Плод умножающийся в пользу вашу

Плод умножающийся в пользу вашу thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу

См. Толкование на Фил. 4:16

Свт. Феофан Затворник

Не яко ищу даяния, но ищу плода, множащагося в слово ваше

Я это говорю не потому, чтоб искал от обращенных мною подач себе и чтобы восхищался, когда они дают что: но потому, что этим означается их плодоношение. Из этого видно, что семя слова моего пало на добрую землю, возросло уже в дерево и стало приносить плоды. Такого плода, говорит, я ищу и радуюсь, когда вижу его; но он не для меня, а для вас. Любя вас, радуюсь, что вы доброплодны. «Видишь ли, что плод произрастает для них? Не для себя, говорит, я сказываю это, но для вас, для вашего спасения. Ибо, принимая от вас, я ничего не приобретаю: благодать принадлежит дающим; ибо дающим сохраняется там награда, а принимающим расточается здесь даемое. Этим Апостол выражает свое участие в их внутреннем состоянии» (святой Златоуст).

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу

См. Толкование на Фил. 4:16

Прп. Ефрем Сирин

Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу

Не потому (говорю это), что ищу даяния, но (ищу) плода благ умножающагося в (отношении) вас.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу

Так как он высказал нечто унизительное, сказав: на нужду, то, дабы они по этому поводу не возгордились, он продолжает: говорю сие не потому, чтобы искал от вас подаяния, но ради вашей пользы, чтобы вы имели плод, который должен служить в вашу пользу. Видишь ли, они сами получили пользу от даяния.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Марий Викторин

Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу

Я не нуждаюсь, говорит Павел, и не ищу этого даяния, но вам следует творить
милость хотя бы для того, чтобы и мне достался плод вашего благоволения. Ведь молясь за вас или благодаря за вас Бога, я приобретаю плод от молитвы, произнесенной за вас, когда понимаю, что вы преисполняетесь благоволения.

Комментарий на Послание к Филиппийцам.

Лопухин А.П.

Ст. 17-20 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь

Опять Апостол повторяет, что его радует не сам дар, а то, что этот дар есть плод их христианского настроения, так как, в самом деле, важно не то, что он получил даяние – он не искал его, – а то, что сами филиппийцы будут иметь от этого поступка своего большую для себя пользу, и уже имеют ее… Потом как бы желая предупредить и отклонить присылку новых даров, он уверяет читателей в том, что у него нет ни в чем нужды, а даже есть излишек. Затем поступку филиппийцев он опять дает необычайно высокую оценку, сравнивая его с благоугодной Богу жертвою. Пусть поэтому Сам Бог вознаградит их и удовольствует их потребности не только телесные, но и духовные (всякую нужду вашу). Благодарность свою Апостол заключает прославлением Бога.

См. также Толкование на Фил. 4:10

Толковая Библия.

Источник

Есть два вида голосования, которые зачастую не заметны всем сразу, зато явно видны их результаты – это «голосование кошельком» и «голосование ногами». И если последнее голосование – это  реакция на ситуацию, когда проблема зашла слишком далеко, то первое очень чётко показывает состояние сердца человека и, прежде всего, ему самому. В Писании много раз осуждается жадность, сребролюбие и тому подобное поведение, однако есть немало текстов о том, что Бог отвергает некоторые жертвы, начиная с Каина (Быт.4) и заканчивая церковью в Сардах («…знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв…» (Откр.3:1).

Заканчивая своё Послание, апостол Павел затрагивает вопросы, касающиеся «презренного металла» и отношения к деньгам, и это является продолжением темы отношений, затронутой в начале главы (подробнее об этом мы изучали в прошлый раз).

“Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.

Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.”

(Послание к Филиппийцам 4:10-20)

Всё могу…?

