Отмена повинностей крепостных крестьян в пользу государства

Отмена повинностей крепостных крестьян в пользу государства thumbnail

1. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей.

2. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы — могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.

3. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Избирался сельский ста¬роста (на 3 года). Несколько сельских обществ составляли во-лость во главе с волостным старшиной. Сельские и волостные сходы сами распределяли предоставленную в надел землю, раскладывали повинности, определяли очередность отбывания рекрутской повинности, решали вопросы выхода из общины и приема в нее и т. п. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Они назнача¬лись Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону.

4. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне бьли освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы (крестьяне были основными плательщиками налогов). Правда, большие группы крестьян не по-лучили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.

5. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Положения» устанавливали норму надела — от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в уставной грамоте.

6. Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в черноземной — 1/2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков — это называлось отрезками. Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной — 40% земли.

7. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель — чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины.

8. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой на-дел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17(!) раз. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей — при стоимости земли 500 млн. рублей. До выкупа земли крестьяне считались временно обязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности — барщину или оброк (отменены лишь в 1881 г.). Вслед за русскими губерниями крепостное право было отменено в Литве, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и др.

9. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая пору¬ка: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины.

10. После опубликования Манифеста во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы. Крестьян не устраивало, что после опубликования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика — исполнять барщину, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осе¬ни 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.

11. Крестьянская реформа имела огромное историческое значение:

> были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;

> неоценимо нравственное значение реформы, которая по¬кончила с крепостным рабством;

> реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

12. Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.

Источник

3 марта 2011 года исполняется 150 лет со дня отмены крепостного права в России.

3 марта (19 февраля по ст.ст.) 1861 года – Александр II подписал Манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей” и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом.

Манифест был приурочен к шестой годовщине вступления императора на престол (1855).

Еще в правление Николая I был собран большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы. Крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II, вступивший на престол в 1855 году.

В начале 1857 года для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество со своими намерениями, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы.

В середине февраля 1861 года Положение об освобождении крестьян было рассмотрено и одобрено Государственным советом. 3 марта (19 февраля по ст.ст.) 1861 года Александр II подписал манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей”. Заключительными словами исторического Манифеста были: “Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного”. Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник – Прощеное воскресенье, в других городах – в ближайшую к нему неделю.

Согласно Манифесту, крестьянам были присвоены гражданские права – свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя и др.

Крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. За отводимые наделы крестьяне на положении “временнообязанных” несли в пользу помещиков повинности, которые практически не отличались от прежних, крепостных.

Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.

В целом по стране крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить землю. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Земля могла выкупаться как общиной, так и отдельным крестьянином. Земля, отведённая общине, находилась в коллективном пользовании, поэтому с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на “мирскую землю” своей прежней общины.

Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием “временнообязанных”. Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), были использованы войска. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений. Однако к лету 1861 года волнения пошли на убыль.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 году таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.

Крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества.

За эту реформу Александра II стали называть царем Освободителем.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Подписание манифеста об отмене крепостного права.

Император Николай 1 скончался в разгар
Крымской войны. 19 февраля 1855 г. на трон взошел его сын Александр П.. По
своим воззрениям он был умеренным консерва­тором. Потребности экономического
развития страны и послед­ствия поражения в Крымской войне поставили царя перед
необ­ходимостью про ведения решительных реформ.

Подписание манифеста об отмене крепостного права.

Главной из них была отмена крепостного
права. В речи перед предводителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Алек­сандр
II впервые публично заявил о том, что лучше дать свободу крестьянам сверху, чем
ждать, пока это произойдет снизу.

В конце 1856 – начале 1857 г. был создан
Секретный комитет для подготовки реформы, но входившие в его состав убежден­ные
крепостники делали все, чтобы затянуть работу комитета. Тогда Александр пошел
обходным путем. По его просьбе в конце 1857 г. виленскому генерал-губернатору
В.И.Назимову удалось склонить дворян двух губерний согласиться на освобождение
крестьян.


