Отчуждение церковных земель в пользу государства

Секуляризация церковных земель – это процесс изъятия государством собственности, принадлежащей церкви. Изымали как движимое, так и недвижимое имущество.

Екатерининской реформе 1764 года предшествовало множество событий. На долгие столетия в российской истории растянулась борьба между духовной и светской властью. Победительницей вышла власть светская.

Историческая подоплека секуляризации

Почему государство желало изымать земли из рук церкви? Ответ прост: церковь являлась одним из крупнейших землевладельцев всей России. До отмены Юрьева дня крестьяне часто становились монастырскими, так как условия жизни там были значительно лучше, церквям оставляли богатые завещания, что увеличивало их богатство, которое не дробилось, в отличие от феодальных вотчин. Государству, естественно, не нравилось, что в стране существует еще один монополист на землю. Очень важно отметить то, что церковь не платила никаких налогов, наоборот, в ее пользу платилась десятина.

Накопление богатств, стяжательство противоречат сути всего христианского учения. Церковь находила выход из этого положения следующим диалектическим утверждением, был выработан такой компромисс: у монаха отсутствует личная собственность, и он не имеет на нее права, но ему разрешено использовать собственность монастыря. Византийский церковный устав Номоканон призывал обитателей монастыря тратить минимальные средства на собственное содержание. Византийский кодекс наставлял церковников так, чтобы они предоставляли средства на возведение церквей, их реконструкцию и украшение, образование (создание церковно-приходских школ) и помощь страждущим.

В годы правления Василия III начинается спор между иосифлянами и нестяжателями. Иосифляне, руководимые Иосифом Волоцким, признавали возможность церковного землевладения. Нестяжатели, лидером которых был Нил Сорский, подобный способ обогащения отвергали. Эту ситуацию можно рассмотреть как попытку секуляризации церковью собственных владений. Если бы победили нестяжатели, то они бы отказались от накопленного богатства и ушли бы жить в монашеские скиты. Но победили иосифляне, и церковное землевладение сохранилось.

Наступление на церковную вотчину началось при Иване Грозном. На Стоглавом соборе 1551 года он постановил, что новые землевладения будут присоединяться, если царь на это даст согласие. В XVII веке, в годы правления Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), сложилось большинство предпосылок к петровскому абсолютизму. Соборное уложение Алексея Романова не только юридически закрепило крепостное право, но и наложило запрет на дальнейшее расширение владений церкви. Реформа патриарха Никона, закончившаяся его поражением и образованием старообрядческой церкви, помогла светской власти еще больше утвердиться над духовной.

Деятельный царь, а затем и император Петр I добился титанического напряжения сил государства ради того, чтобы сокрушить шведов в Северной войне. Петр достиг поставленной цели. Однако отношения его с церковью существенно осложнились. Многие христиане звали Петра Антихристом за то, что он переплавлял колокола в пушки. Император ударил по церкви, поставив во главе ее гражданского чиновника (обер-прокурор Святейшего Синода). При Петре окончательно оформилось главенство светской власти.

Екатерининская секуляризация

В истории существуют два понятия, которые стоит между собой различать: первое – “Манифест о секуляризации церковных земель”, а второе – реализованная секуляризационная реформа. Манифест был подписан Петром III, государем, властвовавшим всего лишь полгода. Эксцентричность императора озлобила дворянство, и элита общества возвела на престол жену Петра III Екатерину II. Петров манифест призывал изъять из церковных рук часть земель. Документ был подписан, но вследствие короткого правления императора не был реализован на практике.

Взойдя на престол, Екатерина сначала отменила указ бывшего мужа. Она пришла к власти из-за дворцового переворота, и ей нужно было лавировать между основными правящими группами, чтобы не повторить судьбу своего мужа. Не стоит забывать, что по происхождению Екатерина была немкой из небольшого княжества. Родившаяся в 1729 году, она перешла в православие лишь в 1744 году. Да и переход ее в другую веру был вызван не религиозным чувством, а желанием выгодно использовать политическую конъюнктуру. Она понимала, что нельзя править в России, исповедуя другую веру или попирая ценности православия. Неудачный пример Петра III это отлично подтвердил.

