Почему в стилягах полина польза

Почему в стилягах полина польза thumbnail

Стиляги

Москва 50-х. Насупленный Мэлс (Шагин), стопроцентное комсомольское буратино в сером, во время рейда на буржуазно веселящихся стиляг встречает Пользу (Акиньшина) – яркое и своевольное чудо в перьях. Сраженный наповал комсомолец идет за своим чувством, которое приводит его сначала на разгузку товарняков с целью заработка, потом – к подопольным портным и барыгам ради ярких шмоток, и, наконец, на “Брод” – “Бродвей”, улицу Горького или “Пешков-стрит”, как спустя лет двадцать пять ее начнут именовать уже советские хиппи. На Тверскую, проще говоря. Улица эта заведет его довольно далеко: к новым друзьям, новой жизни, танцам, саксофону и самому главному – быть может, дурацкой, иллюзорной, но такой молодой, такой яркой и такой опасной свободе.

Кадр из фильма “Стиляги”

Кадр из фильма "Стиляги"

Тут надо отметить, что все вышесказаное – в известном смысле условность, и чем скорее вы признаете для себя, что происходящее на экране имеет лишь косвенное отношение к СССР, стилягам, комсомольцам и прочей истории, тем большее удовольствие получите. “Стиляги” – один из самых важных для нового российского кино фильмов и заслуживает того, чтобы его смотрели без идеологических конвульсий.

Важность “Стиляг” состоит даже не столько в собственно кинематографических достоинствах – хотя сомнительный с искусствоведческой точки зрения жанр “фильм-праздник”, придуманный для продвижения картины, довольно точно отражает суть происходящего. Валерий Тодоровский всегда был “актерским” режиссером, умеющим добиться от своей группы максимума. Так что личное обаяние шумит с экрана прибоем – идет ли речь о Шагине или Гармаше, сыгравшем отца Мэлса, об Акиньшиной или строгой комсомолке Хиривской. Слово “мюзикл”, которого стараются избегать на афишах, означает на деле звонкие музыкальные номера с джазовыми каверами на русский рок от Цоя и “Колибри” до “Ноля” и Бутусова, слово “комедия” – изящное, ненатужное чувство юмора, а слово “драма” – умение резкими условными штрихами накидать перед героем выбор, от которого и вправду зависит судьба. Какое-то даже животное удовольствие от этого гарантировано.

Кадр из фильма “Стиляги”

Кадр из фильма "Стиляги"

Однако, Тодоровский – еще и один из самых умных отечественных режиссеров. Правда, после блистательного «Любовника» эта интеллектуальность дала опасный крен в совершенную умозрительность, от чего «Мой сводный брат Франкенштейн» (2004) вышел похожим на обличительную колонку в либеральном издании, а последовавшие затем «Тиски» (2007) – на тревожные размышления где-то в недрах министерства культуры о проблемах молодежи. Но, как ни странно, именно в “Стилягах” – легком вроде бы “фильме-празднике” эта режиссерская черта Тодоровского оказалась не только уместна, но необходима.

Потому что “Стиляги” проделали невероятно трудную и ювелирную работу по помещению нового российского кино в мировой киноконтекст. Так получилось, что у нас есть сугубо местное кино в сложном спектре от Балабанова, «Бумера» и «Дозоров» до, скажем, «Новой земли» и «Пыли». У нас есть довольно удачные клоны западных жанров – от «9 роты», которая не лучше и не хуже среднего американского фильма про Вьетнам, до недавнего «Непобедимого», который не хуже и не лучше среднего американского боевика. У нас есть вполне себе европейский арт-хаус, получающий фестивальные призы и даже американское инди-муви в лице Германики.

Кадр из фильма “Стиляги”

Кадр из фильма "Стиляги"

Не хватает самого важного звена – большого коммерческого кино, владеющего современным киноязыком, но укоренненого в местной почве. «Мулен Руж» /Moulin Rouge/ (2001), который поминают в связи со “Стилягами” – не сравнение, потому что ничего общего эти фильмы не имеют. Это скорее признание того, что Тодоровскому удалось вырваться из ностальгического плена “папиного кино”, не угодив в комфортные маргиналии отечественных кинематографических ниш.

Чем-то пришлось пожертвовать. Однако дело того определенно стоило – проведете врямя с пользой.

