Один из видов работ крестьян в пользу феодала

Один из видов работ крестьян в пользу феодала thumbnail

Картина «Косцы (Страдная пора)». Художник Г. Г. Мясоедов. 1887 г.

В Московском государстве (напомню, что речь идет о XIV-XVI вв.) основной массой населения вообще и зависимого населения в частности были крестьяне.

Зависимость выражалась в экономическом принуждении крестьянина к труду на феодала (князя, боярина, дворянина, церкви), который захватил основное в те времена средство производство — землю.

Правовой статус крестьян

Крестьяне делились на две категории: черносошных (или чернотяглых) и владельческих. Отличия были не только в названии, но и в правовом статусе.

Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных какому-либо феодалу. Эта категория земель принадлежала непосредственно князю. Иными словами, чернотяглые крестьяне жили во владениях великих и удельных князей.

Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам.

На протяжении всего XV века шел процесс прикрепления к земле чернотяглых крестьян и усиленное закрепощение владельческих.

Черносошные крестьяне прикреплялись к земле через заключение договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей.

Закрепощение владельческих крестьян осуществлялось через прикрепление их к определенной вотчине или поместью, постепенное ограничение возможности выбора господина и перехода от одного хозяина к другому.

Читайте также:«Хроники крепостного права: от установления до отмены».

Особенно на окончательном закрепощении крестьян настаивали мелкие феодалы.

Крестьяне, имея возможность переходить от одного владельца к другому, старались найти место, где жить было бы полегче. Такими местами обычно оказывались крупные вотчины. Соответственно мелкие феодалы страдали от оттока крестьян со своих земель.

Организованное закрепощение началось с того, что князья особыми грамотами закрепляли за определенными владельцами определенные группы крестьян.

Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Старожильцы пользовались уважением и почетом, осуществляли суд по мелким делам.

В спокойные и тихие времена уходить с насиженного место у них не было повода.

Противоположность старожильцам — новопорядчики (новоприходцы). Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Поскольку феодалы нуждались в притоке рабочей силы, таких крестьян они охотно принимали в свои вотчины и поместья.

Новопорядчики были освобождены от государственного тягла, а иногда даже от феодальных повинностей. Новоприходцы иногда получали от помещика подмогу или ссуду. Перейти к другому феодалу они могли только расплатившись с прежним. После многолетнего проживания на одном месте новопорядчик становился старожильцем.

Еще была группа крестьян, которых называли серебряниками. Это были люди, которые взяли у феодала ссуду деньгами — «серебром». Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Поскольку серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина, то выход к другому владельцу был практически невозможен. Если только новый владелец, переманивший крестьянина, не уплатит за него серебро и тем самым «откажет» у предыдущего господина.

Другой группой крестьян были половники. Это были бедняки, которые не имели своей земли и поэтому пахали на своих лошадях господскую землю, отдавая взамен половину урожая (отсюда и название).

Виды крестьянских повинностей

Можно выделить два традиционных вида повинностей — уплата оброка и отработка на барщине.

Оброк — это плата за пользование землей. Могла носить как денежный характер, так и натуральный. В разных землях оброк был разный. Он мог состоять либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы).

Барщина — это личная работа крестьянина в хозяйстве вотчинника или помещика. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо его заменой. В основном барщина имела место на плодородных землях.

Митрополит Киприан в грамоте Константиновскому монастырю 1391 г. писал, что крестьяне, отбывая барщину,

«…церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли».

Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином «боярское дело».

Жизнь крестьян была тяжелой, но самое трудное их ждало впереди.

———————————-

Понравилась статья?

  • Ставьте лайк и подпишитесь на канал «Российская юридическая история», чтобы не пропустить новые материалы.
  • Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.

Источник

Барщина и оброк – это разновидности феодальной зависимости крестьян от землевладельцев, которые появились на Руси в эпоху формирования крепостной зависимости. Они были установлены между владельцами земель и людьми, которые проживали на этих землях. Те крестьяне, которые не могли себе позволить выкупить землю (потом они и вовсе потеряли это право), были вынуждены всю жизнь арендовать её у помещиков. Плата взималась деньгами, продуктами труда, либо трудовой повинностью.

Что такое барщина

Что означает понятие «барщина»? Барщиной называется принудительный труд крестьян в хозяйстве землевладельца. Она могла исчисляться как продолжительностью времени, так и объёмом работы. Барщина существовала на Руси ещё в эпоху «Русской Правды» (XI век) и практиковалась в некоторых регионах России вплоть до конца 1880-х годов. Определение «барщина» в западных регионах страны звучало как «панщина» (от слова «пан», а не «барин»).

Эта повинность крестьянина в пользу феодала получила широкое распространение в XVI веке, когда везде стало затруднительным брать оброк деньгами или продуктами. Основная часть крестьян жила очень бедно, и с них попросту нечего было взять. Поэтому была введена трудовая повинность: за пользование землёй крестьянин должен был бесплатно работать в хозяйстве помещика своим инвентарём.

Землевладелец сам определял, какие обязанности должны
были выполнять его крестьяне на барщине: обрабатывать землю, заготавливать
сено, работать на ремонтных и строительных работах и т.д. Барщина была также
распространена среди монастырских крестьян (люди отрабатывали свою повинность на
землях, принадлежащих монастырям).

Часто использовалась комбинированная феодальная
зависимость: часть арендной платы крестьяне вносили оброком, а часть –
отрабатывали барщиной.

Указ о трехдневной барщине

В 1797 году император Павел I своим указом от 5 апреля ограничил барщину тремя днями в неделю, а также запретил привлекать крестьян к работам в хозяйстве помещика по воскресеньям и праздничным дням. Эти ограничения соблюдались повсюду в России и в последующем.

Отмена барщины

Барщина и оброк просуществовали очень долго, несмотря
на то, что они были явными пережитками феодализма.
Эти повинности сохранялись даже после ликвидации крепостного права. Причинами
тому было экономическое состояние страны, которое не могло подстроиться под
новую систему отношений, а также грабительская сущность реформы: объявленные
свободными крестьяне ещё должны были откупиться от помещиков, и мало у кого были
средства на это. Они на протяжении десятилетий продолжали называться
«временнообязанными».

Крестьяне – определение

Крестьяне – это сельское население, занятое в
сельскохозяйственном производстве. Первоначально это были свободные
земледельцы. В раннем Средневековье они попали в экономическую и политическую
зависимость от феодалов. Именно крестьяне являются основой всего русского
народа.

По самой распространённой версии, слово «крестьянин» произошло
от слова «христианин» в старорусском произношении. Главное отличие крестьянина
от фермера состоит в том, что он живёт, главным образом, натуральным хозяйством
и бо́льшую часть сельхозпродукции выращивает не на продажу, а потребляет в
своей семье и отдаёт феодалу.

Что такое оброк

Оброк – одна из форм феодальной ренты, платёж феодалу в денежной либо в натуральной форме. Он взимался помещиками с крестьян, как арендная плата за пользование землёй.

При оброчной системе повинностей крестьяне имели
возможность сами распоряжаться своим временем. В этом смысле они были более
свободными, чем те, кто отрабатывал свою повинность барщиной. Они были меньше
привязаны к земле, поэтому могли заработать и «на вольных хлебах» – различными
промыслами, извозом и прочими видами деятельности, не обязательно связанными с
сельским хозяйством. Основная часть государственных крестьян несли оброчную
форму повинности.

Оброк просуществовал в натуральной форме до 1861 года,
а в денежной форме – до 1863 года.

Натуральный оброк

В понятие
«оброк» включалась любая дань, которую феодал взимал с крестьян: деньгами,
продуктами сельского хозяйства, ремесленными изделиями и даже людьми
(холопами).

Поскольку крестьяне жили натуральным хозяйством и
деньги у них водились редко, натуральный оброк, выплачиваемый сельхозпродуктами
(прежде всего, зерном) был более распространённым, чем денежный.

Платить
оброк крестьяне перестали уже вскоре после манифеста от 18
февраля 1861 года, зато с них начали взимать выкупные платежи. А вот барщина в
истории нашей страны задержалась дольше: в целом ряде регионов её практиковали
вплоть до 1888 года, когда обязательные отношения крестьян к помещикам были
прекращены законодательством. Термин
«барщина» при этом мог уже не употребляться, но сущность отношений
землевладельцев с крестьянами оставалась той же.

