О пользе деревьев для детей детского сада
Елена Подъякова
Беседа с детьми средней группы о разнообразии и пользе деревьев
Беседа о разнообразии деревьев и их пользе.
В. Ребята, отгадайте загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (деревья)
(Дети отгадывают загадку).
В. Правильно, это деревья. Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою. Деревья зимой отдыхают. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород.
В. Ребята, назовите лиственные деревья, которые вы знаете.
Дети: лиственные деревья: береза, дуб, осина и т. д.
Хвойные деревья: сосна, ель, лиственница, пихта.
В. Растут деревья – в лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.
У дерева есть: корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.
В. Посмотрите на картинки, назовите дерево, которое на ней изображено.
Давайте опишем дерево.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, на сосне есть шишки
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
В. А сейчас мы немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, которая называется «Корни»:
Друг от друга деревья росли далеко, («деревья» обеими кистями)
Человеку пройти этот путь не легко, («человечек»)
Только корни деревьев однажды сплелись, («корни деревьев»)
Будто дерева 2 навсегда обнялись. («деревья»).
Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
6. Воспитатель предлагает нарисовать – деревья летом.
Дети рисуют деревья карандашами.
В. Следующее наше задание назови «Какой листик?».
Если лист дуба, то он (какой) – дубовый.
Если лист березы, то он – … (березовый).
Если лист рябины, то он – … (рябиновый).
Во множественном числе:
Листья на клене – кленовые.
Листья на рябине – рябиновые.
Листья на березе – березовые.
Листья на дубе – дубовые.
В. Отгадайте загадки.
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это. (клен)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой. (осинки)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует. (сирень)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши. (березки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это. (дуб)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась. (ива)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это. (тополь)
В. Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые. И сейчас на участке нашего детского сада мы будем сажать молодые деревца.
Ирина Овсянникова
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы «Какую пользу приносит лес?»
Интеграция образовательных областей:
“Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”
Виды детской деятельности:
познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи:
1. Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе
2. Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;
3. Воспитывать уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты:
имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.
Материал:
зеленый листок дерева
иллюстрации деревьев
использование ТС
Словарь:
Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.
Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.
Содержание организованной деятельности детей:
– Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?
– Ответы детей.
– Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют “зелеными легкими” планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету,поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина – тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли. Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
– А как вы думаете, что еще дают нам леса?
– Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.
В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева.Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
– А чем полезна людям красавица – сосна?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
– Какое дерево мы забыли?
Ну, конечно, нашу любимицу – березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты – верхнего слоя коры березы – крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок – сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
– Послушайте стихотворение:
Березовый сок.
На березе поутру
Дятел продолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже –
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила,
Сладким соком оделила!
Очень красивое и полезное дерево – тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.
– А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.
Лес – “зеленые легкие”нашей планеты:
– хранитель вод, защитник водоемов;
– защитник почвы;
– источник древесины;
– источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;
– дом для растений, животных, грибов;
– место, где человек может отдохнуть.
– Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?
ответы детей;
– Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?
ответы детей;
– А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.
Интеграция образовательных областей:
“Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”
Виды детской деятельности:
познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи:
- Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе
- Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;
- Воспитывать уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты:
имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.
Материал:
- зеленый листок дерева
- иллюстрации деревьев
- использование ТС
Словарь:
Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.
Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.
Содержание организованной деятельности детей:
– Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?
– Ответы детей.
– Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют “зелеными легкими” планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина – тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли . Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
– А как вы думаете, что еще дают нам леса?
– Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.
В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
– А чем полезна людям красавица – сосна?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
– Какое дерево мы забыли?
Ну, конечно, нашу любимицу – березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты – верхнего слоя коры березы – крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок – сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
– Послушайте стихотворение:
Березовый сок.
На березе поутру
Дятел продолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже –
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила,
Сладким соком оделила!
Очень красивое и полезное дерево – тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.
– А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.
Лес – “зеленые легкие” нашей планеты:
– хранитель вод, защитник водоемов;
– защитник почвы;
– источник древесины;
– источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;
– дом для растений, животных, грибов;
– место, где человек может отдохнуть.
– Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?
ответы детей;
– Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?
ответы детей;
– А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.
Альбина Сакаева
Конспект занятия «Что мы знаем о деревьях»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №30 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект ООД по экологии:
«Что мы знаем о деревьях»
для детей старшего дошкольного возраста
[/b]
Воспитатель: Сакаева Альбина Ямилевна.
МБДОУ Детский сад № 30
Г. Уфа, ул. Степана Халтурина, 47/1
Т. 223-37-49
2017г.
Цель: Дать экологические знания о деревьях, лесе.
Задачи:
-Учить выявлять и разрешать противоречия, проблемные ситуации, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.
– Закреплять умение отличать старые деревья от молодых, побуждать к осознанному пониманию значения деревьев в жизни человека.
– Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.
Словарная работа: закреплять умение грамматически правильно строить предложения, упражнять в образовании существительных творительного падежа; уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.
Обогащение словаря: подлесок, крона, древесный.
Активизация словаря: Благоухает, кислород, минеральные вещества, кора, корявый, шершавый; ельник, сосновый бор, дубрава, смешанный лес, березовая роща, тайга.
Оборудование:дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Кто кем был?», «Кто кем или чем будет».
Демонстрационный материал: картинки с изображением строения молодых и старых деревьев, картинки с изображением леса, тайги.
Предварительная работа: целевые прогулки в парк, рассматривание картин известных художников; рассматривание иллюстраций; составление загадок и чтение стихов о деревьях; создание гербария; чтение художественной литературы о природе; труд в природе (уход за деревьями).
Ход занятия:
Воспитатель: Если вы отгадаете,то я покажу отгадку:
«Весной веселит, Летом холодит,
Осенью питает, Зимой согревает» (Дерево).
Докажите, что вы дали правильный ответ (весной дерево цветет, благоухает, радует нас своей красотой. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на многих деревьях (на фруктовых, на яблонях, грушах, сливах и т. д.) поспевают плоды. Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печи.
Воспитатель вывешивает картинку № 1 с изображением дерева.
Поиграем в игру «Хорошо – плохо?»
Выросло высокое дерево. Это хорошо?
Это хорошо. Это свежий, чистый воздух (дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы. фабрики, машины, а отдает кислород –это чистый воздух).
Это прохлада — (в жару спасаемся в тени дерева).
Это красота, чистота, здоровье.
А может быть плохо? Да. (Закрывает свет солнца, во время сильного ветра высокое дерево может упасть, что нибудь разрушить.)
Как быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей. Что делать? (Правильно. Деревья надо обрезать. Старые, гнилые, больные вырубать, сажать и выращивать новые).
Воспитатель вывешивает картинку № 2
Что вы видите? Правильно, части дерева. Назовите и опишите (ствол дерева внизу толстый, вверху тоньше, покрыт корой. От стволов идут ветки, на них иголки или листья, в плодах семена. Корни находятся глубоко в земле, их не видно).
Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? (кора защищает дерево). А отчего может его защищать? (от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок). Кора защищает только ствол дерева? (нет и ветки). А, что случится, если у дерева повредить кору? (дерево может не погибнуть, а болеть будет обязательно). А что будет, если у дерева подрезать ветки? (если не очень коротко, то крона станет гуще).
Может дерево жить без корней? (нет, корнями дерево крепко держится в земле, корни берут из почвы воду, минеральные вещества).
Отгадайте загадку: «Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем.»
Может быть это лес? Давайте поразмышляем. (В лес можно зайти с любой стороны, у него нет дверей. В лесу растет много деревьев. Летом они все зеленые, поэтому дом зеленый. Раз деревьев много, то, если пойдет дождь, можно спрятаться в лесу, как под крышей)
А чудеса? (В лесу живут разные звери, птицы, растут грибы, ягоды, цветы и т. д.) Разве это не чудо?
Физкультминутка: «Деревья в лесу»
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.
Поиграем еще раз в игру «Хорошо – плохо».
Ходить в лес хорошо? (Да, в лесу свежий воздух, там прохладно, много кислорода, красиво. В лесу хорошо отдыхать, слушать, пение птиц, собирать грибы, ягоды, цветы и т. д.)