В 1764 году Екатерина все-таки подписывает секуляризационный манифест. Существовали объективные причины для изъятия церковных вотчин:

  • Крупное церковное землевладение являлось архаическим пережитком, доставшимся Российской империи еще от времен первых русских князей. Сотни лет прошло с тех пор, а подобная форма владения землей крайне устарела.
  • Церковь не являлась налогоплательщиком. Ее владения были огромные, а государство не получало от этого никакой экономической выгоды. У Екатерины были грандиозные планы, что вылилось в две русско-турецкие войны, поэтому деньги были нужны здесь и сейчас.
  • Реформа была еще одним поводом для светской власти, чтобы приуменьшить влияние церкви. Духовная власть призвана решать морально-этические вопросы, а не вмешиваться в политику, как она неоднократно делала до этого. Отчасти с этой мыслью была затеяна реформа.
  • Несоответствие жизни некоторых духовников учению Христа. Безусловно, нельзя судить все учение по людям, извращающим его смысл. Но такие отступники заставляют людей терять доверие, скептически относиться к учению. Христианство призывает к аскезе, а не к увеличению вотчинного землевладения, поэтому сам факт, что у церкви скопились богатства и земли, является не очень естественным и правильным.
Читайте также:  Польза от петрушки залитой кипятком

Помимо лишения церкви большей части своих владений, реформа также создала новый класс крестьян, именуемый экономическим. Они были приписаны к коллегиям экономии, обладали личной свободой и должны были платить только оброк. Спустя несколько десятков лет эта категория крестьян была включена в состав государственных крестьян.

Государство стало владельцем бывших церковных имений, отстранило духовников от управления территориями, которые раньше принадлежали им, была юридически закреплена церковная иерархия: государство разделило епархии на три класса и каждому из них предоставило определенное материальное содержание. Монастырей в то время было действительно много, некоторые даже пустовали. Часть из них стала содержаться государством, а часть – должна была обеспечивать себе существование на добровольные пожертвования прихожан. Если к началу реформы было 954 монастыря на территории Российской империи, то к концу реформы осталось 387 монастырей на территории Великороссии.

Секуляризация церковных земель может оцениваться по-разному. Правительство обещало заниматься благотворительностью, но не смогло, ухудшились отношения между светской и духовной властью, вырос оброк, что отчасти повлекло к крестьянскому бунту Пугачева. Тем не менее, было и много хорошего. Была ликвидирована архаичная неприбыльная форма землевладения, экономические крестьяне получили землю и личную свободу, пока их не приписали к государственным, создались перспективы для более продуктивного развития капиталистических отношений.

Читайте также:

Переход на григорианский календарь в России – это хорошо или плохо

История Юга России: когда был основан город Екатеринодар

Источник

Секуляризация церковных земель

Петр III спровоцировал неотложность решения этого «перезревшего» вопроса и для Екатерины. Но объявить об этом открыто и сразу для новой императрицы было делом весьма щекотливым. Духовенство испугалось действий «немца» Петра III, как возврата к новой бироновщине, и приняло с радостью воцарение Екатерины, как избавительницы. Но соединенные с этим надежды духовенства были наивным недоразумением. Екатерина была убежденной секуляристкой. Ей нужно было только в первые моменты утверждения во власти не обидеть духовенства. Ведь и его благосклонности она обязана была гладкостью своего воцарения. Отсюда несколько двусмысленных заявлений ее в первые месяцы правления. Несколько позднее, оглядываясь назад, Екатерина писала: «Я водворена была на престол для обороны православного закона. Мне приходилось иметь дело с народом благочестивым, с духовенством, которому не возвращены были его имения и которое вследствие такой дурно приноровленной меры не знало, чем ему пробавляться». В своем указе от 12.VIII. 1762 г. Екатерина писала о действиях Петра III: «кажется надобность состояла не только в том, чтоб отобрать у духовных имения, а чтоб осмотрительные взять меры о порядочном и, как для церкви и духовного чина безобидном, так и для отечества полезном, управлении — о том и не думано». Далее, писала Екатерина, «не имеем мы намерения и желания присвоить себе церковные имения, но только имеем данную Нам от Бога власть предписывать законы о лучшем оных употреблении на славу Божию и пользу отечества».

Понятно в этой атмосфере дипломатической недоговоренности, что многие из высшего духовенства, особенно южно-русского происхождения и духа, не видели реальности и снова строили себе иллюзии о восстановлении церковно-помещичьего быта. Московский митрополит Амвросий Зертис-Каменский пишет в эту минуту своему земляку Арсению Мациевичу, митрополиту Ростовскому, поздравление с восшествием на престол «благочестивой государыни, которая освободит духовенство от мысленного ига», т. е. от новых секуляризаторских идей и планов. По получении манифеста Амвросий опять пишет Арсению: «теперь, как из манифеста изволите усмотреть, к сентябрю месяцу просим и Ваше Преосвященство к нам в Москву пожаловать и нам об известном деле помогать».

