Польза чтения для детей дошкольного возраста

Польза чтения для детей дошкольного возраста thumbnail

Юлия Корхова
Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника

Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника.

Корхова Юлия Александровна – воспитатель

Структурное подразделение детский сад «Тополёк»

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №8

п. г. т. Алексеевка городского округа Кинель Самарской области

имени воина-интенационалиста С. А. Кафидова

Книга – это не учебник, который даёт готовые рецепты, как научить ребёнка любить литературу. Благодаря чтению, ребенок учится слушать, а это очень важно. Знакомясь с книгами он лучше узнает родной язык.

Одна из важнейших задач взрослых, научить детей сложному искусству чтения и понимания книги. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Значение книг для ребенка в дошкольном возрасте очень велико.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносят до них взрослые. Первые книги ребенку, читают его родители. При этом они оказывают влияние на формирование предпочтений и читательских вкусов.

Перед читающим стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей, как произведение искусства, раскрыть его замысел, “заразить” слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.

Умение воспринимать литературное произведение,само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребёнок начинает понимать структуру произведения: где начало, где конец произведения, как развивается сюжет.

Благодаря чтению, ребёнок учиться правильно составлять предложения, словарный запас расширяется, развивается логическое мышление, воображение, развивается фантазия. Ребенок рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни —в мир человеческих чувств: радостей и страданий, отношений, побуждений, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.

Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка. С ранних лет надо учить ребенка относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.

Взрослые при чтении должны обращать на возрастные особенности детей, на быструю утомляемость, на концентрацию внимания и быстрое его переключение на другую деятельность. И не стоит забывать о том, что у детей недостаточно развит фонематический слух. Ребенок-дошкольник это слушающий читатель. Живо и эмоционально слушает стихи, труднее прозу. Ему свойственна наивность. Порой не дослушав окончания произведения, может изменить его, к примеру – плохой конец, на хороший или просто просит не читать дальше.

Дошкольникивоспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы, изменяет произведения на свое усмотрение, делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

Взрослые должны помнить, что недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал, отвлекается, желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам, тщательный выбор для чтения того или иного произведения приведут к желаемому результату.

Важно учитывать и половые различия между детьми. Для девочек нужно читать книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам же будет интересна литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.

Детская литература – это самоценный вид словесного художественного творчества, играющий важную роль в развитии и воспитании ребенка.

Психологи считают, что дети, которым читают книги, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.

Влияние совместного чтения на детей:

– дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.

– во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.

– при активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.

– слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.

Литература.

1. Васильева М. А, Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Мозаика –синтез, 2007.

2. Кузьменкова Е, Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Дошкольное образование №4, 2005. Библиотека «Первое сентября».

3. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4. Первова Г. М. Работа с книгой в детском саду. Тамбов, 2007.

5. Прудовская С. Книжкины затеи. Дошкольное образование №2, 2007. Библиотека «Первое сентября».

Источник

СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ КНИГ ДОШКОЛЬНИКАМ

5-6 ЛЕТ»

Цель статьи – формирование интереса и любви к художественной литературе. 

         Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.

 Задача взрослого – открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

         В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

 Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. 

 Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.

Читайте также:  Лечебные банки и их польза

         Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

 Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. 

         Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

 Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

 Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

 Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. 

 С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна – лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

 Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство. 

 Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.

 Как читать.

 – В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.

 – Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.

 – Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.

 – Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

 – Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

 Рекомендуемая литература для детей 5-6 лет: 

 Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь.Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок – Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел. 

 Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. 

 Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». 

 Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно». 

Источник

Статья – О пользе чтения книг дошкольникам 5-7 лет. 

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.
Задача взрослого – открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. 
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. 
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. 
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна – лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство. 
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.

Как читать.
– В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
– Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
– Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
– Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
– Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет: 
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь.Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок – Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел. 
Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. 
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». 
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно». Используемая литература.
1. Гурович М. М. Ребенок и книга. – Детство-пресс, 2004. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Санкт-Петербург, 1997.
3. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: -Психологический журнал.-2001.
4. Синицына Е. И. Умные сказки./ Е. И. Синицына — М.: Лист, 1999.

Читайте также:  Ментоловая мята польза и вред для

Источник

А вы задумывались когда-нибудь серьезно о том, чем полезно чтение детям, зачем вообще нужно читать ребёнку младшего возраста? Известно, что чтение книг способствует интеллектуальному развитию, пополнению словарного запаса. Но, скорей, подумаете вы, что это касается детей школьного возраста и взрослых.