МАКОВСКИЙ Константин – Портрет Александра II
 Александр II Николаевич
Годы жизни: (1818—1881) 
Годы правления: 18 февраля 1855 -1 марта 1881
Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны. 
Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной и болгарской историографии — Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля (3 марта) 1861 года и победой в Русско-турецкой войне (1877—1878) соответственно). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля». 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_II

Программа отмены крепостного права
содержалась в подпи­санном 20 ноября 1857 г. рескрипте царя на имя Назимова.
Для разработки всех условий реформы рескрипт предписывал создать губернские
дворянские комитеты. В течение 1858 г. такие комитеты были созданы в 47
губерниях.

В феврале 1858 г. Секретный комитет был
переименован в Глав­ный комитет по крестьянскому делу. Он принял новые
требования об обязательном наделении крестьян полевой и усадебной землей за
выкуп. Позже Главный комитет был преобразован в Редакционные комиссии во главе
с либералом Я. И. Ростовцевым. В Редакционные комиссии поступали проекты
губернских комитетов, которые в основном учитывали помещичьи интересы. В
процессе работы они были серьезно изменены.

По своему составу Редакционные комиссии
были в основ­ном либеральными. В их работе участвовали товарищ министра
внутренних дел Н. А. Милютин, славянофилы Ю. Ф. Самарин и В.А. Черкасский. По
совету царя в комиссию были введены и кре­постники Шувалов, Паскевич, Голицын.
Но их участие было ме­нее заметно.

19 февраля 1861 Г., в пятую годовщину
своего вступления на престол, Александр II подписал Манифест об отмене
крепостного права в России и ряд «Положений», которые разъясняли условия
освобождения крестьян.

Условия освобождения крестьян.

Бывшие помещичьи крестьяне из разряда
пользователей землей перешли в разряд собственников и приобрели личную свободу.
Крестьянин мог теперь свободно наняться на работу, уйти в город или заняться
промыслами.

Общее положение о крестьянах, вышедших из
крепостной за­висимости, признавало право собственности помещика на все земли.
Исходя из этого, крестьяне наделялись усадебной и поле­вой землей не
безвозмездно, а за повинности и затем выкуп. Пре­имущество отдавалось
«полюбовному» соглашению между крестья­нами и помещиком. В случае не
возможности достижения такого соглашения в действие вступали нормы,
предусмотренные рефор­маторами.

В течение первых двух лет должны были
быть составлены устав­ные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения
крестьян. Крестьяне переводились на положение временнообязанных. Они оставались
в этом состоянии до момента перехода на выкуп.

Размеры крестьянских наделов определялись
местными поло­жениями. Все губернии были поделены на три полосы (чернозем­ная,
нечерноземная и степная). В черноземной и нечерноземной полосах в каждой местности
были определены высшая и низшая нормы наделов. Крестьянам предполагалось
передать те наделы, которыми они пользовались до реформы. Если отводимый кре­стьянину
надел был больше высшей нормы, то помещик имел право отрезать «излишек » до
этой нормы. И наоборот, если фак­тический надел крестьянина был меньше низшей
нормы, то по­мещику приходилось прирезать земли до этой нормы.

Помещики постарались установить нормы в
таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть крестьянских зе­мель.
Подача помещиками в Редакционные комиссии занижен­ных данных о размерах
крестьянских наделов привела к тому, что даже после увеличения комиссиями
высших норм крестьяне в большинстве губерний потеряли часть земель. В итоге
крестьяне получили в среднем 3,4 десятины на душу. Между тем для обеспе­чения
прожиточного минимума крестьянин черноземной полосы должен был иметь не менее
5,5 десятины на душу, а в остальных местностях – от 6 до 8 десятин

Временнообязанные крестьяне должны были
выполнять в пользу помещика временные повинности в виде денежного оброка или
барщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863
по 1883 г.). Лишь в западных губерниях все кре­стьяне были сразу переведены в
разряд крестьян-собственников. Основной повинностью признавался оброк. Размер
барщины был ограничен 40 мужскими и 30 женскими днями в год. Через два года
крестьяне могли перейти с барщины на оброк без согласия помещика.

