Перечисление штрафа в пользу заказчика за уклонение участника от подписания контракта

Перечисление штрафа в пользу заказчика за уклонение участника от подписания контракта thumbnail

Попасть в реестр недобросовестных поставщиков могут даже те компании, которые допустили формальные нарушения при реализации государственного контракта. В частности, поставщики, признанные уклонистами от подписания контракта по случайности вопреки их желанию.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Можно ли законным способом оттянуть подписание контракта

На основании требований законодательства о контрактной системе участник закупки обязан подписать контракт при победе на торгах.

Для поставщика победа в закупке может быть незапланированной. Например, он подал заявку на участие в закупке с заранее невыигрышными условиями и забыл про нее. Но в установленные сроки заказчик присылает ему контракт на подписание, при этом сроки внесения обеспечения и подписания контракта крайне ограниченные.

Внезапная победа участника в закупке возможна по следующим причинам:

  1. В электронном аукционе заявки на участие в закупке подали несколько участников. Но в самих торгах участия никто не принимал. В этом случае победителем закупки признают участника, который подал заявку первым по времени, что может стать неожиданностью.
  2. Заявка, поданная участником, стала единственной.

Чтобы не оказаться в столь неприятной ситуации, поставщику следует внимательно отслеживать ход закупки и при необходимости своевременно отзывать заявку на участие.

Если участник был признан вторым, и заказчик обратился к нему с предложением подписать контракт вместо уклонившегося победителя, то поставщик не обязан подписывать договор. При отказе в подписании к нему не будут применяться санкции в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Это правило действует для всех типов закупок, кроме запроса котировок. В рамках запроса котировок второй участник также может быть признан уклонистом, как и победитель закупки.

В некоторых случаях поставщик может немного оттянуть сроки для подписания контракта на законных основаниях:

  1. У победителя электронной закупки есть 5 дней на подписание госконтракта или отправку протокола разногласий. В течение 3 рабочих дней заказчик может принять решение о внесении правок в протокол с указанием причины, а в следующие три дня проект контракта подписывается поставщиком, а затем и заказчиком, и контракт считается подписанным. Таким образом, у победителя возникает дополнительное время на подписание контракта. Но по п. 4 ст. 83.2 44-ФЗ протокол разногласий допускается передать только единожды.
  2. Если о необходимости подписать контракт поставщику стало известно уже после передачи информации о нем в РНП, то допускается возможность обжалования действий заказчика в ФАС или арбитражном суде. Поставщик может получить рассрочку и на основании судебного решения. При подаче искового заявления победитель может сослаться на обстоятельства непреодолимой силы. Это могут быть отзыв лицензии у банка, в котором обслуживается победитель, либо подтвержденные перебои с поставкой необходимых импортируемых товаров.
  3. Если в адрес заказчика не допускается оформление протокола разногласий из-за специфики закупки, то он может направить претензию. Претензия к содержанию документа о закупке – это документ, который является альтернативой протокола разногласий. Она передается, если протокол разногласий не предусмотрен условиями закупки. В претензии перечисляют факты о том, почему закупка не соответствовала требованиям. Например, что был нарушен процесс отбора победителя, не были корректно указаны в контракте условия реализации контракта от победителя и пр. Для того чтобы рассмотреть такую претензию, заказчику следует привлечь независимых экспертов, что сделает необходимым отложить условия контракта на срок до 30 дней.
  4. Если у поставщика есть объективные основания, которые делают невозможным подписание контракта в данный момент времени, то он может попробовать договориться с заказчиком в согласительном порядке. Таким причинами могут стать просрочка сертификата ЭЦП, тяжелое заболевание сотрудника, который отвечает за закупку.

Алгоритм действий для поставщика

Порядок действий для поставщика будет следующим:

  1. Он должен направить в адрес заказчика письмо с описанием ситуации и сообщить о своем желании подписать государственный контракт.
  2. При наличии заинтересованности заказчика в мирном урегулировании вопроса тот может открыть контракт на площадке для подписания вновь, указав формальную причину для этого (например, неточности в реквизитах) или составить протокол разногласий.
  3. Поставщик получает дополнительное время на подписание государственного контракта.

