Основанием для обмена считается равенство пользы обмениваемых вещей

Эпоха средневековья характеризуется господством феодального уклада хозяйственной деятельности, предполагавшей личную зависимость крестьян от землевладельцев и преимущественно натуральное ведение хозяйства. Экономические взгляды данного периода охватывают широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усиленным вниманием к проблемам товарно-денежных отношений. Немаловажным фактором, оказавшим влияние на развитие экономической мысли, особенно раннего средневековья, явился католицизм, который придал, практически, всем сферам интеллектуально-художественной деятельности религиозноэтическую форму. В лице католических богословов и церковных юристов (гак называемых канонистов) класс феодалов обрел своих идеологов.
Экономические проблемы раннего средневековья (VI-X вв.) наиболее полно отражены в источниках, относящихся к франкскому королевству. Таковой считается «Салическая Правда» (VI в.), для которой характерна сельскохозяйственная тематика. Выражая социальные чаяния крестьянства, «Салическая Правда» склонялась к идее социального равенства. В ней проводилась мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, болота, вводились серьезные шраничения на проникновение в общину чужеродных ей элементов. В го же время в «Салической Правде» нашел огражение процесс разложения общественного строя салических франков и постепенного формирования классов, характерных для феодального общества.
Одним из документов, характеризующих экономические воззрения феодалов раннего средневековья, является «Капитулярий о виллах» (закон о поместьях), изданный в конце VIII в. и распространявшийся на королевские поместья. К этому периоду франкская деревня превратилась в феодальную, и крестьянство потеряло свободу. На первый план выдвинулось феодальное имение и его проблемы, которые теперь пытался решить законодатель. В этом законе нет упоминаний об общине. Монопольным собственником земли (вотчины) является ее владелец, а население вотчины должно нести по отношению к нему установленные повинности. Ориентируясь на натуральное хозяйство, в «Капитулярии» предписывалось взимать оброки в натуральной форме, создавать запасы натурой, иметь в вотчине ремесленников разных специальностей. Хозяйство королевской вотчины было слабо связанно с рынком, и продавать предписывалось лишь излишки сельскохозяйственной продукции.
Монополия феодалов на землю получает все более четкое отображение в экономической литературе классического феодализма (XI-XV вв.). Возникли записи феодальных обычаев, в которых претензии баронов сконцентрировались в полной мере. Толкователь их, французский юрист XIII в. Ф. Бомануар, сформулировал знаменитый принцип: «Нет земли – нет сеньора». Формула Бомануара объявляла свободное земледелие крестьян вне закона и была далека от принципов, заложенных в свое время в «Салической правде».
Наиболее полно и ярко экономическую доктрину средневеко-вого католицизма выразил итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274), который в 1879 г. был объявлен католической церковью святым. Его сочинения, в частности «Сумма теологии», стали энциклопедией католицизма.
Фома Аквинский обосновал правомерность существования рабства и крепостничества, ссылаясь при этом на Аристотеля и на тексты Священного Писания. Верховным собственников всех вещей он считал бога, но, в то же время, защищал частную собственность, которая дает возможность жить человеку гак, как подобает его сословию. Натуральное хозяйство Фома Аквинский признавал похвальным явлением и основой благополучия людей.
Он выступал за самообеспечение государства, делил богатство на естественное (предметы питания, жилье, животные, земля) и искусственное (золото, серебро), которое не может служить целью деятельности человека.
В трактате «Сумма теологии» нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Центральным из них является проблема «справедливой цены». Основанием обмена считалось равенство пользы обмениваемых вещей. Выражая классовые интересы феодалов, Фома Аквинский признавал за ними право продавать товары дороже их естественной цены. Такой обмен он считал справедливым на том основании, что феодалы и представители других привилегированных сословий больше значат «для общественной жизни», чем крестьяне и ремесленники. Таким образом, цена товара у канонистов получила особое толкование.
