Памятки в библиотеке о пользе чтения
Памятка 1
КАК ПЕРЕЛИСТЫВАЮТ КНИГУ
НЕЗНАКОМУЮ КНИГУ просматривают неторопливо и внимательно. Ее кладут на ладонь правой руки, а левой перелистывают от начала к концу. Рабочий палец — большой. Для удобства его кладут по центру страницы (там, где напечатан ее номер). Подушечкой он легонько поддевает лист снизу, с ребра и начинает его переворачивать. Четыре пальца отводят назад, и лист сам ложится другой стороной — новая страница открыта. Книгу, лежащую на ладони левой руки, перелистывают указательным (или средним) пальцем правой, касаясь им верхнего края страниц ближе к уголку.
ПАЛЬЦЫ ДВИГАЮТСЯ РАЗМЕРЕННО, БЕЗ ЛИШНИХ УСИЛИЙ. Если в ХОРОШО ЗНАКОМОМ тексте надо отыскать определенное место, книгу можно перелистать очень быстро. Держа на ладони левой руки, ее листают правой. Положив большой палец сверху, а четыре других снизу, захватывают часть страниц. Мягким движением четыре пальца слегка упираются в них, выгибают и подталкивают. Большой палец одновременно и придерживает листы и выпускает их — они по одному переворачиваются. Просматривая книгу с начала, действуют правой рукой, с конца — левой. ОЧЕНЬ ЦЕННЫЕ, ЛЕГКО РВУЩИЕСЯ, ТЯЖЕЛЫЕ, ТОЛСТЫЕ, С ТУГИМИ КОРЕШКАМИ КНИГИ КЛАДУТ НА СТОЛ или СТАВЯТ НА ПЮПИТР, если таковой имеется.
НЕЛЬЗЯ:
— прикасаться к книге мокрыми руками,
— перелистывать ее с ручкой в руке,
— делать резкие движения с силой,
— переворачивать страницы за уголок.
Памятка 2
ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ – девиз истинного книголюба
ОТЛИЧИТЬ КНИГОЛЮБА ЛЕГКО – ОН ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГАМИ УМЕЛО И БЕРЕЖНО
ВОТ КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ:
- Берет сухими и чистыми руками
- Раскрывает, не повредив корешка
- Перелистывает, легко прикасаясь к страницам
- Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки
- Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками
- Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом
- Закончив работу, тщательно стирает эти отметки мягким ластиком
- Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником
- Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках
- Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них
- Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует
- Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом
- Закончив чтение, кладет книгу на место
- Хранит на книжных полках или в шкафах
- Переносит в чистых портфелях и пакетах
КАЖДЫЙ, КТО ТАК ПОСТУПАЕТ, МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ КНИГОЛЮБОМ!
КНИГОЛЮБ – ПОЧИТАТЕЛЬ И ВЕРНЫЙ ЗАЩИТНИК КНИГИ.
Любя ее, он пользуется ею только для чтения. Книга и грязь несовместимы, и он заботится о ее чистоте. Он предусмотрителен, и в его надежных руках книге нечего опасаться.
Присмотрись, и ты увидишь, как много таких людей. Возьми с них пример, и ты тоже заслужишь уважение и благодарность окружающих.
Памятка 3
КАК ВЫБИРАТЬ КНИГИ
В библиотеке собраны тысячи книг. Прочесть все невозможно!
Но ты сможешь читать:
— именно те, которые тебе по душе,
— как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями,
— только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы,
— наверняка те, иллюстрации в которых доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора.
ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ИЩЕТ И ВЫБИРАЕТ КНИГИ ПРАВИЛЬНО
Как же правильно? Вот как:
прежде чем приступить к поиску, постарайся в мыслях точно определить, зачем тебе книга, чего ты ждешь от нее, то есть подумай о цели своего чтения.
Например, очень часто людям хочется с помощью книги:
— поднять себе настроение,
— разобраться в сложной ситуации,
— оценить уровень своих знаний,
— понять другого человека,
— сопоставить точки зрения,
— отлично выполнить задание.
Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги,
определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА – ИСПОЛЬЗУЙ ИХ!
О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему — о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует уверен Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секретом поиска? Если б у него о том спросили, он ответил бы просто: «Я точно знаю, зачем мне книга по этой теме — хочу устроить своему щенку удобное жилье». Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого недоставало первому читателю — тот был готов к поиску только наполовину.
ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.
Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но и цель чтения. ТЕМА— это тот предмет, о котором ты хочешь читать. Предположим, ты уже знаешь, О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь ее читать, ЗАЧЕМ тебе новая информация, КАК собираешься ее использовать. Если тебе самому стало понятно, чего ждешь от книги, ты ГОТОВ К ПОИСКУ. Теперь ты знаешь, ЧТО тебе нужно. ДЕЙСТВУЙ!
ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ, КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЕ ЧИТАЕТ!
ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно та книга, которая помогает справиться со сложностями. Помнишь, как герой книги Джоан Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня» долго-долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира Трех Волшебников? В ночь перед турниром «…Гарри с мыслью, что еще немного и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обложился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Просмотри книгу, еще раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки — опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации.
Правила поиска информации
ПРАВИЛО № 1 — читатель должен хорошо понимать, ЧТО ему нужно, О ЧЕМ он будет читать. ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.
ПРАВИЛО № 2 — читатель должен хорошо представлять, чего он ждет от книги, как использует полученную информацию. ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ.
ПРАВИЛО № 3 — читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге.
ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.
Правило № 1 кажется легковыполнимым только на первый взгляд. Если слово для определения темы найдено неточно, поиск не приведет к нужному результату. Именно так и случилось с Гарри — ему не сразу удалось сформулировать тему. Сначала он думал, что это «вода», долго просматривал книги, но нужной так и не нашел. Как ты знаешь, участники турнира выполняли задания. Получив какое-то задание, некоторые люди решают, что их цель только в том и состоит, чтобы выполнить его. Хорошо, что Гарри не остановился на этой мысли. После долгих раздумий у него определилась еще одна, более важная, ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ — он «принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Вот когда он до конца понял, ради чего ему стоит рыться в книгах — от них зависела его жизнь. Хотя науку поиска он освоил еще не вполне, смысл Правила № 2 усвоил как нельзя лучше. Правило № 1 Гарри выполнить не удалось, поэтому и с Правилом № 2 он тоже не справился. Он не сумел верно определить источник поиска, пришлось использовать все — фонд библиотеки, ее Особой секции, помощь друзей (он даже просил помощи у сердитой библиотекарши!). Затрачено много усилий, время уже на исходе, а нужная информация так и не найдена — путь к ней оказался слишком долгам! Как видишь, поиск информации — это такая наука, которой даже волшебнику непросто выучиться. Пример Гарри Поттера показал нам, что
— при поиске информации волшебные средства не действуют, надо полагаться только на собственные силы,
— поиск надо вести последовательно и по правилам,
— все три правила одинаково важны и каждое надо выполнить,
— чем больше тренируешься, тем лучше получается.
НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ – БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕПЕТИТОР УВЕРЕН И В ТВОЕМ УСПЕХЕ!
Памятка 4
КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ
Перечитать все библиотечные книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком.
УЧИСЬ ИХ ИСКАТЬ и ВЫБИРАТЬ!
Первый шаг к книге надо сделать в уме — мысленно определить
ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: «Зачем я буду читать?»
Ты сформулировал для себя ответ? Да. Значит, ты готов ко второму шагу. Теперь тебе предстоит определить, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ ее побыстрее.
Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам, и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к нужной книге — это значит:
ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА.
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО ИСТОЧНИКОВ:
если тебе нужна определенная книга о наличии книг информирует АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
если те нужно выполнить домашнее задание твоими помощниками станут СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ каталог, КАРТОТЕКА СИСТЕМАТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ картотеки, папки, выставки, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ
если тебя интересуют книжные новинки ты найдешь их на ВЫСТАВКЕ или в КАРТОТЕКЕ «НОВЫЕ КНИГИ»
если ты захочешь узнать, какие журналы и газеты есть в библиотеке загляни В РЕГИСТРАЦИОННУЮ КАРТОТЕКУ ПЕРИОДИКИ, если ты не можешь решить, что взять обратись К книгам на ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ, ТЕМАТИЧЕСКИМ ВЫСТАВКАМ, ВЫСТАВКЕ НОВЫХ КНИГ, РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫМ СПИСКАМ
Памятка 5
ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ, ПОСОВЕТУЙСЯ С БИБЛИОТЕКАРЯМИ!
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ (СБА) – ЭТО:
– АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
– СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ
– ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ и ПАПКИ
– ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ
КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН СБА?
ОН ПОМОГАЕТ ТОМУ, КТО
— подбирает литературу по личным вкусам и интересам,
— хочет хорошо выполнять домашние задания, писать содержательные сочинения и рефераты,
— стремится к самостоятельности суждений и занимается самообразованием.
КАК СБА ЭТО ДЕЛАЕТ?
АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ содержит сведения обо всех книгах библиотеки — он сразу отвечает на вопрос, есть ли в ней нужное издание.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ подсказывает читателю содержание книг — сведения о них расположены в нем по отраслям знания.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ хранят журнальную и газетную информацию,
ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ содержат основные сведения о предметах, кратко объясняют их смысл и значения слов,
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ дают советы о том, что читать.
ТОТ, КТО ИСПОЛЬЗУЕТ СБА, ИДЕТ К ЗНАНИЯМ КРАТЧАЙШИМ ПУТЕМ!