А может быть плохо? (Да, может закружиться голова от свежего воздуха, можно поцарапаться о ветки деревьев. Можно заблудиться, испугаться, встретить змею, может укусить клещ, можно споткнуться о корни старых деревьев, упасть, удариться.)
Так надо ли детям ходить в лес? (Надо, но со взрослыми, слушаться их, не оставаться, кричать а-у, быть очень внимательными, осторожными и т. д.)
Всегда ли дерево такое? (Показывает на карту № 1)
Правильно, раньше оно было тонким, низким. А еще раньше? (Раньше было семечком) При каких условиях из семени прорастает стебелек? (Нужна вода, свет, тепло). Правильно, вот таким дерево было в детстве и юности; показывает картинку № 4.
А теперь поиграем в игру «Кто кем был?»
Дуб –желудем,
Пень –деревом,
Сук –веткой,
Болото –озером,
Яблоко – семечком,
Ягода –цветком,
Кедр—орешком,
Бабочка – гусеницей,
Мука — зерном,
Береза — сережкой.
Воспитатель вывешивает картинку № 5.
Что это? Правильно, части молодого деревца. Опишите их, пожалуйста. (Ствол –тонкий, легко гнется. Ветки – тонкие как прутики. Листья маленькие, нежные. Молодое деревце это хорошо? (Да, у него все впереди, оно вырастет большим и красивым. Оно нежное, хрупкое, у него мягкие листочки и т. д.)
Молодое деревце это плохо? (Да, его можно сломать, тонкую кору могут обгрызть козы, мыши, тогда дерево погибнет. Все хотят срубить елочку к Новому году. У деревца слабые корни—его легко выдернуть из земли и т. д.)
Как же помочь молодому деревцу? (Его надо огородить, не ломать тонкие ветки, поливать).
Воспитатель вывешивает картинку № 6, обращает внимание на то, что маленьких деревьев, не достигших высоты основного лесного массива, много. Их можно назвать подлеском. Если человек уже не ребенок, но еще и не взрослый, то его называют подростком. А молодой лесок – это подлесок. В подлеске растут елочки, березки, рябинки, бегают звери, летают птицы.
Воспитатель: Давайте подумаем, что произойдет с деревом в будущем? (Оно станет выше, толще, потом состариться). Верно, вот оно старое, могучее дерево. Вывешивает картинку № 7.
С возрастом строение дерева меняется. Ствол становиться могучим, не обхватишь, толстая, шершавая, ветки корявые, листья жесткие. Корни толстые, древесные, выступают из коры.
А теперь отгадайте загадку: «В лесу родился, в лесу вырос, а в дом пришел, всех к себе собрал (стол).Воспитатель: Докажите, что это так? (Дерево выросло в лесу, а потом из него сделали стол, и все члены семьи собрались за столом).
А может быть это диван? (Его сделали из дерева, которое выросло в лесу, и вечером вся семья собирается на диване).
Поиграем в игру : «Кто кем или чем будет?»
Дерево – столом, избой, дровами, доской.
Икринка – рыбой, головастиком, мальком.
Цветок –ягодой, яблоком, грушей, огурцом.
Ветка — сучком, веником, прутом.
Яйцо — яичницей, крокодилом, змеей, черепахой, цыпленком.
Лист – лекарством, удобрением, гербарием.
Воспитатель вывешивает картину № 9.
Что вы видите? (Много старых деревьев) Это дремучий лес, в котором очень много старых деревьев. Он называется тайгой. В тайге очень легко заблудиться, в ней много ягод, грибов, водятся разные звери.
Ребята, а какие вы еще леса знаете? (Березовая роща, смешанные леса, ельник, сосновый бор, дубрава.)
Вот как много мы узнали о деревьях! Надеюсь,вы поняли главное: деревья, лес – это дом для растений, птиц, животных, поэтому его надо беречь.
Чтобы воздух был чист и светел.
В каждом дереве клад богатый,
Лишь открыть его нужно ребятам.
Не губите лес, оберегайте,
возле дома деревья сажайте.
Встанет лес из деревьев разных
И земля наша будет прекрасной!