Вместе с Аристотелем канонисты считали деньги результатом соглашения в интересах обмена. Поскольку чеканка монет стала привилегией королей и крупных феодалов, кононисты приходили к выводу, что деньги являются продуктом творчества власть имущих. Фома Аквинский допускал возможность незначительного отклонения от «номинальной ценности» денег, устанавливаемой государством, от их «внутренней ценности». Вслед за Аристотелем он утверждал, что «деньги не могут порождать деньги». Поэтому, как и «отцы церкви», он осуждал ростовщичество. Вместе с гем, в «Сумме теологии» сделана попытка обосновать благопристойность ростовщических операций, проводящихся в самых широких масштабах католической церковью.
Отношение Фомы Аквинского к торговой прибыли было таким же противоречивым. С одной стороны, он осуждал торговлю с целью получения выгоды. С другой – торговая прибыль признавалась правомерной, выступала как плата за труд торговца, предназначалась для использования в благоприятных целях и возмещала затраты купца на транспортировку товаров. Фома Аквинский обосновал справедливость взимания земельной ренты. Он доказывал, что в виде ренты земельные собственники получают часть продукта, производимого землей, в также вознаграждения за труд но управлению своим хозяйством.
Крупнейшим представителем экономической мысли арабского «средневековья», уделявшим много внимания экономическим проблемам был Ибн Хальдун (1332-1406), чья жизнь и деятельность связана с арабскими странами Магриба (Северная Африка). Ему принадлежит прогрессивная для того времени теория общественного upoipecca («социальная физика»), в основе которой лежат экономические факторы.
Выделившись из животного мира, человеческое общество, по мнению Ибн Хальдуна, проходит две стадии развития: стадию «примитивности», когда люди занимаются земледелием и скотоводством, и стадию «цивилизации», когда к предыдущим занятиям добавляется ремесло, торговля, наука и искусство. Переход к цивилизации обусловлен гем, что люди начинают производить избыточный продукт.
Для экономической теории Ибн Хальдуна очень характерна тенденция к строгому разграничению трудовых и нетрудовых доходов. Согласно его определению, если приобретения человека не выходят за пределы того, что необходимо для поддержания жизни, их можно назвать «средствами существования» для их владельца. Если же они выходят за рамки удовлетворения первейших потребностей, они становятся «богатством». Эти доходы Ибн Хальдун сознательно противопоставляет трудовому заработку. Хотя он не определяет конкретно природу этого дохода, не приходится сомневаться в том, что в данном положении у него скрывается самая ранняя форма прибыли и процента.
Для анализа отношений господства и подчинения Ибн Хальдун вводит понятие «мульк» (власть, владение) – благородная доля, охватывающая все земные блага, удовлетворение телесных страстей и духовные наслаждения. Мульк принадлежит тому, кому удается подчинить подданных.
У Ибн Хальдуна можно найти и зачатки истории денег. Он считает, что изобилие драгоценных металлов в недрах страны не является источником богатства. Этот мыслитель указывает, что земли Судана очень богаты золотом, а страна из-за этого не стала богатой. Причина благосостояния народа заключена в трудолюбивом населении.
Ибн Хальдун выдвигает определенную концепцию для объяснения того, что именно золото и серебро стали мерой стоимости всякого богатства. Он отмечает, что люди в огромном своем большинстве избирают именно драгоценные металлы в качестве «сокровищ и предметов хранения». В области экономической политики Ибн Хальдун защищал торговые интересы. Он высказывался за создание условий, обеспечивающих каждому сохранность имущества, за снижение и даже ликвидацию налогов с торговли, за установление ограничений во внешней торговле, за упразднение государственных монополий, за соблюдение политики мира в отношениях с соседними государствами.
Идеологи класса феодалов отобразили особенности натурального хозяйства, старались оправдать феодально-крепостническую эксплуатацию. Они обосновывали свои положения, опираясь, главным образом, на религиозные авторитеты, и создали, таким образом, догматические учения. Экономическая мысль крестьянства характеризовалась идеализацией патриархальных отношений в противовес феодальному строю.