Пожалуй, самый известный текст из этого отрывка – тринадцатый, который часто цитируется к месту и не к месту – «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» – однако, главная мысль здесь совсем другая и находится она в 17-м стихе – «ищу плода, умножающегося в пользу вашу». Надо сказать, что слово δόμα (гр.дОма) – «дар, даяние, подарок» (которое здесь было переведено как «плод») встречается в Новом Завете всего четыре раза – дважды в Евангелиях, где упоминается фраза Иисуса о том, что отцы умеют делать подарки своим сыновьям, а тем более Отец Небесный (Мф.7, Лк.11), один раз, когда Павел цитирует Пс.67:19 в Еф.4:8, говоря о единстве в Церкви Христовой и здесь. 

Так что же это за дар, о котором говорит апостол?

А говорит Павел о том, что верующим во Христа Иисуса Богом предоставляется отличная возможность позаботиться о Церкви, употребляя свои финансовые и иные материальные возможности в помощь нуждающимся членам Церкви. Надо сказать, что эта мысль стала финальным аккордом в активном служении Павла, когда в Милите он собрал пресвитеров Ефесской церкви, и произнёс последние наставления перед молитвой, цитируя Господа: «…блаженнее давать, нежели принимать…» (Деян.20:35).

Надо сказать, что отношение апостола Павла к добровольным пожертвованиям членов общины было крайне трепетным и совпадало с тем, как нужно было относиться к приношениям в скинии и в Храме (он, конечно же, помнил историю нечестивых сыновей священника Илия, которых Бог покарал именно за неправедное отношение к приношениям – подробнее об этом в начале 1-й книги Царств). Даже когда он собирал средства на помощь нуждающимся в Иерусалиме, он не претендовал на то, что по умолчанию достоин даже сопровождать эти деньги, его должны были выбрать члены общины (1Кор.16:4 «…а если прилично будет и мне отправиться…» – подробнее здесь).

Павел радуется не тому, что пожертвования растут (и уж тем более ему вряд ли бы пришло в голову собирать деньги на личный самолёт, как сделал один проповедник «евангелия процветания»), он радуется, что люди имеют возможность позаботиться о нём (буквально «наконец вы дали расцвести вашей заботе обо мне») и досадует о том, что раньше были некоторые обстоятельства. которые мешали этой заботе. При этом, конечно, Павел не рассчитывает на то, что забота о нём будет непрерывной и обильной, более того, он вообще не думает об этом, вероятно, вспоминая слова Господа о том, чтобы не заботиться ни о чём кроме Царства Божьего (Мф.6:33 и вообще 6-я глава). В его словах «Всё могу…» видно не восхваление собственных достижений или навыков, а сожаление, что часто верующие не заботятся о нуждающихся, одним из которых был он сам, находясь в тюрьме. А в тюрьмах в то время заключённые должны были жить за свой счёт – искать еду, одежду и т.п., государство на это средств не выделяло. Более того, Павла часто били, он болел, голодал и испытывал различные лишения и палаточный бизнес был вынужденной необходимостью, от которой он бы с удовольствием отказался, посвятив всё время проповеди Евангелия. Впрочем, и это пошло ему на пользу, он учился смирению и доверию Господу.

Не обязательно, но желательно

Но Павел не упрекает Филиппийцев и вообще совершенно не давит на жалость или чувство вины, не призывает собратьев исполнить свой долг и накормить его или как-то еще позаботиться об апостоле. Он вспоминает о том, как верующие из этой церкви не раз помогали ему, когда от других никакой помощи не поступало, он благодарит за последний “благотворительный транш” и вообще старается вдохновить, а не упрекнуть. К сожалению, современные проповедники и другие служители, благосостояние которых напрямую зависти от размера сборов, говоря о пожертвованиях, предпочитают настойчиво требовать того, чтобы прихожане обеспечили служителям достойный уровень жизни, приводя сомнительные доводы из Ветхого Завета или просто жалуясь на то, что в бюджете мало денег, а траты растут, даже не озаботившись тем, чтобы представить подробный отчёт о своей деятельности.

