Особи одного вида не получают ни вреда ни пользы однако

Особи одного вида не получают ни вреда ни пользы однако thumbnail

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

ТЕМА: ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ I

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Цели занятия:

1)        Выяснить классификацию факторов среды;

2)        Рассмотреть основные экологические понятия, виды взаимоотношений между организмами.

Базисные знания:

1)        Из курса биологии средней школы Вы должны иметь понятие об экологии и экологических факторах; знать структуру биосферы и закономерности существования биогеоценозов.

Учебная карта занятия:

А) Вопросы для подготовки к занятию:

  • Экология как наука (предмет, задачи, методы);
  • Среда обитания как экологическое понятие. Виды сред обитания (воздушная, водная, наземная, почвенная, живой организм);
  • Экологические факторы (абиогенные, биогенные, антропогенные). Понятия: оптимум, пределы выносливости, лимитирующий фактор;
  • Законы экологии Б. Коммонера;
  • Экотоп. Биоценоз. Экосистема и биогеоценоз: определение, свойства, структура (функциональная, пространственная, видовая). Экологические пирамиды. Пищевые цепи и сети. Сравнительная характеристика агроценозов и природных экосистем;
  • Основные закономерности движения вещества и энергии в биосфере. Особенности биохимических круговоротов веществ в биосфере (воды, кислорода, углерода, азота, фосфора, серы);
  • Понятие о биосфере и её структура (живое вещество, биогенное вещество, – биокосное вещество, косное вещество). Ноосфера. В.И. Вернадский;

Б) Список основной и дополнительной литературы для подготовки к занятию приведен в конце тетради на странице 105.

В) Задания для учебно-исследовательской работы обучающихся.

Задание 1. Прочитайте задачи по теме «Вопросы экологии», ответьте на поставленные вопросы.

Задача 1.1.

Укажите, какое из приведенных ниже определений соответствуют понятиям: а) хищничество; б) коменсализм; в) мутуализм (в том числе и симбиоз); г) паразитизм; д) конкуренция; е) квартиранство; ж) нахлебничество; з) нейтрализм.

  1. Особи одного вида поедают особей другого или того же вида.
  2. Одни организмы получают от других необходимые питательные вещества и место постоянного или временного обитания.
  3. Сожительство особей двух видов не дает ни положительных, ни отрицательных последствий.
  4. Одни организмы «доедают» пищу, оставленную другими организмами или потребляют ее одновременно с тем, кто добыл, но в мизерном количестве.
  5. Особи одного вида или нескольких видов со сходными потребностями сосуществуют при ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
  6. Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов.
  7. Особи одного вида предоставляют убежища особям другого вида, и это не приносит ни вреда, ни пользы.
  8. Особи одного вида не получают ни вреда, ни пользы, однако, осуществляют вредное воздействие на особей другого вида.

Задача 1.2.

 В водной среде амплитуда значений температуры не превышает 50 оС, для нее характерны высокая  плотность,  содержание  кислорода  1%  от  объема.  Свет в чистых водах проникает до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных – на несколько сантиметров.

1.Назовите лимитирующие факторы водной среды.

2.Какие обитатели типичны для водной среды – гомойотермные или пойкилотермные, и почему?

3.Какова экологическая выносливость водных обитателей к температурному фактору?

Задача 1.3. Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах и озерах, часто сопровождается замором рыбы. Как вы объясните это явление?

Задача 1.4.

Почему в искусственных экосистемах, особенно в агроценозах, численность вредителей  сельскохозяйственных  культур  при  массовых  вспышках  их  размножения многократно превосходит их таковые в естественных сообществах?

Задача 1.5.

А) Приведите примеры цепей питания, начинающихся с мертвых растительных остатков, с одноклеточных водорослей, с наземных растений и заканчивающихся человеком.

Б) Приведите примеры эври – и стенотермных организмов (организмов, способных существовать в широких диапазонах природных условий и организмов, способных существовать лишь при относительно постоянных узких диапазонах условий окружающей среды соответственно), указанных под номерами 1, 2, 3 на схеме (рис.1), если на оси Х – значения температуры в градусах Цельсия; Y – степень благоприятности фактора.