Величину выкупа крестьянских повинностей
определили сле­дующим образом: была найдена величина капитала, которая, бу­дучи
положенной, в банк, выплачивающий на вклады в год 6 % прибыли, приносила бы
ежегодно сумму оброка, получаемого помещиком. Например, при размере оброка в 10
рублей величина выкупа составляла 166 рублей 66 копеек. Иначе говоря, положив в
банк сумму в размере 166 рублей 66 копеек, помещик получал в год 6 % от этой
суммы, что как раз и составляло 10 рублей.

Разумеется, крестьяне не могли сразу
выплатить помещику всю сумму выкупа. Но помещик был заинтересован в получении
именно всей суммы единовременно. Поэтому была проведена выкупная операция с
участием государства. Крестьяне получали государ­ственный кредит в размере 80 %
выкупной суммы. Помещики получали 80 % всего выкупа сразу после заключения
выкупной сделки. Остальные 20 % крестьяне должны были уплатить поме­щику по
договоренности. Затем в течение 49 лет крестьяне долж­ны были возвращать
государству кредит с процентами в форме выкупных платежей. Сумма этих платежей
намного превышала затраты государства.

По крестьянской реформе 1861 г. община и
ее выборные органы стали низшим звеном административного управления в деревне
на всех категориях земель. Были определены функции общины, получившей
наименование сельского общества, права и обязан­ности сельского схода как
собрания глав крестьянских дворов, а также избираемого сельским сходом
старосты.

Земства и городские думы.

1 января 1864 г. указом было введено
Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земства учреждались в
уездах и губерниях как всесословные органы местно­го самоуправления.
Избирательная система строилась по принципу имущественного ценза, по куриям.
Курий было три: земледель­ческая, городская и курия сельских крестьянских
обществ.

В земледельческую курию входили уездные
землевладельцы и крупные владельцы недвижимости. В городской курии объединя­лись
собственники городских промышленных и торговых заведе­ний. Третья курия
состояла из представителей сельских крестьян­ских обществ. Выборы по этой курии
были многоступенчатые. Сначала сельские общества выбирали представителей на
волостные сходы. Там избирали выборщиков, которые участвовали в уезд­ном
съезде. На уездных съездах трех перечисленных курий проис­ходили выборы гласных
в уездное земское собрание. На уездных земских собраниях избирались губернские
гласные. Выборы в зем­ства проводились каждые три года.

Земские органы делились на
распорядительные – собрания глас­ных и исполнительные – земские управы.
Собрания гласных засе­дали раз в год. Они решали хозяйственные вопросы,
утверждали земские налоги, выбирали земские управы. Земства распределяли
государственные сборы и назначали местные сборы, устраивали благотворительные
заведения. В компетенцию земств входили так­же здравоохранение и народное
образование.

Введение земств способствовало развитию
хозяйственной ак­тивности на местах, активизации общественно-политической жизни
и, что особенно важно, вовлечению в нее широких слоев населения, включая
крестьянство. В то же время земская реформа содержала значительные ограничения.

Городовое положение было учреждено только
16 июля 1870 г.

Создавались всесословные органы
городского управления, изби­раемые на основе имущественного ценза.
Избирательные права получали промышленники, купцы и владельцы недвижимого
имущества.

Все избиратели делились на три курии в зависимости от уплачиваемого
налога: в первую входила небольшая группа наиболее крупных налогоплательщиков,
уплачивающих треть го­родских сборов; вторую составляли более мелкие
налогоплатель­щики, вносящие еще одну треть; третью – все остальные
налогоплательщики.

