О пользе туризма для детей

О пользе туризма для детей thumbnail

 О пользе туризма для детей

Спортивно-туристические лагеря в Карпатах отлично подходят для активных детей. Данный вид лагеря отличается полевыми бытовыми условиями, часто со спортивным акцентом. И если вам хочется сказать своему ребенку: «Иди, учись жизни», то вам непременно сюда.

Дети проживают в палатках, автокемпинге, в небольших комфортабельных домиках или даже проживание в пансионате с периодическими ночевками в палатках.

В программе таких лагерей обычно присутствуют мероприятия туристической и спортивной направленности, а также много интересных экскурсий, походов. Вожатые обычно закаленные духом и туризмом профессионалы – инструкторы. 

Организованный активный отдых помогает ребенку развить физические и моральные качества, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Уже с восьми лет ребенок может участвовать в мероприятиях такого рода, одновременно обучаясь и отдыхая.

О пользе туризма для детей

1. В спортивно-туристических лагерях ребенок пребывает вдали от компьютеров, планшетов и телефонов. Организаторы подобных лагерей подчеркивают, что у них ребенок точно не будет целыми днями сидеть в интернете.

2. Дети учатся практичным и полезным навыкам, вырабатывают в себе лидерские качества, учится логически мыслить и выживать в экстремальных условиях.

3. Кроме спортивных умений, ребят учат ставить детскую туристическую палатку, разжигать костер, соблюдать технику безопасности, ориентироваться на местности, правильно вести себя в лесу, оказывать первую помощь.

О пользе туризма для детей

4. В зависимости от месторасположения и особенностей лагеря, дети осваивают навыки управления байдарками, учатся виндсерфингу и спортивному ориентированию. Катаются на велосипедах и учатся их ремонтировать. Также дети учатся плавать, подтягиваться, кататься на роликах, занимаются скалолазанием и многому другому.

5. Дети в таких лагерях заботятся об экологии, изучают природу. 

6. Также учат выходить из сложных ситуаций в походных условиях, мыть свою посуду и стирать вещи, учат быстро принимать решения и контролировать собственное время,  уважительно относиться к людям, соблюдать порядок и не мусорить, вести беседу и уверенно чувствовать себя в коллективе и прочее.

О пользе туризма для детей

7. В таких лагерях зачастую есть танцевальные и игровые спектакли, play-back театры, квесты.Творческие занятия помогают самоактуализации и становлению индивидуальности.

8. Переключение с четко упорядоченного образа жизни в школе позволяет открыть в себе новые стороны: хулиган может захотеть стать лучшим «походником» в группе, а отличница – отдохнуть и заняться творчеством без необходимости получить высокую оценку.

9. В некоторых лагерях дополнительно изучают иностранный язык.

10. Туристические походы укрепляют здоровье детей и повышают их иммунитет. Это происходит за счет пребывания на солнце и свежем воздухе и умеренных, но регулярных (в течение дня) физических нагрузок. Особенно полезны походы в регионах, где воздух не перенасыщен влагой, — в лесах, горах и степи.
 

Многие родители задумываются о том, как организовать интересный отдых для своего ребенка, особенно в период каникул. Детский оздоровительный лагерь может стать удачным решением. Однако следует внимательно отнестись к его выбору и правилам пребывания.

Подготовила Марьяна Чорновил

Источник

С приближением лета родители задумываются, как лучше всего организовать детский отдых. Работа редко позволяет провести все три месяца вместе, а родственники в деревне есть не у каждого. К тому же хочется, чтобы каникулы прошли с пользой для здоровья, физического и умственного развития ребенка. Поэтому многие делают выбор в пользу центров активного отдыха. В статье расскажем о вариантах организации детского туризма и требованиях к нему, о разных видах летних лагерей, их плюсах и минусах.

Лучший детский отдых — активный! Судите сами

На сухом языке документов туризм — это «временные выезды с постоянного места жительства с познавательными, оздоровительными и другими целями». В жизни все гораздо интереснее. Туризм для ребенка — это приключения и яркие эмоции, возможность пополнить копилку впечатлений, обрести новых друзей, стать самостоятельнее, получить полезные умения и навыки. И, конечно, это ценный вклад в здоровье, особенно если отдых проходит активно.