Так зачем читать малышу, который даже ещё не понимает слов? Или который ещё не умеет говорить? В этой статье мы поговорим о пользе и особенностях чтения детям, что и как правильно читать ребенку с самого рождения и до трёх лет.

чтение книг для детей

Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Ребёнок учится разглядывать, замечать детали и слушать. У малыша расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий. Чтение — это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает маленького непоседу ко сну.

Кроме этого, существует ещё как минимум 10 причин, зачем нужно читать ребёнку:

  1. Чтение детям благотворно влияет на развитие творческих способностей. Благодаря такому занятию развивается фантазия и воображение у малыша. Во время данного процесса ребёнка представляет персонажей и события по-своему. В мультиках и фильмах уже есть готовая картинка и образ, поэтому здесь уже фантазировать не приходится.
  1. Читая малышу, не остаётся в стороне и нравственное воспитание. Малыш примеряет на себя образ героя, переживает вместе с ним, учится отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Иногда у ребёнка даже могут возникнуть противоречивые эмоции, и он может попросить родителей перечитывать один и тот же рассказ, пока у него не сформируется собственная точка зрения. Такую работу души ничто не заменит.
  1. Малыши, которым родители часто читали книги, в будущем быстрее способны обучаться самостоятельно чтению, а успехи в школе становятся значительно выше.
  1. Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор.
  1. Читать детям -значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать логическое мышление, учит понимать причинно-следственную связь.
  1. Чтение-это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.
  1. Ещё один важный плюс в чтении ребёнку-это развитие интеллекта и грамотности. Малыш уже с раннего возраста слышит правильную речь, обороты, учится мыслить и выражать свои мысли правильно.
  1. Чтение книг отлично тренирует память, что значительно поможет в усвоении школьной программе, а затем и в ВУЗе.
  1. Если читать ребёнку на ночь добрую сказку, он быстрее засыпает, а сон становится более крепким и здоровым.
  1. Дети, которым родители привили любовь к чтению, всегда найдут для себя полезное и увлекательное занятие. Для них лучшим досугом станет прочтение книги, чем, например, бесполезная трата времени в интернете.

Начинайте читать ребёнку как можно раньше, ведь чтение отлично развивает творческие способности у детей

Читаем интересно детям

Что читать детям?

Совсем маленьким крохам книгу подобрать намного проще. Это могут быть простые стишки, потешки, песенки. Можно приобрести любое печатное издание с простыми, добрыми, яркими и большими картинками. Листая страницы, нужно только рассказывать, кто или что изображено.

С детьми постарше уже немного сложнее. Необходимо выбрать такую книгу, которая заинтересует вашего малыша. А если эта книга произвела впечатление на ребёнка, то, возможно, он будет просить вас перечитывать ее снова и снова.

Также важно учитывать и пол ребёнка. Девочки могут интересоваться одной тематикой, а мальчики — другой. Вспомните, какие книжки читали вам. Возможно, вашему крохе понравится тоже самое.

Что читать детям? Какие основные направления литературы помогут малышу в развитии?

  • Художественная литература (классика) больше подойдёт детям по-старше. Чтение таких книг всегда полезно и обязательно поможет ребёнку в школе и ВУЗе.
  • Сказки. Выбирайте сказки только с добрым сюжетом. К сожалению, многие сказки очень похожи на фильмы ужасов. Такое чтение не только способно ухудшить сон малыша, но и является некой «инструкцией» для преступлений.
  • Познавательные книги. Здесь выбор огромен. Малышу можно читать о животных, птицах, ремёслах, явлениях и так далее. Таким образом отлично расширяется кругозор ребёнка.
  • Духовная литература. Существуют детские книги, с которых можно начинать знакомство ребёнка с религией. Главное, не заставлять малыша слушать, если ему не нравится. После каждого прочтения обсуждайте с ребёнком полученные знания.

Как правильно читать ребёнку? Читаем интересно детям

В чтении детям младшего возраста есть некоторые особенности, которые могут заставить молодых мам и пап отложить книгу на неопределенный срок.

По опыту многих родителей, главная сложность в том, что совсем маленький карапуз не хочет слушать чтение мамы. А если и слушает, то максимум несколько минут, затем бежит заниматься более интересными для него делами.

Дело в том, что в раннем возрасте большинство детей ещё не обладают таким качеством, как усидчивость. Они очень быстро могут переключать своё внимание с одного предмета или действия на другой. Выход в данной ситуации только один — регулярно читать малышу книжки, причём делать это необходимо правильно и интересно.