Распорядительным органом самоуправления
была городская дума, исполнительным – городская управа под председательством
городского головы. Правительство, как и в случае с земствами, постаралось
переложить на плечи городского самоуправления дела по ведению хозяйства. Самоуправление
было обязано следить за благоустройством городов, развитием промышленности,
торгов­ли, здравоохранения и народного образования. Кроме того, го­родская дума
устанавливала налоги. Городскои бюджет отягощали расходы на полицию, тюрьмы и
воинский постой. Являясь по су­ществу государственными, они съедали
значительную часть и без того небогатых городских бюджетов.

Судебная реформа.

В 1864 г. были обнародованы указ о судеб­ной
реформе и новые «Судебные уставы». Создавался суд при­сяжных. В основу суда
были положены прогрессивные принципы: бессословности судопроизводства,
гласности и публичности со­стязательного процесса. Судьи назначались сверху,
министры юстиции жалованье получали из государспзенной казны. Но уво­лить их
можно было только по собственному желанию или по решению суда. Для устранения
прежней волокиты по причине пробелов
в законодательстве судьям предоставлялось право тол­кования законов.

Одним из результатов проведения реформы
стало упрощение структуры суда. Было установлено два вида судов: мировые и об­щие.
Мировой суд был единоличным и осуществлялся мировым су­дьей. В компетенцию
мирового суда входили уголовные и малозна­чительные гражданские дела, если
ущерб не превышал 500 рублей. Мировой судья старался в первую очередь примирить
стороны, но вместе с этим он обладал и правом вынесения приговора. Ми­ровые
судьи выбирались уездными земскими собраниями.

Общий суд устанавливался в трех
инстанциях: окружные суды (обычно один на губернию), судебные палаты (одна на
несколь­ко судебных округов) и Сенат. В окружных судах рассматривались наиболее
важные дела. Уголовные дела решались с участием, граж­данские дела – без
участия присяжных заседателей. Приговор, вынесенный присяжными заседателями,
считался окончатель­ным, и по нему не принимались апелляции. Судебные палаты
принимали апелляции по делам окружных судов. Высшей судеб­ной инстанцией
являлся Сенат, обязанностью которого были судебное управление и надзор за
правильностью применения закона.

Предварительным расследованием занимались
независимые судебные следователи. Они могли пользоваться помощью поли­ции. Была
введена адвокатура. Присяжные поверенные и частные поверенные отныне защищали
интересы обвиняемых.

Новая судебная система способствовала
развитию в широких слоях общества гражданского самосознания.

Военная реформа.

Необходимость преобразований в армии дик­товалась
не только социально-экономическим причинами, но и увеличением военного
потенциала ведущих европейских держав. Уже в конце 50-х п. XIX в. в армии
вводились новшества. Прекра­тили существование военные поселения.
Продолжительность дей­ствительной службы нижних чинов сокращалась до 10 лет.

В 1861 г. на пост военного министра был
назначен Д.А. Милю­тин – талантливый государственный деятель, сторонник преоб­разований.
С 1862 г. началось введение новой системы военного управления, в основе которой
лежало деление на военные округа. Этим была устранена чрезмерная централизация.

Устав о воинской повинности был утвержден 1 января 1874 г.

Все мужское население, достигшее 21 года,
подлежало призыву на военную службу. Для армии был установлен 6-летний срок дей­ствительной
службы и 9-летнее пребывание в запасе. Моряки слу­жили 7 лет и еще 3 года
находились в запасе. От действительной службы были освобождены многие категории
населения (единствен­ный сын у родителей, единственный кормилец в семье и
т.д.). Срок службы уменьшался при наличии определенного образования.

2. Введение всеобщей воинской повинности
позволило иметь неболь­шую, а, следовательно, недорогую армию в мирное время и
зна­чительные резервы на случай войны.

Перевооружение армии потребовало создания
новых заводов и новых производств. Немаловажное значение имели изобретения
русских ученых. Так, выдающийся металлург П. М. Обухов сделал открытие,
благодаря которому в России впервые в мире стали про изводиться стволы орудий
из литой стали.

Реформы в области образования и печати.

Развитие страны име­ло на своем пути
серьезное препятствие – низкий образователь­ный уровень населения и отсутствие
системы массовой подготовки специалистов.