 Особи одного вида не получают ни вреда ни пользы однако

Рисунок. 1. Реакция организмов на действие фактора

Задача 1.6.

Покажите в чем принципиальная разница между естественной и искусственной системами, заполнив таблицу 2.

Биогеоценозы и агрофитоценозы

Таблица 2

Признаки для сравнения

Природные

биогеоценозы

Агрофитоценозы

1.Видовое многообразие

2.Наличие пищевых цепей

3.Экологические ниши 4.Характеристика круговорота веществ

5.Инвестиции

6.Продуктивность

7.Саморегуляция

Г) Практические навыки, которыми должен овладеть обучающийся по теме занятия:

1)                 Объективный анализ изменений параметров жизнедеятельности организмов под влиянием экологических факторов.

Подпись преподавателя: ______________________________________________________________

Источник

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМАМ 1, 2
1 БЛОК. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл
1. Выбрать правильный вариант

Экология изучает:

а) Форму и строение живых организмов

б) Физиологические процессы, протекающие в живых организмах

в) Взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой

г) Положение отдельных видов в системе разнообразия живых организмов
2. Вставить пропущенное:

Термин «экология» ввёл учёный ….. в ….. году
3. Дайте определение понятию «среда обитания организма»
4. Перечислите 4 существующие среды обитания организмов
^

Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:

а) весенние разливы рек

б) вырубка леса

в) внесение в почву удобрений.
^

Из перечисленных факторов выберите абиотические:

а) влажность, свет, температура

б) вырубка лесов

в) влияние организмов друг на друга
^

Под биотическим фактором понимают:

а) сумму воздействий живых организмов

б) воздействие человека на организмы

в) факторы неживой природы.
^

Что такое симбиоз:

а) прямое уничтожение жертвы

б) совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами

в) форма взаимоотношений, при котором один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.
^

Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству:

а) на теле хозяина живут вши

б) волки поедают мелких травоядных

в) насекомые питаются нектаром цветковых растений.
^

В чем сходство и вчем различие паразитизма и хищничества?

2 БЛОК. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла
1. Температурный фактор является одним из наиболее значимых в природе. На рисунке 1 изображен график зависимости численности колорадского жука от температуры окружающей среды.
Укажите:

А) температуру, оптимальную для данного вида;

Б) пределы выносливости вида;

В) температуру, ограничивающую жизнедеятельность вида;

Г) диапазон температур для зон угнетения.

Рисунок 1 – Зависимость численности колорадского жука от температуры окружающей среды
2. Используя дополнительную литературу и данные интернета, дайте определение понятий по образцу: стенобионты – организмы, которые могут выжить лишь в узком диапазоне значений фактора среды; эврибионты – организмы, способные существовать в широком диапазоне значений фактора (рис.2).

Рисунок 2 – Эвритермные и стенотермные организмы
Например: Эвритермы – организмы, способные существовать в широком диапазоне температур; стенотермы способны выдерживать лишь колебания температуры в узких пределах
А. Стенобат (1) – эврибат (2)

Б. Стеногал (1) – эвригал (2)

В. Стенотерм (1) – эвритерм (2)

Г. Стенотоп (1) – эвритоп (2)

Д. Стенотроф (1) – эвритроф (2)

Е. Стенофот (1) – эврифот (2)

Ж. Стеноион (1) – эвриион (2)

З. Стенооксибионт (1) – эвриоксибионт (2)
^

Для роста пшеницы нужна температура от 0°С (нижний предел, минимум) до 42°С (верхний предел, максимум), для фасоли – от 9°C до 46°С, для клена остролистного от 7°С до 26°С, для бактерии сенной палочки – от 5°C до 57°С, для туберкулезной бактерии – от 29°C до 41°С, для жизни рыжего муравья от 1,5°С до 50°С.
а) какие из данных организмов являются стенотермными, какие эвритермными по отношению к температурному фактору?

б) для каких организмов из числа перечисленных температура 2°С весной будет являться ограничивающим фактором? Почему?
^

Укажите, какое из приведенных ниже определений соответствуют понятиям: а) хищничество; б) аменсализм; в) мутуализм (в том числе и симбиоз); г) паразитизм; д) конкуренция; е) квартиранство; ж) нахлебничество; з) нейтрализм.


