Общественная польза как принцип законности

Понятие и принципы законности

Законность – это политико-правовой принцип или реальное действие права в государстве, при котором граждане, должностные лица и государственные органы, строго соблюдают законы и правовые нормы. 

Законность представляет собой полное и строгое соблюдение всеми субъектами права нормативно-правовых актов и основанных в соответствии с ними иных юридических документов. 

Признаки законности: 

  1. Всеобщность. Данный признак означает, что никто не может уклоняться от исполнения законов, в том числе и государство.
  2. Неразрывная связь с юридическими нормами и правом. Законы являются нормативной основой законности. Чтобы обеспечить режим законности, необходимо абсолютная реализация законов, подзаконных актов и четко отработанное законодательство. 

Принципы законности – это основополагающие начала, идеи, составляющие содержание законности: гарантированность, реальность, верховенство, единство. 

  1. Гарантированность. Наличие эффективных и действенных средств обеспечения законности.
  2.  Реальность. Стремление достичь в действиях и поведении осуществления требований, которые закреплены в правовых нормах. 
  3. Верховенство. Все граждане равны перед законом, а также равенство их прав и обязанностей; закон является главенствующим в системе нормативно-правовых актах; точное соблюдение законов всеми субъектами.
  4. Единство. На всей территории Российской Федерации действуют как федеральные законы, так и законы субъектов федерации и отражают местную специфику, которые отражают местную специфику и не должны противоречить федеральным законам. 

В учебной литературе и монографиях к принципам законности относят связь общей культуры с законностью; осуществление своих прав без нарушения других прав человека; осуществление со стороны общества контроля за законностью; результативную борьбу с правонарушениями. 

Требования – это правовые предписания, сформированные в общем виде, исполнение и соблюдение которых делает поведение (действие, явление) законным. Это направленность законности. Требования законности и ее принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, то есть каждый отдельный принцип развивается в совокупность требований. К примеру, принцип верховенства закона означает, что все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и международным актам; подзаконные акты – законам; издание их лишь уполномоченными государственными органами; своевременное обновление законов. Следовательно, через соответствующие требования законности от принципа верховенства закона можно перейти к определенным правовым предписаниям. 

Гарантии законности

В каждом правовом государстве существует система гарантий правопорядка и законности. 

Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.  

Выделяют общие и специальные гарантии. 

К общим относятся: политические, юридические, социально-экономические, международные, идеологические. К специальным: организационно-правовые; нормативные.

Политические гарантии – это совокупность элементов политической системы государства, демократизм конституционного и общественного строя, участие граждан в управлении государством. 

Юридические гарантии представляют деятельность государственных органов по выявлению и пресечению нарушений правопорядка, правовую защиту человека, неотвратимость наказания. 

К социально-экономическим (материальным) гарантиям относится установление эквивалентных отношений между потребителями и производителями материальных благ. 

Международные включают право граждан обращаться в международный суд, реакцию со стороны правозащитников и организаций ООН. 

Идеологические (нравственные) гарантии представляют благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, высокий уровень культуры людей, правосознания и духовности. 

Сюда следует также отнести обеспечение права человека на защиту и специальные процедуры правоприменительной деятельности. При этом следует учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны между собой. 
 

Источник

Понятие, сущность, содержание, значение законности

ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК И ДИСЦИПЛИНА

Законностьэто господство за­конов в общественной жизни, то есть правовой режим, при кото­ром нормативные предписания осуществляются всеми участни­ками правовых отношений.

Законность – это соблюдение всеми субъектам права законов и подзаконных актов.

Сущность законности заключается в неуклонном и точном строгом соблюдении исполнении и применении законов и подзаконных актов действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

В содержание законности включают два элемента: наличие за­конов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности. Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.

Значение законности состоит в том, что законность противосто­ит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государ­ство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности по­рождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к де­градации общества.

Принципы законности – принципи­альные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят всеобщ­ность законности, верховенство закона, единство законности и це­лесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость от­ветственности и контроль за реализацией закона.

Всеобщность законности означает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, нацио­нальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Единство законности – понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны. (Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссий­ской).

Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общест­венных отношений. Все другие нормативные акты являются под­оконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных норма­тивных актов, не соответствующих законам, и самочинных рас­поряжений должностных лиц.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность за­ключается в неукоснительной реализации требований законов.

Неразрывная связь законности с культурой состоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реа­лизации.

Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с не­избежностью наказания. На практике реализация этого принципа должна проявляться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел. Виновные в совершении преступлений должны понести адекватное содеянному наказание.

Контроль за реализацией законов. Выполнение этого прин­ципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранитель­ной системы в целом в форме прокурорского и конституцион­ного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порож­дает беззаконие.

Гарантированность прав и свобод личности – выражается в конституционной обязанности государства защитить прав и свободы человека и гражданина.

Юридические требования законности:

– справедливое наказание за неисполнение норм права;

– законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

– возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов;

– законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, конституционное закрепление презумпции невиновности.

Источник

Ïîíÿòèå è ïðèíöèïû çàêîííîñòè

Çàêîííîñòü ÿâëÿåòñÿ ïðèíöèïîì ãîñóäàðñòâåííîé è îáùåñòâåííîé æèçíè è îçíà÷àåò íåóêëîííîå ñîáëþäåíèå íîðìàòèâíûõ ïðåäïèñàíèé âñåìè ñóáúåêòàìè ïðàâîîòíîøåíèé. Çàêîííîñòü ÿâëÿåòñÿ ñâÿçóþùèì çâåíîì ìåæäó çàêîíîäàòåëüñòâîì è ïðàâîïîðÿäêîì.  øèðîêîì ñìûñëå çàêîííîñòü îçíà÷àåò ïðàâîâîé ðåæèì, â óçêîì ñìûñëå çàêîííîñòü îçíà÷àåò ïðèíöèï äåÿòåëüíîñòè ãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíîâ â ïðîöåññå ïðàâîòâîð÷åñòâà, ïðàâîïðèìåíåíèÿ è ïðèâëå÷åíèÿ ê îòâåòñòâåííîñòè. Çàêîííîñòü îïðåäåëÿåòñÿ êàê îäíîâðåìåííî ïðèíöèï, ðåæèì è ìåòîä ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ è ðåãóëèðîâàíèÿ â îáùåñòâå, ñâÿçàííûå ñ èçäàíèåì, ïðèìåíåíèåì ïðàâà è êîíòðîëåì çà îñóùåñòâëåíèåì ïðàâà.

Ñòðóêòóðíî çàêîííîñòü ñîñòîèò èç äâóõ þðèäè÷åñêèõ ïðîöåññîâ- äåéñòâèé — ïðàâîòâîð÷åñòâà è ðåàëèçàöèè ïðàâà. Õîòÿ ðÿä ó÷åíûõ íå ñ÷èòàþò ïðàâîòâîð÷åñòâî (çàêîíîòâîð÷åñòâî) ýëåìåíòîì çàêîííîñòè, ïîëàãàÿ çàêîíîòâîð÷åñòâî â êà÷åñòâå ïðåäïîñûëêè çàêîííîñòè. Çàêîííîñòü òàêæå ïðåäïîëàãàåò ïîçèòèâíóþ ðåàëèçàöèþ ïðàâà âñåìè ñóáúåêòàìè ïðàâà. Çàêîííîñòü ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëåííûì ñîñòîÿíèåì ðåãóëèðîâàíèÿ îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé, ñîñòîÿíèåì ïðàâîìåðíîé äåÿòåëüíîñòè. Äåÿòåëüíîñòü ñóáúåêòîâ ïðàâà ïðè ýòîì äîëæíà ñîîòâåòñòâîâàòü íîðìå ïðàâà (çàêîíó).

Çàêîííîñòü — ýòî èäåÿ, òðåáîâàíèå, ðåæèì è ñîñòîÿíèå ïðàâîìåðíîãî ñîáëþäåíèÿ, èñïîëíåíèÿ, èñïîëüçîâàíèÿ è ïðèìåíåíèÿ ïðàâà.