Источник

Почему в стилягах полина пользаМосква,
середина пятидесятых. Бодрые, хотя и
несколько однотипные комсомольцы под
предводительством железной Кати (Евгения
Брик) совершают налет на парк
культуры имени отдыха. Нет, конечно, их
интересуют вовсе не обычные советские
граждане, чинно выплясывающие под
полковой оркестр идеологически
выдержанные танцы: падекатр,
падепатинер, падеграс, польку и вальс.
Боевой отряд комсомольцев летучих
интересуют совсем другие люди. Точнее,
нет, не люди! А выродки из советских
людей – настоящая отрыжка капитализма в
лице так называемых стиляг,
которые бросают вызов обществу будущего
своими яркими пиджаками, клетчатыми
штанами, галстуками с пальмами и
особенно коком на голове.

Читайте также:  Льняное масло щитовидка польза и вред как принимать

Почему в стилягах полина пользаЭти
негодяи танцуют вовсе не вальс! Они
прячутся в заброшенные строения,
заводят там свою “музыку на костях”,
после чего разлагаются самым
натуральным образом, извиваясь в буги-вуги,
джиттер-баге и линди-хоп, снабжая этот
кошмар своими собственными вариациями
под названиями “атомный”, “канадский”
и “тройной гамбургский”. Цветастые
юбки вздымаются, демонстрируя белье,
коки трясутся, помада размазывается –
словом, просто какой-то
капиталистический ад!

Почему в стилягах полина пользаНо
комсомольцы смело стоят на пути
капиталистических завоеваний!
Повинуясь четким командам Кати,
народные дружинники ловят
распоясавшихся стиляг, разрезают на них
чуждую идейным советским гражданам
одежду, стригут эти ненавистные
напомаженные коки.

Почему в стилягах полина пользаКомсомолец
Мэлс (Антон Шагин), чье имя составлено из
начальных букв фамилий
социалистических божков Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина,
со всем пылом молодого гражданина
Страны Советов бросается догонять
убегающую стиляжную нимфу Пользу (Оксана
Акиньшина), чье имя, как и у Мэлса, составлено из политически грамотных слов – ПОмним Ленина ЗАветы. Мэлс преследует ее, как сатир,
и кажется, что вот-вот догонит, после
чего разрежет на ней цветастые тряпки и
вернет в лоно святого Коммунистического
союза молодежи, но Польза не так уж и
проста! Ловко сыграв на чувстве
сострадания, присущем каждому
комсомольцу, она обманула Мэлса и
выставила его на посмешище товарищам по
борьбе.

Почему в стилягах полина пользаВы
думаете, Мэлс после этого с новой силой
возненавидел стиляг? Как ни странно,
вовсе нет! Яркий наряд Пользы, эффектный
макияж и вызывающее поведение резко
контрастируют с мужеподобными
замашками комсомольского вожака Кати, в
результате чего Мэлс влюбляется, как
малолеток! И настолько влюбляется, что
бросает своих бывших товарищей,
нахлобучивает кок, приобретает эти
цветастые тряпки – и несется на Бродвей,
тусоваться со стилягами.

Почему в стилягах полина пользаЧтобы
отстоять свое право быть не как все,
Мэлсу придется пройти через много
различных препятствий. А уж завоевать
любовь Пользы – о, этого не смог добиться
ни один чувачок из стиляжьей компании.
Даже великий Фред (Максим Матвеев) – душа
компании и ее ангел-хранитель – не смог
покорить Пользу. Но Мэлс не сдается! Он
научился танцевать, он научился даже
играть на саксофоне! Так что посмотрим,
чья возьмет!..

***

Почему в стилягах полина пользаКак
известно, создатели фильма – режиссер и
продюсер Валерий Тодоровский, а также
продюсеры Вадим Горянинов и Леонид
Ярмольник – категорически не хотели
определять жанр картины как мюзикл.
Ведь мюзиклы, как известно, народ не
особенно жалует. Однако назвать “Стиляги”
драмой, мелодрамой или трагикомедией
они также почему-то не захотели, в
результате чего изобрели достаточно
странный, претенциозный и совершенно
некиноведческий жанр “фильм-праздник”.
При этом они создали опасный прецедент.
Теперь многие российские режиссеры,
желая выпендриться, начнут определять
жанры своих картин как “фильм-взрыв”,
“фильм-ураган” или “фильм – наркотическая
эйфория”, совершенно запутывая
зрителей и критиков.

Почему в стилягах полина пользаВпрочем,
какая нам, в сущности, разница, что они
там написали в качестве определения
жанра? Ведь “Стиляги”, по сути,
мюзикл и есть – примерно такой же, как “Мулен Руж”
и “Мамма
Миа!”. Есть некий сюжет (драматичный
в случае “Мулен Ружа”, комичный в
случае “Мамма Миа!” и трагикомичный
в случае “Стиляг”), в процессе
отыгрывания которого персонажи вдруг
начинают петь. В “Мулен Руже” и “Мамма
Миа!” поют побольше, в “Стилягах” –
поменьше, только и всего. Ну и если
создателям так хочется, я даже готов
определить жанр этого фильма как музыкальная
трагикомедия – так годится? Но уж
никак не “фильм-праздник”, увольте
меня от этого!

Почему в стилягах полина пользаНу,
а теперь давайте разбираться, что это за
фильм и фильм ли он праздник. Как было
понятно из афиш и трейлера, “Стиляги”
– это вовсе не чернуха об ужасах
социалистического концлагеря. И не “Вестсайдская
история”, несмотря на то что довольно
мощная любовная линия там все-таки
присутствует. Это мюзикл о стилягах –
молодежном течении в СССР 40-60-х годов
прошлого века. Стиляги хотели
выделиться из серой советской
обыденности яркой (зачастую – безвкусной
и карикатурной) одеждой и вызывающей
прической, говорили на собственном
сленге с примесью всяких американизмов,
слушали джаз на самодельных пластинках (знаменитая
“музыка на костях”) и танцевали
запрещенные танцы.

Почему в стилягах полина пользаРассказывая
о стилягах, Тодоровский, конечно,
действительность несколько утрирует и
гиперболизирует. Хотя советская швейная
промышленность в лице своего главного
представителя – Верейской швейной
фабрики – и не баловала простых граждан
цветовыми и дизайнерскими решениями, но
тем не менее по улицам не ходили одни
лишь серые мышки в ужасной одежде, как
это показано в фильме. Но гипербола в
данном случае вполне оправданна –
режиссеру нужно было показать контраст
между безликой массой и людьми, которые
с помощью яркой одежды и запрещенных
танцев пытались обрести хоть какую-то
свободу.

Читайте также:  Ходьба беременность польза и вред

Почему в стилягах полина пользаНа
мой взгляд, создателям фильма удалось
найти разумный баланс между драмой и
музыкальной комедией. Суровые реалии
социалистического концлагеря, с одной
стороны, показаны совершенно четко (хотя
и гипертрофированно), но, с другой стороны,
это все не носит характер чернухи,
поэтому картина производит вполне
светлое и радостное впечатление. Мне
только показалось, что музыкальных
номеров все-таки было маловато – четыре
пятых картины занимает сюжет о жизни
простого парня Мэлса и его приходе в
компанию стиляг, а это явно менее
интересно, чем музыкальные номера.
Впрочем, я выражаю исключительно свое
личное мнение.

Почему в стилягах полина пользаС
музыкальными номерами в фильме все
очень хорошо. Даже отлично! Некоторые
зрители, правда, были недовольны новыми
аранжировками, новыми текстами и
непривычным исполнением старых
известных хитов, но мне этот подход
показался совершено правильным – какой
интерес перепевать старые хиты один в
один? Нужно новое осмысление, новые
обработки! И в “Стилягах” это
сделано в полном блеске: исполнение
Гармашем “Человека и кошки” (да и
сама постановка эпизода), проводы Фреда
с рыдающими девушками, исполняющими
песню группы “Колибри”, “Скованные
одной цепью” на комсомольском
собрании и невероятно неожиданная, но
тем не менее прекрасная “Восьмиклассница”
во время постельной сцены – это просто
шедевры!

Почему в стилягах полина пользаНекоторые
зрители ставят в вину Тодоровскому то,
что, мол, некоторые песни подобраны как
бы от фонаря. То есть тексты не
подходят и все такое. И действительно,
при чем тут какая-то “Восьмиклассница”
(хотя слова там были изменены), когда
Мэлс укладывается в постель с Пользой,
которая явно старше него? Но мне это все
не мешало. “Восьмиклассница” и “Восьмиклассница”
– главное, чтобы создавалось
соответствующее настроение, а оно,
безусловно, создается. Да и постановка
практически всех музыкальных сцен –
просто блестящая! И тут даже трудно
выделить лучшую из этих сцен, потому что
и “Человек и кошка”, и “Скованные
одной цепью”, и прощание с Фредом – их
хочется пересматривать снова и снова. (Отмечу,
конечно, что в “Скованных одной цепью”
видны явные заимствования из “Стены”
Алана Паркера.)

Почему в стилягах полина пользаС
игровой точки зрения восторгов на
порядок меньше. То есть их практически
нет совсем. Прежде всего, мне не
понравился главный герой, сыгранный
Антоном Шагиным. Тодоровскому можно
простить то, что Мэлс – в общем-то,
серенькая мышка с глазами удивленной
крыски. Можно считать, что это так по
сюжету и следует – серенькая
комсомольская мышка перерождается в
яркого стиляжного суслика. Так что
внешность – дело десятое, была бы харизма,
что отлично доказывают примеры Эдварда
Нортона и Мэтта Дэймона. Но у Шагина
харизмы, к сожалению, почти нет. Может
быть, пока. Но в фильме она никак не
проявляется. Нет, он, конечно, старается
и даже неплохо вытягивает музыкальные
сцены, но в общем и целом – средненький
главный герой, который, по идее, должен
быть главным ударным тараном.

Почему в стилягах полина пользаС
главной героиней также не сложилось.
Кроме более или менее эффектной
внешности (спасибо стилистам и
костюмерам) – более ничего. То ли
Тодоровский Акиньшиной толком не
объяснил, кого она вообще должна
изображать, то ли Акиньшина сама не
тянет, но образ Пользы получился
совершенно мутным и расплывчатым. С чего
она там главная женщина-загадка –
абсолютно не понятно. А уж обе сцены с
матерью были просто совершенно
провальными.

Почему в стилягах полина пользаСо
второстепенными ролями все значительно
лучше. Сергей Гармаш блистательно
сыграл отца Мэлса – впрочем, Гармаш
практически всегда великолепен. Максим
Матвеев замечательно изобразил Фреда.
Вот это как раз харизма и обаяние – по
полной программе. Олег Янковский очень
понравился в роли высокопоставленного
папаши Фреда. А уж сцена с танцем – просто
изумительная. Кстати, Тодоровский
утверждал, что Янковский танцевал сам.
Ну и также нужно отметить Игоря
Войнаровского, сыгравшего
эпизодическую, но очень яркую роль Боба.
А уж как он шикарно двигался в сцене
обучения Мэлса танцам…

Почему в стилягах полина пользаИз
претензий к сюжету и постановке следует
также отнести изрядную затянутость
картины, особенно в конце, после
рождения ребенка. Фильм резко потерял
темп, и там вдруг пошла такая нудятина,
что даже удивительно. На мой взгляд,
кусок после рождения вообще был лишний:
к фильму он ничего толком не прибавил, а
вся эта бытовуха смотрелась скучно и не
к месту.

Читайте также:  Польза для женщин от яблока

Почему в стилягах полина пользаТаким
образом, картина получилась достаточно
неоднозначная. Музыкальные номера – от
хорошо до отлично. Три песни – просто
шедевры! Основной сюжет и его постановка
– на четверочку с минусом, а в финале – на
твердый трояк. Главные герои – не
понравились, зато второстепенные хороши.

Почему в стилягах полина пользаНо
в любом случае нужно сказать, что этот
фильм – безусловно, событие. Тодоровский
взялся за очень сложный жанр и, в общем и
целом, с ним справился. Да, есть
определенные проблемы и недоработки, но
картина как таковая – неординарная и
достаточно яркая.

P. S. Можно как угодно относиться к этому фильму, но посмотреть “Человека и кошку” в исполнении Гармаша, прощание с Фредом, “Восьмикласницу” и, пожалуй, эпизод с Горбуновым в пивняке должны все. Потому что оно того стоит!

***

Почему в стилягах полина пользаПочему в стилягах полина польза
Почему в стилягах полина пользаПочему в стилягах полина польза
Почему в стилягах полина пользаПочему в стилягах полина польза
Почему в стилягах полина пользаПочему в стилягах полина польза
Почему в стилягах полина пользаПочему в стилягах полина польза
Почему в стилягах полина пользаПочему в стилягах полина польза
Почему в стилягах полина пользаПочему в стилягах полина польза
Почему в стилягах полина пользаПочему в стилягах полина польза
Почему в стилягах полина пользаПочему в стилягах полина польза

Источник

Валерий Тодоровский не зря потратил на этот фильм четыре года. Фильм удался.