Эпоха Средневековья характеризуется господством феодального уклада хозяйственной деятельности, предполагавшей личную зависимость крестьян от землевладельцев и преимущественно натуральное ведение хозяйства. Экономические взгляды данного периода охватывают широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усиленным вниманием к проблемам товарно-денежных отношений. Немаловажным фактором, оказавшим влияние на развитие экономической мысли, особенно раннего Средневековья, явился католицизм, который придал практически всем сферам интеллектуально- художественной деятельности религиозно-этическую форму. В лице католических богословов и церковных юристов (так называемых канонистов) класс феодалов обрел своих идеологов.
Экономические проблемы раннего Средневековья (VI—X вв.) наиболее полно отражены в источниках, относящихся к франкскому королевству. Таковой считается «Салическая Правда» (VI в.), для которой характерна сельскохозяйственная тематика. Выражая социальные чаяния крестьянства, «Салическая Правда» склонялась к идее социального равенства. В ней проводилась мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, болота, вводились серьезные ограничения на проникновение в общину чужеродных ей элементов. В то же время в «Салической Правде» нашел отражение процесс разложения общественного строя салических франков и постепенного формирования классов, характерных для феодального общества.
Одним из документов, характеризующих экономические воззрения феодалов раннего Средневековья, является «Капитулярий о виллах» (закон о поместьях), изданный в конце VIII в. и распространявшийся на королевские поместья. К этому периоду франкская деревня превратилась в феодальную и крестьянство потеряло свободу. На первый план выдвинулось феодальное имение и его проблемы, которые теперь пытался решить законодатель. В этом законе нет упоминаний об общине. Монопольным собственником земли (вотчины) является ее владелец, а население вотчины должно нести но отношению к нему установленные повинности. Ориентируясь на натуральное хозяйство, «Капитулярий» предписывал взимать оброки в натуральной форме, создавать запасы натурой, иметь в вотчине ремесленников разных специальностей. Хозяйство королевской вотчины было слабо связанно с рынком, и продавать предписывалось лишь излишки сельскохозяйственной продукции.
Монополия феодалов на землю получает все более четкое отображение в экономической литературе классического феодализма (XI— XV вв.). Возникли записи феодальных обычаев, в которых претензии баронов сконцентрировались в полной мере. Толкователь их, французский юрист XIII в. Ф. Бомануар, сформулировал знаменитый принцип: «Нет земли — нет сеньора». Формула Бомануара объявляла свободное земледелие крестьян вне закона и была далека от принципов, заложенных в свое время в «Салической Правде».
Наиболее полно и ярко экономическую доктрину средневекового католицизма выразил итальянский богослов Фома Аквинский (1225— 1274), который в 1879 г. был объявлен католической церковью святым. Его сочинения, в частности «Сумма теологии», стали энциклопедией католицизма.
Фома Аквинский обосновал правомерность существования рабства и крепостничества, ссылаясь при этом на Аристотеля и на тексты Священного Писания. Верховным собственников всех вещей он считал Бога, но в то же время защищал частную собственность, которая дает возможность жить человеку так, как подобает его сословию. Натуральное хозяйство Фома Аквинский признавал похвальным явлением и основой благополучия людей.
Он выступал за самообеспечение государства, делил богатство на естественное (предметы питания, жилье, животные, земля) и искусственное (золото, серебро), которое не может служить целью деятельности человека.
В трактате «Сумма теологии» нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Центральным из них является проблема «справедливой цены». Основанием обмена считалось равенство пользы обмениваемых вещей. Выражая классовые интересы феодалов, Фома Аквинский признавал за ними право продавать товары дороже их естественной цены. Такой обмен он считал справедливым на том основании, что феодалы и представители других привилегированных сословий больше значат «для общественной жизни», чем крестьяне и ремесленники. Таким образом, цена товара у канонистов получила особое толкование.
Вместе с Аристотелем канонисты считали деньги результатом соглашения в интересах обмена. Поскольку чеканка монет стала привилегией королей и крупных феодалов, канонисты приходили к выводу, что деньги являются продуктом творчества власть имущих. Фома Аквинский допускал возможность незначительного отклонения от «номинальной ценности» денег, устанавливаемой государством, от их «внутренней ценности». Вслед за Аристотелем он утверждал, что «деньги не могут порождать деньги», поэтому, как и «отцы церкви», он осуждал ростовщичество. Вместе с тем в «Сумме теологии» сделана попытка обосновать благопристойность ростовщических операций, проводящихся в самых широких масштабах католической церковью.