Çàêîííîñòü îçíà÷àåò òî÷íîå äåéñòâèå þðèäè÷åñêèõ íîðì âî âðåìåíè, â ïðîñòðàíñòâå, íî êðóãó ëèö â ñîîòâåòñòâèè ñ èõ þðèäè÷åñêîé ñèëîé. Çàêîííîñòü ÿâëÿåòñÿ «îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêèì ðåæèìîì æèçíè, ñóòü êîòîðîãî ñîñòîèò â ãîñïîäñòâå ïðàâà è çàêîíà â îáùåñòâåííîé æèçíè, íåóêîñíèòåëüíîì îñóùåñòâëåíèè ïðåäïèñàíèé ïðàâîâûõ íîðì âñåìè ó÷àñòíèêàìè îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé, ïîñëåäîâàòåëüíîé áîðüáå ñ ïðàâîíàðóøåíèÿìè è îòñóòñòâèè ïðîèçâîëà â äåÿòåëüíîñòè äîëæíîñòíûõ ëèö». Òåðìèíîì «çàêîííîñòü» òàêæå îáîçíà÷àåòñÿ «ïîçèòèâíîå (ïîëîæèòåëüíîå) îòíîøåíèå ê çàêîíàì â ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è ïîâñåäíåâíîé æèçíè ëþäåé».

Óñëîâèÿ çàêîííîñòè îáðàçóåò îïðåäåëåííàÿ ñîöèàëüíàÿ ñðåäà, åå êà÷åñòâåííîå ñîñòîÿíèå, îáóñëîâëåííîå ïðàâîâîé êóëüòóðîé.  ñèëó îáúåêòèâíîãî äåéñòâèÿ ïðàâà â îáùåñòâå è îòíîøåíèÿ ê ðåàëèçàöèè ïðàâà ñóáúåêòîâ ïðàâà ñîçíàòåëüíîå è ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ïðàâîâîé äåéñòâèòåëüíîñòè íàçûâàåòñÿ ïðàâîçàêîííîñòüþ.

Ñîñòîÿíèå çàêîííîñòè îáû÷íî ñâÿçûâàåòñÿ ñ ðåàëèçàöèåé è ïðèíöèïîì âåðõîâåíñòâà çàêîíà. Ïðè õàðàêòåðèñòèêå çàêîííîñòè èìååò îñîáîå çíà÷åíèå õàðàêòåðèñòèêà ñîäåðæàíèÿ ïðàâà (öåííîñòíî-ïðàâîâàÿ çíà÷èìîñòü). Ðåæèì çàêîííîñòè ñâÿçàí ñ ðåàëüíûì îáåñïå÷åíèåì ïðåæäå âñåãî îñíîâíûõ ïðàâ è ñâîáîä ÷åëîâåêà, íåïðîòèâîðå÷èâîñòüþ è áåñïðîáåëüíîñòüþ ïðàâà, ïðàâîìåðíîé ðåàëèçàöèåé ïðàâà. Òåðìèí «çàêîííîñòü» ïðîèñõîäèò îò ïîíÿòèÿ «çàêîí», êîòîðûé â êà÷åñòâå èñòî÷íèêà (ôîðìû) ïðàâà çàíèìàåò îñîáîå ìåñòî â ïðàâîâîì ðåãóëèðîâàíèè, îáëàäàÿ ðÿäîì îñîáûõ ñâîéñòâ. Íî ïîä çàêîííîñòüþ ïîíèìàåòñÿ èñïîëíåíèå íå òîëüêî çàêîíîâ, íî è äðóãèõ ïðàâîâûõ íîðì, ïðèíÿòûõ íà îñíîâàíèè çàêîíà, â äîïîëíåíèå ê íåìó, ïðè óñëîâèè íåïðîòèâîðå÷èâîñòè èíûõ íîðì íîðìàì çàêîíîâ. Ýòî îïðåäåëåíèå ÿâëÿåòñÿ ïîïûòêîé ñîåäèíåíèÿ øèðîêîãî (ñîáëþäåíèå çàêîíîâ è ïîäçàêîííûõ àêòîâ) è óçêîãî (ñîáëþäåíèå òîëüêî çàêîíîâ) ïîíèìàíèÿ çàêîííîñòè.