Возможные препятствия при внесении обеспечения

Проблемы у поставщика могут возникнуть и при внесении обеспечения исполнения контракта. Например:

  1. Банком была выдана гарантия, которая не соответствует требованиям (в том числе гарантия оформлена на более короткие сроки, чем это требует 44-ФЗ, или не содержит обязательного условия о ее безотзывном характере). В данном случае поставщику нужно в срочном порядке менять гарантию или вносить обеспечение деньгами. Либо нужно искать способы договориться с заказчиком о продлении сроков.
  2. Гарантию выдал банк, у которого была отозвана лицензия.
  3. У поставщика не хватает времени на оформление гарантии. Для недопущения таких ситуаций поставщику рекомендуется заранее обращаться в банк для получения одобрения по лимитам гарантийных обязательств. Тогда процедура выдачи гарантии банком будет происходить в ускоренном формате.
  4. Поставщик внес обеспечение в стандартном размере, хотя по нормам 44-ФЗ он обязан был вносить обеспечение в 1,5 раза больше в рамках антидемпинговых мероприятий. Это может понадобиться при снижении цены на 25% и более от НМЦК. В указанной ситуации поставщик может воспользоваться возможностью передачи заказчику документа, который подтверждает его добросовестность (выписку из реестра контрактов об успешно исполненных трех контрактах за последние три года).

Последствия уклонения

В случае если заказчик уклоняется от подписания контракта, то исполнитель вправе принудить его в судебном порядке. Отказ победителя закупки от подписания контракта может грозить ему:

  1. Взысканием причиненного заказчику ущерба (в частности, через взыскание средств, затраченных на процедуру).
  2. Невозвратом внесенного обеспечения по заявке или необходимостью уплаты обеспечения, которое было выплачено за поставщика банком-гарантом в пользу заказчика-бенефициара.
  3. Административной ответственностью в виде штрафа.
  4. Внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Для поставщика уклонение от подписания контракта имеет ряд негативных последствий.

Так, участник лишается внесенного им обеспечения исполнения заявки. Если оно имело денежную форму, то средства в виде обеспечения не возвращаются поставщику при уклонении или отказе от подписания контракта.

Если обеспечение заявки было внесено в виде банковской гарантии, то заказчик обращается с требованием об уплате денежной суммы к банку-гаранту. В дальнейшем право требования к поставщику об уплате обеспечения заявки переходит к банку.

Последствия уклонения поставщика от подписания контракта по результатам конкурентной закупки зависят от ее формы.

При закупках в форме конкурса следует учитывать положения ст. 54 44-ФЗ. Согласно ч. 3 данной статьи, в течение 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС поставщик обязан подписать контракт и предоставить все экземпляры подписанного с его стороны контракта в адрес заказчика. Помимо этого, в указанные сроки победитель конкурса передает заказчику документы, подтверждающие внесение им обеспечения исполнения. Размер обеспечения устанавливается, согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ, или конкурсной документацией.

На основании ч. 4 ст. 54 44-ФЗ при уклонении победителя от подписания контракта заказчик может обратиться к суду с исковым заявлением о возмещении ему убытков, которые причинены уклонением от подписания контракта. Это может понадобиться заказчику, если обеспечение заявки не покрывает ущерб.

В дальнейшем заказчик вправе подписать контракт с участником, заявка которого была признана второй. На основании п. 7 ст. 54 44-ФЗ в течение 10 дней после получения от победителя конкурса контракта с приложением подтверждающих документов заказчик должен подписать контракт со своей стороны.

На основании п. 2 ст. 83.2 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается уклонившимся, если в положенные сроки он не направил заказчику проект контракта (или его подписало лицо, которое не имело для этого полномочий) по истечении 16 дней с даты размещения в ЕИС протокола по ч. 8 ст. 69 44-ФЗ или не исполнил требования о внесении обеспечения. По нормам ст. 83.2 44-ФЗ 5 дней отводится заказчику на публикацию проекта контракта, еще 5 дней – на его подписание победителем закупки или отправку протокола разногласий, 3 дня отводится заказчику на учет протокола разногласий и внесение правок (или на оформление отказа), а также 3 дня на подписание проекта контракта после передачи протокола разногласий.