Памятка 6
ЧТО ТАКОЕ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ
В библиотеке собрано несколько тысяч книг разного содержания. Сведения о каждой из них записаны на специальной карточке. По этим записям одну книгу можно отличить от другой. Книги читатели берут домой, а карточки с их описаниями всегда хранятся в библиотеке. Для быстроты поиска данных о книгах, карточки расставляют строго по порядку. Получается перечень всех библиотечных книг — КАТАЛОГ.
Карточки с описаниями книг можно расставить по алфавиту их авторов и названий. Так организован АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.
Если знать алфавит, легко узнать, книга каких авторов есть в библиотеке. Карточки с описанием книг сходного содержания можно собрать вместе, дать каждой группе свой номер и поставить их по порядку номеров — получится система. Так организован СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ. Читатель, знакомый с его устройством, очень быстро может подобрать книги по теме.
Каталожные карточки ставят в маленькие выдвижные ящики, делают на них пояснительные надписи и по порядку расставляют в большой каталожный ящик.
Читатель по надписям определяет нужный ему ящичек, выдвигает его, просматривает описания на карточках и по ним отбирает необходимые книги.
КАТАЛОГИ – ЭТО МОЗГ БИБЛИОТЕКИ: В ИХ ПАМЯТИ ХРАНЯТСЯ СВЕДЕНИЯ ОБО ВСЕХ КНИГАХ. КАТАЛОГИ ДАЮТ ТОЧНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ.
Памятки
Как подготовиться к выразительному чтению
1.Перечитай текст внимательно. Определи основную мысль, чувства, настроение и переживание героев, автора.
2.Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
3.Мысленно представь их себе.
4.Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (в чем задача твоего чтения).
5.Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – темп чтения; пометь паузы, логические ударения, тон.
6.Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7.Прочитай текст выразительно.
Учитесь читать правильно
Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
Старайтесь понять то, о чем читаете.
При чтении будьте внимательны к каждому слову.
Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
Памятка к работе над сказкой
1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
Памятка к работе над басней
Как называется басня? Кто ее автор?
Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
Кто действует в басне?
Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
Что осуждается в басне?
Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
Что должен понять из этой басни читатель?
Какое выражение басни стало крылатым?
Памятка к работе над стихотворением
1. Назовите стихотворение и его автора.
2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
6. Что вам понравилось в стихотворении?
7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Памятка к работе над статьей
1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.
2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?
3. О ком или о чем эта статья?
4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть? Составьте план.
6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или
предложение, где автор говорит о самом главном.
7. Что нового вы узнали из прочитанного?
8. Что вы читали об этом раньше?
Памятка к работе над рассказом
1. Как называется рассказ? Кто его написал?
2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?
3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
5. О чем вы думали, читая рассказ?
Выделение главной мысли рассказа
1. Внимательно прочитайте рассказ.
2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
4. Определите главную мысль рассказа.
Составление плана
1. Разделите рассказ на части.
2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.
Выработка умения пересказывать полно
Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.
1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать
последовательность событий).
2. Наметьте его основные смысловые части (картины).
3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.
Выработка умения пересказывать кратко
Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.
1. Перечитайте текст.
2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
3. Расскажите о главном в каждой части.
4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.
5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).
Выработка умения составлять план текста
Задание. Составьте план рассказа.
1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).
2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).
4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).
5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).
Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)
Задание. Составьте рассказ о герое.
1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
6. Составьте рассказ про себя.
7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.
Дома в семье ребенка должна быть организована работа с детской книгой: чтение, пересказ, обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций, рисование героев, сюжетов, должна быть библиотечка детских книг.
При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:
- Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор, фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.
- Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но притом достаточно простые, чтобы он смог следить за развитием событий.
- Та ли это книга, которая понравилась именно Вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание не ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.
- Обладает ли книга силой эмоционального воздействия. Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, но долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.
- Хорошо ли книга написана. Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.
По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, можно судить о том, достаточное ли внимание Вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли Ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:
– прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;
– книгу читают и рассматривают за столом;
– не пачкай книгу, не заминай страницы, правильно перелистывай, не смачивай палец слюной;
– не играй с книгой, она от этого портится;
– после того, как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;
– правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте – в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;
– если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.
Почему детям необходимо читать?
- Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
- Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
- Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
- Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
- Книги помогают ребенку познать самого себя и понять других.
- Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствуют духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
- Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
- Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать.
- Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Как помочь ребенку стать читателем?
Вот что советуют психологи:
- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
- Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
- Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, магазине и др.).
- В доме должна быть детская библиотечка.
- Читайте вместо того, чтобы смотреть телевизор.
- Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
- Когда Ваш ребенок научится читать, поощряйте чтение его вслух, чтобы развить навык и уверенность в себе.
- Читайте ребенку каждый вечер, перед сном, а если он уже умеет сам, то пусть читает в постели перед тем, как уснуть.
Мамы и папы, бабушки и дедушки, читайте сами и прививайте любовь к книге своим детям, ведь им скоро в школу!
МКДОУ детский сад № 158
Чтение – вот лучшее учение
Памятка для родителей