О пользе и вреде вина самый короткий трактат ибн сины

О пользе и вреде вина самый короткий трактат ибн сины thumbnail

«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих» ) — самый короткий трактат Ибн Сины.

Сам трактат я не нашла, но я так поняла, что это – примерный перевод.

ШАРАБ – ВИНО
Сущность
Под [словом шараб] я разумею вино
Свойства.
Оно уравновешивает излишки из разряда желчных, а свежий набиз, так же как густой и мутный, вызывает в сосудах переполнение и скопление незрелых соков.
Выбор.
Лучшее вино — старое, жидкое, прозрачное, светлое, виноградное. Принимать его следует в различных [количествах] , соответственно натуре. Так, [например] , юношам [полезно] небольшое количество его с гранатовым [соком] , а старикам [лучше пить . его] , как оно есть, не разбавляя. Но лучше всего человеку пить вино в умеренном количестве, ибо в злоупотреблении им заключается великий вред. Юношам, когда они пьют старое вино, лучше всего [при этом] пить воду, чтобы ослабить крепость вина и его вредные свойства.
Косметика.
Вино улучшает [цвет] кожи, а некоторых людей делает тучными. С упомянутыми [в соответствующем месте] лекарствами оно очищает кожу.
Язвы.
Вином поливают злокачественные и разъедающие язвы, к которым текут излишки и это помогает. Если промыть свищ вином, это приносит пользу; то же [относится] и к молочным язвам.
Органы головы.
Вино опьяняет, погружает в сон, отнимает память и притупляет душевные силы.
Орудия с суставами.
Постоянно пить вино вредно для нервов, и это вызывает трясение, а длительное ежедневное опьянение причиняет расслабление и слабость нервов. Что касается вина с медом, то оно помогает от болей в суставах.
Органы глаза.
Ибн Масавайх говорит, что очень старое вино вредно для зрения. Лекарства от крыловидной плевы замешивают на старом вине. С вином растирают глазное лекарство, именуемое кайсар, и смазывают им хроническую крыловидную плеву; это помогает.
Органы груди.
Вино усиливает теплоту и бодрит сердце, а сладкое вино очищает протоки в легких и делает ровным дыхание.
Органы питания.
Вино быстро спускается и переваривается, хорошо питает, но иногда вызывает тошноту и рвоту, чем очищает желудок от излишков. При умеренном употреблении оно вызывает аппетит к еде, но злоупотребление им порождает закупорки в печени и в почках. Умеренное употребление вина способствует прохождению пищи, улучшает пищеварение, ускоряет превращение ее в кровь и восстанавливает притупившийся аппетит.
Органы извержения.
Что касается белого жидкого вина, то оно сильно гонит мочу и хорошо [помогает] от жжения в мочевом пузыре; а старое вино вредно для мочевого пузыря. Вино, подслащенное медом, смягчает естество, а вино, разбавленное морской водой, пучит и послабляет желудок, но прекращает расслабление заднего прохода. Вино с медом полезно от боли в матке. Вино с водой сильнее гонит [мочу] , чем чистое; что же касается сладкого вина, то оно не гонит [мочу] . Разбавленное вино вредно для кишок, так как оно их расслабляет и раздувает, а чистое вино укрепляет кишки своим вяжущим свойством, согревает их и рассасывает вздутие.
Яды.
Старое вино в виде питья или обмывания помогает от укусов всех гадов, а вино, разбавленное морской водой, полезно тому, кто принял усыпляющего яда, кто выпил окиси свинца, поел ядовитых грибов или подвергся укусам холодных гадов.
Вознесем же хвалу Аллаху, который сделал вино лекарством, помогающим прирожденным силам.

Источник

О старых винах и
 об их полезности

  Я под словом напиток имею в виду вино. Хотя это на вид кажется просто, однако в действительности не всем ясно, поэтому мы упоминаем об этом в Фармакопее. Количество приема виноградного вина должно быть различно в зависимости от возраста пьющего, от времени года, от привычки, от натуры и крепости вина.

 Питье вина не должно быть для утоления жажды; его также не следует пить за едой. Пищу следует принимать несколько ранее, затем подождать около двух часов, потом следует пить, ибо питье вина сразу после еды или прием пищи после питья вина — самая вредная вещь!

Это порождает дурные заболевания, самое легкое из которых джараб – экзема.

Что же касается опьянения, то оно вредно при всех обстоятельствах, особенно если оно происходит постоянно, ибо оно оказывает разрушающее действие на нервы; поэтому если оно бывает постоянно, то ослабляет нервы и расслабляет дух.

 Опьянение служит также причиной острых заболеваний и даже причиной внезапной смерти. Самое лучшее, если человек употребляет вино в умеренном количестве.

После вина нужно выпить холодной воды или гранатового сока, это когда пьющий молодой человек; вода и гранатовый сок подавляют силу вина и разрушают зловредность его, особенно в летнее время.

Что же касается стариков, то им не следует пить, ибо это вредит их нервам и чувствам, за исключением тех случаев, когда вино приятного вкуса.

 Должен остерегаться вино всякий, у кого внутренние органы больны и слабы.

Человеку со здоровым телом лучше пить его в небольшом количестве в разбавленном виде.

Молодое вино помогает от затрудненного пищеварения, гонит мочу, но вызывает дурные сны. Среднее же между молодым и старым вином занимает среднее положение между теми двумя.

Поэтому нужно выбирать вино для питья в здоровом состоянии или в больном.

 Что касается, белого жидкого вина, то око легко переваривается, быстро проникает в тело и полезно для желудка.

Черное же вино густое и оно трудно переваривается; вообще среднее между этими видами является средним по своему свойству.

Сладкое вино переваривается труднее. Кроме того, белое вино бывает различной натуры: сладкое пучит желудок и запирает живот и кишки наподобие матбуха.

 Душистое вино переваривает пищу, помогает мочевому пузырю и почкам, гонит мочу и месячные, успокаивает, связывает живот и отрывает влагу.

Слабое вино менее вредно для нервов, гонит мочу и умеренно смягчает желудок.

 Что же касается вина, в которое добавляется гипс, то оно вредит нервам и мочевому пузырю, вызывает головную боль и какое-либо повреждение.

 Оно плохо действует на лиц, страдающих кровохарканьем.

 Что же касается вина, в котором имеется зифт и смола пинии, то оно согревает, перева­ривает пищу, но не подходит для страдающих кровохарканьем.

Вино, в котором имеется ушна, сразу же оказывает сильно успокаивающее действие; если раз-

 мочить в вине ушную серу, то оно из-за этого вызовет опьянение.

 Что же касается вина, к которому примешан сгущенный сок айвы, то оно менее вредно.

Читайте также:  Рыба муксун польза и вред

Всякое вино, когда оно чистое, ни с чем не смешанное и несколько вяжущее, согревает, быстро проникает в тело, укрепляет желудок, усиливает аппетит, к еде, умножает соки, укрепляет тело и улучшает цвет лица. Если пить его в достаточном количестве, то оно помогает от выпитого фурбийуна.  Помогает оно также от выпитых холодных смертоносных веществ, таких, как болиголов  пятнистый, опий, ядовитые грибы и др.

 Уравновешенное вино помогает от укуса насекомых, убивающих своим холодным ядом; оно помогает также от жжения под ребрами, от расслабления и слабости желудка, от влаг, стекающихся  в кишки и в живот.

Оно полезно также для тех, у кого медленно выделяется пот, особенно, если оно старое и ароматное.

 Старое сладкое вино полезно от заболеваний мочевого пузыря и почек; оно помогает также от нарывов и опухолей, если обмакнуть в него клочок немытой шерсти и наложить на них.

Вино, приготовленное из дикого черного винограда с вяжущим свойством, полезно для тех, в чей желудок и кишки стекают излишки и кто подвержен другим заболеваниям, при которых возникает необходимость в связывании, в накоплении и отрывании текучей материи.

Источник

Советы врача, жившего 1000 лет назад, актуальные и сейчас

Главным делом жизни для Авиценны была медицина. В 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары. И с тех пор Ибн Сина был придворным врачом многих правителей Востока. Недаром современники называли его «князем врачей». Сам Авиценна в своей биографии так написал о своем пути в медицину: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Ибн Сина оставил потомкам множество книг по медицине, а его «Трактат врачебной науки» стал второй печатной книгой после Библии и служил хрестоматий для врачей в течение 600 лет. Советы Авиценны о том, как прожить здоровую жизнь, написанные1000 лет назад, актуальны и в XXI веке.

О физической активности:

«Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни…

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни…

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений…

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима».

О здоровом питании:

«Самая плохая пища та, которая обременяет желудок, а плохое питье то, когда оно переходит умеренность и наполняет желудок доверху… Если было съедено слишком много, то на следующий день нужно оставаться голодным…

Хуже всего мешать разнообразную пищу и есть слишком долго…

К вреду, причиняемому очень вкусным кушаньем, относится то, что его можно съесть слишком много…

Легкая пища больше сохраняет здоровье, но менее поддерживает силу и крепость, а тяжелая пища – наоборот…

Количество пищи должно быть таким, чтобы она не обременяла, не растягивала оконечностей ребер, не раздувала живота, не урчала и не всплывала наверх… Кроме того, после нее не должно наступать тошноты, «собачьего аппетита», упадка сил, одури, бессонницы…

Лучше перепить, чем переесть…

Умерен будь в еде – вот заповедь одна, Вторая заповедь – поменьше пей вина».