Çàêîííîñòü îçíà÷àåò, ïðåæäå âñåãî, ñîîòâåòñòâèå ïîâåäåíèÿ ñóáúåêòîâ ïðàâà çàêîíàì (ïðàâîìåðíàÿ ðåàëèçàöèÿ), çà íàðóøåíèå êîòîðûõ ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ þðèäè÷åñêàÿ îòâåòñòâåííîñòü (íåãàòèâíàÿ ðåàëèçàöèÿ ïðàâà ïî ïðèìåíåíèþ ãîñóäàðñòâîì ñàíêöèé íåãàòèâíîãî õàðàêòåðà — øòðàôíûõ, êàðàòåëüíûõ, ïðàâîâîññòàíîâèòåëüíûõ). Íåîáõîäèìî ðàçãðàíè÷èâàòü ïðèíöèïû è òðåáîâàíèÿ çàêîííîñòè (ïðàâîâûå ïðåäïèñàíèÿ), ðåàëèçàöèÿ êîòîðûõ äåëàåò ïîâåäåíèå ïðàâîçàêîííûì. Òðåáîâàíèÿ çàêîííîñòè ïîêàçûâàþò èäåîëîãè÷åñêóþ íàïðàâëåííîñòü ñîäåðæàíèÿ ïðàâîâûõ íîðì, ýòè òðåáîâàíèÿ êîíêðåòíî ñâÿçàíû ñ äåÿòåëüíîñòüþ ñóáúåêòîâ â îïðåäåëåííûõ ñôåðàõ (îòðàñëÿõ ïðàâà). Êàæäûé èç ïðèíöèïîâ çàêîííîñòè ìîæåò áûòü ïðåäñòàâëåí êàê ñîâîêóïíîñòü òðåáîâàíèè (íàïðèìåð, çàêîíû äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü Êîíñòèòóöèè, ïîäçàêîííûå àêòû äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü çàêîíàì è ò.ä.).

Ïðèíöèïû çàêîííîñòè

1. Ïðèíöèï âåðõîâåíñòâà çàêîííîñòè îçíà÷àåò ãëàâåíñòâî, ïðÿìîå äåéñòâèå è âûñøóþ þðèäè÷åñêóþ ñèëó çàêîíà â ñèñòåìå äðóãèõ èñòî÷íèêîâ ïðàâà. Èçäàíèå ïðàâîâîãî àêòà, ïðîòèâîðå÷àùåãî çàêîíó, åñòü íàðóøåíèå çàêîííîñòè. Êîíñòèòóöèîííûé Ñóä, ïðîêóðàòóðà è äðóãèå ïðàâîïðèìåíèòåëüíûå îðãàíû îñóùåñòâëÿþò êîíòðîëü çà èñïîëíåíèåì çàêîííîñòè. Ïðèíöèï çàêîííîñòè äîëæåí ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ íà âñå ïðàâîâûå ôîðìû äåÿòåëüíîñòè — ïðàâîòâîð÷åñêóþ, ïðàâîïðèìåíèòåëüíóþ, ïðàâîîõðàíèòåëüíóþ, ïðàâîðåàëèçàöèîííóþ. Ïðèíöèï âåðõîâåíñòâà çàêîíà îçíà÷àåò, ÷òî, ïðåæäå âñåãî, äîëæíû èñïîëíÿòüñÿ çàêîíû, è èñïîëíÿòüñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ íîðìàìè çàêîíà âî âñåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà çàêîí ïîäëåæèò ïðèìåíåíèþ.