  1. Особи одного вида поедают особей другого или того же вида.

  2. Одни организмы получают от других необходимые питательные вещества и место постоянного или временного обитания.

  3. Сожительство особей двух видов не дает ни положительных, ни отрицательных последствий.

  4. Одни организмы «доедают» пищу, оставленную другими организмами, или потребляют ее одновременно с тем, кто добыл, но в мизерном количестве.

  5. Особи одного вида или нескольких видов со сходными потребностями сосуществуют при ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.

  6. Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов.

  7. Особи одного вида предоставляют убежища особям другого вида, и это не приносит ни вреда, ни пользы.

  8. Особи одного вида не получают ни вреда, ни пользы, однако, осуществляют вредное воздействие на особей другого вида.

^

Более всего паразитов встречается среди:

а) червей

б) моллюсков

в) позвоночных

г) птиц.

6. Выбрать правильный вариант

С точки зрения экологии, конкуренция отличается от хищничества тем, что:

а) от конкуренции страдают оба конкурирующих вида

б) результаты конкуренции сказываются очень быстро

в) конкуренция приводит к полному истощению ресурса.
7. Закончите схему модели экосистемы (рис. 3), указав компоненты, обозначенные цифрами.

Особи одного вида не получают ни вреда ни пользы однако

Рисунок 3 – Модель экосистемы
1 – …

2 – …

3 – …
8. Разобрать основные экологические факторы и заполнить предлагаемую таблицу.

^

Основные группы экологических факторовПримеры
абиотические

биотические

антропогенные

^ Какие приспособления растений засушливых районов и пустынь к поглощению воды и ее испарению вы знаете?
10. Ответьте на вопрос:

Какую роль играет экология в современном мире?
Набранные баллы переводятся в оценки по следующей схеме:

0-2 балла – оценка 1

2-4 балла – оценка 2

5-7 баллов – оценка 3

8-10 баллов – оценка 4

11-13 баллов – оценка 5
14-17 баллов – оценка 6

18-21 балл – оценка 7

22-25 баллов – оценка 8

26-29 баллов – оценка 9

30 баллов – оценка 10

Источник

7 февраля 20201055,9 тыс.

Мировая статистика даёт цифру распространённости этой проблемы 10-15%, но мне кажется, у нас в стране дела обстоят несколько иначе и причина не в том, что наши женщины или мужчины чаще и больше болеют, нет, это не так, а в том, что не все женщины и некоторые врачи вместе с ними могут отличать норму от патологии и порой проблемы просто надуманные, а не реальные.

Я условно разделила таких женщин на 2 группы.

Первая группа — это те несчастные, которые не знают физиологических норм своего организма, которые после 1-2 месяцев неудачных попыток бегут в ужасе к врачу за помощью, потому как так же быть не должно.

Все в фильмах смотрели, как после 1 раза Розалина забеременела, а у неё же было целых 2 месяца попыток и ничего не вышло. Паника, ужас, смятение.

Дальше может быть несколько сценариев развития событий в зависимости от того, к какому врачу попадёт такая женщина. Или начнутся поиски каких-то надуманных проблем, вроде скрытых инфекций, либо её успокоят, объяснят, что это нормально и она спокойно продолжит попытки зачатия.

Вторая часть — это те женщины, у которых действительно есть реальная проблема. Но и тут не все так просто, потому как часть этих женщин попадает к тем врачам, которые в 21 веке, в эпоху информации, ведут своих пациентов по ложному пути, дезинформируя и рассказывая глупости вроде того, что причиной бесплодия является ВПЧ или повышенный Д-димер, мутации генов фолатного цикла, конечно же уреаплазма, высокий гомоцистеин, вирус герпеса, эрозия шейки матки, цитомегаловирус, мультифоликулярные яичники по УЗИ, низкий прогестерон. Список можно продолжать до бесконечности. Абсурдные схемы обследования и такие же абсурдные схемы лечения. Иногда на подобные вещи уходят годы.

Я не репродуктолог, не провожу инсеминации, ЭКО и не владею остальными методами вспомогательных репродуктивных технологий. Я никогда не говорю, что придя ко мне, вы непременно решите свою проблему.