Но детский туризм бывает разным — и по длительности, и по способу организации, и по тематике. Поэтому и цели у него различные, например:

  1. Познавательные. В поездках ребята знакомятся с многообразием окружающего мира, природой и культурой разных стран или регионов России, расширяют кругозор, развивают творческие способности. Детский познавательный туризм может иметь разную направленность — экологическую, археологическую, этнографическую.
  2. Спортивные. Есть и специализированные туры для ребят, профессионально занимающихся теми или иными видами спорта, и универсальные программы, которые не требуют особой подготовки. Это все варианты активного детского отдыха: пешие походы, экспедиции, велосипедные маршруты, сплавы на байдарках, лыжные туры, скалолазание, горный и спелеотуризм.
  3. Оздоровительные. Многие виды детского отдыха не только непосредственно укрепляют физическую форму (например, за счет физической активности, природно-климатических лечебных факторов), но и помогают детям формировать навыки ЗОЖ, прививают здоровые ценности.

Пожалуй, родители согласятся, что оптимальный вариант детского летнего отдыха сочетает в себе все эти цели. Но потребности у всех разные, и решение будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, финансовых возможностей семьи и других факторов. Чтобы вам было проще сделать выбор, расскажем о самых популярных способах организации летнего отдыха детей.

Детские центры активного отдыха летом

Организацией детского туризма занимаются как государственные, так и коммерческие структуры. И те и другие предлагают разные по содержанию программы, но поскольку в рамках статьи нас интересуют варианты летнего отдыха, рассмотрим самые популярные направления именно в этой сфере.

Санаторий

Это учреждение не столько педагогической, сколько медицинской направленности. Главные цели пребывания в санатории — лечение и профилактика различных заболеваний, общее оздоровление. Отдых, развлечения, учеба и культурная программа играют второстепенную роль.

Чаще всего санатории располагаются в экологически чистых зонах с природными лечебными факторами — минеральными источниками, грязями и т. п. — или особыми климатическими условиями, действие которых благоприятно при тех или иных проблемах со здоровьем. Кроме естественных ресурсов, используются физиопроцедуры, диеты и другие средства классической медицины. Каждый санаторий имеет свой лечебный профиль.

Во время отдыха в санатории дети должны соблюдать установленный распорядок дня. Подъем, приемы пищи, процедуры происходят в строго определенные часы. Что касается развлекательной, познавательной, спортивной, творческой программ, то эти элементы в санатории есть не всегда. И даже если они присутствуют, большого внимания им не уделяется.

Для поездки в санаторий, помимо путевки, потребуются медицинский полис и санаторно-курортная карта с выпиской из истории болезни. Кроме того, нужны справки об эпидемиологическом окружении и прививках.

В целом отдых в санатории можно рекомендовать детям, у которых есть проблемы со здоровьем. Плюс таких учреждений в том, что чаще всего в них допускается совместное проживание с родителями. К сожалению, сами ребята редко бывают в восторге от такого отдыха из-за отсутствия развлечений, невозможности почувствовать себя самостоятельным и жестких требований к соблюдению режима.

Кемпинг

Отличной формой организации оздоровительного детского туризма может стать отдых в кемпинге, или палаточном лагере. Вдали от города, в тесном взаимодействии с природой ребята получают ценные навыки самообслуживания, учатся преодолевать трудности, приобретают здоровые привычки, становятся более самостоятельными, выносливыми, дисциплинированными. Свежий воздух, воздушные и солнечные ванны, купание укрепляют защитные силы организма, дарят запас здоровья на весь год. Жизнь в палаточном городке — это незабываемое приключение, скучать детям точно не придется.

Классический вариант — стационарный палаточный лагерь в лесу, на берегу моря, реки или озера. Это относительно «цивилизованный» формат дикого отдыха, подходящий для детей с любой физической подготовкой. В стационарном кемпинге предусмотрено организованное питание, есть проточная вода, душевые, туалеты. В холодную погоду возможен обогрев палаток.

На заметку

Некоторые детские центры активного отдыха предлагают такую необычную форму туризма, как передвижной палаточный лагерь. Этот способ организации досуга подходит для подростков с достаточно высоким уровнем физической подготовки. По сути, это пеший поход: группа туристов движется по выбранному маршруту с остановками в заранее определенных местах. Участники самостоятельно переносят снаряжение, своими силами под руководством инструктора ставят палатки, разводят костер и готовят пищу. Понятно, что уровень комфорта здесь минимальный, поэтому продолжительность смены редко превышает 7 дней.

Несмотря на удаленность от благ цивилизации, в кемпингах уделяется большое внимание безопасности:

  • Лагерь располагается на огороженной территории, находится под охраной.
  • Штат сотрудников обязательно включает медперсонал.
  • При необходимости всегда можно связаться со службами экстренной помощи.
  • При обустройстве палаточного городка строго соблюдаются требования пожарной безопасности и нормы СанПиН 2.4.4.3048-13[1].
  • С детьми работают только подготовленные и проверенные сотрудники.

Вопросы питания в палаточном лагере решают по-разному: это может быть собственная стационарная или полевая кухня, служба доставки, иногда пищу готовят на костре. В любом случае дети получают полноценный сбалансированный рацион.

Режим дня в кемпинге не такой строгий, как в санатории, тем не менее действуют правила распорядка. Это как минимум восьмичасовой сон, трех- или пятиразовое питание, ежедневная зарядка, умывание. Дети учатся самообслуживанию, участвуют в благоустройстве территории. Часто устраиваются развлекательные мероприятия, спортивные соревнования и игры, творческие конкурсы. Смены разные по продолжительности, но обычно не дольше 21 дня.

Чтобы организовать отдых ребенка в кемпинге, нужно приобрести путевку и подготовить стандартные документы: копию свидетельства о рождении или паспорта и справку по форме 079/у, которую можно получить у участкового педиатра.

При всех очевидных плюсах отдыха в палаточном городке у такой формы детского туризма есть один весомый минус: услугу предлагают все реже, и найти хороший кемпинг становится проблематично.

Детский лагерь

Знакомые всем нам с детства пионерские лагеря сменили современные центры детского отдыха. Идеологическая основа стала другой, но все положительные моменты сохранились. Летний лагерь — это по-прежнему отличная среда для освоения новых навыков, общения, спорта и творчества. А с развитием индустрии детского отдыха возможностей становится еще больше.

Технически детский лагерь — это комплекс, где созданы все условия для проживания, сна, приема пищи, творческих и спортивных мероприятий. На территории, помимо спальных корпусов (отапливаемых или неотапливаемых), обязательно есть кухня, столовая, душевые, туалеты, прачечная и другие хозяйственные помещения. Для организации детского досуга в лагере имеются спортивные площадки, футбольное поле, открытый или закрытый бассейн, кинозал, клуб. Охрана территории обеспечивается силами штатных сотрудников или сторонней организации, с которой учреждение работает по договору.

На заметку!

Обязательное требование к детскому лагерю — возможность оказания врачебной помощи в случае необходимости. Как минимум должен быть медицинский кабинет с одним врачом и медсестрой. В крупных лагерях могут работать несколько педиатров. Если учреждение в силу каких-то причин не в состоянии обеспечить детей медицинской помощью, заключается договор с расположенной поблизости больницей или поликлиникой.

Что касается условий проживания, то они различаются в зависимости от типа лагеря, политики и финансовых возможностей собственника. Это могут быть как деревянные домики с удобствами на территории, так и благоустроенные корпуса с номерами гостиничного типа и двухместным размещением. Конечно, между этими крайностями масса промежуточных вариантов.

Питание в лагере обычно четырех- или пятиразовое. К помещениям кухни и столовой, качеству продуктов предъявляются строгие санитарно-гигиенические требования. Чаще всего питание организовано по принципу самообслуживания: это прививает ребятам навыки самостоятельности.

Жизнь детей в лагере строится по распорядку. Подъем, зарядка, умывание, приемы пищи, занятия, отбой происходят в определенные часы. В то же время у детей остается достаточное количество свободного времени для общения и игр.

В любом лагере есть культурно-развлекательная программа. Основная часть детского досуга посвящена спортивным мероприятиям, отдыху на свежем воздухе (купание, походы, посиделки у костра), занятиям в кружках, подготовке конкурсов и выступлений. Часто проводятся экскурсии.

Тематический лагерь

Некоторые детские лагеря имеют тематическую направленность — спортивную, научную, например историческую, этнографическую, археологическую, краеведческую и т. д. Часто проводятся программы по мотивам популярных фильмов или игр. Все это предполагает соответствующее оснащение, наличие специальной атрибутики, инвентаря. В тематических лагерях дети не только с удовольствием и интересом проводят время, но и узнают много нового, учатся в процессе игры, приобретают навыки в зависимости от тематической направленности. В остальном это обычный активный отдых: те же спортивные мероприятия, конкурсы, занятия и развлечения.

Для организации отдыха ребенка в стандартном или тематическом лагере потребуются путевка, свидетельство о рождении, медицинская справка по форме 079/у и справка об эпидокружении.

Особенности организации детского туризма: безопасность и качество оказываемых услуг

Компании, работающие на рынке детского туризма, стоят перед непростой задачей. С одной стороны, они должны предоставлять услуги высокого качества, с другой — соблюдать законодательные нормы, а в этой сфере правила особенно строгие. Требования к организации детского отдыха касаются как уровня оказания услуг в целом, так и множества частных моментов — таких, как безопасность, качество питания, транспорт, медицинская помощь, подготовка руководителей групп и т. д.

Все нормы и правила, регламентирующие сферу детского туризма, содержатся в ГОСТ Р 54605-2017.

Общие требования к организации детского туризма, в частности, предписывают туроператорам:

  • учитывать потребности отдыхающих в соответствии с их возрастом;
  • действовать в интересах здоровья, интеллектуального, духовного и нравственного развития детей и подростков;
  • организовывать детский отдых в экологически благоприятных зонах;
  • предоставлять детям и их родителям (или законным представителям) полную информацию об отдыхе, включая контакты руководителей групп.

Требования к оборудованию корпусов, домиков, палаток и других средств размещения:

  • они должны соответствовать правилам пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам;
  • необходимо обеспечить раздельные спальные комнаты, туалеты, душевые для мальчиков и девочек;
  • взрослые и дети размещаются на разных этажах (или в разных частях здания).

Помимо этого, в ГОСТах прописаны требования к:

  • питанию (состав продуктов, разнообразие блюд, калорийность);
  • программам (обязательные элементы организации досуга);
  • перевозкам;
  • безопасности (в том числе во время отдыха на воде);
  • охране окружающей среды;
  • персоналу.

Детский туризм разнообразен по формам организации и содержанию программ. Самый популярный и востребованный формат активного отдыха — летний лагерь. Для ребенка это возможность расширить круг общения, узнать много нового, стать более самостоятельным и приспособленным к жизни. Активный отдых на природе приносит неоценимую пользу здоровью, дает запас жизненных сил на весь предстоящий учебный год.

Источник

Возросший за последние годы интерес к туризму дал возможность ученым не только провести исследования, но и еще раз подтвердить благотворное влияние природы на восстановление многих нарушенных процессов в организме человека.

О пользе туризма для детей

Пребывание в естественных условиях повышает работоспособность, снижает восприимчивость к заболеваниям. Благодаря летучим веществам растений повышается жизненный тонус, уменьшается напряжение нервной системы, а сон на свежем воздухе и дозированное общение с солнцем оказывают иногда более выраженное воздействие, чем лекарства. Доказано, что и закаливание организма, в том числе воздухом, приводит к повышению обмена веществ, причем изменения отмечаются даже на клеточном уровне.

Большим оздоровительным эффектом обладает двигательная активность на свежем воздухе, которая важна для лиц с ограниченными возможностями в любом возрасте, но в большей степени актуальна для детей-инвалидов. Являясь для них главным средством психологического развития, двигательная активность несет в себе значительный оздоровительный эффект. К примеру, если физические упражнения улучшают общее состояние организма, то плавание в естественных открытых водоемах не только стимулирует иммунные ресурсы, но и полезно детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В процессе освоения ранее незнакомой туристической деятельности у детей-инвалидов происходит переоценка своих возможностей.

Прежде всего это связано с тем, что туристические мероприятия совершаются в группе, что расширяет круг общения инвалидов, способствует психологической мобилизации и повышению жизненной активности, позволяет им выйти из замыкания в узком кругу. Вступает в силу и «психотерапия посредством группы» как основа коррекции отклоняющегося «инвалидного» поведения, что само по себе является основой устранения девиантного поведения в процессе социальной реабилитации.

Свою положительную роль играет и активное совместное обучение детей-инвалидов и взрослых инвалидов.

Детям передается информация о позитивном опыте адаптации к жизни, они знакомятся со специфическими социальными технологиями решения бытовых проблем и т.д. Особенно заметно какое сильное эмоциональное воздействие на них оказывает знакомство с семейной жизнью инвалидов, опытом рождения и воспитания их собственных детей, что весьма позитивно отражается на стремлении в будущем создавать свои семьи.