2. Ïðèíöèï åäèíñòâà çàêîííîñòè ïðåäïîëàãàåò îäèíàêîâîå ïîíèìàíèå è ïðèìåíåíèå çàêîíà íà âñåé òåððèòîðèè åãî äåéñòâèÿ. Åäèíîîáðàçíîå ïîíèìàíèå è ïðèìåíåíèå çàêîíà ñîñòàâëÿåò ðåæèì çàêîííîñòè. Åäèíñòâî çàêîííîñòè îçíà÷àåò åäèíñòâî âñåõ ôîðì ïðàâîâîé äåÿòåëüíîñòè, èõ ñîãëàñîâàííîñòü ìåæäó ñîáîé (ïðàâîòâîð÷åñòâî, ïðàâîïðèìåíåíèå, ïðàâîîõðàíà). Åäèíñòâî çàêîííîñòè îçíà÷àåò îäèíàêîâîå (åäèíîîáðàçíîå) äåéñòâèå çàêîíà íå òîëüêî ïî òåððèòîðèè, íî è ïî ñóáúåêòàì. Îáåñïå÷åíèå âñåîáùíîñòè (åäèíñòâà) ïðàâîâûõ ïðåäïèñàíèé — çàäà÷à ãîñóäàðñòâà, åãî ïðàâîðåàëèçàöèîííîé ôóíêöèè. Åäèíñòâî çàêîííîñòè îñíîâûâàåòñÿ íà òî÷íîì îñóùåñòâëåíèè çàêîíîäàòåëüíûõ óñòàíîâëåíèé âñåìè ñóáúåêòàìè ïðàâà ïðè íàëè÷èè ñîîòâåòñòâóþùåãî êîíòðîëÿ çàêîííîñòè ñî ñòîðîíû ãîñóäàðñòâà (ðåæèì çàêîííîñòè). Åäèíñòâî çàêîííîñòè èñêëþ÷àåò êàêîé-ëèáî ïðîèçâîë ñî ñòîðîíû ñóáúåêòîâ ïðàâà.

3. Öåëåñîîáðàçíîñòü çàêîííîñòè îçíà÷àåò ñâÿçü çàêîííîñòè ñ öåëåñîîáðàçíîñòüþ. Öåëåñîîáðàçíîñòü íå äîëæíà èñêëþ÷àòü çàêîííîñòü, íî äîëæíà âñåãäà íàõîäèòüñÿ â ðàìêàõ çàêîííîñòè. Öåëåñîîáðàçíîñòü çàêîííîñòè îçíà÷àåò íåîáõîäèìîñòü âûáîðà âàðèàíòà äåéñòâèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ âàðèàíòàìè, íå çàïðåùåííûìè íîðìàìè ïðàâà. Íåäîïóñòèìî ïðîòèâîïîñòàâëåíèå çàêîííîñòè è öåëåñîîáðàçíîñòè. Çàêîííîñòü åñòü âûñøàÿ öåëåñîîáðàçíîñòü, îíà ïðåäïîëàãàåò äîñòèæåíèå îáùåñòâåííîé ïîëüçû è ÿâëÿåòñÿ âàðèàíòàìè ñîäåðæàòåëüíîé õàðàêòåðèñòèêè çàêîíîâ. Çàêîí äåéñòâóþò äî òåõ ïîð, ïîêà íå îòìåíåí. Çàêîíû ñ÷èòàþòñÿ öåëåñîîáðàçíûìè è ïîäëåæàùèìè ïðèìåíåíèþ, âêëþ÷àÿ èõ îòìåíó, èçìåíåíèå è äîïîëíåíèå. Íåîáõîäèìî ñâîåâðåìåííî óñòðàíÿòü ðàñõîæäåíèÿ çàêîíà ñ ðåàëüíîé æèçíüþ, ó÷èòûâàòü â ñîäåðæàíèè çàêîíîâ ðåàëüíûå ïîçèòèâíûå ïîòðåáíîñòè îáùåñòâà.

4. Ïðèíöèï ðåàëüíîñòè çàêîííîñòè îçíà÷àåò ðåàëèçàöèþ ôàêòè÷åñêîãî èñïîëíåíèÿ ïðàâîâûõ ïðåäïèñàíèé â äåÿòåëüíîñòè ñóáúåêòîâ ïðàâà, íåîòâðàòèìîñòü îòâåòñòâåííîñòè çà ïðàâîíàðóøåíèÿ. Ñîäåðæàíèå çàêîíîâ äîëæíî ñîîòâåòñòâîâàòü îáúåêòèâíûì ïîòðåáíîñòÿì îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ. Íîðìàòèâíîé îñíîâîé çàêîííîñòè ÿâëÿþòñÿ ïðàâîâûå çàêîíû. Íåäîñòàòî÷íî ôîðìàëüíî-þðèäè÷åñêîãî óñòàíîâëåíèÿ çàêîííîñòè, íåîáõîäèìî ôàêòè÷åñêîå îñóùåñòâëåíèå ïðîâîçãëàøàåìûõ ôîðì ïðàâà, åäèíñòâî ôîðìû è ñîäåðæàíèÿ (íàïðèìåð, ñîîòâåòñòâèå ôàêòè÷åñêîé è þðèäè÷åñêîé êîíñòèòóöèè). Ðåàëüíîñòü çàêîííîñòè îáåñïå÷èâàþò ãàðàíòèè çàêîííîñòè — þðèäè÷åñêèå, ýêîíîìè÷åñêèå, ïîëèòè÷åñêèå è äð.