К сожалению, иногда это не так, но обследовать бесплодную пару по стандартам, не назначая бессмысленных и бесполезных обследований, не запугивая, а просто по сути объясняя проблему и возможные пути ее решения — это должен уметь каждый акушер-гинеколог. Но сегодня не о врачах, а о бесплодии.

Итак, первое, бесплодной парой называются те пары, которые после 1 года регулярной половой жизни без контрацепции так и не получили желанную беременность.

По статистике только у 30% абсолютно здоровых супружеских пар беременность наступает через 3 месяца, у 70% — через 6-7 и у 80-90% — через год.

Второй момент, что такое регулярные половые контакты? Это регулярный вагинальный секс раз в 1-2-3 дня без приёма каких-либо средств контрацепции.

Пары, которым не следует ждать целый год, а обращаться к врачу уже через 6 месяцев неудачных попыток. Это:

  • Женщины старше 35 лет;
  • Женщины <35 лет, но у которых есть гинекологические заболевания (СПКЯ, эндометриоз, перенесённые в прошлом инфекции, такие как хламидиоз или гонорея).

Другими словами тем женщинам, у которых есть факторы риска по возникновению бесплодия, (тоже касается и мужчин/если есть варикоцеле, например).

Причины

1. Нарушения овуляции (не происходит выхода яйцеклетки из фолликула).

2. Снижение овариального резерва.

Стремительное уменьшение количества собственных фолликулов происходит после 35 лет, плюс снижается качество самих ооцитов. Здесь основной причиной может быть возраст, а также химиотерапия, лучевая терапия, генетика. Так что не тяните с беременностью.

3. Нарушение проходимости маточных труб, спаечный процесс органов малого таза (в ⏭ хламидиоза, гонореи, эндометриоза, перенесённых оперативных вмешательств. Любая операция – это всегда риск возникновения спаечного процесса).

4. Эндометриоз.

5. Лейомиома матки. Доказана взаимосвязь между наличием субмукозной миомой матки (когда узлы расположены именно в полости матки) и бесплодием. Устранение субмукозных узлов увеличивает шансы наступления беременности.

6. Аномальное строение матки (перегородка в матке, двурогая матка и пр.). Некоторые аномалии можно устранить хирургическим путём (убрать перегородку), некоторые нет.

7. Синехии, полипы полости матки. Причинно-следственная связь не доказана, но при исключении всех возможных причин (также помните о мужском факторе), иногда есть смысл в проведении гистероскопии с целью удаления полипа или маточных синехий.

8. Шеечные факторы — стеноз цервикального канала в хирургических вмешательств, травм, плюс врождённые пороки развития и иммунологические факторы цервикальной слизи. Проба Шуварского сейчас не проводится.

9. Целиакия.

Женщины с не диагностированной и нелеченой целиакией, не придерживающиеся безглютеновой диеты, в группе риска по развитию бесплодия, преждевременных выкидышей, задержке внутриутробного развития у плода, если беременность все-таки наступает. Но % таких женщин очень мал.

10. Образ жизни — курение, алкоголь, стрессы, горячие бани и сауны для мужчин, наркотики и пр.

В 10-15% случаев причина бесплодия остаётся неизвестной.

Что не является причиной бесплодия

1. Недостаточность прогестерона, недостаточность лютеиновой фазы (НЛФ).
Opinion ASRM, 2015 цитата:

“Несмотря на то, что прогестерон имеет важное значение для имплантации и раннего эмбрионального развития, дефицит прогестерона не является независимой причиной бесплодия”.

Его не назначают в качестве эмпирической терапии при бесплодии и привычном невынашивании.

2. Кисты яичников небольших размеров (3-6 см). Пока это под знаком? Чаще всего удаление таких кист не приводит к улучшению фертильности, а наоборот, ухудшает ситуацию: повреждается овариальный резерв, может развиться спаечный процесс.

3. Наследственные тромбофилии.
Они не могут быть причиной бесплодия и привычного невынашивания.
Но эти обследования сейчас тренд сезона. Каждой первой женщине они назначаются без всяких на то причин.

4. Иммунные факторы. Самые тщательные исследования не выявили взаимосвязи между наличием каких-либо антител и бесплодием. Эмпирическое назначение дексаметазона, плазмофереза и иммуноглобулинов — это проведение экспериментов на живых людях и такие вмешательства должны проводиться только с вашего письменного согласия, то есть вы согласны принимать участие в эксперименте.

Если говорить о беременности очень кратко и банально, то для того чтобы она наступила, нужна овуляция в яичниках (выход яйцеклетки из созревшего фолликула), матка, проходимость маточных труб и сперматозоид, который способен оплодотворить яйцеклетку.

Эндометрий и анатомически правильная полость матки тоже важны, но мы рассматриваем их как возможных виновников бесплодия только тогда, когда другие наиболее распространённые и значимые причины исключены.

Самым важным и я бы сказала ключевым моментом является беседа с врачом. Здесь выясняется вся история жизни (начиная с рождения, становления менструации, семейная история и пр.), все сопутствующие заболевания, факторы риска и только тогда, определяется основной путь обследования женщины, он может быть разным. Но мы поговорим о стандартах, которые применимы к большинству женщин.

Не могу не сказать пару слов о причинах бесплодия, ведь из них и вытекает основной алгоритм обследования бесплодных пар.

Основные причины женского бесплодия (ВОЗ)

  1. нарушения овуляции (~35%);
  2. нарушения проходимости маточных труб, трубные аномалии и тазовые спайки (~35%);
  3. эндометриоз (8-15%);
  4. маточные синехии, шеечные факторы, аномалии полости и пр. (~2-5%);
  5. бесплодие неустановленного генеза, когда причину так и не удаётся выяснить (10-15%).

Подробнее о пункте 1.

Причин нарушения овуляции очень много, среди них есть модифицируемые, на которые вы сами, с помощью изменения своего рациона, образа жизни и психологического настроя можете влиять и их устранять, способствуя восстановлению овуляции.

Среди модифицируемых факторов выделяют:

  • стресс. При нем повышается выработка пролактина, который блокирует овуляцию.
  • интенсивные физические нагрузки ( >5 часов в неделю слишком интенсивных тренировок могут приводить к нарушению выработки ГнРГ, ЛГ, ФСГ и прогестерона, что также блокирует овуляцию).
  • ожирение или чрезмерная потеря веса. На фоне ожирения возникает инсулинорезистентность.

На фоне ожирения возникает инсулинорезистентность. Высокий уровень инсулина приводит к повышению уровня андрогенов (мужских половых гормонов), что также в конечном итоге приводит к ановуляции.

У женщин с критически низкой массой тела овуляция не происходит другим путём: снижается выработка гормонов гипоталамусом и гипофизом. Организм на самом высшем уровне блокирует у таких женщин способность к зачатию, потому как в условиях критического дефицита питательных веществ, беременность для такого организма будет катастрофой, он и так борется за выживание. У таких женщин может наступать вторичная аменорея, т.е. менструации могут прекратиться и вообще отсутствовать.

Самые распространённые болезни, нарушающие овуляцию

  • Гиперпролактинемия;
  • Гипотиреоз/тиреотоксикоз;
  • СПКЯ.

Маркёрами выявления этих нарушений являются гормоны.

Какие гормоны целесообразно оценивать?

  1. Пролактин.

  2. ТТГ (скрининг заболеваний щитовидной железы).
  3. ФСГ, ЛГ, эстрадиол.
  4. АМГ (один из маркёров овариального резерва), актуален для женщин >35 лет или для тех, у кого есть факторы риска < овариального резерва (операции на яичниках, семейная история раннего климакса, химио/лучевая терапия).
  5. Прогестерон — маркёр овуляции. Лучше всего оценивать за 7 дней до предполагаемой менструации. Если значения гормона низкие, то это не говорит о том, что у вас есть НЛФ и нужно принимать дюфастон. Это говорит о том, что скорее всего у вас не происходит овуляции! Овуляция первична, желтое тело вторично, не будет достаточной выработки прогестерона, если не вырос доминантный фолликул и не произошла овуляция. Вот почему анализ на прогестерон во всем мире используют только как маркер овуляции.
  6. Если есть подозрения в отношении СПКЯ, дисфункции коры надпочечников и других гиперандрогенных состояний, есть смысл в исследовании.
  7. Тестостерона (у нас в стране лучше всего определять индекс свободного тестостерона).
  8. 17-ОН-прогестерона.
  9. ДГЭА-сульфата.

На этом гормональные обследования заканчиваются и если отклонений не выявлено, то переходят к следующему этапу. И помните! Как у женщин, так и мужчин могут быть проблемы с фертильностью. Бесплодная пара всегда обследуется вместе! Мужчина обязательно делает спермограмму.

Если исключены нарушения овуляции и у партнёра по результатам спермограммы не выявлено никаких отклонений, следующим этапом является исследование:

  • проходимости маточных труб;
  • оценка полости матки.

Исследование проходимости маточных труб

“Золотым” стандартом диагностики является гистеросальпингография (введение контрастного вещества в полость матки и затем рентгеновские снимки исследуемой области).

Альтернативой ГСГ может быть соногистеросальпингография (УЗИ-исследование) или диагностическая лапароскопия с хромотубацией.

Когда лучше УЗИ? Когда лапароскопия?

  • Для оценки труб все-таки лучше ГСГ (хотя многие исследования указывают на отсутствие большой разницы в информативности между УЗИ и ГСГ, но вы же понимаете, что и в первом и во втором случае все сильно зависит от специалиста, который проводит исследования). Эхо-ГСГ (УЗИ) хорошая альтернатива, если имеется аллергическая реакция на контраст или если ГСГ по каким-то причинам провести невозможно.

  • Диагностическая лапароскопия рекомендуется в том случае, если есть подозрение на эндометриоз и на наличие тазовых перитонеальных спаек, которые во время лапароскопии можно рассечь, плюс можно оценить проходимость маточных труб (ввести контраст и увидеть на экране его проникновение в брюшную полость) и параллельно провести гистероскопию, таким образом детально изучить всю анатомию и получить полную визуализацию матки, труб и ее полости.

Оценка полости матки.

Лучший метод — УЗИ с введением физ. р-ра (соногистерография позволяет лучше визуализировать синехии, полипы, перегородки и пр.).

Полость матки также неплохо можно оценивать методом ГСГ, 3D-УЗИ, МРТ или гистероскопии. Иногда методы комбинируют, например, если нашли отклонения во время ГСГ и диагноз не совсем ясен, прояснить ситуацию может помочь МРТ или 3D-УЗИ (отдифференцировать двурогую матку от внутриматочной перегородки, например).

В целом методов исследования проходимости маточных труб и полости матки несколько и какой именно из них использовать в вашем случае по большому счёту всегда зависит от вашей конкретной ситуации.

Какие исследования проводить не нужно

1. Обследование на тромбофилии (Мутации генов протромбина, фактор V Лейдена, гомоцистеин и прочие). По результатам исследований наследственные тромбофилии не влияют на способность к зачатию.

2. Иммунологические обследования (поиски и выявление различных антител-антиспермальных, антинуклеарных и прочих). Они не приводят к бесплодию.

3. Обследование на выявление антифосфолипидного синдрома (АФС может быть причиной привычного невынашивание, но не бесплодия, убедительных доказательств в этом отношении на сегодняшний день нет).

4. Поиски “скрытых” инфекций, выявление антител в крови или возбудителей в мазках (микоплазм, уреаплазм, впч, герпеса, цитомегаловируса, токсоплазмоза и прочих).

Иногда есть смысл провести обследование на инфекции, передающиеся половым путём, такие как гонорея или хламидиоз, потому как они могут быть причиной трубной окклюзии (непроходимости).

5. Посткоитальный тест (проба Шуваровского). Широко используемый ранее и сейчас нигде практически не рекомендованный. Сам метод даёт большое количество ложноположительных и ложноотрицательных результатов, не имеет никакой диагностической и прогностической ценности.

Единственным эффективным способом лечения (если можно так сказать) при наличии цервикального фактора бесплодия является внутриматочная инсеминация, которая и так проводится в случае необъяснимого бесплодия, например, вне зависимости от результатов тестирования.

6. Биопсия эндометрия. Ни для диагностики НЛФ, ни в качестве диагностики наличия овуляции.

7. Исследование кариотипа супругов в качестве первоначальной оценки.

Может быть использовано перед ЭКО, у женщин с преждевременной ранней аменореей и у мужчин в случае серьёзной олигоспермии.

Источник