Начну без всяких прелюдий — от этого кино я получил огромное удовольствие.

Стильный, яркий, веселый, позитивный фильм. И если кто-то вдруг его еще не смотрел — идите и смотрите. Особенно рекомендую тем, у кого есть проблемы с новогодним настроением. Настроение должно улучшиться.

Только, пожалуйста, не надо относиться к «Стилягам» на полном серьезе — искать исторические неточности, негодовать по поводу того, что все комсомольцы огульно — в сером, прилизанные и фанатично преданные, а стиляги, наоборот — яркие, пушистые и балбесы.

«Стиляги» — это картина, нарисованная в импрессионисткой манере, сочными и крупными мазками. И солнце тут неестественно яркое, и трава слишком зеленая, и деревья подозрительно большие, но художник имеет на это полное право.

Должны быть люди, которые смотрят на мир немного другими глазами. И хорошо, что такие люди есть.

Собственно, об этом и фильм. Вернее, в том числе и об этом.

Серый, прилизанный и фанатично преданный комсомолец Мэлс влюбляется в девушку Полину (она же — Полли, а для своих — Польза. «- Почему Польза?» «- Приходи на Бродвей, узнаешь. Если повезет, проведешь время с Пользой»). Польза — стиляга. Мэлс, чтобы завоевать её любовь, тоже должен стать стилягой. Он им становится и завоевывает любовь.

Если опустить всякие детали, типа, живописания трудностей существования стиляг в рамках системы, то сюжет этим и исчерпывается.

Казалось бы, не самый сложный и интригующий сюжет, но в границах данного жанра (а жанр можно определить, как «музыкальная слегка комедия с элементами мелодрамы») его вполне достаточно. Потому что главная ценность этого кино не в сюжете, а в авторском взгляде на прошлое, в частности, на советскую молодежь 50-х.

Прошлое представлено, может быть, несколько утрированно и схематично, но, как мне показалось, искренно, с любовью и очень музыкально.

И если говорить о музыке, то довольно неожиданным было использование в фильме про стиляг хитов 80-х и 90-х («Кино», «Нау», Сукачев, «Чайф» и т. д.), то есть музыки следующего поколения. Но, на мой взгляд, данное решение оказалось очень органичным, спасибо за это Константину Меладзе (музыкальному продюсеру картины). Не могу сказать, что все без исключения музыкальные номера вызвали у меня бурю положительных эмоций, но многие их них (в частности, «Ему не нужна американская жена») были просто шикарными.

Постановщикам танцев — тоже спасибо. Песенно-танцевальные композиции в антураже коммунальной кухни или совдеповского магазина мужской одежды были весьма забавными (кстати веселых моментов в фильме много).

И раз уж я начал говорить спасибо, то не могу обойти вниманием костюмеров. Стиляги — стильные! Спасибо вам, товарищи костюмеры!

Да и актерам тоже, в общем-то, спасибо!

Может быть, чуть менее громкое спасибо исполнителям главных ролей — Шагину и Акиньшиной. Их персонажи почему-то выглядели бледнее окружения (Фрэд, Боб, Катя, Бэтси), но, возможно, это вина не актеров, а сценаристов и режиссера. Характеры главных героев показались мне недостаточно прорисованными, а их поступки не всегда мотивированными (и это один из недостатков картины).

К актерам старшего поколения (Гармаш, Янковский) — никаких претензий, а только низкий поклон, респект и уважуха.

Продолжу и тут же закончу разговор о недостатках. По моим ощущениям некоторые драматические моменты (сцена с обрезание волос, истерики Акиньшиной и пр.) не слишком вписались в общий эмоциональный фон картины. Вот эротическая сцена вписалась, а драматические — нет. Общего впечатления от фильма это не испортило, но оставить данный момент без внимания я тоже не мог.

Резюмирую.

Валерий Тодоровский не зря потратил на этот фильм четыре года. Фильм удался. Веселый, яркий, стильный, искренний, позитивный. Спасибо Валерию Тодоровскому за годы потраченные с пользой.

Чувства требуют оценить «Стиляг» в 10 баллов.

Разум требует балл-другой снизить.

За три дня до Нового Года прислушиваться к разуму совсем не хочется.

10 баллов.

С наступающим всех!

Удачи, здоровья и много хороших фильмов в следующем году!

Олег Петров

7680 просмотров

Источник