Отношение Фомы Аквинского к торговой прибыли было таким же противоречивым. С одной стороны, он осуждал торговлю с целью получения выгоды. С другой — торговая прибыль признавалась правомерной, выступала как плата за труд торговца, предназначалась для использования в благоприятных целях и возмещала затраты купца на транспортировку товаров. Фома Аквинский обосновал справедливость взимания земельной ренты. Он доказывал, что в виде ренты земельные собственники получают часть продукта, производимого землей, а также вознаграждение за труд по управлению своим хозяйством.
Крупнейшим представителем экономической мысли арабского Средневековья, уделявшим много внимания экономическим проблемам был Ибн Хальдун (1332—1406), чья жизнь и деятельность связана с арабскими странами Магриба (Северная Африка). Ему принадлежит прогрессивная для того времени теория общественного прогресса («социальная физика»), в основе которой лежат экономические факторы.
Выделившись из животного мира, человеческое общество, по мнению Ибн Хальдуна, проходит две стадии развития: стадию «примитивности», когда люди занимаются земледелием и скотоводством, и стадию «цивилизации», когда к предыдущим занятиям добавляется ремесло, торговля, наука и искусство. Переход к цивилизации обусловлен тем, что люди начинают производить избыточный продукт.
Для экономической теории Ибн Хальдуна очень характерна тенденция к строгому разграничению трудовых и нетрудовых доходов. Согласно его определению, если приобретения человека не выходят за пределы того, что необходимо для поддержания жизни, их можно назвать «средствами существования» для их владельца. Если же они выходят за рамки удовлетворения первейших потребностей, они становятся «богатством». Эти доходы Ибн Хальдун сознательно противопоставляет трудовому заработку. Хотя он не определяет конкретно природу этого дохода, не приходится сомневаться в том, что в данном положении у него скрывается самая ранняя форма прибыли и процента.
Для анализа отношений господства и подчинения Ибн Хальдун вводит понятие «мульк» (власть, владение) — благородная доля, охватывающая все земные блага, удовлетворение телесных страстей и духовные наслаждения. Мульк принадлежит тому, кому удается подчинить подданных.
У Ибн Хальдуна можно найти и зачатки истории денег. Он считает, что изобилие драгоценных металлов в недрах страны не является источником богатства. Этот мыслитель указывает, что земли Судана очень богаты золотом, однако из-за этого страна богатой не стала. Причина благосостояния народа заключена в трудолюбивом населении.
Ибн Хальдун выдвигает определенную концепцию для объяснения того, что именно золото и серебро стали мерой стоимости всякого богатства. Он отмечает, что люди в огромном своем большинстве избирают именно драгоценные металлы в качестве «сокровищ и предметов хранения». В области экономической политики Ибн Хальдун защищал торговые интересы. Он высказывался за создание условий, обеспечивающих каждому сохранность имущества, за снижение и даже ликвидацию налогов с торговли, установление ограничений во внешней торговле, упразднение государственных монополий, соблюдение политики мира в отношениях с соседними государствами.
Идеологи класса феодалов отобразили особенности натурального хозяйства, старались оправдать феодально-крепостническую эксплуатацию. Они обосновывали свои положения, опираясь главным образом на религиозные авторитеты, и соответственно создали таким образом догматические учения. Экономическая мысль крестьянства характеризовалась идеализацией патриархальных отношений в противовес феодальному строю.
1. Уяснить особенности трактовок первых
экономических воззрений.
2. Показать основные направления
формирования первых экономических
взглядов в Древнем Мире.
3. Раскрыть влияние раннего христианства
на формирование экономических
представлений.
4. Показать основные особенности
развития экономической мысли
Средневековья.
5. Раскрыть влияние Корана на формирование
экономических представлений.
6. Охарактеризовать становление и
развитие экономической мысли
средневековой Руси.
7. Раскрыть содержание понятия
“меркантилизм” и “протекционизм”.
8. Показать особенности меркантилизма
по странам и периодам.