Проверьте свои знания

Когда барщина получила широкое распространение?

в 16 веке

в 17 веке

в 18 веке

в 14 веке

Кто ввел указ о трехдневной барщине?

Петр I

Павел I

Николай II

Александр I

В какой день было запрещено работать на помещика ?

Субботу

Четверг

Воскресение

Пятницу

До какого года сохранялся натуральный оброк?

до 1841 года

до 1861 года

до 1851 года

до 1871 года

До какого года крестьяне платили барщину в России ?

до 1888 года

до 1898 года

до 1878 года

до 1889 года

Что такое барщина и оброк

Добавьте Ваш комментарий

2 345 просмотров

Источник

В период средневековья на территории Западной Европы сформировалась социально-экономическая система взаимоотношений, названная феодализмом. Наша статья рассказывает о связи основных сословий того времени: феодалов и зависимых крестьян.

Один из видов работ крестьян в пользу феодала

Феодализм и феодалы

Феодализм начал зарождаться в западноевропейских странах еще в 5 веке и окончательно укрепился во времена Классического Средневековья (11-14 век). Его характерными чертами были:

  • дробление страны на отдельные владения, власть на территории которых принадлежала непосредственным хозяевам;
  • параллельное развитие духовной и светской жизни;
  • формирование частного права;
  • сосредоточение ремесленничества и торговли в городах;
  • наличие вассального подчинения и зависимых крестьян.

При названной системе крупные землевладельцы (сеньоры) в обмен на службу жаловали нижестоящим сословиям, принесшим им присягу (вассалы), земельные наделы вместе с проживающими там крестьянами (феоды). Землевладельцы назывались феодалами.

Феодалы обеспечивали защиту своих земель и населения, имели право:

  • судить и облагать налогами жителей владения;
  • заключать соглашения и вести военные действия против других землевладельцев, кроме сеньора (это ограничение часто не соблюдалось).

Порядок подчинения вассалов был ступенчатым. Феодал признавал власть только непосредственного сеньора и мог не выполнять приказы тех высших аристократов (даже монарха), вассалом которых не являлся.

Феодальная лестница

Рис. 1. Феодальная лестница.

Зависимые крестьяне

Территория средневекового государства была полностью во владении феодалов разного уровня, поэтому крестьяне получали наделы только в пользование, обязуясь обрабатывать свою и хозяйскую землю. В разных странах или регионах название и степень зависимости крестьян могли отличаться.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Зависимых крестьян принято делить на:

  • прикрепленных лично к феодалу: не имели земли, свободы, права самовольно покидать владения хозяина;
  • прикрепленных к земле: феодал мог распоряжаться этими людьми только пока владел феодом; если земля переходила к другому хозяину, то и крестьяне тоже.

Сложное положение землепользователей (тяжелый труд, неурожаи, налог государству, церковная десятина) усиливалось дополнительными нагрузками (повинностями) перед феодалом, основные из которых:

  • Барщина – обязательное выполнение различных работ (не только на поле) в пользу феодала;
  • Оброк – выплаты феодалу: денежные или натуральные (продукты, изделия).

Барщина

Рис. 2. Барщина.

Способом защиты от произвола господ для крестьян было объединение в общины, которые упорядочивали хозяйственную деятельность, оказывали взаимопомощь, поддерживали порядок, содержали церковь, устраивали праздники.

Феодализм в России

Мнения историков о существовании феодализма за пределами Западной Европы различаются. Большинство склоняется к тому, что в классическом виде эта система отношений больше нигде не была представлена. Правильнее считать распространение феодализма в других государствах частичным, имеющим особенные для каждой страны черты.

В России феодальные устои проявились в виде взаимоотношений дворянства и крестьян. Начиная с 15 века происходило постепенное закрепощение вторых (разорение непомерными налогами; издание указов, ограничивающих права крестьян).

Так в 1497 году Судебником (сборник законов) устанавливалось ограничение на переход крестьян к другому хозяину. Это можно было сделать в течение недели до и после 26 ноября (Юрьев день), заплатив «пожилое». Денежный сбор крестьян при уходе от феодала составлял в среднем 1 рубль с одного двора. С 1550 года выплаты увеличились, а позже периодически запрещался переход крестьян даже в указанный период.

