О пользе природы для детей

О пользе природы для детей thumbnail

Автор: Наталья Устинова, фото: pixabay.com

Природа ― важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег), с которыми дети так любят играть. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ проанализировала, как общение с природой влияет на наших детей

О пользе природы для детей

Природа, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, реже болеют, более дисциплинированны и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешенны. Те же, кто живет в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Как же всё-таки родителям организовать детское общение с окружающим миром?

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешит по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

В-четвертых, много радости принесёт ребенку наблюдение за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на любой полянке. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

В-пятых, предложите ребёнку сравнить форму, величину, окраску листьев сначала с одного дерева, потом с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребёнком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый или с самым длинным черенком… Обратите внимание ребёнка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков у цветов.

Какая польза от общения с природой для развития ребёнка?

У детей до 6 лет общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность. Детям от 6 до 12 лет природа помогает находить взаимосвязь между различными явлениями, развивает их наблюдательность, рациональность мышления. В подростковом возрасте общение с природой способствует формированию общественного сознания, возникновению чувства ответственности, свободы, независимости и уверенности.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут увидеть и понять природные явления, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений по дороге в детский сад, школу или на прогулке.

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики.

Читайте также:  Жженый сахар при кашле у ребенка польза и вред

Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать. Поэтому родители должны предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: можно поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши. Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов, они не только гармонично развивают ребёнка, но и помогают родителям проводить с пользой больше времени со своими детьми.

Источник

Продвинутые родители знают, что нужно поощрять природную любознательность ребенка. И вот к услугам чада – яркие игрушки, развивающие пособия, гаджеты с доступом в интернет, кружки и спортивные  секции, а главное – расписание, чтобы всюду успеть и получить на выходе гармонично развитую личность.

Однако эти условия для познания мира искусственны, тогда как из виду упускается естественная площадка для развития: природа. Такое мнение высказывает в своей книге «Последний ребенок в лесу» американский журналист Ричард Лоув.

Некоторые идеи, озвученные Лоувом, не кажутся новыми – их давно восприняли те, кто заботится о здоровье детей. Так, многие родители уверены в пользе отдыха детей на море, а дилемму куда пойти с ребенком часто разрешают в пользу прогулок по паркам и выездов на природу.

Однако новаторской выглядит мысль о том, что тесный контакт с природой влияет на психологическое развитие детей, побуждает их к творчеству, усиливает воображение, умножает интеллект, развивает способность чувствовать.

Лоув, опираясь на собственный опыт и исследования ученых, приходит к выводу, что природа – та многообразная и богатая среда, где ребенок может черпать ресурс для интеллектуального и эмоционального развития. Попробуем разобраться, как применить эти идеи на практике без переезда всей семьей в дикий лес.

Фантазия и прогулка без игрушек

Умение детей не скучать без игрушек знакомо всем: детвора использует листья деревьев вместо денег, возводит крепости из песка и устраивает среди кустов тайное убежище.

Природа, все ее составляющие – деревья, высокая трава, яркие цветы, почва, вода, животные, птицы, насекомые – лучшие условия для творческой игры. Подобранная на тропинке шишка может стать гранатой или попасть в импровизированный «суп», сухая ветка послужит ружьем для охоты на дикого зверя, а камень, под которым спряталась ящерка, легко превратится в пещеру с драконом.

Неорганизованная и неоднородная природная среда на каждом шагу дарит сюрпризы, вдохновляет ребенка на поиски и открытия. В книге Лоува приводятся наблюдения, что такой контакт ребенка с природой приводит к повышению собранности, концентрации внимания, наблюдательности

Совет: позвольте детской игре быть бесцельной. Это даст простор фантазии и позволит ребенку следовать за своим любопытством.

Интеллект и непосредственный опыт

Система образования вооружает детей в основном теоретическими знаниями. По мнению Лоува, это способствует угасанию исследовательского интереса в детях. И наоборот: знания, полученные на собственном опыте, вызывают рост интеллекта.