«Положение о начальных училищах» ввело,
кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища. Сред­ние
учебные заведения – гимназии – были разделены на клас­сические и реальные с
семилетним сроком обучения. В классических гимназиях предпочтение отдавалось
гуманитарным предметам, боль­шое место занимали древние языки, велась
подготовка к поступле­нию в университеты. Реальные гимназии готовили
специалистов для промышленности и торговли. Здесь усиленно преподавались точные
науки и естествознание. Выпускники реальных гимназии могли поступать только в
технические высшие учебные заведения. В 1871 г. различие между классическими и
реальными гимназиями еще более усилилось. В классических гимназиях ввели
восьмилет­ний срок обучения. Реальные гимназии были переименованы в училища с
шестилетним сроком обучения. В гимназии принима­лись дети всех сословий и
вероисповедания. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий в середине 90-х п. XIX в.
– уже около 600.

18 июня 1863 г. был утвержден новый устав
университетов. Он заметно ослаблял бюрократическую опеку над университетами и
провозглашал их внутреннюю автономию.

В 1858 г. появились женские гимназии. На
рубеже 70-80-гг. XIX в. женщин стали допускать в университеты на правах воль­ных
слушательниц. В 60 – 70-е п. XIX в. были организованы Выс­шие женские курсы с
университетской программой в Москве и Петербурге.

12 мая 1862 г. утверждены «Временные
правила о печати», носившие благожелательный характер по отношению к изданиям.
Но критические материалы было разрешено печатать только в изданиях с подписной
ценой не ниже 7 рублей в год, недоступ­ных для простого народа. Подобный
порядок был установлен и для книг. Министр внутренних дел и министр народного
просве­щения получили право приостанавливать любые издания на срок до 8
месяцев.

«Портрет Александра III» Холст, масло 89 х 75 Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи Александр III Александрович  (Царь-Миротворец)

Годы жизни: (1845—1894)

Годы правления: 1 марта 1881 -20 октября 1894

 (1845, 1894) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский с 1 [13] марта 1881 года. Сын императора Александра II и внук Николая I; отец последнего российского монарха Николая II.

В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За поддержание мира монарх получил официальное прозвание Царь-Миротворец

Придерживался консервативно-охранительных взглядов и проводил политику контрреформ, а также русификации национальных окраин. Заключил франко-русский союз.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_III

Контрреформы.

Накануне своей гибели 1 марта 1881 г.
Александр 11 утвердил проект М. Т.Лорис-Меликова о созыве комиссии с участием представителей земств и
городов для выработки новых законов. Однако вступивший на престол император
Александр III 29 апреля 1881 г. обнародовал Манифест «О незыблемости само­державия»,
который означал переход от либерального к консер­вативному курсу во внутренней
политике.

Общим направлением курса Александра III
была идея о пер­венствующей роли дворянства. Но лишь к середине 80-х гг. XIX в.
в основном складывается концепция контрреформ.

12 июля 1889 г. был издан закон о земских
участковых начальни­ках. Земские начальники должны были заменить институт миро­вых
посредников, уездные суды по крестьянским делам и миро­вой суд. 12 июня 1890 г.
вышло «Положение о губернских и уезд­ных земских учреждениях». Избирательная
система земств была изменена. Первая курия, число гласных от которой увеличива­лось,
включала только дворян. Имущественный ценз для первой курии понижался, но повышался
для второй, городской, курии. Выборные от третьей, крестьянской, курии должны
были утверж­даться губернатором. Утверждения губернатором или министром
внутренних дел требовали и постановления земских собраний. Городовое положение
1892 г. сокращало число избирателей в три раза путем повышения ценза. Городские
головы и члены управы, объявленные государственными служащими, попали под конт­роль
административных органов.

Контрреформы были проведены также в сфере
просвещения и в цензурной политике. Но полный возврат к дореформенным порядкам
был уже невозможен.

Дополнительные источники

Источник