5. Ïðèíöèï ãàðàíòèðîâàííîñòè ïðàâ è ñâîáîä ÷åëîâåêà è ãðàæäàíèíà îçíà÷àåò íåâîçìîæíîñòü ðåàëèçàöèè ïðàâ ëè÷íîñòè áåç çàêîííîñòè, òàê êàê çàêîííîñòü âûñòóïàåò èõ ãàðàíòèåé, à òàêæå íàëè÷èå ðàçâèòîé ñèñòåìû ïðàâ è ñâîáîä ëè÷íîñòè ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì ñîñòîÿíèÿ çàêîííîñòè â îáùåñòâå. Äàííûé ïðèíöèï îçíà÷àåò íàëè÷èå â îáùåñòâå ñðåäñòâ è óñëîâèé, îáåñïå÷èâàþùèõ ñîáëþäåíèå çàêîíîâ, áåñïðåïÿòñòâåííîå îñóùåñòâëåíèå ïðàâ è ñâîáîä ÷åëîâåêà, èíòåðåñîâ ãîñóäàðñòâà è îáùåñòâà â öåëîì.

6. Ïðèíöèï íåðàçðûâíîé ñâÿçè çàêîííîñòè ñ êóëüòóðîé îçíà÷àåò çàâèñèìîñòü çàêîííîñòè îò ñîñòîÿíèÿ êóëüòóðû â öåëîì è îò ïðàâîâîé êóëüòóðû â ÷àñòíîñòè. Ñîáëþäåíèå è àêòèâíàÿ ðåàëèçàöèÿ ïðàâà ÿâëÿåòñÿ â òî æå âðåìÿ ñóùåñòâåííûì óñëîâèåì è ïîêàçàòåëåì óðîâíÿ êóëüòóðíîñòè îáùåñòâà. ×åì âûøå óðîâåíü êóëüòóðû, òåì âûøå óðîâåíü çàêîííîñòè. Ôóíêöèè ïðàâà âî ìíîãîì ðåàëèçîâûâàþòñÿ â óñëîâèÿõ çàêîííîñòè. Çàêîííîñòü âûñòóïàåò âàæíåéøåé ïðåäïîñûëêîé ðåàëèçàöèè ïðàâà.

7. Ïðèíöèï ïîñòîÿííîé ðåàëèçàöèè çàêîííîñòè îçíà÷àåò ñîñòîÿíèå íåîòâðàòèìîñòè íàñòóïëåíèÿ îòâåòñòâåííîñòè çà ïðàâîíàðóøåíèÿ, à ñëåäîâàòåëüíî, è çà íàðóøåíèå ðåæèìà è ñîñòîÿíèÿ çàêîííîñòè. Çàêîííîñòü â ñîñòîÿíèè ïîñòîÿííîé ðåàëèçàöèè ÿâëÿåòñÿ ðåàëüíîñòüþ ïðàâà, âàæíåéøåé ñîöèàëüíîé öåííîñòüþ, îñíîâíûì ìåòîäîì ðåãóëèðîâàíèÿ ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé. Áîðüáà ñ ïðàâîíàðóøåíèÿìè, ïðàâîâàÿ èäåîëîãèÿ è êóëüòóðà ïðèçâàíû ïîääåðæèâàòü äåéñòâåííîñòü ðåàëèçàöèè äàííîãî ïðèíöèïà.

Источник

Тема 23.

Законность – это принцип, метод и режим строгого, неуклонного исполнения и соблюдения норм права всеми участниками общественных отношений.

Законность провозглашается и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания. Но вместе с тем законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности субъектов власти и управления, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они со­ответствуют законности, то выступают не элементами ее со­держания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической право­мерности последней.

Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин «законосообраз­ность», пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реали­зацией права (Л. С. Явич).