Стоит ребенку самому взяться за какое-то дело, и ему приходится мобилизовать свои силы и навыки, принимать решения, экспериментировать, делать выводы. Природа дает для этого неограниченные возможности.

Одним из таких развивающих занятий журналист называет строительство домов на деревьях, замечая при этом, что дети склонны строить разного рода укрытия. Любопытны наблюдения, что в таких играх лидерство принадлежит не физически развитым детям, а тем, кто имеет богатое воображение. Полученное в играх на природе умение мыслить нестереотипно пригодится ребенку и при решении других задач.

Совет: старайтесь минимально вмешиваться в детскую игру, давая ребенку возможность приобретать собственный опыт.

Созерцание и спокойствие

Терапевтическую ценность картин природы давно подметили поэты и йоги, да и обычные люди не раз замечали, как их успокаивает созерцание пейзажей. Теперь и ученые взялись за этот вопрос. Есть данные, что отдых среди зелени полноценнее, чем отдых перед телевизором или на современной детской площадке.

У детей, которые хотя бы через окно могут видеть зеленые насаждения, уменьшаются симптомы дефицита внимания. К тому же контакт с природой вызывает широкую гамму эмоций, вплоть до изумления и безудержного восторга.

Совет: старайтесь не просто бывать с детьми на свежем воздухе, а переносить прогулки из асфальтированных дворов в зеленые зоны.

Здоровье и любовь к природе

Укрепляясь в мысли о важности непосредственного контакта человека с природой, мы неизбежно приходим к выводу, что необходимо прививать детям бережное отношение к природе.

Даже обычный пикник в лесу может стать примером того, как отдохнуть и не навредить ни растениям, ни животным. Пусть игры на свежем воздухе для детей включают в себя элементы заботы: посадить цветок или деревце, забинтовать сломанную ветку, убрать с дороги неосмотрительного лягушонка.

Читайте также:  Польза и вред брокколи для организма

Это маленькие, но важные шаги к экологической безопасности всей планеты, а значит – к здоровью наших детей и внуков.

Источник

Галина Атониязова
Роль природы в жизни маленького ребёнка

Роль природы в жизни маленького ребёнка неоценима, но сам ребёнок постигать природу не может. С ним надо работать, его надо направлять. Его следует научить видеть и чувствовать всё происходящее вокруг. Для этого нужны наблюдения за ближайшем окружением. Наблюдения обогащают представления и знания ребёнка об изменениях, существующих в природе, жизни животных, растений, птиц, насекомых. Маленькому ребёнку нужен определённый набор знаний о неживой природе. Ребёнок познаёт зависимость образа жизни людей, животных об этих изменениях. Наблюдения сами по себе бывают случайными, неожиданными и целенаправленными, специально организованными. Важно знать, что каждый день в природе неповторим, и взрослый должен использовать любой момент для наблюдения за природными явлениями, за птицами, животными, растениями.

Например, гуляем с малышом на улице, а у кормушки обедают синички. И как тут не остановиться? Обращаем внимание малыша на птичек, на их внешний вид, на то, что они едят. Говорим ребёнку, что пугать птичек нельзя, так как они хотят есть. Вот так совсем неожиданно ребёнок получает знания о птичках, видит их, узнаёт о кормушке, которую придумал человек, заботясь о птицах. В следующий раз, собираясь гулять, необходимо взять с собой корм для птичек, и этим показать ребёнку свою заботу о них. Если увидите на улице собаку или кошку остановитесь – рассмотрите, понаблюдайте, как ходят по земле, прыгают, бегают и т. д. Необходимо побуждать своего ребёнка выражать не только восхищение животными, птицами, рыбками, но и желание заботиться о них.

Природа в жизни ребёнка раннего возраста – это красота, множество красок и их оттенков. Роль взрослого сводится к поддержанию интереса о данной красоте, в подаче знаний о деревьях, траве, цветах, животных и птиц.

Наблюдая за сезонными явлениями, обращаем внимание ребёнка на объекты (травка зелёная, листья на деревьях, снег идёт, ручейки появились и т. д.). Не забываем обращать внимание – как красиво всё вокруг! Как весело и легко прыгают птицы! Наблюдая за тем или иным объектом читаем малышу стихи.

Например: идёт снег –

Снегопад, снегопад

Снежинки в воздухе летят,

Снежинки на земле лежат

Скоро белым станет сад.

Увидели весной воробушка –

Воробей с берёзы на дорогу прыг

Больше нет мороза

Чик – чирик!

Природа в жизни малыша – сформированность понятий и представлений ребёнка о смене времён года, зависимости жизни животных и человека от этой смены, закреплении умений вести себя в природе, воспитание нетерпимости к бессмысленной порчи деревьев и кустарников, травы и цветов и т. д., стремление ухаживать за животными и птицами, обогащение знаний о неживой природе.

Для закрепления наблюдений в природеиспользуем художественные произведения для детей младшего дошкольного возраста: Е. Чарушина «На нашем дворе», В. Бианки – его короткие рассказы о птицах и животных, З. Александровой «Утром», Л. Толстого «Слушай меня, мой пёс», С. Маршака «Сыплет, сыплет снег» и прочее.

В работе с ребёнком часто используем стихи, песни, сказки, потешки, загадки, пословицы, прибаутки.

В этом возрасте мы наблюдаем за животными: кошка, собака и их детёныши. Можно и за другими домашними животными, если есть возможность.За птицами: голуби, воробьи, вороны, синички, утки, гуси, куры.За насекомыми: бабочки, майские жуки, божьи коровки, червяки.За деревьями: ель, берёза и те, которые растут вблизи нашего дома.За кустарниками: сирень, смородина; за травянистыми растениями и цветами. За фруктами и овощами.

Цель всех этих наблюдений узнать по внешним признакам цветы, траву, деревья, кустарники, овощи, фрукты, а также распознавать их по вкусу. У животных и птиц называть части тела, основные признаки по сходству и различию, способ передвижения, уметь находить их на картинках.

Все эти наблюдения способствуют умственной и речевой активности ребёнка, вызывают у него интерес к природе, желание узнавать больше и больше.

Источник

Игры очень важны в жизни детей. Они учат их взаимодействовать с миром и быть его частью. Однако все больше современных детей, растущих в городах, перестают проводить время на улице. Не выходя на свежий воздух, они лишают себя огромного количества тех преимуществ, которыми игра на улице обеспечивает их физическое, психическое и эмоциональное состояние.

«Природный дефицит» и как его избежать

Когда дети играют на улице, они общаются с природой. Отсутствие контакта с окружающим миром в XXI веке настолько значительно, что привело психологов к обсуждению такого психологического расстройства, как «природный дефицит». Этот дискомфорт связан с такими проблемами и отклонениями в детском развитии, как недостаток концентрации, гиперактивность, ожирение, депрессия и беспокойство.

Читайте также:  Газовые уколы вред и польза

Способ решения этой проблемы на самом деле очень прост: позвольте детям проводить достаточно времени на природе. Убеждайте и заставляйте их выходить на свежий воздух.

Смена темпа

Даже простое наслаждение природой, такое, как наблюдение за птицами и насекомыми, прикосновение к листьям и траве, и другие похожие занятия благосклонно сказываются на развитии ребенка. Кроме того, игра на открытом воздухе позволяет детям расслабиться и отдохнуть в спокойной обстановке. Это отличное изменение интенсивности нагрузки на психику. Оно отвлечет детей от постоянной зависимости от электронных устройств.

Психологи уверяют: игры на природе могут положительно повлиять на развитие внимания и навыков концентрации, которые необходимы для достижения успеха в школе и жизни.

Простые советы родителям

Что касается полезных советов для родителей, им стоит обратить внимание на традиции воспитания детей в скандинавских странах. Финляндия, Норвегия, Швеция и Дания регулярно занимают первые места не только среди самых благополучных государств мира, но и в списках стран с самым счастливым населением значатся первыми.