На основании п. 14 ст. 83.2 44-ФЗ при признании победителя аукциона уклонившимся от подписания контракта заказчик может обратиться в суд с требованием возместить убытки, причиненные уклонением от подписания контракта.

На основании ст. 78 44-ФЗ регулируется порядок действий заказчика при проведении запроса котировок. Согласно ч. 11 ст. 78 44-ФЗ, если победитель закупки не предоставил подписанный контракт и выписку из ЕГРИП в сроки по закупке, то он признается уклонившимся. По п. 12 данной статьи заказчик также вправе взыскать ущерб с уклониста и может обратиться с просьбой о подписании договора к участнику, который был признан вторым. При этом заключение контракта для обоих участников обязательно.

Порядок заключения госконтракта по результатам проведения запроса предложений на основании п. 17 ст. 83 44-ФЗ предполагает, что у победителя закупки есть 7 дней на подписание контракта со своей стороны после размещения сведений в ЕИС. При уклонении победителя заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков и заключить контракт со вторым участником запроса предложений.

Помимо риска потерять обеспечение исполнения контракта, а также взыскания убытков, у поставщика высоки риски быть привлеченным к административной ответственности. Уклонение от подписания госконтракта преследуется по ч. 3 ст. 7.32 КоАП. Должностным лицам за это грозит штраф до 50 тыс. р.

Помимо административного наказания, по ч. 2 ст. 104 44-ФЗ заказчик обязан передать сведения об участнике-уклонисте в реестр недобросовестных поставщиков. Это очень действенная мера воздействия, так как сведения о компании в таком реестре практически лишают ее права дальнейшего участия в закупке. По ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ за заказчиком закреплено право требовать от участников отсутствия сведений от них в реестре, и таким правом пользуется подавляющее большинство заказчиков.

Процесс применения санкций к уклонившейся стороне

Реестр недобросовестных поставщиков ведет реестр ФАС РФ. Именно это ведомство отвечает за включение и исключение сведений из реестра. Порядок ведения реестра утвержден Постановлением Правительства РФ от 2013 года № 1062. РНП можно найти в открытом доступе на официальном ресурсе по госзакупкам.

Порядок включения сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков следующий:

  1. Победитель закупки в установленные законом сроки не подписывает государственный контракт.
  2. Заказчик передает сведения об уклонившемся поставщике в реестр, прилагая к заявлению комплект подтверждающих документов. Передача такой информации заказчиком при уклонении победителя от подписания контракта является обязательной. На передачу сведений заказчику отводится 3 рабочих дня, иначе ему грозит административная ответственность.
  3. ФАС рассматривает поступившие документы в установленные сроки (в течение 10 дней) и принимает решение о включении поставщика в РНП или об отказе. При необходимости поставщик может обжаловать решение антимонопольной службы в суде или оформить возражение на жалобу. Обращение в суд допускается по решению поставщика и не является обязательным. При неуведомлении поставщика о предстоящем заседании по делу о включении в реестр высоки риски того, что решение суда будет принято в пользу поставщика. Обжаловать решение ФАС допускается в течение 3 месяцев после его принятия.

В случае если в течение 10 дней ФАС не передаст сведения о поставщике в реестр, то заказчик имеет право обратиться в Прокуратуру за защитой своих интересов. Именно прокуратура ответственна за проверку соблюдения законов РФ и правовых норм по ч. 1 ст. 1 Закона № 2202-1 от 1992 года.

Взыскание с нарушителя ущерба в пользу заказчика принимается в судебном порядке. Привлечение к административной ответственности допускается по решению ФАС.

Можно ли избежать занесения в Реестр недобросовестных поставщиков

Участник может участвовать в рассмотрении дела и заявлять доводы в свою защиту. Для этого ему придется хорошо подготовиться: собрать документацию и сведения, подтверждающие неумышленный характер правонарушения (например, если причиной были технические неполадки, то стоит приложить скрины обращения в службу поддержки или к провайдеру).