9. Уяснить суть социально-экономических
идей реформации и их оцен-ку М. Вебером
в работе “Протестантская этика и дух
капитализма”.
10. Охарактеризовать развитие идей
меркантилизма в России.
11. Оценить взгляды меркантилизма с
позиций сегодняшнего дня.
Тесты
I. Установите соответствие термина
или понятия, обозначенного
буквой, и его определения,
обозначенного цифрой
а) синкретизм;
б) централистически-этатический подход;
в) этический подход;
г) теория полезных искусств;
д) экономика;
е) хрематистика;
ж) концепция ценности;
з) собственность и право;
и) “справедливая” цена;
к) ранний меркантилизм;
л) поздний меркантилизм;
м) богатство;
н) протекционизм;
о) рациональность и этика.
1) Cогласно Аристотелю,
учение о накоплении богатства;
2) исследование экономических вопросов
с позиций справедливости, нравственности;
3) исследование вопросов централизованного
государственного уп-равления;
4) согласно Аристотелю, наука о производстве
и удовлетворении не-обходимых потребностей;
5) в Древней Греции формы обучения
практической деятельностью в области
медицины, военного дела, земледелия и
управления домом;
6) политика активного торгового баланса;
7) основная экономическая проблематика
в Древнем Риме;
8) сформулированный Аристотелем подход
об основе цены и соизмеримости товаров;
9) проблема, рассмотренная М. Вебером
в работе “Протестантская этика и дух
капитализма”, где показано, что
протестантская религия разре-шила
противоречие между нравственностью,
трудом и накоплением богатства;
10) политика меркантилизма, направленная
на защиту национальных интересов, путем
поддержки национального производства
и регламентации внешнеторговых связей;
11) политика активного денежного баланса;
12) для меркантилистов – это деньги;
13) слитность, нерасчлененность,
характеризующая неразвитое состо-яние
экономической мысли в Древнем Мире;
14) концепция Ф. Аквинского, где уровень
торговой прибыли зависит от социального
статуса продавца.
II. На вопрос, обозначенный цифрой,
выберите правильный ответ, обозначенный
буквой.
1. Укажите основные черты, характеризующие
экономическую мысль Древней Греции:
а) экономические проблемы рассматриваются
в этическом контексте;
б) война рассматривается как главный
источник богатства;
в) частная собственность является
главным институтом общественной жизни;
г) в отраслевой структуре производства
основное место отводится сельскому
хозяйству;
д) рабство рассматривается как естественная
форма отношений.
2. Согласно учению Аристотеля, экономика
должна заниматься изучением:
а) удовлетворения необходимых
потребностей;
б) накопления богатства;
в) распределения доходов в обществе.
3. Каковы основные экономические идеи
Ксенофонта?
а) главным источником приумножения
богатства является война;
б) рабство есть естественная форма
эксплуатации;
в) разделение труда есть основное
средство роста производительности
труда;
г) основной отраслью народного хозяйства
является торговля.
д) главным условием экономического
процветания является мир, а не война;
4. Каковы основные экономические идеи
Платона?
а) связь экономики и морали заключается
в том, что моральным считается все
то, что приносит человеку наслаждение;
б) натурально-хозяйственная концепция
государственного устройства;
в) тесная связь экономики и морали,
аскетизм;
д) формирование уровня цен;
г) торгово-промышленная концепция
хозяйственного устройства.
5. Какие из перечисленных черт,
характеризуют экономическую мысль
Древнего Рима?
а) экономика рассматривается через
призму правовых отношений;
б) отрицается необходимость правового
управления в обществе и утверждается,
что общество должно быть построено на
естественных законах, естественном
равноправии;
в) экономическая мысль не дифференцирована
от других общественных этических и
правовых учений.
6. Каковы основные черты, характеризующие
экономическую мысль Древнего Востока?
а) негативное отношение в богатству;
б) централистически-этатическая
направленность;
в) сельское хозяйство рассматривается
в качестве основного занятия людей в
обществе;
г) хозяйственные проблемы рассматривались
через призму аскетизма.
7. В чем выразилось влияние раннего
христианства на формирование экономических
представлений?
а) в формировании представлений об
идеальном хозяйственном устройстве
как замкнутом и натуральном хозяйстве,
являющемся по преимуществу аграрным;
б) трудовая деятельность в положительном
смысле рассматривается как средство
искупления грехов, как страдание, а труд
как средство создания богатства,
осуждается;
в) в неприятии богатства и проповеди
равенства в бедности;
г) в оправдании рабства как естественной
нормы жизни.
8. В чем выразилось влияние ислама
на формирование экономических
представлений в период Средневековья?
а) цена должна отражать интересы
справедливости;
б) уровень цен ставится в зависимость
от функционального назначения продукта
и количества населения;
в) строгая регламентация хозяйственной
деятельности: уплата и рас-пределение
налогов, ведение торговли в строгом
соответствии мерам и весам и т. п.;
г) оправдание неравенства в обществе,
установленного Аллахом.
9. По мысли Т. Мена, для того чтобы в
стране было положительное торговое
сальдо, необходимо следующее:
а) ввести строгие запреты на вывоз денег
и ввоз иностранных товаров;
б) не вводить строгих запретов, но и
не покупать иностранных това-ров;
в) отменить все запреты и позволить
рынку стихийно регулировать экономику.
10. Что является политической реализацией
меркантилизма?
а) умение торговать;
б) достижение практической пользы для
государства, связанной с регламентацией
внешней торговли;
в) политика протекционизма;
г) политика, направленная на превышение
импорта над экспортом.
11. В чем различие между ранним и поздним
меркантилизмом?
а) ранний меркантилизм проповедовал
политику протекционизма, а поздний
меркантилизм считал эту политику
безнравственной;
б) в регулировании экономики ранние
меркантилисты считали приоритетным
регулирование денежных потоков, а
поздние – товарных;
в) ранний меркантилизм считал, что
наибольшую пользу государству приносит
накопление серебра, а поздний – золота.
12. В чем состоит современное значение
меркантилизма?
а) меркантилизм доказал, что накопление
золота и серебра является целью каждого
хозяйственного субъекта;
б) политика меркантилизма способствовала
первоначальному накоплению капитала;
в) меркантилизм может быть применим как
краткосрочная политика по защите
национальных интересов;
г) меркантилизм порывает с религиозными
догмами о справедливости и неприятии
богатства.
13. Каковы основные черты социальных
утопий позднего Средневековья?
а) труд и частная собственность
определяется как главная причина всех
несчастий;
б) общественная собственность на
средства производства представляется
необходимым условием для создания
идеального государства;
в) частная собственность рассматривается
как основа развития каж-дого человека;
г) утверждается отрицательное отношение
к богатству и материально-му неравенству.
14. В чем заключается
влияние протестантства на формирование
эко-номических взглядов?
а) протестантство совмещает несовместимые
в ранних экономических взглядах экономику
и хрематистику;
б) протестантство сакрализовало
повседневный труд и стало рассматривать
прибыль как божественное поощрение
труда;
в) протестантство призывало к торговле
при строгом соблюдении мер и весов и
умеренной прибыли.
15. В чем состоят особенности меркантилизма
в России?
а) в отличном от европейского понимании
богатства;
б) в решении проблемы справедливости;
в) в формах осуществления протекционистской
политики;
г) в понимании источников богатства.
III.Определите, кто
лишний в предложенном перечне имен,
где трое из четырех должны быть объединены
одной школой или одним направлением в
истории экономической мысли
1. а) Аристотель; б) Ксенофонт; в) Колумелла;
г) Платон.
2. а) Конфуций; б) Гракхи; в) Сюнь-цзы; г)
Дао-цзы.
3. а) Колумелла; б) Варрон; в) Платон; г)
Катон Старший.
4. а) Кампанелла; б) Мор; в) Боден; г)
Аристотель.
5. а) А. Никитин; б) И. Посошков; в) И.
Пересветов; г) А. Курбский.
6. а) Т. Мен; б) А. Серра; в) А. Монкретьен;
г) Т. Мор.