Понятие «режим законности» обозначает определенное со­стояние соответствия общественных отношений законам и дру­гим подзаконным актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом — правомерность. Таким образом, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения.

Суть законности заключается в добросовестном, от­ветственном соблюдении, исполнении, использовании и приме­нении правовых норм, оно предусматривает прежде всего ак­тивное участие в управлении государственными и обществен­ными делами на основе и в рамках закона.

Законность тесно связана с государством и обусловлена такими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие пуб­личной власти.

Разделение граждан по государственно-территориальным единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое как центральными, так и местными органами власти. Законность, рассматриваемая в этом аспекте, обозначает иерархию правовых норм (законов и подзаконных актов), известное соответствие и подчинение нормам права, установленным высшими и центральными органами государства.

В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. В свою очередь граждане должны исполнять обязанности, возложенные на них правовыми нор­мами.

Законность связана и с государственным суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на все иные органи­зации и их органы.

Право как регулятор общественных отношений выполняет свои функции прежде всего в процессе соблюдения, исполне­ния, использования и применения юридических норм в общест­венной практике, поэтому законность существует, пока существует право, является правовым режимом общественных от­ношений.

Для понимания природы законности нужно выяснить ее основные принципы.

Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности. К ним относятся:

1. Принцип всеобщности. Всеобщность законности заключена в ее обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все долж­ны ему подчиняться, в противном случае предполагается неот­вратимость ответственности.

2. Принцип единства. Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию данного государства – Республики Казахстан. В.И.Ленин в свое время справедливо отмечал, что законность не может быть калужская или казанская, она должна быть единой для всего государства. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества — противозаконное явление. Мест­ные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.

3. Принцип верховенства закона. Верховенство закона является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативно-правовых актов, что закрепляется в Конституции РК. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Казахстана.

Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации долж­ностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъ­ектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам — исполнителям норм права (прежде все­го закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произ­вольно принимать решение, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

4. Принцип неотвратимости реализации законности. Неотвратимость реализации законности обозначает пре­сечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое пра­вонарушение есть одновременно и нарушение законности. Пра­ву должны быть чужды «мертвые» нормы, которые только про­возглашаются, но не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация его как социальной ценности, как важнейшего ин­струмента регуляции общественных отношений.

5. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диа­лектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требования­ми народа», – «моральными соображениями» и т.п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового ни­гилизма.

Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: «Закон суров, но это закон» («Dura lex, sed lex»).

В то же время законность предполагает учет целесообраз­ности, пользы в процессе применения права, когда назначается конкретная мера наказания за совершенное правонарушение.

Но в любых случаях соображения целесообразности учитыва­ются на основании и в рамках закона.

6. Принцип неразрывной связи законности и культурности. Без куль­турности не может быть и речи о законности; чем выше уро­вень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности.

Единство права и законности вытекает из свойства права как регулятора общественных отношений. Государство не прив­носит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законно­сти. Так как законность связана с реализацией права, то из этого вытекает целый ряд свойств, конкретизирующий сказан­ное выше.

Законность, рассматриваемая как режим государственной и общественной жизни, включает не только требование законо­сообразного поведения, но и само такое поведение. Только в единстве этих сторон может быть осуществлен режим законно­сти, который неразрывно связан с демократией, является ее выражением. Если право демократично по своему содержанию, то его нормы обеспечивают действие институтов демократии, прежде всего прав и свобод граждан. Реализация законов есть не только правовое, но и политическое требование, поскольку нарушение законности причиняет ущерб общественным инте­ресам.

Законность включает равенство всех перед законом, ра­венство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реа­лизация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способству­ет активному участию граждан в делах общества и государст­ва, прежде всего в демократической процедуре принятия зако­нов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает заин­тересованность людей в исполнении законодательства и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.

Законность как режим государственной и общественной жизни есть единство объективно необходимых требований строгого и неукоснительного практического осуществления за­конов и иных нормативно-правовых актов, т. е. строжайшей фактической реализации, воплощения в жизнь.

С законностью связано другое правовое явление — правовой порядок (правопорядок). Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности.

Законность — это идеальное, правопорядок — это сущее. Первое — это требование, второе — практика выполнения этих требований. Цель правового регулирования — правопорядок, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.