Крепостничество в России устанавливалось постепенно. Главную роль в закрепощении сыграло Соборное уложение (законы 1649 года), которое закрепило за помещиками вечное право на поиск беглых (до этого срок возврата был 10 лет) и наследственное владение крестьянами, потомки которых становились зависимыми уже с рождения.

Один из видов работ крестьян в пользу феодала

Рис. 3. Крепостные крестьяне.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему из курса истории (6 класс), мы узнали об отличительных чертах феодализма, сформировавшегося в Западной Европе к концу 11 века и частично затронувшего другие страны; выявили специфику отношений землевладельцев (феодалов) и землепользователей (крестьян).

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 1223.

Источник

Феодал — землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода).

В различных государствах того периода времени имели различные названия. В Испании — идальго (исп. hidalgo от hijo de algo — буквально «сын кого-то»); в Португалии — фидалгу (порт. fidalgo от filho + de + algo)[1].

Феодалы в Западной Европе[править | править код]

В Западной Европе в Средние века феодалы были выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (рыцарь) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (барона). Во главе феодальной лестницы стоял король, но его власть обычно была значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы). Крестьяне трудились на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им барщиной или оброком. Крестьяне выращивали и убирали урожай с господских полей, ухаживали за домашними животными и птицей своего господина. Кроме того, они строили и ремонтировали замки, мосты, дороги, чистили пруды и каналы, ловили рыбу и собирали в лесу грибы и ягоды. Крестьяне обязаны были отдавать феодалу часть продуктов и вещей, произведенных на своих наделах и дома: зерно, масло, мед, пряжу, полотно, одежду, обувь, изделия из кожи, орудия труда.

Феодал мог судить крестьян, наказывать и налагать на них штрафы. Зависимость крестьян от феодалов, как поземельная, так и личная, называется феодальной зависимостью.

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство.

Права феодала:

  • сбор налогов с населения его феода;
  • суд над жителями;
  • объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними;
  • обеспечение безопасности вверенного феода.

Между сеньором и вассалом заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные войны. Их целью был захват:

  • земель, населённых крестьянами;
  • знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
  • добычи (грабёж чужих крестьян, церквей и тому подобное).

Феодалы в Древней Руси и Российской империи[править | править код]

В Древней Руси феодальная лестница (система сеньоров и вассалов) отсутствовала. Имелись лишь бояре, владевшие наследственными вотчинами. Позднее появились помещики (дворяне), которым монарх предоставлял поместье в условное держание (при условии военной службы). С XV века возникло крепостное право. С начала XVIII века статус поместья и вотчины был уравнен, а с 1762 года дворяне были избавлены от обязательной службы (Манифест о вольности дворянства).

Мораль и обычаи феодалов[править | править код]

Феодалы обычно презирали расчётливость и бережливость. Чтобы заслужить уважение других феодалов, феодал должен был проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военная добыча чаще всего шли на подарки, пиры, охоту, дорогу, одежду, на содержание множества слуг.

Позднее феодалы выработали особые правила рыцарской чести: рыцарь должен искать подвигов, бороться с врагами христианской веры, защищать слабых и обиженных. Правила чести применялись только в отношениях между феодалами. Но и здесь они постоянно нарушались. В повседневной жизни, в семье многие феодалы были грубы, жестоки и заносчивы. Выдранные волосы и сломанные носы жен были самым обычным явлением.

К труженикам крестьянам, ко всем «неблагородным» они относились свысока, называли их «подлым простонародьем». «Лучше всего, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется», — говорили господа. Даже в песнях феодалы выражали ненависть к людям, которые их кормили и одевали:
Мужики, что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!
Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, необогретым!..
Чтоб крестьяне не жирели,
Чтоб лишения терпели,-
Надобно из года в год
Всех держать их в чёрном теле…
(Бертран де Борн, 1195 год[2], перевод В. А. Дынник[3])

Знаменитая крестьянская война «Жакерия» в средневековой Франции, была вызвана именно тяжкой эксплуатацией крестьянства спесивыми феодалами. Ведь само название война приобрела от презрительного названия французского крестьянина «Жак — простак» (фр.Jacque — bon homme), буквально «Жак — хороший человек».

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Источник