Выбирая книгу для малыша, важно, чтобы в ней присутствовали яркие, красочные и большие картинки. Читая своему крохе, всегда обращайте внимание на эти изображения. Рассказывайте и обсуждайте вместе, что вы видите на картинке. Во время чтения меняйте интонацию, изображая героев сказки или рассказа, ваша речь должна быть внятной и понятной.

Запаситесь терпением. Если малыш вас не слушает, все равно попытайтесь ещё читать некоторое время. Постепенно, ребёнок начнёт прислушиваться.

Если малыш высказывает своё несогласие по поводу прочитанного, обсуждайте вместе такие моменты. Хвалите ребенка в случае, когда он попросил вас повторить, перечитать или что-то хочет уточнить, когда ему непонятно.

Важно книгу дочитать до конца, пусть даже не за один день. Только потом приступайте к новой.

Не заставляйте малыша слушать вас, если он не хочет, капризничает или не в настроении. Найдите другое время или другой подход. Не нужно обсуждать каждую строчку прочитанного, выделяйте главные мысли.

Читайте также:  Сероводородный источник в энгельсе польза и вред

Для каждого возраста ребёнка существуют определенные особенности в чтении книг. Безусловно, не нужно читать «война и мир» только что родившемуся малышу.

Ниже мы подробно рассмотрим, как интересно читать детям с рождения и до 3 лет.

Знакомство с книгой с рождения до года

Первое знакомство начинается с самых простых изображений. Это могут быть черно-белые фигуры, узоры или крупные предметы одного цвета. Новорождённые только учатся концентрировать свой взгляд на определенном предмете, развивая зрение и усиливая работу мозга.

Начиная с 3-4 месяцев, ребёнку можно показывать более сложные картинки: изображения людей, животных. Каждый раз обязательно проговаривайте малышу, что вы видите.

В 6 месяцев уже можно купить малышу первую книжку-игрушку. Как правило, в ней не более 5-7 плотных страниц. Разнообразие таких книг огромное. Их страницы могут быть мягкими, шуршащими, есть книги специально предназначенные для купания с детьми. Выбирайте ту, которая вам понравится. Главное, чтобы изображения были крупными и яркими.

Малыши в этом возрасте начинают исследовать окружающий мир, изучать различные предметы и их свойства. В такой книжке карапузу будет интересно переворачивать странички. Вместе с этим отлично развивается и мелкая моторика рук.

Подбирайте книги с реалистичными предметами для правильного восприятия малышом. Это значит, что лягушка должна быть зеленой, а помидор-красный. Идеально, если на одной картинки будет изображен только один предмет или простое действие.

Заниматься с малышом следует тогда, когда он находится в хорошем настроении. Возьмите его на ручки, положите перед ним книжку и, переворачивая страницы, рассказывайте все, что видите. Для многих детей такое времяпрепровождение становится одним из любимых занятий.

Чтение детям 1-2 лет

читаем дома детямВ этом возрасте у малышей отлично работает память. По мнению психологов дети этого возраста справляются с огромным потоком информации, многое запоминают и понимают. Поэтому, читая своему крохе, нужно включать новые обучающие элементы.

Обращайте внимание на буквы и слова, на главных героев и на различные детали в сюжете. В возрасте до двух лет книжка по прежнему должна быть с красивыми реалистичными картинками.

В список первых книг для чтения с малышом 1-2 лет отлично подойдут такие, как В.Бианки «лис и мышонок», Э.Карл «очень голодная гусеница», «от головы до ног», русские народные сказки и потёмки в иллюстрациях. Многие дети обожают эти книги, и родителям приходится зачитывать их до дыр. В них имеются отличные иллюстрации, а текста короткие и понятные.

Всегда делайте акцент на изображениях, рассказывая подробно о ней малышу. Вскоре карапуз сам начнёт указывать на картинки, желая узнать, как называется предмет.

Чтение с детьми должно проходить в благоприятной обстановке, в хорошем настроении, а посторонние звуки необходимо исключить (выключить телевизор).

Читайте детям различные коротенькие сказки, стишки, потешки. Малыши очень хорошо воспринимают простую рифму. Возможно, по просьбе ребёнка вам придётся перечитывать один и тот же стишок по 30 раз в день.

Чтение книг для детей 2-3 лет

В этом возрасте малыши все также активно запоминают и являются самыми благодарными слушателями. У них начинает развиваться фантазия и воображение, и чтение книг детям отлично способствует развитию творческих способностей.