Важное отличие туризма от других видов реабилитации — возможность повышения уровня жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями за счет освоения навыков жизнеобеспечения и автономного существования вдали от цивилизации. В этих условиях проявляются скрытые потенциалы детей с ограниченными возможностями, развиваются их физиологические и психические функции, что особенно важно для детей с наследственными дефектами, для детей, которые часто не догадываются о своих собственных возможностях.

Влияние туризма как средства социальной реабилитации на личность детей с ограниченными возможностями несомненно.

При активном занятии туризмом некоторые психофизические параметры могут приобрести позитивную динамику: происходит усиление личностной позиции и доминирование потребности достижения; проявляется способность к риску; склонность к быстроте принятия решения; значительно повышается уровень притязаний, решительности, уверенности в себе; появляется стремление к самостоятельности и независимости.

Однако, в отличие от массового, интерес к инвалидному туризму по-прежнему незначителен. Причины кроются в необходимости привлечения значительных материальных средств, а также подготовке специалистов, знающих специфику работы с инвалидами.

При формировании тургруппы следует учесть, что не менее чем на 70% она должна состоять из людей с ограниченными возможностями разного возраста. Неравномерный уровень ограничений жизненных способностей определяет количество привлеченных людей и вспомогательных средств. Если основной состав — инвалиды с выраженными дефектами, необходим сопровождающий инструктор для каждого инвалида.

При умеренно-выраженных дефектах — проводник-инструктор, а помощники (родственники, волонтеры) могут обслуживать нескольких инвалидов. В случае состава тургруппы из инвалидов со слабо выраженными дефектами можно ограничиться инструктором и проводником. Если в мероприятии принимают участие лица с отклонениями в состоянии здоровья, в состав организаторов должен войти врач, имеющий необходимые лекарства и инструменты.

Достаточно сложной проблемой является характер взаимоотношений инвалидов и здоровых людей — инструктора, помощников и сопровождающих. Доминирование в процессе социального взаимодействия людей с ограниченными возможностями ведет к тому, что иногда инвалиды начинают рассматривать здоровых людей как вспомогательный персонал, в большей мере это относится к детям и подростам. Существует и обратная ситуация, когда здоровые люди занимают доминирующую роль, что ведет к формированию у инвалидов неуверенности в себе, усиливает чувство беспомощности.

Иногда организаторы подобных турмероприятий, особо не задумываясь, привлекают в качестве помощников молодых волонтеров, специально не подготовленных к этому виду деятельности. Тогда возникают проблемы из-за неготовности многих из них общаться с инвалидами.

Определением состава тургруппы подготовительная работа не завершается. Для усиления реабилитационного характера турмероприятия после предварительного обучения на каждого участника группы необходимо возложить отдельные, посильные для него обязанности; прикрепить к ним в качестве помощников-учеников детей-инвалидов.

Разжигание костра, приготовление пищи на костре, установка палаток — все это инвалиды могут и должны делать сами при минимальной поддержке со стороны здоровых членов тургруппы. Это способствует закреплению навыков по самостоятельной организации быта в экстремальных условиях, повышению самооценки, переоценке степени негативного влияния имеющегося дефекта на функциональные возможности организма.

Пребывание в среде инвалидов, пользующихся равными правами, способствует снижению эгоцентризма. Поэтому важно, чтобы инвалид, в обычной жизни «объект заботы» со стороны окружающих, сам активно взаимодействовал с другими инвалидами и здоровыми людьми в целях жизнеобеспечения группы.

Несмотря на известные сложности в организации инвалидного туризма, материальные затраты, польза от оздоровительного влияния природной среды и физической активности на свежем воздухе как для взрослых, так и детей-инвалидов очевидна.

Прежде всего, кардинальная смена обстановки; расширение и изменение круга общения; позитивное влияние группы; функционирование в группе, состоящей из равных по социальному статусу лиц; наблюдение за успехами других; изменение социальной роли за счет перехода от роли опекаемого к роли активного субъекта взаимодействия. Кроме того, происходит повышение жизненного потенциала за счет приобретения нового жизненного опыта, освоения новых знаний и умений, а также расширения среды обитания в плане освоения новых природно-климатических зон и новых видов жизнедеятельности.

А. Смагин

Источник