Порядок — это форма упрочения отно­шений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразны­ми социальными нормами (морали, обычаев, общественных ор­ганизаций, права и др.).

Общественный порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами общества, утвердившей­ся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости.

Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается он в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права. Следовательно, право­порядок — это часть системы общественных отношений, урегу­лированных нормами права. Это такая же реальность, как вся­кие фактические отношения, существующие в обществе. По­этому правопорядок выступает его социальной ценностью. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве гос­подствующего и тем самым «воспроизводится».

Правопорядок существует в результате того, что участни­ки юридически регулируемых общественных отношений реа­лизуют свои субъективные права и обязанности, следуют ре­жиму законности. Иными словами, правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права.

Правопорядок — это объективная необходимость и закономерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном (образцом) для его членов в выборе ими поведенческих решений.

Важная для юридической науки задача — правильно оп­ределить соотношение правопорядка и законности. Эти явле­ния нельзя отрывать одно от другого, они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе.

Законность — это в большей степени требование государ­ства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, это господство права в общественных отношениях. Говоря философским язы­ком, законность есть область долженствования.

Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отно­шений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно сказать, что правопорядок — это законность в действии. Наиболее существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашать­ся, но и реально проводиться в жизнь. Существует прямая за­висимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопо­рядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Деятельность правоохранительных органов тщательно рег­ламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять толь­ко законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности.

Итак, правопорядок — это тот социальный результат, к которому стремятся государство и весь народ, используя раз­нообразные рычаги и средства.

Для существования законности и правопорядка необходима система гарантий и условий их обеспечения.

Гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, поль­зоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.

Под гарантиями понимаются как объективные условия су­ществования общества, так и специально выработанные госу­дарством и общественностью средства, обеспечивающие точ­ную реализацию норм права всеми субъектами.

Экономическими (материальными) гарантиями являются прежде всего материальные условия жизни общества, сердцевину которых составляют социально-экономическое устройст­во общества, существующие формы собственности, их многооб­разие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.

Социальные гарантии включают весь комплекс обществен­ных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности Это профилактическая деятельность по предупре­ждению правонарушений, контрольная функция общественно­сти, использование возможностей учета общественного мнения. Например, к социальным гарантиям можно отнести институт понятых в уголовном процессе.

Политические гарантии — это демократизм государствен­ного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическо­му обществу политическим плюрализмом, реальным разделе­нием властей, наличие правового государства (или хотя бы тен­денции к его построению).

Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идей­ное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.

Юридические гарантии выступают как система специаль­ных средств укрепления законности и правопорядка, деятель­ность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

К специальным юридическим средствам следует отнести прежде всего все нормы права, в которых выражено требова­ние законности. Правовая регламентация общественных отно­шений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать исходя из интере­сов целесообразности.

Юридическое требование законности состоит в следующем: 1) справедливое наказание за неисполнение норм права; 2) за­конодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны; 3) возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресе­кать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности и правопорядка; 4) законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, запрещение использовать их в ущерб другим лицам, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности. Эти способы закреплены в Конституции РК, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.

Правоохранительные органы пресекают нарушения закон­ности, восстанавливают права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений. По действующему законодатель­ству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны вы­явить причины и условия, способствовавшие совершению пре­ступления, и принять меры к их устранению.

Прокуратура — это специальный орган, на который возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах изоляции, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Ее дея­тельность осуществляется в специфических формах: привле­чение к уголовной ответственности; поддержание государствен­ного обвинения в суде; разрешение жалоб граждан; выдача ор­деров на арест и обыск; принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государствен­ных органов, должностных лиц, учреждений и организаций; проверка состояния законности в учреждениях и организаци­ях; надзор за деятельность органов следствия и дознания; обращение с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Важной гарантией является судебный контроль, так как «третьей властью» является вся система правосудия.

Деятельность судебных органов на основе гласности долж­на создавать условия для укрепления законности и правопорядка.

В современных условиях особую важность имеет норма­тивное закрепление обязанностей Президента РК быть га­рантом конституционной законности, используя для этого все дозволенные средства, включая в первую очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактиче?