Олькерс ю история и польза метода проектов

Олькерс ю история и польза метода проектов thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2018;
проверки требуют 17 правок.

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 1980-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  1. Рефлексивные умения.
  2. Поисковые (исследовательские) умения.
  3. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  4. Управленческие умения и навыки.
  5. Коммуникативные умения.
  6. Презентационные умения.

Вот как можно начать перечень методов работы для создания проекта:

  1. Анализ информации из дополнительной литературы (энциклопедий, интернета).
  2. Синтез.

И так далее.

Литература[править | править код]

  • Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
  • Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
  • Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1929.
  • Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  • Kilpatric W.H. The Project Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/- P.319-334.

Ссылки[править | править код]

  • Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
  • Сайт программы «Обучение для будущего»
  • Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  • Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика — статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.
  • Л. В. Насонкина. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков  — статья на сайте Ярославского педагогического вестника.
  • Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
  • Полат Е. С. Метод проектов Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
  • Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя / Статья на сайте Московского института открытого образования.

Источник

Издания Центра проблем развития
образования
Белорусского государственного университета
www.charko.narod.ru

Олькерс ю история и польза метода проектов

УДК 378.4

ББК 74.58

Метод проектов

Научно-методический
сборник

Серия «Современные технологии университетского
образования»;
выпуск 2 .

Белорусский
государственный университет. Центр проблем развития образования.
Республиканский институт высшей школы БГУ.

Мн.:
РИВШ БГУ, 2003. 240 с.

Рецензенты:

Буйко Татьяна
Николаевна
, доктор
философских наук, зав. кафедрой философии и истории Белорусской
государственной академии физической культуры.

Кашлев Сергей Сергеевич, кандидат педагогических наук,
доцент; декан факультета повышения квалификации
специалистов образования ИПКиПК БГПУ.

Общая редакция
сборника: М.А. Гусаковский.

Редакционная коллегия: Ю.Э.
Краснов (автор-составитель), И.Е. Осипчик, М.Г. Богова, Т.И. Краснова, Е.Ф.
Карпиевич, Д.И. Губаревич.

ISBN 985-6684-55-2

Данный
научно-методический сборник Центра проблем развития образования БГУ посвящен
методу проектов, который не являлся до недавних пор предметом пристального
внимания вузовских педагогов. Он включает в себя материалы и рекомендации по
организации и применению метода проектов в учебном процессе современного вуза.
Особое внимание составители сборника уделили вопросам развития и
совершенствования метода в современных условиях и в частности подходу Дж.
Равена, рассматривающего метод проектов как средство формирования
«компетентностей высшего уровня».

Сборник адресован
методистам, преподавателям университетов и вузов, работникам системы повышения
квалификации, магистрантам педагогического профиля.

Предисловие (с. 5)

Раздел
1.
Из
истории и теории метода проектов

Олькерс Ю. 
История и польза метода проектов (реферат) (с. 16)

Полат Е.С. 
Метод проектов (с. 39)

Гузеев В.В.  Проектное обучение как одна из интегральных
технологий (с. 48)

Раздел
2.

Технология обучения: организация и  

опыт применения метода проектов
в университетском образовании

Жак Д.  Организация и контроль работы с проектами
(реферат) (с. 64 )

Мейерс С., Джонс Т.  Кооперативные студенческие проекты (реферат)
(с.
83)

Богова М.Г., Гридюшко С.Е.  Ключевые этапы работы над проектами в формате
теории разных стилей мышления на уроках иностранного языка (с. 99)

Лутковский В.М. Использование метода
проектов при изучении дисциплин специализации (с. 117)

Братенникова А.Н., Василевская Е.И.  К вопросу об эффективности использования метода
проектов при обучении химии в высшей и средней школе (с. 125)

Братенникова А.Н., Василевская Е.И.  Метод проектов в контексте преемственности
формирования ключевых компетенций (на примере обучения химии в средней и высшей
школе) (с. 132)

Раздел
3.
Возможности
метода проектов в современном образовании

Стивенсон Дж. Исходные данные и
результаты: опыт самостоятельного обучения в Политехническом институте
северо-западного Лондона (реферат) (с. 146)

Равен Дж. Выходя за рамки стандарта
«3RS» (чтение, письмо, арифметика): достижение и оценивание более широких целей
в сфере образования (реферат) (с. 173. )

              
Приложение 1.

Краснов Ю.Э. Современные дискуссии по
проблеме «Метод проектов» (реферативный обзор источников, включая рассмотрение
концепции Дж. Равена о развитии компетентностей высшего уровня
посредством проектного обучения) (с. 197)

              
Приложение 2.

Лутковский В.М.  Опыт зарубежных университетов в использовании
метода проектов (реферат) (с. 222)

Список литературы по методу проектов и проектному
обучению
(с. 225) 

Сведения об авторах и
переводчиках статей сборника
(с. 236)

Ознакомиться с  текстом
сборника можно ЗДЕСЬ (текст в формате PDF)


ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА

ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Назад

Источник

  • Г. А. Пашаева

    Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Аннотация

Статья посвящена истории появления и развития проектных технологий, широко используемых и в литературоведении. Обосновывается необходимость применения метода проектов как инновационной методики в современной школе и вузе. Уделено внимание философии проектных технологий, в связи с чем упоминаются основатели проектного метода У. Килпатрик, Д. Дьюи, их последователи в СССР 20-30-х годов ХХ века. Сделана попытка анализа общих моментов и различий в использовании традиционных методов преподавания и метода проектов, приведены доказательства методической новизны последнего. Автор статьи считает, что главное преимущество этого метода заключается в том, что он предоставляет каждому ученику и студенту возможности самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач. Поэтому метод проектов позволяет учащемуся эффективно включаться в образовательный и исследовательский процесс, осознать, где и как он может применить полученные знания, обосновать своё решение.

Литература

1 1.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии – М.: Высшая школа, 1996. – 368 с.
2 2.Полат Е.С. Метод проектов
/ https://www.ioso.ru/distant/project/methproject/metod pro.htm
3 3.Якушев А. В. Американский прагматизм. Новаторство
философии Джона Дьюи // Философия (конспект
лекций). – М.: Приор-издат, 2004. – 224 с.
4 4.История педагогики и образования. От зарождения
воспитания в первобытном обществе до конца XX в./ Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Педагогика, 2001. – 441 с.
5 5.Дьюи Д. Введение в философию воспитания. – М.: Наука, 1998. – С.4.
6 6.Блонский П.П. Педология. – М., 1934. – С.189; С. 240-241.
7 7.Олькерс Ю. История и польза метода проектов // Метод проектов в университетском образовании: сб.науч.- метод. статей. – Вып. 6. – С.118 – 293.
8 8.Kilpatrick W.H. Introductionary Statement: Difinition of Terms // Theachers College Record XXII. -№ 4. Sept. 1921. – S. 283-288.
9 9.Щукин А.Н. Лингводидактический словарь. – М.: Энциклопедия, 2007.- С.132.
10 10.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения
в школе. – М., 1977. – 374 с.
11 11.Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории – М.,1982. – 210 с.
12 12.Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Рос.пед.агенство, 1996. – 268 с.

1 1.Guzeev V.V. Obrazovatelnaja tehnologija: ot prijema do filosofii – М.: Vysshaja shkola, 1996. – 368 s.
2 2.Polat Е.S. Metod proektov / https://www.ioso.ru/distant/project/methproject/metod pro.htm
3 3.Jakushev А.V. Аmericanskij pragmatizm. Novatorstvo filosofii Djona Djui // Filosofija (konspekt lekzij). – М.: Prior-izdat, 2004. – 224 s.
4 4.Istorija pedagogiki obrazovanija. Ot zarojdenija vospitanija v pervobytnom obshestve do konza XX v./ pod red. А. Pisku¬nova. – М.: Pedagogika, 2001. – 441 s.
5 5.Djui D. Vvedenije v filosofiju vospitanija. – М.: Nauka, 1998. – S.4.
6 6.Blonskij P.P. Pedologija. – М., 1934. – S.189; S. 240-241.
7 7.Olkers Ju. Istorija I polza metoda proektov // Metod proektov v universitetskom obrazovanii: sb.nauch.-metod. statej. – Vyp. 6. – S.118 – 293.
8 8.Kilpatrick W.H. Introductionary Statement: Difinition of Terms // Theachers College Record XXII. № 4. Sept. 1921. – S. 283-288.
9 9.Chukin А.N. Lingvodidakticheskij slovar. – М.: Enziclopedija, 2007.- S.132.
10 10.Mahmutov М.I. Organizacija poblemnogo obuchenija v shkole. – М., 1977. – 374 s.
11 11.Lerner I.Ja. Razvirie myshlenija uchashihsja v prozesse obuchenija istorii – М.,1982. – 210 s.
12 12.Pidkasistyj P.I. Tehnologija igry v obuchenii I razvitii. – М.: Ros.ped.agentstvo, 1996. – 268 s.

Как цитировать

ПАШАЕВА, Г. А..
Исторические корни проектной методики и становление понятия «метода проектов» в педагогике.
Евразийский журнал филологии: Наука и Образование, [S.l.], v. 153, n. 1, feb. 2016.
ISSN 2618-0782.
Доступно на: <https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1805>. Дата доступа: 24 may 2020

Форматы библиографических ссылок

Ключевые слова

инновационная педагогическая технология; метод проектов; способность к самообучению; школа как воспитывающая и обучающая среда; приобретение собственных знаний.

Источник

В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий.

Согласно ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «общий объем обязательной части Программы… включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности (игровой, социально-коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной);

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

В разъясняющем письме Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения» предлагается строить воспитательно-образовательный процесс на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции и пр. Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольной организации.

«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» (Н.Е. Веракса).

Формирование проектной деятельности необходимо воспитанникам для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственная образовательная деятельность.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952).

Основные концептуальные положения его теории таковы:

  • истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

  • ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

  • усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;

  • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения, согласно теории Д. Дьюи, являются:

  • проблематизация учебного материала;

  • познавательная активность ребенка;

  • связь обучения с жизненным опытом ребенка;

  • организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил, по существу, преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путем делания», которое обогащает личный опыт ребенка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.

Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика.

Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по методу проектов. Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 1920-е годы (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, A.C. Макаренко и др.). В 1920 – 30-е годы вышло довольно много публикаций, посвященных внедрению метода проектов: Е. Г. Кагаров «Метод проектов в трудовой школе» (1926), «На путях к методу проектов» (1930). В них подробно освещаются вопросы организации образовательного процесса, проблемы и пути их решения.

Е. Г. Кагаров отмечал, что в американской литературе термин «метод проектов» употребляют в различных, даже противоречивых значениях. Наиболее широкое определение такого понятия имеет следующий вид: «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца («wholeheartedly!») и с определенной целью». Значение проектного метода, по его мнению, состоит в том, что благодаря ему решаются две основные задачи школьного обучения: внушить детям любовь к знанию и дать возможность удовлетворить ее любознательностью.

Таким образом, он приходит к следующим выводам: «Под проектом мы должны понимать разрешение действенных общественно-полезных задач, направленных к укреплению и расширению колхозного строительства, участию в выполнении пятилетнего плана, преобразованию и улучшению хозяйственной жизни фабрики, завода, колхоза, совхоза. В этом и заключается основное отличие советского метода проектов от американского».

«Сущность и ценность метода проектов в том, что он ставит задачею школы подыскание для детей дела, могущего привлечь их интерес и внимание, дела, которое вполне соответствует их силам, в процессе работы дает полезные знания и навыки и, кроме того, в самом себе таит зародыши нового задания и импульс к его выполнению».

Согласно классификации профессора Коллингса, проекты могут быть экскурсионные, трудовые (производственные), игральные и проекты рассказывания.

В статье «О сущности метода проектов» Новоспелов, основываясь на американском опыте, предложил выделять исследовательские («Какой севооборот наиболее пригоден для нашей местности»), производственные («Сделать курятник»), развлекательные (игры, драматизация), проекты общественной работы (организация очистки семян).

Данные виды проектов впоследствии были пересмотрены в соответствии с задачами трудовой школы. В основу классификации на этот раз было положено участие детей в общественной работе и производительном труде. Предлагались проекты общественно-политические (пропаганда партийных и правительственных решений), хозяйственно-производственные (участие в посевных компаниях), культурно-бытовые (организация дошкольных учреждений, работа в клубе, избе-читальне).

Большое внимание уделялось планированию работы. Для этого составлялись специальные вспомогательные таблицы (табл. 1).

Таблица 1 Примерная форма планирования проектов

Практические дела

Что надо сделать

Как будем проводить работу

Как будем делать

Потребное время

Знания

Какие необходимы знания

Ответственные за знания

Необходимое время

Методы приобретения знаний

Навыки

Какие должны быть приобретены навыки

Необходимые пособия и оборудование

Формы учёта и отчётности

Примечание

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что превалирование метода проектов в школе в 1920-е годы действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Среди причин этого явления выделяют:

  • отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

  • слабую разработанность методики проектной работы;

  • гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения.

В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 1980-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. В зарубежной педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 1980-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъектности ребенка в образовательном процессе, ориентация на его личные интересы и особенности, нацеленность образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие воспитанников.

В начале XXI века метод проектов начал применяться в дошкольных образовательных организациях.

Источник