О пользе соли для дошкольников

О пользе соли для дошкольников thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №113 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Удивительная соль»

Выполнила: Перова Светлана Валерьевна,

Чебоксары 2018г.

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

 Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. 

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Без попа, что без соли. Без попа не приход.

Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

Без соли невкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли стол кривой.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба – худа беседа

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

Показать презентацию «Как добывают соль» – А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение». – Наша планета очень богата солёными место рождениями.

Люди научились добывать соль различными способами

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. 

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель: – Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

– А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

. И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

– Если мы с вами посмотрим на соль.

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

– А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

– Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

– Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

– Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».

Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами – цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

дети рисуют елку)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается!

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/

.- Давайте вспомним и скажем

. Откуда берется соль? (соль – люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)

– Как вы думаете ребята

. Соль полезна или вредна? (соль полезна)

– Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

 Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.

Согласны ли вы с утверждением, что соль – удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в шкатулке, что – то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.

Источник

Её величество –соль!

( из опыта работы по здоровьесбережению в ДОУ)

МБ ДОУ  «ЦРР- детский сад №99»  г. Чита.

Воспитатель-эколог Калуга  Н. В.

         Согласно данным Минздрава в России на 2013г,  на каждые 100  тысяч    детей  дошкольного возраста, приходится свыше 119 тысяч болезней органов дыхания. Это означает, что фактически каждый ребёнок имеет проблемы с лёгкими в той или иной форме. Впоследствии многие из них перерастают эту болезнь, однако статистика и у взрослых неутешительна: заболевания дыхательной системы сохраняется ровно у трети населения. Наш детский сад посещают дети с заболеванием органов дыхания, поэтому мы педагоги активно внедряем различные здоровьесберегающие технологии для укрепления и профилактики здоровья. Одним из таких методов является оздоровление солью.

     Ещё с древних времён, человек осознал, какое важное значение  в его жизни имеет соль.  Удивительно, как много о значении  и пользе соли говорится  во множестве старинных, сохранившихся до наших дней  пословицах, поговорках и загадках:

Соли нет, так и слова нет.

Без соли и стол кривой.

Без соли и хлеб не естся.

Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

Несолено есть – что с немилым целоваться.

Хоть бы песок, лишь бы солил.

Соли не жалей, так и есть веселей.

Каждому телу необходимы солнце и соль!

Несолоно хлебавши.

Хлеб да соль. (Россия, Украина – поговорка)

За хлеб-соль не платят!

Дурное слово не за хлебом-солью сказано.

Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!

От хлеба–соли не отказываются.

Хлеб-соль и разбойника смиряет.

Хлеб-соль не бранится.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

        В чём же тут дело? Почему простая поваренная соль, имеет такое  громадное значение для жизни и здоровья человека ?   Соль является незаменимым дополнением пищевым продуктом, одним из важнейших факторов физиологических процессов, проходящих в человеческом организме : это составная часть крови ; в желудочных соках способствует образованию соляной кислоты, которая нужна организму для пищеварения,  кроме того соль является мощнейшим антибактериальным средством.

 Как показывает практика, эффективным средством закаливания  в дошкольном детстве является хождение босиком  по солевым  дорожкам.  Положительный эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребёнка, богатую нервными окончаниями. Процедура проходит  следующим образом: ребенок встает ногами на первую салфетку, смоченную солевым раствором. Затем переходит на вторую влажную, стирает соль с подошвы ног, и проходит на сухую, вытирая ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета т.е. проводится нехитрый массаж стоп-  стопа легко разминается и разогревается от естественных упражнений. Поэтому дети, сначала проходят по “чудо” – коврикам ( коррекционным дорожкам), которые   изготавливаются из различного бросового и природного материалов: фломастеров, пробок от бутылок, пуговиц, галек,  шишек. Такие упражнения  очень нравятся всем детям и проводятся обычно как гимнастика после дневного сна.

 В общую работу по здоровьесбережению в ДОУ введено в повседневное использование соляных ламп , которые благотворно влияют на здоровье, укрепляют иммунитет и повышают жизненный тонус  сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Способствует спокойному сну у детей, снимает усталость, укрепляет организм.

На занятиях по художественно-творческой деятельности,  так же используется соль , но уже как средство для развития творческих способностей  детей, рисование солью способствует развитию мелкой моторики, а также благотворно влияет на весь организм, ведь ребёнок при этом вдыхает соляные пары.

    Кроме того, на занятиях по экологии, провожу исследовательскую деятельность, опыты эксперименты с солю: вместе с ребятишками мы ищем ответы на вопросы- откуда берётся соль? Почему она важна для организма человека и чем может навредить? Какая разная она бывает … Детям старших возрастов интересно было исследовать соль как полезное ископаемое: был разработан и вынесен на обсуждение подробный план деятельности, поставлена цель: изучить свойства соли, качества соли, нахождение в природе и способы  её добычи . Выдвинули  гипотезу -если мы проведём исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли, как полезном ископаемом и выявим качества соли. Так же наблюдали, как влияет соль на рост растений.

Так же ,маленькие лаборанты добывали питьевую воду из соленой воды. Этот опыт ребят заинтересовал, теперь они смело могут ехать на море и не бояться жажды!  Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента- «выращивание соляного кристалла».

Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес.    

    Таким образом , мы решаем несколько задач воспитания дошкольников- развиваем познавательный интерес, устойчивое желание экспериментально-поисковой деятельности и воспитание здорового образа жизни через соблюдение правил здоровьесбережения в общем образовательном процессе.

Источник

Проект опытно-экспериментальной деятельности

Средние группы № 3 и № 4.

«Расскажи, и я забуду.

Покажи и я запомню.

Дай попробовать, и я пойму.»

Восточная мудрость

Цель работы: исследовать свойства соли, пользу и вред соли для человека.

Задачи исследования:

  • Формировать представления у воспитанников о видах соли, её свойствах.
  • Расширить представления воспитанников о значении соли в жизни человека, её пользе и вреде.
  • Познакомить с тем, каким способом добывается соль в мире и в нашей стране.
  • Расширить кругозор воспитанников на основе исторического материала, доступного для их понимания.
  • Развивать наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику.
  • Воспитывать бережное отношение к соли, желание работать малыми группами

Объект исследования: соль и её свойства.

Предмет исследования: значение соли для человека.

Историческая справка: что такое соль?

Соль – это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде, один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу.

Соль – самая древняя из специй.

Слово соль произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals», означающего «море».

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих видов продовольствия можно обойтись. Без соли – нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.

Из книг мы узнали, что в древности охотники видели, как животные лизали солонцы – белые кристаллы каменной соли, выступающие где-то из-под земли. Они попробовали добавлять соль в пищу, она становилась вкуснее.

А ещё люди прятали добытое впрок мясо в морскую воду, чтобы защитить его от хищных птиц и насекомых, от этого мясо приобретало вкус.

Раньше соль была дорогим товаром. в Древнем Риме караваны с солью сопровождали отряды воинов.

У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком, подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно-хлебавши». Соль подавали в дорогих солонках, к ней относились очень уважительно и придавали ей множество мистических свойств. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Актуальность: дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследуя соль, мы хотим всё о ней узнать, т.к. мы часто используем ее, но мало о ней знаем.

Гипотеза: мы высказали предположение, что соль необходима всему живому.

Методы исследования:

  • занятия/ознакомление с окружающим и познание себя, развитие речи, рисование, лепка, аппликация
  • беседы
  • опыты
  • эксперименты
  • наблюдения
  • игры
  • экскурсии
  • моделирование

Время проведения: краткосрочный.

Предполагаемый результат:

  • У воспитанников будут сформированы представления о значении соли, её свойствах, видах, о добыче соли и её необходимости для жизни человека.
  • Развивается познавательный интерес воспитанников в процессе исследовательской, творческой деятельности.
  • Совершенствуется стиль партнерских взаимоотношений между детьми, развиваются коммуникативные навыки, речь, обогащается словарный запас
  • Обогащаются отношения родителей и детей опытом диалогического эмоционально насыщенного общения и совместной творческой деятельности.

Презентация результатов совместной деятельности педагогов групп № 3 и № 4 с воспитанниками по теме: «Эта загадочная Королева Соль».

О пользе соли для дошкольников

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

– изучение необходимой литературы;

– планирование проекта;

– подбор методов и приемов;

– постановка проблемных вопросов: «Что такое соль?», «Откуда соль взялась?», «Какая бывает соль?», «Соль – друг или враг?», «Значение соли в жизни человека?», «Свойства соли?»;

– разработка заданий для родителей.

2. Основной этап:

– Дидактические игры «Определи по вкусу», «Что лишнее», «Где живёт соль?», «Так бывает или нет?»

– Подвижные игры «Море волнуется раз»

– Сюжетно-ролевые игры «Повар», «Семья», «Больница»

– Словесные игры «Что было бы если…», «Мама улыбнулась, потому что …», «Соль нужна потому что …»;

– Беседы «Как добывают соль?». «Почему соль разного цвета?». «Эта удивительная соль». «Польза и вред от соли».

– Наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль»

– Чтение художественной литературы: слушание сказок про соль, заучивание пословиц, поговорок про соль, отгадывание загадок

– Опыты, эксперименты: «Соль – это кристалл». «Соль растворяется в воде», «Эффект мёртвого моря», «Цветное настроение», «Снежная веточка», «Выращивание кристаллов», «Рыбалка»

– Изготовление подарков для папы «Галстук»

– Изготовление поделок из солёного теста

– Фотогазета «Наши дети в соляной комнате»

– Рисунки и аппликация детей совместно с родителями «Мое настроение»;

– Совместное экспериментирование детей и родителей: «Выращивание кристаллов», «Кристаллизация ветки», «Окрашивание соли и декорирование прозрачных ёмкостей»

– Подбор и разучивание стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок

– Оформление выставки «Эта загадочная Королева Соль»

3. Заключительный этап:

– показ открытого занятия «В гостях у Королевы»

– оформление буклета «Соль-друг, соль-враг»

– организация и проведение презентации выставки «Эта загадочная Королева Соль»

– презентация «Юные экспериментаторы»

– оформление выставки «Чудеса своими руками»;

– презентация «Игрушки-веселушки».

Источник