О вреде и пользе вина:

«Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть…

Вино – наш друг, но в нем живет коварство: Пьешь много – яд, немного пьешь – лекарство. Не причиняй себе излишеством вреда, Пей в меру – и продлится жизни царство…

Вино – твой друг, пока тверез, а если пьян – то враг, Змеиный яд оно, когда напился как дурак.

Чем реже рука поднимает застольную чашу вина, Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она».

О здоровом сне:

«Здоровым людям необходимо обращать должное внимание на сон. Их сон должен быть умеренным по времени, а не чрезмерным; им следует остерегаться вреда от бессонницы для мозга и для всех их сил…

Сон укрепляет все естественные силы… А чрезмерный сон производит нечто противоположное всему этому. Он порождает вялость душевных сил, тупость мозга и холодные болезни… Метаться в постели между бодрствованием и сном – самое худшее из всех состояний…

Спать на пустой желудок нехорошо, это ослабляет силу. Также вредно спать с переполненным желудком… Ибо такой сон будет не глубоким, а беспокойным…

Знай, что одеяло и высокая подушка содействуют здоровью. Короче говоря, члены должны располагаться так, чтобы голова была выше ног…

Самым лучшим положением во время сна считается, когда сон начинается с лежания на правой стороне, а затем происходит поворот на левую. Если сон начинается с лежания на животе, то это хорошо помогает пищеварению… На спине спят обычно люди, ослабевшие от болезни… Такие люди спят также с открытым ртом из-за слабости мышц, сжимающих обе челюсти…”

О здоровом жилье…

“Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, какова там вода… Он должен знать, доступно ли данное место ветрам или находится в котловине, и какие там ветры — здоровые ли они и холодные…

Затем следует, чтобы окна и двери выходили на восток и на север; а также, чтобы солнце достигало в них любого места…

Ему надлежит дознаться, каково состояние местных жителей в отношении здоровья и болезни… “

Искусство сохранить здоровье:

«Основное в искусстве сохранения здоровья – уравновешивание необходимых, общих факторов. Они суть:

1) уравновешенность натуры,

2) выбор пищи и питья,

3) очистка тела от излишков,

4) сохранение правильного телосложения,

5) улучшение того, что вдыхается через нос,

6) приспособление одежды,

7) уравновешенность физического и душевного движения.

К последнему относятся в какой-то мере сон и бодрствование…»

Источник

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на [1] (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎ — abu ali hossein ebn-e abdâllah ebn-e sinâ, тадж. Абуалӣ Ҳуссайн ибни Абдуллоҳ ибни Сино), Ибн Сина (перс. ابن سینا‎ — ebn-e sinâ, тадж. Ибни Сино — отсюда «Авиценна»; родился в селе Афшана близ Бухары, 18 июня 980 года — умер в г. Хамадан, 16 августа 1037 г.) — таджикский[2] [3] философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. В ряде стран известен под латинизированным именем Авице́нна.

Читайте также:  Все о пользе травы иван чай

Дата рождения: 980 год
Место рождения: Бухара
Дата смерти: 1037 год
Место смерти: Хамадан
Направление: Восточный аристотелизм

Основные интересы:
медицина, философия, астрономия, химия, геология, логика, поэзия

Биография

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет.

Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его.

Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.
Лекарство для бессмертия

По преданию, почувствовав близкий конец, Ибн Сина решил дать бой смерти. Он приготовил 40 снадобий, которые надлежало последовательно применить в случае его смерти, и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки.

Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя

 Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Основные медицинские произведения Ибн Сины:
«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами.

Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.
«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
«Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии.

Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

Читайте также:  Крылья кфс польза и вред

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи.


Астрономия

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.
Память

В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. В Таджикистане в его честь названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее известная как Пик Ленина.

Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран

«ТАЛАНТЛИВЫЙ человек талантлив во всем». Эта хорошо известная истина имеет прямое отношение к Абу Али Ибн Сине, родившемуся в 980 году в селе Афшана вблизи Бухары. Его настоящее имя — Хусейн. С годами для народов Средней Азии он стал Ибн Синой, а в Европе — Авиценной. В талантах «бессмертного великого мыслителя», коим величают Ибн Сину, прозрения в философии и медицине, естествоиспытаниях и математике, поэзии и литературоведении.

Неудивительно, что свои медицинские открытия Ибн Сина изложил в стихотворной форме в виде поэмы. И опять-таки сделал это с умыслом: в форме стиха наставления лучше воспринимаются и запоминаются потомками.