7. а) Т. Мен; б) Б. Даванзатти; в) У. Стаффорт;
г) Дж. Скаруффи.
IV. Установите соответствие между
авторами (источниками) и идеями, теориями,
концепциями
А) 1. Ф. Аквинский. 2. Аристотель. 3. Ибн
Хальдун:
а) все, что продается на рынках – это
необходимое (пшеница, бобы, лук) и
лишенное необходимости, но приносящее
пользу (приправы, фрукты, посуда, красивая
одежда). Если город растет, то цена на
необходимое снижается, а цена на
полезное растет; если город уменьшается,
то наобо-рот;
б) основанием для обмена считается
равенство пользы обмениваемых вещей,
однако право продавать выше “естественной”
цены связано с сословной принадлежностью
продавца, потому уровень “справедливой”
цены зависит от социального положения
участников сделки;
в) вещь может быть полезна двояким
образом: для удовлетворения потребностей
и для обмена, а единой мерой товаров
является потребность.
Б) 1. Ж. Кальвин. 2. Библия. 3. М. Вебер:
а) нравственно-этические принципы
мирского аскетизма: верующий освобожден
от необходимости совершать добрые
дела специально во спасение своей души,
поскольку сакрализован (освящен)
повседневный труд. Именно труд является
формой служения богу. Успехи в труде
считаются Божьим признанием добродетели
верующего и избранности;
б) экономическая рациональность нашла
свое последовательное выра-жение в
обществе с рациональной религией,
рациональным правом и уп-равлением,
рациональным денежным обращением,
обеспечивающим воз-можность максимально
рационального поведения в хозяйственной
сфере;
в) богатство является большим препятствием
к спасению души: чтобы быть совершенным
надо продать свое имущество, раздать
все нищим и тогда получишь сокровища
на небе.
В) 1. Т. Кампанелла. 2. Т. Мор. 3. Платон:
а) “…Как только прибыл туда, одержав
победу, Утоп – имя этого победителя
носит остров, называвшийся прежде
Абракса, – он привел скопище грубого
и дикого народа к такому образу жизни
и такой просвещенности, что ныне они
превосходят в этом почти всех …”;
б) “Верховный правитель у них –
священник, именующийся на их языке
“Солнце”, на нашем же мы называли
бы его Метафизиком. Он является главою
всех и в светском и в духовном, по всем
вопросам и спорам он выносит окончательное
решение. При нем состоят три соправителя:
Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь,
Мудрость и Любовь”;
в) В идеальном государстве, первом по
достоинству, существует три сословия:
1) философы, управляющие обществом, 2)
стражи (воины), 3) земледельцы,
ремесленники и торговцы . Рабы не
относятся ни к одному из сословий.
Г) 1. Конфуций. 2. Дао-цзы. 3. Мэн-цзы. 4.
Сюнь-цзы:
а) Для идеального общественного устройства
необходима программа морального
совершенствования, в которой регламентация
патриархальных отношений послужит
укреплению государства. Государство –
это большая семья. Правитель – отец
народов. Человек, воспитанный на
уважении к старшим, никогда не будет
выступать против начальства.
б) Небо разделило общество на управляющих
и управляемых и предписало простым
людям кормить господствующее сословие.
Земля должна быть поделена на 9 частей,
девятый участок обрабатывается
крестьянами совместно и идет на содержание
управителей.
в) Человек по природе своей зол и только
труд порождает в нем добродетель.
Поскольку небо создает людей разными
по своей профессии, то существуют разные
формы привлечения людей к труду: для
господст-вующих сословий таким средством
является ритуал и музыка, для простолюдинов
– законы.
г) Не следует управлять страной с помощью
знания, так как все достижения цивилизации
ведут лишь к большему угнетению народа,
а не к его освобождению. Надо отменить
все запретительные законы и вернуться
к естественному состоянию общества.
Д) 1. Н. Ордин-Нащокин. 2. Ю. Крижанич. 3. И.
Посошков. 4. М. Ломоносов:
а) “Книга о скудности и богатстве”;
б) “Трактат о политике народонаселения”;
в) “Новоторговый устав и Таможенный
устав”;
г) “Политические думы”.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #