О пользе гимнастики для пальцев

О пользе гимнастики для пальцев thumbnail

Гимнастика для пальцев – один из видов доступной разминки

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Пока тренажерные залы закрыты, самое время расширить репертуар домашних зарядок и разминок. Наверное, в мире существует не слишком много гимнастических упражнений, которые не имеют возрастных ограничений. Гимнастика для пальцев – один из таких видов физической нагрузки.

В чем польза гимнастики для пальцев?

Мелкая моторика – это скоординированные действия пальцев и кистей рук. Выполнять мелкие, точные движения у человека получается за счет того, что мозг активно координирует работу разных систем организма: мышечной, нервной, костной, зрительной.

Доказано, что от того, насколько развита мелкая моторика, зависят такие функции мозга, как речь и память. Разминая пальцы, мы стимулируем мозг к ревизии нейронных связей в области коры, что активизирует волевые функции, способность к целенаправленной деятельности.

Попеременная работа правой и левой рукой улучшают связи между двумя полушариями мозга, повышают скорость реакции. Массаж рук и пальцев стимулирует работу внутренних органов и кровообращение во всем теле.

Какие есть упражнения для кистей рук и пальцев?

Как и в любом спорте, в фитнесе для пальцев существует разминка, начальный уровень и уровень продвинутый. Постепенно тренируясь, можно дойти до невероятно ловкого владения своими пальцами и существенно повысить быстроту реакций и память.

1. Самое простое упражнение – можно растирать одну руку о другую, меняя захват так, чтобы сначала левая рука была сверху, потому правая. Выполнение такого упражнения уже за пару минут активизирует кровообращение во всем теле, обостряет внимание и работу мозга. Упражнение можно выполнять как разминку во время длительной работы за компьютером, например.

2. Еще один вариант – подушечками большого пальца вы поочередно нажимаете на все пальцы, начиная с мизинца и до указательного, потом в обратном порядке. Делайте это одновременно двумя руками, постепенно наращивая темп. Это упражнение настраивает оба полушария мозга на согласованную работу.

3. Поочередно надавливаем большим пальцем на основание каждого из пальцев. Делаем одновременно двумя руками.

4. Левой рукой делаем кулак, кисть направлена в нашу сторону, правая рука формирует стрелку, направленную в сторону кулака, ладонь развернута к нам. Дальше меняем руки, кулак делаем из правой руки, а стрелку – из левой. Постепенно увеличиваем скорость.

5. Для массажа всей поверхности ладони можно быстро покатать ребристый карандаш между ладонями, это упражнение оживляет внимание, снимает усталость, активизирует работу мозга.

6. Сжимаем и разжимаем пальцы, но левая рука выбрасывает пальцы веером, растопыренные, а правая при раскрытии делает из ладони стрелку. Потом меняем руки. Важно, чтобы руки выбрасывали пальцы из кулачков разными фигурами. Ладони смотрят на нас. Пробуем и попеременный вариант, чередуя фигуры на руках.

7. Поставьте кисти рук ладонями вверх, соединяя их в районе мизинца и ребер ладони. Сгибайте и разгибайте все пальцы обеих рук последовательно, так, чтобы образовалась волна.

Какие есть системы тренировки пальцев рук и мозга?

1. Американский музыкант и преподаватель музыки Грег Ирвин разработал подробный комплекс фитнеса для пальцев. Интерес к этой теме возник у Грега во время его учебы в музыкальном колледже. Он рассказывает, что развитию физических навыков там уделялось очень мало времени, хотя каждый студент, конечно, очень много занимался на своем инструменте. Но чтобы добиться успехов в музыке, помимо развития обязательных навыков: слухового, интеллектуального и ментального (возможности прекрасно чувствовать гармонию, мелодию и ритм), чрезвычайно важен еще и физический аспект – сила, ловкость и координация рук и пальцев музыканта.

Заинтересовавшись этим, Грег начал добавлять к своим обычным занятиям на инструменте гимнастику для пальцев и кистей рук. И через некоторое время получил очень хорошие результаты.

Упражнения Грега Ирвина развивают силу, быстроту, координацию и независимость кисти и каждого из пальцев. При этом развивается тандем пальцы – мозг, где мозг тренируется не меньше чем руки. Занятия помогают держать руки в хорошей физической форме и являются профилактикой перенапряжений и болезней кистей, что важно для тех, чья работа связана с руками, например, профессиональных музыкантов и хирургов, художников, массажистов. Упражнения очень активно развивают и тренируют самые слабые и плохо развитые мышцы наших рук и пальцев – мышцы-разгибатели.

Система занятий Грега Ирвина включает упражнения от самых простых, разогревающих, до более сложных. Найти записи на YouTube нетрудно, правда, уроки на английском языке, но Грег показывает выполнение упражнений поэтапно и начинает с совсем небольшой скорости.

2. Система Йосиро Цуцуми. Японец Йосиро Цуцуми в детстве был настолько слаб здоровьем, что врачи отмеряли ему срок жизни до 30 лет. Однако Йосиро не сдавался, сам стал врачом, изучал восточные практики и, в конечном счете, разработал оригинальную методику сохранения здоровья пальцевыми упражнениями с прикладным применением системы меридианов и расположенных на них активных точках, разработанной в восточной медицине.

В его системе есть упражнения, которые можно назвать основными. Они направлены на пробуждение в человеке психической и физической энергии, которая помогает быть более устойчивым в стрессовых ситуациях. Упражнения Йосиро Цуцуми соединяют в себе гимнастику для пальцев, массаж ладоней и тыльных сторон рук при помощи орехов или шариков, дыхательную гимнастику. Упражнений много и самых разнообразных, найти их описание легко. Одно из самых эффективных и простых, перекатывание двух орехов или шариков внутри ладони, попеременно подталкивая шарики пальцами.

Источник

 Пальчиковая гимнастика. Для чего она нужна?

   Дорогие мамы и папы! Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о пользе пальчиковой гимнастики. Возможно, кто-то из вас спросит: « А что это такое? И зачем  она нужна?»

   Я постараюсь ответить на эти вопросы…..

Но, сначала, небольшое лирическое отступление. Я родила свою долгожданную дочь в прошлом веке, смешно, но это так! Зимой 1997 года, в заснеженном Архангельске.

И, выписывая меня из роддома, мой врач, давал мне напутственное слово. Среди многих советов по уходу за ребенком, меня поразил один.  Он сказал, чтобы я каждый день 2-3 минуты массировала пальчики рук своей крохи!  На мое искреннее удивление он улыбнулся и сказал: « Умницей будет и говорить начнет рано и хорошо!». Вот так я впервые услышала о том, что массаж пальчиков ребенка, прямым образом влияет на его интеллектуальное развитие!

  Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его

пальцев!» Массаж и пальчиковая гимнастика развивают не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей малыша.

Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.

По мнению ученых, пальчиковые игры соединяют пальцевую пластику с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, а, следовательно, на развитие творческих способностей ребенка.

Упражнения для пальчиковой гимнастики проводят с учетом возраста ребенка.

Начинать пальчиковую гимнастику нужно с разминки пальчиков простого сгибания и разгибания.

  Воспитатели на каждом занятии проводят с детьми пальчиковые игры, и с каким удовольствием наши малыши это делают! Им эти занятия доставляют огромное удовольствие. Ведь пальчиковая игра-это не просто интересно, но это есть отражение в игре реального мира ребенка – предметов, людей, животных, явлений природы.

   К своим занятиям я стараюсь подбирать гимнастику в соответствии той лексической темы, которую мы с детьми изучаем.

Например: Изучаемая лексическая тема «Зимующие птицы», то пальчиковой гимнастикой будет упражнение « Кормушка».

Кормушка

Сколько птиц к кормушке нашей

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело, мы расскажем.

(машут перекрестно сложенными ладонями)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

(на каждое название птицы, дети загибают по одному пальчику, сначала на одной, затем на другой руке)

Всем хватило зернышек.

(трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)

                                                      (Н.Нищева)

 Сейчас на дворе зима. И я хочу предложить несколько пальчиковых упражнений на эту тему. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показываются позы пальцев и кисти, четко проговариваются слова.

Сначала упражнение выполняется медленно. Если ребенок не может самостоятельно сделать нужное движение, нужно взять ручку ребенка и выполнить вместе с ним . Постепенно от показа переходим к  словесным указаниям. Но я люблю делать гимнастику вместе с малышами, им это очень нравится.

    При выполнении упражнения нужно обращать внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста!

 Ну что ж, начинаем! Зимняя пальчиковая гимнастика.

Упражнение №1.

«Маленький Егорка»

Маленький Егорка, топает по горке

(Средний и указательный пальчики шагают по столу)

Взял саночки

(кулачок правой руки кладем на плечо)

Вжи-и-ик! Поехал к мамочке!

(скатывается кулачок по руке)

Повторяем

Снеговик

Мы слепили снежный ком

(лепим интенсивно двумя руками комок)

Шляпу сделали на нем

(соединяем кисти рук в кольцо и кладем на голову

Нос приделали и в миг

(приставляем кулачки к носу)

Получился снеговик!

(обрисовываем 2 руками фигуру снеговика)

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

(загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

(шагаем средним и указательным пальцами по столу)

Бабу снежную лепили

(лепим интенсивно двумя руками комок)

Птичек крошками кормили

(трем большим пальцем по указательному)

С горки мы потом катались

(проводим указательным пальцем  правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись

(кладем ладони на стол то одной, то другой стороной)

И снежками мы кидались

(имитируем броски снежков)

Все в снегу домой пришли

(отряхиваем себя ладошками)

Съели суп, и спать легли!

(движения воображаемой ложкой, ладошки под щечку)

                                     (Е. Петрова)

   Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию пластики рук, развитию речи, она прекрасно тренирует память малышей. Ведь каждый раз мы проговариваем весь текст громко и четко, поэтому дети его легко запоминают и опять же, с удовольствием, эти стишки декламируют!

И еще, заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой не только полезно, но и приятно. Эти занятия создают непринужденную, радостную атмосферу единения вас и вашего ребенка! Вы увидите, как он будет рад этим занятиям и будет любить вас еще больше!

Даже при вашей сверхзанятости можно и нужно найти 3-5 минут для своего маленького человечка!

Для того чтобы найти нужные вам упражнения, не нужно бежать в библиотеку, к психологу, а нужно просто набрать в поисковой строке Интернета « пальчиковая гимнастика для детей» и выбрать то, что вам и ребенку понравится!

Удачи вам! Любви и терпения к собственному ребенку!

  Материал подготовила Гагарина Т.П. воспитатель 2 средней группы

  ГБДОУ детский сад №9. Московского района г.Санкт-Петербурга

Источник

Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями. В этой статье мы расскажем о том, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах и пользе для развития детей.

О пользе пальчиковой гимнастики

Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:

  • Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
  • Развитию координации движений;
  • Подготовке руки к письму;
  • Расширению словарного запаса;
  • Развитию внимания, памяти, воображения;
  • Снятию эмоционального и умственного напряжения;
  • Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.

Пальчиковые игры известны человеку уже много лет. Задолго до научного подтверждения того, что речь малышу зависит от развития мелкой моторики, наши предки заметили, что поглаживание и массаж пальцев приносят ребенку большую пользу.

О пользе пальчиковой гимнастики

Как играть с ребенком?

Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок». Пальчиковые игры с детьми второго года жизни также пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. Двухлетки уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость. Наиболее популярными среди родителей на данный момент являются пальчиковые игры под музыку Е. Железновой, например: «Червячки», «Паучок», «Часы», «Перчатка» и многие другие. Их текст, движения и музыку без труда можно найти в интернете.

Общие рекомендации для родителей:

  • Перед игрой создайте позитивный настрой;
  • Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
  • Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
  • Не играйте больше 5 минут подряд;
  • Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
  • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.

Не заставляйте ребенка заниматься пальчиковой гимнастикой, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда малыш сам этого захочет.

Общие рекомендации для родителей

Виды пальчиковых игр

На сегодняшний день придумано множество пальчиковых игр. Условно их можно разделить на несколько видов, один из которых обязательно приглянется Вашему малышу.

  • Малоподвижные игры со стихотворным сопровождением учат ребенка внимательно слушать слова и повторять за взрослым. Сопровождение движений речью благотворно сказывается на развитии интеллектуальных способностей малыша. Примеры пальчиковых игр данного вида:

«Фонарики»

Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину)

«Кошка на ладошке»

Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)

На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)

И пошла, пошла, пошла – (ходим пальчиками по ладони)

Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)

Виды пальчиковых игр

  • Пальчиковые игры с элементами массажа. В этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (движения расправленными ладонями вверх-вниз)
Мы капусту трём, трём, (трем кулаками друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (пальцы складываем в щепотку, солим)
Мы капусту жмём, жмём, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам! (пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту)

Пальчиковые игры – это универсальная «развивающая игрушка», которая всегда у Вас под рукой. Тематику игр можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка.

  • Пальчиковые игры с предметами. Выполнение ритмичных движений с использованием различных предметов (карандашей, массажных мячиков, шишек и т.д.) активизируют отделы мозга, которые отвечают за речь.

«Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда. Мне щекотно, да, да, да! (катаем массажный мячик по ладошке)
Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь! (прячем мячик за спиной)

Пальчиковые игры

  • Игры-манипуляции. Чтобы разнообразить игры и повысить интерес малыша к занятиям, можно использовать пальчиковые игрушки (например, персонажей сказок или животных). Пальчиковый театр развивает у детей речь, внимание, воображение и творческие способности.

  • Кинезиологические пальчиковые игры. Это своеобразная «гимнастика для мозга», которая активизирует межполушарное взаимодействие, улучшая тем самым мыслительную деятельность. Такие игры подходят старшим дошкольникам, так как требуют от ребенка достаточно высокой концентрации внимания и усидчивости. Примером кинезиологической игры является игра «Пальчики здороваются», в которой нужно последовательно соединять указательный, средний, безымянный палец и мизинец с большим пальцем.

Выводы

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.
 

Выводы

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно относятся к личности ребенка и его индивидуальным особенностям. Профессиональные педагоги помогут Вашему малышу гармонично и активно развиваться и раскрыть свой внутренний потенциал. Мы открыты для Вас!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия 

Источник

Консультация для родителей

«Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т.к. мозг напрямую связан с работой пальцев.  К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между мамой и ребенком. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики). “Пальчиковая гимнастика” являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

                                             

“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

                         

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его надо похвалить

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.

Практические занятия:

                               

Упражнение 1

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

Упражнения 2

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Упражнения 3

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Упражнения 4

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

Источник