У скандинавов любовь и бережное отношение к природе воспитываются с раннего детства. В детских садах и школах Норвегии популярна поговорка, которую особенно часто приходится повторять родителям-иммигрантам: «не бывает плохой погоды – бывает неправильная одежда». Дети этих северных стран проводят огромное количество времени на свежем воздухе практически в любую погоду. Даже уроки в скандинавских школах часто проводят на улице.

В финских школах, которые, кстати, считаются одними из лучших в мире, учителя не рекомендуют детям посещать множество кружков и репетиторов, а советуют родителям позволят своим чадам познавать внешний мир в процессе игр на свежем воздухе.

Японцы приучают детей к самостоятельности очень рано. В шесть-семь лет их отпускают в соседние парки без присмотра и даже в общественном транспорте малыши часто ездят самостоятельно. В реальности российских городов такой самостоятельности не каждый родитель решится научить, однако стоит начать отпускать детей на детские площадки и лужайки самостоятельно, при этом присматривая за ними со стороны. Родители должны позволить малышам разрешать все возникающие конфликты самостоятельно, разумеется, сохраняя контроль над ситуацией. Это научит детей не бояться проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

Главные преимущества игр на открытом воздухе

Давайте кратко рассмотрим основные преимущества игр на свежем воздухе для детей всех возрастов:

  • На природе дети могут чувствовать себя свободно во время игры, даже когда их родители находятся рядом. Это полностью отличается от времяпрепровождения в доме.
  • Игры на свежем воздухе стимулируют физическое развитие. Дети могут тренироваться, бегать, прыгать, а также получать и развивать новые навыки.
  • Дополнительная физическая активность позволяет им высвобождать энергию и напряжение. Именно поэтому после игры на улице дети возвращаются домой расслабленными и лучше спят.
  • Регулярные игры на природе могут предотвратить детское ожирение, так как с их помощью много калорий сжигается естественным и здоровым способом.
  • Кроме того, игра на открытом воздухе питает воображение и развивает креативность. Дети придумывают новые игры с минимальными затратами ресурсов – в ход идет все: от палочек до листиков и камней.
  • Контакт с природой укрепляет детскую иммунную систему. Малыши становятся более устойчивыми ко всем видам бактерий, возможным аллергенам и даже вирусам.
  • Дети учатся приспосабливаться к различным погодным условиям, от солнца до дождя и ветра.
  • Регулярное пребывание на солнце необходимо для усвоения витамина D и кальция, который укрепляет растущие кости детей.
  • В идеале на природе дети легче вступают в контакт с другими ребятами, что помогает им развивать навыки общения и совместной деятельности. Это помогает заводить друзей, управлять своими эмоциями и справляться с любыми возможными конфликтами.

На улицу – в любом возрасте!

Родителям не нужно ждать, пока дети станут достаточно взрослыми, чтобы получать удовольствие и пользу от пребывания на свежем воздухе. Даже младенцам с самых первых дней жизни полезно быть на воздухе. Именно поэтому молодым родителям советуют совершать регулярные прогулки по улице со своими новорожденными детьми.

Природа позволяет малышам сталкиваться со множеством новых ситуаций, которые невозможно воплотить в ограниченном пространстве или на экране телевизора.

Польза для всей семьи

Родителям также полезно проводить время на природе. Это позволят снять стресс, дать мозгу необходимое время передохнуть и запастись кислородом. Кроме того, если проводить время всей семьей на природе, улучшатся динамика отношений. В такой ситуации мы делимся и наслаждаемся общими моментами веселья и радости.

Игры на свежем воздухе обладают множеством преимуществ для младенцев, детей и подростков. Конечно, родителям важно следить за своими детьми, особенно если они играют в больших парках, на пляжах или открытых детских площадках, где легко потеряться. Но делать это нужно ненавязчиво, сохраняя дистанцию.

Источник