Наконец Павел сравнивает благотворительный дар церкви с жертвой благодарения, приятным Богу ароматом и заканчивает свои наставления тем, говоря о том, что Бог восполнит всякую нужду и не надо беспокоиться, что при жертве другим самому ничего не останется.

Некоторые понимают этот текст превратно, считая, что Бог не будет благословлять тех, кто не сдаёт деньги в церковную коробочку, более того, делают вывод о том, что если есть какие-то проблемы и сложности в жизни, нужно сдавать больше и не жадничать. Как же глупы данные толкования, ведь речь здесь вовсе не о материальных благословениях взамен за пожертвования, апостол просто повторяет ту мысль, которую он сказал немного выше (Флп.4:6-7 «Не заботьтесь ни о чём…и мир Божий соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»).

Речь о том, что человек, жертвующий своё имущество для помощи нуждающимся, копит небесные сокровища, которые только и важны на самом деле. Всякая нужда удовлетворяется Иисусом Христом, Который есть Альфа и Омега, Начало и Конец, в Нём все сокровища мудрости и познания, Он – это всё, что нужно любому человеку.

Итак, апостол Павел мягко подбадривает церковь в Филиппах, вдохновляя их видеть нужды людей и стараться изо всех сил, чтобы нуждающиеся были утешены и получили всё необходимое. Это самая лучшая жертва Богу, через которую Он прославляется, а Церковь становится богаче и богаче нетленными небесными сокровищами.

Будем же приносить Богу добровольные пожертвования для тех, кто в нужде, прославляя Его!

Автор: Марат Загидуллин

Обзор Послания здесь . Предыдущий день здесь. Следующий день – ссылка будет позже.

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь.

Популярные статьи: “Гнев Иисуса Христа” (ссылка), “Отче наш” и “Боже мой” (ссылка); “Исполнение пророчеств” (ссылка); “Что делать, когда тебе тяжело?” (ссылка); “Ночи в вечности не будет” (ссылка); “Не введи нас в искушение…” (ссылка); “Удивительный псалом 117” (ссылка).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal: ссылка для перевода).

Источник

Увещания к отдельным лицам и ко всем читателям вообще (1–9). Благодарность за вспоможение Апостолу (10–12). Приветствия и заключение (21–23).

Флп.4:1. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

Апостол сначала обращается ко всем филиппийцам с увещанием сохранять твердость в вере, а потом убеждает отдельных лиц к единению в мыслях. Затем он снова переходит к увещанию общего характера, состоящему в призыве сохранять истинно христианскую радость, кротость, надежду на помощь Божию и другие истинно христианские свойства и стремления.

Этот стих собственно составляет заключение к предыдущему увещанию (Флп.3:17). Называя читателей своею “радостью и венцом», который украшает его голову, выражая к ним свою горячую любовь («возлюбленные»), Апостол просит их “стоять в Господе”, т. е. соблюдать Христовы заветы так, как делает это он, Павел.

Флп.4:2. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.

“Еводия и Синтихия» – женщины-христианки, но положение их в церкви неизвестно. Может быть, они были диакониссы и разногласили между собою в понимании и разделении своих обязанностей. Апостол просит их “мыслить одинаково о Господе”, т. е. о деле служения Богу.

Флп.4:3. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни.

«Сотрудник» – правильнее: Синзиг (σύγζυγε – перевод русский: «сотрудник» допускает слишком большую неопределенность, потому что сотрудников у Апостола было немало…). – «Искренний» – точнее: настоящий, подлинный (γνήοιε), т. е. характер которого вполне отвечает смыслу имени Синзиг – сотрудник. Вероятно, это был один из “епископов» (Флп.1:1). Он должен помочь означенным выше женщинам прийти к соглашению, потому что они помогали Апостолу в деле проповеди Евангелия. Апостол при этом упоминает о Клименте-филиппийце и других своих сотрудниках. Их имена уже значатся в книге спасенных (“книге жизни” ср. Исх 32и Отк 20:12).

Флп.4:4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

Апостол переходит снова к увещанию всей Филиппийской церкви. Он говорит здесь, конечно, о радости христианской (“в Господе”), которая на самом деле может быть постоянной (“всегда”), так как побуждения к радости у христиан никогда не иссякают (Василий Вел.) и так как земные скорби, омрачающие обыкновенную радость, для христианина не страшны (Рим 8и сл.). Но эта радость не исключает сокрушения о грехах и плача с плачущими, потому что эти слезы бывают как бы «семенем и залогом вечной радости» (Василий Вел.).

Флп.4:5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

Приглашая быть кроткими ко всем, след., и к врагам, Апостол указывает как на побуждение к этому на близкое пришествие Христово (ср. Иак 5:9). Не следует омрачать радость ожидания Господа какими-нибудь ссорами с людьми…

Флп.4:6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

Эту радость на близкое свидание со Христом не следует омрачать излишними заботами о земном (ср. Мф 6:25, 34). Нужно искать помощи прежде всего у Бога, к Нему обращаться с молитвою, в молитвенном настроении (προσευχή) и с разного рода прошениями, в сознании нужды, какая нами в данный момент чувствуется (δεήσεις). Но просьбы свои к Богу мы должны соединять с выражением благодарности за полученные уже нами от Бога благодеяния.

Флп.4:7. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Может быть наша молитва и не всегда будет иметь успех (ср. 2Кор 12и сл.), но во всяком случае мы можем надеяться на то, что в молитве мир сойдет в нашу душу и успокоит нас от наших волнений и забот. Такой мир, происходящий от Бога (“Божий”) стоит несравненно выше успокоения, какое может нам дать человеческий разум («превыше всякого ума»). Этот мир непременно сбережет, сохранит и сердце и ум («помышления») в общении со Христом, не даст человеку отпасть от Христа.

Флп.4:8. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

Здесь Апостол в одном увещании соединяет все, что ему хотелось внушить читателям. – “Наконец” – правильнее: «в отношении к остальному» (τό λοιπόν). Мысли читателей должны быть направлены на то, что “истинно”, а не на обман и лицемерие (и в теоретическом, и в нравственном отношении), на “честное» или достойное (σεμνά), как прилично благородным душам, сторонящимся от всего пошлого, на «справедливое», т. е. на то, чего требует наш долг, на “чистое», т. е. на беспорочность внутреннюю, с которой несовместимо грязное настроение, на то, что «любезно людям» и «достославно» у них, напр., на благотворительность, на всякую «добродетель» саму по себе и на всякую “похвалу», т. е. на ту же добродетель, поскольку она вызывает и людях восторженное к себе соотношение. Замечательно, что термины, какие Апостол здесь употребляет, все известны были и в греческой морали. Апостол как бы хочет этими общими терминами сказать христианам, что они не должны отставать от лучших людей язычества…

Флп.4:9. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами.

Апостол ставит себя примером для подражания и говорит, что если читатели будут идти намеченной им дорогой, то “Бог мира” будет с ними. Таким образом заключение 7-го стиха здесь повторяется. Апостол хочет сказать, что добродетели ценны в особенности потому, что ведут к общению с Богом, Который дает истинный мир душам людей.

Флп.4:10. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.

Апостол выражает свою радость о том, что филиппийцы прислали ему пособие, и прибавляет, что это благодеяние принесло пользу и им самим, утвердив в них чувство любви к Апостолу.

Флп.4:11. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

Флп.4:12. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.

