда индивид получает и удовольствие и выгоду;

-когда индивид получает удовольствие, но не получает выгоду;

-когда индивид получает выгоду, но не получает удовольствие;

-и когда общество благодаря философскому мышлению индивида получает пользу от того, что индивид не получил удовольствие и выгоды.

Когда мы разобрали, таким образом, почти все возможные варианты нам легче найти примеры, которые бы в сумме и дали интегральное представление о пользе от философии, то есть от особого рода мышления, которое характеризуется тем, что цепляется за все что входит в процесс мышления и за само цепляние.

Примем в качестве посылки, что человек — это существо взаимодействующее. Взаимодействуя с другими и со многим, человек образует в поле своей деятельности некоторое пространство, в том числе и пространство мышления, которое отделяет лично его от всего прочего. Очевидно, что, если его это пространство ничтожно, то он вынужден постоянно действовать под следствием обстоятельств и находясь под гнетом чужих социальных пространств. Начав же заниматься философией, человек становится способным не только осознать свое пространство социального взаимодействия, но и значительно его расширить. Что позволит ему успешно взаимодействовать с окружающими, улучшит его материальное благополучие и повысит уровень жизни. Таким образом, он получит и много удовольствий, и выгоды.

Но на начальном этапе, ему придется столкнуться с некоторыми издержками, понести некоторые расходы. Что и будет соответствовать случаю, когда человек хоть и получает удовольствие от нового качества своей жизни, своего мышления, однако несет потери в выгоде.

Далее наступает момент, когда выгоды нового мышления уже он получает, однако при этом вступает в конфликт с теми агентами взаимодействия, которые раньше пользовались тем, что его личное пространство социального взаимодействия было чрезмерно маленьким. Разумеется, конфликты не могут доставить удовольствие, тем не менее человек уже видит последствия своего нового отношения к миру и те удовольствия и выгоды, которое это новое отношение ему сулит. И уже не сможет больше сбиться с намеченного пути, так как философия в его жизни занимает все большее и большее место. Все, расширяя и расширяя его пространство социального взаимодействия, куда теперь могут вовлекаться и чужие пространства.

Остается рассмотреть еще один случай пользы, которая ни удовольствий, ни выгод индивиду не приносят, но, тем не менее, это польза социальная. Назовем подобный случай – самообучением индивида или самоограничением. От самообучения, самоограничения он может не получать ни удовольствие, ни выгоду, наоборот одни убытки, но тем не менее эта обучение пойдет ему на пользу с точки зрения стороннего наблюдателя, или общества.

Вред эта характеристика, которая, очевидно находится в другой плоскости по отношению к индивиду. Естественно он может определить для себя вред, но уже с точки зрения чего-то внешнего по отношению к себе.

Нам кажется, что вред это критерий, который возникает с точки зрения общества. Некто, кто представляет общественную точку зрения, может определить вред чего-либо. Сам индивид с позиции своего эго не может определить вред. Все для него будет удовольствием или выгодой. Хотя иногда это может принимать форму мазохизма, но негативная коннотация этого – опять же характеристика как чего-то негативного – относится к внешней позиции, то есть социальной.

Таким образом вред от философии будет определяться с точки того как она влияет на поведение человека в обществе. То есть опять же поиск вреда мы должны вести исходя из того, что поведение его будет идти в разрез принятому поведению, устоявшимся, традициям и. т. д.

И в этом отношении философия – сущий вред. Так как она делает человека абсолютно асоциальным.

Дадим образную характеристику того, к чему приводит философия, или как мы ее определили, особого рода мышление.

Представим человека плывущего по течению реки. Он плывет быстро, не испытываю практически усилий. И вдруг он решил встать посередине русла. И тотчас же он испытает сильное давление в спину, и большое возмущение в воде произведет его поступок. И далее за спиной у него поднимется небольшой водный бугор, а перед ним наоборот образуется некоторая яма.

Нечто подобное происходит с ним, когда он перестает просто отвечать на внешние запросы и понуждения, а вдруг делает остановку и, несмотря на возникающее возмущение и давление, продолжает стоять, образую между собой и течением жизни, пропасть, которую уже преодолеть не возможно.

Таким образом, человек, начав соответствующим образом мыслить, фактически перестает быстро принимать решение, делать выбор. Что превращает человека в социального инвалида. Социум, те связи, которые окружают человека, отбирая его пространство, требуют подчинения себе. Социуму нужен человек, который делает выбор сразу, принимает такое решение, которое социумом навязывается. Но перед философствующим и социумом, встают непреодолимые пропасти, которые он, когда философствует, никогда не преодолеет. Ибо движение по принуждению прекращается. Особенно мыслящий перестает двигаться. Он становится источником иллюзий, но при этом сам не может жить иллюзиями, так как в таком состоянии все для него становится иллюзиями.

Источник

Андрей Глинка

13 мая 2019  · 18,2 K

Биология, анатомия и психология человека, общество, происхождение понятий и явлений. Блог…  · factroom.ru

Философия — мать всех наук, не образно, а в буквальном смысле. Сначала был человек, и у него были вопросы. Человек философствовал, чтобы найти ответы: Как устроен мир? Почему встаёт Солнце? Почему дует ветер? Почему вода мокрая? Почему появляются дети? Почему мы хотим есть? И так далее.

В процессе поиска ответов на эти вопросы возникла физика, химия, математика, биология, анатомия и т. д., и т. п. Следовательно, изначально философия была нужна, чтобы изучать мир. Впоследствии этот раздел и функцию философии мы вынесли отдельно и назвали «Наука».

Передоверив науке эти простые вопросы, философия стала изучать более сложные и глубокие проблемы, которые не так легко объяснить. Что есть жизнь? В чём её смысл? Что есть добро и зло? Что есть любовь? Что есть творчество? Что есть гармония? Что будет после смерти?

Философские вопросы обязательно рано или поздно встают перед человеком. Обычно мы называем этот период в жизни «экзистенциальным кризисом» или «кризисом среднего возраста». Философия нужна именно для того, чтобы дать исчерпывающие ответы на эти вопросы.

Иногда ответы находятся в религиях и религиозно-философских системах. Иногда их удаётся найти в учениях философских школ. Иногда — в трудах отдельных мыслителей, к школам не относящихся. Такие мыслители были и в древнем мире, и в Средневековье, и в Эпоху возрождения и сейчас они тоже есть (например, Нассим Талеб, один из наиболее известных современных философов). Философия также может быть вашей личной: обычно это компилляция из наиболее близких вам максим разного авторства.

Философия — самая древняя, самая неточная, самая всеобъемлющая и важнейшая из всех наук.

Изучая философию, вы, как минимум, развитиваете навыки критического и творческого мышления. Философия учит воспринимать другое мировоззрение, вести диалог с человеком, его представляющим, предоставлять аргументы, доказывать свою точку зрения. Изучение различных философских концепций позволяет выйти за пределы очевидного, задуматься, а может и… Читать далее

Изучать философию необходимо для умения мыслить логически, то есть мыслить правильно и единственно верно.

В первую очередь понимание того, что приобретение имущества, обретение власти и исполнение сексуальных желаний не являются единственным и истинным содержанием человеческого существования

Был уже похожий вопрос, но я отвечу еще раз (он, очевидно, многие умы волнует:)
Кроме помощи в составлении “личной конституции”, о которой я уже говорила, философия выполняет одну важную для жизни функцию: она держит открытым разум. Постоянно находясь в многообразии порой противоречивых идей, человек начинает привыкать к тому, что мир – не… Читать далее

Напрямую философия не несет пользы – ни для народного хозяйства, ни для душевного бардака. Если философия становится полезной, да еще и для всех – это уже не философия, а догматика или идеология.
По большому счету изучение философии дает некоторые эффекты (краткосрочные и долгосрочные, заметные сразу или лишь в перспективе). Большинство из них… Читать далее

Здравствуйте, Андрей.
Я бы сказал, философия несет не только пользу, но и вред. Каждому – свое. Как говорит народная мудрость, не всякий вопрос к добру ведет, много будешь знать, скоро состаришься. Экклезиаст также умудряет: «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18).
Сократ говорил о себе, я знаю лишь то, что я ничего не знаю.
Философия – это… Читать далее

Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders

Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит… Читать далее

“Все науки полезнее философии, а лучше нет ни одной, ведь философия удел свободного человека”. Так сказал Аристотель. Это очень глубокая мысль, так как она указывает на связь человека с философией, которая появляется только в первое осевое время, когда индивид, персона выделяется из рода и осознает себя в качестве самостийного существования. При этом… Читать далее

Изучать флософию и быть философом это два больших понятий. Что такое изучать—это получать информацию от автора который познал эту информацию.Вы ее не познаете, а изучаете и конечно ваш кругозор расширается.Я думаю,что в этом ее польза, но не более того!!! “Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания—это прошлое. Мудрость—это будущее”!!!… Читать далее

Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders

Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит… Читать далее

Считаете ли Вы наивных людей глупыми, а наивность — следствием глупости?

Философ, психолог.

Специализация – психоанализ, психология личности и развития…  · baranovtherapy.com

Это совсем разные вещи. Если вы глупый, то вы не будете утруждать себя получением знаний, и по этой причине глупые люди чаще всего говорят “я все и так знаю” – вот девиз глупости. Такого человека почти невозможно переубедить, поэтому народная мудрость заклинает не спорить с дураками.

Но если вы наивный, то это пройдёт после того, как вы проверите свои взгляды на практике и увидите, что ошибались. И часто наивность – следствие того, что вы думали о чем-то или ком-то лучше, чем они есть на самом деле. Высокие ожидания не делают вас глупым.

Прочитать ещё 31 ответ

Возможно ли что человек проживет жизнь ни разу не подумав о смысле жизни, бытии и, о других подобных вопросов?

Шахматист, студент отделения Клинической психологии, безумный экстраверт…

Конечно. Для этого нужно следующее:

1) Низкие способности человека к критическому мышлению и к сбалансированному саморазвитию.

2) отсутствие глобальной цели и удовлетворенность текущим благосостоянием.

3)монотонность и рутинность жизни

4)подходящее общество, члены которого соблюдают вышеперечисленные пункты.

Людей, не задумывавшихся ни на секунду на данные в вопросе темы, скорее всего, действительно нет. Идеальное соблюдение всех 4 пунктов практически нереально. Но разве можно считать, что мимолетная мысль о фундаментальных вопросах что-то меняет? Эти вопросы может и были заданы всеми людьми, но вот к дальнейшим размышлениям они подтолкнули, увы, не всех.

Прочитать ещё 3 ответа

Что почитать из философии, чтобы было и интересно, и максимально полезно на практике?

Пенсионер. А значит, живущий уже как бы вне мира. Увлечения скромные: сериалы…

Известный философ Карл Раймонд Поппер заметил: “Все люди – философы”. Что он имел ввиду?!

Думаю, на мой взгляд, что философия – это не умные слова “онтология” или “гносеология”, это не великие философы, начиная с древних греков фалеса, Зенона, Платона или Аристотеля; не классики философии вроде Канта, Гегеля и Файербаха; ни даже современные корифеи типа Шопенгауэра, Виттенштейна или Шпенглера.

Философия – это в первую очередь наука о мышлении и то, как человек мыслит соотносится с его практической жизнью. К сожалению, в советской школе, а также и ныне такое понимание философии часто забывалось и забывается.

Но не всё безнадежно. В американской высшей школе сегодня есть много талантливых преподавателей философии, которые умеют увлечь красотой мысли или по крайне мере научить как применять философию в жизни.

Например, в книге Марка Роуленса “Философ на краю Вселенной” показан именно такой подход, когда при анализе известных американских фильмов боевиков научной фантастики, читателя вводят в методику философского подхода как бы между прочим.

“История западной философии” Бертрана Рассела – намного более серьезная книга, которую нужно читать не спеша и внимательно.