Старайтесь читать ребёнку каждый день. Даже если ваш кроха играет или занят чем-то, все равно присядьте рядом и читайте. Рано или поздно у него проявится интерес к чтению, и он присоединится к вам.

У детей появляется интерес к ролевым играм. Играйте с малышом в домашний кукольный театр или простые сказки, например, «колобок» или «теремок». Прочитав очередную книгу или стишок, попытайтесь вместе нарисовать сюжет или главных героев.

Читать детям на ночь добрые книги полезно для сна. Малыш засыпает быстрее, сон его становится крепче, а утром просыпается в отличном настроении.

Рассматривание картинок остаётся неотъемлемой частью чтения для детей. Изображения могут быть более сложные, предлагайте ребёнку самому уже рассказывать о том, что он видит.

Что касается выбора литературы в этом возрасте, то здесь уже необходимо самостоятельно решить, какая именно книга может заинтересовать вашего кроху. Учитывайте интересы малыша. Например, если ему нравится мир животных, то выбирайте книги с такой тематикой.

Как приучить ребенка к чтению?

Многие родители задаются вопросом, как привить любовь ребёнка к чтению? Ведь в современном мире столько различных гаджетов, а мультфильмы и вовсе показывают круглыми сутками по телевизору. Все это может интересовать малыша куда больше, чем чтение книг. Мы разобрались, как нужно читать правильно детям в том или ином возрасте. Но также стоит учитывать ещё некоторые факторы для того, чтобы легко приучить ребёнка к чтению.

  • Чтение детям должно быть регулярным. Можно предложить малышу несколько книг, и пусть он самостоятельно выберет, какую именно сегодня прочитать.
  • Читать ребёнку нужно то, что ему нравится, что ему интересно. Пробуйте читать различные жанры, темы. Найдите ту книгу, которая будет интересна именно вашему малышу. Возможно, ему больше нравится слушать сказки, чем стишки или песни. Или наоборот. 
  • Дома обязательно должна быть библиотека. Если в доме нет книг, то как тогда ребёнка приучить к чтению? Желательно, чтобы печатные издания были в свободном доступе, чтобы в любой момент малыш смог взять книгу и попросить вас почитать. Или же самостоятельно рассматривать картинки, перелистывая страницы. 
  • Не дочитывайте книгу, если малыш начинает капризничать. Нельзя заставлять слушать чтение «из-под палки». 
  • Покупайте всегда красивые книги с яркими и большими изображениями. Выше упоминалось о том, что разглядывание картинок для детей младшего возраста является важной частью чтения. Согласитесь, что ребёнка никогда не заинтересует книжка, в которой нет иллюстраций или они не достаточно большие и яркие. 
  • Чтение детям до трёх лет должно проходить с элементами игры.

Как и в любом другом вопросе, необходимо показывать собственный пример. Помните, что малыш всему учится у родителей. Даже если вы возьмёте книжку, усядьтесь поудобней в стороне и начнёте читать, то, вероятней всего, у малыша возникнет интерес (а что же там Мама делает такое интересное?), и он обязательно присоединится к вам. Увлекайте малыша, показывайте ему сказочный мир книг.

Если в вашей семье предпочтение отдаётся прочтению книги вместо просмотра телевизора или залипанию в смартфонах, скорей всего и ваш ребёнок вырастит человеком, который любит читать.

как правильно читать ребенку

Читаем дома детям. Список Литературы для детей раннего возраста

Конечно, каждый родитель выбирает книгу для чтения малышу в зависимости от предпочтения крохи. Данный список не обязателен, но поможет молодым мамам и папам в выборе литературы для маленького непоседы.

В. Бианки “Лис и мышонок”

Э. Карл “Очень голодная гусеница”, “От головы до ног”

К. Чуковский “Муха-цокотуха”, “Ежики смеются”, “Цыпленок”. “Вышел зайчик погулять”, “Мойдодыр”

С. Маршак “Сказка об умном мышонке”, “Азбука в стихах и картинках”, “Божья коровка”

Стихи Агнии Барто для малышей

Русские народные сказки

В. Сутеев “Цыпленок и утенок”

Л. Толстой “Три медведя”

С. Михалков “Упрямый лягушонок”, «Мой щенок»

А. Пушкин “Лукоморье”

Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», «Песенки Винни-Пуха»

Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»

Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»

Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»

Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»

Серия «Для самых маленьких»:

Источник