Ап. Павел, по принципу, не хотел ни от какой церкви получать деньги на свое содержание. Он сам работал, чтобы остаться вполне независимым (1Сол.2:7; 1Кор 10:15–27; 2Кор 11:7, 12:13). Теперь филиппийцы прислали ему с Епафродитом пособие, и Апостол, вопреки своему принципу, принял это пособие, не желая огорчить филиппийцев отказом. Но желая сохранить свою независимость, он говорит, что возрадовался этому пособию “в Господе”, т. е. не личной эгоистичной радостью, а истинно христианской. Возрадовался он прежде всего за самих благотворителей филиппийцев, потому что увидел из их поступка, что их обстоятельства изменились к лучшему. Из 2 Кор (2Кор 8и сл.) мы знаем, что Македонские церкви, и в том числе, конечно, Филиппийская, находились прежде в довольно жалком внешнем состоянии и кроме того терпели преследования от врагов христианства. Теперь, очевидно, они настолько оправились, что могут послать Апостолу вспоможение, которое они хотели бы послать и раньше, но не имели к тому возможности. Но пусть они не понимают его благодарности в том смысле, что он давно уже ожидал от них пособия. Нет, он умеет довольствоваться и тем, что имеет под рукою, и недостатки его не тяготят, не лишают душевного спокойствия. В этом умении жить и в лишениях он видит особое действие укрепляющего его Иисуса Христа.

Флп.4:13. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Флп.4:14. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.

Флп.4:15. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

Флп.4:16. вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Дар филиппийцев все-таки очень ценен для Апостола, как доказательство их сочувственного отношения к его страданиям в узах. При этом Апостол считает благовременным напомнить филиппийцам, что они стояли к Апостолу в особо дружеских отношениях с тех самых пор, как Евангелие начало распространяться из Македонии по всему греческому миру. Для них он и раньше сделал исключение из своего основного правила, именно принял от них пособие при выходе из Македонии и потом еще несколько раз в бытность свою в Солуни (“Подаяние” – это посылка пособия, “принятие” – принятие филиппийцами духовных благ чрез Апостола Павла).

Флп.4:17. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

Флп.4:18. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

Флп.4:19. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.

Флп.4:20. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь

Опять Апостол повторяет, что его радует не сам дар, а то, что этот дар есть “плод” их христианского настроения, так как, в самом деле, важно не то, что он получил даяние – он не искал его, – а то, что сами филиппийцы будут иметь от этого поступка своего большую для себя “пользу”, и уже имеют ее… Потом как бы желая предупредить и отклонить присылку новых даров, он уверяет читателей в том, что у него нет ни в чем нужды, а даже есть излишек. Затем поступку филиппийцев он опять дает необычайно высокую оценку, сравнивая его с благоугодной Богу жертвою. Пусть поэтому Сам Бог вознаградит их и удовольствует их потребности не только телесные, но и духовные («всякую нужду вашу»). Благодарность свою Апостол заключает прославлением Бога.

Флп.4:21. Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.

Здесь содержится приветствие и от самого Апостола и от других римских христиан и заключение – благословение читателям.

Читатели послания должны передать привет от Апостола каждому члену Филиппийской Церкви в отдельности («всякого святого»), так как в послании Апостол неоднократно обращался к отдельным членам Филиппийской церкви (Флп.1:1, 2:7, 8, 25, 2:17, 26 ). “Братья» – это те, кого Апостол имел в виду в Флп.2:21. Если он там упрекал их, то во всяком случае не порывал с ними общения и охотно передает от них поклон читателям послания: они остаются для него все же “братьями», хотя и не соглашались, очевидно, в некоторых пунктах с Апостолом Павлом.

Флп.4:22. Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.

«Наипаче из кесарева дома,» т. е. из императорского двора. Это были, вероятно, разные придворные чиновники, принадлежавшие к классу рабов или отпущенников. Так как гор. Филиппы был колонией римской (Деян 16:12 и сл.), населенной следовательно в большей части римскими ветеранами, то это приветствие должно было иметь для читателей послания особое значение.

Флп.4:23. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Подобное благословение см. Рим 16:24; 1Кор 16:23; Гал 6:18.

Источник