Читайте также:  Мыть голову каждый день польза вред

Иерархи действительно подали Екатерине ходатайство о возвращении им вотчин. Императрица направила его в Сенат и поручила вообще «иметь рассуждение о духовенстве, как ему учинить удовольствие к его содержанию». И на этот запрос императрицы началась разноголосица и в Сенате, и на Конференции Сената с Синодом, и среди членов Синода. Архиереи великороссы, под лидерством новгородского архиеп. Димитрия (Сеченова), сразу выявили тенденцию оказать доверие светской власти, сбросить с себя обузу хозяйственных землевладельческих забот и перейти на положение оплачиваемых из единого казенного источника слуг единого религиозно-государственного целого России. В атмосфере новой государственности общие понятия пересматривались и изменялись. Ни армия, ни чиновничество не оценивались как силы, порабощенные государством. Наоборот, в жалованье рисовалась их привилегия. Архиереи-великороссы усвоили эту «штатность» обеспечения церкви в отличие от малороссов, глубже впитавших в свою психологию дух польско-шляхетского гонора. Дворянско-землевладельческий быт у них отожествился с духом христианской свободы и церковной автономности. Но российская империя строилась вдохновением великороссов, включая сюда и епископат.

И вот настал исторический момент, когда великороссы почувствовали устарелость их допетровских состязаний с государством и решили молча покориться исторической судьбе — перестать гоняться за растаявшим снегом, за церковно-удельным самостийничеством. Димитрий Сеченов и другие великорусские «согласники» руководились не карьеризмом и корыстью, идя на казенный источник обеспечения архиерейского и монастырского быта, а правильным инстинктом оппортунизма, неизбежностью модернизации бытовой русской «симфонии» церкви игосударства.

В первые месяцы своего правления Екатерина была очень нерешительна и осторожна; она писала: «меня принудят сделать тысячу странностей; если я уступлю, меня будут обожать, если нет, то не знаю, что случится». Трудность положения Екатерины пред вопросом о секуляризации была еще в том, что даже светские сановники (сами помещики и землевладельцы) разделялись и колебались в этом вопросе. Бестужев и Ярославцев были сначала даже на стороне духовных консерваторов. Но Панин и другие были на стороне модных французских энциклопедистов и принципиально стояли за секуляризацию.

8 августа 1762 г. Екатерина уже подписала указ об учреждении Комиссии по этому делу. Но от того же 8.VIII. 1762 г. сохранилась ее записка: это вопль о помощи советом к гр. А. П. Бестужеву-Рюмину: «батюшка Алексей Петрович, прошу Вас приложенные бумаги рассмотреть и мнение ваше написать; дело в том, Комиссию ли учинить, ныне не отдавав деревень духовным, или отдавать ныне, а после сделать Комиссию? В первой бумаге написано отдавать, а в другой только, чтоб они вступили во владение до Комиссии. Пожалуй, помогай советами!». А Бестужев как раз в это время видоизменил свой взгляд и пошел на секуляризацию. Митр. Ростовский Арсений Мациевич по старой памяти еще 12 июля писал ему «дабы стараниями его возвращены были вотчины по-прежнему». Но лед тронулся. Поздно было переть против рожна. По манию императорского указа Петра III, а не самочинно, началась почти земельно-имущественная революция. Крестьяне с радостью готовы были откупиться рублем и стать фактическими хозяевами земельной продукции. Волна самочинных расхищений уже началась. Манифесту Екатерины от 12.VIII.1762 г., только выдвигавшему земельный вопрос, как еще неразрешенный, взбаламученные крестьяне не хотели верить. Не убеждал и его печатный вид. Разгулявшиеся крестьяне кричали: «оный билет подрать и на него наплевать!» Дальнейший указ от 8.Х.1762 г. продолжали не принимать: «оный указ власти купили, и им де крестьянам до того указа дела нет». Во многих местах появились даже подложные контр-манифесты. Крестьяне, даже трезво признававшие подлинность указов, работать все равно не хотели. Они были не в силах освободиться от вековой мечты «черного передела». Все участки они между собой уже переделили. От работ по наказу уклонялись. Забирали монастырское «добро»: хлеб, сено, дрова, усадебный инвентарь. Военная Коллегия, состоявшая из мелкоземельных, заинтересованных в «прирезках» служак, не особенно вдохновлялась усмирением бунтов. А приходилось прибегать и к оружию. Напр., в вотчинах московского Донского монастыря (1762 г.) крестьяне встретили воинский отряд дубьем, рогатинами, камнями и вступили в драку с криками: «кожу снимем, жилы вытащим!» От стрельбы солдат разбежались в леса. По словам Екатерины, в это время до 100 тысяч крестьян были «под ружьем», т. е. в состоянии бунта.

Читайте также:  Прививки от гриппа какая польза

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Великолепие библейских земель
Люди, жившие на Среднем Востоке, оставили после себя много следов своих цивилизаций: крепости, дворцы, храмы и города. Такие места дают нам представление о том, насколько мощной и сложной была их архитектура. Некоторые остатки цивилизаций,

Учреждение синода и секуляризация церковных имуществ
Конец XVII в., весь XVIII и первые 60 лет XIX в. русской истории проходят под знаком крепостного права. На базе крепостного хозяйства проходит первый этап своего развития товарное земледельческое производство помещика,

Секуляризация церковных земель
Петр III спровоцировал неотложность решения этого «перезревшего» вопроса и для Екатерины. Но объявить об этом открыто и сразу для новой императрицы было делом весьма щекотливым. Духовенство испугалось действий «немца» Петра III, как

Секуляризация церковных земель
Петр III спровоцировал неотложность решения этого «перезревшего» вопроса и для Екатерины. Но объявить об этом открыто и сразу для новой императрицы было делом весьма щекотливым. Духовенство испугалось действий «немца» Петра III, как

Что такое секуляризация? Первое прочтение
Сегодня, впервые в истории, объединяющая планету западная культура представляется культурой открытой, вопрошающей, светской, лишенной как признаваемого духовного авторитета, так и доминирующей и унифицирующей религиозной

Раздел земель к западу от Иордана
1 Вот земли, что исраильтяне получили в надел в земле Ханаана, которые им разделили священнослужитель Элеазар, Иешуа, сын Нуна, и главы семейств в родах Исраила. 2 Их наделы были определены по жребию девяти с половиной родам, как повелел

Секуляризация церковных земель
Петр III спровоцировал неотложность решения этого «перезревшего» вопроса и для Екатерины. Но объявить об этом открыто и сразу для новой императрицы было делом весьма щекотливым. Духовенство испугалось действий «немца» Петра III, как

Распределение земель к востоку от Иордана
У израильтян из колена Рувимова и колена Гадова были огромные стада крупного и мелкого скота. Увидев, что земли Язер и Гилад очень хороши для выпаса их скота, 2 они пришли к Моисею, Элеазару — священнику и вождям общины и сказали: 3

Границы новых земель
Господь повелел Моисею 2 дать такие указания сынам Израилевым: «Когда войдете в землю ханаанскую (в землю, что достанется вам в наследство, в Ханаан с его границами), 3 южная окраина ваших владений будет простираться от пустыни Цин вдоль Эдома. Граница

Глава 16
Освоение невозделанных земель
907.Передают, что ‘Урва рассказывал со слов ‘Аиши, да будет доволен ими Всевышний Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Если человек освоит ничейную землю, то он имеет на нее больше прав, чем кто-нибудь иной».Этот

Глава 11
От спасения к благоденствию: вынужденная секуляризация турецких исламистов
Двадцать восьмого июня 1996 года в Анкаре, столице республиканской и светской Турции, Неджметтин Эрбакан, лидер исламистской партии «Рефах», был назначен премьер-министром. Это событие

Секуляризация
Современная эпоха характеризуется всеми, начиная от профессиональных атеистов и кончая профессиональными богословами, как эпоха секуляризации. Первоначально слово «секуляризация» обозначало отчуждение церковного имущества в пользу государства.

3. Секуляризация 1764 г.
Секуляризация 1764 г. явилась завершением отдельных мероприятий, которые лишь ограничивали права монастырей в пользовании земельными владениями и направляли часть доходов от них непосредственно в государственную казну, в то время как право

Возвращение из Моавитских земель
Когда они уже шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую, Ноеминь сказала двум снохам своим:— Знаете, девочки, возвращайтесь-ка вы каждая в дом матери своей. А за то, как вы поступали со мною и с сынами моими, да сотворит Господь с вами

Источник