Поэма о медицине (Урджуза), написанная рукой Ибн Сины, жива и сегодня. Место ее пребывания — Институт востоковедения Академии наук Узбекистана (г. Ташкент). Это второй по объему и значимости медицинский труд Ибн Сины после знаменитого «Канона врачебной науки». В XII веке поэму перевели на латинский язык, позже — на многие другие языки Европы. Сразу же бросается в глаза, что поэму писал врач-философ, энциклопедист, человек обширнейших знаний, человеколюб, прежде всего озабоченный тем, чтобы не навредить больному. Советы великого врача не утратили значения и в наши дни.

В природе человека Ибн Сина различал СОЧЕТАНИЕ СТИХИЙ — огня, земли, воздуха, воды, тем самым не делая особого различия между природой живой и неживой материей. По его мнению, состояние здоровья зависит от состояния особого свойства тела — МИЗАДЖА, того, что впоследствии получило название витализма, или жизненной силы, которая зависит от сочетания в человеке указанных стихий. Далее Ибн Сина большое внимание уделял СОКАМ человека, различая флегму, кровь, желчь и пневму (дух). Желчь делил на полезную и вредную — желтую и черную, откуда пошло название «желчный», то есть вредный человек, а среди органов особо отмечал печень, сердце и мозг, причем по значимости ПЕЧЕНЬ ставил на первое место. Итак, избранное поэмы о медицине…


Из вступления

Огонь священный в сердце не потух,

Пылает разум, обновляя дух.

У каждого — свое дыханье, чувство,

И в том Творца премудрое искусство.


О назначении медицины

Здоровье сохранять —

Задача медицины.

Болезней суть понять

И устранять причины.


Об элементах природы

Все, что природа накопить сумела,

Незримо входит и в природу тела,

В любом из нас стихии те четыре,

Избыток иль нехватка лишь одной

Грозят больному тяжкою бедой.

Мизаджа знание врачу всего полезней

Для постиженья и леченья болезней.

На ощупь выявляются мизаджи:

Горячий, стылый, и сухой, и влажный.


О пище

Годятся в пищу нам со дня творенья

Животные продукты и растенья.

Бывает пища кислой, терпкой, вязкой,

Горячее пристало есть с опаской.


О натурах

В мужской натуре — сухость и тепло,

А в женской — влажность холодом свело.

Те, у кого видны под кожей вены,

Натурой горячи и откровенны.

Те, у которых вены не видны,

Напротив, по натуре холодны.


О цвете волос и глаз

Мизадж у белокурого, что лед.

У темнокудрого, наоборот, — горяч.

И волос чем светлей, рыж или рус,

Мизадж тем холодней.

Уравновешен он у тех людей,

Чей волос рыжеват иль чуть темней.

Глаза те обладают острым зреньем,

Когда они полны живых лучей,

У глаз неярких зрение слабей.


Об органах

Важнейший орган — печень, и всецело

Зависит от него питанье тела.

Другой источник щедрый — это сердце,

И без него бы телу не согреться.

Мозг головной — он через мозг спинной

Сердечной управляет теплотой.

Зависит от него процесс движенья.

В мозгу таятся наши ощущенья.

По виду пневмы все различны. И

У всякой пневмы качества свои.

Кроме того, заложены от века

Семь главных сил в натуре человека.


О влиянии звезд и Солнца

Восходят звезды и горят во мгле,

Лучи их ощутимы на Земле.

Является зловещая звезда —

И гибнут люди, гибнут города.
О влиянии цвета на зрение

Для наших глаз отрады лучшей нет,

Чем темный и зеленый видеть цвет.

Напротив, ярко-желтый цвет и белый

Для зрения — губительное дело.


О пище и питье

Хвалы достойна пища, если вновь

Она заменит и очистит кровь.

Полезна рыба непременно тем,

Кто обессилен, истощен совсем.

Остры и терпки лук, чеснок, горчица,

Но польза в них великая таится.
Об опорожнении и наполнении

Наш мозг, а также каждый орган тела

Опорожнять природа повелела,

Для горла и зубов найди настой,

Чтоб полость рта блистала чистотой.

Полезны в бане мыло и вода.

Почаще мойся, не жалей труда.

Для молодых в любви ослабь запреты:

Всегда опасны юные аскеты.

Тому, кто болен иль старик седой,

Грозит любовь телесная бедой.

Едва поев, не торопись к утехам —

Подагрой наградишь себя с успехом.

Излишества в любви расстроят дух,

От них наследство — слабость и недуг.


О пульсе

Пульс у мужчин в дороге жизни всей

Быстрее, чем у женщин, и сильней.

Пульс в юности свой ускоряет бег,

Замедлен он, коль полон человек.

Зимою склонен к большему покою,

Уравновешен раннею весною.

Пульс у ребенка тоньше и быстрей.

У взрослого — замедленней, слабей.

Источник