Также поставщику следует подготовить доказательства того, что он принял со своей стороны все возможные меры для подписания контракта (например, обратился в банк или к брокеру для оформления гарантии) и предполагал исполнение своих обязательств в рамках этого контракта (например, подписал контракт с производителем). В пользу поставщика будет играть тот факт, что он готов подписать контракт в текущий момент.

Стоит отметить, что решение о включении сведений о поставщике в реестр принимают непосредственно отделения антимонопольной службы на местах. Поэтому единой практики по вопросу включения сведений в реестр нет. В одинаковых ситуациях некоторые участники включаются в РНП, другие – нет. Поэтому оптимально ориентироваться на аналогичные решения, принятые в ФАС по местонахождению заказчика. Например, некоторые ФАС посчитали такие причины просрочки, как сбой на ЭТП, выход из строя техники, уважительными.

Поставщика должны известить о том, где и когда будет рассматриваться дело о его включении в реестр. Отсутствие такого уведомления является нарушением и заседание подлежит переносу. Но если поставщик был уведомлен о заседании, но не явился на него, то дело рассмотрят по существу без поставщика.

Если ФАС примет решение в пользу поставщика, то государственный контракт может быть подписан в перспективе. Если же антимонопольный орган посчитает, что в действиях поставщика были нарушения, то сведения о компании будут переданы в реестр в течение 3 дней. Согласно условиям законодательства, участник закупки будет находиться в РНП в течение 2 лет.

Судебная практика и решения ФАС

Судебная практика указывает на возможность исключения сведений о поставщике из РНП по объективным основаниям.

В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2015 года по делу №А07-19042/2014 предъявление участником обеспечения исполнения контракта по частям не может рассматриваться, как уклонение от подписания договора.

В рамках рассматриваемой закупки победитель внес обеспечение исполнения контракта частями, при этом вторая часть поступила на счет заказчика в последний день для перевода денег. Суд признал включение сведений о поставщике в реестр необоснованным, так как в 44-ФЗ не прописано требование о необходимости внести обеспечение одним платежом.

По решению УФАС по Челябинской области по делу №074/06/104-426/2019 от 2019 года поставщика исключили из реестра. В РНП он попал из-за того, что своевременно не оформил банковскую гарантию. При этом поставщик в суде указал, что он внес плату за предоставление банковской гарантии, подтвердил данный факт документально и, соответственно, не имел цели уклонение от подписания контракта.

Но не всегда решения выносятся в пользу победителя закупки. Например, по решению Челябинского УФАС №074/06/104-714/2019 от 2019 года поставщика посчитали правомерно включенным в реестр недобросовестных поставщиков из-за непредоставления банковской гарантии в положенные сроки. Поставщик в свою защиту указал, что банк в последний момент приостановил оформление гарантии, и это не позволило ему подписать контракт. Но созванная комиссия антимонопольной службы пришла к выводу, что при принятии решения об участии поставщик должен осознавать риски и возможные неблагоприятные последствия.

В Решении УФАС по Ивановской области по делу №07-02/2019-004 от 2019 года комиссия признала обоснованным включение в реестр поставщика, который в качестве уважительной причины для неподписания контракта в срок указал поломку ноутбука. Несмотря на то что поставщик приложил документы, подтверждающие ремонт ноутбука, а также оформление им банковской гарантии, суд признал его доводы необоснованными и включил сведения о компании в реестр на два года.

Таким образом, поставщику следует внимательно относиться ко всем закупочным процедурам, отслеживать их ход и при необходимости отзывать свою заявку на участие. При уклонении от подписания контракта поставщику грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик обязан передать сведения о недобросовестном поставщике в реестр.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Загрузка…

Источник

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.

2. Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

3. Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

4. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, –

(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

4.1. Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – пятисот тысяч рублей.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 03.07.2019 N 171-ФЗ)

5. Действия, предусмотренные частями 4 и 4.1 настоящей статьи, если такие действия повлекли дополнительное расходование средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, –

(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

6. Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

7. Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, –

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц – от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

(часть 7 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 265-ФЗ)

8. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 318-ФЗ)

9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 318-ФЗ)

10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 318-ФЗ)

Ст. 7.32 КоАП РФ. Нарушение порядка заключения, изменения контракта

Источник