И конечно, для начала я бы посоветовал работы русского философа Бердяева Николая Александровича. А вот с этим философом нужно не просто читать его мысли, но и спорить там, где вы посчитаете нужным. Потому что философия Бердяева Н.А. – противоречива. Как то Николая Александровича спросили, почему бы ему не убрать противоречия или разрешить их философски?! На что русский философ ответил: “Без этих противоречий нет и моей философии”.

Хороших вам собеседников.

Прочитать ещё 13 ответов

Почему далеко не глупые люди верят в бога? Чем отличается их критическое мышление от моего?

Я, например, не глупая женщина, имею 2 высших образования, канд.диссертацию и большой стаж работы с людьми в области психического здоровья. С детства, как и многие в СССР, была атеисткой, а в Бога поверила уже после 40 лет, когда случилась беда с моей дочерью – она тяжело заболела. Врачи и медицина были бессильны, парамедицинские технологии и народные средства – тоже. В последнюю очередь взмолилась к неведомому Богу – и произошло чудо, т.к. ее состояние стало медленно, но верно приходить к норме. После этого, глубинно осознав, что проблемы в семье и здоровье связаны с грехами, совершенными в предыдущей жизни, углубилась в христианство, прошла почти все конфессии и в итоге, к своему огромному удивлению, обнаружила, что Истина – в Православии. Здесь нельзя дать развернутые аргументы…но поверьте – невозможно существовать такой дневней традиции с потрясающей живучестью, как-бы ее не пытались уничтожить во все времена, особенно в СССР в 20 веке. Только Сам Творец Вселенной способен возрождать свою Невесту – Церковь Христову – из пепла и руин. Наконец-то я обрела вместе с верой в Бога и смысл жизни, который искала 40 лет, но безуспешно…т.к. осознала, что жизнь не кончается со смертью тела, а только начинается по ту сторону либо с Богом, либо без Него (это и есть ад). Где окажется каждый человек, зависит от его жизни (не только веры) – жил-ли он по Заповедям…Вполне возможен вариант, что неверующий, но честный человек будет в раю – а верующий лицемер – где-то на подступе к раю…типа чистилища…Бог милостив и конечно возьмет его к Себе в Жизнь Вечную – но…после того как он осознает свои грехи и духовно дозреет до Царствия Божьего. В общем вывод такой: если хочешь действительно убедиться в существовании Бога – попробуй пожить хотя-бы месяц по Заповедям Божьим …когда поймешь, что сам, своими силами не можешь справиться со страстями и грехами – обратишься поневоле к Богу, и вот тут произойдет чудо – Он и только Он поможет сделать следующий шаг к чистоте сердца, полноте жизни, здоровой семье, состоявшейся судьбе, отсутствию страха смерти и ожиданию встречи с любимым Господом Иисусом Христом. Это великая радость и награда человеку – когда он наконец-то встречает Бога и соединяется с Ним навеки веков.

Прочитать ещё 30 ответов

Как истинно выглядит реальность, не обработанная человеческим разумом и органами чувств?

Главный редактор журнала “СТОЛ”. Аспирантка. Специализация — философия (русский космизм…  · vk.com/stol.guru

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно прибегнуть к тому, что Станислав Лем назвал имитологией, или к её разновидности – фантоматике, т.е. подключению наших нервных окончаний к машине, которая поставит для нас фантоматический 3D спекталь, в котором очень легко забыть, где реальность, а где фантом. Только в таком виде вы сможете в полной мере познать, как выглядит мир в глазах не-человека. Если в машине заложена база данных о жизни и поведении насекомого, то она заставит вас посредством нервных импульсов чувствовать себя насекомым со всеми отсюда вытекающими.

Хотя и этот способ познания нечеловеческой реальности можно поставить под сомнение, ведь машина-то все равно создана человеком, кто-то программировал её соответствующим образом, а значит, это не идеальный фантом мира насекомого.

Как говорит Тимоти Мортон, как бы вы ни пытались оторваться от своего человеческого восприятия действительности, у вас это не получится, потому что вы-то сами остаётесь человеком. Любой наш способ познания – это человеческая интепретация данных, чтобы она таковой не была, надо стать не-человеком.

Прочитать ещё 73 ответа

Источник